Диалог об историческом наследии Константина Дмитриевича Ушинского прошел на «Марафоне науки» в ТГПУ
На «Марафоне науки с Томским Педагогическим», который официально открыл Год педагога и наставника в ТГПУ, состоялся круглый стол «Беседы об Ушинском». Студенты, ученые, педагоги и школьники Томской области в очном и дистанционном формате обсудили историю и наследие известного российского педагога и ученого.
Модератор встречи – зав. кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, кандидат исторических наук Надежда Александровна Ефремова-Шершукова приветствовала участников и предоставила слово профессору кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, доктору педагогических наук Валентине Ивановне Ревякиной.
Специалист раскрыла историю профессионального становления известного педагога: Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1823 году 19 февраля (по старому стилю) в дворянской семье. С помощью приглашенных учителей получил хорошее образование в домашних условиях, поступил в гимназию сразу в третий класс, а после – в Московский университет на юридический факультет. В 22 года его пригласили в Ярославский юридический лицей, там он проработал два года. Позже началось сотрудничество молодого педагога с различными журналами, где он занимался переводом иностранных педагогических статей.
В Гатчинском сиротском институте Ушинский преподавал курс словесности. Благодаря отличным знаниям как родного языка, так и трех иностранных: французского, немецкого и итальянского преподавание давалось легко. Именно здесь началась активная работа Константина Дмитриевича по освоению педагогической науки.
Перейдя в качестве преподавателя-инспектора (в наше время эта роль отводится завучу) в Смольный институт благородных девиц, Ушинский приступил к реформированию образовательной системы организации: сократил длительность всех уроков и увеличил количество занятий по русскому языку.
«Свои взгляды на роль русского языка в образовании подрастающего поколения он изложил в статье «О народности в общественном воспитании», где высказал мнение, что российский ученый должен учиться на родном языке, – рассказывает Валентина Ивановна. – Проводил он также невиданное для того времени мероприятие – ввел методологические совещания, где с преподавателями велись беседы: чему учить детей, как и в каком объеме преподавать определенные дисциплины».
За 24 года научной работы Ушинский написал огромное количество трудов, среди которых «Родное слово», «Слепая лошадь» и др.
Актуализировал вклад К.Д. Ушинского в науку доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, кандидат педагогических наук Виктор Викторович Лобанов. По словам преподавателя, известный педагог XIX века был уверен, что качество работы учителя напрямую зависит от его качества жизни: чем выше уровень его жизни, тем хуже он учит, и наоборот.
«Ушинский считал, что учитель должен жить минимально и быть в профессии 24 часа в сутки. Только тогда, по его мнению, он сможет передать все то, что необходимо вложить в головы подрастающего поколения, – сказал Виктор Викторович. – Он ломал стереотипы и поэтому остался в истории такой значимой фигурой».
Озвученное мнение заинтересовало участников встречи и запустило активное обсуждение актуальных вопросов деятельности педагогов России. Школьники, студенты и ученые рассуждали о проблемах необходимости подработки у современного учителя, профессионального выгорания и других.
Следуя программе круглого стола, поделилась своей историей знакомства с трудами Ушинского руководитель педагогического класса Дворца творчества детей и молодежи г. Томск (с 1989 по 2012 гг.) Лариса Сергеевна Сафина. Акцент спикер сделала на произведении «Хромая лошадь».
«Я часто читала этот рассказ детям, а после у нас было обсуждение смысла прочитанного. Начиналась дискуссия о том, имела ли право лошадь на удар в колокол, как относиться к поступку ее владельца, – делится Лариса Сергеевна. – Идеи Ушинского актуальны и по сей день, необходимо сохранять его наследие, чтобы передать будущим поколениям».
Поддержала диалог старший преподаватель кафедры управления образованием ТОИПКРО Светлана Петровна Старцева:
«Опыт изучения наследия педагогов прошлого необходим, особенно сейчас. Очень хорошо, если это событие не будет разовым, а станет ежегодным, – сказала она. – Хочется отметить, что в рамках различных региональных конкурсов по развитию образования далеко не во всех программах включены темы по обсуждению собственного педагогического опыта и опыта работы с методикой известных педагогов, что, на самом деле, очень важно».
В ходе встречи поднимались различные вопросы из образовательной сферы: клиповое мышление подрастающего поколения, заработная плата педагога, профессионализм, возможности учителей и преподавателей, сложности педагогической деятельности и многие другие. Присутствующие активно включались в разговор и высказывали собственные точки зрения. В заключение модератор встречи подвела итоги:
«Сегодня состоялось интересное и полезное общение, которое показало, что люди, раньше исследовавшие педагогику, заложили определенный фундамент. Этот фундамент будет всегда в нашей исторической памяти. Одним из таких людей, которые внесли большой вклад в науку, и является Константин Дмитриевич Ушинский, о деятельности и наследии которого мы сегодня поговорили», – подытожила Надежда Александровна.
Участники поблагодарили друг друга за интересную беседу и высказали мнение, что такие встречи в формате круглого стола плодотворно влияют на общий багаж знаний по педагогике, позволяют обсудить многие интересующие вопросы с настоящими профессионалами, поэтому их необходимо проводить как можно чаще.