Дорогие магистранты, аспиранты, коллеги!
Поздравляем вас с Днем знаний!
Желаем, чтобы этот год открывал для вас новые границы к успеху и достижениям!
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА С МАГИСТРАНТАМИ И АСПИРАНТАМИ ИНСТИТУТА
ПЛОЩАДКИ ИРПО ТГПУ НА ФОРУМЕ АВГУСТ.PRO
22-24 августа 2024 года на базе МАОУ СОШ № 46 г. Томска состоялся региональный форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений», на котором Институтом развития педагогического образования ТГПУ было организовано несколько ключевых площадок.
Одно из мероприятий – сторителлинг «Социальная сеть в развитии управленческой карьеры педагога», форма проведения которого была выбрана не случайно. Так, с помощью интересных историй успешной социальной активности спикеров, участники сторителлинга смогли ответить на основной вопрос встречи: Влияют ли социальные сети на развитие управленческой карьеры педагогов?
С приветственным словом к участникам встречи обратился ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, особо подчеркнув важность и недостаточную разработанность вопросов построения управленческой карьеры педагога, а также уникальность площадки ТГПУ, которая объединила педагогический университет, Российское общество «Знание», образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, Центр управления регионом Томской области.
Модератором сторителлинга выступил Евгений Глотов, директор филиала в Томской области Российского общества «Знание». Среди спикеров мероприятия:
Ольга Рамазановна Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, акцентировала внимание участников на роли социальных сетей в сфере образования.
«Социальные сети стали значимой частью нашей жизни, - отметила Ольга Рамазановна, руководитель данной площадки. - Сегодня социальные сети обладают рядом особенностей (анонимность, отсутствие пространственных и временных ограничений и прочие) и выполняют значимые функции (информационная, образовательная и проч.), которые необходимо учитывать, особенно в сфере образования, где важно услышать каждого ребенка и взрослого (родителя, студента, исследователя)».
Александр Александрович Оджо, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 854, рассказал об особенностях взаимодействия педагогов с детьми и родителями через социальные сети, поделился формулой успеха такого взаимодействия.
Павел Анатольевич Трошкеев, директор ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга, представил ключевые направления влияния личного бренда директора на образ школы.
«Директор – это флагман, лицо и зеркало школы. Прежде всего, от него зависит, как и в каком направлении будет развиваться организация и как ее будет воспринимать целевая аудитория и социальное окружение, - отдельно отметил Павел Анатольевич».
Дарья Андреевна Андрющенко, руководитель PR-отдела Лицея НИУ ВШЭ, представила успешный опыт Лицея, выделив значимые направления работы с социальной сетью: учет целевой аудитории, баланс содержательного и развлекательного, язык общения, качество, фирменный стиль и многое другое. Особо ценной стала формула успеха работы с социальными сетями от Лицея НИУ ВШЭ.
Максим Викторович Луконин, руководитель Центра управления регионом Томской области, обозначив грани личного бренда педагога в социальных сетях, представил чек-лист их ведения.
Александра Михайловна Волохова, маркетолог ИРПО ТГПУ, дала практические полезные советы начинающим работать с социальной сетью педагогам.
В качестве секретного спикера выступила Татьяна Рубан, молодой педагог, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 58 г. Томска. Татьяна раскрыла особенности участия в педагогическом эксперименте ИРПО ТГПУ по созданию и развитию личного блога педагога.
Приятным сюрпризом для участников стал розыгрыш призов от надежного спонсора - компании ООО «Томское молоко».
Видео и презентации мероприятия
Презентация_Нерадовская О.Р._Август.PRO-2024
Следующее мероприятие форума – проектная сессия «Применение технологий искусственного интеллекта в медиаобразовании, воспитании и тьюторстве», собравшая ведущих специалистов в области педагогики и цифрового образования для обсуждения актуальных вопросов интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Основное внимание на сессии было уделено исследованию возможностей применения ИИ в медиаобразовании, воспитательной работе и тьюторстве. Заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (КФЦОС) ИРПО ТГПУ, Андрей Петрович Глухов, в своем выступлении подчеркнул важность использования ИИ для создания адаптивных образовательных сред, которые могут учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося. Также был представлен ряд разработок, направленных на улучшение учебного процесса: чат-боты, ИИ-агенты и другие интерактивные инструменты, которые способны поддерживать студентов в режиме реального времени.
Елена Станиславовна Синогина, научный сотрудник лаборатории КФЦОС ИРПО ТГПУ, продемонстрировала примеры использования ИИ для генерации визуального контента, создания цифровых аватаров и разработки интерактивных учебных материалов, которые значительно обогащают учебный процесс и делают его более увлекательным и эффективным.
Особое внимание было уделено вопросам этики и безопасности при использовании данных технологий в образовательной среде.
Участники сессии активно обсуждали практическое применение представленных технологий в учебных заведениях и предлагали идеи по внедрению инновационных решений в образовательный процесс. В результате сессии были намечены конкретные шаги по дальнейшему развитию цифровой образовательной среды и поддержке педагогов в использовании ИИ-технологий.
Презентация_А.П. Глухов, Е.С. Синогина
Ключевыми мероприятиями форума стали круглый стол «Разработка цифрового образовательного контента: трудности и решения» и интерактивный научно-методический семинар «Развитие технического творчества детей и формирование интереса к инженерной деятельности в ДОУ»
МАТЕРИАЛ ДОПОЛНЯЕТСЯ
Опубликовано новое издание об особенностях подготовки и защиты магистерской диссертации
В ТГПУ вышло в свет учебно-методическое пособие «Подготовка и защита магистерской диссертации: педагогическое образование». Оно включает материалы по подготовке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:
- основные современные требования к подготовке и защите магистерской диссертации;
- вопросы методологии педагогического исследования, являющейся концептуальной частью ВКР;
- особенности реализации проекта ТГПУ «Школа педагога-исследователя», направленного на повышение качества исследовательской подготовки педагогических кадров;
- образцы необходимых при подготовке и защите магистерской диссертации документов и др.
Издание адресовано магистрантам, руководителям диссертационных исследований, руководителям научного содержания обозначенных программ и членам государственных экзаменационных комиссий.
Студенты уже сегодня могут ознакомиться с пособием на сайте научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2024-4.pdf
Рекомендации родителям, когда есть опасения, что подросток связался с плохой компанией?
Все родители стремятся дать своему ребенку самое лучшее. Но не каждый задумывается, что далеко не всё зависит от родителей. Большое влияние на всех нас оказывает социум.
Каждый родитель боится, – что ребёнок заведёт неправильного друга. И это не лишено смысла. Ни один друг не должен мешать личному развитию. Но запрещать подростку дружить с кем-либо – бесполезно. Этим вы только оттолкнёте его от себя. Если этот друг не несёт угрозы моральному или физическому здоровью подростка, то лучше не вмешиваться в эти отношения, и просто наблюдать со стороны, искренне интересоваться делами этого друга. Тогда вы будете в курсе ситуации.
По каким признакам можно вовремя заметить, что сын или дочь связались с плохой компанией?
Центральным новообразованием подросткового возраста становится чувство взрослости. У подростков на первый план выходит сфера общения, особенно в группе. Им важно и нужно быть в «стае» таких же, как он сам, быть принятым сверстниками. Поэтому, подростки часто собираются в компании.
Родительская фигура сбрасывается с пьедестала, и подросток ищет новые авторитеты. И, как правило, это личности неординарные, смелые, странные, бунтарские, идущие на риск. Если подросток связался с плохой компанией:
- меняется эмоциональное состояние (подавленность, сниженное настроение, раздражительность, плаксивость), поведение (грубит по любому поводу, огрызается, высказывает недовольство), нарушение сна
- пропускает школу, ухудшается успеваемость
- в окружении появляются странные друзья, о которых вы ничего не знаете, и ребенок вам не рассказывает про них
- избегает близкого общения с вами, прячет глаза
- увлекается странной музыкой
- резкая смена внешнего вида (стрижка, цвет волос и др.), стиль в одежде
- часто пропадает в ванной (моется) или наоборот редко
- не ночует дома или поздно возвращается домой, не предупреждая
- не пускает к себе в комнату
- ворует деньги и другие ценности в доме
- постоянно врет и обманывает
- приходит домой в состоянии алкогольного опьянения, с расширенными, красными зрачками, пачкой сигарет в кармане и др.
В подростковом возрасте формируется образ себя: «Какой я, какое мое тело». Поэтому, часто возникают рискованные поступки и эксперименты, жажда новых ощущений, всего того, что связано с новым опытом телесных переживаний (татуировки, пирсинг, курение, алкоголь и т.п.).
Причины, по которым подросток попадает в круг «трудных» сверстников, часто одни и те же, независимо от того, из какой семьи ребенок: внешне благополучной или нет:
Дефицит внимания – нехватка качественно проведенного времени со взрослыми вместе, внутри семьи. Сверстникам подростки начинают доверять больше, считая, что те могут заменить им близких. И тогда начинается деструктивное поведение, как один из способов привлечения этого внимания к себе. Детям не важно каким образом получать внимание – положительным путем или отрицательным, главное получить.
Желание самоутвердиться и отстоять свои права – подросток может испытывать давление родительского авторитета над ним. Но появляется потребность высказывать свое мнение, желание, чтобы к нему относились как к личности, уважали, учитывали его мнение, интересы, выборы. Происходит поиск свободы, в том числе свободы самовыражения. Сверстники могут давать больше слов поддержки и принятия, помощи в делах, сочувствия.
Отсутствие близкого душевного общения в семье, совместных увлечений – происходит конфликт поколений, разрыв и непонимание ценностей и интересов. Сверстники могут давать ощущение общности.
Страх – страх одиночества. Когда подросток боится быть отверженным, поэтому, проще быть как все (пить пиво, курить, красить волосы, ругаться матом и т.п.). Либо страх, что над ним будут издеваться, или боится кого-то из компании. Тогда проще стать частью этой компании, слиться с другими участниками, таким образом, избегая участи изгоя и исключенного.
Желание казаться взрослее – подростки пытаются доказать, что они не дети, используя «элементы» взрослой жизни (алкоголь, никотин, наркотики, секс и т.п.)
Как действовать?
- Если ребенок уже попал в такую компанию, то точно не нужно его ругать за это, кричать, оскорблять, критиковать. Это лишь усугубит ситуацию, т.к. внутренний протест подростка усилится, и он еще больше начнет доказывать свою правоту. Важно постепенно, тонко и мягко подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно увидел, понял и принял решение о смене плохой компании:
1) Проявлять искренний интерес к личности подростка, его жизни, увлечениям, друзьям. Не обязательно слушать туже музыку, что и ваш ребенок, но поинтересоваться, узнать, почитать, посмотреть клип и т.п. можно. Больше спрашивать (а не вести допрос), задавать уточняющие вопросы, возможно, философствовать, посмотреть на мир его глазами.
2) Оказывать больше внимания и поддержки. Чтобы ребенок увидел, что вам можно доверять, важно показать, что вы готовы слушать и слышать.
3) Проводить больше времени вместе – совместные дела, отдых, игры, только чтобы это было интересно обоим сторонам. Для этого важно все обсуждать с подростком. Необходимо давать ему свободу выбора и с уважением принимать этот выбор, даже если он вам не нравиться.
4) Взять ситуацию под свой контроль – завести знакомство с «плохими» друзьями вашего ребенка, начать ненавязчиво общаться с ними. Для этого приглашать их в гости, устраивать какие-то совместные мероприятия (пикники, поездки и т.п.).
5) Помощь специалистов – обратиться к психологу на консультацию
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
Рекомендации родителям по профилактике подростковой депрессии
Депрессия — это широко распространенное психическое нарушение, которое характеризуется унынием, потерей интереса, неспособностью радоваться и получать удовольствие, чувством вины или низкой самооценкой, нарушениями сна, аппетита, чувством усталости и плохой концентрацией.
Причины: 1) генетическая предрасположенность и негативный ранний детский опыт ребенка — он влияет на то, как человек в будущем будет воспринимать окружающий мир (это оценивает и работает с этим специалист)
- критические события и стрессовые ситуации, которые происходят прямо сейчас (большая нагрузка по учебе; буллинг; тяжелые расставания; переезды; разрыв со своим социальным окружением. тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких, потеря домашнего питомца, не очень успешная сдача экзаменов)
Существуют мифы о подростковой депрессии.
Миф 1. Все подростки страдают депрессии, им вообще нравится пострадать.
Факт: Большинство подростков уравновешивают внутреннюю тоску дружбой, успехами в школе или во внеучебной деятельностью, а также развитием уверенности в себе.
НО: Депрессия разрушает саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.
В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.
Миф 2. Легко понять, что у подростка депрессия. Всегда видно, что человеку плохо.
Факт: Не всегда легко различить депрессию и нормальную подростковую капризность. Подростки, страдающие депрессией, не обязательно выглядят грустными, и они не всегда избегают других. Могут быть симптомы раздражительности, агрессии и ярости.
Миф 3. Подростковая депрессия не отличается от взрослой.
Факт. Симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у их взрослых:
- У депрессивных подростков чаще преобладает раздражительность, а не печаль. Подросток в депрессии может быть враждебным или склонным к вспышкам гнева.
- Депрессивные подростки часто жалуются на такие физические недуги, как головная боль или боли в животе.
- Депрессивные подростки страдают от чувства никчемности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, отвержения и неудач.
- В то время как взрослые имеют тенденцию изолироваться при депрессии, подростки, как правило, поддерживают контакт — хотя бы некоторые дружеские отношения.
Миф. 4. Подростковая депрессия несет меланхоличное настроение у подростков и сложности в общении в родными.
Факт: В попытке справиться с болью, подростки могут иметь последствия:
- Проблемы в школе. Депрессия способствует снижению энергии и провоцирует трудности с концентрацией внимания. Все это приводит к снижению посещаемости в школе, ухудшению успеваемости или разочарованию в школьных занятиях, даже если в прошлом подросток был прилежным учеником.
- Уходы из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или говорят о бегстве. Такие попытки, как правило, являются криком о помощи.
- Злоупотребление ПАВ. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке «вылечить» свою депрессию. К сожалению, злоупотребление алкоголем или наркотиками лишь ухудшает ситуацию.
- Низкая самооценка. Депрессия может спровоцировать или усилить чувства уродства, стыда, неудачи, и никчемности.
- Зависимость от интернета. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем, но чрезмерное использование компьютера лишь увеличивает изоляцию, что ведет к большей подавленности.
- Безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных мероприятиях или активностях с высоким риском для жизни.
- Насилие. Некоторые подростки в депрессии, обычно мальчики, которые являются жертвами издевательств, становятся агрессивными.
Подростковая депрессия также связана с целым рядом других проблем с психическим здоровьем, в том числе расстройствами пищевого поведения и нанесением себе увечий.
Миф 5. Если делать вид, что все хорошо, то подростковая депрессия очень быстро проходит сама.
Факт: Необходимо говорить с подростком о своих переживаниях и предлагать свою помощь, даже если он от нее отказывается:
- Предложите поддержку. Пусть подросток знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство), но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку.
- Будьте мягкими, но настойчивыми. Не сдавайтесь, если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры о депрессии очень трудны для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но в то же время подчеркивайте вашу заботу и готовность слушать.
- Слушайте без морализаторства. Сопротивляйтесь любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте давать непрошеных советов и не ставьте ультиматумы.
- Признайте его чувства. Даже не пытайтесь разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми или иррациональными. Просто примите боль и печаль, которые он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.
Депрессия очень разрушительна, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут. Если вы видите предупреждающие признаки депрессии, то обратитесь за профессиональной помощью. Если ребенок чувствует себя не комфортно или просто не сумел наладить контакт с психологом или психиатром, попросите направление к другому специалисту, который лучше подойдет подростку.
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
Приёмное родительство - это не просто. На детей, а на приёмных детей вдвойне, нужно много любви, самой разной энергии и сил.
Дети - это всегда огромная ответственность. На долгие дни посвятить большую часть своего времени, любви, родительской осознанности и сил.
С чем сталкивается приёмный ребёнок в семье? Есть ли разница в воспитании? Что важно учитывать приёмным родителям при выстраивании отношений? Ответ на эти вопросы представлены в наших рекомендациях.
Как помочь ребенку войти в семью
Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:
- малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
- новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.
- В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье.
- Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.
Этапы адаптации приёмного ребенка
- знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
- «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
- «вживание» – формирование отношений;
- «стабилизация отношений» - принятие образа жизни.
Знакомство с семьёй
Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).
Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
- гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
- сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.
Первые проблемы
На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
- ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
- высокие ожидания и требования опекунов.
Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.
В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.
Формирование отношений
На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:
- охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
- ревность собственных детей по отношению к приёмным.
Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.
Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи.
Стрессовые обстоятельства
Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:
- Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
- Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
- Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
- Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.
Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.
Трудности адаптации приёмного ребёнка
Способы преодоления трудностей
- создание комфортной окружающей обстановки;
- эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
- поощрение успеваемости в учёбе;
- одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
- посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»,
специалист – психолог Байгулова Н.А.
Рекомендации родителям, находящимся в разводе, по сохранению психического здоровья ребенка
Раны детей разведенных родителей всегда глубоки, но они со временем затягиваются. Если такое испытание пришло в семью, важно понимать что происходит с детьми, какова динамика их переживаний и помочь им пережить утрату. Дети переживают развод, как утрату семьи. Для ребенка это потеря прежней, привычной «среды обитания», которая сродни серьезной природной катаклизме. Кроме того, сами родители не всегда выстраивают конструктивные отношения друг с другом, на передний план выставляя свои эмоции и переживания к бывшему супруге/супругу.
Данные рекомендации помогут снизить негативные эмоции и больше понять переживания своего ребенка и что при этом делать.
Как контролировать свои негативные эмоции по отношению к бывшему супругу/супруге, чтобы не навредить ребёнку?
Развод - сложное явление. В нем есть и экономическая, и территориальная, и юридическая, и эмоциональная составляющие. Эмоциональные переживания развода - далеки от позитива. Ситуация сложная и требует от вас повышенного внимания и усилий по новому устройству жизни. И вы держитесь и удержите эмоции внутри. Но бывают ситуации, когда поведение или слова ребенка становятся спусковым крючком и все накопившиеся эмоции обрушиваются лавиной.
Как не допустить таких срывов и не вредить ребенку?
- Перестать себя винить, если срывы случаются (чувство вины не облегчит состояния, только усилит ваш контроль и попытки удержать внутри чувства). Вы переживаете сейчас сложную в эмоциональном плане ситуацию. И тут стоит в первую очередь позаботиться о себе, чтобы были силы потом заботиться о ребёнке.
- Стабилизировать своё эмоциональное состояние. Существуют стадии переживания развода (у партнера, которого поставили перед фактом развода):
- шок (вы не верите в произошедшее);
- гнев (и здесь проявляются приступами неконтролируемая ярость, гнев, агрессия);
- торг (вы согласны на все, лишь бы вернуть партнера);
- осознание (на этой стадии приходит понимание ситуации, нередко возникает апатия и депрессия);
- принятие (вы принимаете факт развода, смиряетесь с реальностью и начинаете строить жизнь по-новому).
Если возникают негативные эмоции, то скорее всего вы находитесь на второй стадии переживания разрыва отношений. И стоит себя спросить - а что я испытываю, когда срываюсь на ребёнка? И вы обнаружите, что там могут быть чувства не к ребёнку, а к бывшему партнеру, к ситуации... Очень важно обнаружить и назвать чувства, научиться разделять чувства к партнеру и чувства к ребенку. Когда мы обозначаем, что чувствуем, эти чувства становятся управляемыми, подчиняются нам. Если не получается это сделать самостоятельно, обратитесь к специалисту-психологу. Друзья и подруги, родственники в такой ситуации не помогут - они эмоционально вовлечены в ситуацию и могут только вас «накрутить».
- Использовать конструктивные способы выражения гнева. Хорошо помогают сбросить негативные эмоции специальные приемы. Например, в одиночестве покричать, высказав все что накопилось, разорвать ненужную плотную бумагу (мышечное усилие снимает гнев), покидать в стену мячики из мятой бумаги (а можно и камушки на берегу озера или речки, если есть возможность), потопать ногами, попинать мяч, поколотить подушку... Расскажите об этих способах ребенку, ему тоже надо конструктивно выразить свою злость на родителей.
- Разобраться в своём способе справиться с ситуацией. Зачастую после развода уходят с головой в работу, в хобби, в новые отношения. Но сил справляться с эмоциями это не придает. Лучше всего взять небольшой перерыв и не принимать никаких важных решений, такой «тайм-аут» для оздоровления психики. Если вы чувствуете, что не справляетесь - стоит обратиться за помощью к психологу. Квалифицированная психологическая помощь и поддержка позволит Вам разобраться в себе, обнаружить и скорректировать ошибки, проработать свои состояния, наметить цели на ближайшее будущее и быстрее вернуться к полноценной жизни.
Как понять, что ребёнок тяжело переживает развод?
Разводы уже не вызывают удивления, но это не обозначает, что они менее болезненные для участников. Ребёнок прекрасно слышит все ссоры, взаимные упрёки и оскорбления, «считывает» молчание. Какой бы ни была ситуация развода, долг родителей - оградить ребёнка от переживаний, травмирующих психику.
Реакции ребёнка на развод зависят от его возраста.
От 0 до 1,5 лет. В этот период дети эмоционально очень зависимы от состояния мамы. Если она в психологическом напряжении, то нервничает и ребёнок. Проявляется это не только в участившемся плаче, но и в отказах от еды, возникающих коликах, в беспокойном сне.
От 1,5 до 3 лет. В этом возрасте ребёнок познает мир через общение с родителями, и исчезновение одного из них воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. В силу возраста причин исчезновения малыш понять ещё не может. Его реакция на эту травмирующую ситуацию может проявиться в виде некоторого регресса (возвращение к поведению более ранней ступени развития), например, сосания пальцев, засыпания только с убаюкиванием, он может снова начать тянуться к груди. Все это успокаивает малыша. Так же проявляются плохой сон, учащающиеся капризы, истерики, вспышки гнева и агрессии.
От 3 до 6 лет. В этот период дошкольник уже приблизительно понимает суть отношений между родителями, и что речь идёт о разводе. Ребёнок склонен к самообвинению, что родители разводятся из-за него, его плохого поведения. Ребенок переживает сильный стресс, и это зачастую выражается в нарушениях сна и аппетита, ночных кошмарах, страхе, что один из родителей его разлюбил навсегда, агрессией к родителю, с которым он остался, стремлении нанести себе травму, желании быть наказанным. Он так же может замкнуться, перестать общаться с вами, может проявиться состояние невроза (тики, заикание и т.д.), энурез. В этом случае необходимо обращаться к психологу за квалифицированной помощью.
От 6 до 11 лет. Этот возраст и так сложен для ребёнка - поступление в школу, изменение привычного окружения, а тут ещё развод. Ребёнок испытывает растерянность, беззащитность, возникают различного рода страхи (например, «родители отказались друг от друга, и от меня могут потом отказаться, и меня могут бросить, перестать любить...»). Стресс у младшего школьника проявляется в различных болях, проблемах с ЖКТ, аллергиях, апатии. Возникают проблемы и в школе: снижается успеваемость, ухудшается дисциплина. Дома может быть агрессивное поведение, грубость, неподчинение. Ребёнок предпринимает попытки сблизить родителей через свои проблемы. Доверие к взрослым уменьшается.
От 11 и старше. Подростки обострённо воспринимают происходящее, при этом понимают причины развода. Виня родителей, переживая обиду за неспособность все исправить, подросток может начать протестовать через прогулы школы, хамство и грубость, может связаться с деструктивной компанией, начать курить, употреблять алкоголь. Может придумывать болезни, надеясь, что это сблизит родителей. Может возникнуть самоповреждающее поведение. Может закрыться, потерять аппетит, сон, уйти в агрессию или в апатию. Другая крайность – идеальное поведение. Он слушается с первого раза, отлично учится, помогает.
Что делать? Общие рекомендации.
В любом возрасте - не препятствуйте общению ребёнка с ушедшим родителем (конечно, если оно не причиняет травмы само по себе). Оставайтесь любящим родителем, поддерживайте его самооценку, стабилизируйте уклад жизни, распорядок дня, придерживайтесь привычных ритуалов (искупать, почитать перед сном малышам, разговаривать, обсуждать планы с более старшими...).
А главное - позаботьтесь о себе, о своём ресурсе. Чтобы иметь возможность поддержать ребёнка, поддержите сначала себя. Что помогает вам восстанавливаться? Заботясь о себе, вы ещё и покажете ребёнку, что так можно. Можно заботиться, относиться бережно к себе, особенно когда тяжело. Берегите себя и своих детей.
Специалист Центра поддержки семьи ТГПУ, психолог,
сертифицированный гештальт-терапевт
Купершлаг Ирина Геннадиевна
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Рекомендации помогут нормализовать поведение ребенка, независимо от возраста. Понять причины поведения и снизить проявление симптомов нежелательного поведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Родителям о нормализации поведения детей с РАС"
Служба "Центр поддержки семьи ТГПУ"
21 июня 2024 года в 15:30 состоится круглый стол «Становление субъектности студентов - будущих учителей как фактор повышения эффективности системы педагогического образования».
Круглый стол рассчитан на 1 час, место проведения НБ ТГПУ, 310 аудитория. Модератор: Надежда Александровна Ефремова-Шершукова, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой ПиУО.
Основной задачей круглого стола является формирование эффективных практик взаимодействия преподавателей педагогики и методики в целях становления субъектности студентов.
К участию приглашаются представители деканата, преподаватели, читающие курсы методики преподавания, руководители практик от институтов и факультетов, заинтересованные преподаватели.
Для участия просим зарегистрироваться по ссылке:
Ещё статьи...
- О роли терминологии в оценке научно-педагогического исследования
- ПРОЕКТ "ОЖИВЛЯЯ ПЕДАГОГИКУ!"
- Приглашаем на КПК «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы общего и дополнительного образования»
- РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ТОМУ, КАК ПРИОБЩИТЬ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ РЕБЕНКА? С ЧЕГО НАЧАТЬ?