Парк ИОП ИРПО организовал научно-методический семинар для представителей экспериментальной площадки
В Парке инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ прошел научно-методический семинар «Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации».
В ходе работы были рассмотрены результаты взаимодействия Научно-исследовательской лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ИРПО ТГПУ с коллективом МБОУ «Северская гимназия» (экспериментальная площадка Парка ИОП), направленного на развитие системы работы с проектами и исследованиями учащихся с целью реализации ими профильного и профессионального самоопределения.
«В современном мире большую актуальность приобретает вопрос формирования успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям, – комментирует Светлана Викторовна Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия». – Поэтому развивать способность личности к познанию, труду, успешной социализации и адаптации – задача школы и педагогов. Необходимость подготовить ребенка к обоснованному выбору профессии ставит перед педагогом задачу овладеть современными образовательными и профориентационными технологиями».
В 2022 году Наталия Альбертовна Семенова, директор ИРПО, зав. Лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП и координатор направления «Научно-методическая поддержка развития проектной и исследовательской культуры педагога и обучающихся» в НМЦ СПР, провела первый этап стратегической сессии в Северской гимназии. По итогам этого этапа были определены направления для дальнейшей научно-исследовательской и стратегической работы и сформированы творческие группы из педагогов и руководителей образовательного учреждения.
На прошедшем семинаре экспертами ИРПО, НМЦ СПР и Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина были представлены результаты групповой работы по следующим направлениям:
- диагностика уровня сформированности профориентационных представлений обучающихся разного возраста;
- диагностика по уровню сформированности проектных и исследовательских умений обучающихся;
- выстраивание единой сквозной программы / модуля, который будет реализовываться в существующих программах для начальной школы с учетом определенных требований;
- разработка актуальной модели профориентации учащихся через проектную и исследовательскую деятельность.
«Коллектив МБОУ «Северская гимназия» в данный момент работает над созданием образовательного пространства гимназии с целью реализации задач обновленных ФГОС, в том числе над вопросами профильного и профессионального самоопределения обучающихся, – поделилась Кира Юрьевна Кручинина, зам. директора по методической работе МБОУ «Северская гимназия». – Эксперты Педагогического университета осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».
Завершая семинар, эксперты ТГПУ дали рекомендации, которые будут учтены в дальнейшей научно-исследовательской работе экспериментальной площадки Парка ИОП.
«Очень хорошо, что педагоги разделись на рабочие группы – каждая со своим участком работы, но также необходимо общее пространство работы, чтобы сохранялись общие интересы и ценности. Важно договориться о том, какой набор умений для каждой возрастной ступени планируется формировать через проектную и исследовательскую деятельность, чтобы проводить более эффективную диагностику», – сказала Светлана Ивановна Поздеева, профессор, зав. Лабораторией метаметодики Парка инновационных образовательных практик.
Андрей Петрович Глухов, зав. Лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП, отметил:
«Проектная и исследовательская деятельность требует не только предметных знаний, но и тренировки soft skills – гибких навыков, которые в будущем наряду с предметными навыками понадобятся школьникам и студентам для достижения успеха. Поэтому важно активно включать проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс на уроках через использование активных технологий, цифровых образовательных ресурсов, создание команд для работы в разных направлениях. Также данный вид работы является эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения школьников, поскольку позволяет им оценить свои сильные и слабые стороны в будущей профессии».
Ольга Сергеевна Камнева, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП:
«В технологическом направлении проектной и исследовательской деятельности школьников все чаще используются цифровые инструменты управления и разработки проектов, что требует дополнительной подготовки педагогов. Данную задачу можно решать с помощью средств инновационной образовательной инфраструктуры Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ».
Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП, директор НМС ПР, резюмировала:
«Минпросвещения России уделяет много внимания выстраиванию эффективного взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Совместная работа ТГПУ с коллективом Северской гимназии является примером успешной научно-методической работы школы и педагогического вуза».
Справочно:
Организаторами мероприятия выступили сотрудники Парка ИОП ТГПУ, Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ, МБОУ «Северская гимназия» при экспертной поддержке руководителя Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ.