21–22 декабря состоится десятый Международный Конкурс инноваций в образовании (КИвО) — федеральный проект Института образования НИУ ВШЭ.
Томский государственный педагогический университет примет участие в конференции «Катализатор инноваций в образовании».
В рамках панельной дискуссии «Экосистемы поддержки и развития образовательных инноваций: механизмы, дефициты и точки роста» заведующий Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО Андрей Петрович Глухов презентует совместное исследование НИУ ВШЭ и ТГПУ региональных экосистем развития инноваций.
16–17 декабря состоялось открытие площадки ТГПУ на Международной выставке-форуме «Россия». Программу составили мастер-классы, лекции и постановочные поединки арт-фехтования от педагогов и студентов вуза.
Так, разработчики авторской концепции «Мягкая среда» провели ряд мастер-классов с использованием текстильных арт-техник, с помощью которых можно формировать доверительные отношения между взрослым и ребенком. Мероприятия были организованы научным сотрудником НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА, сотрудником Центра поддержки семьи, арт-терапевтом Т.Д. Фицнер.
Одним из зрелищных событий Дней ТГПУ на выставке стала демонстрация артпедагогики в формате арт-фехтования. Мастер-класс с элементами поединка провела студентка ИИЯМС Анна Егорова, занимающаяся под руководством кандидата педагогических наук, доцента ИРПО В.В. Лобанова. При проведении мастер-класса использовался иллюстративный материал из антикварных пособий по фехтованию XVI –XX веков, видеоряд с постановочными поединками, исполненными участниками экспериментальной площадки на различных сценах, в том числе в Мариинском театре (г. Санкт-Петербург). Все желающие могли попробовать воспроизвести с оружием в руках разнообразные приемы, сохранившиеся благодаря их визуализации старинными художниками. На мастер-классе был реализован и наглядно продемонстрирован потенциал взаимосвязи педагогики, искусства и спорта.
15 – 16 декабря прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся».
Организаторы мероприятий: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников.
Открыла конференцию Елена Александровна Полева, проректор по научной работе ТГПУ: «Тема конференции очень актуальна. Для педагога иметь не только проектную культуру, но и проектное мышление – это очень важно! Без этого не формируется проектная культура наших обучающихся. Поэтому без связки «проектная культура педагога – проектная культура обучающегося» не может быть проектной культуры вообще. Многозадачность, которая предполагается проектной деятельностью – умение видеть результат, цель, умение понимать, какие ресурсы нужны для достижения этой цели, умение планировать, умение выстраивать коммуникации в рамках проекта, исследовательская составляющая проекта – это база, это основа для системы образования».
С приветственным словом выступил Алексей Сергеевич Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва: «В современном мире педагог уже не транслятор знаний, а проектировщик педагогических действий. Я считаю, что данная тема очень актуальна в наше время, так как современные дети должны владеть проектной и исследовательской культурой, но возникает вопрос, где осваивать эту культуру. На помощь должен прийти педагог, который сам является носителем данной практики».
Первый доклад на тему «Технологии обучения школьников и студентов в парадигме STEAM-образования» представил Михаил Александрович Червонный, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ. «Steam-образование отражает совершенно новый уклад современной науки и, мне кажется, что это очень важно понимать педагогу всех уровней образования, чтобы реализовать правильные подходы и применять те технологии, которые конвергируют современные технологии с различными науками», - прокомментировал докладчик.
Завершила пленарное заседание директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова с докладом «Исследовательская и проектная культура педагога и обучающихся»: «Проектно-исследовательская деятельность - неотъемлемая часть в образовании. Исследовательская и проектная культура развивается постепенно, молодые педагоги пока частично осознают данную часть своей проф. деятельности. Встает вопрос, как мотивировать будущих педагогов и как правильно поддерживать их инициативу».
Далее работа продолжилась в рамках различных секций и мастер-классов, на которых свой опыт представили эксперты из Томска и Томской области, Москвы, Республики Хакасия, Красноярска и Красноярского края, Краснодара и Краснодарского края. Открывая работу секций, Наталия Альбертовна Семенова отметила, что «… второй год у нас в рамках конференции формируется новая традиция: проводить мастер-классы. Если первый день посвящён описанию интересных практик, то во второй день мастер-классы позволяют в эти практики погрузиться. Это уникальная возможность как для педагогов-практиков, так и для студентов, возможность обогащения своего опыта в творческой позитивной атмосфере».
1 декабря 2023 года в рамках Недели творческой педагогики кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ состоялся конкурс коротких историй «PROпедагогов». Это конкурс об образовании и профессии педагога, о педагогических буднях и династиях, в прозе и стихах, с юмором и небольшой грустью.
На конкурс были представлены короткие истории, основанные на реальных событиях из жизни участников, имеющие глубокий смысл, помогающие переосмыслить значимость педагогической профессии. Участниками выступили представители высшего, общего и дошкольного образования: Томского государственного педагогического колледжа, Томского государственного педагогического университета, общеобразовательных и дошкольных организаций г. Томска и Томской области. Основными критериями оценивания выступлений стали понимание тенденций развития образования, авторство содержания, оригинальность сюжета, глубина и нестандартность суждений и др.
Победные и призовые места распределились следующим образом:
Диплом I степени – Смирнова София Алексеевна, воспитатель детского сада № 133 г. Томска. История «Дневник воспитателя». Диплом II степени – Серякова Надежда Викторовна, магистрант ТГПУ. История «На смену декабрям приходят январи...». Диплом III степени – Созинова Снежана Олеговна, воспитатель детского сада № 133 г. Томска. История «Становление Человека-педагога». Чайковская Анастасия Ивановна, магистрант ТГПУ стала победителем зрительского голосования в номинации «Лидер общественного мнения». История «С добром в сердцах!».
«Развитие конкурсного движения – сегодня одна из приоритетных задач сферы образования. Участие в профессиональных конкурсах – это целенаправленный выход из зоны комфорта для профессионального развития в максимально сжатые сроки, опережения времени и возможностей. Конкурс «PROпедагогов» – миниатюра педагогической профессии, возможность рассказать о своих мыслях и чувствах, переживаниях и радости, трудностях и решениях», - считает Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, инициатор и организатор Конкурса.
Участники конкурса выразили надежду на его ежегодное проведение и развитие в рамках конкурсного движения сферы образования региона!
29 ноября 2023 года состоялась пресс-конференция «Секреты профессионалов» с призерами и победителями профессиональных конкурсов сферы образования, которая продолжила серию мероприятий Недели творческой педагогики кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ. Встреча прошла для студентов Томского Педагогического Университета в дружественных стенах научной библиотеки им. А. М. Волкова ТГПУ.
Пресс-конференция стала одним из уникальных событий, когда на одной площадке собрались призеры и победителей сразу нескольких профессиональных конкурсов. Ключевыми спикерами пресс-конференции выступили следующие представители Томской области: Базюк Кирилл Сергеевич, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 43, финалист, победитель специальной номинации «За профессионализм, творческий подход и ежедневный вклад в развитие российского образования» Всероссийского конкурса «Учитель года России-2023». Пельс Ольга Николаевна, педагог-психолог МАДОУ Детский сад № 13, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023». Королёва Оксана Васильевна, директор МБОУ «СОШ № 78», Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, призер регионального конкурса «Лидер образовательной организации» 2020 года. Науменко Анна Дмитриевна, заместитель директора Томского коммунально-строительного техникума, призер Всероссийского конкурса «Мастер года» 2022 г., призер Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Лучший молодой преподаватель 20.23».
Пресс-конференция послужила уникальной возможностью из первых уст узнать ответы на вопросы, которые волнуют многих: - Как стать настоящим профессионалом в сфере образования? - Как добиться выдающихся результатов и успеха в профессии? - Изменилась ли жизнь финалистов и победителей профессиональных конкурсов после участия в конкурсе? Вопросы участников касались личных и профессиональных секретов в достижении победы в конкурсах, дружбы между учителем и учеником, возможных советов молодым педагогам и многих других тем.
«Участвуя в конкурсе, я думал только об уроке, о том, что я скажу, с какой улыбкой я зайду, что я первое скажу детям, чем попытаюсь их увлечь. Меня не интересовал итоговый результат», - пояснил Кирилл Базюк, один из спикеров пресс-конференции.
«Многое зависит от того, с какой целью мы идем на конкурс. Если с формальной – занять 1, 2 или 3 место, то возможны разочарование и неудовлетворенность участием. Если истинная цель – преодоление себя, движение вперед, сознательный выход из зоны комфорта для того, чтобы стать лучшим в профессии, тогда победа будет всегда с нами, а победное или призовое место – приятным дополнением к результату», - отметила Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, модератор и инициатор пресс-конференции.
«Сегодня мы познакомились с людьми, которые самостоятельны в своей деятельности. Но при этом у них есть одно важное качество – желание изменить мир. Желаю всем присутствующим найти свою дорогу к победам!», - сказал в завершении встречи участник пресс-конференции Стародубцев Вячеслав Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор ТГПУ.
Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, негосударственных организаций, магистров и аспирантов принять участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся», которая состоится 15-16 декабря 2023 года.
Организаторы мероприятий: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) ТГПУ.
Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение вопросов формирования, развития исследовательской и проектной культуры педагогов и обучающихся всех уровней образования.
В рамках реализации совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ (ПИОП) и лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании), был разработан и проведен творческий студенческий конкурс.
28 ноября магистранты Института развития педагогического образования ТГПУ (ИРПО) в рамках занятия по дисциплине «Цифровые инструменты в управлении образованием» представили семь проектов в области внедрения технологий искусственного интеллекта в образование. Студенты магистратуры сами использовали технологии ИИ в подготовке своих проектов и работали над ними в малых группах, что позволило участникам активно взаимодействовать и сотрудничать, обмениваться идеями, делиться мнениями и взаимно помогать друг другу в решении задач.
Результаты конкурса подводило жюри на основании таких критериев оценивания, как креативность, практическая применимость, инновационность, качество выполнения, потенциал и возможности масштабирования, презентация и коммуникация.
Гран-при конкурса получил проект «Путеводитель в мир искусственного интеллекта «Разум алгоритмов»» магистрантов группы 729М Карнауховой Е.В. и Андаевой Е.Е.;
1-ое место завоевал проект «SMARTENGLISHclass» Егоровой Ю.А., Ли А.С., Байгуловой Д.А.;
2-ое место занял проект «Как можно построить урок русского языка, с помощью нейросетей? (на примере темы: «Диалектизмы»)» Геворгян А.Г., Дорожкиной Е.А.;
3-е место занял проект «Внедрение технологий искусственного интеллекта в педагогическую деятельность дошкольной организации» Матросовой К.В., Муравлевой Е.К.
Победившие на конкурсе проекты обладают несомненной практической значимостью, инновационностью и креативным исполнением и могут быть внедрены в учебный процесс.
Сегодня на базе экспериментальной площадки Института развития педагогического образования в МАОУ гимназии №49 г. Томска прошёл семинар "Проектно-исследовательское обучение: от пробных действий к функциональной грамотности".
Четыре группы студентов имели возможность ознакомиться с реализацией технологии исследовательских проб на практике. Были задействованы студенты второго курса ФПСО, которые изучают дисциплину "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации", а так же студенты, посетившие семинар в рамках дисциплины "Педагогические технологии обучения и воспитания".
27 ноября 2023 г. в рамках Недели творческой педагогики, организованной кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, доцент Виктор Викторович Лобанов и старший преподаватель Ирина Геннадьевны Купершлаг провели для студентов Института детства и артпедагогики ТГПУ семинар "Воспитание: ценности, возможности, смыслы".
Участники семинара создавали модель возможностей, которые обретают личность, общество и государство, в ракурсе абсолютизации одной из традиционных духовно-нравственных ценностей. Они успешно выявили личностные смыслы данных возможностей и справились с группировкой традиционных ценностей, становящихся платформой воспитательной работы, по основаниям "Человек", "Человек и общество", "Человек и государство", "Общество и государство".
Семинар состоялся на высоком научно-педагогическом и методическом уровне, вызвал несомненный интерес слушателей.
В рамках форума «Преобразование образования» в Томском государственном педагогическом университете было организовано несколько коммуникационных площадок. Три площадки 17 ноября тем или иным образом связаны с преобразованием высшего педагогического образования, а именно с вопросами реализации деятельностной парадигмы и субъектности участников образовательной деятельности. Так, утром 17 ноября первая площадка была посвящена обсуждению демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. Демонстрационный экзамен позволяет проверить не просто объём накопленных за время обучения знаний, а предоставить студентам возможность продемонстрировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности. Опыт системы СПО представил Неседкин Валерий Викторович, начальник управления образовательных проектов Томского государственного педагогического колледжа, который с 2017 года вовлекает студентов в формат демонстрационного экзамена. Представители двух педагогических вузов, алтайского и красноярского, описали положительные и проблемные моменты демонстрационного экзамена в своей практике, что даёт возможность моделировать его регламенты и содержание в условиях внедрения ядра педагогического образования. Дискуссию вызвал вопрос об особенностях демоэкзамена именно в системе высшего образования, отличие от уже привычного подобного формата в системе СПО. Изменение формата экзамена с привычного на демонстрационный напрямую влияет и на качество высшего педагогического образования, так как преподаватели перестраивают свои курсы, ориентируя студентов на применение полученных знаний.
Вторая площадка, круглый стол «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты» стартовала с доклада Садиевой Марины Станиславовны, которая представила опыт проектирования программ согласно ядру высшего педагогического образования, которое задает рамки и направление изменений. Далее, коллеги из Томского государственного педагогического университета , Московского педагогического государственного университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета описали исследования, которые изменяют и содержание, и форматы работы со студентами. Профессор Томского государственного педагогического университета Поздеева Светлана Ивановна представила возможности метаметодического подхода для трансформации процесса подготовки будущих педагогов. Метаметодический подход является интегрирующим для двух самых значимых для профессиональной подготовки студентов модулей ядра высшего педагогического образования: психолого-педагогического и предметно-методического. Реализация такого подхода соответствует ориентации на деятельность и субъектность студентов в педагогическом ВУЗе. О формировании субъектной позиции рассуждала Балабаева Екатерина Александровна (Московский педагогический государственный университет), описывая возможности изменений практической подготовки будущих педагогов, и Червонный Михаил Александрович, который представил результаты исследования студенческих инициатив.
Третья площадка, посвящённая вопросам безопасности и благополучия детства, также связана с трансформационными процессами в педагогическом образовании. Фокус внимания на благополучие, требует изменений в педагогическом инструментарии, что, в свою очередь, меняет содержание педагогических дисциплин и практик. В центре внимания субъективное благополучие, для формирования которого важно выбрать особые способы взаимодействия педагогов с детьми и их семьями. Именно с позиции решения данной задачи исследователи рассматривали возможности полусубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (Вахитова Г.Х), потенциал детской литературы для формирования чувства субъективного благополучия (Полева Е.А.), ресурсы мягкой педагогики, вопросы кибербезопасности и другие.
Изменения в высшем педагогическом образовании, как и в любом другом, обусловлены целым рядом факторов: культурными, социальными, экономическими. Исследования, реализуемые в Томском государственном педагогическом университете, напрямую трансформируют как форматы работы преподавателя, так и содержание дисциплин.