8 февраля 2024 года, в День российской науки, участники семинара Школы педагога-исследователя вместе со спикером Вячеславом Алексеевичем Стародубцевым, доктором педагогических наук, профессором проанализировали возможности использования статистических методов в научно-педагогических исследованиях. Рассмотрев основные задачи и вопросы построения педагогического эксперимента, разобрали особенности оценки результатов научных работ (критерии, показатели, индикаторы), на практике отработали варианты установления корреляционной связи различных событий и явлений, составляющих доказательную базу исследований.
МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ: Денис Олегович Андаев, аспирант ТГПУ: Отличный семинар. Полезный с точки зрения практики проведения эксперимента. Спасибо! Рад, что получилось присутствовать на семинаре! Елена Николаевна Дудина, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ: Замечательный семинар, полноценные ответы, ценные рекомендации! Вера Степановна Стародубцева, канд. экон. наук, доцент, доцент Горно-Алтайского государственного университета: Для меня, как кандидата экономических наук, знакомого и применяющего в образовательной деятельности различные статистические методы при обучении экономистов, четкое и последовательное изложение на семинаре такого непростого вопроса позволило по-новому взглянуть на конкретные преимущества и недостатки того или иного метода при их применении в педагогических исследованиях, и, что очень важно при объективной оценке результатов констатирующего и формирующего экспериментов, корреляционной связи, определении критерия Фишера, как оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок.
Поздравляем наших аспирантов Акулову Елену Геннадьевну, аспиранта 3 курса, обучающуюся по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профилю) Общая педагогика, история педагогики и образования, и Яковлева Игоря Николаевича, аспиранта 2 курса, обучающегося по научной специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, с назначением повышенной государственной стипендии на второй семестр 2023/2024 учебного года за высокие достижения в научно-исследовательской деятельности!
Научно-исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ в рамках празднования Дня российской науки организовала проведение Круглого стола о перспективах внедрения технологий генеративных нейросетей и допустимости их использования в работах студентов (в том числе, при написании дипломной работы).
В ходе Круглого стола «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?»был поднят широкий круг вопросов, связанный с внедрением искусственного интеллекта (далее – ИИ) в учебный процесс организаций общего и высшего образования:
Каковы сложившиеся практики использования ChatGPT и ИИ студентами?
Является ли академическим мошенничеством использование таких инструментов при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР)?
Нужно ли студентов специально учить использованию технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT? Необходимо ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты ОУ?
Что следует регламентировать в первую очередь (запрет, маркировка использования)?
Как ChatGPT и ИИ влияют и повлияют в будущем на качество обучения? Готовы ли к этому общество, государство, работодатели?
Заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды ИРПО ТГПУ Андрей Глухов во вводной части описал национальные стратегии развития технологий ИИ в различных странах, существующие этические и законодательные ограничения, разрабатываемые в рамках этических кодексов, законодательных инициатив и Руководств по использованию (в том числе, Руководства ЮНЕСКО по использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях), а также результатах исследования Лаборатории факторов и барьеров цифрового принятия/сопротивления внедрению технологий ИИ в образование со стороны педагогического сообщества (учителей, преподавателей, студентов).
Научные сотрудники Института дистанционного образования НИ ТГУ аналитик-исследователь лаборатории непрерывного образования Яков Дмитриев и специалист отдела методического сопровождения электронного обучения Ульяна Савченко рассказали о результатах анализа проведенного большого социологического опроса, посвященного описанию образовательных практик студентов и преподавателей ТГУ по использованию ChatGPT и других генеративных нейросетей, а также о методических приемах использования генеративных нейросетей в работе преподавателя.
Профессор кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ Вячеслав Алексеевич Стародубцев высказал позицию о допустимости использования ChatGPT на стадиях предварительного поиска информации и подготовки аналитики студентами. Преподаватель Томского государственного педагогического колледжа Елена Степаненко рассказала о собственном опыте использования в работе генеративных нейросетей и практиках студентов колледжа. Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП ТГПУ, сделала акцент на роли преподавателей в повышении культуры работы студентов с информацией. Сотрудники технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Сазанова,Ольга Санфирова, Татьяна Петрова, Руслан Пак, Нина Скачкова и Альфира Бодрова высказали свои установки и видение вариантов использования ИИ в деятельности педагога, учебном процессе и оценке студентов.
В целом, все участники Круглого стола согласились с оценкой подрывного потенциала технологий ИИ в образовании и необходимости выработки общих рамок видения, организации и допустимых вариантов использования технологий ИИ в образовании совместно педагогическим сообществом, государством и работодателями с целью повышения качества образования.
14.02.2024 в 14:00 в библиотеке Круглый стол «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?».
Приглашаются преподаватели и все, заинтересованные в данной теме.
Аннотация: Каковы сложившиеся практики использования ChatGPT и ИИ студентами? Является ли академическим мошенничеством использование таких инструментов при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР)? Нужно ли студентов специально учить использованию технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT? Необходимо ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты ОУ? Что следует регламентировать в первую очередь (запрет, маркировка использования)? Как ChatGPT и ИИ влияют и повлияют в будущем на качество обучения?
Модератор: Глухов Андрей Петрович, доцент кафедры педагогики и управления образованием
Приглашаем педагогических работников и студентов педагогических направлений подготовки принять участие в семинаре «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ДЕТЕЙ»
17 февраля в 10:00 ч. состоятся мастер-классы педагогов стажировочных площадок Научно-методического центра ТГПУ на базе МАДОУ №53 «Рябинушка» в рамках практико-ориентированного семинара «Эффективные практики инклюзивного образования: разные подходы для разных детей».
Организаторы мастер-класса:
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) ТГПУ,
МАДОУ №53 «Рябинушка».
Цель мастер-классов: обмен педагогическим опытом, поиск новых продуктивных способов, ресурсов, методов и форм работы в инклюзивном образовании.
Режим проведения: очно. Дата и время проведения: 17 февраля в 10.00 ч., регистрация с 09.30 ч. Контактное лицо от МАДОУ № 53: Шамова Анастасия Андреевна, тел. +7 953 915 1834
Контактное лицо от ТГПУ: Федорова Людмила Владимировна, +7 952 809 7921
Место проведения: МАДОУ №53 «Рябинушка», г. Томск, ул. Ивановского, 21.
3 февраля 2024 г. томские арт-фехтовальщики приняли участие в республиканских соревнованиях «Кубок Родникового края» (г. Ижевск). На соревнованиях встретились спортсмены из шести регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Ижевск, Томск), что сделало «Кубок Родникового края» наиболее представительным турниром по арт-фехтованию за последние пять лет: даже в Чемпионате России по арт-фехтованию 2023 г. состязались команды только трех субъектов РФ. Турнир проводился по правилам Международной академии оружия, адаптированным Российской академией фехтования. Итоги подводились как среди спортсменов любого возраста (общий зачет), так и среди несовершеннолетних (подгруппа до 18 лет).
Подготовка команды осуществлялась совместными усилиями Дворца творчества детей и молодежи г. Томска (детская группа), Томского государственного педагогического университета и Федерации фехтования Томской области (разновозрастная группа экспериментальной площадки ТГПУ и ФФТО «Самоорганизация подростков и молодежи на основе коллективной деятельности в области фехтования»). Руководитель – Виктор Викторович Лобанов, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, педагог Дворца творчества детей и молодежи (ДТДиМ) г. Томска, член Правления Федерации фехтования Томской области.
Результаты выступлений воспитанников В.В. Лобанова в общем зачете: первое место в дисциплине «Группа» (Олег Буланов, Иван Есипов, Артём Муркин, Марк Шаев); первое место в дисциплине «Дуэль» (Иван Есипов, Артем Муркин); второе место в дисциплине «Дуэль» (Олег Буланов, Марк Шаев). В возрастной подгруппе до 18 лет первое место в дисциплине «Дуэль» завоевали Иван Есипов и Артём Муркин, первое место в дисциплине «Дуэль» заняли Олег Буланов и Марк Шаев, а третье место в дисциплине «Соло» – Янина Крыжевич. Студентка историко-филологического факультета ТГПУ Ксения Мансветова в общем зачете завоевала третье место в дисциплине «Соло» среди женщин. Высокие результаты спортсменов доказывают связь эффективности образовательного процесса и качества взаимодействия разных образовательных учреждений и общественных организаций.
Нельзя не отметить и профессиональный успех молодого педагога Дворца Д.А. Базавлука, вступившего на тренерскую стезю благодаря экспериментальной площадке ТГПУ и ФФТО. Его ученица Алиса Камартдинова, обучающаяся объединения «Саберфайтинг» ДТДиМ удостоилась серебряной медали в дисциплине «Соло» в возрастной подгруппе до 18 лет. Сам же Д.А. Базавлук стал обладателем Кубка в дисциплине «Соло» в общем зачете. В.В. Лобанов и Д.А. Базавлук получили благодарности Президента Российской академии фехтования С.В. Мишенева за вклад в развитие артистического фехтования в России, а В.В. Лобанов – и благодарность Президента Федерации фехтования Удмуртской республики за участие в работе судейской коллегии.
14 февраля 2024 года в 14:00 в Технопарке Томского государственного педагогического университета (корп. 1, пр. Комсомольский, 75) состоится круглый стол на тему "Использование ИИ в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?", организованный научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды Парка инновационных образовательных практик (Институт развития педагогического образования) ТГПУ.
Главная цель круглого стола - обмен мнениями и оценками практик использования инструментов искусственного интеллекта, в частности ChatGPT и подобных генеративных технологий, в академическом письме студентами и их потенциальным влиянием на образовательный процесс.
В рамках круглого стола будут рассмотрены следующие вопросы:
Обзор существующих практик использования инструментов искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, среди студентов.
Оценка того, может ли применение таких инструментов считаться академическим мошенничеством, особенно при выполнении контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Рассмотрение необходимости целенаправленного обучения студентов навыкам работы с технологиями ИИ и составления эффективных запросов в ChatGPT.
Определение потребности в разработке локальных нормативных актов для регулирования использования ChatGPT и других инструментов ИИ в оценочных академических работах.
Разработка рекомендаций по регламентации использования ИИ: установление ограничений, необходимость маркировки использования и др.
Прогнозирование влияния ИИ на качество обучения в будущем и готовность к этим изменениям общества, государства и работодателей.
Приглашаем к участию 8 февраля 2024 года в 16.00 в научно-методологическом семинаре Школы педагога-исследователя «Статистические методы научно-педагогических исследований». Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
Контактная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.edu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@ tspu.edu.ru
В издательстве «Просвещение» вышло учебное пособие «Изобразительное искусство. 3 класс». Автор Александр Сайбединов, заведующий Научно-исследовательской лабораторией Эмоциональное образование Парка ИОП.
Концепция эмоционального образования уже третий год внедряется в школы Томского района и новые учебники будут уже в этом году использоваться в учебном процессе.
В настоящее время коллектив лаборатории готовит к изданию учебное пособие для 4 класса.