В ТГПУ создан класс «Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров»
В рамках реализации национального проекта «Образование» в 313 аудитории Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ был создан класс демонстрационного экзамена. Институт развития педагогического образования занимается освоением оборудования новой инфраструктурной площадки. Первый экзамен в эту сессию в формате демонстрационного экзамена сдавали обучающиеся 4 курса Института детства и артпедагогики.
В течение последних лет в рамках нацпроекта «Образование» производится оснащение педагогических вузов России высокотехнологичным оборудованием. Так, в 2021 году в Томском государственном педагогическом университете был открыт Технопарк универсальных педагогических компетенций, в 2022 году – Педагогический технопарк «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, а в 2023 году – Центр проведения демонстрационного экзамена. Инфраструктура последнего включается в себя несколько аудиторий:
- Класс демонстрационного экзамена, который представляет собой модель современного школьного класса, оснащен сенсорной интерактивной панелью, видеосистемой, акустическим комплектом и зеркалом Гезелла.
- Комната экспертов, позволяющая экспертам наблюдать за ходом урока или занятия через зеркало и, используя специальную программу на компьютерах, давать оценку выступлениям студентов.
Для апробации новейшего оборудования первый демонстрационный экзамен был проведен директором ИРПО ТГПУ Наталией Альбертовной Семеновой для студентов 4 курса ИДиА по дисциплине «Теория и методика художественно-эстетического образования детей».
«Институт развития педагогического образования, который реализует проект «Педагогизация новых инфраструктурных решений вуза», включился в освоение кабинета демонстрационного экзамена. Так как я являюсь преподавателем студентов 4 курса Института детства и артпедагогики, с которыми у нас уже был опыт составления и отработки моделей уроков, мой выбор для проведения первого экзамена пал на них», — говорит Н.А. Семенова.
Будущим педагогам были предложены темы на выбор для разработки уроков. Так как формат демонстрационного экзамена позволял уделить выступлению одного студента не более 15 минут, экзаменующиеся представляли фрагменты занятия (мотивация на учебную деятельность, актуализация знаний и проблемный анализ заданий), используя интерактивную доску для наглядной демонстрации. В ходе экзамена каждый студент по очереди находился в роли педагога, а остальная группа – в роли учеников. Из комнаты экспертов за ходом экзамена наблюдали Н.А. Семенова, профессор ИДиА Светлана Ивановна Поздеева и ассистент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА, представитель работодателя (педагог МАОУ гимназия №55 г. Томска) Ирина Викторовна Клюковская.
Такой способ реализации промежуточного экзамена позволяет дать оценку уровню сформированности компетенций и в целом определить готовность будущих педагогов к решению профессиональных задач в соответствии с освоением основных образовательных программ, а также отметить возможные дефициты в практической подготовке студентов. Кроме того, в роли экзаменаторов могут выступать потенциальные работодатели, которые, основываясь на результатах экзамена, смогут здесь же предложить рабочее место лучшим студентам.
В ближайших планах – обучение педагогов ТГПУ использованию оборудования Центра проведения демонстрационного экзамена.