17-19 ноября 2022 года в Томске пройдет форум «Преобразование образования». Мероприятие организовано по инициативе Института образования Томского государственного университета.
Ключевая тема форума – трансформация образования, построенная на основе данных междисциплинарных исследований и призванная решить вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни человека.
В рамках форума в Томском государственном педагогическом университете состоятся круглые столы:
«Эффективные приёмы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учётом регионального компонента»
Дата проведения: 17 ноября 2022 год.
Адрес: г. Томск, Киевская 60, рекреационный зал (главный корпус ТГПУ)
27 октября состоялся первый день V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».
Пленарное заседание участников прошлого в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета и началось с приветственных слов Полевой Елены Александровны, проректора по научной работе ТГПУ.
Для участия в конференции приехала Маргарита Юрьевна Парамонова, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Её пленарный доклад был посвящён современному состоянию дошкольного образования. Маргарита Юрьевна не только обозначила текущие проблемы в дошкольной сфере, но и наметила возможные перспективы их решения как в стране, так и в каждом регионе.
Линию традиций в педагогическом образовании представила в своём докладе Ревякина Валентина Ивановна, профессор кафедры педагогики и управления образованием ИРПО. Она рассказала о возможности реализации технологии работы с психолого-педагогическими классами для формирования позиции «педагог по призванию».
Об инновациях и современных направлениях педагогических исследований в дошкольном образовании рассказала Семенова Наталья Альбертовна, директор Института развития педагогического образования.
Развитие практик дошкольного образования было написано в докладе Пановой Елены Владимировны, проректора ТОИПКРО.
Интересным для всех был опыт участия в конкурсе «Воспитатель года», представленный лауреатом 2022 года Казаровой Екатериной Геннадьевной, воспитателем детского сада комбинированного вида № 44 «Дружок», п.Подосинки, Московская область.
А после пленарного заседания участники разошлись на три площадки: секции «Киберсоциализация и формирование цифровое образовательной среды», «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно творческую деятельность» и научно-практический семинар «Грантрайтинг: как написать заявку на грант».
27 октября 2022 г. в 14:00в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета (г. Томск, ул. Герцена, д. 66, 1 этаж, конференц-зал) пройдет V Всероссийская научно-практическая конференция «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».
Конференция состоится в гибридном формате с возможностью очного участия или удаленного подключения с помощью платформы BigBlueButton.
27 октября 2022 г. в 15.30 Томский государственный педагогический университет в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям» (далее по тексту - Конференция) совместно с партнерами Конференции проводит научно-практический семинар школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «ГРАНТРАЙТИНГ: КАК НАПИСАТЬ ЗАЯВКУ НА ГРАНТ».
Семинар состоится в Научной библиотеке им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета (г. Томск, ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, читальный зал № 1) в гибридном формате с возможностью очного участия или удаленного подключения с помощью платформы BigBlueButton по следующей ссылке: https://bbb.tspu.edu.ru/b/29c-ulp-x5u-g9v.
Цель семинара - стимулирование научной активности обучающихся, аспирантов, молодых ученых, научно-педагогических работников, педагогов, способных выполнить перспективные научно-исследовательские проекты и разработки.
К участию приглашаются студенты, аспиранты, молодые ученые, преподаватели, научно-педагогические работники, педагоги систем высшего, общего, дошкольного и дополнительного образования, работники методических служб (объединений), заинтересованные в выполнении перспективных научно-исследовательских проектов и разработок.
Участие в семинаре возможно только по предварительной регистрации до 16.00 26 октября 2022 года по следующей ссылке: https://forms.gle/d7k9Z5hfUMe4uuT99
По итогам участия в семинаре все зарегистрированные участники получат сертификат участника в электронном виде на электронную почту, указанную при регистрации.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ответственный за регистрацию участников семинара: Лукьянова Елизавета Игоревна, специалист по учебно-методической работе кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования, e-mail: elizaveta.lukyanova@tspu.edu.ru, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3214.
Дополнительная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-295, вн. 3212; Мингаздинова Эльмира Минияровна, ведущий специалист по УМР Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3215.
Впервые активисты студенческого научного объединения ИРПО представили в Томском Педагогическом свои идеи по развитию научного сообщества университета и укреплению межфакультетского взаимодействия студентов.
Событие стартовало вступительной речью проректора по научной деятельности ТГПУ Елены Александровны Полевой. Она отметила, что главные задачи, которые стоят перед юными учеными, – осознать свою субъектность, принадлежность к науке и понять, нужно ли заниматься наукой совместно, чтобы усилить себя.
Выступление гостей мероприятия – представителей школы неформального образования «Резонанс», включало презентацию нового проекта «Студенческая педагогическая мастерская», участвуя в котором под общим руководством специалистов школы можно апробировать свои уникальные педагогические разработки на практике и опубликовать результаты таких исследований в научных статьях.
Институт развития педагогического образования достойно представили магистранты Ли Анастасия и Анаит Геворгян, аспирант Игорь Яковлев. Они рассказали о научном потенциале института, возможностях объединения активных и заинтересованных в развитии педагогической науки студентов, аспирантов и молодых ученых, а также создания межфакультетской коллаборации.
Это событие стало новым этапом развития студенческой науки в ИРПО и Томском педагогическом университете в целом.
В научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского Педагогического прошел круглый стол «Учитель: истории успеха». Участие в нем приняли более 50 представителей общественности, школ и вузов. Ключевыми спикерами стали школьники, родители, учителя, молодые исследователи, руководители образовательных учреждений. Вопросами для обсуждения были: что такое успех, кто такой «успешный учитель», связан ли успех учителя с карьерным ростом и как стать успешным учителем?
Событие началось вступительным словом модератора площадки, кандидата педагогических наук, заместителя директора ИРПО ТГПУ Ольги Рамазановны Нерадовской:
«Слово «учитель» живет в сердце каждого из нас, поэтому сегодня в зале присутствуют люди разных поколений и статусов: школьники и их родители, студенты и аспиранты, учителя и руководители образовательных учреждений. Всем нам интересно узнать, что такое успех и как стать успешным учителем, – сказала она. – Сегодня мы обсудим важную тему учительства и узнаем об истории успеха наших учителей».
Участники встречи высказали общее мнение: успешный учитель – это, в первую очередь, человек, который направляет другого на правильный путь, он берет на себя ответственность слушать и слышать своих учеников. Кроме того, присутствующие отметили, что каждый уважающий себя учитель обязан владеть психолого-педагогическими знаниями, понимать возрастные особенности учеников и, что не менее важно в современном обществе, – быть уверенным пользователем компьютера.
«Успешный учитель – не всегда тот человек, который несет детям рюкзак со знаниями, порой ученик сам может добрать эти знания при помощи самообразования, репетиторов и прочих способов. Здесь главная задача – научить учиться и заинтересовать в дальнейшем изучении материала, а не просто передать знания, – считает директор МБОУ СОШ №78 г. Северска Оксана Васильевна Королёва. – Возможно, учителем нужно родиться, но каждому, кто желает стать хорошим педагогом, необходимо прийти в школу и пройти через долгий, тернистый, но интересный путь учителя».
Для достижения успеха учителю важно придерживаться активного образа жизни, заниматься спортом, участвовать в научных конференциях и путешествовать. Так своим примером активности он показывает детям, что необходимо постоянно развиваться, расширять свой кругозор, а не стоять на месте.
«Успех – это понимание, что ты сумел преодолеть то, что ранее казалось невозможным. А успешный учитель, как и успешный человек любой другой профессии, – тот, кто знает: путь к звездам тернист. И тот, кто готов пройти огонь и воду, чтобы стать лучше, кто никогда не останавливается на достигнутом и всегда совершенствует себя и мир вокруг, – сказала учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №28 г. Томска Алена Игоревна Сосина. – Если взять во внимание карьерный рост с развитием возможностей и компетенций, то успех – это несомненный его результат. Важно лишь помнить, что в таком случае успех – не конечная точка. Это вечное стремление вверх и никак иначе».
Сумма мнений дает понять, что карьерные достижения – не единственное к чему стоит стремиться. Безусловно, продвижение по профессиональной лестнице показывает, что у педагога есть определенные способности к выполнению тех или иных обязанностей, однако маленькие ежедневые победы – крепкая коммуникация с учениками, понимание и совместная с родителями воспитательная деятельность и т.д. – показывают другие грани успеха.
«Успех учителя не всегда связан с карьерным ростом. Можно иметь успех в карьере и занимать высокую должность, а можно всю жизнь проработать учителем в маленькой деревенской школе, но быть центром притяжения, образцом для подражания и воспитать достойных и успешных выпускников», – рассуждает учитель русского языка и литературы, старший методист ГБОУ школы №1547 г. Москва Мария Александровна Шабельник.
Многие ученые и специалисты уже давно пытаются вывести идеальную формулу успеха, в частности формулу успеха учителя, но такой, скорее всего, просто не существует. Возможно, если придерживаться понятных и простых правил: брать нагрузку по силам, чередовать работу и активный отдых, планировать и следовать плану, решать проблемы и преодолевать неудачи, беречь свое время, заниматься спортом, узнавать, исследовать, изучать и относиться ко всему легко и с юмором, то получится достигнуть определенных высот, но и они бывают разными.
«Внутренний успех учителя – удовлетворенность своей работой. Педагог должен делать то, что ему нравится, чтобы стать лучшим в своем деле и делать это с теми, кто разделяет его идеи и взгляды. А внешний – результат внешней оценки: аттестации, конкурсы, оценки учеников, их полученные знания, – комментирует доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ Юлия Евгеньевна Бочкарева. – Карьерный рост определяет уровень внешнего успеха учителя (его роль или статус в обществе), но он не всегда является показателем для внутреннего успеха учителя, если мы говорим о самоудовлетворенности от своей работы, например».
По итогу круглого стола участники пришли к выводу, что успех – это результат нашего осознанного выбора и действий, которые помогают нам двигаться вперед и достигать положительных результатов. Учитель же станет успешным в том случае, если будет не только давать детям новые знания, но и научит их учиться. В то же время успех учителя зависит не только от его карьерных достижений: важным является и внутренняя удовлетворенность от его результатов.
Мероприятие завершилось вручением спикерам благодарностей и памятных сувениров в честь 120-летия ТГПУ.
Озывы участников:
Матросова Кристина Викторовна, магистрант ТГПУ:
«Очень полезно было слушать об успешности учителей, так как себя считаю успешным человеком. Это влияет на мой подъем по карьерной лестнице»
Геворгян Анаит Геворговна, магистрант ТГПУ:
«Спасибо за такое прекрасное проведённое время. Было очень здорово и как раз то, что мне нужно. Ещё раз благодарю от всей души!»
О том, как изменился современный учитель и школьники, подходы в обучении детей, 5 октября в студии «Утро России. Томск» рассказала Ольга Рамазановна Нерадовская, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ.
Сегодня изменилась роль учителя. Он не просто транслятор знаний, умений и навыков. Он, прежде всего, мотиватор. Этот тот человек, как отметила Ольга Рамазановна, – который создает мотивацию у учеников к познанию, к учению, тот, который раскрывает потенциал учеников и показывает, как использовать этот потенциал. Безусловно, учитель сегодня – мастер коммуникации. Это тот человек, который может организовать совместную деятельность и управлять этой деятельностью. Третья составляющая – навигатор в том большом потоке информации, которая ориентирует ребенка в открытом мире знаний. Поэтому современному учителю важно уметь работать в команде, важно уметь работать с большим потоком информации, с современными технологиями, быть готовым и уметь непрерывно обучаться: будь то актуальные курсы повышения квалификации или работа с коллегами в профессиональном сообществе, самообразование и так далее.
С 28 сентября по 3 октября 2022 г. в Екатеринбурге состоялся заключительный этап конкурса "Мастер года 2022". Всего в конкурсе приняли участие 2784 человека: преподаватели и мастера производственного обучения из всех регионов России. В финале за звание "Мастер года - 2022" боролись только 85 человек, сильнейшие из каждого региона.
Анна Дмитиевна Науменко, аспирант Института развития педагогического образования ТГПУ, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности "Электронные приборы и устройства" Томского экономико-промышленного колледжа, с блеском выполнив два первых испытания (конкурс образовательных кейсов и открытый онлайн-семинар), стала лауреатом конкурса и вошла в 10 лучших преподавателей системы профессионального образования России.
1 октября в рамках деловой программы Всероссийского конкурса "Мастер года" Анна Дмитриевна выступила участником пресс-конференции с министром просвещения Российской Федерации Сергеем Сергеевичем Кравцовым, где говорили о важности системы профессионального образования для экономики России и о будущем чемпионатного движения "Молодые профессионалы". Науменко А.Д. также была награждена Благодарственным письмом от Министерства просвещения Российской Федерации за популяризацию передовых идей в области образования, подготовку кадров и внедрение лучших педагогических практик в систему профессионального образования.
В настоящее время Анна Дмитриевна работает над диссертацией по теме "Инновационные технологии дистанционного обучения в подготовке специалистов среднего звена технического профиля" под руководством доктора педагогических наук, профессора Поздеевой Светланы Ивановны. Серьезная научно-исследовательская деятельность и применение инновационной педагогической технологии смешанного обучения "ротация станций" позволили Анне Дмитриевне уже сегодня добиться успеха!