Открытый межрегиональный детско-юношеский фестиваль авторской песни "Томская зимовочка-2024" проходил с 9 по 11 февраля на базе загородного образовательного центра "Солнечный", а гала-концерт фестиваля состоялся 11 февраля в актовом зале Томского государственного педагогического университета.
Организаторами фестиваля выступ муниципальный Дом детства и юношества "Кедр" и Томский государственный педагогический университет (Институт детства и артпедагогики, кафедра музыкального и художественного образования).
В этом году фестиваль проводился в 5-й раз и в нем приняли участие 79 юных исполнителей из 18 детских объединений из Томска, Кемерово, Междуреченска, Барнаула, Заринска, Назарово, Новосибирска, р.п. Чаны Новосибирской области, с. Володарка и с. Алтайское Алтайского края. Конкурс проходил в 4-х возрастных группах: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет и 19-23 года в номинациях: «исполнитель», «дуэт», «ансамбль», «автор» (композитор, полный автор); «поэзия» (стихотворение собственного сочинения). В жюри фестиваля были приглашены признанные мастера жанра и специалисты в сфере музыкального образования: На протяжении двух дней мастера работали с детьми на творческих мастерских, делясь своим исполнительским опытом, техникой пения и игры на гитаре, давали ценнейшие советы начинающим исполнителям, а на гала-концерте состоялось награждение лауреатов, дипломантов, обладателей специальных призов, торжественное вручение благодарственных писем приглашенным почётным гостям, руководителям детских объединений и выступление лауреатов и гостей фестиваля. Награды получили 34 участника, из них: 9 лауреатов, 20 дипломантов, 5 специальных призов.
Внимание! 20 февраля 2024 годав 14.00 по Томскому времени (10.00 мск) в онлайн-формате состоится Всероссийский онлайн-квиз «Жизнь и творчество великого поэта», посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Приглашаются студенты педагогических специальностей высших учебных заведение и учреждений среднего профессионального образования.
Цель: создание среды для актуализации знаний студентов о биографии и творчестве А.С. Пушкина, духовно-нравственное воспитание молодёжи в современном культурно-образовательном пространстве.
Задачи: расширение знаний о жизни и творчестве великого поэта; формирование интереса и уважительного отношения к литературному наследию А.С. Пушкина; развитие гражданских и личностных ориентиров российского студенчества.
Заявки на участие принимаются до 18.02.2024 года по ссылке
8 и 9 февраля в рамках Дней российской науки в Институте детства и артпедагогики проводился научный квест "Наука открывает Тайны" для детей дошкольного и младшего школьного возраста из МАДОУ № 94, 96, 100, "Академия Крохи" и МАОУ СОШ №14 г. Томска.
Участники события побывали на "научной лекции", в ходе которой узнали о том, кто такие ученые, изобретатели, и какими бывают изобретения детей. Продолжая знакомство с наукой, ребята перешли на станцию "Природа", где на интерактивном оборудовании играли в логические игры на тему природы и окружающего мира вокруг. Интересное и захватывающее зрелище ожидало ребят на станции "Эксперименты": превращение воды в разные состояния, как вода может менять цвет с помощью химических реагентов, чудесные свойства магнита и бумаги. На площадке "Дополненная реальность", ребята исследовали из каких материалов сделан мяч для игры, какой имеет вес, обьем, и для закрепления полученных знаний поиграли в интерактивную игру "Разноцветные шары". Станция "Моря и океаны", на которой ребята в интерактивной песочнице самостоятельно сделали море, реку, вулкан и острова, а потом заселили места обитания разными животными.
"Знакомство юных исследователей в рамках данного события с такой сферой деятельности как наука способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, творчества, стремления к размышлению, закрепляет полученные знания об окружающем мире, расширяет кругозор, а с помощью экспериментирования и наблюдения формирует самостоятельность. Увлечение детей наукой и техникой, поиском новых знаний развивает интеллектуальные способности и расширяет круг их интересов" - отмечает Анастасия Сергеевна Гумберг, координатор данного проекта в ИДиА.
17 февраля Томский государственный педагогический университет и Томский областной художественный музей приглашают на «Февраль фест». Студенты ИДиА, будущие педагоги – художники, хореографы и музыканты, представят современную программу, которая включит экскурсии, выставки, акции, танцевальный перформанс и многое другое.
С 10.00 до 18.00 часов:
Выставка студенческих работ «Корни» (первый этаж)
Выставка посвящена теме семьи. Ее авторы, студентки-художницы, предлагают вспомнить время, проведенное с семьей. Сегодня они смотрят на мир детства взрослыми глазами, знакомя зрителя со своими воспоминаниями из беззаботного детского прошлого, вещами и событиями, которые навсегда остались в сердце.
Выставка дипломных работ студентов ТГПУ (третий этаж)
К 15-летию первого выпуска педагогов изобразительного искусства. Работы выполнялись в разные годы на кафедре музыкального и художественного образования (сегодня кафедра ИДиА) под руководством педагогов, в частности известных художников-мастеров.
12.30-13.00 и 16.00-16.30 часов – иммерсивная экскурсия «Неожиданные встречи в музее» (второй этаж). После экскурсии посетители смогут поиграть в онлайн-квиз.
13.00-14.30 и 16.30-17.00 часов – перформанс искусств (первый этаж):
танцевальный перформанс;
рисунок и пластика танца;
интуитивное рисование и движения под музыку;
рисование автопортрета;
создание быстрого портрета (студенты-художники сделают наброски портретов гостей).
8 февряля на онлайн-площадке ТГПУ состоялся старт Недели науки в педагогических университетах РФ! Модератором выступил ректор ТГПУ, заместитель председателя Правления АРПО Андрей Николаевич Макаренко. В ходе церемонии приветствия и поздравления выступили Министр просвещения РФ С.С. Кравцов, губернатор ТО В.В. Мазур, ректор МГПУ А.В. Лубков и другие представители педагогических вузов.
В ТГПУ с 8 по 15 февраля пройдет «Неделя науки с Томским Педагогическим» – серия активностей для разных аудиторий – дошкольников, школьников, студентов, педагогов, молодых и опытных ученых, а также всех, кто интересуется расширением научных знаний.
Преподаватели и студенты Института детства и артпедагогики приняли участие во встрече.
В Центре знаний «Машук» – совместном проекте Российского общества «Знание» и Росмолодежи – состоялось первое в 2024 году образовательное мероприятие «Педагогический марафон». В нем приняли участие 120 студентов из 40 регионов России, в числе которых будущие педагоги из Томского государственного педагогического университета.
Педагогический марафон – авторский образовательный курс для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей СПО и вузов. Для участия в конкурсном отборе поступило более 1000 заявок, конкурс составил 10 человек на место. Студенты Томского педагогического университета Диана Юткина (ФПСО), Анастасия Герц и Екатерина Герасимова (ФМФ), Татьяна Герасимова и Алена Валивач (ФДиНО ИДиА) прошли конкурсный отбор и получили возможность прокачать свои профессиональные навыки.
Как это было....
В первый день марафона состоялся заезд участников, киномарафон в студии Российского общества "Знание", а вечером игра на командообразование.
Во второй день марафона участники посетили 2 лекции: "Профессия дальнего действия или что значит быть учителем" с Ольгой Николаевной Сухановой, "Пространство школы" с Натальей Лукомской. После каждой лекции была проектная работа, где мы рассказывали о своих наставниках, обобщали знания, полученные из лекции и строили свою школу будущего из конструктора.
На третий день гостем марафона была Лариса Николаевна Тутова - депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по просвещению, которая провеля интерактивную сессию "Лучшие практики проекта "Навигаторы детства", где мы узнали более подробно о профессии советника директора по вопитанию и взаимодействию с общественными объединениями.
"Участие в "Педагогическом марафоне" в Центре знаний "Машук" стало для меня захватывающим переживанием. По традиции мероприятия в Центре знаний "Машук" открывают участники. Открытие Педагогического марафона совпало с Днём Российского студенчества (Днём Святой Татьяны), поэтому старт марафону дали именно мы (Татьяны). Групповая работа над проектами оказалась увлекательным опытом, особенно в части мероприятия с использования молотков, гвоздей и цветных ниток — нечто неожиданное и нестандартное. То, что действительно изменило мой опыт, — это знакомство с новыми людьми. Я ожидала, что это станет важной частью форума, но даже не предполагала, насколько это взаимодействие окажется ярким и насыщенным. Было удивительно узнавать о регионах, институтах, традициях и особенностях различных частей нашей страны. Находить мостики знакомств и обнаруживать общих знакомых приносило особенное удовлетворение.
Этот марафон особенно выделялся тем, что каждый участник мог почувствовать свою важность. Не было ситуации, когда только несколько человек из команды работали, выступая в роли лидеров. Здесь каждый имел возможность внести свой вклад, и чувствовалось, что каждое высказывание услышат и реализуют (даже самые безумные идеи!). Внутренний огонек, зажженный на "Педагогическом марафоне", готов не только согревать меня, но и вдохновлять коллег в моем университете. Новые методики, которые я открыла для себя, будут подчеркивать мой профессиональный путь. Спасибо за этот невероятный опыт и возможность внести свой вклад в будущее образования" - делится своими впечатлениями Татьяна Герасимова.
"Для меня ключевыми темами программы стали освоение новых технологий воспитания, создания воспитательного пространства в образовательной организации, способов адаптации молодых специалистов к школьной среде, а также новых подходхов к методическому сопровождению образовательного процесса. Я вернулась в альма-матер с новым опытом, навыками и знаниями и готова делиться ими со студентами своего факультета" - говорит Алена Валивач.
Институт детства и артпедагогики ТГПУ входит в новый год с планом масштабных мероприятий, посвященных Году семьи в РФ.
Активное включение в мероприятия Институт начнет после завершения экзаменационной сессии. И первым станет День науки: будет организована серия мастер-классов «УМность детства – в чем секрет?!» с целью популяризации науки среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Студенты и сотрудники ИДиА встретят участников в новом образовательном пространстве ТГПУ «Территория, открытая детству!», оснащенном инновационным оборудованием.
Также среди традиционных событий Всероссийский с международным участием конкурс учебно-методических материалов, образовательных и педагогических проектов, дополнительных образовательных программ «Инновация – 2024», участвуя в котором педагоги дошкольного, начального, дополнительного образования тиражируют успешные практики и инновационные разработки каждой образовательной системы, обеспечивают развитие социально-школьно-университетского партнерства, технологизацию эффективных практик, и Областной фестиваль-конкурс детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!», ориентированный на формирование исследовательских компетенций и интереса к проектно-исследовательской деятельности, активной познавательной позиции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Внутри Института также будет ряд мероприятий, способствующих формированию активной профессиональной позиции, выявлению способных и творческих будущих педагогов. Например, Творческий конкурс студенческих работ по хореографическому мастерству «Первые шаги в профессию»; пленэрная выставка студентов 2 и 3 курсов ФКИ ИДиА, выставка творческих студенческих выпускных работ, выставка студентов 1–4 курсов «Этюды и наброски»; Неделя Института детства и артпедагогики.
Продолжится реализация проекта «Школа в ТГПУ», который предполагает объединение усилий, средств и ресурсов (научных, методических, материальных, кадровых), интеграцию двух педагогических систем – вузовской и школьной, что даст позитивный эффект в части развития потенциала школы, переосмысления практики подготовки будущего педагога, обеспечения единых подходов к реализации управления образованием, к обучению, воспитанию и развитию.
Есть у Института детства и артпедагогики и идеи новых мероприятий. Так, 100-летие со дня рождения В.П. Астафьева, известного писателя, коллектив отпразднует Городским детским конкурсом иллюстраций (рисунков) по его произведениям и Региональным творческим проектом онлайн-чтения произведений В.П. Астафьева среди студентов и преподавателей педагогических вузов и СПО. 225-летие со дня рождения А.С. Пушкина планируется провести в формате литературно-музыкальной гостиной и квеста о жизни и творчестве поэта, в которых примут участие студенты Томска(проект «По следам сказок А.С. Пушкина»).
В ноябре ТГПУ, в частности ИДиА, выступит площадкой для организации и проведения Региональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию дошкольного образования Томской области.
Большая часть мероприятий ИДиА предполагает семейное посещение, что демонстрирует включенность коллектива Института в реализацию плана Года семьи в России. Кроме перечисленных, будут открыты секции «Современная семья как пространство изучения и исследования» и «Лучшие семейные практики воспитания от прошлого до наших дней (из опыта семейного воспитания известных людей)» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» ТГПУ, организован Конкурс сочинений для младших школьников «Семья – это маленькая Родина», Конкурс детских рисунков «Моя любимая семья», проведен мастер-класс «Семейные традиции как ценность современной России» для семейных пар и др.
Мероприятия в рамках Года семьи предполагается провести насыщенно и продуктивно, с привлечением детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родительской общественности, педагогического сообщества.
В рамках Международной выставки-форума «Россия» научный сотрудник НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА ТГПУ, арт-терапевт Татьяна Дмитриевна Фицнер провела серию мастер-классов для коллег, детей и их родителей, наставников с разных уголков России. На мастер-классах участники познакомились с текстильными арт-техниками для выстраивания доверительных отношений, восстановления ментального здоровья, которые эксперты взяли в свою профессиональную копилку. "На выставке дети вместе с наставниками выполнили арт-технику «Мандала. Молодильные яблочки» для гармонизации внутреннего состояния. Стоит отметить, что дети сами выбрали формат рисунка в виде мандалы. Именно через рисунок легко открываются переживания и чувства" - отмечает Татьяна Дмитриевна.
"Мягкая среда" - актуальный тренд образования для современных детей. "Мягкость" среды выражается в конструктивно взаимодействии и открытом стиле коммуникации, мобильности позиций взрослых и детей, вариациях форматов взаимодействия, интеграции психолого-педагогических приёмов и методик с социокультурными практиками в воспитательно-образователтном процессе, а также сочетании материалов, задний, пособий открытого и закрытого типов.
"Мягкая среда" посредством игровых материалов открытого типа, особых заданий и конструктивного взаимодействия способствует появлению состояний радости совместности, чувства удовлетворения от дела и общения, состояний вдохновения и внутренней устремленности на познание мира и проявления себя в мире". "Мягкость" предполагает специфический поведенческий репертуар педагога, направленность педагога на создание атмосферы принятия, дружбы, товарищества в образовательных отношениях. Актуализируется позиции "наставника", "исследователя", "товарища", "друга", "игрока"," партнёра" - об этом говорит автор концепции "Мягкая педагогика" и технологии "Мягкая среда" Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент, заведующий НИЛ раннего и дошкольного детства ИДиА ТГПУ
15-16 декабря на площадке Института развития педагогического образования проходила IV Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся».
Целью конференции - обсуждение, осмысление и обобщение вопросов формирования, развития исследовательской и проектной культуры педагогов и обучающихся всех уровней образования.
Дроздецкая Ирина Александровна, директор Института детства и артпедагогики выступила модератором трека "Компетентностный подход в развитии культуры проектной и исследовательской деятельности", на котром обсуждались очень актуальные вопросы, связанные с формированием глобальных компетенций у детей дошкольного возраста, особенностями организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе, на примере Красноярского края. Поднимались вопросы касающиеся того, как технология проектнов формирует универсальные и профессиональные компетенции через предмет "Иностранный язык" у обучающихся техникума и вопросы организации проктной деятельности кк одного из факторов развития soft-skills студентов колледжа.
"В этом году организаторы разделили участников таким образом, что в каждой секции были представители разных типов образовательных организаций, что позволило продуктивно осмыслить и обобщить перспективы развития культуры педагога как действующего, так и будущего в части мотивации детей, подростков, молодежи на участие в проектной, исследовательской деятельности" - отмечает Ирина Александровна
8 декабря в Институте детства и артпедагогики состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование компетентностного родительства в современном дошкольном и начальном образовании: взаимодействие образовательного учреждения и семьи».
Главная цель конференции - обменяться опытом по формированию компетентностного родительства на этапе предшкольного и начального образования; обсудить формы и методы вовлечения широкого круга родительского сообщества в воспитательную работу образовательных организаций; выявить эффективные механизмы сотрудничества детского сада, школы и семьи в направлении родительского просвещения и содействия семейному воспитанию.
Дроздецкая Ирина Алксандровна, директор Института детства и артпедагогики открыла конференцию и обозначила многие актуальные вопросы, касающиеся социально-педагогических и психологических проблем формирования родительской компетентности; формирования родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов), которые необходимо обсудить на коммуникационных площадках.
Спикерами выступили Гусев Алексей Владимирович, к.ист.н., ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», который в приветственном слове отметил, что организаторы и участники коснулись актуальной темы формирования компетентностного родительства. "Сегодня современный родитель с интерсом, с сфомулированным запросом, реагирующий на систему образования. И это все в пользу для развития конструктивного диалога со школой. С родителями необходимо искать интересные фомы работы, методы взаимодействия".
Лоскутова Лариса Анатольевна, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области, в своем приветствии обозначила, что "тема повышения родительских компетенций, формирования осознанного родительства в интересах детей очень близка мне, как детскому правозащитнику. Основная роль в воспитании ребенка отводится родителям, а затем уже образовательным организациям и обществу в целом. Всегда больший результат дает объединение различных ресурсов. Педагоги в этом вопросе, как никто, обладают необходимым знаниями: психолого-возрастных особенностей детей, педагогических подходов при наличии разной степени отклоняющегося поведения детей, системы защиты прав детей. Поэтому роль образовательных организаций при формировании компетентностного родительства велика. И чем раньше начнется сотрудничество педагога и родителя в интересах ребенка, тем лучше будет результат".
Чолокоглы Алина Олеговна, директор МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска, в своем докладе "Параллельные прямые не пересекаются?", на примере из личного опыта директора, продемонстрировала как выстроено взаимодействие с родителями, как они включаются во многие вопросы и процессы школьного уклада и жизни.
Гуренкова Елена Алексеевна, учитель информатики МАОУ лицей № 51 г. Томска рассказала об организации участия младших школьников в конкурсах и научно-практических конференциях как условие продуктивного взаимодействия родителей и педагогов.
После пленарного заседания участники распределились по секциям:
"На секции «Формирование родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (родителей и педагогов)» было заслушано более двадцати докладов, представленных участниками различных категорий и статусов из пяти регионов России и Монголии. Так спикерами – педагогами высших учебных заведений, учителями начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений и даже родителями, обсуждались практико-ориентированные вопросы, касающиеся проблем вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте полисубъектного взаимодействия его участников. Особый интерес вызвали темы докладов, посвящённых традиционным ценностям семьи (через взаимодействие ОО и семьи); повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей; общению в контексте полисубъектного взаимодействия как траектории воспитания детей нового поколения; культурно-образовательному подходу к формированию родительской компетентности" - отмечает модератор секции Вахитова Галия Хамитовна.
Педагоги из г. Томска и Северска поделились интересным опытом развития родительской компетентности в рамках секции «Социально-педагогические и психологические проблемы формирования родительской компетентности»: как использовать ресурсы цифровой образовательной среды; какие средства применять для повышения экологической компетенции родителей, какие формы и методы просветительской работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников наиболее эффективны? Многие выступления были посвящены функционированию родительского клуба в ДОО. Коллеги из г. Северска представили свои педагогические наработки в организации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ: на базе интерактивного-психолого-логопедического центра «Говоруша» (МБДОУ «Детский сад № 25»), родительской академии «Логознайки» (МБДОУ «Детский сад № 27»).
"Выступления участников - это синтез педагогической практики и научно-исследовательского подхода к проблеме развития родительской компетентности. Так коллегами из ТГУ (Центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии НИ ТГУ) были определены ресурсы и ограничения конструктивного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании. Безусловно, организация таких площадок, на которых практикующие педагоги могут представить опыт формирования компетентностного родительства в современном дошкольном образовании, обозначить проблемы, обсудить возможные пути их решения, является очень значимой. Принимая во внимание первостепенную роль родителей в воспитании и развитии дошкольников, необходимость конструктивного взаимодействия с ними очевидна. И педагоги ДОО это хорошо понимают" - говорит модератор Яркина Татьяна Николаевна.
"В рамках секции «Семейные ценности и социальное образование родителей в современном обществе» был представлен опыт организации социального образования родителей с целью формирования духовно-нравственных ориентиров детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Докладчики отметили актуальность и эффективность использования в работе с родителями для формирования семейных ценностей групповых форм взаимодействия (кейс-технология, мультипликация, семинары по медиаграмостности, школьный спортивный клуб и др.) и индивидуальных форм взаимодействия (в условиях консультативного центра для детей раннего возраста, коррекционной работы учителя-логопеда и др.). Принимая участие в обозначенных формах работы между родителями и воспитанниками, обучающимися формируются доверительные отношения, главными ценностями которых выступает честность, доброта, взаимная поддержка" - отмечает модератор секции Шварева Ольга Васильевна.
Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!
Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями!
Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!
Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!