29 марта 2025 года в 8 УК ТГПУ (г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1) состоялся XVI Межрегиональный конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее – Конкурс) для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В связи с возрастными особенностями участников Конкурс начался с работы секций, на которых ее руководители встретили ребят, их родителей и педагогов приветственным словом, пожеланием продуктивной работы и хорошего настроения.
В конкурсе приняли участие: 37 обучающихся младшего школьного возраста и 27 ребят дошкольного возраста.
На Конкурсе работали 5 секций для детей младшего школьного возраста (секция 1. Математика, техника, технология; секция 2. Естественные науки (география, геология, минералогия, физика, химия и др.); секция 3. Естественные науки (биология, здоровье); секция 4. Искусство и общество. Гуманитарные знания (литература, история, языки и др.); секция 5. Проекты) и 2 секции для детей дошкольного возраста (секция 6 и 7. Я познаю мир).
За представление своих исследовательских и проектных работ все ребята дошкольного и младшего школьного возраста награждены сертификатами участника, дипломами по номинациям, отражающими специфику темы доклада, памятными призами. Обучающиеся младшего школьного возраста, представившие исследовательские и проектные работы, кроме перечисленного выше, заняли и призовые места.
Дипломами I степень среди обучающихся 1-2 классов награждены:
- Кузнецова Валерия Владимировна, Яценков Роман Антонович – тема работы «Игра слов или удивительный мир фразеологизмов», МАОУ СОШ № 47 г. Томска;
- Гильц Максим Владимирович - тема работы «Мои домашние муравьи», МАОУ лицей № 7 г. Томска;
- Смирнова Анна Витальевна – тема работы «Почему железо ржавеет?», МАОУ «Северский физико-математический лицей», г. Северск;
- Шестакова Ника Владимировна - тема работы «В батарейке есть заряд, батарейка это яд», МАОУ Гимназия 18 г. Томска.
Дипломами II степень среди обучающихся 1-2 классов награждены:
- Карье Матвей Александрович – тема работы «Спешите делать добро, как развитие формирования социального опыта», МАОУ лицей № 7 г. Томск;
- Барышева Мария Денисовна - тема работы «Микрозелень – витамины, выращенные своими руками», МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных г. Томска;
- Плотникова Кристина Вячеславовна – тема работы «Выращивание винограда в сибирском климате», МБОУ «Лучановская СОШ»;
- Прудникова Валерия Максимовна - тема работы «КАМЕРА-ОБСКУРА», МАОУ СОШ №4 им.И.С.Черных г. Томска;
- Андреева Алëна Сергеевна - тема работы «Уникальные свойства воды», МАОУ гимназия № 29 г. Томска.
Дипломами III степень среди обучающихся 1-2 классов отмечены:
- Авхимович Тамара Константиновна - тема работы «Что скрывает имя птицы?», МАОУ Школа «Эврика-Развитие» г. Томск;
- Свись Арина Валерьевна – тема работы «Мыльные пузыри - чудо науки», МАОУ ДО ДДТ У Белого озера СП ДЮЦ Огонек г. Томск;
- Потапов Андрей Витальевич - тема работы «Его Величество Чай или разбор чая по крупицам», МАОУ прогимназия «Кристина», г. Томска.
Дипломами I степень среди обучающихся 3-4 классов награждены:
- Крист Иван Максимович, Янголенко Анатолий Максимович – тема работы «Игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны», МБОУ «Лучановская СОШ»;
- Шильнова Татьяна Дмитриевна - тема работы «Лес и его обитатели», МБОУ «Лучановская СО»;
- Кондратьева Виктория Ильинична - тема работы «Тайна магнита», МАОУ СОШ №4 им. И. С. Черных;
- Монич Платон Александрович – тема работы «Чёрные дыры - загадка вселенной», МАОУ «Северский физико-математический лицей», г. Северск;
- Сазонтова София Андреевна - тема работы «Влияние шума на здоровье человека», МАОУ гимназия № 29 г. Томска;
Дипломами II степень среди обучающихся 3-4 классов награждены:
- Мартыненко Михаил Юрьевич - тема работы «Определение отношения к врагу, к грядущей победе советского народа», МАОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского района;
- Арбузов Дмитрий, Новосёлова Вероника – тема работы «Помощь собак в годы Великой Отечественной войны», МАОУ СОШ №54 г.Томска;
- Павлова Милана Алексеевна – тема работы «Воспитательская династия моей семьи», МБОУ «Лучановская СОШ»;
- Раченков Андрей Витальевич – тема работы «Царство математики», МАОУ СОШ N°67 г. Томска;
- Кобеева Сафина Амировна – тема работы «Польза и вред мармелада», МАОУ СОШ №4 им.И.С.Черных г. Томска.
Дипломами III степень среди обучающихся 3-4 классов награждены:
- Гаас Алиса Денисовна – тема работы «Инспектор по досмотру в службе авиационной безопасности», МБОУ «Лучановская СОШ»;
- Бельтюков Матвей Кириллович – тема работы «Как я делал микроскоп»,
Для участников из других регионов (Кемеровской области, Новосибирской области, Республики Тыва) сроки пролонгированы, в связи с их участием в формате записанных докладов (видеороликов).
Информационное сопровождение Конкурса осуществлялось в социальных сетях https://vk.com/favorite_school_projects
Экперты, участвующие в оценке проектов и исследований поделились своими наблюдениями и мнением:
Шаманова Анастасия Вячеславовна, МАОУ «Молчановская средняя общеобразовательная школа №1» Томской области, учитель музыки и технологии: "Было очень необычно побывать в роли эксперта на мероприятии, организатором которого была на 5 курсе. Быть экспертом оказалось интереснее, потому что есть возможность посмотреть на выступления участников через призму критериев, то есть углубиться в специфику проектной деятельности. К тому же мне лично всегда интересно выслушать личное мнение ребенка по вопросам, на которые, казалось бы, ответ очевиден".
Фетисова Нэля Вениаминовна, к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО: "Уже много лет проводим конкурс "Твори, исследуй, пробуй". Были годы высокой наполняемости секций, в том числе " Математика, техника, технология", в этом году участников было немного, но интерес большой, желание собрать материал на возникшую проблему, разобраться и представить доклад. Дети свободно владели материалом по исследованию, говорили своими словами, но бумажный вариант отдавали жюри. Тематики докладов были разнообразными и неожиданными: "Камера-обскура", "Чёрные дыры-загадка Вселенной", "Как я делал микроскоп". Я всегда готовлюсь к проведению секции, просматриваю темы собираю информацию на актуальные предстоящие к обсуждению темы. Каждое выступление сопровождалось вопросами от слушателей и от ведущего, иногда возникали настоящие дискуссии. Чувствовалось, что выступающим тема интересна и они доложили только часть из того, что прочитали и узнали. Детям часто помогают родители в подготовке презентации и приходят целыми семьями, с братом, с мамой, папой. Это очень радует."
Курышева Маргарита Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования: "Конкурс показал в очередной раз свою востребованность и высокий академический уровень. Хочется отметить отличную подготовку детей, актуальность и хорошую разработку избранных тем. Учителя и родители детей благодарили за чёткую организацию мероприятия".
Поздеева Светлана Ивановна, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования: "Дети используют разные формы презентации результатов своей исследовательской или проектной работы, делая акцент на продуктность и значимость результата для других людей. Это говорит о том, что в организации исследовательской и проектной деятельности усиливается воспитательный аспект: дети не только реализуют свой личный интерес, а хотят приносить пользу другим людям; им важно, что их работы и результаты интересны и другим людям тоже".
Вершинина Л.В., к.психол., доцент кафедры дошкольного образования: "Для чего дошкольникам участвовать в Конкурсе? Это развивает детскую любознательность, познавательные интересы. Формирует умение предъявлять результаты исследований, выстраивая причинно - следственные связи, отстаивать свою позицию. Воспитывает умение уважительно относиться к чужой точке зрения в ходе обсуждения результатов исследования. Тем самым, способствует развитию познавательной, коммуникативной, личностной составляющих психологической готовности ребенка к школе".