Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование активной познавательной позиции ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста: содержание и сопровождение»

Цель конференции: актуализация опыта формирования и развития активной познавательной позиции детей предшкольного и младшего школьного возраста, выявление проблем развития активности, самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, определение путей их решения в контексте требований ФГОС ДО (ФОП ДО), ФГОС НОО.

Задачи конференции: изучение эффективного педагогического опыта в развитии активной познавательной позиции, самостоятельности и инициативности детей; создание психолого-педагогических условий для распространения представленных практических разработок; стимулирование творческих поисков воспитателей, учителей, преподавателей; повышение профессионального мастерства педагогов.

Начало конференции в 11.00 часов (Томское время).

Место проведенияучебный корпус №8 ТГПУ (ул. К. Ильмера, 15/1), Институт детства и артпедагогики.

Для участия в конференции необходимо:

  1. Подать заявку на участие в конференции в электронной форме по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1_eINCuWDRkv8D0c-ZnBDnB-RBJ27uQD1o8XnJZdZmco/edit
  2. Прием заявок на участие в конференции осуществляется до 30 ноября 2024г.

Основные содержательные линии конференции:

  • основные направления работы детского сада и начальной школы по развитию активной познавательной позиции старших дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования;
  • специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке, развитию и сопровождению детской активности, инициативности и самостоятельности;
  • способы поддержки коммуникативной активности и инициативности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (содержание и сопровождение);
  • психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности детей предшкольного и младшего школьного возраста;
  • особенности развития активности и самостоятельности детей с ОВЗ в процессе предшкольной подготовки (содержание и сопровождение);
  • игра, творчество, художественная, изобразительная и музыкальная деятельность как главный ресурс развития детской активности на занятиях при подготовке к школе;
  • психолого-педагогическое сопровождение и методическая помощь родителям по определению эффективных путей и способов развития активности и инициативности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Режим проведения в очной форме с возможным подключением в онлайн-формате (платформа BigBlueButton). Участие в онлайн-формате только для участников из других регионов, стран.

Координатор конференции – Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТГПУ (тел. 8-953-924-20-59).

Информационное письмо

Подробнее

Экскурсии студентов ИДиА в музей дошкольного образования

IMG 20241106 WA0160IMG 20241106 WA0290IMG 20241106 WA0303IMG 20241106 WA0295

IMG 20241106 WA0313

В ноябре 2024 года исполнилось 150 лет дошкольному образованию в г. Томске (с момента открытия первого детского сада). В рамках Недели Института детства и артпедагогики были организованы мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

Обучающиеся факультета дошкольного и начального образования 2 курса 631 группы: Аникусько Юлия, Горемыко Александра, Шилова Диана, Данилова Майя, Румянцева Валерия, под руководством Ольги Васильевны Шваревой, заместителя директора Института детства и артпедагогики и Татьяны Николаевны Яркиной, заведующего кафедрой дошкольного образования, подготовили и провели 6 ноября 2024 года в Музее дошкольного образования экскурсию «Дошкольное образование в г. Томске: от истории к современности».

«Впервые организованный таким образом формат работы стал пропедевтическим, интересным и увлекательным опытом для всех обучающихся, изучающих учебную дисциплину Педагогика. Наши студентки-экскурсоводы познакомили с историей дошкольного образования в г. Томске студентов первого курса (641 группа, 642 группа) и второго курса (631 группа) ФДиНО. Из их содержательного рассказа, презентации, фото и видео, демонстрируемых во время экскурсии, будущие педагоги узнали о неоценимом вкладе Ф. Фрёбеля, о первых детских садах в Томске, открытых П.И. Макушиным в 1874 году, Т.А. Леонтьевой в 1875 голу, Н.А. Тихонравовой в 1901 году, о традиционных и инновационных технологиях работы с детьми дошкольного возраста, об особенностях подготовки в Томске дошкольных педагогических кадров в XIX в. и XX в.» - отмечает Шварева Ольга Васильевна.

Горемыко Александра обозначила¸ что, в процессе подготовки экскурсии, работая с архивными материалами и фото, книгой И.Р. Рященко «Страницы истории развития дошкольных учреждений в Томске (Вторая половина XIX в. – начала XXI в.)», посвященной развитию общественного дошкольного образования в Томске, она узнала много интересного о дошкольном образовании в г. Томске. Проделанная работа позволила студентам погрузиться в историю происхождения детских летних дач для детей дошкольного возраста, эволюционирование детских садов, познакомиться с вкладом педагогов, способствовавших не только открытию детских садов в Томске, но и разработке содержательной педагогической деятельности в них.

Делясь своими впечатлениями, Аникусько Юлия, Горемыко Александра, Шилова Диана, Данилова Майя, Румянцева Валерия, отметили, что процесс создания презентации и видео об истории дошкольного образования в г. Томске потребовал от них серьезного подхода к работе с историческими фактам, поэтому сама экскурсия получилась познавательной и интересной, как для них самих, так и для студентов ИДиА ФДиНО. А созданные студентами презентация, видео об истории развития детских садов Томска стали не просто историческим очерком, но и яркой, запоминающейся визуализацией истории. Фотографии и документы из личного архива И.Р. Рященко помогли «оживить» историю дошкольного образования в Томске. Завершилось мероприятие увлекательным квизом, победителям которого вручили сувениры ФДиНО ИДиА.

«Такие мероприятия, безусловно, необходимы для будущих педагогов. Знать историю образования своего города очень важно, тем более наши земляки, открывшие первые детские сады, опирались на опыт и идеи Ф. Фрёбеля и М. Монтессори, которые не утратили своей актуальности и в наше время. Мы планируем в дальнейшем, в рамках профориентационной работы и популяризации педагогической профессии продолжать знакомить с историей дошкольного образования в г. Томске будущих педагогов» - подвела итог Яркина Татьяна Николаевна. 

Итоги работы круглого стола «Дошкольное образование в г. Томске: традиции и современность»

wjgCNUft8OUymxdwwElI3g

aD4HVlM1mR813

В ноябре 2024 г. дошкольному образованию в г. Томске исполняется 150 лет (с момента открытия первого детского сада). В честь данного события кафедрой дошкольного образования ИДиА были запланированы юбилейные мероприятия: круглый стол , Всероссийская научно-практическая конференция «Исторические и современные реалии дошкольного образования», студенческий проект «Дошкольное образование в г. Томске: от истории к современности».

8 ноября в ТГПУ состоялся круглый стол «Дошкольное образование в г. Томске: традиции и современность». Цель круглого стола - обсуждение актуальных образовательных практик и содействие повышению качества дошкольного образования в Томском регионе. Участие в работе круглого стола приняли представители ИДиА ТГПУ, ТГУ, департамента образования г. Томска, ТГПК, ТОПКРО, дошкольных образовательных организаций, педагоги-практики.

Киселева Ольга Ивановна, к.филол.н., доцент кафедры ДО ИДиА ТГПУ познакомила всех присутствующих с увлекательной историей создания первых детских садов г. Томска, педагогической деятельностью наших земляков – просветителей: П.И. Макушина, Т.А. Леонтьевой, Н.А. Тихонравовой, внесших неоценимый вклад в становление и развитие дошкольного образования в г. Томске.   

В свою очередь, Кияткина Инга Вениаминовна, заместитель председателя комитета по дошкольному образованию рассказала о современном состоянии дошкольного образования в г. Томске и перспективах его дальнейшего развития.

Преподаватели кафедры дошкольного образования ТГПУ, ТГПК поделились опытом подготовки кадров для системы дошкольного образования, использования современных ресурсов образовательного пространства вуза, педколледжа с целью повышение качества подготовки будущих педагогов.

Пономарева Светлана Викторовна, старший преподаватель (направление «Дошкольное образование») ТОИПКРО представила современные формы повышения квалификации и методического сопровождения педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

В процессе дискуссии на круглом столе обсуждались актуальные проблемы, связанные с кадровым дефицитом педагогических работников в г. Томске, поиску путей его преодоления. В центре внимания были также вопросы усиления взаимодействия управленческих и образовательных структур, ответственных за подготовку кадров для системы дошкольного образования г. Томска.

По итогам работы круглого стола в качестве ключевых были высказаны предложения: ходатайствовать о размещении на здании бывшей гимназии Н.А. Тихонравовой мемориальной доски с ее именем; инициировать подготовку специальной экскурсии по истории образования в Томске (дошкольного, школьного, гимназического, университетского) для молодого поколения; выступить с предложением подготовить экскурсию об известных и заслуженных меценатах нашего города в XIX-начале XX вв: о братьях Макушиных (Петре и Алексее), о семье Асташевых, о семье Цибульских, о братьях Кухтериных и др. Объединить усилия всех заинтересованных структур города и области в повышении престижа педагогической профессии, расширить меры поддержки выпускников и молодых специалистов педагогического профиля для решения кадровой проблемы.

«Работа круглого стола была довольно продуктивной: мы напомнили (а некоторых и просветили) о богатой истории дошкольного образования г. Томска (нам есть чем гордиться!), нам удалось проследить связь  традиций и современности, и, наконец, наметить ключевые точки взаимодействия между ТГПУ, ТГПК, ТОИПКРО в направлении подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования для Томского региона и не только» - отмечает Яркина Татьяна Николаевна

Запись круглого стола

Роль кафедры в подготовке кадров высшей квалификации для системы дошкольного образования Томского региона

Итоги Недели ИДиА-2024

PwH qC0dVUMNOqJRTeE9s0

ivXZk d8q 8RQQOZxlntuM

Пять дней, посвященных направлениям научно-образовательной деятельности и студенческой жизни Института детства и артпедагогики, прошли в ТГПУ. К участию в тематической программе присоединились студенты, педагоги, сотрудники и выпускники ИДиА. 

Пять дней, посвященных направлениям научно-образовательной деятельности и студенческой жизни Института детства и артпедагогики, прошли в ТГПУ. К участию в тематической программе присоединились студенты, педагоги, сотрудники и выпускники ИДиА. 

Подробнее

Фотоальбом

Я-профессионал!

img14Вебинары page 0001

график отбора Я профессионал

ПРИГЛАШАЕМ ВАС ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на VIII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» по направлению "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДОШКОЛЬНОЕ)" до 12 ноября по ССЫЛКЕ  https://yandex.ru/profi и принять участие в состязаниях.

К участию по направлению Олимпиады "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДОШКОЛЬНОЕ)" приглашаются действующие студенты бакалавриата любого направления подготовки, очной и заочной форм обучения.
 
Для регистрации понадобятся:
Яндекс аккаунт
Студенческий билет или справка из вуза, выданная не ранее сентября 2024г. (это необходимо загрузить до окончания отборочного этапа).
 
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» — это масштабная площадка для проверки знаний и прикладных навыков студентов российских вузов, а также уникальная система карьерного сопровождения. Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с 2017 года и охватывает более 70 предметных областей: от авиастроения до искусственного интеллекта.
Олимпиада предоставляет широкий спектр возможностей карьерной поддержки: дипломанты проекта могут воспользоваться льготами при поступлении на следующую ступень образования, получают возможность пройти стажировку и начать профессиональный путь у ведущих работодателей России. Для медалистов предусмотрены денежные премии до 300 тысяч рублей.
 Формат Олимпиады в VIII сезоне:

Отборочный этап VIII сезона пройдет с 15 ноября по 1 декабря 2024 года(выполняем тесты на платформе Яндекс Контест).
Заключительный этап VIII сезона пройдет с февраля по апрель 2025 года.
Итоги олимпиады будут подведены в мае 2025 года.

Выставить 4 слайд кликбейт плакаты 3 page 0001Выставить 4 слайд кликбейт плакаты 1 page 0001Выставить 4 слайд кликбейт плакаты 2 page 0001

Подробнее

ПАМЯТКА

Неделя Института детства и артпедагогики

афиша Неделя ИДиА

С 5 по 9 ноября пройдет Неделя Института детства и артпедагогики. Неделя Института детства и артпедагогики - это ряд разноформатных мероприятий и событий, позиционирующих Томский педагогический, Институт и его факультеты, это дни специальностей с приглашением экспертов, мастер-классы, день самоуправления, круглый стол, экскурсии, посвящение в Движение Первых и многое другое. Каждый день тематический и предполагает разные активности не только для студентов, но и для преподавателей. Ежедневно предоставляется возможность проявить себя в игре, творчестве, конкурсах, будущей профессиональной деятельности, заработать "ИДиАшки" и потом принять участие в аукционе.

Недели Института – это еще один повод испытать чувство гордости за Институт и его факультеты, на которых учишься или работаешь и приятно провести время в кругу коллег и друзей.

Межуниверситетское сотрудничество в форме гостевых лекций

Karaganda State University

В октябре 2024 года для магистрантов и преподавателей Педагогического факультета НАО «Карагандинский исследовательский университет им. академика Е.А. Букетова» (г. Караганда, Казахстан) был проведен цикл вебинаров на тему «Метаметодика как компонент профессиональной деятельности учителя и преподавателя" (http://buketov.edu.kz). В качестве приглашенного профессора занятия проводила С.И. Поздеева, д.п.н.. проф., заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования. Данный курс был выбран из ряда предложенных Институтом детства и артпедагогики ТГПУ приглашающей стороной как интересный и актуальный в плане дидактического и методического обновления современного педагогического образования, в том числе профессиональной подготовки учителя начальной школы.

"Данный курс направлен на преодоление противоречия между нашей склонностью к дидактической обыденности и авторитарной модели взаимодействия между педагогами и обучающимися и необходимостью сделать организацию совместной деятельности предметом особого внимания преподавателя. В рамках 7 вебинаров были рассмотрены темы: Тенденции и вызовы в развитии современного общего и педагогического образования, актуализирующие метаметодический подход; Модели организации совместной деятельности педагога и обучающихся и метаметодические сценарии обучения; Методические средства как инструментарий разработки деятельностных сценариев обучения (репродуктивно-авторитарного, проблемно-лидерского, исследовательско-диалогического). В результате был определен образовательный потенциал и перспективы использования метаметодического подхода в общем и высшем педагогическом образовании" - подводит итоги Поздеева Светлана Ивановна, д.п.н.. проф., заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования. 

Курс "Метаметодика как компонент профессиональной деятельности учителя и преподавателя", который проходил в очень живой и содержательной атмосфере.  Все темы были полезны, интересны, продуктивны. Благодаря грамотному построению занятий было легко понять логику и взаимосвязь между лекциями. Полученные нами знания и видеоматериалы, несомненно, окажут помощь при разработке "дидактических сценариев" проведения учебных занятий, а применение, предложенных вами метаметодов и метасредств обеспечат совершенствование профессиональных навыков. Можно заключить, что метаметодический подход универсален, т.к. может быть использован как в общем, так и высшем образовании, поскольку образование – это организация совместной деятельности педагога и учащихся". - отмечает Одинцова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры педагогики и методики начального обучения НАО «Карагандинский исследовательский университет им. академика Е.А. Букетова.

Подробнее

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

17

14

22

28 октября состоялась работа IV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ». На пленарном заседании с приветственным словом выступили ректор Томского педагогического Макаренко Андрей Николаевич, подчеркнув важность сохранения и трансляции российский духовно-нравтсвенных ценностей в современном обществе.

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к участникам с приветствием, обозначив необхоимость сохранения культурно-исторической памяти, формирования культурной идентичности, гражданской ответственности.

Фадеев Валерий Александрович советник президента Российской Федерации, глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека также в своем видеообращение акцентировал внимание на том, что сегодня очень важно работать со студенческой аудиторией, детской и подростковой, рассказывая и показывая значимость исторической памяти в деле защиты прав и интересов.

Далее были заслушены доклады спикеров. Дроздецкая Ирина Александровна, к. пед.н., директор Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, участник проекта «Без срока давности" презентовала педагогическим работникам интеллектуальную навигацию для родителей «Без срока давности. Дорогами семейной памяти» в Томской области. 

"В своем докладе я сделала акцент на том, что сегодня важно обеспечить информационно-методическое продвижение среди педагогических работников и представителей родительского сообщества результатов проекта «Всероссийская семейная вахта памяти «Без срока давности» (2022-2023), в т.ч. системы интеллектуальной навигации по теме геноцида мирного населения в годы ВОВ, а также апробировать аналитические, методические, текстовые и визуальные материалы для вовлечения родителей в патриотическое воспитание по тематике геноцида мирного населения в период Великой Отечественной войны" - говорит Ирина Александровна.

Томская область вошла в 20-ку субъектов Рссийско Федерации( Чукотский АО, Камчатский край, Хабаровский край, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Томская обл.,  Ханты-Мансийский АО,  Липецкая обл., Магаданская обл., Сахалинская обл., Омская обл., Республика Коми, Свердловская обл., Челябинская обл., Вологодская обл., Ставропольский край, Новосибирская обл., Ульяновская обл., Оренбургская обл. , Курская обл._ на территории которой была представлена презентации для педагогов : 

Справка: Всероссийский проект «Без срока давности» инициирован Поисковым движением России, впервые представлен в декабре 2018 года на 40-м заседании Российского организационного комитета «Победа» и поддержан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Проект «Без срока давности» является неотъемлемой частью системы патриотического воспитания России и одним из приоритетных направлений деятельности образовательного сообщества, поисковых и волонтерских организаций в вопросах осмысления трагедии геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Проект «Без срока давности. Дорогами семейной памяти» направлен на вовлечение родителей, воспитывающих детей школьного возраста, в сохранение исторической памяти о геноциде мирного населения в период Великой Отечественной войны, профилактику возрождения фашистской идеологии.

Задачи проекта:

  • Создать условия для мотивации родителей и детей к самостоятельному изучению истории событий ВОВ путем проведения конкурса семейных квестов, экскурсий, акций, направленных на формирование у семей с детьми знаний и уважения к памяти жертв геноцида мирного населения, героев войны и тружеников тыла.
  • Обеспечить информационно-методическое продвижение среди педагогических работников и представителей родительского сообщества результатов проекта «Всероссийская семейная вахта памяти «Без срока давности» (2022-2023), в т.ч. системы интеллектуальной навигации по теме геноцида мирного населения в годы ВОВ. 
  • Разработать и апробировать аналитические, методические, текстовые и визуальные материалы для вовлечения родителей в патриотическое воспитание по тематике геноцида мирного населения в период Великой Отечественной войны.
  • Обеспечить информационное продвижение проекта, привлечь общественное внимание к мероприятиям и итогам проекта.

В завершении проекта пройдет Итоговая практическая конференция «Актуальные вопросы включения тематики геноцида мирных граждан СССР в оккупации в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в семейное воспитание».

Подробнее

Подробнее

Интеллектуальная навигация

Студенты ИДиА - участники "Флагманского слета"

ФСл6ФСл4ФСл8ФСл7

Проект "Флагманы образования" президентской платформы "Россия – страна возможностейв ряде регионов проводит тестирование модели вовлечения студентов в педагогические профессии. Модель включает в себя несколько этапов, первым из них является «Флагманский слёт», который состоялся в Томске. Проект «Флагманы образования» проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Во «Флагманском слёте» в Томске на базе ТГПУ приняли участие более 180 студентов Большого университета Томска (ТГПУ, ТПУ, СибГМУ) и представители  11 образовательных организаций. Слёт проходил в течение сентября-октября. На первом этапе студенты погрузились в специфику проектной деятельности. На втором прошло знакомство с образовательными организациями, где участникам предложили идеи для разработки проектных решений. На заключительном этапе студенты должны были презентовать свои инициативы.  

Большинство студентов были представители Института детства и артпедагогики, которые с огромным интиересом включились в проектную деятельность как возможность после выпуска из вуза реализовать свои идеи уже на базе ОО, придя туда в качестве педагога или как возможность включиться уже сейчас в реализацию проектов в ОО как помощник педагога.

Проект «Флагманы образования» направлен на содействие в развитии профессиональных навыков, создании условий для повышения заинтересованности студентов в педагогической деятельности и повышении компетенций, а также для карьерного роста педагогов и управленцев в сфере образования.

Подробнее

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др26

Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!

Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями! 

С юбилеем!

юб8

Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!

Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!

С днем рождения!

др33

Ольга Михайловна Зоркальцева, с днем рождения!

Желаем успеха в любом деле, чтобы жизнь была стабильной, богатой и доброй.

И пускай времени и сил хватает на прекрасное времяпровождение в кругу любимых и дорогих людей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER