Научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ 28 ноября 2024 г. в 16.00 приглашает к участию в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Терминология научно-педагогических исследований».
Приглашаются аспиранты, магистранты, молодые и опытные ученые, педагоги образовательных учреждений и все заинтересованные лица.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: очный.
Контактная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.edu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.edu.ru
Приглашаем студентов педагогических специальностей, воспитателей ДОО, педагогов-психологов, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, представителей образовательных организаций, педагогов-практиков, всех заинтересованных в обсуждении актуальных вопросов реализации образовательной STEAM-технологии в работе с детьми дошкольного возраста принять участие в Практико-ориентированном семинаре «Использование образовательной STEAM-технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Дата и время проведения: 22 ноября 2024 г. с 09:00 до 13:00.
Место проведения: МАДОУ № 73 г. Томска адрес: г. Томск ул. Водяная 31/1.
Работа Практико-ориентированного семинара будет проходить в очном формате.
Цель Практико-ориентированного семинара: обмен опытом, поиск новых продуктивных практик реализации образовательной STEAM-технологии в условиях ДОО.
К участию приглашаются студенты педагогических специальностей, воспитатели ДОО, педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, представители образовательных организаций, педагоги-практики, все заинтересованные в обсуждении актуальных вопросов реализации образовательной STEAM-технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
16 ноября в МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска – стажировочной площадке Научно-методического центра СПР Парка ИОП состоялся Семинар-практикум «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи».
Воспитание детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей является приоритетом государственной политики Российской Федерации. Взаимодополняющая деятельность педагога и семьи по сопровождению образовательного опыта ребенка в логике ценностных ориентиров Российской Федерации способствует целостному воспитанию ребёнка.
Цель Семинара-практикума: обмен опытом, поиск новых продуктивных технологий активизации взаимодействия педагога и семьи для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания ребенка в рамках реализации программ дополнительного образования по музыкальному творчеству.
В рамках семинара-практикума обсуждались такие вопросы воспитания искусством как:
Воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Российской федерации и обращение культурному коду нации.
Укрепление семейных ценностей и взаимосвязи поколений.
Сохранение культурных и семейных традиций.
Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся средствами искусства.
Вовлечение обучающихся и их родителей (членов семьи) в проектную и исследовательскую деятельность.
Воспитание волевых привычек у обучающихся в практиках дополнительного образования средствами искусства.
Сопровождение детской инициативы и самостоятельности ребенка в совместной детско-взрослой деятельности.
Всего участие в семинаре-практикуме приняли 20 педагогов, чья деятельность сопряжена с музыкальным творчеством – это музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования из 8 образовательных организаций (МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска, МАОУ ДО ДТДиМ, Заозерная средняя общеобразовательная школа №16, с/п «Наша Гавань», МАОУ ДО ДДТ «Планета», МАДОУ №13, МАДОУ №39, ДДТ «У белого озера»).
Семинар-практикум вызвал интерес у его участников и получил положительные отклики.
«16 ноября состоялся Семинар-практикум, затронув на мой взгляд одну из самых актуальных тем педагогического сообщества – «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи». Принимая участие в данном семинаре, я в очередной раз убедился, насколько едины педагоги в своей деятельности, несмотря на разные художественные направления! Главной целью семинара стало транслирование накопленного опыта, педагоги поделились своими рекомендациями и идеями по реализации воспитательного процесса, раскрыв ценность взаимодополнительной воспитательной деятельности, подразумевающей активное взаимодействие в системе педагог-ученик-родитель. Затронули положительные и проблемные стороны этого взаимодействия. Данные семинары-практикумы, организуемые МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска как стажировочной площадкой научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ, считаю полезными. Ведь возможность поделиться педагогическим опытом в профессиональном сообществе позволяет корректировать свои педагогические траектории и вносить изменения в свои образовательные программы, узнавать и переносить эффективные практики в свою профессионально-педагогическую деятельность! Спасибо за предоставленную возможность быть участником данного методического мероприятия!» - Парамошин Игорь Юрьевич, педагог дополнительного образования Заозерная СОШ №16, с/п «Наша Гавань».
«Сегодня я была слушателем семинара-практикума «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи».
Важность профессионального общения в сообществе единомышленников не вызывает сомнения. Хочу поблагодарить МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска, стажировочную площадку научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ, за поддержку и пропаганду культуры методических мероприятий в городе.
В ходе сегодняшнего мероприятия мы познакомились с эффективными педагогическими практиками взаимодействия с семьями обучающихся, на мастер-классах - отработали приемы такого взаимодействия, а также способы вовлечения обучающихся и их родителей в образовательный процесс. Часто педагоги используют похожие формы взаимодействия, но содержательная наполненность процесса у всех разная, уникальная. Семинар прошел в хорошем темпе, в комфортной творческой атмосфере-за это отдельная благодарность Инессе Игоревне Сошенко и всему педагогическому коллективу. Обязательно в следующем году буду участвовать еще и в качестве докладчика!», - Сухаревская Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДТДиМ»
МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска и Научно-методический центр СПР Парка ИОП ТГПУ благодарит докладчиков и слушателей семинара-практикума «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи» за вовлеченность и профессиональные дискуссии.
Родители могут оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении следующим образом:
Поддерживать интересы и увлечения ребёнка.
Обсуждать с ребёнком его умения, способности и предпочтения. Предложите ему пройти специальные тесты, они помогут лучше узнать о его профессиональных склонностях и предпочитаемых профессиональных сферах. Составьте на основе тестов и интересов ребёнка его персональный рейтинг профессий.
Предоставлять ребёнку возможности для профессиональных проб (участие в мастер-классах, стажировках, экскурсии на рабочие места и др.).
Помогать ребёнку искать информацию о различных профессиях и карьерных возможностях. Изучить различные рейтинги профессий, актуальных сейчас, а также прогнозы по востребованным профессиям в будущем.
Поддерживать самооценку ребёнка, а также помогать ему преодолевать трудности на пути к целям.
Определить вместе с ребёнком приоритеты в выборе будущей профессии: размер зарплаты, разъездной характер работы и др.
Рассказать ребёнку о своём опыте выбора профессии, плюсах и минусах своего решения. Поговорить с друзьями и родственниками об особенностях их работы.
Рассмотреть высшие и средние учебные заведения, в которых есть желаемая профессия, пообщаться с выпускниками, посетить дни открытых дверей.
Дать ребёнку возможность самостоятельного выбора своего жизненного пути, не навязывать своё мнение и не торопить с выбором, лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти наиболее подходящую профессию.
Еще больше полезных советов от психологов, профориентологов, карьерных консультантов для родителей, которые хотят помочь своему ребенку в выборе профессии мечты, Вы найдете на следующих интернет-ресурсах:
Программа проходила 7-9 ноября,где проводили секционные заседания, экспертные сессии, круглые столы и другие мероприятия в четырех тематических направлениях. Так, на экспертной площадке «Ускоренная профессионализация студентов: требования к педагогической деятельности и педагогическим позициям в университете» представлялся и обсуждался опыт вузов-пилотов, осуществляющих разработку и реализацию новых подходов к построению модели высшего образования, а также существующие практики и взгляды на ускоренную профессионализацию студентов. Директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семёнова говорила о готовности преподавателей вузов к изменениям в высшем образовании, в том числе к ускоренной профессионализации студентов: в академической среде вузов существуют практики сохранения традиций, при этом преподаватели всегда открыты к обсуждению и воплощению инноваций. Спикер уверена, что ускоренная профессионализация потребует пересмотра как содержания программ и курсов высшего образования, так и педагогического инструментария, что актуализирует потребность в формировании педагогических компетенций каждого преподавателя в любом вузе.
Работу первого «Карьерные траектории в сфере образования: современные реалии и контексты» курировала Н. А. Семёнова. Представители МПГУ, ЮФУ и томских вузов обсуждали проекты и практики построения различных карьерных траекторий в сфере образования как для студентов педагогических вузов и профилей, так и для студентов непедагогических специальностей.
Н.А. Семёнова представила результат проекта по апробации программ для первичной подготовки студентов отраслевых вузов ТГУ и ТУСУР, коллеги из ТГУ и ЮФУ – подобные практики, реализуемые в классических вузах. Доцент ФПСО С.В. Шаляпина рассказала об опыте ТГПУ, связанном с построением карьерных траекторий выпускников от учеников психолого-педагогических классов до молодых специалистов. Проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева обозначила широкую управленческую проблематику, рассмотрев согласование четырех реперных точек: прогнозные потребности отрасли в кадрах, система подготовки кадров, межведомственное взаимодействие, секторальные рамки квалификации. Результатом работы стала договоренность о совместных действиях по обмену опытом и практиками карьеропостроения студентов в системе образования.
В партнерской программе форума круглый стол «Генерация и реализация цифровых инициатив в вузе: от идеи к практике» прошел под руководством заведующего Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО Андрея Петровича Глухова. Участники обсудили ключевые тенденции и вызовы цифровизации в педагогических вузах.
В последний день форума на стратегической сессии «Экосистема профессионализации для развития человеческого капитала региона» с участием заместителя губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Н.А. Киселёвой от ТГПУ работали директор ИРПО Н.А. Семёнова, С.В.Шаляпина и доцент ФПСО Н.А.Буравлёва. Были проработаны механизмы построения региональной образовательной экосистемы с учетом возможностей профессионализации на разных уровнях (школа, СПО, вуз).
14 ноября 2024 года с 7:10 до 8:00 на радио «Маяк» и «Радио России» в программе «Открытая студия» выйдет специальный выпуск радиопередачи «Современное правовое образование детей: проблемы, подходы и решения», приуроченный ко Всероссийскому Дню правовой помощи детям. В программе примет участие Наталия Альбертовна Семёнова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ и кандидат педагогических наук. Она расскажет о значении правовой культуры для подрастающего поколения, ответит на вопросы о важности правового воспитания с ранних лет и предложит советы для эффективного формирования правосознания у детей.
Среди приглашенных участников:
- Наталья Михайловна Косовских, заместитель председателя Совета регионального отделения движения «Движение Первых» по стратегическому развитию;
- Владимир Анатольевич Елисеев, заместитель начальника департамента образования Томской области;
- Ольга Борисовна Афанасьева, советник Уполномоченного по правам ребенка в Томской области;
- Александр Константинович Сикора, начальник отдела Управления Минюста России по Томской области.
Присоединяйтесь к этому эфиру, чтобы узнать больше о современных методах правового образования, роли педагогов в формировании правосознания и важности поддержки юных граждан в понимании правовых норм.
Рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе -что необходимо учитывать в развитии ребенка.
Каждый родитель должен знать, что важно сформировать у ребенка 5-6 лет для успешного обучения в школе и во время подготовки к школе
Интеллектуальное развитие
К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:
использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
решать головоломки, ребусы;
понимать причинно-следственные связи событий;
делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
вести длинный монолог;
совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.
Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.
Психологическое развитие
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.
У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Особенности сенсорики
Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.
Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:
различать не только цвета, но и множество оттенков;
разбивать сложную форму на отдельные части;
знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).
Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.
Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки.
ДОШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ
хорошо считать от 0 до 10 и обратно;
знать цифры до 20;
уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);
знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;
знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи.
!!!!! Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.
Физическое развитие
Ребёнок в 6 лет отлично владеет своим телом.
У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. \
В шесть лет малыши должны уметь:
быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
оббегать препятствия, не задевая их;
лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
ползать на коленях, на животе, задом наперёд;
делать приседания с прямой спиной;
бросать предметы одной рукой;
быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.
В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.
Мелкая моторика
Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе.
Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:
правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
ровными линиями соединять точки;
рисовать в тетради по клеточкам;
рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
штриховать, рисовать линии разной толщины;
рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
вдевать нитку в иголку.
В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.
Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей.
В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.
В 6 лет дети с лёгкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объёмные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям ещё сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.
У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.
В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:
делать выводы и умозаключения;
сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
составлять рассказ по сюжетным картинкам;
придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
использовать теоретические знания на практике.
При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.
Речевое развитие:
Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов. Должен уметь:
грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
делать простой звуковой анализ слов;
подбирать синонимы и антонимы к слову;
передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
давать развернутые ответы на вопросы;
обобщать предметы в группы;
рассказывать скороговорки;
понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.
Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.
Когда идти к логопеду:
если не строит предложения;
если говорит на своём языке;
если «каша» во рту;
если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.
Памятка для родителей, что должен знать ребёнок перед школой?
свои ФИО, а также ФИО родителей;
домашний адрес, город и страну;
названия времён года, времён суток и их основные признаки;
названия всех месяцев и дней недели по порядку;
названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.
Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.
ПРАВИЛА, которые помогают справляться с тудностями:
Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребёнок может справиться сам, пусть он справляется сам.
Помогать и контролировать можно по-разному.
Важно, от кого исходит инициатива.
Если ребёнок просит помочь ему, то надо обязательно помочь .
Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным.
Существенным является отношение к ошибкам.
Помните, нынешние мальчики и девочки- будущие отцы, мужья, матери и жены - должны уметь брать ответственность на себя за свои поступки, самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность.
Ключевая тема форума – обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования.
Тематические треки:
Трек 1. Профессионализация и карьеропостроение в обновленной модели высшего образования: антропологические контексты (человеческий фактор)
Трек 2. Ускоренный выход молодежи на рынок труда: механизмы в новой модели высшего образования (институциональный фактор)
Трек 3. Ускоренная профессионализация молодежи: новые виды педагогического действия и новые образовательные технологии (педагогический и технологический аспекты)
Трек 4. Регион как среда профессионализации молодежи (экосистемный аспект)
26 сентября на фестивале «Технопредки» сотрудники Парка ИОП провели мастер-класс по теме «Искусственный интеллект в медиаобразовании и артпедагогике: оживляем картины и создаем музыкальные клипы вместе!». Зрителями стали учащиеся старших классов общеобразовательных школ, колледжей и техникумов г. Томска.
Участники познакомились с современными технологиями искусственного интеллекта и их применением в творческих областях. Помогли придумать промпты, по которым нейросеть написала и сыграла корпоративные гимны их образовательных учреждений Зрителям показали цифровые аватары педагогов, оживлённые картины (инновационный проект ИРПО ТГПУ «Оживляя педагогику!») и видеоклипы. Всё это анимировали нейросети.
Проводил мастер-класс Андрей Глухов, заведующий лабораторией Киберсоциолизации и формирования цифровой образовательной среды с его ассистентом, младшим научным сотрудником, Михаилом Патраковым.
В семинаре приняли участие преподаватели из различных институтов и факультетов ТГПУ - ИИЯМС, ИДиА, а также ТЭФ. Ведущими выступили педагоги Института развития педагогического образования ТГПУ: кандидат педагогических наук Виктор Викторович Лобанов, кандидат педагогических наук Елена Николаевна Дудина и старший преподаватель Ирина Геннадиевна Купершлаг.
В своем выступлении В.В. Лобанов подчеркнул, что решение данного вопроса поможет формировать у студентов единый курс современных знаний и компетенций в области педагогики и психологии, независимо от их профиля обучения. Для достижения этой цели необходимо создать в ТГПУ условия для коллегиального обсуждения учебных программ, что позволит оптимизировать их содержание. В качестве примера успешного сотрудничества преподавателей были упомянуты курсы «Психология воспитательных практик» и «Педагогическая психология», разработанные совместно.