Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Участие в Международной научно-практической конференции, посвященной векторам развития педагогики Фридриха Фрёбеля

Продолжается череда весенних образовательных культурных событий в сфере образования.

21 апреля в Москве в смешанном режиме проходила III Международная научно-практическая конференция «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от научной концепции к вариативным практикам». Институт детства и артпедагогики Томского педагогического выступил соорганизатором данного мероприятия наряду с рядом социальных и образовательных организаций.

С приветственным словом выступила к.п.н., директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Дроздецкая Ирина Александровна.

Ирина Александровна в своем приветствии обозначила, "что в Год педагога и наставника мы обращаемся к педагогическому наследию выдающихся педагогов, ученых, практиков, актуализируем идеи, мировоззренческие взгляды, принципы, которые легли в основу той или иной педагогической системы - системы воспитания и обучения детей разных возрастов.

Фридрих Вильгельм Фрёбель — выдающийся немецкий педагог, теоретик и практик  в области дошкольного образования, создал педагогическую систему, цель которой – создание среды, обеспечивающей условия, способствующие раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию у него нетрадиционного креативного мышления, фантазии, формированию неординарного подхода к решению задач. Такая среда должна быть наполнена различными предметами, Фрёбель назвал их «дарами», позволяющими в игровой форме знакомить ребенка с внешним миром и развивать его внутренний потенциал.

На коммуникационной площадке Государственной библиотеки России специалисты органов исполнительной власти, педагогические работники разных типов образовательных организаций, представители научного сообщества, будут обсуждаться вопросы, касающиеся воспитания детей дошкольного возраста в контексте идей Ф.Фребеля, обозначать систему ценностей в картине мира современного педагога-воспитателя и будущего педагога, какими современными профессиональными качествами должен обладать педагог, как система Фребеля влияет на формирование института наставничества; вопросы использования наборов «Дары Фребеля» для организации развивающей проектной, музыкальной, познавательной деятельности, коррекционно-развивающей работы и других видов деятельности. Все что сегодня будет происходить на площадках и о чем будут говорить спикеры, гости, участники – все это также касается вопроса повышения статуса педагога (воспитателя) в современном обществе".

С содержательным докладом «Мобильность, открытость, креативность – современные профессиональные качества педагога» выступила доцент кафедры дошкольного образования, к.психол.н. Файзуллаева Елена Дмитриевна.

На конференции профессиональное сообщество обсуждает вопросы «Образ воспитателя в культурно-историческом континууме: от идей Фрёбеля к современности», «Садовницы XXI века: актуальные технологии и направления работы с дошкольниками». Цель конференции – в актуализации педагогического наследия Ф.Фрёбеля в контексте решения задачи повышения статуса педагога.

Обучающиеся Института детства и артпедагогики – участники Регионального чемпионата профессионального мастерства среди лиц с ОВЗ «Абилимпикс – 2023»


Абилимпикс23
Малиева Диана 622 гр. 1 курс Абилимпикс

19 апреля 2023 года Малиева Диана Рагиф кызы, студентка 622 группы Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования представляла Томский государственный педагогический университет в конкурсном испытании по компетенции "Дошкольное воспитание" на Региональном чемпионате профессионального мастерства среди лиц с ОВЗ «Абилимпикс – 2023».

«Анализируя период своей подготовки, представления конкурсного задания, я понимаю, что участие в чемпионате позволило преодолеть себя, попробовать новый для меня вид деятельности, узнать о работе с детьми в детском саду, но главное, у меня появился интерес к педагогической деятельности», - поделилась впечатлениями воодушевлённая Диана.

«На факультете дошкольного и начального образования имелся опыт участия магистранта в «Абилимпикс». Уникальность участия в чемпионате в этом учебном году заключалась в подготовке к нему обучающейся 1 курса бакалавриата. Это потребовало тщательной подготовки студентки по психолого-педагогическому, предметно-методическому модулю по профилю Дошкольное образование», - обозначила Шварева Ольга Васильевна, заместитель директора Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования, координатор подготовки студентов к участию в  Региональном чемпионате «Абилимпикс – 2023».

Помощь в содержательной подготовке к конкурсным заданиям оказали педагоги кафедры дошкольного образования: Баскова Оксана Александровна, преподаватель; Киселева Ольга Ивановна, к.фил.н., доцент;  Кривоногова Ольга Анатольевна, преподаватель; Чидигезова Наталья Викторовна, старший преподаватель. В процессе длительной подготовки к чемпионату преподаватели акцентировали внимание не только на теоретических основах организации деятельности дошкольников, но и продемонстрировали особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста в реальных условиях на базе МАДОУ № 73 г. Томска, что позволило студентке пройти пробные профессиональные действия.

«Участие наших студентов в конкурсах, где приоритетной является практическая деятельность, позволяет получить им ценный опыт, необходимый в дальнейшем для работы с детьми дошкольного возраста», - резюмировала Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., заведующий кафедрой дошкольного образования.

Дружная, слаженная работа Дианы и педагогического коллектива кафедры дошкольного образования показала хороший результат, стремление к достижению высоких целей в «Абилимпикс – 2024»! 

События форума "Педагогика XXI века"

секция 17.04 3секция17.04 1секция 17.04 2секция 17.04 6

17 апреля 2023 года в Институте детства и артпедагогики состоялась первая секция «Моделирование социокультурной образовательной среды», модератором которой выступила Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.пихол.н., доцент кафедры дошкольного образования.

На секции коллеги из разных городов и систем образования (дошкольного, высшего, дополнительного) отмечали качественные отличия людей разных поколений, говорили о явном проявлении аксиологического (ценностного) подхода при моделировании социокультурной образовательной среды, обсуждали ценностное отношение людей к себе и друг к другу в системе образования. И об этом свидетельствуют новые направления в психолого-педагогических исследованиях, которые обсуждались магистрантами, педагогами-практиками, учёными-исследователями: о психологическом благополучии педагога, о благополучном пространстве Детства, о контролируемом и созидаемом ценностно-ориентированном контенте в информальном образовании, о многомерной структуре современного образования и соответствующих педагогических инструментариях.

Секция проходила в смешанном формате, что позволило объеденить выступпелния студентов, магистрантов и педагогов-практиков в поиске ответа на вопрос о миссии педагога в новой реальности, выстроить конструктивный диалог, дискуссию со всеми участниками, наметить перспективные направления взаимодействия в рамках обозначенных тем.

Программа с ссылками на материалы участников

Научно-методический семинар с партнерами по вопросу подготовки педагогических кадров

 гости 15.04 4гости 15.04гости 15.04 1гости 15.04 2

гости 15.04 3гости 15.04 5

15 апреля 2023 года состоялась встреча сотрудников кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики, Института развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета и кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. В рамках научно-методического семинара «Технологические решения ТГПУ при подготовке педагогических кадров для системы дошкольного образования» обсудили с коллегами актуальные вопросы. Сотрудники НГПУ познакомились с Педагогическим технопарком "Кванториум им. Б.И. Вершинина", с новыми пространствами открытыми Детству, специализированными аудиториями и оборудованием для работы со студентами и детьми, расположенными в учебном корпусе 8. 

В работе семинара принимали участие социальные партнёры ТГПУ по реализации технологических решений при подготовке будущих педагогов: руководители ООО «Интерактивная идея» Капранова Е.Г., Чернова Е.В., руководитель компании ТАФИ – Фицнер Т.Д.; представители детского сада-лаборатории ТГПУ - заведующий МАДОУ № 61 Соколова Н.В., старшие воспитатели МАДОУ № 61 Корзилова С.В., Очередько О.В.

"Организация подобных тематических встреч позволяет всем участникам обменяться опытом подготовки педагогических кадров по смежным направлениям, поделиться интересными технологическими решеними при организации образовательного процесса в вузе, обозначить перспективные линии взаимодействия и сотрудничества. Сегодня перед педагогическим вузом стоит важная задача - быть открытым, быть территорией безопасного и благополучного детства, что может быть достигнуто за счет создания определенных условий, организации предметно-пространственной среды, пространства, поиска парнтеров, заинтересованных в укреплении связей и готовых включаться в различные процессы коллаборации»  - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики

Форум "Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Новосибирск"

photo 2023 04 16 23 05 19photo 2023 04 16 23 05 33photo 2023 04 16 23 00 13WhatsApp Image 2023 04 17 at 08.04.22

13-14 апреля 2023 года в г. Новосибирске состоялся форум «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Новосибирск». Томский государственный педагогический университет представляли сотрудники Института детства и артпедагогики, заведующий НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды», к.психол.н., доцент Файзуллаева Елена Дмитриевна и научный сотрудник НИ лаборатории Фицнер Татьяна Дмитриевна.

На секции «Потенциал художественно-эстетической деятельности для приобщения детей и взрослых к традиционным ценностям» сотрудники ИДиА ТГПУ представили интерактивный доклад «Роль арт-практик для адаптации детей к новым формам и условиям социальной жизни (уклад дня)». Выступление было практико-ориентированным. Предлагаемые арт-техники для малышей заинтересовали педагогов и представителей дошкольных образовательных организаций. По откликам организаторов Форума и руководителя секции д.п.н., профессора кафедры дошкольного образования ИДиА, главного научного сотрудника Института изучения семьи, детства и воспитания РАО Лыковой Ирины Александровны, технология «Мягкая среда», которую придумали и транслируют томичи обладает рядом уникальных качеств: доступность, универсальность, открытость, эстетичность, креативность, привлекательность. Педагоги смогли поучаствовать в игровых мини-практикумах в моделируемых ситуациях в работе с детьми с применением элементов технологии «Мягкая среда». 

Участие в форуме Педагоги России

Форум_педагоги_России1.jpgМК Фицнер 12.03 1

МК Фицнер 12.03 3

12 и 13 апреля 2023 года в г. Томске состоялся Всероссийский форум «Педагоги России» на площадке Томского политехнического университета.

В рамках форума педагоги Института детства и артпедагогики приняли активное участие. Для педагогов дошкольного образования Фицнер Татьяна Дмитриевна, н.с. НИ лаборатории раннего и дошкольного детства, директор компании ТАФИ провела мастер-класс по теме «Текстильные арт-средства в мягкой педагогике». В рамках мастер-класса педагоги дошкольных образовательных организаций региона познакомились с дополнительными техниками, которые помогут им выстроить доброжелательные отношения между детьми, сблизить коллектив, развивать эмпатию у детей.

Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования, руководитель учебно-методического кабинета предшкольного образования "Развивайка" Института детства и артпедагогики на пленарном заседании форума познакомила педагогическое сообщество с докладом на тему "Общение как фактор эмоционального благополучия детей".

Гран-при во Всероссийской олимпиаде

олимп1

На площадке Института педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина г. Бийска в рамках Года педагога и наставника завершилась Всероссийская (с международным участием) дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: от традиций к инновациям», проходившая с 27 февраля по 31 марта 2023 года в несколько этапов.

В олимпиаде приняла участие 51 команда из 34 вузов РФ и стран СНГ (Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, включая вузы разных регионов РФ – Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, г. Благовещенск, г. Волгоград, г. Вологда, г. Елец, г. Иркутск, г. Красноярск, г. Санкт-Петербург, г. Челябинск и др.

Конкурсные задания включали входное тестирование, конкурс презентаций команд, конкурс сочинений-эссе по теме «Роль наставничества в становлении молодого педагога» и конкурс видеороликов «Основные модели наставничества». От Томского государственного педагогического университета команда Института детства и артпедагогики «Наставники детства» была представлена студентами 5 курса – Яворская Виктория – капитан команды, Маркус Анастасия, Сергеева Виктория; студенткой 4 курса – Шаманова Анастасия и студенткой 2 курса – Васёва Ангелина. Руководитель команды Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования.

«Олимпиада, как любой творческий конкурс, открывает лучшие качества участников, способствует проявлению творчества и таланта, дает возможность профессионализации, развивая интерес к будущей деятельности, предоставляет широкие возможности для личностно-ориентированного обучения. Олимпиада – это площадка творческого объединения, возможность сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей, поэтому было принято решение в очередной раз поучаствовать во Всероссийской олимпиаде…» – отмечает руководитель команды Вахитова Галия Хамитовна.

Олимпиадные задания были продуманы и направлены не только на выявление теоретических знаний по педагогике, но и на развитие профессиональных компетенций, раскрытие научно-исследовательского и научного потенциала будущих педагогов.

«Очень интересный опыт участия в данной олимпиаде. Задания были достаточно сложные, но оригинальные. Они позволили применить не только полученные в период обучения знания, но и творчество, фантазию. Во время подготовки я постаралась включить все свои умения и способности. Отдельное спасибо хочется выразить нашей команде. Мы смогли объединить свои усилия, мотивацию и выложиться по максимуму. Также слова благодарности нашему руководителю, Вахитовой Галие Хамитовне за поддержку, возможность самореализации» – делится впечатлениями Шаманова Анастасия.

В каждом из туров олимпиады команда показала высокий уровень знаний по педагогике, умение работать с IT-технологиями. Так, используя мультимедиа-презентацию, оформленную в программе Microsoft Office PowerPoint, представили визитку команды, и заняли 1-е командное место в общем зачете. В 3-м туре представляли коллективное сочинение-эссе по теме «Роль наставничества в становлении молодого педагога. И здесь команда стала абсолютным лидером. Самым трудным, и вместе с тем самым интересным, было задание 4-го тура, когда представляли видеоролик по теме «Основные модели наставничества», раскрывая роль наставничества в системе российского образования через характеристику моделей наставничества. «Мы приложили максимум усилий, творчества, умения командной работы, терпения и вышли на лидерские позиции. Именно командная работа – залог успеха в достижении высоких результатов…» – убеждена Маркус Анастасия, студентка пятого курса ФДиНО, участница олимпиады.

«Олимпиада для меня – формирование бесценного опыта, где есть широчайшая возможность генерировать идеи и их реализовывать. Участие в таких олимпиадах даёт хорошие профессиональные ориентиры, прокачивает навыки работы в команде и совершенствует навыки самоорганизации!» – считает капитан команды Яворская Виктория. На самом деле, олимпиадаэто возможность проявить знания, приобретенные за годы обучения в вузе, – считает пятикурсница Сергеева Виктория. Я убедилась, что IT-технологии – тренд образования и умение их использовать характеризует педагога как специалиста, готового работать в современном образовательном учреждении.

«Для меня это первый опыт участия в олимпиаде в стенах университета. Я получила новые впечатления и опыт, а главное ценные знания. Ярким воспоминанием останется съемка видео для последнего тура, это было увлекательно! Очень благодарна всей моей команде, вместе мы смогли взять Гран-при!» - подчеркивает Васёва Ангелина, студентка 2 курса.

олимп2олимп3

 БП Ректор page 0001БП Вахитова1Диплом Командный зачет page 0001

Подробнее

 

Сотрудничество педагогических университетов

Тема сотрудничества и взаимодействия педагогического университета с работодателями (представителями дошкольных образовательных учреждений), отечественными производителями детских товаров, сервисов для ДОО нашла своё продолжение в семинаре, который пройдёт 15 апреля с 11.00 до 13.00 на площадке Института детства и артпедагогики ТГПУ.

Сотрудники кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета во главе с заведующей кафедрой к.п.н., доцентом Кузь Натальей Александровной приезжают для ознакомления с технологическими решениями обеспечения качественной современной подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования.

Программа научно-методического семинара 

«Технологические решения ТГПУ при подготовке педагогических кадров для системы дошкольного образования» (УК 8, К.Ильмера 15/1)

Модератор: доцент кафедры дошкольного образования, к.психол.н. Файзуллаева Е.Д.

Участники: сотрудники кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, сотрудники Института развития педагогического образования, сотрудники кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ, социальные партнёры Института детства и артпедагогики ТГПУ

11.00 – Приветственное слово директора Института детства и артпедагогики Дроздецкой И.А., к.п.н. и директора Института развития педагогического образования Семеновой Н.А., к.п.н.

11.10 – Представление сотрудников кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ – заведующий кафедрой ТиМДО, к.п.н. Кузь Н.А.

11.20 – Представление сотрудников кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ – заведующий кафедрой ДО, к.п.н. Яркина Т.Н.

11.30 – Представление социальных партнёров ТГПУ по реализации технологических решений при подготовке будущих педагогов – руководители ООО «Интерактивная идея» Капранова Е.Г., Чернова Е.В., руководитель компании ТАФИ – Фицнер Т.Д.

11.40 – Приветственное слово социального партнера Института детства и артпедагогики  - заведующего МАДОУ № 61 Соколовой Н.В.

11.45 – Обзорная экскурсия по специализированным (учебно-методическим) кабинетам для подготовки обучающихся ТГПУ и Кванториуму им. Б.И. Вершинина с мини мастер-классами:

  • интерактивный учебно-методический кабинет начальной школы/ учебно-методический кабинет предшкольного образования (107 ауд.)
  • учебно-методический кабинет технологий дошкольного образованиям+ Научно-исследовательская лаборатория раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» (133 ауд.); локация «Мульти-пульти»
  • лаборатория научных проектов и экспериментирования/центр творчества/лаборатория творчества (105 ауд.)
  • учебно-методический кабинет интерактивных технологий; сенсорная комната (101,103 ауд.)
  • пространство для реализации образовательной и досуговой деятельности для детей от 3 лет и старше с использованием интерактивного оборудования Ron play kids; учебно-методический кабинет и инновационных практик (123 ауд.)

12.30 – Круглый стол для обсуждения актуальных вопросов подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования.

 

Твори! Исследуй! Пробуй! в Педагогическом!

23 323 12323 2

8 апреля 2023 года в Томском государственном педагогическом университете состоялся XIV Областной с межрегиональным участием Конкурс детских исследовательских работ "Твори! Исследуй! Пробуй!". Цели Конкурса ориентированы на интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности; развитие познавательной инициативы и активности; формирование универсальных учебных действий познавательного характера.

Было подано более 100 заявок на участие от школ г. Томска, Томской области и других регионов.

В этом году организаторы Конкурса изменили порядок участия. Принять участие в Конкурсе исследовательских работ можно было по пяти тематическим направлениям (секциям) в очном или в дистанционном формате (видеоролик или инфоргафика). Более 50-ти участников выбрали дистанционный формат.

Исследовательские работы в очном формате распределились по пяти тематическим секциям: математика, техника, технология; естествознание (география, геология, минералогия, физика, химия и др.); естествознание (биология); гуманитарные знания (литература, история и др.); общество и культура.

Около 50-ти участников, их родители и педагоги выступили с презентациями работ, проектов в очном формате в новом образовательном пространстве учебного корпуса 8 ТГПУ. В рамках работы 2-х дошкольных секций "Я познаю мир" и 5-ти школьных секций были представлены исследовательские и проектные работы, показавшие разнообразие интересов ребят, увлечённость наукой и творчеством, также стремление поделиться своими результатами с другими. В этом году в работу конкурса включились обучающиеся республики Тыва, города Кызыла и посёлков. Ученики выступали в  онлайн-формате и представили свои работы, связанные с национальными традициями.

Организаторами конкурса традиционно является факультет дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка инновационных образовательных практик ИРПО. В работу по подготовке всех мероприятий были активно вовлечены студенты 5-го курса Института детства и артпедагогики, что является частью их обучения и направлено на формирование профессиональных компетенций, важных для дальнейшей педагогической деятельности.

"Атмосфера конкурса была очень позитивной и дружественный, что подчеркнули в отзывах педагоги, родители и дети. Конкурс, ставший традиционным, с каждым годом становится все разнообразнее и содержательнее. Изменяя форматы участия мы расширяем творческий потенциал каждого ребенка, способствуем проявлению его инициативности и самостоятельности. Педагоги и родители, поддерживая интерес и увлечения детей выступают в роли наставников. Студенты педагогического, в свою очередь, являясь организаторами и сопровождающими самоопределяются в деятельности, обучаются навыкам конструктивного взаимодействия с участниками" - отмечает Семенова Наталия Альбертовна, координатор Конкурса

Подробнее

Студенческая весна-студенческие победы

 Театр танца студвесн23

Театр танца студвесн23 4Театр танца студвесн23 3

Театр танца студвесн23 2

Театр танца студвесн23 1

Театр танца ТГПУ принял участие в региональном этапе Всероссийского фестиваля "Российская Студенческая весна-2023". В этом году Томская Студенческая весна прошла в новом формате. Работало 5 конкурсных площадок по 9-ти творческим направлениям. Конкурс проходил в течении 4 дней.

29 марта свои творческие программы представили ВУЗы г. Томска. В течении 11-ти часов члены жюри отсматривали и выбирали самые лучшие и интересные программы. В итоге творческая программа ТГПУ «ИРИС» заняла 1 место. В этой программе ребята из Театра танца представили 5 танцевальных номеров.

30 и 31 марта проходили конкурсные ипытания по направлению — хореография.

Список победителей:

1. Творческая программа:

«ИРИС» – ТГПУ – 1 место

«Лукоморье» - ТУСУР – 2 место

«Я сам» – ТПУ – 3 место

2. Танцевальное направление (эстрадный танец):

Малые составы ПРОФИЛЬ

1) Театр Танца ТГПУ - 1 место

Танцевальное направление (современный танец):

Соло. ПРОФИЛЬ

1) Смирнова Елизавета (ТГПУ) – 1 место

Малые составы. ПРОФИЛЬ

1) Театр танца ТГПУ (ТГПУ) – 1 место

Большие составы. ПРОФИЛЬ

1) Театр танца ТГПУ (ТГПУ) – 1 место

Желаем новых побед и открытий! Поиска новых и интересных себя в танце как искусство!

Поздравления ИДиА

Именинники мая, с днем рождения!

др101

От всей души поздравляем именинников месяца!

Татьяна Юрьевна Коровина, Екатерина Александровна Каюмова, Полина Вячеславовна Белаш, Ада Казимировна Бернатоните, Нэля Вениаминовна Фетисова, Лариса Григорьевна Тимошенко, Светлана Николаевна Перемитина, с днем рождения!

Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости, силы духа, оптимизма, свежих идей и интересных встреч, чтобы успех и удачи всегда были Вашими неразлучными спутниками!

Именинникам апреля посвящается!

др 54

Анна Сергеевна Воронина и Анастасия Сергеевна Гумберг, примите поздравления!

Желаем Вам никогда ни в чем не сомневаться, уверенно смотреть в будущее, строить успешную карьеру. Верим, удача и счастье всегда будут рядом с вами!

С юбилеем!

юб1

Уважаемая Ольга Ивановна Киселева, от коллектива ИДиА поздравляем Вас с юбилеем!

Желаем здоровья, бодрости, смеха,
Заботливых близких,  друзей и коллег,
Достатка, внимания и успеха!
Пусть сбудется всё, что еще не сбылось,
Чтоб радостно жить много лет довелось
С душой молодой и улыбкой счастливой! 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER