17-18 февраля 2024 г. в г. Самаре прошел четвертый межрегиональный лекторий по историческому фехтованию, инициированный творческим коллективом “Castrum Fluminis”. Это крупное образовательное событие для специалистов и любителей искусства фехтования, на котором они могут не только посетить тематические лекции и мастер-классы, но и обменяться собственным опытом с признанными специалистами. На мероприятии присутствовали фехтовальщики из Ижевска, Казани, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Тольятти и Томска.
В число спикеров лектория вошел Виктор Лобанов, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ и педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Томска. Он рассказал участникам мероприятия о методике обучения технике ударов в фехтовании на саблях и мечах, провел мастер-класс «Сложные ответы в фехтовании на длинных мечах». Вместе с занятиями, проведенными другими специалистами (фехтовальщик и реконструктор Михаил Даньшин, Заслуженный тренер России Кирилл Кандат, культуролог Нина Никитина), лекция и семинар Виктор Лобанова содействовали росту методического и технического мастерства слушателей. Благодаря усилиям представителям “Castrum Fluminis”. (Денис Гадалин, Дмитрий Терехов) очередной лекторий, бесспорно, удержал высокий педагогический и коммуникативный уровень, который отличал его проведение в предыдущие годы. Это заставляет надеяться, что добрая традиция проведения лектория продолжится и в дальнейшем.
17 февраля на базе экспериментальной площадки Парка ИОП МАДОУ №53 «Рябинушка» г. Томска прошел практико-ориентированный семинар «Эффективные практики инклюзивного образования: разные подходы для разных детей».
В рамках семинара педагоги стажировочных площадок Научно-методического центра ТГПУ провели 21 мастер-класс различной направленности.
Участники мероприятия обменялись педагогическим опытом работы с особыми детьми, поделились новыми продуктивными способами и формами работы в инклюзивном образовании.
8 февраля 2024 года, в День российской науки, на телеканале «Россия 24» состоялась премьера документально-просветительского фильма «Мыслители», снятого к 300-летию Российской академии наук. В фильме показаны перспективы и достижения современной российской науки через портреты ведущих учёных России, академиков Российской академии наук.
Поздравляем с назначением повышенной государственной академической стипендии магистрантов Института развития педагогического образования Ли Анастасию, Матросову Кристину за достижения в научно-исследовательской деятельности;Байгулову Дарью, Начарову Анастасию, Пеньдяк Карину, ЧайковскуюАнастасию за достижения в общественной деятельности 1 степени;Попову Татьяну, Разумову Алину за достижения в общественной деятельности 2 степени!
В соответствии с Образовательным проектом «Современная педагогика без границ» Института развития педагогического образования 23 февраля состоится открытая лекция Ефремовой-Шершуковой Н.А., зав. кафедрой педагогики и управления образованием, посвященная проблемам инклюзивного образования в вузах.
Это первая из запланированных лекций, проводимых соместно с университетом Мирас (Республика Казахстан) в рамках международного образовательного партнерства.
8 февраля 2024 года, в День российской науки, участники семинара Школы педагога-исследователя вместе со спикером Вячеславом Алексеевичем Стародубцевым, доктором педагогических наук, профессором проанализировали возможности использования статистических методов в научно-педагогических исследованиях. Рассмотрев основные задачи и вопросы построения педагогического эксперимента, разобрали особенности оценки результатов научных работ (критерии, показатели, индикаторы), на практике отработали варианты установления корреляционной связи различных событий и явлений, составляющих доказательную базу исследований.
МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ: Денис Олегович Андаев, аспирант ТГПУ: Отличный семинар. Полезный с точки зрения практики проведения эксперимента. Спасибо! Рад, что получилось присутствовать на семинаре! Елена Николаевна Дудина, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ: Замечательный семинар, полноценные ответы, ценные рекомендации! Вера Степановна Стародубцева, канд. экон. наук, доцент, доцент Горно-Алтайского государственного университета: Для меня, как кандидата экономических наук, знакомого и применяющего в образовательной деятельности различные статистические методы при обучении экономистов, четкое и последовательное изложение на семинаре такого непростого вопроса позволило по-новому взглянуть на конкретные преимущества и недостатки того или иного метода при их применении в педагогических исследованиях, и, что очень важно при объективной оценке результатов констатирующего и формирующего экспериментов, корреляционной связи, определении критерия Фишера, как оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок.
Поздравляем наших аспирантов Акулову Елену Геннадьевну, аспиранта 3 курса, обучающуюся по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профилю) Общая педагогика, история педагогики и образования, и Яковлева Игоря Николаевича, аспиранта 2 курса, обучающегося по научной специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, с назначением повышенной государственной стипендии на второй семестр 2023/2024 учебного года за высокие достижения в научно-исследовательской деятельности!
Научно-исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ в рамках празднования Дня российской науки организовала проведение Круглого стола о перспективах внедрения технологий генеративных нейросетей и допустимости их использования в работах студентов (в том числе, при написании дипломной работы).
В ходе Круглого стола «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?»был поднят широкий круг вопросов, связанный с внедрением искусственного интеллекта (далее – ИИ) в учебный процесс организаций общего и высшего образования:
Каковы сложившиеся практики использования ChatGPT и ИИ студентами?
Является ли академическим мошенничеством использование таких инструментов при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР)?
Нужно ли студентов специально учить использованию технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT? Необходимо ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты ОУ?
Что следует регламентировать в первую очередь (запрет, маркировка использования)?
Как ChatGPT и ИИ влияют и повлияют в будущем на качество обучения? Готовы ли к этому общество, государство, работодатели?
Заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды ИРПО ТГПУ Андрей Глухов во вводной части описал национальные стратегии развития технологий ИИ в различных странах, существующие этические и законодательные ограничения, разрабатываемые в рамках этических кодексов, законодательных инициатив и Руководств по использованию (в том числе, Руководства ЮНЕСКО по использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях), а также результатах исследования Лаборатории факторов и барьеров цифрового принятия/сопротивления внедрению технологий ИИ в образование со стороны педагогического сообщества (учителей, преподавателей, студентов).
Научные сотрудники Института дистанционного образования НИ ТГУ аналитик-исследователь лаборатории непрерывного образования Яков Дмитриев и специалист отдела методического сопровождения электронного обучения Ульяна Савченко рассказали о результатах анализа проведенного большого социологического опроса, посвященного описанию образовательных практик студентов и преподавателей ТГУ по использованию ChatGPT и других генеративных нейросетей, а также о методических приемах использования генеративных нейросетей в работе преподавателя.
Профессор кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ Вячеслав Алексеевич Стародубцев высказал позицию о допустимости использования ChatGPT на стадиях предварительного поиска информации и подготовки аналитики студентами. Преподаватель Томского государственного педагогического колледжа Елена Степаненко рассказала о собственном опыте использования в работе генеративных нейросетей и практиках студентов колледжа. Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП ТГПУ, сделала акцент на роли преподавателей в повышении культуры работы студентов с информацией. Сотрудники технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Сазанова,Ольга Санфирова, Татьяна Петрова, Руслан Пак, Нина Скачкова и Альфира Бодрова высказали свои установки и видение вариантов использования ИИ в деятельности педагога, учебном процессе и оценке студентов.
В целом, все участники Круглого стола согласились с оценкой подрывного потенциала технологий ИИ в образовании и необходимости выработки общих рамок видения, организации и допустимых вариантов использования технологий ИИ в образовании совместно педагогическим сообществом, государством и работодателями с целью повышения качества образования.
14.02.2024 в 14:00 в библиотеке Круглый стол «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?».
Приглашаются преподаватели и все, заинтересованные в данной теме.
Аннотация: Каковы сложившиеся практики использования ChatGPT и ИИ студентами? Является ли академическим мошенничеством использование таких инструментов при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР)? Нужно ли студентов специально учить использованию технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT? Необходимо ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты ОУ? Что следует регламентировать в первую очередь (запрет, маркировка использования)? Как ChatGPT и ИИ влияют и повлияют в будущем на качество обучения?
Модератор: Глухов Андрей Петрович, доцент кафедры педагогики и управления образованием