Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Уникальные образовательные практики ИДиА на Всероссийском форуме учителей изобразительного искусства

16691018341381669101834174

20221117 13340020221117 122652

 

17-18 ноября 2022 года в культурной столице России г. Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие».
Оператором форума выступил ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост учителей изобразительного искусства – ключевая линия форума.
Задачи Форума:
• повышение социальной значимости, престижа, общественного и профессионального статуса профессии учителя;
• совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства;
• включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства;
• отбор и продвижение новых педагогических практик и образовательных технологий в сфере общего образования;
• создание креативного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к методике преподавания изобразительного искусства проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
• активизация профессиональной и творческой активности педагогических работников;
• совершенствование профессионального мастерства учителей изобразительного искусства.
На площадке форума собралось более 400 учителей, преподавателей из разных регионов РФ для обсуждения важности предмета «Изобразительное искусство» в современной школе, обмена опытом преподавания современным детям, новыми педагогическими технологиями и новыми организационными формами образования в сфере искусства. Были также затронуты вопросы, касающиеся повышения престижа профессии учителя изобразительного искусства и подготовки педагогических кадров в высшей школе в области художественного образования.

В первый день на панельной дискуссии «Профессиональный взгляд: искусство как ресурс, процесс и результат» состоялся интересный разговор, где свои размышления, предложения высказывали ведущие ученые, практики причастные к искусству:
1. БОРИС АНДРЕЕВИЧ СТОЛЯРОВ, доктор педагогических наук, директор Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея;
2. ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель регионального отделения Международного союза педагогов-художников;
3. МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА АСТАФЬЕВА, исполнительный директор Международного союза педагогов-художников,
4. ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА НЕМЕНСКАЯ, кандидат философских наук, почетный член РАХ;
5. ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
6. ПЁТР ЕВГЕНЬЕВИЧ ТИЩЕНКО, Председатель Архивного Комитета Санкт-Петербург
После панельной дискуссии все участники форума приняли участие в работе секций «Школа мастерства: искусство как ресурс, процесс и результат, где на площадках рассматривалась «проблема в фокусе», в свободной дискуссии были обозначены и раскрыты различные аспекты освоения предметной области «Искусство» в части изобразительного искусства в начальной и основной школе, демонстрировала инструментарий и средства педагога в преподавании предмета (иллюстрированная книга, анимационный дизайн, графический онлайн редактор «Composer», бумажный коллаж, декоративное искусство, техника масляной живописи, акварельная живопись и другое). На секциях по образовательным организациям г. Санкт-Петербурга активно обсуждалась практика реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО в области изобразительного искусства, практикоориентированность обучения, интеграция художественного и гуманитарного образования, основного и дополнительного образования.
В форуме приняла участие Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики, которая в рамках работы секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте введения обновленных ФГОС НОО, ООО» поделилась опытом подготовки педагогов изобразительного искусства в Томском государственном педагогическом университете.
«В основу профессиональной педагогической подготовки в Институте заложена концепция эмоционально-личностного развития ребенка в контексте становления гуманистически-ориентированного и аксиологического мировоззрения. В центре внимания ребенок, формирование и раскрытие его эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), эмоционально-чувственное восприятие красоты окружающего мира, эмоциональный отклик, потребность в созидательной творческой деятельности и удовлетворение от процесса созидания, радость творчества, собственное творческое открытие, доброта, эмпатия, способность сопереживать, саморегуляция, позитивный настрой, поиск индивидуальности, сохранение человеческого в человеке).
Для того, чтобы в ребенке мы наблюдали такую целостную картину, формировались и развивались его способности, личностные характеристики, качества, ценностные ориентиры, то становление самого педагога – будущего или настоящего должно происходить в данном контексте» - говорит Ирина Александровна.
На секции коллеги из Академии Минпросвещения и Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена выступили с актуальными тематиками на сегодняшний день:
1. «Обновленные ФГОС и актуальные задачи высшего художественного образования» - Ольга Сергеевна Сапанжа, директор института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена, доктор культурологии, профессор;
2. «Формирование Федерального реестра дополнительных профессиональных программ учителей указанных категорий с учетом их профессиональных дефицитов» - Ксения Андреевна Табаровская, заместитель начальника Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», к.ист.н;
3. «Формирование личностных результатов освоения образовательной программы на учебных занятиях предметной области «Искусство» - Светлана Ивановна Мелина, ведущий эксперт Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Второй день форума был не менее насыщенным и проходил в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, вице-губернатор Санкт Петербурга, генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, ректор Санкт Петербургской академии художеств имени И. Репина Семен Михайловский приветствовали педагогов и обсуждали проблемы и задачи, с которыми сталкиваются учителя изобразительного искусства.
Все участники отмечали необходимость повышения общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО, увеличения количества часов на предметную область «Искусство» в школе, обеспечения преемственности учебного предмета «Изобразительное искусство» с внеурочной деятельностью, дополнительным образованием.
В рамках форума Сергей Кравцов наградил лучших педагогов изобразительного искусства страны. На круглом столе с министром просвещения и вице-губернатором учителя из регионов интересовались возможностью наладить регулярные экскурсионные поездки в Петербург для своих учеников, о повышении квалификации педагогов на базе петербургских вузов, о получении нового оборудования для классов.
В рамках форума был дан старт уникальной выставке детских рисунков, собранных в петербургских архивах более чем за 100 лет, где дети удивительно передают атмосферу своего времени и личное отношение с происходящим событиям. Педагогам России была предложена инициатива продолжить рисовать современность со своими учениками, чтобы оставить их детский взгляд на мир будущим поколениям, а архивной отрасли собирать и хранить эти работы. Министр просвещения объявил старт Всероссийского конкурса детских рисунков «XXI век глазами детей». Организатором конкурса выступит Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Итоги конкурса будут подведены ко Дню России.

Материалы форума

 Подробнее

Справочно
Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие» проходит 17–18 ноября. Среди тем форума – совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства.
Участие в форуме принимают школьные учителя изобразительного искусства, в том числе педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалисты, осуществляющие педагогическое сопровождение обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения.
Проведение форума направлено на повышение общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО.

Участие в форуме «Преобразование образования»

ПоздееваС.И.1Куровская Л

В рамках форума «Преобразование образования» ТГУ в ИРПО ТГПУ прошел круглый стол «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы», в работе которого приняли участие преподаватели Института детства и артпедагогики.

Со вступительным словом, а также с первым докладом «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ» выступила директор Института развития педагогического образования, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА Наталия Альбертовна Семенова.

В качестве основных спикер выделила новую образовательную экосистему, поддержку педагогической науки и молодых педагогов, а также цифровую трансформацию. Также были отмечены увеличение потребности в педагогических работниках как в городской, так и в сельской местности, создание единого образовательного пространства, для сохранения которого реализуются различные проекты и новые модели. В ТГПУ одними из ключевых являются поддержка педагогической науки и молодых педагогов и создание нового качества педагогического образования.

«В контексте современных тенденций важна мысль о том, что образование может реализовать потенциал развития российского общества только при условии собственной трансформации, когда педагогические вузы выступают драйверами развития, которые ориентируются на потребности социально-экономического развития страны и региона», – сказала Наталия Альбертовна.

Советник при ректорате, зав. НИ лабораторией метаметодики и кафедрой педагогики и методики начального образования Светлана Ивановна Поздеева раскрыла тему «Тематический и деятельностный подходы в преподавании методических дисциплин». Автор выделила два способа преподавания методических дисциплин: тематический, прослеживающийся в подготовке к изучению школьных тем по учебному предмету в каждом классе, и деятельностный, который заключается в подготовке к организации совместной деятельности педагога с детьми на учебном занятии.

Подробнее

Форум "Преобразование образования"

преобразов в образов

17-19 ноября в Томске пройдет Первый форум «Преобразование образования», организованный по инициативе Института образования ТГУ. В программном комитете форума, а также в качестве модератора отдельных мероприятий ТГПУ представит советник при ректорате Лариса Германовна Смышляева. Круглые столы для актуального диалога откроют сотрудники Института развития педагогического образования и факультета психологии и специального образования ТГПУ.

Подробнее

ТЕАТР ТАНЦА ТГПУ ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В ФЕСТИВАЛЕ «МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРМАТ» С НОМЕРОМ В ПАМЯТЬ О ПЕДАГОГЕ ВУЗА ВАЛЕНТИНЕ ИВАНОВНЕ ПЕТРИЕВОЙ

Театр танца

Команда «Театра танца ТГПУ» в состав которой вошли студенты факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики Анастасия Беркутова, Вероника Лапина, Екатерина Королёва, Регина Матвеева, Наталья Степаненко, Никита Петухов, Денис Козлов, Валерия Колбасова, Анна Чепашева, Полина Вишнякова, Алексей Васильев, Александра Смагина, Анастасия Жилина, Алиса Гельман, Ольга Бокор приняли участие в Фестивале самодеятельного творчества студентов и работающей молодёжи «Молодёжный формат», где своим номером в память о Заслуженном работнике культуры РФ, педагоге факультета Валентине Ивановне Петриевой покорили жюри.

Для участия в фестивале коллективы проходили отборочный видеотур, где на оценку жюри представляли номера в номинациях «Вокал», «Хореография» и «Сценическое действие». Перед завершающим этапом конкурсанты получили темы для творческого номера, на постановку которого отводился один день, после чего финалисты представили свои работы на большой сцене.

Театр танца ТГПУ в фестивале «Молодежный формат 2022» получил Гран-при в номинации «Хореография» в категории «Образовательные организации высшего образования». Следующим испытанием для команды станет участие в очном этапе VIII Всероссийского танцевального проекта «В движении», который состоится 23-27 ноября в Чебоксарах.

Подробнее

Желаем удачи! Победы! Оптимизма!

Эксперт ИДиА ВЫСТУПИТ НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ «Л.С. ВЫГОТСКИЙ И А.Р. ЛУРИЯ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ»

DSC04134

5-17 ноября 2022 года на онлайн-площадке Новосибирского государственного педагогического университета состоится Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках», организованный при участии ведущих ученых-исследователей нескольких стран (Россия, Япония, Португалия, Греция, Сербия и других). Томский педуниверситет на научном событии представит кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева.

Конгресс приурочен к двум знаменательным датам – 120-летию со дня рождения А.Р. Лурии и дню рождения Л.С. Выготского (17 ноября 1896 года). Научная проблематика носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук.

Подробнее

Cтуденты и педагоги ИДиА участники Благотворительного концерта

 

благконцерт3благонцерт4романова Н.И. благконцерт2

6 ноября 2022 года в Доме ученых Академгородка г. Томска прошел благотворительный концерт, в котором прозвучали лучшие песни нашей страны - лирические, патриотические.

"Концерт в каком-то смысле уникальный, так как в нем были объединены представители двух разных направлений нашей отечественной музыкально-поэтической культуры – классической, академической..." – отмечает Романова Наталья Ивановна, заведующий кафедрой музыкального и художественного образования Института дтства и артпедагогики, доцент, кандидат культурологии, ведущая концерта. 

Представили отечественной музыкально-поэтической культуры - солисты Томской областной государственной филармонии, лауреаты различных вокальных конкурсов всероссийского и международного уровней Евгений Штейнмиллер и Екатерина Клеменс, и направления классической авторской песни – в лице Игоря Иванченко, лауреата Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, обладателя специального приза «Уникальный автор» международного фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд», автора, исполнителя, а еще педагога. 

Екатерина Клеменс – выпускница факультета культуры и искусств, в данный момент обучается в магистратуре ИДиА ТГПУ по направлению «Искусство», а Иванченко Игорь и Штейнмиллер Евгений - выпускники нашей магистратуры по направлению «Музыка».

Концерт прошел с аншлагом, зрители долго и горячо аплодировали исполнителям замечательных песен, в зале была атмосфера единения, радости, душевного тепла.
Благотворительный концерт собрал 38750 рублей. Абсолютно все собранные средства ушли на поддержку мобилизованных земляков и их семей.

На юбилее Монтессори-движения

 

Монтессори1монтессори4монтессори5монтессори2

4 ноября 2022 года в концертном зале Дворца творчества детей и молодежи состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию 30-летнего юбилея Монтессори-движения в Томске. Монтессори-педагоги устроили праздник для детей, их родителей и гостей, пожелавших разделить радость юбилейного события.
Монтессори-движение в Томске – это деятельность нескольких детских Монтессори-клубов, центров и, конечно, Монтессори-сада и Монтессори-школы. В этих учреждениях успешно работают выпускники ТГПУ разных лет.

"Наш факультет связывает давняя дружба и партнёрские отношения с Монтессори-садом и Монтессори-школой. Больше десяти выпускников нашего факультета стали замечательными Монтессори-педагогами" - говорит Вахитова Галия Хамитовна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, которая была приглашена на юбилейный праздник как Монтессори-педагог.

Галия Хамитовна получила Благодарственное письмо от Департамента образования Администрации г. Томска за большой вклад в развитие содержания и продвижение Монтессори-практики в г. Томске.

Пожелаем дальнейшего процветания и развития Монтессории – движения в нашем городе. Педагогам новых творческих идей, помогающим детям расти свободными, самостоятельными, умными, добрыми и, конечно, здоровыми!

Важно быть причастным! #Мывместе

Вахитова моб

 

Студенты и преподаватели факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики проявили инициативу оказания помощи и поддержки мобилизованным томичам. На собранные средства были закуплены пятнадцать спальных мешков и сухое горючее. Гуманитарная помощь от студентов и преподавателей будет отправлена из пункта оказания помощи Администрации Советского района г. Томска централизовано на Донбасс, в места дислокации наших земляков.
Хочется сказать большое спасибо всем, кто проявил милосердие, доброту, отзывчивость и поддержал всероссийскую акцию #Мывместе. Главное, чтобы все мобилизованные были уверены, что их ждут на томской земле и готовы помочь всем, чем могут!

 

"Первый классный"

Первый классныйПервый классный2

Студентки факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики Анна Кинева (3 курс), Галина Перемитина (3 курс) и Анастасия Кравченко (4 курс) приняли участие во Всероссийском форуме «Первый классный», который прошел в Санкт-Петербурге. Насыщенная программа содержала панельные дискуссии, мастер-классы, дизайн-сессии, презентации практик и многое другое.
На три дня площадки Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, а также начальных школ и учреждений дополнительного образования Северной столицы России открыли свои двери для более 250 классных руководителей и учителей начальных классов, студентов вузов и колледжей, обучающихся по направлению «Начальное образование».

Подробнее

Участие преподавателей и студентов Института детства и артпедагогики в организации и проведении ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ, ОТКРЫТОСТЬ ИННОВАЦИЯМ»

Будущее сегодняБудущее сегодня1

Пленарная заседание участников конференции прошло в научной библиотеке Томского государственного университета и началось с приветственных слов Полевой Елены Александровны, проректора по научной работе ТГПУ. Для участия в конференции приехала Маргарита Юрьевна Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Её пленарный доклад был посвящён современному состоянию дошкольного образования, проблемам и перспективам. Линию традиций в педагогическом образовании представила в своём докладе Ревякина Валентина Ивановна, профессор ИРПО. Она рассказала о возможности реализации технологии работы с психолога-педагогическими классами для формирования позиции "педагог по призванию". Об инновациях и современных направлениях педагогических исследований в дошкольном образовании раскрыла Семёнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования. Панова Елена Владимировна, к.пед.н., проректор ТОИПКРО, в своем докладе представила результаты мониторинга качества дошкольного образования в регионе. Интересным для всех был опыт участия в конкурсе Воспитатель года, представленный лауреатом 2022 года Казаровой Екатерины Геннадьевной, педагогом детского сада № 44 "Дружок" (Московская область).
После пленарного заседания участники разошлись на три площадки: секции "Киберсоциализация и формирование цифровое образовательной среды", "Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно творческую деятельность" и проектный семинар "Грантрайтинг: как написать заявку на грант".
В рамках заявленных площадок были обозначены точки роста, дефициты, актуальные задачи, которые сейчас стоят перед системой образования.
На площадке "Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и
художественно-творческую деятельность", модератором которой выступила Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики, были затронуты вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, использования средств артпедагогики (песочная терапия, Soft - мультипликация, театр, музыкотерапия, "мягкая педагогика", кинотерапия и др.) для развития личностного
потенциала дошкольника, формирования познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий, эмоциональной сферы, профилактики молодежного радикализма.

Подробнее

 

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др26

Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!

Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями! 

С юбилеем!

юб8

Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!

Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!

С днем рождения!

др33

Ольга Михайловна Зоркальцева, с днем рождения!

Желаем успеха в любом деле, чтобы жизнь была стабильной, богатой и доброй.

И пускай времени и сил хватает на прекрасное времяпровождение в кругу любимых и дорогих людей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER