В ТГПУ прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды»
16 декабря прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды».
Организаторами конференции выступили: Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ, Институт развития педагогического образования, Институт детства и артпедагогики.
Открыла конференцию Елена Полева, проректор по научной работе ТГПУ: «Тема проектной деятельности обучающихся является актуальной и важной, и я рада, что в ТГПУ проходит конференция, на которой эксперты представляют свой опыт. Проектное мышление не только играет значительную роль в образовании, но и помогает понять нам, чего мы хотим добиться от повседневной жизни, какие для этого нужны ресурсы. И прежде чем учить детей проектной деятельности, мы сами должны уметь применять ее в разных аспектах жизни».
С первым докладом на тему «Вовлеченность детей в совместную исследовательскую деятельность как проблема образовательной практики» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, зав. лабораторией метаметодики ИРПО ТГПУ Светлана Поздеева.
«Базовым условием организации совместной исследовательской деятельности с ребенком является особая двойственная позиция, где педагог выступает как в роли организатора, подбирая материал и инициируя заинтересованность ребенка в реализации проекта, так и в роли участника, где исследует, формулирует гипотезы и открывает новое вместе с ребенком», - говорит Светлана Поздеева.
Вопросы развития универсальных умений будущих и работающих педагогов в процессе проектной и исследовательской деятельности раскрыла в своем выступлении Юлия Дроботенко, доцент, зав. кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета.
Эксперт обозначила, что универсальные умения учителя, способствующие реализации исследовательской и проектной деятельности, – это умения, направленные на изучение окружающего социума и мира, субъекта образования и продуктов его работы, образовательной и педагогической деятельности, а также навык обобщения и оформления собственного опыта.
Завершила пленарное заседание директор Института развития педагогического образования ТГПУ, зав. Лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании ИРПО Наталия Семенова с докладом ««Цифровая образовательная среда: новые возможности для организации проектной и исследовательской деятельности».
«Сейчас внедряются цифровые инструменты, которые можно использовать в исследовательской и проектной деятельности, однако в реальности их используется недостаточное количество. Например, в педагогических вузах РФ открылись педагогические Технопарки с новейшим оснащением, но их открытие требует трансформации в педагогическом образовании. Имеется большое количество Интернет-ресурсов, но не достает практико-ориентированных разработок. Доступно большое количество курсов повышения квалификации по разным направлениям, но есть момент цифрового неравенства. Открыта возможность осуществления онлайн-коммуникации, но цифровое исследование не идентично реальному», - сообщила Наталия Семенова.