Вышли сборники Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Международной конференции «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0» 1 том: Филология. История. 2 том: Детство как развивающийся феномен в культуре, науке и обществе. Педагогика и педагогическое образование. Сборники включают научные статьи ученых, аспирантов, магистрантов и молодых исследователей по разным вопросам современного образования и науки. Актуальность и широкий охват исследовательских тем позволил представить разноплановые научные направления в области филологии и истории, в том числе с позиции инновационных образовательных практик. Вопросы трансформации педагогического образования, преобразований в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в цифровое время представляют интерес для ученых и педагогов-практиков.
17 декабря в Томском государственном университете подвели итоги общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы». Организатором конкурса является Томский государственный педагогический университет. Координатор конкурса – Институт развития педагогического образования (отв. – Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП) Конкурс проведён при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. В конкурсную комиссию поступила 101 конкурсная работа, всего в конкурсе приняли участие 442 обучающихся вузов по педагогическим направлениям подготовки. 78 преподавателей вузов выступили наставниками команд – участников конкурса. В конкурсе приняли участие обучающиеся из 28 университетов из 25 субъектов Российской Федерации. В состав жюри под председательством профессора ТГПУ Елены Анатольевны Румбешты вошли 13 преподавателей вузов из 6 регионов Российской Федерации. Все члены конкурсной комиссии помимо научно-педагогического опыта работы имеют опыт в экспертизе конкурсных работ регионального и федерального уровней. По итогам тройной независимой экспертизы конкурсная комиссия определила 18 команд – победителей конкурса. Ими стали студенты из Филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле, МПГУ, НГПУ им. К. Минина, АГГПУ имени В.М. Шукшина, УрГПУ, ОГПУ, ЮУрГГПУ,ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ТГПУ, НГПУ, ОмГПУ и СурГПУ. Призы: Диплом 1 степени – портативный Жесткий диск Toshiba 1Tb Диплом 2 степени – беспроводные наушники Xiaomi Диплом 3 степени – портативная колонка HYUNDAI и флеш-накопитель Sandisk 32 Гб Участники конкурса получат сертификаты участников, наставники команд – участников конкурса и ректоры соответствующих университетов будут отмечены благодарственными письмами. Члены конкурсной комиссии отметили высокий уровень конкурсных работ и оригинальность образовательных инициатив студентов. «Большинство работ получили максимальное количество баллов за такие показатели конкурса, как соответствие условиям, логичность, грамотность, тиражируемость. Много замечаний к таким критериям как оригинальность предлагаемых механизмов, инструментов и методов, измеримость результатов мероприятия, значимость для ребёнка и образовательных учреждений». – комментирует эксперт конкурса Раиса Магомадова, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического университета.
Отзывы других экспертов и запись видео-трансляции церемонии объявления победителей можно посмотреть на сайте конкурса https://www.tspu.edu.ru/ins
17 декабря прошла II региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» Конференция проходила в смешанном этапе. В работе приняли участие представители администрации образовательных учреждений (директора школ, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты - всего более 70 человек. Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении.
В рамках работы лаборатории проектной и исследовательской деятельности в декабре было реализовано интересное событие: целую неделю, с 6 по 11 декабря студенты двух групп факультетов дошкольного и начального образования ИДиА принимали участие в областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проводимой на базе экспериментальной площадке ТГПУ - МАОУ гимназия № 29. Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных площадках конференции. Предварительно прошли подготовку: основы проектной исследовательской деятельности которую они изучили с сотрудниками лаборатории Семеновой Наталией Альбертовной и Егоровой Аллой Владимировной. Всего в мероприятии приняли участие 37 студентов.
17 декабря 2021 года Томский государственный педагогический университет приглашает педагогических работников принять участие во Второй региональной научно-практической конференции «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» Формат участия: доклад или работа на дискуссионной площадке. Режим: очно и онлайн. Цель конференции: актуализация и обмен опытом организации и проведения исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона, а также создание научно-методической ассоциации педагогов-единомышленников, развивающих практику вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность. Подробнее в информационном письме. Заявки на участие в конференции и статьи принимаютсядо 12 декабря 2021 г.по ссылке:https://docs.google.com/forms/d/1_n2HHEHPnI4NIpPfiCKmIkAEdor1MAzkIzaiT1SojZg/edit
В ноябре 2021 года лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования провела семинар-погружение «Научно-педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой». Аспиранты и молодые ученые погрузились в ситуацию осмысления Концепции педагогики совместной деятельности замечательного ученого и педагога Галины Николаевны Прозументовой, поработали с понятием «гуманитарное исследование», обсудили вопросы развития педагогической теории и практики, перспектив трансформации современной педагогической науки. «К счастью, многие из присутствующих знали Галину Николаевну. Она много лет была членом нашего диссертационного совета, трудилась в Томском государственном университете, заведывала кафедрой управления образованием, была научным руководителем Школы совместной деятельности школы № 49 г. Томска, здание которой строилось под Концепцию совместной деятельности. Каждое ее выступление было для нас школой педагога-исследователя. На мой взгляд, все ее идеи по-прежнему актуальны, с одной стороны. С другой стороны, они требуют дальнейшего развития», - подчеркнула инициатор создания аспирантского семинара, доктор педагогических наук, профессор Светлана Ивановна Поздеева в самом начале своего выступления. Семинар получил множество положительных откликов участников.
Андреева Елена, аспирант ТГПУ: «Хотела бы поблагодарить за важное погружение. Благодарна за возможность узнать о научных подходах и деятельности Галины Николаевны! Область моих интересов связана с развитием системы дополнительного образования. Сейчас я поняла, насколько идеи Галины Николаевны актуальны и востребованы сегодня»
Шабельник Мария, аспирант ТГПУ «С Галиной Николаевной мне посчастливилось встречаться и общаться лично. Я вспоминаю строчки стихотворения «Мудрый учитель»: «Свет доброты в благородном труде Пусть освещает взросления путь, Детское сердце нельзя обмануть!» Такую миссию продвигала Галина Николаевна. В этом и есть суть совместной деятельности. Совместная деятельность не теряет своей значимости и актуальности. Эффекты совместной деятельности могут быть колоссальными. Спасибо Вам большое!»
Щигарцова Наталья, аспирант ТГПУ «Семинар-погружение сегодня такой потрясающий, нахожусь под большим впечатлением. Слушать сегодняшних спикеров – это как глоток свежего воздуха. Пять лет я работала в школе учителем русского языка и литературы. Те студенты, которые вышли из стен педагогического университета, знакомы с технологиями Галины Николаевны Прозументовой, показывают в школе высокое качество. Спасибо Вам большое!»
После конференции лаборатория приняла решение ежегодно проводить семинар для аспирантов по погружению в замыслы и результаты исследований великого ученого Г. Н. Прозументовой, развитию содержательных линий научного наследия Галины Николаевны. Видеозапись семинара
19 и 20 ноября сотрудники Парка ИОП Андрей Глухов, Сергей Колпаков, Ольга Камнева, Павел Курушин и Лариса Куровская совместно с преподавателями кафедры ПиПО и представителями образовательных организаций приняли участие в работе стратегической сессии «Разработка механизмов обновления преподавания психолого-педагогических дисциплин», организованной Институтом развития педагогического образования под руководством Наталии Семеновой. Участники стратегической сессии проанализировали сильные и слабые стороны преподавания психолого-педагогических дисциплин в ТГПУ, имеющиеся ресурсы и дефициты, которые необходимо учесть при разработке механизмов решения выявленных проблем с учётом требований работодателей к качеству подготовки педагогов. Руководители, педагоги и психологи из томских школ высказали своё мнение о качестве психолого-педагогической подготовки выпускников ТГПУ. Были отмечены высокий уровень теоретической подготовки, стремление к развитию, адаптивность и творческая активность. В то же время представители работодателей отметили низкую мотивацию молодых педагогов на работу в школе и недостаток практических навыков. В завершении стратегической сессии участниками были предложены механизмы организации более тесного взаимодействия преподавателей ТГПУ со школьными педагогами и психологами, особенно представителями базовых школ ТГПУ и экспериментальных площадок Парка ИОП. Также сформулированы предложения по оптимизации межструктурного взаимодействия и выстраивания рабочих процессов в университете.
Профессор Светлана Поздеева, заведующий лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА, провела вебинар на тему «Что такое метаметодика?» для преподавателей и студентов Института педагогики Иркутского государственного университета. В научно-методическом семинаре приняли участие 55 человек. Семинар был инициирован преподавателями и студентами ИГУ после выступления Поздеевой С.И. на пленарном заседании IV Научно-методической конференции «Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения» (всероссийское мероприятие с международным участием) с докладом на тему «К проблеме выделения метаметодического аспекта профессиональной деятельности учителя».
Институтом развития педагогического образования совместно с факультетом физической культутры и спорта создана экспериментальная площадка "Самоорганизация подростков и молодежи на основе коллективной деятельности в области фехтования". Руководителем является Лобанов В.В., к.пед.н., доцент кафедры педагогики и психологии образования, который имеет многолетний опыт работы с молодёжью и успехи в данном направлении и сейчас, в октябре 2021 года его инициатива получила официальный статус экспериментальной площадки. Ее целью является апробация результатов педагогических и методологических исследований, научных работ в области истории физической культуры и спорта, спортивной педагогики и многое другое. Более подробную информацию можно посмотреть здесь