Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

17 апреля 2023 года в Томском государственном педагогическом университете открылся III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Научное событие реализуется в рамках плана Года педагога и наставника при участии экспертов из России, Беларуси, Казахстана и Китая.
Событием, определяющим ключевой тематический вектор форума, стала Международная научно-практическая конференция «Миссия педагога в новой реальности».
Для обмена опытом и формирования новых профессиональных связей к участию подключились ученые, исследователи, преподаватели, педагоги-практики, среди которых эксперты вузов и других образовательных организаций России, Беларуси (ГрГУ им. Янки Купалы), Казахстана (Университет Мирас), Китая (Муданьцзянский педагогический университет).
В рамках пленарного заседания был заслушан ряд докладов о миссии педагога в современной реальности. С докладом «Становление субъектной и авторской позиции педагога как его основная миссия в современном российском образовании» выступил научный сотрудник Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, кандидат педагогических наук Колпаков С.Н. 

После пленарного заседания форум продолжился работой трех секций.
Первая была посвящена новым способам профессиональной реализации педагога, в ней приняли участие представители ТГПУ, Московского педагогического государственного университета, Уральского государственного педагогического университета, Сургутского государственного педагогического университета, Тюменского государственного университета и других вузов, а также управленцы и педагоги общеобразовательных и средних профессиональных организаций.
В рамках заявленной тематики были рассмотрены траектории профессионального развития современного педагога: наставничество и коучинг, волонтерство, технологии, используемые в профессиональной деятельности: нейрографика, тренинг, сотворчество и др.
Руководители секций Лобанов В.В., доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО, кандидат педагогических наук, Михайлова Е.Н., доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО, кандидат педагогических наук и выступающие отметили важность в профессиональной реализации психологических ресурсов личности в меняющемся мире.

Вторая секция «Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций» была посвящена проблемам инициации и реализации инновационных образовательных проектов.
Докладчики, сотрудники Парка инновационных образовательных практик, представили, что такое инновационный проект и отметили необходимость создания таких проектов педагогами и обучающимися.

Второй день форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» в ТГПУ открылся рядом треков, одним из которых стал «Профориентация как образовательная практика развития потенциала человека: субъекты, форматы, инструменты».  Было отмечено, что в профориентационнной работе необходимо использовать новые подходы, технологии и инструменты, потому что современное поколение – поколение Z не воспринимает информацию через традиционные каналы коммуникации, основными для них становятся видео, видеотелефония, VR/AR и др.
Один из треков второго дня был посвящен научно-методическому и методическому сопровождению деятельности педагогов (современные реалии и перспективы).
Участниками секции были рассмотрены актуальные проблемы методического сопровождения педагогов: методическое сопровождение деятельности педагогов в условиях изменения ФГОС СПО, роль методической службы в организации системы наставничества педагогических работников, наставничество как ресурс непрерывного педагогического образования и др. В обсуждении приняли участие представители регионов РФ: Донецкая Народная Республика, Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Херсонская область.

В научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Проблемы научной новизны в педагогических исследованиях» приняли участие не только педагоги, студенты родного университета: в качестве участников и спикеров выступили представители томских вузов, а также университетов России, Казахстана, Китая.

Также во второй день работали площадки: «Педагогическая деятельность: предметный, психологический и методический аспекты» и «Реализация кластерной политики в СПО: особенности региональных сценариев».

Ключевым событием третьего дня форума стало обсуждение в формате дискуссионной площадки инновационно-образовательного ландшафта Томской области, участие в котором приняли Высшая школа экономики, ТГПУ, управленцы общеобразовательных организаций Томска.
Участники площадки высказали мнение о необходимости создать карту инновационно-образовательного ландшафта Томской области, отметив при этом необходимость учета ряда важных моментов.

Форум продолжился секционными заседаниями Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование», которая проводится в ТГПУ ежегодно более 20 лет.

МИТАП «НАСТАВНИЧЕСТВО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

20 апреля 2023 года в 16.00 в рамках III Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» состоится митап «Наставничество в школе и вузе: опыт взаимодействия».

К участию приглашаются работники систем дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, а также все лица, заинтересованные в развитии практики взаимодействия в сфере образования.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 312.)
Режим участия: очный в месте проведения мероприятия.
Для участия в мероприятии необходимо в срок до 18 апреля 2023 года предварительно зарегистрироваться по ссылке: https://forms.gle/V8oxpLrJUA6GAMJKA 

Контактная информация:
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295, вн. 3212; neradovskayaor@tspu.ru;
Мингаздинова Эльмира Минияровна, ведущий специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300, вн. 3215; feu@tspu.ru
Аветисян Эмилия Павловна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 28 г. Томска, +7 (923) 424-18-06; emilia150@mail.ru

Информационное письмо

ИТОГИ КОНКУРСА ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ТВОРИ! ИССЛЕДУЙ! ПРОБУЙ!»

8 апреля в Томском государственном педагогическом университете состоялся XIV Областной конкурс детских исследовательских работ с межрегиональным участием «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее - Конкурс).
Было подано более 100 заявок на участие от школ томской области и других регионов.
В этом году половина участников выбрали дистанционный формат - выслали свои достижения в видеозаипизаписи или в виде инфографики. Около 50 участников, их родители и педагоги выбрали очный формат участия, который прошёл в стенах восьмого корпуса ТГПУ, в том числе в обновлённых аудиториях.
В рамках работы двух дошкольных и пяти школьных секций были представлены исследовательские и проектные работы, показавшие разнообразие интересов ребят, увлечённость наукой и творчеством, а также стремление поделиться своими результатами с другими.
В этом году в работу конкурса включились обучающиеся республики Тыва, города Кызыла и посёлков. Ученики выступали в формате онлайн и представили свои работы, связанные с национальными традициями.
Организаторами конкурса традиционно является факультет дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании парка инновационных образовательных практик ИРПО.
В работу по подготовке всех мероприятий были активно вовлечены студенты пятого курса Института детства и артпедагогики, что является частью их обучения и направлено на формирование компетенции, важных для дальнейшего профессиональной деятельности.
Атмосфера конкурса была очень позитивной и дружественный, что подчеркнули в отзывах педагоги родители и дети: 

Вот уже в третий год подряд были учасниками конкурса Твори Исследуй Пробуй. Очень рады, что в этом году очный формат!!! Дети в восторге, все было здорово и в школьной, и в дошкольной секциях!  Спасибо большое Вам, руководителям секций и студентам , за организацию такого замечательного мероприятия для детей! Старший уже по возрасту не подойдет, а с младшей в следующем году обязательно будем участвовать!

Поделилась своими впечатлениями мама учасников Смирнова Владислава и Смирновой Анны.

 

Фотографии Конкурса

КОНКУРС НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ И НА ЗВАНИЕ «ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ»

Администрация Томской области объявила конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры».

Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (вне зависимости от номинации) имеет право повторно выдвигаться на соискание премии не ранее чем через пять лет.

Материалы должны содержать по каждому соискателю:

  1. заявление соискателя;
  2. выписку из протокола заседания Совета о выдвижении на соискание премии;
  3. мотивированное представление, характеризующее достижения соискателя;
  4. сведения о соискателе: фамилия, имя, отчество; число, месяц и год рождения; место работы (учебы); адрес организации, занимаемая должность (если соискатель пенсионер, то указывается должность, которую он занимал до выхода на пенсию); ученая степень, ученое звание и даты их присуждения; домашний адрес, домашний, служебный и мобильный телефоны;
  5. типовую форму согласия на обработку персональных данных;
  6. документы, подтверждающие достижения соискателя;
  1. для научно-педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования необходимо указать:
    - списки опубликованных соискателем или с участием соискателя научных работ, монографий, выступлений на международных, общероссийских и региональных конференциях;
    - число и название полученных соискателем или с участием соискателя грантов, премий, научных стажировок, патентов, актов внедрения.

На уровне ТГПУ документы принимаются по 21 апреля 2023года.

C 2018 года вместе с бумажным вариантом документов сдается и pdf-версия документов, поэтому необходимо сдавать документы в бумажном виде заблаговременно и не скреплять страницы степлером.

По вопросам обращаться в Управление научной поддержки образовательных программ (г. Томск, ул. Киевская, д. 60, к. 307) Лежниной Лидии Васильевне; тел.: (3822) 31-14-92 (внут. 2129); nis@tspu.ru.

Более подробная информация на сайте Администрации Томской области - https://tomsk.gov.ru/contests/front/view?id=479

Формы документов:
Заявление.
Типовая форма согласия на обработку персональных данных.
Информационная карта соискателя по номинациям: «Премии научным и научно-педагогическим коллективам», «Премии научным и научно-педагогическим работникам, внесшим значительный личный вклад в развитие науки и образования»
Информационная карта по номинации: «Премии молодым научным и научно-педагогическим работникам, специалистам, докторантам и аспирантам в возрасте до 35 лет включительно».
Информационная карта по номинации: «Премии студентам очной формы обучения образовательных организаций высшего образования».

КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ТВОРИ! ИССЛЕДУЙ! ПРОБУЙ!»

8 апреля 2023 года стартует XIV Областной конкурс детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее - Конкурс), организованный Институтом детства и артпедагогики и Институтом развития педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

Цели Конкурса – интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности; развитие познавательной инициативы и активности; формирование универсальных учебных действий познавательного характера.

Конкурс пройдет по адресу г.Томск , ул.К.Ильмера 15/1., корпус №8 ТГПУ.
С более подробной информацией можно ознакомиться ниже:

Программа Конкурса
Информация для участников Конкурса

Всероссийская дистанционная олимпиада по цифровой грамотности

1ю.jpg

Уважаемые коллеги!

Приглашаем ваших обучающихся 1-11 классов и студентов СПО принять участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по цифровой грамотности.

Олимпиада пройдет с 3 апреля 2023 г. по 25 апреля 2023 г. в онлайн формате с использованием платформы Online Test Pad.

Олимпиада включает в себя четыре номинации: «Цифровая грамотность. 1-4 класс, «Цифровая грамотность. 5-9 класс», «Цифровая грамотность. 10-11 класс», «Цифровая грамотность. СПО»

Участие в Олимпиаде позволит повысить образовательную активность обучающихся в развитии цифровой грамотности и навыков в области ИКТ, приобщить их к цифровой культуре, а также способствовать развитию познавательных способностей и расширению кругозора.

Подробная информация по ссылке: 

https://park.tspu.ru/park/news/183-vserossijskaya-distantsionnaya-olimpiada-po-tsifrovoj-gramotnosti.html

О проблеме научной новизны в педагогических исследованиях

Приглашаем 18 апреля 2023 года в 15.00 к участию в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Проблемы научной новизны в педагогических исследованиях» в рамках III Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» аспирантов, магистрантов, молодых ученых и педагогов-исследователей.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им.          А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310 (зал заседаний).

Для участия в семинаре необходимо в срок до 14 апреля 2023 года предварительно зарегистрироваться по ссылке: https://forms.gle/jojbQ2tWo2eUqCpJ9

Контактная информация:

Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, +7 (906) 956-91-33, neradovskayaor@tspu.ru;

Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования,              +7 (909) 538-32-28,  kachalovaoi@tspu.ru

Информационное письмо 

Программа

ВНИМАНИЕ! «Твори! Исследуй! Пробуй!»

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые участники Конкурса «Твори! Исследуй! Пробуй!»!

Сейчас идёт подтверждение регистрации. Тем, кто участвует дистанционно (с видео) вчера были высланы ссылки на индивидуальные папки для размещения материалов. Сегодня будут высланы для проверки данные участников очного этапа. Если остались вопросы, обращаться на почту natalsem@rambler.ru или к вашим организатором, от которых вы получили письма. Программа для очного участия запланирована к рассылке в четверг 6.04, где будет описано место, время, условия, рекомендации, порядок участия. 

 

По техническим причинам в форме регистрации пропала строка «адрес эл.почты для связи». Для того, чтоб мы могли оперативно вас информировать, заполните, пожалуйста, два пункта в форме: Фамилию и имя ребёнка и адрес электронной почты для связи. Форма https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScJY0C-DUK-_JI8P0SWv8lTqnjCHl0R_xaYcm53VfghStm_gg/viewform

Дальнейшее информирование будет проходить следующим образом:

  1. Вся информация будет выложена

Страница  на сайте Института детства и артпедагогики  ТГПУ

https://tspu.ru/fdino/kon

страница сайта Института развития педагогического образования

https://tspu.ru/irpo

Парка инновационных образовательных практики  https://park.tspu.ru/

В контакте   https://vk.com/favorite_school_projects

  1. На указанный адрес в понедельник 3. 04 придет подтверждение регистрации, а 5 или 6.04 – программа конкурса и сопутствующая уточняющая информация
  2. Результаты очных секций будут оглашены в день Конкурса, выданы сертификаты и дипломы. Для исключения ошибок в ФИО и данных проверяйте внимательно, как обозначено в программе
  3. Результаты заочного (дистанционные форматы) конкурса будут 12-13.04. сертификаты и дипломы высылаются на предоставленные адреса эл.почты.

Спасибо!

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАКТИК НАСТАВНИЧЕСТВА «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

22 и 23 марта 2023 г. МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» совместно МБОУ СОШ № 49 (Школа Совместной деятельности) и ОГБОУ ДО «Областной центр дополнительного образования» при поддержке департамента образования администрации Города Томска, Институт развития педагогического образования ТГПУ, МАУ ИМЦ г. Томска организуют Фестиваль практик наставничества «Наставничество как практика сопровождения, управления и исследования в образовательной организации» (далее - Фестиваль).
Целью данного Фестиваля является создание коммуникационной площадки для обмена опытом в сфере организации разных линий наставнической деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования детей.
Ссылка для подключения: https://telemost.yandex.ru/j/84774502409656 [1]
С более подробной информацией можно ознакомиться в программе Фестиваля.

Положение о региональном Фестивале практик наставничества

КРУГЛЫЙ СТОЛ К 135-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ А.С. МАКАРЕНКО

В тематической встрече участвовали студенты и ученые ТГПУ, сотрудники образовательных организаций Томска и университетов Республики Казахстан: Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (г. Астана), Университет Мирас и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (г. Шымкент).
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась зав. кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО Надежда Александровна Ефремова-Шершукова. В своей речи спикер отметила огромное значение педагогического наследия А.С. Макаренко в развитии отечественной и мировой педагогики, а также важность обсуждения основных положений его педагогики с позиции современного развития педагогической науки.
Беседу о А.С. Макаренко начала профессор ИРПО Валентина Ивановна Ревякина, которая осветила основные вехи биографии педагога, рассказала о его деятельности в колонии для несовершеннолетних правонарушителей, о «Педагогической поэме», которая является самым известным, но не единственным трудом педагогических изысканий и опыта.
Выступающие, среди которых активно включались в беседу доцент ИРПО Виктор Викторович Лобанов, зам. директора, руководитель научно-методической службы ДДТ «У Белого озера» Наталья Владимировна Борисанова, пришли к выводу, что многие педагогические идеи А.С. Макаренко сегодня актуальны, очень важно их популяризировать, включая в практику будущих педагогов.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER