Уникальные образовательные практики ИДиА на Всероссийском форуме учителей изобразительного искусства
17-18 ноября 2022 года в культурной столице России г. Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие».
Оператором форума выступил ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост учителей изобразительного искусства – ключевая линия форума.
Задачи Форума:
• повышение социальной значимости, престижа, общественного и профессионального статуса профессии учителя;
• совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства;
• включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства;
• отбор и продвижение новых педагогических практик и образовательных технологий в сфере общего образования;
• создание креативного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к методике преподавания изобразительного искусства проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
• активизация профессиональной и творческой активности педагогических работников;
• совершенствование профессионального мастерства учителей изобразительного искусства.
На площадке форума собралось более 400 учителей, преподавателей из разных регионов РФ для обсуждения важности предмета «Изобразительное искусство» в современной школе, обмена опытом преподавания современным детям, новыми педагогическими технологиями и новыми организационными формами образования в сфере искусства. Были также затронуты вопросы, касающиеся повышения престижа профессии учителя изобразительного искусства и подготовки педагогических кадров в высшей школе в области художественного образования.
В первый день на панельной дискуссии «Профессиональный взгляд: искусство как ресурс, процесс и результат» состоялся интересный разговор, где свои размышления, предложения высказывали ведущие ученые, практики причастные к искусству:
1. БОРИС АНДРЕЕВИЧ СТОЛЯРОВ, доктор педагогических наук, директор Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея;
2. ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель регионального отделения Международного союза педагогов-художников;
3. МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА АСТАФЬЕВА, исполнительный директор Международного союза педагогов-художников,
4. ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА НЕМЕНСКАЯ, кандидат философских наук, почетный член РАХ;
5. ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
6. ПЁТР ЕВГЕНЬЕВИЧ ТИЩЕНКО, Председатель Архивного Комитета Санкт-Петербург
После панельной дискуссии все участники форума приняли участие в работе секций «Школа мастерства: искусство как ресурс, процесс и результат, где на площадках рассматривалась «проблема в фокусе», в свободной дискуссии были обозначены и раскрыты различные аспекты освоения предметной области «Искусство» в части изобразительного искусства в начальной и основной школе, демонстрировала инструментарий и средства педагога в преподавании предмета (иллюстрированная книга, анимационный дизайн, графический онлайн редактор «Composer», бумажный коллаж, декоративное искусство, техника масляной живописи, акварельная живопись и другое). На секциях по образовательным организациям г. Санкт-Петербурга активно обсуждалась практика реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО в области изобразительного искусства, практикоориентированность обучения, интеграция художественного и гуманитарного образования, основного и дополнительного образования.
В форуме приняла участие Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики, которая в рамках работы секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте введения обновленных ФГОС НОО, ООО» поделилась опытом подготовки педагогов изобразительного искусства в Томском государственном педагогическом университете.
«В основу профессиональной педагогической подготовки в Институте заложена концепция эмоционально-личностного развития ребенка в контексте становления гуманистически-ориентированного и аксиологического мировоззрения. В центре внимания ребенок, формирование и раскрытие его эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), эмоционально-чувственное восприятие красоты окружающего мира, эмоциональный отклик, потребность в созидательной творческой деятельности и удовлетворение от процесса созидания, радость творчества, собственное творческое открытие, доброта, эмпатия, способность сопереживать, саморегуляция, позитивный настрой, поиск индивидуальности, сохранение человеческого в человеке).
Для того, чтобы в ребенке мы наблюдали такую целостную картину, формировались и развивались его способности, личностные характеристики, качества, ценностные ориентиры, то становление самого педагога – будущего или настоящего должно происходить в данном контексте» - говорит Ирина Александровна.
На секции коллеги из Академии Минпросвещения и Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена выступили с актуальными тематиками на сегодняшний день:
1. «Обновленные ФГОС и актуальные задачи высшего художественного образования» - Ольга Сергеевна Сапанжа, директор института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена, доктор культурологии, профессор;
2. «Формирование Федерального реестра дополнительных профессиональных программ учителей указанных категорий с учетом их профессиональных дефицитов» - Ксения Андреевна Табаровская, заместитель начальника Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», к.ист.н;
3. «Формирование личностных результатов освоения образовательной программы на учебных занятиях предметной области «Искусство» - Светлана Ивановна Мелина, ведущий эксперт Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Второй день форума был не менее насыщенным и проходил в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, вице-губернатор Санкт Петербурга, генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, ректор Санкт Петербургской академии художеств имени И. Репина Семен Михайловский приветствовали педагогов и обсуждали проблемы и задачи, с которыми сталкиваются учителя изобразительного искусства.
Все участники отмечали необходимость повышения общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО, увеличения количества часов на предметную область «Искусство» в школе, обеспечения преемственности учебного предмета «Изобразительное искусство» с внеурочной деятельностью, дополнительным образованием.
В рамках форума Сергей Кравцов наградил лучших педагогов изобразительного искусства страны. На круглом столе с министром просвещения и вице-губернатором учителя из регионов интересовались возможностью наладить регулярные экскурсионные поездки в Петербург для своих учеников, о повышении квалификации педагогов на базе петербургских вузов, о получении нового оборудования для классов.
В рамках форума был дан старт уникальной выставке детских рисунков, собранных в петербургских архивах более чем за 100 лет, где дети удивительно передают атмосферу своего времени и личное отношение с происходящим событиям. Педагогам России была предложена инициатива продолжить рисовать современность со своими учениками, чтобы оставить их детский взгляд на мир будущим поколениям, а архивной отрасли собирать и хранить эти работы. Министр просвещения объявил старт Всероссийского конкурса детских рисунков «XXI век глазами детей». Организатором конкурса выступит Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Итоги конкурса будут подведены ко Дню России.
Справочно
Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие» проходит 17–18 ноября. Среди тем форума – совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства.
Участие в форуме принимают школьные учителя изобразительного искусства, в том числе педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалисты, осуществляющие педагогическое сопровождение обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения.
Проведение форума направлено на повышение общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО.