В ТГПУ ПРОВЕЛИ КРУГЛЫЙ СТОЛ «УЧИТЕЛЬ: ИСТОРИИ УСПЕХА»
В научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского Педагогического прошел круглый стол «Учитель: истории успеха». Участие в нем приняли более 50 представителей общественности, школ и вузов. Ключевыми спикерами стали школьники, родители, учителя, молодые исследователи, руководители образовательных учреждений. Вопросами для обсуждения были: что такое успех, кто такой «успешный учитель», связан ли успех учителя с карьерным ростом и как стать успешным учителем?
Событие началось вступительным словом модератора площадки, кандидата педагогических наук, заместителя директора ИРПО ТГПУ Ольги Рамазановны Нерадовской:
«Слово «учитель» живет в сердце каждого из нас, поэтому сегодня в зале присутствуют люди разных поколений и статусов: школьники и их родители, студенты и аспиранты, учителя и руководители образовательных учреждений. Всем нам интересно узнать, что такое успех и как стать успешным учителем, – сказала она. – Сегодня мы обсудим важную тему учительства и узнаем об истории успеха наших учителей».
Участники встречи высказали общее мнение: успешный учитель – это, в первую очередь, человек, который направляет другого на правильный путь, он берет на себя ответственность слушать и слышать своих учеников. Кроме того, присутствующие отметили, что каждый уважающий себя учитель обязан владеть психолого-педагогическими знаниями, понимать возрастные особенности учеников и, что не менее важно в современном обществе, – быть уверенным пользователем компьютера.
«Успешный учитель – не всегда тот человек, который несет детям рюкзак со знаниями, порой ученик сам может добрать эти знания при помощи самообразования, репетиторов и прочих способов. Здесь главная задача – научить учиться и заинтересовать в дальнейшем изучении материала, а не просто передать знания, – считает директор МБОУ СОШ №78 г. Северска Оксана Васильевна Королёва. – Возможно, учителем нужно родиться, но каждому, кто желает стать хорошим педагогом, необходимо прийти в школу и пройти через долгий, тернистый, но интересный путь учителя».
Для достижения успеха учителю важно придерживаться активного образа жизни, заниматься спортом, участвовать в научных конференциях и путешествовать. Так своим примером активности он показывает детям, что необходимо постоянно развиваться, расширять свой кругозор, а не стоять на месте.
«Успех – это понимание, что ты сумел преодолеть то, что ранее казалось невозможным. А успешный учитель, как и успешный человек любой другой профессии, – тот, кто знает: путь к звездам тернист. И тот, кто готов пройти огонь и воду, чтобы стать лучше, кто никогда не останавливается на достигнутом и всегда совершенствует себя и мир вокруг, – сказала учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №28 г. Томска Алена Игоревна Сосина. – Если взять во внимание карьерный рост с развитием возможностей и компетенций, то успех – это несомненный его результат. Важно лишь помнить, что в таком случае успех – не конечная точка. Это вечное стремление вверх и никак иначе».
Сумма мнений дает понять, что карьерные достижения – не единственное к чему стоит стремиться. Безусловно, продвижение по профессиональной лестнице показывает, что у педагога есть определенные способности к выполнению тех или иных обязанностей, однако маленькие ежедневые победы – крепкая коммуникация с учениками, понимание и совместная с родителями воспитательная деятельность и т.д. – показывают другие грани успеха.
«Успех учителя не всегда связан с карьерным ростом. Можно иметь успех в карьере и занимать высокую должность, а можно всю жизнь проработать учителем в маленькой деревенской школе, но быть центром притяжения, образцом для подражания и воспитать достойных и успешных выпускников», – рассуждает учитель русского языка и литературы, старший методист ГБОУ школы №1547 г. Москва Мария Александровна Шабельник.
Многие ученые и специалисты уже давно пытаются вывести идеальную формулу успеха, в частности формулу успеха учителя, но такой, скорее всего, просто не существует. Возможно, если придерживаться понятных и простых правил: брать нагрузку по силам, чередовать работу и активный отдых, планировать и следовать плану, решать проблемы и преодолевать неудачи, беречь свое время, заниматься спортом, узнавать, исследовать, изучать и относиться ко всему легко и с юмором, то получится достигнуть определенных высот, но и они бывают разными.
«Внутренний успех учителя – удовлетворенность своей работой. Педагог должен делать то, что ему нравится, чтобы стать лучшим в своем деле и делать это с теми, кто разделяет его идеи и взгляды. А внешний – результат внешней оценки: аттестации, конкурсы, оценки учеников, их полученные знания, – комментирует доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ Юлия Евгеньевна Бочкарева. – Карьерный рост определяет уровень внешнего успеха учителя (его роль или статус в обществе), но он не всегда является показателем для внутреннего успеха учителя, если мы говорим о самоудовлетворенности от своей работы, например».
По итогу круглого стола участники пришли к выводу, что успех – это результат нашего осознанного выбора и действий, которые помогают нам двигаться вперед и достигать положительных результатов. Учитель же станет успешным в том случае, если будет не только давать детям новые знания, но и научит их учиться. В то же время успех учителя зависит не только от его карьерных достижений: важным является и внутренняя удовлетворенность от его результатов.
Мероприятие завершилось вручением спикерам благодарностей и памятных сувениров в честь 120-летия ТГПУ.
Озывы участников:
Матросова Кристина Викторовна, магистрант ТГПУ:
«Очень полезно было слушать об успешности учителей, так как себя считаю успешным человеком. Это влияет на мой подъем по карьерной лестнице»
Геворгян Анаит Геворговна, магистрант ТГПУ:
«Спасибо за такое прекрасное проведённое время. Было очень здорово и как раз то, что мне нужно. Ещё раз благодарю от всей души!»