В рамках III Всероссийской научно-практической конференции "Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: качество и эффективность" Центр научно-методического сопровождения педагогов ТГПУ (далее – Центр) и стажировочные площадки ФЦНМ СП ТГПУ проведут цикл мастер-классов.
Цель мастер-классов: обмен опытом, поиск новых продуктивных способов, ресурсов, методов и форм в образовательной среде.
Дата и время мероприятия: 17 декабря в 10:00 ч.
Формат: очно
Место проведения: г. Томск, ул. Иркутский тракт 175/3, МАДОУ №82.
25 ноября 2022 года состоялся очный этап Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ, организованный специалистами Центра научно-методического сопровождения педагогов ТГПУ (далее – Центр) совместно с представителями Департамента общего образования Томской области и педагогами стажировочной площадки вуза – Моряковской школой-интернатом для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С приветственным словом перед участниками выступили: зам. начальника департамента общего образования Томской области Елена Вениаминовна Вторина, начальник управления профессиональной ориентации и карьерного развития Татьяна Иннокентьевна Печенкина и старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования Татьяна Юрьевна Четверякова.
«В этом году в заочной части Фестиваля приняли участие 564 обучающихся и 34 педагога из 36 субъектов РФ: от Приморского края на востоке страны до Луганской народной республики на западе, – комментирует модератор видеоконференцсвязи, учитель Моряковской школы-интерната, специалист Центра профориентации и работы с детьми и молодежью ТГПУ Татьяна Ивановна Лисовская. – И очень приятно, что центром этого события является Томская область, потому что именно в Томской области зародилась идея проведения такого мероприятия. И эту идею успешно реализуют Томский государственный педагогический университет, Департамент общего образования Томской области и Моряковская школа-интернат для детей с ОВЗ».
За время видеоконференцсвязи участники виртуально побывали в 13 субъектах РФ благодаря телекоммуникационной системе TrueConf и благодаря тем обучающимся и педагогам, которые выступили перед онлайн-участниками и поделились своим опытом.
Центр научно-методического сопровождения педагогов ТГПУ (далее – Центр) проводит III Всероссийскую научно-практической конференцию «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды», которая состоится 16-17 декабря 2022 года.
Принять участие в конференции приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов.
Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся всех уровней образования; выявление эффективных механизмов организации деятельности, ресурсов развивающей образовательной среды, оценки и повышения качества проектных исследовательских работ обучающихся.
Режим проведения – смешанный, очно и онлайн (на платформе BigBlueButton).
В рамках конференции проводятся КПК:
1. Для работников среднего общего образования: «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС».
2. Для работников дошкольного образования: «Организация проектной и исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО».
Для участия в мероприятиях конференции необходимо зарегистрироваться до 09 декабря 2022 года в рамках выбранных направлений по ссылке.
Участникам, планирующим публикацию, необходимо до 25 декабря 2022 года.
25 ноября с 10.00 до 13.00 (время московское) в режиме видеоконференцсвязи состоится очный этап Всероссийского Фестиваля профориентации детей с ОВЗ - 2022.
Модерацию конференц-связи осуществляет стажировочная площадка Центра научно-методического сопровождения педагогов ТГПУ (далее – Центр) ОГКОУ "Моряковская школа-интернат для детей с ОВЗ".
С приветственным словом перед участниками выступят заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вторина и начальник Управления профессиональной ориентации и карьерного развития ТГПУ Татьяна Печенкина.
На онлайн-взаимодействии встретятся 7 обучающихся и 21 педагог из 13 регионов РФ. Дети смогут представить лучшие проекты в конкурсе "Мастер своего дела", а педагоги - обсудить проблемы профориентационной работы, поделиться опытом с коллегами.
МАОУ «Томский Хобби-центр» совместно с Центром научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – Центр) провели Межрегиональную научно-практическую конференцию «Современные векторы развития дополнительного образования: актуальные форматы, решения, стратегии взаимодействия с семьей».
В конференции приняли участие более 80 педагогов и студентов из различных организаций Томска.
ТГПУ представляли эксперты Федерального центра по направлению "Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося".
Евгения Дергачёва, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ, выступила с темой «Роль инновационного потенциала личности специалиста в работе с семьей в области раннего вмешательства».
«За минувшие десятилетия в РФ стремительно увеличилось количество детей, которым остро необходима комплексная поддержка физического, соматического и психического здоровья, – отметила Евгения Дергачёва.
Галия Вахитова представила доклад на тему «Общение с ребёнком: проблемы, поиски решений», в котором сделала акцент на том, что в цифровую эпоху живое общение, особенно в семье, выходит на первый план. Именно гармоничное общение родителя, ребенка и педагога, умение слышать друг друга, эмпатия, – обеспечивают психологический комфорт и высокие образовательные результаты обучающихся.
Алла Лыба, директор Центра профориентации и работы с талантливыми детьми и молодёжью ТГПУ поделилась своим опытом в трансформации модели наставничества.
Помимо докладов участники конференции посетили мастер-классы в формате Педагогического Гайд-парка и обменялись не только теоретическими, но и практическими педагогическими знаниями.
Экспертом и модератором в диалоге выступила координатор направления «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования» Федерального центра научно-методического сопровождения ТГПУ (далее – Федеральный центр) Наталия Мёдова.
Первый доклад представила руководитель научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей.
Наталия Мёдова, координатор направления «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования» Федерального центра, учитель-дефектолог высшей категории, заведующий лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП ТГПУ, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ. Эксперт отметила, что на всех симпозиумах обозначается одна и та же серьезная проблема, которая заключается в дефиците дефектологов в системе сопровождения. К сожалению, на сегодняшний день нехватка кадров является стабильной и влияет на развитие качественной профессиональной работы с детьми с расстройством».
С 2022 года на уровне магистратуры кафедра готовит логопедов, работающих как с детьми, так и со взрослыми, а также специалистов по психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.
«Расширение профилей на кафедре происходит по причине того, что мы тесно связаны с родительскими организациями, из которых на регулярной основе поступают запросы на профилированных специалистов, способных помочь детям социализироваться в обществе посредством нормализации поведения и речевого сопровождения», – продолжила Наталия Мёдова.
Во время обучения студентов ТГПУ преподаватели делятся технологиями, которые могут понадобиться будущим педагогам при сопровождении детей с расстройствами различной направленности: изучение жестового языка, который может служить детям с РАС инструментом альтернативной коммуникации, личный опыт, на основе которого студенты могут выделить для себя основные модели поведения детей с РАС, изучение тифлопедагогики для работы с незрячими или слабовидящими детьми. Такой подход позволяет выпустить многофункциональных специалистов, готовых к работе с детьми с различными нарушениями развития.
Следующий доклад «Специфика консультативной работы родителей с ОВЗ» представила директор Центра консультирования ТГПУ и специалист по направлению "Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося", Евгения Дергачёва. Выступающая обозначила такие задачи в работе с родителями, как оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, профилактика перегрузок и режима труда в образовательном учреждении и дома, выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных индивидуальных особенностей и подготовка родителей к процессу решения коррекционно-воспитательных задач.
Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Майер.
Учитель-дефектолог Ольга Аверина и учитель-логопед Татьяна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ) продемонстрировали в видеоформате «Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ».
Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Вализер и учитель-логопед Ольга Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).
Заведующая детским садом КФУ Эльвира Садретдинова в докладе «Педагогическая система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт» рассказала о разработке проекта, целью которого является выявления дошкольников с РАС, проведение с ними дальнейшей работы по социализации и комфортному пребыванию в обществе.
Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» АльфияСефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения.
Университетское сообщество становится оператором и вдохновителем профессионального разговора об управлении образованием в условиях современных вызовов и глобальных изменений.
Ключевая тема форума — трансформация образования, построенная на основе данных междисциплинарных исследований и призванная решить вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни человека.
Томский государственный педагогический университет представят сотрудники Парка инновационных образовательных практик, координаторы Центра научно-методического сопровождения педагогических работников, а также сотрудники других структурных подразделений Института развития педагогического образования.
Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ приглашает работников образовательных организаций принять участие в Круглом столе «Эффективные приёмы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учётом регионального компонента», который состоится в рамках форума «Преобразование образования».
Дата и время проведения: 17 ноября в 15:00 ч. (томское)
Программа Круглого стола:
- «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС».
Спикер: Мёдова Н.А. к.п.н, доцент, зав кафедрой дефектологии ТГПУ, учитель-дефектолог высшей категории.
- «Специфика консультативной работы родителей с ОВЗ».
Спикер: Дергачёва Е.В. к.псих.н., доцент кафедры дефектологии. директор центра консультирования ТГПУ.
- «Инклюзивный театр как ресурс социализации детей с расстройствами аутистического спектра».
Спикер: Майер М.В. представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «РЕСУРС-ПЛЮС».
- «Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ».
Спикер: Аверина О.А. учитель-дефектолог, Курьянова Т. Н. учитель -логопед МАДОУ № 30 (экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).
- «Использование инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС».
Спикер: Вализер Е. А. учитель-дефектолог Гришанова Оксана Олеговна учитель-логопед МАДОУ 54 (экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).
- «Формирование эмоционального контакта как основы включения младших школьников с РАС в учебную деятельность».
Спикер: Давлетова М. Х. учитель-логопед ресурсного класса СОШ «Эврика развитие».
Режим проведения: очное присутствие.
Место проведения: ул. Киевская, д. 60, рекреационный зал (ауд. 305).
Организаторы конференции: Центр научно-методического сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», МАОУ «Томский Хобби-центр», Центр робототехники и креативных технологий ТУСУР.
К участию в конференции приглашаются:
- работники учреждений дополнительного образования;
- представители администрации образовательных учреждений;
- научные работники, магистранты, аспиранты.
Цель конференции: обмен опытом по использованию средств, методов и форм организации дополнительного образования в рамках работы с семьей обучающихся и воспитанников.
Формат проведения:
Представление опыта организации и педагога (регламент 5-7 минут).
Мастер-класс (регламент 20-25 минут).
Режим проведения – смешанный. Возможно очное присутствие и работа онлайн. Ссылка будет выслана предварительно.
Место проведения: г. Томск, пр. Ленина, 46. Регистрация участников Конференции и мастер-классов с 12:30. Начало конференции в 13:00.
- Куровская Лариса Валерьевна, к.биол.н., директор Центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, тел. 8 (3822) 311-200 (доп. 2150), е-mail: lvk@tspu.edu.ru.
- Шумилова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель Центра раннего развития МАОУ «Томский Хобби-центр», тел. 244-271, е-mail: metod@hobby.tomsk.ru.
Все зарегистрировавшиеся и принявшие участие в конференции получают сертификаты.
Сертификаты участников высылаются на электронную почту, указанную в заявке, в течение 10 рабочих дней после проведения Конференции.
19 октября прошел вебинар Академии Минпросвещения России по теме «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с семьей обучающегося: лучшие практики».
На вебинаре были рассмотрены актуальные разработки научно-методических центров сопровождения педагогических работников, созданных при педагогических вузах.
"Тиражирование лучших образовательных практик педагогических вузов, трансфер результатов педагогических исследований в образовательную практику, а также сетевые научно-внедренческие проекты, - крайне важны для формирования единого научно-методического и образовательного пространства", - прокомментировала значимость вебинаров Академии Минпросвещения России директор Центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ, Лариса Куровская.
От Томского государственного педагогического университета и организаций-партнеров ТГПУ выступили эксперты по теме «Мягкая среда».
Елена Файзуллаева, канд. псих. наук, доцент, доцент каф. дошкольного образования ТГПУ, представила особенности конструктивного взаимодействия между педагогами и родителями с применением подхода "Мягкая среда".
Татьяна Фицнер, арт-педагог компании ТАФИ продолжила тематику «Мягкой среды» для детей и продемонстрировала мягкие тренажёры, которые помогут ребенку освоить графические навыки, мягко и деликатно подготовить руку к письму. Также были представлены арт-техники, которые помогут расслабиться как ребенку, так и взрослому.
В заключительном выступлении по «Мягкой среде» Наталья Ильченко, педагог-психолог МАДОУ № 61 г. Томска, поделилась опытом коррекции детских страхов с использованием технологии "Мягкая среда".
«Применяя новые методики, можно изменить подход во взаимоотношении с родителями и с детьми», - резюмировали спикеры.