Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Студенка ИДИА участник проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти».

2 Валивач3 Валивач

12 мая 2025 года в Барнауле состоялось Межрегиональное родительское собрание-презентации «Как рассказывать детям про жизнь в оккупации времён Великой Отечественной войны?» в рамках проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти». Участники: представители родительской общественности (родительских сообществ), представители педагогической общественности (образовательных организаций) Алтайского края и субъектов Сибирского федерального округа.

В качестве спикера выступила студентка 5 курса ИДиА ФДиНО Томского государственного педагогического университет, молодой педагог - учитель начальных классов Северского физико-математического лицея, Валивач Алёна на Межрегиональном родительском собрании-презентации «Как рассказывать детям про жизнь в оккупации времён Великой Отечественной войны?» в рамках проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти» с практико-ориентированным докладом «Укрепление родственных связей и сохранение исторической памяти о ВОВ с помощью проектной деятельности». Проект был реализован в 3Б классе, где с детьми работали над созданием «Книги памяти», посвящённой 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект был важным шагом в воспитании патриотизма, уважения к истории и героям нашей страны.

Проектная деятельность включала в себя три этапа: подготовительный, исследовательский, практический, презентационный, и на каждом этапе включались дети, родители и педагог.

"На подготовительном этапе в класс приходил представитель поискового отряда и дети узнали о том, почему все еще продолжаются поиски пропавших людей в годы Великой Отечественной войны. Также прошел Разговор о важном ко дню Героев Отечества. Детям было важно узнать, что память важно сохранять и бережно продолжать передавать от поколения к поколению, чтобы в их сердцах вечно жили люди, отдавшие свою жизнь ради мира на русской земле. Так и родилась совместная идея создания «Книги памяти». Далее ребята приступили к более глубокому исследованию, рассказывали о своих родственниках, рассматривали медали, старые фотографии, рассуждали кто где жил и откуда был призван на войну. На контурных картах мы проложили путь каждого героя, о котором была найдена информация, что позволило углубить и расширить знания географии нашей страны и потом оформили книгу не просто как сборник фактов, а как произведение, которое объединяет личные истории и большую историю класса. Родители поддерживали детей в поиске информации, помогали рассказать историю семьи и найти документы, фотографии, письма, которые могли бы дополнить материал, стали активными соучастниками проекта", - делится впечатлениями Алена Валивач.

Проект «Книга памяти» важен не только как способ сохранить память о тех, кто сражался за Родину, но и как способ передать знания и чувства детям. Война - это не просто страшные события в истории, это переживания, утраты, победы, которые, через личные истории, становятся гораздо ближе и понятнее. Проект позволил детям осознать, что Великая Отечественная война - это не просто исторический факт, это часть нашей личной истории. Благодаря проекту дети не только познакомились с событиями войны, но и начали понимать, что каждая судьба, каждая жизнь важна и стоит быть сохранённой в памяти.

 «Книга памяти» - это не просто книга, это живое свидетельство, которое объединяет поколения. Важно, что для многих семей благодаря этому проекту появилась возможность восстановить память об истории предков, сформировалось понимание о значимой связи поколений с историей страны, уважение к ветеранам и их подвигам. Самое главное достижение, что дети научились ценить и изучать историю своей семьи, а также выражать благодарность своим родственникам», - отмечает директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая.

"Славе не меркнуть - традициям жить! - выставка художественных работ студентов ФКИ ИДиА

Изображение WhatsApp 2025 05 08 в 11.43.33 9a7e9810

С 21 апреля по 6 июня 2025 года в Томской области проходят XXXV Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в рамках Дней славянской письменности и культуры. Они объединяют жителей региона для обсуждения важных исторических и духовных вопросов. Основная тема этого года - «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Программа чтений включает разнообразные события: конференции, круглые столы, концерты, выставки, пленарное заседание, городской крестный ход.

С 28 апреля по 25 мая в рамках чтений в помещении ТОУНБ им. А.С. Пушкина (переулок Батенькова, 1) проходит выставка художественно-творческих работ «Славе не меркнуть – традициям жить», участниками которой являются студенты кафедры музыкального и художественного образования факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ. В выставочной экспозиции 13 графических работ, авторами которых являются: Гончарова Злата, Татарникова Яна, Гарбузова Екатерина, Серова Екатерина, Егорова Ева, Бассауэр Ирина, Булатов Иннокентий, Соколова Александра, Пронских Алина, Тагаева Александра, Стрекаловская Александра, Иванова Татьяна. Будущие педагоги-художники выполняли работы на тему Великой Отечественной войны под руководством доцента кафедры музыкального и художественного образования Николая Андреевича Долгих.
«Мы не ожидали такого глубокого содержания работ. Картины студентов волнуют душу, в них чувствуется связь поколений, проникновенно показана тема памяти. Выставка оправдывает своё название», - делится впечатлениями Коваленко Антонина Алексеевна, заведующая отделом библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ТОУНБ им. А. С. Пушкина. Стоит сказать, что уже в первые дни выставку посетили около 300 человек, оставив о ней самые положительные отзывы.

80 480 2

Педагог нового поколения: универсальность, цифра и любовь к детям – интервью директора ИДиА

я3

Педагог нового типа – это вовлеченный и многопрофильный специалист, который может обеспечить качественное образование для дошкольников, учащихся начальной и средней школы, а также в рамках дополнительных и творческих занятий. Именно таких педагогов мы готовим в Институте детства и артпедагогики, на базе которого ведут деятельность два факультета: факультет дошкольного и начального образования и факультет культуры и искусств.

... Какие вступительные экзамены и сколько бюджетных мест?

Чтобы поступить на направления высшего образования, нужно сдать два обязательных экзамена – это русский язык и обществознание. На программу «Начальное образование и Дошкольное образование» в 2025 году будет 28 бюджетных мест. Третий предмет на выбор: математика (профильная), литература, история или биология. По профилю «Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства)» в 2025 году будет 12 бюджетных мест, а третье испытание – рисунок.

Для программы «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» (в 2025 году 12 бюджетных мест) – рисунок, живопись и композиция; для «Хореографического искусства и Дополнительного образования» (в 2025 году десять бюджетных мест) – основы классического танца, современного и народно-сценического танца. Если говорим про «Музыку и Дополнительное образование» (в 2025 году пять бюджетных мест), то это сольфеджио, игра на музыкальных инструментах и сольное пение. Почему такие испытания? Потому что ребята, которые приходят на творческие программы, чаще всего занимались в художественной, музыкальной школе или хореографическом коллективе и какие-то навыки уже имеют.

Для поступления на программу среднего профессионального образования школьники получают аттестат после девятого класса и приходят к нам на собеседование.

Какого абитуриента вы ждете?

В целом, абитуриенты приходят к нам в Институт уже с осознанным решением связать себя с теми профессиями, по которым мы готовим. На мой взгляд, важные качества нашего абитуриента – любовь к детям, понимание ребенка, умение находить выход из нестандартных ситуаций. Также важно, конечно, быть творческим и нескучным, на креативном драйве.

Подробнее

Подробнее

Вышел сборник материалов научно-практической конференции, посвященный 150-летию дошкольного образования

5305639630248473714

Кафедра дошкольного образования Института детства и артпедагогики в завершении работы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию дошкольного образования издала сборник материалов "Исторические и современные реалии дошкольного образования" под  редакцие Ольги Ивановны Киселевой, к.филол.н., доцента кафедры, Татьяны Николаевны Яркиной, к.пед.н., заведующего кафедрой.

Сборник включает материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исторические и современные реалии дошкольного образования», посвященные проблемам повышения качества образования детей дошкольного возраста и подготовки педагогов дошкольного профиля, пониманию места истории как ресурса развития современного дошкольного образования. Предназначен для всех интересующихся вопросами истории дошкольного образования, актуальными образовательными и воспитательными практиками, реализуемыми с детьми дошкольного возраста.

Материалы сборника

Ссылка

Участие в региональной студенческой олимпиаде искусства "Образ"

 

пост 5пост 1пост4

Студенты факультета культуры и искусств ИДиА ТГПУ стали победителями и призерами IV Региональной студенческой олимпиады искусства «Образ» (г. Новосибирск).

Олимпиаду для обучающихся вузов провели наши друзья и коллеги – сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета. Девять студентов ФКИ ИДиА выступили в разных номинациях.

В треке «Графика» лучшей стала Арина Рыбина с натюрмортом в стилизованной форме.

💬 «Для работы я использовала смешанную графическую технику: тушь, линеры, графитовый карандаш. Особое внимание уделяла передаче различных текстур, работала в черно-белой гамме, – рассказывает студентка ТГПУ. – Сложностей в процессе работы у меня не возникло: помогли знания и навыки, полученные в университете».

Возможностью попробовать свои силы, заявить о себе, получить обратную связь от профессионалов олимпиада стала для другой нашей студентки Анастасии Лавровой, которая взяла приз зрительских симпатий в номинации «Живопись».

Сопровождала студентов и выступала членом жюри олимпиады доцент кафедры музыкального и художественного образования ФКИ ИДиА Евгения Викторовна Соснина. Педагог отметила, что конкурс позволил повысить качество подготовки, вдохновить студентов на глубокое изучение профессии и активизировать их творческий потенциал. Кроме того, олимпиада способствовала укреплению делового партнерства и взаимодействия между образовательными учреждениями.

💫 Поздравляем будущих педагогов и желаем новых творческих побед!

Подробнее

Куду пойти учиться?

O11l gOY5xSYaBbJ 2WmCtvGr4Y0voBkqjx BZZmveZP80jxoA7k83YNK0GtAaWkX7ggclOEgXzi3cii0mtF0SsL

В ТГПУ продолжается совместный с телекомпанией «Томское время» проект для абитуриентов «Куда пойти учиться?».

👩‍🏫 В новом выпуске – встреча с директором Института детства и артпедагогики, кандидатом педагогических наук Ириной Дроздецкой.

Ты узнаешь о следующих профилях педагогических профессий:

• начальное образование и дошкольное образование;
• начальное и дополнительное образование (в области изобразительного искусства);
• изобразительное искусство и дополнительное образование;
• хореографическое искусство и дополнительное образование;
• музыка и дополнительное образование.

А тем, кто собирается поступать после 9 класса, будет интересно услышать о специальности с двумя квалификациями – учитель начальных классов, учитель информатики в начальной школе и возможные перспективы быть учителем математики и информатики в 5-6 классе.

✅ Если это то, что тебе подходит, подключайся 30.04 к эфиру:

• на телеканале «Томское время» с 6.00 до 9.00 часов;
• на телеканале «ОТР» с 6.30 до 8.30 часов.

Запись "Гость в студии"

Экскурсия в мир детства и творчества

Профессор ИДиА выступила с вебинаром в федеральном Межвузовском центре "Новая дидактика"

gf77oOj14nDg7Yh1iOd8Rblex029joSEgAernEtdY3euY94t74ibd5B2D3kRyYbBBgzpD8t9RFf0DDTT4gLevCri

При поддержке Министерства просвещения РФ и Ассоциации развития педагогического образования реализуется проект федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика». Он предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего педагогического образования.

В рамках проекта с коллегами встретилась заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, доктор педагогических наук Светлана Поздеева с докладом «Метаметодика как способ усиления деятельностной составляющей в профессиональной подготовке учителя».

💬 «Метаметодика делает акцент на организации совместной образовательной деятельности педагога и обучающихся. Важно сделать учебное взаимодействие предметом особого внимания, предметом педагогической заботы. Деятельностная составляющая в профессиональной подготовке учителя – это его готовность и способность организовывать совместную деятельность на предметном содержании, то есть реализовывать разные модели организации совместной деятельности, разные дидактические сценарии (авторитарно-репродуктивный, проблемно-лидерский, исследовательско-диалогический), используя соответствующие методические средства», – сказала Светлана Ивановна.

Подробнее

Педагогика XXI века: человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства

 IMG 20250422 WA0007

22 апреля в ходе V Международного форума "Педагогика XXI  века" состоялась  секция Института детства и артпедагогики "Человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства" Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик».

Ключевая идея всех докладов, прозвучавших на секции состояла в том, что человекоцентричность в современной концепции детства заключается не только в гуманном отношению к ребенку, сколько в предоставлении ему реальной возможности стать активным участником процесса образования и жизнедеятельности, т.е. тем, кто реально влияет на образовательный процесс.

Выступающие обозначили разные аспекты этой проблемы: доверительное и поддерживающее общение взрослого с ребенком (Г.Х. Вахитова), развивающий и открытый тип взаимодействия педагога и детей (О.А. Кривоногова), эмоциональное погружение в мир книги и ее совместное взросло-детское прочтение (Е.А. Полева); разновозрастное общение в учебных группах по решению общей познавательной задачи (г.Павлодар); школьный климат, уклад и традиции как пространство воспитания и развития (Н.А. Семенова).

На секции были актуализированы следующие вопросы: Знают ли взрослые, что читают дети и как можно влиять на их читательский выбор? Умеем ли мы конструктивно и доверительно общаться с ребенком? Как вовлекать детей в совместную игровую, познавательную, художественную деятельность? Может ли будущий педагог научиться строить учебный и личностный диалог, если в вузе он не был участником такого диалога?

Последний вопрос актуализирует внимание к аспектам преподавания в вузе и подготовки будущих педагогов. В этой связи обсуждались такие способы как кейс-метод (О.В. Шварева) и метод ассоциаций, позволяющий эмоционально вовлекать студентов в содержательное обсуждение (С.И. Поздеева), использование регионального компонента при формировании готовности будущих педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста (Т.Н. Яркина).

"Сегодня различные среды и практики (медицина, право, социальная работа, производство) обогащаются образовательными контекстами, педагогическими нормами взаимодействия людей в различных коммуникациях. Для нашего Института тема человекоцентричности вызывает особый практический и исследовательский интерес, так как осуществляя подготовку будущего педагога для системы дошкольного, начального, общего, дополнительного образования, в центр подготовки мы ставим студента с его ценностями, потребностями, приоритетами, мотивацией, обеспечиваем уважительное, отвественное, комплексное сотрудничество, создаем условия, погружаем в процесс активной деятельности, различные практики "пробного действия", создаем целостную предметно-пространственную среду, открытую, доступную для работы непосредственно с детством, так и в ходе профессиональной подготовки" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики

Запись секции

Презентации 

Экспертная работа на Международной конференции по педагогической системе Ф.Фрёбеля

21 апреля 2025 года состоялась V (юбилейная) Международная научно-практическая конференция "Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от научной концепции к вариативным практикам в г. Сургут.

В открытом микрофоне приняли участие различные университеты, педагогические и классические. От ТГПУ в экспертном обсуждении приняла участие директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая.

"В ТГПУ, в рамках профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, мы опираемся на педагогическое наследие Ф. Фрёбеля. В созданном пространстве "Территория, открытая Детству! осуществляется системно-деятельностный подход, где используюся "Дары Фрёбеля" как методический, вариативный компонент в освоении образовательной программы высшего образования и образовательных областей, детских видов деятельности для использования в работе будущих педагогов.  Благодаря использованию педагогики Ф. Фрёбеля подчеркивается важная роль наставника- воспитателя, который понимает потребности детской природы и умело применяет их в работе детского сада..." - отмечает Ирина Александровна.

"Будем жить для наших детей!"

 

Педагоги ИДИА выступили в качестве экспертов на практико-ориентированном семинаре в г.Северск

Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.28.23 001ec7f4 Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.31.07 2e9967deИзображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.33.25 59b95181Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.34.03 660a9f9d

22 апреля сотрудники Института детства и артпедагогики выступили экспертами Областного практико-ориентированного семинара «Речевой мир: интеграция технологий в дошкольное образование», организованного на базе МАДОУ № 48 г. Северска. В работе семинара приняли участие педагоги дошкольных учреждений г. Северска, студенты ОГБПОУ «Северский промышленный колледж», обучающиеся по специальности «Дошкольное образование».

Мероприятие проводилось в рамках годового плана МАДОУ «Детский сад № 48» на 2024-2025 учебный год в соответствии с договором о сотрудничестве с ФГБОУ ВО «ТГПУ».

Цель семинара – совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационных методов и технологий, направленных на развитие речевых навыков детей дошкольного возраста, предоставление практических инструментов для интеграции этих методов в образовательный процесс ДОО. 

В формате тематических сессий и увлекательных мастер-классов педагоги презентовали возможности экспериментальной деятельности, су-джок терапии, дидактических игр с «живыми» кубиками в развития речи дошкольников. В занимательной форме были раскрыты законы логоритмики и ее связь с речевой и двигательной активностью. Большой интерес вызвал опыт педагогов из МБДОУ № 50 г. Северска по развитию речи дошкольников путем организации «говорящего» пространства в детском саду. Такой формат организации семинара активизировал всех участников, позволил в игровой форме попробовать и закрепить демонстрируемые приемы.

В завершении семинара был организован квиз «Лингвистическая баталия – болталия», направленный на закрепление полученного опыта, выявление знаний в области речевого развития и  ФОП ДО. Очень порадовало то, что по итогам квиза наибольшее количество баллов набрала команда студентов – дошкольное образование в надежных руках!

"Мы не первый раз принимаем участие в семинарах, организуемых коллегами из Северска», – отмечает Яркина Т.Н.,заведующий кафедрой дошкольного образования. Они всегда посвящены значимым аспектам дошкольного образования и организованы на высоком профессиональном уровне. Вот и сегодня обсуждалась актуальнейшая проблема – развитие речи современных детей и предлагались конкретные эффективные инструменты ее развития, стимулирования речевой активности, коррекции речевых нарушений".

ФОТОАЛЬБОМ

Поздравления ИДиА

С юбилеем!

юб1

Уважаемая Ольга Ивановна Киселева, от коллектива ИДиА поздравляем Вас с юбилеем!

Желаем здоровья, бодрости, смеха,
Заботливых близких,  друзей и коллег,
Достатка, внимания и успеха!
Пусть сбудется всё, что еще не сбылось,
Чтоб радостно жить много лет довелось
С душой молодой и улыбкой счастливой! 

С днем рождения!

др14

Уважаемые, Наталья Викторовна Чидигезова, Ирина Евгеньевна Сорокина, Татьяна Николаевна Яркина, Маргарита Викторовна Курышева, Ирина Анатольевна Козаренко, примите самые теплые поздравления С днем рождения! 

Желаем Вам крепкого здоровья, ярких событий и приятных впечатлений. Пусть работа всегда доставляет радость и в жизни пусть хватает времени на отличный отдых. Пусть в семье царит тепло и благополучие!

С днем рождения!

др27

Поздравляем с днем рождения Романову Наталью Ивановну!

Желаем ярких событий, приятных сюрпризов, незабываемых минут, удивительных мгновений! Пусть каждый день будет приятным и счастливым, а близкие люди наполняют его радостными моментами!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER