8 февряля на онлайн-площадке ТГПУ состоялся старт Недели науки в педагогических университетах РФ! Модератором выступил ректор ТГПУ, заместитель председателя Правления АРПО Андрей Николаевич Макаренко. В ходе церемонии приветствия и поздравления выступили Министр просвещения РФ С.С. Кравцов, губернатор ТО В.В. Мазур, ректор МГПУ А.В. Лубков и другие представители педагогических вузов.
В ТГПУ с 8 по 15 февраля пройдет «Неделя науки с Томским Педагогическим» – серия активностей для разных аудиторий – дошкольников, школьников, студентов, педагогов, молодых и опытных ученых, а также всех, кто интересуется расширением научных знаний.
Преподаватели и студенты Института детства и артпедагогики приняли участие во встрече.
В Центре знаний «Машук» – совместном проекте Российского общества «Знание» и Росмолодежи – состоялось первое в 2024 году образовательное мероприятие «Педагогический марафон». В нем приняли участие 120 студентов из 40 регионов России, в числе которых будущие педагоги из Томского государственного педагогического университета.
Педагогический марафон – авторский образовательный курс для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей СПО и вузов. Для участия в конкурсном отборе поступило более 1000 заявок, конкурс составил 10 человек на место. Студенты Томского педагогического университета Диана Юткина (ФПСО), Анастасия Герц и Екатерина Герасимова (ФМФ), Татьяна Герасимова и Алена Валивач (ФДиНО ИДиА) прошли конкурсный отбор и получили возможность прокачать свои профессиональные навыки.
Как это было....
В первый день марафона состоялся заезд участников, киномарафон в студии Российского общества "Знание", а вечером игра на командообразование.
Во второй день марафона участники посетили 2 лекции: "Профессия дальнего действия или что значит быть учителем" с Ольгой Николаевной Сухановой, "Пространство школы" с Натальей Лукомской. После каждой лекции была проектная работа, где мы рассказывали о своих наставниках, обобщали знания, полученные из лекции и строили свою школу будущего из конструктора.
На третий день гостем марафона была Лариса Николаевна Тутова - депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по просвещению, которая провеля интерактивную сессию "Лучшие практики проекта "Навигаторы детства", где мы узнали более подробно о профессии советника директора по вопитанию и взаимодействию с общественными объединениями.
"Участие в "Педагогическом марафоне" в Центре знаний "Машук" стало для меня захватывающим переживанием. По традиции мероприятия в Центре знаний "Машук" открывают участники. Открытие Педагогического марафона совпало с Днём Российского студенчества (Днём Святой Татьяны), поэтому старт марафону дали именно мы (Татьяны). Групповая работа над проектами оказалась увлекательным опытом, особенно в части мероприятия с использования молотков, гвоздей и цветных ниток — нечто неожиданное и нестандартное. То, что действительно изменило мой опыт, — это знакомство с новыми людьми. Я ожидала, что это станет важной частью форума, но даже не предполагала, насколько это взаимодействие окажется ярким и насыщенным. Было удивительно узнавать о регионах, институтах, традициях и особенностях различных частей нашей страны. Находить мостики знакомств и обнаруживать общих знакомых приносило особенное удовлетворение.
Этот марафон особенно выделялся тем, что каждый участник мог почувствовать свою важность. Не было ситуации, когда только несколько человек из команды работали, выступая в роли лидеров. Здесь каждый имел возможность внести свой вклад, и чувствовалось, что каждое высказывание услышат и реализуют (даже самые безумные идеи!). Внутренний огонек, зажженный на "Педагогическом марафоне", готов не только согревать меня, но и вдохновлять коллег в моем университете. Новые методики, которые я открыла для себя, будут подчеркивать мой профессиональный путь. Спасибо за этот невероятный опыт и возможность внести свой вклад в будущее образования" - делится своими впечатлениями Татьяна Герасимова.
"Для меня ключевыми темами программы стали освоение новых технологий воспитания, создания воспитательного пространства в образовательной организации, способов адаптации молодых специалистов к школьной среде, а также новых подходхов к методическому сопровождению образовательного процесса. Я вернулась в альма-матер с новым опытом, навыками и знаниями и готова делиться ими со студентами своего факультета" - говорит Алена Валивач.
Институт детства и артпедагогики ТГПУ входит в новый год с планом масштабных мероприятий, посвященных Году семьи в РФ.
Активное включение в мероприятия Институт начнет после завершения экзаменационной сессии. И первым станет День науки: будет организована серия мастер-классов «УМность детства – в чем секрет?!» с целью популяризации науки среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Студенты и сотрудники ИДиА встретят участников в новом образовательном пространстве ТГПУ «Территория, открытая детству!», оснащенном инновационным оборудованием.
Также среди традиционных событий Всероссийский с международным участием конкурс учебно-методических материалов, образовательных и педагогических проектов, дополнительных образовательных программ «Инновация – 2024», участвуя в котором педагоги дошкольного, начального, дополнительного образования тиражируют успешные практики и инновационные разработки каждой образовательной системы, обеспечивают развитие социально-школьно-университетского партнерства, технологизацию эффективных практик, и Областной фестиваль-конкурс детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!», ориентированный на формирование исследовательских компетенций и интереса к проектно-исследовательской деятельности, активной познавательной позиции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Внутри Института также будет ряд мероприятий, способствующих формированию активной профессиональной позиции, выявлению способных и творческих будущих педагогов. Например, Творческий конкурс студенческих работ по хореографическому мастерству «Первые шаги в профессию»; пленэрная выставка студентов 2 и 3 курсов ФКИ ИДиА, выставка творческих студенческих выпускных работ, выставка студентов 1–4 курсов «Этюды и наброски»; Неделя Института детства и артпедагогики.
Продолжится реализация проекта «Школа в ТГПУ», который предполагает объединение усилий, средств и ресурсов (научных, методических, материальных, кадровых), интеграцию двух педагогических систем – вузовской и школьной, что даст позитивный эффект в части развития потенциала школы, переосмысления практики подготовки будущего педагога, обеспечения единых подходов к реализации управления образованием, к обучению, воспитанию и развитию.
Есть у Института детства и артпедагогики и идеи новых мероприятий. Так, 100-летие со дня рождения В.П. Астафьева, известного писателя, коллектив отпразднует Городским детским конкурсом иллюстраций (рисунков) по его произведениям и Региональным творческим проектом онлайн-чтения произведений В.П. Астафьева среди студентов и преподавателей педагогических вузов и СПО. 225-летие со дня рождения А.С. Пушкина планируется провести в формате литературно-музыкальной гостиной и квеста о жизни и творчестве поэта, в которых примут участие студенты Томска(проект «По следам сказок А.С. Пушкина»).
В ноябре ТГПУ, в частности ИДиА, выступит площадкой для организации и проведения Региональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию дошкольного образования Томской области.
Большая часть мероприятий ИДиА предполагает семейное посещение, что демонстрирует включенность коллектива Института в реализацию плана Года семьи в России. Кроме перечисленных, будут открыты секции «Современная семья как пространство изучения и исследования» и «Лучшие семейные практики воспитания от прошлого до наших дней (из опыта семейного воспитания известных людей)» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» ТГПУ, организован Конкурс сочинений для младших школьников «Семья – это маленькая Родина», Конкурс детских рисунков «Моя любимая семья», проведен мастер-класс «Семейные традиции как ценность современной России» для семейных пар и др.
Мероприятия в рамках Года семьи предполагается провести насыщенно и продуктивно, с привлечением детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родительской общественности, педагогического сообщества.
В рамках Международной выставки-форума «Россия» научный сотрудник НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА ТГПУ, арт-терапевт Татьяна Дмитриевна Фицнер провела серию мастер-классов для коллег, детей и их родителей, наставников с разных уголков России. На мастер-классах участники познакомились с текстильными арт-техниками для выстраивания доверительных отношений, восстановления ментального здоровья, которые эксперты взяли в свою профессиональную копилку. "На выставке дети вместе с наставниками выполнили арт-технику «Мандала. Молодильные яблочки» для гармонизации внутреннего состояния. Стоит отметить, что дети сами выбрали формат рисунка в виде мандалы. Именно через рисунок легко открываются переживания и чувства" - отмечает Татьяна Дмитриевна.
"Мягкая среда" - актуальный тренд образования для современных детей. "Мягкость" среды выражается в конструктивно взаимодействии и открытом стиле коммуникации, мобильности позиций взрослых и детей, вариациях форматов взаимодействия, интеграции психолого-педагогических приёмов и методик с социокультурными практиками в воспитательно-образователтном процессе, а также сочетании материалов, задний, пособий открытого и закрытого типов.
"Мягкая среда" посредством игровых материалов открытого типа, особых заданий и конструктивного взаимодействия способствует появлению состояний радости совместности, чувства удовлетворения от дела и общения, состояний вдохновения и внутренней устремленности на познание мира и проявления себя в мире". "Мягкость" предполагает специфический поведенческий репертуар педагога, направленность педагога на создание атмосферы принятия, дружбы, товарищества в образовательных отношениях. Актуализируется позиции "наставника", "исследователя", "товарища", "друга", "игрока"," партнёра" - об этом говорит автор концепции "Мягкая педагогика" и технологии "Мягкая среда" Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент, заведующий НИЛ раннего и дошкольного детства ИДиА ТГПУ
15-16 декабря на площадке Института развития педагогического образования проходила IV Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся».
Целью конференции - обсуждение, осмысление и обобщение вопросов формирования, развития исследовательской и проектной культуры педагогов и обучающихся всех уровней образования.
Дроздецкая Ирина Александровна, директор Института детства и артпедагогики выступила модератором трека "Компетентностный подход в развитии культуры проектной и исследовательской деятельности", на котром обсуждались очень актуальные вопросы, связанные с формированием глобальных компетенций у детей дошкольного возраста, особенностями организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе, на примере Красноярского края. Поднимались вопросы касающиеся того, как технология проектнов формирует универсальные и профессиональные компетенции через предмет "Иностранный язык" у обучающихся техникума и вопросы организации проктной деятельности кк одного из факторов развития soft-skills студентов колледжа.
"В этом году организаторы разделили участников таким образом, что в каждой секции были представители разных типов образовательных организаций, что позволило продуктивно осмыслить и обобщить перспективы развития культуры педагога как действующего, так и будущего в части мотивации детей, подростков, молодежи на участие в проектной, исследовательской деятельности" - отмечает Ирина Александровна
8 декабря в Институте детства и артпедагогики состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование компетентностного родительства в современном дошкольном и начальном образовании: взаимодействие образовательного учреждения и семьи».
Главная цель конференции - обменяться опытом по формированию компетентностного родительства на этапе предшкольного и начального образования; обсудить формы и методы вовлечения широкого круга родительского сообщества в воспитательную работу образовательных организаций; выявить эффективные механизмы сотрудничества детского сада, школы и семьи в направлении родительского просвещения и содействия семейному воспитанию.
Дроздецкая Ирина Алксандровна, директор Института детства и артпедагогики открыла конференцию и обозначила многие актуальные вопросы, касающиеся социально-педагогических и психологических проблем формирования родительской компетентности; формирования родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов), которые необходимо обсудить на коммуникационных площадках.
Спикерами выступили Гусев Алексей Владимирович, к.ист.н., ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», который в приветственном слове отметил, что организаторы и участники коснулись актуальной темы формирования компетентностного родительства. "Сегодня современный родитель с интерсом, с сфомулированным запросом, реагирующий на систему образования. И это все в пользу для развития конструктивного диалога со школой. С родителями необходимо искать интересные фомы работы, методы взаимодействия".
Лоскутова Лариса Анатольевна, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области, в своем приветствии обозначила, что "тема повышения родительских компетенций, формирования осознанного родительства в интересах детей очень близка мне, как детскому правозащитнику. Основная роль в воспитании ребенка отводится родителям, а затем уже образовательным организациям и обществу в целом. Всегда больший результат дает объединение различных ресурсов. Педагоги в этом вопросе, как никто, обладают необходимым знаниями: психолого-возрастных особенностей детей, педагогических подходов при наличии разной степени отклоняющегося поведения детей, системы защиты прав детей. Поэтому роль образовательных организаций при формировании компетентностного родительства велика. И чем раньше начнется сотрудничество педагога и родителя в интересах ребенка, тем лучше будет результат".
Чолокоглы Алина Олеговна, директор МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска, в своем докладе "Параллельные прямые не пересекаются?", на примере из личного опыта директора, продемонстрировала как выстроено взаимодействие с родителями, как они включаются во многие вопросы и процессы школьного уклада и жизни.
Гуренкова Елена Алексеевна, учитель информатики МАОУ лицей № 51 г. Томска рассказала об организации участия младших школьников в конкурсах и научно-практических конференциях как условие продуктивного взаимодействия родителей и педагогов.
После пленарного заседания участники распределились по секциям:
"На секции «Формирование родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (родителей и педагогов)» было заслушано более двадцати докладов, представленных участниками различных категорий и статусов из пяти регионов России и Монголии. Так спикерами – педагогами высших учебных заведений, учителями начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений и даже родителями, обсуждались практико-ориентированные вопросы, касающиеся проблем вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте полисубъектного взаимодействия его участников. Особый интерес вызвали темы докладов, посвящённых традиционным ценностям семьи (через взаимодействие ОО и семьи); повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей; общению в контексте полисубъектного взаимодействия как траектории воспитания детей нового поколения; культурно-образовательному подходу к формированию родительской компетентности" - отмечает модератор секции Вахитова Галия Хамитовна.
Педагоги из г. Томска и Северска поделились интересным опытом развития родительской компетентности в рамках секции «Социально-педагогические и психологические проблемы формирования родительской компетентности»: как использовать ресурсы цифровой образовательной среды; какие средства применять для повышения экологической компетенции родителей, какие формы и методы просветительской работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников наиболее эффективны? Многие выступления были посвящены функционированию родительского клуба в ДОО. Коллеги из г. Северска представили свои педагогические наработки в организации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ: на базе интерактивного-психолого-логопедического центра «Говоруша» (МБДОУ «Детский сад № 25»), родительской академии «Логознайки» (МБДОУ «Детский сад № 27»).
"Выступления участников - это синтез педагогической практики и научно-исследовательского подхода к проблеме развития родительской компетентности. Так коллегами из ТГУ (Центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии НИ ТГУ) были определены ресурсы и ограничения конструктивного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании. Безусловно, организация таких площадок, на которых практикующие педагоги могут представить опыт формирования компетентностного родительства в современном дошкольном образовании, обозначить проблемы, обсудить возможные пути их решения, является очень значимой. Принимая во внимание первостепенную роль родителей в воспитании и развитии дошкольников, необходимость конструктивного взаимодействия с ними очевидна. И педагоги ДОО это хорошо понимают" - говорит модератор Яркина Татьяна Николаевна.
"В рамках секции «Семейные ценности и социальное образование родителей в современном обществе» был представлен опыт организации социального образования родителей с целью формирования духовно-нравственных ориентиров детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Докладчики отметили актуальность и эффективность использования в работе с родителями для формирования семейных ценностей групповых форм взаимодействия (кейс-технология, мультипликация, семинары по медиаграмостности, школьный спортивный клуб и др.) и индивидуальных форм взаимодействия (в условиях консультативного центра для детей раннего возраста, коррекционной работы учителя-логопеда и др.). Принимая участие в обозначенных формах работы между родителями и воспитанниками, обучающимися формируются доверительные отношения, главными ценностями которых выступает честность, доброта, взаимная поддержка" - отмечает модератор секции Шварева Ольга Васильевна.
Уважаемые коллеги! Приглашем 8 декабря 2023 года принять участие в работе VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование компетентностного родительства в современном дошкольном и начальном образовании: взаимодействие образовательного учреждения и семьи»
Начало конференции в 10.00 часов (Томское время) (очный формат с онлайн-подключением)
Место проведения – учебный корпус №8 ТГПУ (ул. К. Ильмера, 15/1), Институт детства и артпедагогики.
Программа конференции включает:
пленарное заседание (304 ауд.);
секции по проблемам формирования компетентностного родительства на этапе предшкольного и начального образования.
Гусев Алексей Владимирович, к.ист.н., ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Приветственное слово
Лоскутова Лариса Анатольевна, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области
Приветственное слово
Чолокоглы Алина Олеговна, директор МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска
Параллельные прямые не пересекаются?
Гуренкова Елена Алексеевна, учитель информатики МАОУ лицей № 51 г. Томска
Организация участия младших школьников в конкурсах и научно-практических конференциях как условие продуктивного взаимодействия родителей и педагогов
Секция 1. кабинет 311 "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ)"
28 и 29 ноября педагоги Института детства и артпедагогики - Фицнер Татьяна Дмитриевна, н.с. лаборатории раннего и дошкольного детства и Гумберг Анастасия Сергеевна, преподаватель института, приняли участие в марафоне мастер-классов для студентов-волонтеров, планирующих работу в проекте «Экосистема семьи», реализуемом Общероссийской организацией «Городские реновации» при содействии ПАО «СИБУР Холдинг» в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» в Томском Политехническом университете.
Проект «Экосистема семьи» направлен на создание и развитие инфраструктуры для молодых мам, получающих образование в высших учебных заведениях, через комплекс мероприятий и продвижение Национального проекта «Демография». Новое пространство предусматривает все самое важное для комфортного пребывания детей, пока молодые мамы получают образование. В рамках этого проекта студенты-волонтёры ТПУ посетили мероприятия по организации работы с детьми дошкольного возраста. Педагоги продемонстрировали способы и приемы организации режимных моментов с детьми разных возрастных групп, с пользой для их развития и обеспечения безопасности пребывания ребенка в комнате матери и ребенка, сохранности и благополучия. Фицнер Татьяна Дмитриевна, познакомила с текстильными пособиями ТАФИ из серии "Мягкая педагогика", показала варианты игр с ними: "Узелки на Счастье", "Цветное дыхание", " Волшебная бумага", "Цветное настроение", "Шифоновая радуга", "Вязаная графика", " Пёстрый мяч", "Хоровод" и др. Гумберг Анастасия Сергеевна, познакомила волонтёров с мультипликацией и особенносятми ее использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
"С помощью подручных средств можно научить детей снимать собственный мультфильм, т.к. тема мультипликации очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии. Создание мультфильма поможет развивать креативность, техническое творчество, формирует представление о технологиях создания кино, уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышает образование ребенка в контексте современного искусства" - отмечает Анастасия Сергеевна Гумберг.
29-30 ноября в Санкт-Петербурге проходил Региональный съезд работников дошкольного образования. Программой Регионального съезда было запланировано проведение пленарного заседания, а также ряда тематических площадок в различных форматах в целях развития сотрудничества в сфере дошкольного образования через создание условий для совершенствования системы управления дошкольным образованием, профессионального развития педагогов и внедрения успешных практик.
Институт детства и артпедагогики ТГПУ на этом мероприятии представляла к.психол.н, доцент кафедры дошкольного образования Файзуллаева Елена Дмитриевна. Она приняла участие в работе тематической площадки (секции) «Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников». Елена Дмитриевна выступила с докладом «Конструктивное взаимодействие ДОО с семьями, имеющими детей».
"Ежегодное участие в работе сьезда работников дошкольного образования позволяет педгогам Института детства и артпедагогики выступать не только в роди экспертов, но и спикеров по обсуждению актуальных аспектов реализации задач воспитания в дошкольных образовательных организациях, особенностей взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и вопросов поддержки детской инициативности" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики
17 и 18 ноября студенты 2-4 курсов факультета культуры и искусств ИДиА приняли участие в IIIРегиональной студенческой олимпиаде искусства с международным участием «ОБРАЗ», включенной в план мероприятий союза ректоров педвузов Сибири.
К участию были приглашены студенты, осваивающие образовательные программы высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное искусство в образовании; Дизайн в образовании); Декоративно-прикладное искусство и дизайн, Дизайн (Графический дизайн); Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и студенты вуза-партнера (Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка». В 2023 году в Олимпиаде приняли участие 7 вузов-партнеров.
Предварительный отбор олимпиадных работ (участников) осуществлялся в соответствии с критериями оценивания олимпиадных работ в образовательных организациях, направляющих участников на региональный этап Олимпиады. Определение победителей осуществлялось Оргкомитетом по представлению жюри. В состав жюри Олимпиады по каждой номинации были включены представители вузов-участников.
«На участие в Олимпиаде мою кандидатуру выдвинула кафедра нашего университета, я с удовольствием согласилась! Участие в таких мероприятиях вырабатывает настойчивость, мотивирует студентов, вдохновляет, даёт возможность оценить уровень знаний и умений, обменятся опытом с другими участниками и развить интерес к выбранной профессии» - отметила Евгения Викторовна Соснина, ассистент кафедры музыкального и художественного образования, член жюри.
Команда студентов ФКИ ИДиА по результатам регионального этапа Олимпиады удостоена дипломом за 1- место в номинации "Графика", 3-е место в номинации "Живопись". Поздравляем!
Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!
Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями!
Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!
Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!