Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Педагогика XXI века: человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства

 IMG 20250422 WA0007

22 апреля в ходе V Международного форума "Педагогика XXI  века" состоялась  секция Института детства и артпедагогики "Человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства" Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик».

Ключевая идея всех докладов, прозвучавших на секции состояла в том, что человекоцентричность в современной концепции детства заключается не только в гуманном отношению к ребенку, сколько в предоставлении ему реальной возможности стать активным участником процесса образования и жизнедеятельности, т.е. тем, кто реально влияет на образовательный процесс.

Выступающие обозначили разные аспекты этой проблемы: доверительное и поддерживающее общение взрослого с ребенком (Г.Х. Вахитова), развивающий и открытый тип взаимодействия педагога и детей (О.А. Кривоногова), эмоциональное погружение в мир книги и ее совместное взросло-детское прочтение (Е.А. Полева); разновозрастное общение в учебных группах по решению общей познавательной задачи (г.Павлодар); школьный климат, уклад и традиции как пространство воспитания и развития (Н.А. Семенова).

На секции были актуализированы следующие вопросы: Знают ли взрослые, что читают дети и как можно влиять на их читательский выбор? Умеем ли мы конструктивно и доверительно общаться с ребенком? Как вовлекать детей в совместную игровую, познавательную, художественную деятельность? Может ли будущий педагог научиться строить учебный и личностный диалог, если в вузе он не был участником такого диалога?

Последний вопрос актуализирует внимание к аспектам преподавания в вузе и подготовки будущих педагогов. В этой связи обсуждались такие способы как кейс-метод (О.В. Шварева) и метод ассоциаций, позволяющий эмоционально вовлекать студентов в содержательное обсуждение (С.И. Поздеева), использование регионального компонента при формировании готовности будущих педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста (Т.Н. Яркина).

"Сегодня различные среды и практики (медицина, право, социальная работа, производство) обогащаются образовательными контекстами, педагогическими нормами взаимодействия людей в различных коммуникациях. Для нашего Института тема человекоцентричности вызывает особый практический и исследовательский интерес, так как осуществляя подготовку будущего педагога для системы дошкольного, начального, общего, дополнительного образования, в центр подготовки мы ставим студента с его ценностями, потребностями, приоритетами, мотивацией, обеспечиваем уважительное, отвественное, комплексное сотрудничество, создаем условия, погружаем в процесс активной деятельности, различные практики "пробного действия", создаем целостную предметно-пространственную среду, открытую, доступную для работы непосредственно с детством, так и в ходе профессиональной подготовки" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики

Запись секции

Презентации 

Экспертная работа на Международной конференции по педагогической системе Ф.Фрёбеля

21 апреля 2025 года состоялась V (юбилейная) Международная научно-практическая конференция "Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от научной концепции к вариативным практикам в г. Сургут.

В открытом микрофоне приняли участие различные университеты, педагогические и классические. От ТГПУ в экспертном обсуждении приняла участие директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая.

"В ТГПУ, в рамках профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, мы опираемся на педагогическое наследие Ф. Фрёбеля. В созданном пространстве "Территория, открытая Детству! осуществляется системно-деятельностный подход, где используюся "Дары Фрёбеля" как методический, вариативный компонент в освоении образовательной программы высшего образования и образовательных областей, детских видов деятельности для использования в работе будущих педагогов.  Благодаря использованию педагогики Ф. Фрёбеля подчеркивается важная роль наставника- воспитателя, который понимает потребности детской природы и умело применяет их в работе детского сада..." - отмечает Ирина Александровна.

"Будем жить для наших детей!"

 

Педагоги ИДИА выступили в качестве экспертов на практико-ориентированном семинаре в г.Северск

Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.28.23 001ec7f4 Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.31.07 2e9967deИзображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.33.25 59b95181Изображение WhatsApp 2025 04 22 в 20.34.03 660a9f9d

22 апреля сотрудники Института детства и артпедагогики выступили экспертами Областного практико-ориентированного семинара «Речевой мир: интеграция технологий в дошкольное образование», организованного на базе МАДОУ № 48 г. Северска. В работе семинара приняли участие педагоги дошкольных учреждений г. Северска, студенты ОГБПОУ «Северский промышленный колледж», обучающиеся по специальности «Дошкольное образование».

Мероприятие проводилось в рамках годового плана МАДОУ «Детский сад № 48» на 2024-2025 учебный год в соответствии с договором о сотрудничестве с ФГБОУ ВО «ТГПУ».

Цель семинара – совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационных методов и технологий, направленных на развитие речевых навыков детей дошкольного возраста, предоставление практических инструментов для интеграции этих методов в образовательный процесс ДОО. 

В формате тематических сессий и увлекательных мастер-классов педагоги презентовали возможности экспериментальной деятельности, су-джок терапии, дидактических игр с «живыми» кубиками в развития речи дошкольников. В занимательной форме были раскрыты законы логоритмики и ее связь с речевой и двигательной активностью. Большой интерес вызвал опыт педагогов из МБДОУ № 50 г. Северска по развитию речи дошкольников путем организации «говорящего» пространства в детском саду. Такой формат организации семинара активизировал всех участников, позволил в игровой форме попробовать и закрепить демонстрируемые приемы.

В завершении семинара был организован квиз «Лингвистическая баталия – болталия», направленный на закрепление полученного опыта, выявление знаний в области речевого развития и  ФОП ДО. Очень порадовало то, что по итогам квиза наибольшее количество баллов набрала команда студентов – дошкольное образование в надежных руках!

"Мы не первый раз принимаем участие в семинарах, организуемых коллегами из Северска», – отмечает Яркина Т.Н.,заведующий кафедрой дошкольного образования. Они всегда посвящены значимым аспектам дошкольного образования и организованы на высоком профессиональном уровне. Вот и сегодня обсуждалась актуальнейшая проблема – развитие речи современных детей и предлагались конкретные эффективные инструменты ее развития, стимулирования речевой активности, коррекции речевых нарушений".

ФОТОАЛЬБОМ

На заседании Ученого совета ТГПУ прошло награждение сотрудников ИДиА

Киселева ОСпатарь Н

18 апреля на заседании Ученого совета состоялось награждение сотрудников и преподавателей университета.

За многолетний добросовестный труд и в связи с юбилеем ряд сотрудников получила грамоту Ученого совета ТГПУ Ольга Ивановна Киселева, доцент кафедры дошкольного образования. Также ей была вручена почетная грамота Департамента образования Томской области за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров.

Почетной грамотой Администрации Томской области за многолетнюю добросовестную работу, достигнутые трудовые успехи была награждена Наталия Николаевна Спатарь, заместитель директора Института детства и артпедагогики.

Подробнее

Доцент кафедры дошкольного образования участвует в конференции по подготовке педагогов

межд конфСП Подг пед4межд конфСП Подг пед2

межд конфСП Подг пед5межд конфСП Подг пед1

17-18 апреля в Санкт-Петербурге состоялась II Международная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования». Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения РФ, РГПУ им. А.И. Герцена, Российская академия образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт развития профессионального образования, Союз директоров организаций СПО России, Ассоциация педагогических колледжей, в партнёрстве с НСППО.

Эксперты и представители среднего профессионального и высшего образования обсуждали вопросы подготовки кадров, новые профессиональные компетенции специалистов, лучшие практики взаимодействия с работодателями и др.

Институт детства и артпедагогики ТГПУ представляла Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н. доцент кафедры дошкольного образования. Е.Д. Файзуллаева представила доклад «Системный подход к подготовке педагогов профессионального образования: средства и компетенции субъектов образования». Также на выставке оборудования для образовательных организаций были представлены: авторская разработка Е.Д. Файзуллаевой – воспитательно-образовательная технология, УМК «Коллективное воспитание: благополучие ребёнка в группе» и УМК «Уголок коррекционной педагогики». Пособия созданы в рамках деятельности инновационной лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» (заведующий Файзуллаева Е.Д.) при коллаборации с ООО «Интерактивная идея», ТАФИ («Мягкая среда ТАФИ») г.Томск, детскими садами г.Томска и сотрудничестве с кафедрой методики и теории дошкольного образования ИД Новосибирского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой Кузь Н.А., к.п.н., доцент)

ТГПУ стал площадкой для проведения Всероссийского форума "Воспитатели России"

IMG 20250418 WA0003IMG 20250418 WA0021IMG 20250417 131110 1IMG 20250418 141048

С 17 по 18 апреля 2025 года в Томске в стенах Томского государственного педагогического университета состоялось масштабное событие в сфере дошкольного образования — Всероссийский форум «Воспитатели России: преемственность ценностей и смыслов семьи и детского сада в вопросах здоровьесбережения и безопасности», а также практико-ориентированная конференция «Воспитатели России: физическое благополучие ребенка».

Форум стал торжественным открытием проекта «Российская семья и детский сад: преемственность ценностей и смыслов» в Сибирском округе. Основная цель форума — выработка стратегии по обеспечению методической поддержки педагогов в вопросах укрепления здоровья детей и поддержки семьи. Помимо пленарной части, в рамках практико-ориентированной конференции обсуждались проблемы физического благополучия ребенка с разных позиций: инструктора по физической культуре, психолога, социолога, были представлены лучшие практики по укреплению физического, социального и психологического благополучия детей, организованы стратегические сессии: «Реализация проектной и исследовательской деятельности в ДОО по вопросам здоровьесбережения и безопасности», «Как не заплутать в цифровом мире», «Особенности инклюзивной образовательной среды ДОО», «Творчество и здоровье детей: интеграция современных материалов для творчества в образовательные программы дошкольных организаций», педагогическая мастерская «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения» и просветительское мероприятие для родителей «Сохранение здоровья и развитие детей: единство условий семьи и детского сада».

От Института детства и артпедагогики в рамках практико-ориентированной конференции «Воспитатели России: физическое благополучие ребенка» представила опыт подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста в контексте реализации ядра высшего педагогического образования в ТГПУ Татьяна Николаевна Яркина, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования. Освещены различные аспекты: теоретическая, практическая подготовка, выполнение НИР по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Особое внимание обращено на реализацию регионального компонента, использования ресурсов педагогического краеведения, включающего богатое педагогическое наследие Томского региона в осуществлении здоровьесберегающей деятельности с детьми.

"Анализ практики здоровьесбережения, реализуемой в первых детских садах (более 100 лет назад), позволяет констатировать, что в современном детском саду не утрачивают своей актуальности идеи Ф. Фребеля, М. Монтессори, реализация физкультурно-оздоровительной деятельности на основе программных требований и в соответствии с возрастными особенностями детей..." - отмечает Татьяна Николаевна Яркина.

Презентация Яркиной Т.Н.

Волосовец Татьяна Владимировна, к.п.н., первый заместитель председателя Совета – координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России» поделилась с аудиторией особенностями построения инклюзивной образовательной среды дошкольной образовательной организации, спецификой физического развития ребенка с ОВЗ.

Щербак Александр Павлович, к.п.н., доцент, заместитель председателя Совета ВОО «Воспитатели России» обозначил в своем выступлении проблемы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения, нормативно-правовые аспекты преемственности семьи и детского сада в вопросах здоровья и безопасности.

"Интерактивный характер мероприятий, предусматривающий живые дискуссии, глубокое обсуждение вопросов здоровьесбережения детей дошкольного возраста, преемственности смыслов семьи и детского сада, формат практического интенсива, все это позволило в течение двух дней погрузиться в атмосферу продуктивной работы профессионального дошкольного и научно-исследовательского сообществ. В дальнейшем планируется формирование резолюции и рекомендаций, которые будут направлены в федеральные и региональные органы власти, муниципальные органы и образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования. Помимо инетнсива был представлен новый цифровой инструмент для педагогов системы дошкольного образования «Электронный портфель воспитателя», материалы которого  актуальны и востребованы не только педагогами-практиками, но и использоваться при подготовке педагогов для системы дошкольного образования в вузе" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики.

"Хотелось бы отметить, что Всероссийского формата событие объединяет на площадках для профессионального общения с людьми,  разбирающимися в дошкольном образовании, его вызовах и перспективах, позволяет погрузиться в эффективные педагогические практики укрепления здоровья и физического воспитания детей, практики реализация проектной и исследовательской деятельности в ДОО по вопросам здоровьесбережения и безопасности" - говорит Татьяна Николаевна Яркина по результатам работы на форуме.

Всероссийский квиз "Сказки в моей жизни...", посвященный 220-летию Г.Х. Андерсена

IMG 20250409 142137IMG 20250409 120527IMG 20250409 131331IMG 20250409 142118

9 апреля 2025 года Институт детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета провел Всероссийский онлайн-квиз для студентов педагогических специальностей, посвященный 220-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена «Сказки моей жизни…» 

В квизе приняли участие 6 команд, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования: Шадринский государственный педагогический университет, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Институт непрерывного педагогического образования, Иркутский государственный университет, Томский государственный педагогический колледж, 2 команды от факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета.
Цель  мероприяти направлена на создание среды для актуализации знаний студентов о биографии и творчестве Великого сказочника Г.Х. Андерсена, духовно-нравственное воспитания молодёжи в современном культурно-образовательном пространстве.
Основные направления квиза:
«Биография» – основные аспекты жизни Г.Х. Андерсена;
«Творчество» – по литературным произведениям Г.Х. Андерсена;
«Разное из жизни» – разное из наследия и биографии Г.Х. Андерсена.

В вопросах квиза участники отвечали о  биография Г.Х. Андерсена от детства до момента признания в качестве одного из самых великих сказочников мира. Особое внимание было уделено глубокому философскому подтексту сказок Андерсена, которые, несмотря на кажущуюся простоту, воспитывают в читателях такие важные качества, как доброта, сочувствие, настойчивость в достижении целей и умение преодолевать жизненные невзгоды.
Победители:
1 место - Шадринский государственный педагогический университет, команда "Шадринские сказки"

2 место - Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Институт непрерывного педагогического образования, команда "Огниво"
3 место - Томский государственный педагогический университет Институт детства и артпедагогики, команда "СПОшки"

"Организация интерактивного онлайн-формата события позволяет обучающимся разных уровней образования выстроить профессиональное студенческое общение, приобщаться к культурному наследию известных деятелей литературы, лучше усвоить информацию, повысить мотивацию на достижение новых высот в обучении по педагогическим специальностям"... - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.

"Чемодан с загадками" в Международный день детской книги

IMG 20250411 150611 717

Студенты и преподаватели Института детства и артпдеагогики совместно с Томским государственным педагогическим колледжем провели викторину «Чемодан с загадками», приуроченную к Международному дню детской книги. Ученикам первых и вторых классов школ Томска (МАОУ СОШ № 30 и МАОУ СОШ № 14) предстояло восстановить сюжеты известных литературных историй в течение трех раундов. Ребята демонстрировали знания произведений внеклассного чтения: «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова, «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского и др.

«Благодаря чтению развивается и память, и наглядное мышление через образы. Когда ребенок читает, он не просто воспринимает текст, а проживает историю вместе с героями, учится анализировать ситуации и делать выводы. Через игру с соревновательными элементами мы стремимся прививать детям интерес к чтению», – говорит зам. директора ИДиА по воспитательной работе Анастасия Гумберг.

За старания все участники получили памятные подарки. А успех первой совместной викторины открыл новые перспективы для сотрудничества между ИДиА и ТГПК. В планах разработать проект, который научит детей самостоятельно придумывать сказки. Пригласить писателей Томска и Томской области, которые продемонстрируют детям и студентам технологии создания сказок.

Фотоальбом

Подробнее

Первые шаги в профессию - 2025

smNI93 RP8RtRcKjjzs HZkCGBp14o qQB6G9BPJxgZ7TgYiEuerIzD 5YIwQJvBMrMxd4rrUrSP WQDdTnusZZGaxPOARg9oCjDA2Tt 1GyIVyEmuUMtzagPJR5b6tG6jVNieXvnmVDUoIhl 74G6DwxszV9yC8mC96RamCJe1f4 zAu6zsFRSMYRKXqkMwjHj 2k0BZP MJXOw A 3S lJvoCDr8V eEOs64Ct6lbbl9yZ0GnJnj3QxnisTBDzaffi2XnB

В 2025 году, состоялся V творческий конкурс студенческих работ по хореографическому творчеству «Первые шаги в профессию» Института детства и артпедагогики. Это образовательно-воспитательное событие с творческим наполненим позволило окунуться в атмосферу энергии танца, пластики, гармонии, радости, вдохновения. 

Студенты с 1 по 5 курс кафедры мировой художественной культуры и хореографии представили жюри свои произведения в следующих номинациях:  танцы народов мира; классическое наследие; народный танец глазами современности; ожившие полотна; образ природы в хореографии; универсальный танцор.

Итоги конкурса

Лучшие конкурсные работы примут участие в концертной программе Театра танца ТГПУ, посвященной Международному дню танца (очный этап) 24 апреля 2025 года по адресу пр. Комсомольский 75 (актовый зал).

Подведены итоги Всероссийского конкурса "Инновация-2025"

фото1фото2

фото3

4 апреля 2025 года подведены итоги Всероссийского конкурса учебно-методических материалов, образовательных и педагогических проектов, дополнительных общеобразовательных программ «Инновация-2025», организованного кафедрой дошкольного образования!

Конкурс «Инновация» проводится в 18-й раз (с 2007 г.) и стоит отметить, что данное событие привлекает педагогов возможностью представить широкой педагогической общественности разнообразные образовательные и методические продукты, выступающие эффективным инструментом реализации инновационных образовательных и воспитательных практик в ДОО. В этом году на выставку поступило более 40 конкурсных работ от педагогов из разных уголков России: г. Абакана, Томска, Новосибирска, Северска, Ульяновска, Цивильска Чувашской Республики, Кемеровской области и др.

Конкурс организуется с целью выявления наиболее актуальных и полезных для дошкольного образования методических разработок педагогов. Он позволяет оценить и уровень профессионального мастерства участников, проявляющийся в обобщении, систематизации своего педагогического опыта и культуре его представления в методическом продукте - дополнительной общеразвивающей программе, педагогическом или образовательном проекте, методическом и дидактическом пособии. Для педагогов – это возможность получить экспертную оценку представленного опыта от ведущих преподавателей кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА и признание своих профессиональных достижений. Преподавателям кафедры, в свою очередь, конкурс позволил определить наиболее востребованные для педагогов-практиков направления в разработке методических продуктов – это нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (чрезвычайно актуальное в настоящее время), формирование элементарных географических представлений, развитие предпосылок инженерного мышления, творческих способностей детей средствами нетрадиционных изобразительных техник и др.

Представленные на конкурс материалы интересны, методически ценны для профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов с точки зрения демонстрации используемых форм, методов, технологий, оригинальных подходов к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и профессионального мастерства педагогов.

            Оценка конкурсных работ осуществлялась по следующим номинациям:

  • «Лучшая дополнительная общеобразовательная программа»;
  • «Лучший проект»;
  • «Лучшее методическое пособие»;
  • «Лучшее дидактическое пособие»;
  • «Лучшая методическая разработка».

«Всероссийский статус конкурса, тем более победа в нем имеет большое значение в профессиональной деятельности педагога. Участниками конкурса был представлен интересный и апробированный материал, что характеризует его образовательную ценность. Конкурсные работы содержательны и актуальны, разработаны с учетом интересов детей и запросов родителей» - отмечает Чидигезова Наталья Викторовна, член жюри конкурса, старший воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска, старший преподаватель кафедры ДО.

«Преподаватели кафедры дошкольного образования, принявшие участие в экспертизе конкурсных работ, отмечают довольно высокий профессиональный уровень представленных конкурсных материалов, их практическую ценность, оригинальность педагогических решений. Мы благодарим всех участников за проявленный к конкурсу интерес и желаем новых педагогических находок!» - отмечает Яркина Т.Н., координатор Конкурса.

Итоги конкурса

Материалы победителей конкурса

Поздравления ИДиА

Именинники мая, с днем рождения!

др101

От всей души поздравляем именинников месяца!

Татьяна Юрьевна Коровина, Екатерина Александровна Каюмова, Полина Вячеславовна Белаш, Ада Казимировна Бернатоните, Нэля Вениаминовна Фетисова, Лариса Григорьевна Тимошенко, с днем рождения!

Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости, силы духа, оптимизма, свежих идей и интересных встреч, чтобы успех и удачи всегда были Вашими неразлучными спутниками!

Именинникам апреля посвящается!

др 54

Анна Сергеевна Воронина и Анастасия Сергеевна Гумберг, примите поздравления!

Желаем Вам никогда ни в чем не сомневаться, уверенно смотреть в будущее, строить успешную карьеру. Верим, удача и счастье всегда будут рядом с вами!

С юбилеем!

юб1

Уважаемая Ольга Ивановна Киселева, от коллектива ИДиА поздравляем Вас с юбилеем!

Желаем здоровья, бодрости, смеха,
Заботливых близких,  друзей и коллег,
Достатка, внимания и успеха!
Пусть сбудется всё, что еще не сбылось,
Чтоб радостно жить много лет довелось
С душой молодой и улыбкой счастливой! 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER