Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ВЕБИНАР В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕЖВУЗОВСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «НОВАЯ ДИДАКТИКА»

В 2022-2023 учебном году продолжает свою работу проект ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика». Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Ассоциации развития педагогического образования. Координатором проекта является Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

В рамках данного проекта 24 ноября в 14.00 по московскому времени состоится очередной вебинар.

С сообщением на тему «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе» выступит Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ, заведующий лабораторией метаметодики Института развития педагогического образования ТГПУ.

Для тех, кто впервые планирует принять участие в вебинарах Новой дидактики, необходимо пройти регистрацию на сайте проекта didactica.yspu.org до 23 ноября 2022 года включительно.

Ссылка на вебинар зарегистрированным пользователям рассылается автоматически не позднее чем за час до начала на указанный при регистрации e-mail.

Предложения по тематике вебинаров и формам сотрудничества необходимо направлять Тархановой Ирине Юрьевне по тел. +7(903)822-42-68, в любом месседжере или по e-mail: tarhanova3000@mail.ru.

ИТОГИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ В ТГПУ В РАМКАХ ФОРУМА «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

17-19 ноября в Томске прошел Первый форум «Преобразование образования», организованный по инициативе Института образования ТГУ.

Круглые столы для актуального диалога были открыты сотрудниками Института развития педагогического образования и факультета психологии и специального образования ТГПУ.

17 ноября был проведен первый круглый стол «Эффективные приёмы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учётом регионального компонента». Экспертом и модератором в диалоге выступила зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова.

Первый доклад представила руководитель Научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Александровна Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей. 

Наталия Анатольевна Мёдова, зав. кафедрой дефектологии ФПСО, учитель-дефектолог высшей категории, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ. 

«Специфику консультативной работы родителей с ОВЗ» представила доцент кафедры дефектологии, директор Центра консультирования ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва. Выступающая обозначила такие задачи в работе с родителями, как оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, профилактика перегрузок и режима труда в образовательном учреждении и дома, выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных индивидуальных особенностей и подготовка родителей к процессу решения коррекционно-воспитательных задач. 

Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представитель Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Вадимовна Майер.

«Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ» продемонстрировали в видеоформате учитель-дефектолог Ольга Александровна Аверина и учитель-логопед Татьяна Николаевна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ)

Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Анатольевна Вализер и учитель-логопед Оксана Олеговна Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).

Заведующая детским садом КФУ Эльвира Азгамовна Садретдинова в докладе «Педагогическая система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт» рассказала о разработке проекта, целью которого является выявления дошкольников с РАС, проведение с ними дальнейшей работы по социализации и комфортному пребыванию в обществе.

Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Минсагировна Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» Альфия Асхатовна Сефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения.

Работа площадок ТГПУ на Первом томском форуме «Преобразование образования» продолжилась 18 ноября круглым столом «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы».

Модератор круглого стола Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, директор Института развития педагогического образования ТГПУ представила доклад «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ».

О факторах преобразования педагогического образования рассказал Червонный Михаил Александрович, доктор педагогических наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, профессор кафедры физики и методики обучения физике. Михаил Александрович сделал акцент на факторах изменения педагогического образования, к которым относятся конвергенция современных наук и технологий, цифровизация содержания наук и технологий и процесса обучения, изменения традиционных и появление новых образовательных пространств подготовки будущих учителей

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, советник при ректорате, зав. кафедрой педагогики и методилики начального образования, зав. НИ лабораторией метаметодики рассмотрела тему «Тематический и деятельностный подход в преподавании методических дисциплин».

Куровская Лариса Валерьевна, кандидат биологических наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, директор ФЦ НМСПР ТГПУ представила доклад «Развитие педагогического образования ТГПУ: опыт привлечения педагогов-исследователей».

Ефремова-Шершукова Надежда Александровна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой педагогики и управления образованием ТГПУ выступила с докладом «Кафедра педагогики в условиях новых вызовов: решения и новые форматы».

«Обновление педпрактики для профессионального самоопределения студентов» представила Долгова Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого капитала

Звершила круглый стол Замятина Оксана Михайловна, кандидат технических наук, ректор ТОИПКРО, советник при ректорате ТГПУ, научный сотрудник лаборатории педагогических измерений и качества образования ТГПУ, выступив с докладом «Подходы к оценке качества общего и профессионального образования».

В рамках работы круглых столов было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.

«Два дня работы в рамках форума прошли интересно и продуктивно. Результатами стало и укрепление отношений с нашими коллегами из КФУ, и обобщение результатов исследований, и обмен мнениями по вопросам трансформации образования на разных уровнях», - поделилась своим мнением Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, директор Института развития педагогического образования ТГПУ

  

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ!

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем преподавателя высшей школы!

Желаем вам научных и творческих достижений, профессионального роста, реализации намеченных планов, здоровья и благополучия!

ПЕРВЫЙ ТОМСКИЙ ФОРУМ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

17-19 ноября 2022 года в Томске пройдет форум «Преобразование образования». Мероприятие организовано по инициативе Института образования Томского государственного университета.

Ключевая тема форума – трансформация образования, построенная на основе данных междисциплинарных исследований и призванная решить вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни человека.

В рамках форума в Томском государственном педагогическом университете состоятся круглые столы:

«Эффективные приёмы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учётом регионального компонента»

Дата проведения: 17 ноября 2022 год.

Адрес: г. Томск, Киевская 60, рекреационный зал (главный корпус ТГПУ)

Режим участия: гибридный.

Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/ynz-cu6-qgy

Программа круглого стола

 

«Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы»

Дата проведения: 18 ноября 2022 год.

Адрес: г. Томск, Киевская 60, рекреационный зал (главный корпус ТГПУ)

Режим участия: гибридный.

Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/xf3-5g8-vfw-2ie

Программа круглого стола

ЗАВЕРШИЛСЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ, ОТКРЫТОСТЬ ИННОВАЦИЯМ»

27 октября состоялся первый день V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».

Пленарное заседание участников прошлого в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета и началось с приветственных слов Полевой Елены Александровны, проректора по научной работе ТГПУ.

Для участия в конференции приехала Маргарита Юрьевна Парамонова, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Её пленарный доклад был посвящён современному состоянию дошкольного образования. Маргарита Юрьевна не только обозначила текущие проблемы в дошкольной сфере, но и наметила возможные перспективы их решения как в стране, так и в каждом регионе.

Линию традиций в педагогическом образовании представила в своём докладе Ревякина Валентина Ивановна, профессор кафедры педагогики и управления образованием ИРПО. Она рассказала о возможности реализации технологии работы с психолого-педагогическими классами для формирования позиции «педагог по призванию».

Об инновациях и современных направлениях педагогических исследований в дошкольном образовании рассказала Семенова Наталья Альбертовна, директор Института развития педагогического образования.

Развитие практик дошкольного образования было написано в докладе Пановой Елены Владимировны, проректора ТОИПКРО.

Интересным для всех был опыт участия в конкурсе «Воспитатель года», представленный лауреатом 2022 года Казаровой Екатериной Геннадьевной, воспитателем детского сада комбинированного вида № 44 «Дружок», п.Подосинки, Московская область.

А после пленарного заседания участники разошлись на три площадки: секции «Киберсоциализация и формирование цифровое образовательной среды», «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно творческую деятельность» и научно-практический семинар «Грантрайтинг: как написать заявку на грант».

Благодарности и сертификаты участников

 

V ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ, ОТКРЫТОСТЬ ИННОВАЦИЯМ»

27 октября 2022 г. в 14:00 в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета (г. Томск, ул. Герцена, д. 66, 1 этаж, конференц-зал) пройдет V Всероссийская научно-практическая конференция «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».

Конференция состоится в гибридном формате с возможностью очного участия или удаленного подключения с помощью платформы BigBlueButton.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

ГРАНТРАЙТИНГ: КАК НАПИСАТЬ ЗАЯВКУ НА ГРАНТ

27 октября 2022 г. в 15.30 Томский государственный педагогический университет в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям» (далее по тексту - Конференция) совместно с партнерами Конференции проводит научно-практический семинар школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «ГРАНТРАЙТИНГ: КАК НАПИСАТЬ ЗАЯВКУ НА ГРАНТ».

Семинар состоится в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета (г. Томск, ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, читальный зал № 1) в гибридном формате с возможностью очного участия или удаленного подключения с помощью платформы BigBlueButton по следующей ссылке: https://bbb.tspu.ru/b/29c-ulp-x5u-g9v.

Цель семинара - стимулирование научной активности обучающихся, аспирантов, молодых ученых, научно-педагогических работников, педагогов, способных выполнить перспективные научно-исследовательские проекты и разработки.

К участию приглашаются студенты, аспиранты, молодые ученые, преподаватели, научно-педагогические работники, педагоги систем высшего, общего, дошкольного и дополнительного образования, работники методических служб (объединений), заинтересованные в выполнении перспективных научно-исследовательских проектов и разработок.

Участие в семинаре возможно только по предварительной регистрации до 16.00 26 октября 2022 года по следующей ссылке: https://forms.gle/d7k9Z5hfUMe4uuT99

По итогам участия в семинаре все зарегистрированные участники получат сертификат участника в электронном виде на электронную почту, указанную при регистрации.           

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Ответственный за регистрацию участников семинара: Лукьянова Елизавета Игоревна, специалист по учебно-методической работе кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования, e-mail: elizaveta.lukyanova@tspu.ru, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3214.

Дополнительная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-295, вн. 3212; Мингаздинова Эльмира Минияровна, ведущий специалист по УМР Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3215.

Будем рады встрече с Вами! Всё начинается здесь!

ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРПО

Впервые активисты студенческого научного объединения ИРПО представили в Томском Педагогическом свои идеи по развитию научного сообщества университета и укреплению межфакультетского взаимодействия студентов.

Событие стартовало вступительной речью проректора по научной деятельности ТГПУ Елены Александровны Полевой. Она отметила, что главные задачи, которые стоят перед юными учеными, – осознать свою субъектность, принадлежность к науке и понять, нужно ли заниматься наукой совместно, чтобы усилить себя.

Выступление гостей мероприятия – представителей школы неформального образования «Резонанс», включало презентацию нового проекта «Студенческая педагогическая мастерская», участвуя в котором под общим руководством специалистов школы можно апробировать свои уникальные педагогические разработки на практике и опубликовать результаты таких исследований в научных статьях.

Институт развития педагогического образования достойно представили магистранты Ли Анастасия и Анаит Геворгян, аспирант Игорь Яковлев. Они рассказали о научном потенциале института, возможностях объединения активных и заинтересованных в развитии педагогической науки студентов, аспирантов и молодых ученых, а также создания межфакультетской коллаборации.

Это событие стало новым этапом развития студенческой науки в ИРПО и Томском педагогическом университете в целом.

В ТГПУ ПРОВЕЛИ КРУГЛЫЙ СТОЛ «УЧИТЕЛЬ: ИСТОРИИ УСПЕХА»

В научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского Педагогического прошел круглый стол «Учитель: истории успеха». Участие в нем приняли более 50 представителей общественности, школ и вузов. Ключевыми спикерами стали школьники, родители, учителя, молодые исследователи, руководители образовательных учреждений. Вопросами для обсуждения были: что такое успех, кто такой «успешный учитель», связан ли успех учителя с карьерным ростом и как стать успешным учителем?

Событие началось вступительным словом модератора площадки, кандидата педагогических наук, заместителя директора ИРПО ТГПУ Ольги Рамазановны Нерадовской:

«Слово «учитель» живет в сердце каждого из нас, поэтому сегодня в зале присутствуют люди разных поколений и статусов: школьники и их родители, студенты и аспиранты, учителя и руководители образовательных учреждений. Всем нам интересно узнать, что такое успех и как стать успешным учителем, – сказала она. – Сегодня мы обсудим важную тему учительства и узнаем об истории успеха наших учителей».

Участники встречи высказали общее мнение: успешный учитель – это, в первую очередь, человек, который направляет другого на правильный путь, он берет на себя ответственность слушать и слышать своих учеников. Кроме того, присутствующие отметили, что каждый уважающий себя учитель обязан владеть психолого-педагогическими знаниями, понимать возрастные особенности учеников и, что не менее важно в современном обществе, – быть уверенным пользователем компьютера.

«Успешный учитель – не всегда тот человек, который несет детям рюкзак со знаниями, порой ученик сам может добрать эти знания при помощи самообразования, репетиторов и прочих способов. Здесь главная задача – научить учиться и заинтересовать в дальнейшем изучении материала, а не просто передать знания, – считает директор МБОУ СОШ №78 г. Северска Оксана Васильевна Королёва. – Возможно, учителем нужно родиться, но каждому, кто желает стать хорошим педагогом, необходимо прийти в школу и пройти через долгий, тернистый, но интересный путь учителя».

Для достижения успеха учителю важно придерживаться активного образа жизни, заниматься спортом, участвовать в научных конференциях и путешествовать. Так своим примером активности он показывает детям, что необходимо постоянно развиваться, расширять свой кругозор, а не стоять на месте.

«Успех – это понимание, что ты сумел преодолеть то, что ранее казалось невозможным. А успешный учитель, как и успешный человек любой другой профессии, – тот, кто знает: путь к звездам тернист. И тот, кто готов пройти огонь и воду, чтобы стать лучше, кто никогда не останавливается на достигнутом и всегда совершенствует себя и мир вокруг, – сказала учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №28 г. Томска Алена Игоревна Сосина. – Если взять во внимание карьерный рост с развитием возможностей и компетенций, то успех – это несомненный его результат. Важно лишь помнить, что в таком случае успех – не конечная точка. Это вечное стремление вверх и никак иначе».

Сумма мнений дает понять, что карьерные достижения – не единственное к чему стоит стремиться. Безусловно, продвижение по профессиональной лестнице показывает, что у педагога есть определенные способности к выполнению тех или иных обязанностей, однако маленькие ежедневые победы – крепкая коммуникация с учениками, понимание и совместная с родителями воспитательная деятельность и т.д. – показывают другие грани успеха.

«Успех учителя не всегда связан с карьерным ростом. Можно иметь успех в карьере и занимать высокую должность, а можно всю жизнь проработать учителем в маленькой деревенской школе, но быть центром притяжения, образцом для подражания и воспитать достойных и успешных выпускников», – рассуждает учитель русского языка и литературы, старший методист ГБОУ школы №1547 г. Москва Мария Александровна Шабельник.

Многие ученые и специалисты уже давно пытаются вывести идеальную формулу успеха, в частности формулу успеха учителя, но такой, скорее всего, просто не существует. Возможно, если придерживаться понятных и простых правил: брать нагрузку по силам, чередовать работу и активный отдых, планировать и следовать плану, решать проблемы и преодолевать неудачи, беречь свое время, заниматься спортом, узнавать, исследовать, изучать и относиться ко всему легко и с юмором, то получится достигнуть определенных высот, но и они бывают разными.  

«Внутренний успех учителя – удовлетворенность своей работой. Педагог должен делать то, что ему нравится, чтобы стать лучшим в своем деле и делать это с теми, кто разделяет его идеи и взгляды. А внешний – результат внешней оценки: аттестации, конкурсы, оценки учеников, их полученные знания, – комментирует доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ Юлия Евгеньевна Бочкарева. – Карьерный рост определяет уровень внешнего успеха учителя (его роль или статус в обществе), но он не всегда является показателем для внутреннего успеха учителя, если мы говорим о самоудовлетворенности от своей работы, например».

По итогу круглого стола участники пришли к выводу, что успех – это результат нашего осознанного выбора и действий, которые помогают нам двигаться вперед и достигать положительных результатов. Учитель же станет успешным в том случае, если будет не только давать детям новые знания, но и научит их учиться. В то же время успех учителя зависит не только от его карьерных достижений: важным является и внутренняя удовлетворенность от его результатов.

Мероприятие завершилось вручением спикерам благодарностей и памятных сувениров в честь 120-летия ТГПУ.

Озывы участников:

Матросова Кристина Викторовна, магистрант ТГПУ:

«Очень полезно было слушать об успешности учителей, так как себя считаю успешным человеком. Это влияет на мой подъем по карьерной лестнице»

Геворгян Анаит Геворговна, магистрант ТГПУ:

«Спасибо за такое прекрасное проведённое время. Было очень здорово и как раз то, что мне нужно. Ещё раз благодарю от всей души!»

Видеозапись круглого стола

КАК ИЗМЕНИЛСЯ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?

О том, как изменился современный учитель и школьники, подходы в обучении детей, 5 октября в студии «Утро России. Томск» рассказала Ольга Рамазановна Нерадовская, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ.

Сегодня изменилась роль учителя. Он не просто транслятор знаний, умений и навыков. Он, прежде всего, мотиватор. Этот тот человек, как отметила Ольга Рамазановна, – который создает мотивацию у учеников к познанию, к учению, тот, который раскрывает потенциал учеников и показывает, как использовать этот потенциал.
Безусловно, учитель сегодня – мастер коммуникации. Это тот человек, который может организовать совместную деятельность и управлять этой деятельностью. Третья составляющая – навигатор в том большом потоке информации, которая ориентирует ребенка в открытом мире знаний. Поэтому современному учителю важно уметь работать в команде, важно уметь работать с большим потоком информации, с современными технологиями, быть готовым и уметь непрерывно обучаться: будь то актуальные курсы повышения квалификации или работа с коллегами в профессиональном сообществе, самообразование и так далее.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER