Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Выпускница ИДиА "Российский учитель за рубежом"

Кузнецова Юjpg

Международный гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом» реализуется Министерством просвещения РФ совместно с национальными министерствами образования стран-партнёров. Он направлен на продвижение русского языка и российского образования. Сегодня более 400 российских учителей преподают в школах разных стран русский язык и другие предметы на русском языке. В их числе выпускница Института детства и артпедагогики, факультета дошкольного и начального образования ТГПУ Юлия Кузнецова, для которой учебный год начался в гимназии «Эхёи Маънавият» Таджикистана.

В рамках проекта педагоги России работают в образовательных организациях 11 стран: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Вьетнам, Монголия, Сербия, Турция, Египет, Китай, Эфиопия, Алжир.

Юлия, готовясь к новому профессиональному этапу основательно изучала историю Таджикистана, традиции, дресс-код и нормы поведения. На месте её встретили коллеги и ученики – 1 «Б» класс, для которого она стала учителем на учебный год 2024–2025. 

Поздравляем Юлию! Для нее открылись новые горизонты, возможности приобрести новый опыт, связанный с преподаванием в международной среде, углубить свои профессиональные навыки, помочь детям в другой стране обрести качественное образование.

Подробнее

День знаний для первокурсников

1725726395272172572639525817257263952291725726395243

спо 02.09.24спо 02.09.24 3

2 сентября в Институте детства и артпедагогики для первокурсников состоялось торжественное событие, посвященное началу учебного года в Томском педагогическом!

Торжественное мероприятие для наших первокурсников началось с исполнения гимна Российской Фелерации и гимна Томского государственного педагогического университета. С самых первых минут нам удалось создать атмосферу доброжелательности, открытости, теплоты и почувствовать, что впереди ждет что-то новое, интересное и запоминающееся - студенческая жизни! С приветствитем к первокурсникам, а в этом году у нас не только студенты программы бакалавриата, но и обучающиеся программы среднего профессионального образования, обратилась Полева Елена Александровна, проректор по научной работе, желая каждому студенту обрести себя на этом новом пути, найти применение своим способностям в различных студенческих объединениях, которые есть в нашем университете. Студентов ждали творческие номера, встречи с администрацией, кураторами из числа преподавателей и студентов, клятва первокурсника!

Пусть новый этап вашей жизни будет интересным и плодотворным, принесёт радость открытий и новых достижений!

Студентам старших курсов желаем уверенно держать курс на успех, верить в себя и копить важные знания, которые непременно помогут вам в дальнейшей жизни!

ВНИМАНИЕ! ПЕРВОКУРСНИК!

 

школьная пора

Уважаемые студенты 1 курса, поздравляем вас с поступлением в Томский педагогический и с тем, что вы стали частью нашей дружной команды Института детства и артпедагогики!

Распределение по группам:

ОП бакалавриата:

641 группа  - направленность (профили) Начальное образование и Дошкольное образование

642 группа - направленность (профили) Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства)

1041 группа - направленность (профили) Музыка и Дополнительное образование

1042 группа - направленность (профили) Изобразительное искусство и Дополнительное образование

1043 группа - направленность (профили) Хореографическое искусство и Дополнительное образование

ОП магистратуры:

641М - направленность (профиль) Искусство и артпедагогика

ОП среднего професионального образования:

641 СПОПНК - специальность Преподавание в начальных классах

 

Расписание по ссылке https://timetable.tspu.edu.ru/

 

Художественные работы студентов на Август.PRO

ba4TLOawxxoig5v phkxt8

R7IQF9JZvYoT2XfTnv3xh4

rXhxcsCCLiYgkzi N5X3 c

В 2024 году на форуе "Август.PRO: матрица педагогических изменений"  для его участников была открыта выставка художественных работ студентов 3–5 курсов факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики «Семья и каждый человек – это источник вдохновения», посвященная Году семьи в России. Будущие педагоги, вдохновившись личным семейным опытом и наблюдениями, представили свое видение традиций и ценности семейных уз.

Для наших студентов и преподавателей это первый опыт участия в педагогичсеком форуме, который станет доброй, ежегодной традицией! Осенью, в стенах ТГПУ, планируется продолжение данной тематики в рамках Года семьи.

Институт детства и артпедагогики на Август.PRO

 Изображение WhatsApp 2024 08 26 в 22.13.54 f1ad31681rcQhShNNPEAyOT47rxJl4

XRO 1RJwWNE

С 22 по 24 августа в Томске прошел ежегодный форум "Август.PRO: матрица педагогических изменений".

За три дня работы в форуме приняли участие 4500 педагогов, а еще 500 выступили спикерами. Образовательная программа Томского государственного педагогического университета началась с круглого стола «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин», который проходил в рамках реализации госзадания Министерства просвещения РФ «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права».

Преподаватели Института детства и артпедагогики стали организаторами круглого стола «Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья», на котором участники обсудили, как развивается субъектность ребенка и к чему надо готовиться взрослым; как и зачем развивать субъектность будущего педагога; роль семьи в развитии субъектности каждого ее члена.

"...Субъект – это носитель активности. Уже с дошкольного возраста проявляется субъектность как стремление ребенка познать мир самостоятельно через доступные ему виды деятельности. Школьники, обладающие высоким уровнем субъектности, ответственно относятся к процессу обучения, выполняют домашние задания, активны на уроках. Они делают это не потому, что боятся получить плохую отметку и расстроить родителей – у них есть представление о том, зачем учиться и какую роль это играет в достижении их целей. Это те самые мотивированные дети – радость любого учителя, с которыми можно построить продуктивную работу и наладить конструктивные взаимоотношения. Развитие субъектности представляет собой единство множества самых разных процессов: самоопределения, самопознания, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации" - говорит  Галия Хамитовна Вахитова, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.

Светлана Ивановна Поздеева , д-р. пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА отмечате, что тема развития субъектности ребенка может стать одной из сквозных тем для личностно-ориентированного, развивающего образования в детском саду, школе, а также в плане взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Акцент на субъектности позволяет развивать образовательную практику в направлении усиления человеческого измерения педагогического процесса в самом широком контексте и может стать одним из направлений воспитательной работы на всех уровнях образования.

В этой связи можно выделить следующие ценности в плане развития субъектности детей и взрослых:

  1. В детском саду: создание развивающей, насыщенной, «говорящей» среды, обеспечение ребенку ситуации свободного выбора, включение в разные виды возрастосообразной активности, соорганизация автономности и совместности.
  2. В начальной и средней школе: создание условия для развития разных видов самостоятельности (учебной, познавательной, образовательной), поддержки детских инициатив, развития ответственности; усложнение видов активности, в которые вовлечен ученик.
  3. В семье: развитие нового формата родительского просвещения (просвещение родителей, просвещение родителями) в контексте диалогизации отношений между разными участниками образовательных отношений и расширения способов вовлечения родителей (законных представителей) в совместную деятельность семьи и ОУ.
  4. В педагогическом вузе: разработка новых учебных дисциплин/модулей психолого-педагогического цикла в контексте развития детской субъектности; интенсивы по обучению студентов эффективным стратегиям взаимодействия с родителями».

Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА говорит о том, что "субъектность человека – это его проявления в социуме в различных процессах жизнедеятельности, в которых он сам определяется с целью, средствами и путями достижения цели, имеет внутреннюю мотивацию и берёт ответственность за свои выборы. В доступном понимании, речь идёт о проявлении «самости» человека (самостоятельность, самоопределение, самоконтроль, самоанализ, самоорганизованность). На мой взгляд, базовым является принцип невмешательства и корректной поддержки активности, самостоятельности и инициатив ребёнка на каждом возрастном этапе. Из инструментов у педагога есть наблюдение и диалог, а также трансляция собственной субъектности. Приёмы недирективного вмешательства, создание условий для поддержки всех форм субъектности позволят наиболее благоприятным путём развить соответствующие проявления субъектности. Эволюционно это происходит от рождения до года – проявление автономии. К 3 годам и старше (дошкольный и младший школьный возраст) – проявление самостоятельности. При расширении социального опыта, всестороннем развитии – достижение суверенизации, как способности выходить в мир, культуру и брать за выборы ответственность. Быть субъектом своей деятельности, своей жизни возможно, когда человек проявляет своё истинное «Я». Он знает и понимает свои потребности и желания, ориентирован и направлен, проявляет открытость в мир людей и культуры, самоопределён в своих целях и самомотивирован на их достижения...".

Основными принципами и инструментами педагога для развития субъектности детей дошкольного и школьного возраста являются:

-  построение с детьми взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

- понимание, признание и принятие ребёнка как полноправного партнёра деятельности и общения;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды («говорящей среды»);

-  просвещение родителей в вопросах развития субъектности дошкольников" - рассуждает Татьяна Николаевна Яркина, к.пед.н., доцент, зведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА.

"СУБЪЕКТНОСТЬ - умение САМОМУ обнаружить, что ты чего-то не знаешь, поставить цель, начать действовать, выбирать, держать волевое усилие, искать ресурсы, обращаться за помощью, доводить дело до результата, отвечать за последствия (Мария Миркес)

Основные принципы развития субъектности у детей дошкольного возраста:
🪄Поддержка педагогом детской инициативы и выстраивание образовательных событий вокруг этих инициатив, фиксация авторства предложенных идей.
🪄Создание ситуации, где дети могут выбирать — где от выбора зависят дальнейшие события.
🪄Организация проектов и исследований, где у ребёнка есть возможность самому поставить проблему, быть услышанным, самому или с другими детьми совместно спланировать её решение или исследование.
🪄Вовлечение детей в создание "говорящей среды", где дети могут самостоятельно реализовывать свои активности, свободную игру, имеют возможность трансформировать среду под свои запросы - поделилась своими размышлениями Елена Аргадиевна Бузилова, воспитатель МАДОУ № 79 г. Томска.

Подробнее

Подробнее

Фотоальбом

 

 
 
 
 

Участие в Большой педагогической неделе в Кузбассе

1724681201573

с 20 по 26 августа в Кемеровской области проходила Большая педагогическая неделя, которая собрала вместе более трех тысяч педагогических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Кузбасса, Томска, Новосибирска, Тюмени, Ростова-на-Дону.

Участником и спикером от ТГПУ выступила директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая. На пленарном заседании одной из площадок «Актуальные тенденции и направления в развитии педагогического образования» она представила доклад «Идеология Ядра педагогического образования в системе «профессиональное образование – высшее образование» как базовая модель в развитии национальной системы подготовки педагогических кадров».

«Ключевым является то, что уровень СПО, как и высшего образования, предполагает готовность выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией образовательных программ, – сказала спикер. – Особенно важна преемственность основной профессиональной образовательной программы в части общих и универсальных компетенций в целях сопряжения учебных планов СПО и ВО, а также проектирования сетевых образовательных программ».

Вопросы построения многоуровневой системы научно-методического сопровождения молодых педагогов как перспективного направления и драйвера развития региональной системы образования обсуждались на секции «Проекты по закреплению молодых педагогов в общеобразовательных организациях как трансляция единой региональной модели».

«Закрепление молодых педагогов в системе образования остается актуальной задачей. Важно выстроить преемственность между молодым педагогом и наставником, научиться по-другому смотреть на новое поколение педагогов – педагогов нового типа со своими границами, взглядами, отношением к делу, понимать это и продолжать мотивировать, поддерживать в реализации их идей и задач педагогической деятельности», – считает И.А. Дроздецкая.
 

 Подробнее

Подробнее

ВНИМАНИЕ! Информация для поступающих в магистратуру Института детства и артпедагогики

ВНИМАНИЕ!

5 августа 2024 года с 16.00 (Томское время) будет проводиться консультация для поступающих на образовательную программу магистратуры "Искусство и артпедагогика" (смешанный формат)

онлайн-подключение https://bbb.tspu.edu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join
очный формат - 311 аудитория УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1) 

6 августа с 10.00 (Томское время) собеседование на ОП "Искусство и артпедагогика" в смешанном формате

Элективный модуль "Музыка" - собеседование только онлайн по ссылке: https://bbb.tspu.edu.ru/rooms/tn5-snf-msa-ecr/join

Элективный модуль "История кино" в смешанном формате по ссылке https://bbb.tspu.edu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join и в 311 аудитории УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1)

Элективный модуль "Изобразительное искусство" - собеседование очно в 30 аудитории УК 9 (ул. К.Ильмера 15/1 стр. 1) 

Элективный модуль "Хореография" - собеседование очно в 10 аудитории УК 9 (К.Ильмера 15/1 стр.1)

Программа собеседования  

"Что в имени тебе моем?"

Шашок К.читаем Пушкина победительСафинаН Читаем ПушкинаПреподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики приняли участие в XIV Международном Пушкинском конкурсе "Что в имени тебе моем?", посвященном 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Конкурс проводился с марта по май 2024 года по семи номинациям: пишем эссе, читаем Пушкина (конкурс чтецов), читаем стихи русских поэтов о Пушкине (конкурс чтецов), творчество А.С. Пушкина на сцене (конкурс инсценировок), А.С. Пушкин в музыке (конкурс исполнения музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина), память об А.С. Пушкине в моем городе/в моей стране (конкурс видеороликов о Пушкинских местах в России и мире), читайте А.С. Пушкина (конкурс буктрейлеров.)
Каждый участник мог поделиться своими работами в разных формах и продемонстрировать знание биографии и творчества А.С. Пушкина.

Студенты 601 и 602 группы, 4 курса отправили короткий видеороли постановку произведения А.С. Пушкина "Сказка о рыьаке и рыбке" под руководством доцента кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Киселевой Ольги Ивановны и получили сертификат участника.

Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА предоставила в конкурсную комиссиию видеоролик, где прочитала произведение А.С. Пушкина иполучила сертификат участника.

Шашок Карина, студентка 5 курса ФДиНО ИДиА исполнила стихотворение А.С. Пушкина и стала победителем в номинации "Читаем Пушкина".

Поздравляем участников и победителей! Участие в данном конкурсе открывает возможность познакомить людей со всего мира с произведениями, связаннными с именем А.С. Пушкина.

Всероссийский круглый стол "Воспитательный потенциал советской кинокомедии"

КРстол1КРстол3

14 июня в смешанном формате в ТГПУ состоялся Всероссийский круглый стол «Воспитательный потенциал советской комедии», объединивший участников из Томска, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Таганрога, Волгограда, Крыма, Луганска и др.
Основные вопросы первого дня работы – почему советская комедия интересна современному зрителю и в чем ее воспитательный потенциал. По мнению одного из организаторов круглого стола – доцента Института детства и артпедагогики ТГПУ, кандидата искусствоведения Ады Казимировны Бернатоните: комедия содержит исторический контекст и позволяет сформировать у зрителя представление об эпохе 30-х и 40-х годов; советские фильмы популярны благодаря универсальности шуток и «нестареющим ситуациям», а особенно – высокой актерской игрой; советская комедия воспитывает в зрителе неотъемлемость ценности добра, взаимопомощи и человечности.

Эксперт отметила, что особой популярностью у современного зрителя пользуются добрые советские комедии: «Покровские ворота», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Джентльмены удачи». Также зрители с большим интересом пересматривают фильмы с участием Леонида Быкова, в которых он создавал яркие запоминающиеся образы. Например, «Укротительница тигров».

Во второй день, 15 июня, участники в онлайн формате представили свои доклады, размышления о воспитательном потенциале персонажей кинокомедий Л. Гайдая, г. Александрова, обсудили советскую кинокомедию: время и переоценка ценностей, соотношение типажа и личности в творчестве комедийного актера на примере советской кинокомедии; специфику комического персонажа в советском кинематографе на примере творчества С. Крамарова, М. Пуговкина, Г. Милляра, специфику организации для медиашкольников онлайн обсуждений советских кинофильмов; педагогический потенциал экранизации юмористических рассказов с детьми школьного возраста и многое другое.

Ссылка на видеозапись 14 июня

Ссылка на видеозапись 15 июня

 

Преподаватель ИДиА участник Вероссийского профессионального форума

Геленджик.1Геленджик.17

Выступоение О.СмолинаВыступление С.Журовой

С 9 по 15 июня проходил Восьмой международный профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации» в г. Геленджике.

Главными организаторами ежегодного мероприятия являются Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Международная  ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. В качестве соорганизаторов и партнёров выступили: Российский центр научной информации, Министерство культуры РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Московский государственный институт культуры, Министерство культуры Краснодарского края, Южный федеральный университет, Совет ректоров Юга России, Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего».

В событии приняли участие представители министерств, университетов, библиотек, издательств, политические деятели, представители общественных структур.

Мероприятие включало ряд направлений, в том числе прошла Первая летняя школа «Тренды развития дошкольного образования», в котором приняла участие доцент кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики, к.психол.н. Файзуллаева Елена Дмитриевна.

Елена Дмитриевна представляла концепцию «Мягкой педагогики» и провела мастер-класс «Инновационные и традиционные подходы реализации воспитательно-образовательного процесса: идея единства и эволюции». Также Елена Дмитриевна приняла участие в стратегической сессии «Образовательные платформы, профессиональные и электронно-библиотечные системы в задачах кадрового и технологического суверенитета». На расширенном заседании Совета ректоров вузов юга России «Правовые и организационно-методические механизмы использования цифровых платформ в системе непрерывного образования» обсуждались актуальные вопросы цифровизации образования и его технологического обеспечения.

Полезные ссылки:

https://drive.google.com/drive/folders/10lOtMeYH-XF65GiUQVPvxfivqqLyofIE

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ В ЗАДАЧАХ КАДРОВОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА» – Google Диск

https://drive.google.com/drive/folders/10lOtMeYH-XF65GiUQVPvxfivqqLyofIE

https://drive.google.com/drive/folders/1cLeiYf3kpQbh_PQpGvFj_8fpCByGkIe2

РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РЕКТОРОВ ВУЗОВ ЮГА РОССИИ – Google Диск

https://drive.google.com/drive/folders/1cLeiYf3kpQbh_PQpGvFj_8fpCByGkIe2

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др26

Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!

Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями! 

С юбилеем!

юб8

Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!

Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!

С днем рождения!

др33

Ольга Михайловна Зоркальцева, с днем рождения!

Желаем успеха в любом деле, чтобы жизнь была стабильной, богатой и доброй.

И пускай времени и сил хватает на прекрасное времяпровождение в кругу любимых и дорогих людей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER