Международный гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом» реализуется Министерством просвещения РФ совместно с национальными министерствами образования стран-партнёров. Он направлен на продвижение русского языка и российского образования. Сегодня более 400 российских учителей преподают в школах разных стран русский язык и другие предметы на русском языке. В их числе выпускница Института детства и артпедагогики, факультета дошкольного и начального образования ТГПУ Юлия Кузнецова, для которой учебный год начался в гимназии «Эхёи Маънавият» Таджикистана.
В рамках проекта педагоги России работают в образовательных организациях 11 стран: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Вьетнам, Монголия, Сербия, Турция, Египет, Китай, Эфиопия, Алжир.
Юлия, готовясь к новому профессиональному этапу основательно изучала историю Таджикистана, традиции, дресс-код и нормы поведения. На месте её встретили коллеги и ученики – 1 «Б» класс, для которого она стала учителем на учебный год 2024–2025.
Поздравляем Юлию! Для нее открылись новые горизонты, возможности приобрести новый опыт, связанный с преподаванием в международной среде, углубить свои профессиональные навыки, помочь детям в другой стране обрести качественное образование.
2 сентября в Институте детства и артпедагогики для первокурсников состоялось торжественное событие, посвященное началу учебного года в Томском педагогическом!
Торжественное мероприятие для наших первокурсников началось с исполнения гимна Российской Фелерации и гимна Томского государственного педагогического университета. С самых первых минут нам удалось создать атмосферу доброжелательности, открытости, теплоты и почувствовать, что впереди ждет что-то новое, интересное и запоминающееся - студенческая жизни! С приветствитем к первокурсникам, а в этом году у нас не только студенты программы бакалавриата, но и обучающиеся программы среднего профессионального образования, обратилась Полева Елена Александровна, проректор по научной работе, желая каждому студенту обрести себя на этом новом пути, найти применение своим способностям в различных студенческих объединениях, которые есть в нашем университете. Студентов ждали творческие номера, встречи с администрацией, кураторами из числа преподавателей и студентов, клятва первокурсника!
Пусть новый этап вашей жизни будет интересным и плодотворным, принесёт радость открытий и новых достижений!
Студентам старших курсов желаем уверенно держать курс на успех, верить в себя и копить важные знания, которые непременно помогут вам в дальнейшей жизни!
Уважаемые студенты 1 курса, поздравляем вас с поступлением в Томский педагогический и с тем, что вы стали частью нашей дружной команды Института детства и артпедагогики!
Распределение по группам:
ОП бакалавриата:
641 группа - направленность (профили) Начальное образование и Дошкольное образование
642 группа - направленность (профили) Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства)
1041 группа - направленность (профили) Музыка и Дополнительное образование
1042 группа - направленность (профили) Изобразительное искусство и Дополнительное образование
1043 группа - направленность (профили) Хореографическое искусство и Дополнительное образование
ОП магистратуры:
641М - направленность (профиль) Искусство и артпедагогика
ОП среднего професионального образования:
641 СПОПНК - специальность Преподавание в начальных классах
В 2024 году на форуе "Август.PRO: матрица педагогических изменений" для его участников была открыта выставка художественных работ студентов 3–5 курсов факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики «Семья и каждый человек – это источник вдохновения», посвященная Году семьи в России. Будущие педагоги, вдохновившись личным семейным опытом и наблюдениями, представили свое видение традиций и ценности семейных уз.
Для наших студентов и преподавателей это первый опыт участия в педагогичсеком форуме, который станет доброй, ежегодной традицией! Осенью, в стенах ТГПУ, планируется продолжение данной тематики в рамках Года семьи.
С 22 по 24 августа в Томске прошел ежегодный форум "Август.PRO: матрица педагогических изменений".
За три дня работы в форуме приняли участие 4500 педагогов, а еще 500 выступили спикерами. Образовательная программа Томского государственного педагогического университета началась с круглого стола «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин», который проходил в рамках реализации госзадания Министерства просвещения РФ «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права».
Преподаватели Института детства и артпедагогики стали организаторами круглого стола «Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья», на котором участники обсудили, как развивается субъектность ребенка и к чему надо готовиться взрослым; как и зачем развивать субъектность будущего педагога; роль семьи в развитии субъектности каждого ее члена.
"...Субъект – это носитель активности. Уже с дошкольного возраста проявляется субъектность как стремление ребенка познать мир самостоятельно через доступные ему виды деятельности. Школьники, обладающие высоким уровнем субъектности, ответственно относятся к процессу обучения, выполняют домашние задания, активны на уроках. Они делают это не потому, что боятся получить плохую отметку и расстроить родителей – у них есть представление о том, зачем учиться и какую роль это играет в достижении их целей. Это те самые мотивированные дети – радость любого учителя, с которыми можно построить продуктивную работу и наладить конструктивные взаимоотношения. Развитие субъектности представляет собой единство множества самых разных процессов: самоопределения, самопознания, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации" - говорит Галия Хамитовна Вахитова, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.
Светлана Ивановна Поздеева , д-р. пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА отмечате, что тема развития субъектности ребенка может стать одной из сквозных тем для личностно-ориентированного, развивающего образования в детском саду, школе, а также в плане взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Акцент на субъектности позволяет развивать образовательную практику в направлении усиления человеческого измерения педагогического процесса в самом широком контексте и может стать одним из направлений воспитательной работы на всех уровнях образования.
В этой связи можно выделить следующие ценности в плане развития субъектности детей и взрослых:
В детском саду: создание развивающей, насыщенной, «говорящей» среды, обеспечение ребенку ситуации свободного выбора, включение в разные виды возрастосообразной активности, соорганизация автономности и совместности.
В начальной и средней школе: создание условия для развития разных видов самостоятельности (учебной, познавательной, образовательной), поддержки детских инициатив, развития ответственности; усложнение видов активности, в которые вовлечен ученик.
В семье: развитие нового формата родительского просвещения (просвещение родителей, просвещение родителями) в контексте диалогизации отношений между разными участниками образовательных отношений и расширения способов вовлечения родителей (законных представителей) в совместную деятельность семьи и ОУ.
В педагогическом вузе: разработка новых учебных дисциплин/модулей психолого-педагогического цикла в контексте развития детской субъектности; интенсивы по обучению студентов эффективным стратегиям взаимодействия с родителями».
Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА говорит о том, что "субъектность человека – это его проявления в социуме в различных процессах жизнедеятельности, в которых он сам определяется с целью, средствами и путями достижения цели, имеет внутреннюю мотивацию и берёт ответственность за свои выборы. В доступном понимании, речь идёт о проявлении «самости» человека (самостоятельность, самоопределение, самоконтроль, самоанализ, самоорганизованность). На мой взгляд, базовым является принцип невмешательства и корректной поддержки активности, самостоятельности и инициатив ребёнка на каждом возрастном этапе. Из инструментов у педагога есть наблюдение и диалог, а также трансляция собственной субъектности. Приёмы недирективного вмешательства, создание условий для поддержки всех форм субъектности позволят наиболее благоприятным путём развить соответствующие проявления субъектности. Эволюционно это происходит от рождения до года – проявление автономии. К 3 годам и старше (дошкольный и младший школьный возраст) – проявление самостоятельности. При расширении социального опыта, всестороннем развитии – достижение суверенизации, как способности выходить в мир, культуру и брать за выборы ответственность. Быть субъектом своей деятельности, своей жизни возможно, когда человек проявляет своё истинное «Я». Он знает и понимает свои потребности и желания, ориентирован и направлен, проявляет открытость в мир людей и культуры, самоопределён в своих целях и самомотивирован на их достижения...".
Основными принципами и инструментами педагога для развития субъектности детей дошкольного и школьного возраста являются:
- построение с детьми взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
- понимание, признание и принятие ребёнка как полноправного партнёра деятельности и общения;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды («говорящей среды»);
- просвещение родителей в вопросах развития субъектности дошкольников" - рассуждает Татьяна Николаевна Яркина, к.пед.н., доцент, зведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА.
"СУБЪЕКТНОСТЬ - умение САМОМУ обнаружить, что ты чего-то не знаешь, поставить цель, начать действовать, выбирать, держать волевое усилие, искать ресурсы, обращаться за помощью, доводить дело до результата, отвечать за последствия (Мария Миркес)
Основные принципы развития субъектности у детей дошкольного возраста: 🪄Поддержка педагогом детской инициативы и выстраивание образовательных событий вокруг этих инициатив, фиксация авторства предложенных идей. 🪄Создание ситуации, где дети могут выбирать — где от выбора зависят дальнейшие события. 🪄Организация проектов и исследований, где у ребёнка есть возможность самому поставить проблему, быть услышанным, самому или с другими детьми совместно спланировать её решение или исследование. 🪄Вовлечение детей в создание "говорящей среды", где дети могут самостоятельно реализовывать свои активности, свободную игру, имеют возможность трансформировать среду под свои запросы - поделилась своими размышлениями Елена Аргадиевна Бузилова, воспитатель МАДОУ № 79 г. Томска.
с 20 по 26 августа в Кемеровской области проходила Большая педагогическая неделя, которая собрала вместе более трех тысяч педагогических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Кузбасса, Томска, Новосибирска, Тюмени, Ростова-на-Дону.
Участником и спикером от ТГПУ выступила директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая. На пленарном заседании одной из площадок «Актуальные тенденции и направления в развитии педагогического образования» она представила доклад «Идеология Ядра педагогического образования в системе «профессиональное образование – высшее образование» как базовая модель в развитии национальной системы подготовки педагогических кадров».
«Ключевым является то, что уровень СПО, как и высшего образования, предполагает готовность выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией образовательных программ, – сказала спикер. – Особенно важна преемственность основной профессиональной образовательной программы в части общих и универсальных компетенций в целях сопряжения учебных планов СПО и ВО, а также проектирования сетевых образовательных программ».
Вопросы построения многоуровневой системы научно-методического сопровождения молодых педагогов как перспективного направления и драйвера развития региональной системы образования обсуждались на секции «Проекты по закреплению молодых педагогов в общеобразовательных организациях как трансляция единой региональной модели».
«Закрепление молодых педагогов в системе образования остается актуальной задачей. Важно выстроить преемственность между молодым педагогом и наставником, научиться по-другому смотреть на новое поколение педагогов – педагогов нового типа со своими границами, взглядами, отношением к делу, понимать это и продолжать мотивировать, поддерживать в реализации их идей и задач педагогической деятельности», – считает И.А. Дроздецкая.
5 августа 2024 года с 16.00 (Томское время) будет проводиться консультация для поступающих на образовательную программу магистратуры "Искусство и артпедагогика" (смешанный формат)
Преподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики приняли участие в XIV Международном Пушкинском конкурсе "Что в имени тебе моем?", посвященном 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Конкурс проводился с марта по май 2024 года по семи номинациям: пишем эссе, читаем Пушкина (конкурс чтецов), читаем стихи русских поэтов о Пушкине (конкурс чтецов), творчество А.С. Пушкина на сцене (конкурс инсценировок), А.С. Пушкин в музыке (конкурс исполнения музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина), память об А.С. Пушкине в моем городе/в моей стране (конкурс видеороликов о Пушкинских местах в России и мире), читайте А.С. Пушкина (конкурс буктрейлеров.) Каждый участник мог поделиться своими работами в разных формах и продемонстрировать знание биографии и творчества А.С. Пушкина.
Студенты 601 и 602 группы, 4 курса отправили короткий видеороли постановку произведения А.С. Пушкина "Сказка о рыьаке и рыбке" под руководством доцента кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Киселевой Ольги Ивановны и получили сертификат участника.
Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА предоставила в конкурсную комиссиию видеоролик, где прочитала произведение А.С. Пушкина иполучила сертификат участника.
Шашок Карина, студентка 5 курса ФДиНО ИДиА исполнила стихотворение А.С. Пушкина и стала победителем в номинации "Читаем Пушкина".
Поздравляем участников и победителей! Участие в данном конкурсе открывает возможность познакомить людей со всего мира с произведениями, связаннными с именем А.С. Пушкина.
14 июня в смешанном формате в ТГПУ состоялся Всероссийский круглый стол «Воспитательный потенциал советской комедии», объединивший участников из Томска, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Таганрога, Волгограда, Крыма, Луганска и др. Основные вопросы первого дня работы – почему советская комедия интересна современному зрителю и в чем ее воспитательный потенциал. По мнению одного из организаторов круглого стола – доцента Института детства и артпедагогики ТГПУ, кандидата искусствоведения Ады Казимировны Бернатоните: комедия содержит исторический контекст и позволяет сформировать у зрителя представление об эпохе 30-х и 40-х годов; советские фильмы популярны благодаря универсальности шуток и «нестареющим ситуациям», а особенно – высокой актерской игрой; советская комедия воспитывает в зрителе неотъемлемость ценности добра, взаимопомощи и человечности.
Эксперт отметила, что особой популярностью у современного зрителя пользуются добрые советские комедии: «Покровские ворота», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Джентльмены удачи». Также зрители с большим интересом пересматривают фильмы с участием Леонида Быкова, в которых он создавал яркие запоминающиеся образы. Например, «Укротительница тигров».
Во второй день, 15 июня, участники в онлайн формате представили свои доклады, размышления о воспитательном потенциале персонажей кинокомедий Л. Гайдая, г. Александрова, обсудили советскую кинокомедию: время и переоценка ценностей, соотношение типажа и личности в творчестве комедийного актера на примере советской кинокомедии; специфику комического персонажа в советском кинематографе на примере творчества С. Крамарова, М. Пуговкина, Г. Милляра, специфику организации для медиашкольников онлайн обсуждений советских кинофильмов; педагогический потенциал экранизации юмористических рассказов с детьми школьного возраста и многое другое.
С 9 по 15 июня проходил Восьмой международный профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации» в г. Геленджике.
Главными организаторами ежегодного мероприятия являются Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. В качестве соорганизаторов и партнёров выступили: Российский центр научной информации, Министерство культуры РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Московский государственный институт культуры, Министерство культуры Краснодарского края, Южный федеральный университет, Совет ректоров Юга России, Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего».
В событии приняли участие представители министерств, университетов, библиотек, издательств, политические деятели, представители общественных структур.
Мероприятие включало ряд направлений, в том числе прошла Первая летняя школа «Тренды развития дошкольного образования», в котором приняла участие доцент кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики, к.психол.н. Файзуллаева Елена Дмитриевна.
Елена Дмитриевна представляла концепцию «Мягкой педагогики» и провела мастер-класс «Инновационные и традиционные подходы реализации воспитательно-образовательного процесса: идея единства и эволюции». Также Елена Дмитриевна приняла участие в стратегической сессии «Образовательные платформы, профессиональные и электронно-библиотечные системы в задачах кадрового и технологического суверенитета». На расширенном заседании Совета ректоров вузов юга России «Правовые и организационно-методические механизмы использования цифровых платформ в системе непрерывного образования» обсуждались актуальные вопросы цифровизации образования и его технологического обеспечения.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ В ЗАДАЧАХ КАДРОВОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА» – Google Диск
Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!
Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями!
Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!
Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!