В ИРПО обсудили актуальность идей выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского
В рамках проекта кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ «Педагогическое просвещение» в Научной библиотеке прошел семинар, посвященный обсуждению и актуализации идей В.А. Сухомлинского. В нем приняли участие студенты, школьники и педагоги из России и Казахстана.
Институт развития педагогического образования ТГПУ на регулярной основе проводит семинары, посвященные известным педагогам, оставившим свой след в истории образования. За круглыми столами уже были рассмотрены труды
«Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского признано не только у нас в России, но и во всем мире. На состоявшейся в ноябре 2017 года генеральной конференции «ЮНЕСКО» было принято решение включить столетие со дня рождения этого педагога в календарь знаменательных дат и памятных событий «ЮНЕСКО», что является международным признанием и очень ценно для нас, как для его сограждан», – говорит зав. кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО Надежда Александровна Ефремова-Шершукова.
С докладом о жизненном пути Василия Александровича и о его педагогическом становлении выступила доктор педагогических наук, историк педагогики, профессор ИРПО Валентина Ивановна Ревякина. Она рассказала слушателям о том, как педагог обучался в Полтавском учительском институте, как был призван служить и получил серьезное ранение в ходе Великой Отечественной войны, после чего вернулся к учительскому делу в поселке городского типа Ува в Удмуртии, где и занял пост директора в молодом возрасте.
В довольно сложных для военного времени условиях Василий Александрович заботился как о своих учениках, так и о педагогах, которых в то время была нехватка. Он был вынужден сократить количество письменных заданий и увеличить количество устных, ввести ряд правил для поддержания дисциплины в школе и делать все возможное для того, чтобы разновозрастные воспитанники смогли получить образование.
О ценности научных трудов В.А. Сухомлинского в современном обществе рассказал доцент ИРПО, председатель муниципального общественного совета по развитию общего и дополнительного образования детей в г. Томске Виктор Викторович Лобанов. Он также отметил, что в военные и послевоенные годы школа в поселке городского типа была единственным культурным местом, где, помимо основного образования, была возможность получить дополнительное. В школе, где директором был Сухомлинский, действовало более 40 различных кружков. Однако на сегодняшний день, во времена больших возможностей, школа не является основным центром получения дополнительного образования.
К обсуждению подключились и коллеги из Казахстана. Так, кандидат психологических наук университета Мирас Алмира Оразолиевна Шалабаева поделилась, что работы выдающегося советского педагога и по сей день не потеряли свою актуальность в системе образования Казахстана, а особый отклик получили идеи, связанные с народной педагогикой, любовью к Родине и сохранением культурных ценностей.
О своем опыте использования идей В.А. Сухомлинского в практической педагогике рассказал тренер-преподаватель спортивной школы «Учебно-спортивный центр водных видов спорта» им. В.А. Шевелева г. Томска Сергей Вадимович Шматько. Он воспитывает спортсменов-фехтовальщиков, которых учит гуманизму и справедливости. Эти идеи являются одними из основных в трудах Сухомлинского и, по мнению тренера-педагога, будут актуальными на протяжении многих десятилетий не только для спортсменов, но и для всех людей.
В завершение семинара участники поделились своими мыслями о рассмотренных в ходе беседы темах, высказали мнения по поводу важности проведения подобных просветительских мероприятий и предложили идеи для следующих встреч.