22 апреля в Томском государственном педагогическом университете начал работу IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ». Ключевой темой форума этого года стала субъектность. Ей посвящена Международная научно-практическая конференция «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании». Ученые, эксперты, управленцы из российских вузов, присоединенных территорий, Казахстана и Китая собрались обсудить феномен субъектности и возможности ее развития в современном образовании на пленарном заседании.
На пленарном заседании выступила доктор педагогических наук ТГПУ Светлана Ивановна Поздеева с докладом «Субъектность, вовлеченность и активность в образовательном процессе: теоретические и практические аспекты развития». Светлана Ивановна рассказала, что понятие субъектности достаточно сложное и имеет разные определения. Также отметила, что формирование субъектности возможно только в рамках совместной деятельности, в которой взаимосвязаны учитель и обучающийся, и где каждый становится частью коллективного образовательного и воспитательного процесса.
В дальнейшем более подробно данная проблематика рассматривалась в ходе отдельных секций и круглых столов. Формированию субъектности в детском и подростковом возрасте была посвящена секция «Период детства и становление субъектности: подходы, практики, исследования». Участники подошли к рассмотрению субьектности как основания для благополучия ребенка и детства. Были представлены возможности развития самоопределения ребенка дошкольного возраста, выдвинуты предложения о необходимости создания специальных условий для формирования субъектности и определения роли педагога в ее развитии у ребенка и подростка.
«Сегодня период детства признается важным этапом развития человека – новая парадигма восприятия детства не как периода подготовки к взрослой жизни, а как самоценного периода жизни. В связи с этим необходимо создавать безопасные условия для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их развитие, т.е. обеспечивать благополучие ребенка», – обозначила основные идеи в рамках работы секции ее руководитель директор ИДиА, кандидат педагогических наук Ирина Александровна Дроздецкая
В рамках форума также состоялась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».
23 апреля на факультете культуры и искусства Института детства и артпедагогики ТГПУ в рамках студенческой конференции «Наука и образование» прошла работа секции «Проблематика педагогических исследований в сфере культуры и искусства». В ней приняли участие магистранты, обучающиеся на разных профильных направлениях, что и обусловило тематику докладов, связанных с хореографией, изобразительным искусством, кинопедагогикой и музыкой. Тематическая многовекторность является традицией данной секции и всегда вызывает взаимный профессиональный интерес у педагогов разных направлений педагогики искусства.
"Было заслушано 9 докладов, связанных и с эстрадно-джазовым вокалом, и детской хореографией в фольклорном коллективе, и разными техниками рисования, и мультипликацией, и возможностями киноэкранизаций в обучении иностранному языку. Особый интерес вызвали сообщения Куланачевой Т.Г., Лапиной В.В., Родионовой А.А., Матвеенко И.А., Поздеевой Г.П. и др. Во время обсуждения докладов и подведения итогов работы секции участники конференции высказали единое мнение о вызывающей высокий интерес многопрофильности представленных результатов исследований, их разнообразную проблематику в контексте артпедагогики" - отметила модератор секции Романова Наталья Ивановна, к. культурологии, заведующий кафедрой музыкального и художественного образования.
26 апреля на факультете дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики в рамках XXVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных «Наука и образование» прошло заседание секции «Образовательные и воспитательные практики разностороннего развития личности ребенка в условиях детского сада и семьи». Было представлено 17 докладов студентов, магистрантов, аспирантов, педагогов ДОО. Среди участников – обучающиеся ТГПУ, Вятского государственного университета, Сургутского государственного педагогического университета. Молодыми исследователями представлены результаты разработки различных проблем дошкольного образования: развитие эмоционального интеллекта детей, эмпатии, технического творчества, познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости; воспитание ценностей здорового образа жизни и ценностного отношения к природе родного края.
Лучшими докладами были признаны следующие: «Развитие предпосылок познавательных УУД детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники» - Серегина Кристина Александровна, гр. 621М; «Представление опыта работы по программе «Пять лепестков», направленной на развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников» - Салимова Зульфия Шамсаддин кызы, 8201Мппко; «Поэтические произведения как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста» - Яковлева Наталья Владимировна, гр. 691; «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированного подхода» - Садовская Дарья Александровна, гр. 692.
«Включение студентов в данное мероприятие, безусловно, является полезной для них исследовательской практикой, что особенно значимо в преддверии предзащит ВКР. В этом году наиболее обсуждаемой стала проблематика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, дефициты в которой вызывают большую озабоченность у педагогов и родителей. Полагаю, предлагаемые начинающими исследователями в рамках своих научных работ условия, способы их разрешения, будут интересны и полезны родительскому и педагогическому сообществу» - отмечает модератор секции, заведующий кафедрой дошкольного образования Яркина Татьяна Николаевна.