Неделя ИДиА ТГПУ: интерактивные площадки, мастер-классы от выпускников и круглый стол, посвященный 150-летию дошкольного образования в Томске
Пять дней, посвященных направлениям научно-образовательной деятельности и студенческой жизни Института детства и артпедагогики, прошли в ТГПУ. К участию в тематической программе присоединились студенты, педагоги, сотрудники и выпускники ИДиА.
На торжественном концерте открытия приветствовала участников директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая, а танцевальными и вокальными талантами радовали студенты и педагоги.
Неделя была насыщена мероприятиями – интерактивные площадки, творческие флешмобы, профессиональные пробы студентов, которые смогли выступить педагогами для обучающихся младших курсов, квиз «Своя игра» и многое другое.
Историями своего педагогического успеха с сегодняшними студентами поделились выпускники ИДиА и провели для участников тематической недели мастер-классы: «Искусство и технологии», «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Композиция», «Методы исследовательской (проектной) деятельности», «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)», «Основы народно-сценического танца».
Ключевым событием недели ИДиА стал круглый стол «Дошкольное образование в г. Томске: традиции и современность», посвященный 150-летию дошкольного образования в Томске (с момента открытия первого детского сада в городе). В диалоге очно и онлайн приняли участие представители дошкольных образовательных организаций, педагоги-практики, студенты, аспиранты, магистранты.
Открывая программу, директор ИДиА И.А. Дроздецкая отметила, что дошкольное образование – основа становления и развития личности, и подчеркнула ценность участия в мероприятии экспертов, готовых делиться своим многолетним опытом работы этой сфере.
Истории дошкольного образования посвятили вступительную видеоработу студенты Института. После были заслушаны доклады участников круглого стола. Доцент кафедры дошкольного образования ИДиА Ольга Ивановна Киселёва выступила с темой «Из истории открытия первых детских садов Томска» и осветила вклад в развитие дошкольного образования в Томске таких педагогов, как Ираида Романовна Рященко, Фридрих Фрёбель и Пётр Иванович Макушин, уделив особое внимание Наталье Андреевне Тихонравовой, основательнице женской гимназии. Спикер также сообщила, что в городе планируется установка мемориальной доски на здании, где располагалась женская гимназия имени Тихонравовой.
Заместитель председателя Комитета по дошкольному образованию Департамента образования Администрации города Томска Инга Вениаминовна Кияткина подняла вопрос доступности дошкольного образования в городе. Она представила статистику обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях, а также сообщила о строительстве новых корпусов, что является необходимой мерой. Выступающая сделала акцент: в рамках реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» в дошкольных учреждениях развивается дополнительное образование по различным направлениям. Кроме того, в планах комитета – работа над улучшением системы управления ДОУ через создание новой модели и новой системы развития компетенций и аттестации руководителей.
О роли кафедры дошкольного образования ИДиА в подготовке кадров высшей квалификации для системы дошкольного образования Томского региона рассказала ее заведующая Татьяна Николаевна Яркина. Она отметила, что Институт уделяет большое внимание профессиональным пробам студентов: проводятся учебные и производственные практики, мастер-классы на базе детских садов, образовательные мероприятия и многое другое, что помогает будущим педагогам познакомиться с разными аспектами деятельности.
«Задача каждого педагогического вуза – обеспечить педагога новыми знаниями, включающими современные технологии и формирующими определенное мышление», – считает директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая.
В своем выступлении она уделила внимание возможностям «Пространства детства» ИДиА и его ресурсам для подготовки кадров. Здесь студенты регулярно проходят образовательные мероприятия и учатся взаимодействовать с детьми, а современное оборудование помогает раскрыть их потенциал с помощью интерактивных элементов и игр.
Доцент ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева раскрыла варианты моделирования цифровой образовательной среды при подготовке кадров психолого-педагогической направленности.
«Современные тренды побуждают нас к интеграции. В последние годы мы активно сотрудничаем как с производителями оборудования для детских садов, так и с работодателями. У нас сложилась прочная практика внедрения новых идей, которые постепенно приживаются», – сказала выступающая.
Так, 15 ноября в 15.00 часов (ул. К. Ильмера, 15/1, ауд. 103) состоится презентация проекта «Аристотель» – единственного в мире тренажера-симулятора для массовой практико-ориентированной подготовки и переподготовки будущих и действующих педагогов и психологов, совмещающего возможности физической и виртуальной реальности (VR), а также искусственного интеллекта. Педагоги представят студентам опыт использования тренажера и варианты его включения в образовательный процесс, например, для организации самостоятельной работы обучающихся, проведения аттестации (промежуточной, итоговой) по освоению разделов учебных дисциплин «Детская психология», «Детская практическая психология», «Педагогика», «Психология семьи», «Психология детства» и др.
Коллеги из Томского педагогического колледжа, прослушав доклады, отметили, что испытывают гордость за вуз, который они когда-то окончили, и представили свои инициативы для развития педагогической среды. Так, преподаватели ТГПК Светлана Георгиевна Васильева и Татьяна Брониславовна Лочман рассказали о запуске процедуры демонстрационного экзамена как инструмента подготовки специалистов дошкольного образования. Экзамен имеет модульную структуру в соответствии с ФГОС. При его прохождении студентам необходимо продемонстрировать свою погруженность в педагогическую деятельность. Экзамен включает пять модулей: организация мероприятий, организация различных видов деятельности и общения детей, проведение занятий по основным образовательным программам, взаимодействие с родителями и методическое обеспечение образовательного процесса. После прохождения всех модулей проводится квалификационный экзамен, который включает организацию и проведение мероприятий в профессиональной мастерской с интерактивными элементами. Стоит отметить важность опыта ТГПУ в этом вопросе: в вузе класс «Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров» создан в 2023 году, и первыми демо-версию сдавали студенты Института детства и артпедагогики.
О современных формах повышения квалификации и методического сопровождения педагогов, работающих в дошкольном образовании, рассказала старший преподаватель Центра дошкольного и начального образования ТОИПКРО Светлана Викторовна Пономарёва. На основе современных подходов к повышению квалификации в Центре проводится диагностика профессиональных компетенций, создается нормативно-правовая база, осуществляется обратная связь с обучающимися и учитываются их индивидуальные потребности.
В завершение круглого стола участники поблагодарили организаторов и спикеров за ценные идеи и практические наработки. Было отмечено, что такие встречи способствуют обмену опытом и поиску новых решений актуальных вопросов организации дошкольного образования, укрепляют связи между образовательными организациями разного уровня и практикующими педагогами в частности.