Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Терминология исследования как показатель готовности исследователя

13 декабря 2024 г. в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира» состоялся научно-практический семинар Школы педагога-исследователя «Терминология научно-педагогических исследований».

1

Новый формат семинара, совмещающего в рамках единой тематики лекцию опытного ученого, доклад аспиранта и дискуссию участников события, позволил сделать вывод, что точно используемая терминология является одним из показателей готовности исследователя к представлению диссертации к защите.

С интерактивной лекцией выступила Ольга Николаевна Игна, д-р пед. наук, доцент, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ИРПО ТГПУ. Ольга Николаевна раскрыла особенности развития педагогической терминологии, типичные ошибки отбора и употребления терминологии в научно-педагогических исследованиях, причины их появления и многие другие вопросы.

Доклад о промежуточных результатах исследования представил Георгий Богданов, аспирант третьего года обучения Института развития педагогического исследования. Георгий подробно рассмотрел применяемую в диссертации терминологию с ее обоснованием.2

Завершила встречу дискуссия с постановкой ключевых вопросов использования терминологии в современных педагогических исследованиях и обозначением выводов встречи. Дискуссию провела Ольга Рамазановна Нерадовская, канд. пед. наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией качества научно-педагогических исследований, модератор семинара.

«Семинар Школы стал не только площадкой по обмену опытом между опытными и молодыми исследователями, но и частью единого научно-образовательного пространства педагогического университета, влияющего на качество исследовательской подготовки аспирантов и качество научного руководства», - считает Ольга Рамазановна.

34.jpg

Всероссийская научно-практическая конференция "Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира"

13 декабря состоялась, инициированная Институтом развития педагогического образования,  Всероссийская научно-практическая конференция "Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектностьв условиях цифрового мира"

На пленарной сессии было представлено четыре доклада, два из которых, Поздеевой Светлана Ивановны, профессора ТГПУ и Егоровой Галина Ивановна (д-р пед.наук, СурГПУ) были посвящены особенностям проявления субъектности в исследовательской деятельности. фото9

 

Гостья из Новосибирска, Немчинова Любовь Сергеевна (НГПУ) говорила о значимости подготовки будущих педагогов к реализации этой позиции в будущей профессиональной деятельности. Направление, связанное с цифрой и искусственным интеллектом, представила Мацепуро Дарья Михайловна, доцент ТГУ, директор Сибирского центра изучения искусственного интеллекта и цифровых технологий, которая акцентировала внимание на этических рамках применения искусственного интеллекта в разных сферах, в том числе в сфере образования и исследовательской деятельности.фото11.jpg

В рамках конференции в этом году действовало четыре секции для представления докладов, в работе которых приняли участие коллеги из Москвы, Уфы, Петрозаводска, Новосибирска, Красноярска, Мариуполя (ДНР). Был представлен опыт вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность студентов и школьников, представлены решения проблем, связанных с сохранением субъектой позиции обучающихся, с применением самых разных цифровых инструментов.фото10фото12фото13

 

Проектная сессия по разработке регламентов применения искусственного интелекта в исследовательских работах студентов

13 декабря в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Организация проектной и  исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира"   деканы, заведующие кафедр собрались в рамках проектировочной сессии, посвящённой актуальномым вопросам для высшего образования:

- Каким образом должно быть регламентировано отношение внутри университета к использованию искусственного интеллекта при написании исследовательских (курсовых и выпускных) работ?

- Какой позиции должен придерживаться ВУЗ?

Модераторами сессии были Глухов Андрей Петрович, руководитель лаборатории формирования цифровой образовательной среды и киберсоциализации Парка ИРПО и научный сотрудник зеркальной лаборатории ТГПУ и ВШЭ, кандидат психологических наук Заграничный Антон Игоревич.

фото8.jpg

В проектной сессии было три такта. На первом такте рассмотрели возможности применения искусственного интеллекта в образовании, обсудили, что можно взять на вооружение преподавателем, что уже широко используется, в том числе студентами. На втором такте рассмотрели политику отношения к искусственному интеллекту на уровне мирового  образовательного сообщества, российскую политику, а также уже принятые с декларации в практике отдельных университетов. На третьем такте были совместно сформулированы мнения , которые могут определить политику Томского государственного педагогического университета в отношении применения искусственного интеллекта, что послужит основой для принятия соответствующих документов в ближайшее время.

фото7jpg.jpg

Мастер-класс по представлению технологии исследовательских проб

13 декабря в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Организация проектной и исследовательской  деятельности: субъектность в условиях цифрового мира" экспериментальной площадкой Парка инновационных образовательных практик был реализован мастер-класс по представлению технологии исследовательских проб.фото4.jpg

Мастер-класс был проведён педагогами экспериментальной площадки Егоровой Аллой Владимировной, Савченковой Ларисой Николаевной, Орловой Наталией Андреевной (29 гимназия города Томска), а участниками стали две группы пятого курса института детства и Арт педагогики. Так проходит, во-первых, обновление содаржания педагогических дисципллин, а во-вторых, трансфер разработок Парка в реальную образовательную практику.

фото5фото6

 
 
 
 

Встреча с заместителем губернатора Киселёвой Наталией Александровной

5 декабря в Томском государственном педагогическом университете прошла рабочая встреча с заместителем губернатора Киселёвой Наталией Александровной.

На встрече присутствовали ректор ТГПУ, Макаренко Андрей Николаевич, директор ИРПО  Семенова Наталия Альбертовна, доцент ФМФ Подстригич Анна Геннадьевна,  директор центра физико-математического образования Червонный Михаил Александрович, преподаватель кафедры педагогики и управление образованием Яковлев Игорь Николаевич, методисты и учителя города Вологжанина Елена Ивановна (Губернаторский Светленский лицей), Буркова Татьяна Дмитриевна (СОШ №16).

С весны 2024 года ведётся работа над разработкой  содержания учебных дисциплин для инженерных классов региона: были проведены стратегические сессии, в которых участвовали учителя школ, методисты, преподаватели ВУЗов Томска. Результатом такой работы стал комплекс программ по физике, математике, информатике, технология, химии, биологии. На данной рабочей встрече обсуждались программа по физике и математике, определялись перспективы их дальнейшего совершенствования.

Томский государственный педагогический университет  на данный момент является организационным центром по координации  работы всех участников рабочих групп. Затем 10.12.2024 в НБ ТГПУ состаялась проектная сессия по планированию продолжения работы по разработке программ для инженерных классов с учетом возможностей региона.

фото2фото3

Заседание круглого стола "Педагогические ВУЗы стран СНГ для поддержки семейного воспитания: традиции, опыт, перспективы"

4 декабря 2024 года Евразийской ассоциацией педагогических университетов было организовано международное заседание круглого стола "Педагогические ВУЗы стран СНГ для поддержки семейного воспитания: традиции, опыт, перспективы".

В заседании приняли участие представители всех педагогических ВУЗов Российской федерации, а также представители стран СНГ- Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.Спикеры представляли подходы, реализуемые педагогическими вузами стран СНГ для поддержки семей, формирования родительской компетентности.

Томский государственный педагогический университет представляла Семёнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования с темой "Подходы к обеспечению готовности будущих педагогов к взаимодействию с родителями на основе учёта затруднений и запросов субъектов взаимодействия'. Был описан  опыт анализа родительских вопросов и затруднений, на основе поступающих в Центр поддержки центр поддержки семьи, а затем, основываясь на данном анализе, обновляются держание дисциплин и работу со студентами.

Фото 1

З место в Олимпиаде «Педагог - профессия будущего»!

Поздравляем команду «Управленцы» (Гончарова Максима Сергеевича, Вахрушеву Дарью Александровну, Чемерова Степана Александровича и Шиманьски Петра, магистрантов группы 1441М, направления подотовки Педагогическое образование, направленность (профиль) Управление в сфере образования) с успешным выступлением на Межрегиональной студенческой олимпиаде по педагогике «Педагог - профессия будущего»! Олимпиада была приурочена к 110- летию высшего педагогического образования на Вятке. Организатор: Вятский государственный университет.

Это замечательное достижение, которое подчеркивает их труд и преданность выбранной профессии. Успех в создании видео-визитки, тестировании и интерпретации данных успеваемости говорит о высоком уровне подготовки и командной работе. Также стоит отметить важную роль руководителя, Надежды Александровны Ефремовой-Шершуковой, в поддержке и наставничестве студентов. Желаем дальнейших успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности!

 

Диплом 3 место управленцы Томск page 0001

Итоги проведения Недели творческой педагогики в Институте развития педагогического образования ТГПУ

творческая педагогикаС 9 по 14 декабря кафедра педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ провела традиционную Неделю творческой педагогики. Мероприятия недели позволили студентам, педагогам и всем желающим познакомиться с уникальными методами и подходами к образовательной деятельности.

Программа включала мастер-классы, деловые игры, воркшопы, киноклубы и рефлексивно-проектные семинары. Одним из ключевых событий стал воркшоп «Инновации и интеллект: технологии ИИ в управлении и учебном процессе», который объединил магистрантов, преподавателей и представителей лабораторий КФЦОС ИРПО ТГПУ и ЛИвО НИУ ВШЭ. Участники обсудили применение искусственного интеллекта в образовательной практике и управление учебными процессами.

Мастер-классы, такие как «Образовательное событие как фактор формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов» и деловая игра «Игры поколений», помогли участникам получить практические навыки работы с детьми и освоить современные образовательные технологии.

Особое внимание привлекли рефлексивно-проектные семинары, где под руководством доцента С.Н. Колпакова участники разбирали актуальные вопросы педагогической деятельности. Завершилась неделя киноклубом «Лучше горькая правда, чем… А лучше ли?», который способствовал развитию критического мышления и навыков анализа.

Организаторы поблагодарили всех участников и модераторов за вклад в создание насыщенной образовательной программы, отметив, что мероприятия недели стали не только полезными, но и вдохновляющими для дальнейшего профессионального роста.

КОНСОЛИДИРУЕМ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ РЕГИОНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

29 ноября 2024 года на базе МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска в рамках практических занятий дисциплины «Управление образовательными инновациями» состоялась стажировка для магистрантов второго курса Томского государственного педагогического университета (преподаватель: Нерадовская Ольга Рамазановна, канд. пед. наук, заместитель директора Института развития педагогического образования).

WhatsApp Image 2024 12 20 at 09.46.30 1

МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) благодаря проекту «Формирование современной инженерной культуры школьников». Период реализации проекта: 2023-2026 гг. Одна из целей проекта – консолидация сил общеобразовательных учреждений, ВУЗов, инженерных предприятий и фирм, учреждений дополнительного образования города и региона вокруг идеи реализации современной инженерной культуры школьника.

WhatsApp Image 2024 12 20 at 09.46.30 2

Стажировку провели Чабан Михаил Петрович, заместитель директора по содержанию образования, Вершинин Алексей Сергеевич, методист, которые представили опыт создания и реализации федеральной инновационной площадки на базе МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска. На стажировке магистранты Томского педагогического университета приобрели успешный опыт работы с текстом заявки проекта, определения направлений деятельности, целей и задач проекта; обоснования его значимости, кадрового обеспечения, средств контроля и рисков, внедрения, распространения и обоснования устойчивости результатов проекта. Знакомство с инновационным образовательным пространством школы позволило эффективно освоить такие темы курса, как типы, виды, уровни инноваций, ее жизненный цикл и другие.

Студенты Томского педагогического университета отметили продуктивность встречи и важность подобных встреч для дальнейшей профессиональной деятельности.

WhatsApp Image 2024 12 20 at 09.46.30

«Цель инновационного проекта школы во многом созвучна нашей позиции. Идея освоения студентами педагогического вуза успешных механизмов реализации инновационных проектов региональной системы образования в форме стажировки на базе ФИП возникла в 2021 году. Ее реализация началась в 2023 году. В 2024 году наша идея получила свое развитие, обогащая образовательный процесс в вузе успешными инновационными практиками региона», - комментирует Ольга Рамазановна.

Томский государственный педагогический университет выражает признательность и благодарность руководству и коллективу МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска за предоставленную возможность и организацию стажировки!

С более подробной информацией о серии стажировок магистрантов ИРПО ТГПУ можно ознакомиться по ссылке: https://tspu.ru/news/28408-poseshcheniem-konferentsii-posvyashchennoj-kontseptsii-emotsionalnogo-obrazovaniya-v-irpo-zavershilas-stazhirovochnaya-programma-dlya-magistrantov.html

 

 

V Всероссийская научно-практическая конференция: «Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира»

13–14 декабря 2024 года состоится V Всероссийская научно-практическая конференция, организованная Институтом развития педагогического образования ТГПУ.

Конференция пройдет в смешанном формате: очно и онлайн. Доклады участников будут сопровождаться обсуждением. Также предусмотрены очные мастер-классы на базе стажировочных площадок.

Ознакомиться с программой конференции можно по ссылке 

WhatsApp Image 2024 12 12 at 20.14.40

Контактные данные оргкомитета:

E-mail: pedforum@tspu.ru
Телефон: (382-2) 311-300, вн. 3215.

Приглашаем ученых, педагогов, представителей образовательных организаций и студентов к участию в обсуждении актуальных вопросов образования!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER