17-19 ноября в Томске прошел Первый форум «Преобразование образования», организованный по инициативе Института образования ТГУ.
Круглые столы для актуального диалога были открыты сотрудниками Института развития педагогического образования и факультета психологии и специального образования ТГПУ.
17 ноября был проведен первый круглый стол «Эффективные приёмы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учётом регионального компонента». Экспертом и модератором в диалоге выступила зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова.
Первый доклад представила руководитель Научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Александровна Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей.
Наталия Анатольевна Мёдова, зав. кафедрой дефектологии ФПСО, учитель-дефектолог высшей категории, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ.
«Специфику консультативной работы родителей с ОВЗ» представила доцент кафедры дефектологии, директор Центра консультирования ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва. Выступающая обозначила такие задачи в работе с родителями, как оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, профилактика перегрузок и режима труда в образовательном учреждении и дома, выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных индивидуальных особенностей и подготовка родителей к процессу решения коррекционно-воспитательных задач.
Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представитель Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Вадимовна Майер.
«Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ» продемонстрировали в видеоформате учитель-дефектолог Ольга Александровна Аверина и учитель-логопед Татьяна Николаевна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ)
Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Анатольевна Вализер и учитель-логопед Оксана Олеговна Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).
Заведующая детским садом КФУ Эльвира Азгамовна Садретдинова в докладе «Педагогическая система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт» рассказала о разработке проекта, целью которого является выявления дошкольников с РАС, проведение с ними дальнейшей работы по социализации и комфортному пребыванию в обществе.
Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Минсагировна Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» Альфия Асхатовна Сефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения.
Работа площадок ТГПУ на Первом томском форуме «Преобразование образования» продолжилась 18 ноября круглым столом «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы».
Модератор круглого стола Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, директор Института развития педагогического образования ТГПУ представила доклад «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ».
О факторах преобразования педагогического образования рассказал Червонный Михаил Александрович, доктор педагогических наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, профессор кафедры физики и методики обучения физике. Михаил Александрович сделал акцент на факторах изменения педагогического образования, к которым относятся конвергенция современных наук и технологий, цифровизация содержания наук и технологий и процесса обучения, изменения традиционных и появление новых образовательных пространств подготовки будущих учителей
Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, советник при ректорате, зав. кафедрой педагогики и методилики начального образования, зав. НИ лабораторией метаметодики рассмотрела тему «Тематический и деятельностный подход в преподавании методических дисциплин».
Куровская Лариса Валерьевна, кандидат биологических наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, директор ФЦ НМСПР ТГПУ представила доклад «Развитие педагогического образования ТГПУ: опыт привлечения педагогов-исследователей».
Ефремова-Шершукова Надежда Александровна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой педагогики и управления образованием ТГПУ выступила с докладом «Кафедра педагогики в условиях новых вызовов: решения и новые форматы».
«Обновление педпрактики для профессионального самоопределения студентов» представила Долгова Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого капитала
Звершила круглый стол Замятина Оксана Михайловна, кандидат технических наук, ректор ТОИПКРО, советник при ректорате ТГПУ, научный сотрудник лаборатории педагогических измерений и качества образования ТГПУ, выступив с докладом «Подходы к оценке качества общего и профессионального образования».
В рамках работы круглых столов было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.
«Два дня работы в рамках форума прошли интересно и продуктивно. Результатами стало и укрепление отношений с нашими коллегами из КФУ, и обобщение результатов исследований, и обмен мнениями по вопросам трансформации образования на разных уровнях», - поделилась своим мнением Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, директор Института развития педагогического образования ТГПУ