Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

О разновидностях педагогики

29 мая 2025 г. состоится заседание Круглого стола Школы педагога-исследователя на тему «“Почему педагогика такая разная?!” или прогрессирующая педагогизация».

Ключевые обсуждаемые вопросы касаются причин, преимуществ и недостатков «разрастания» разновидностей педагогики, возможностей разработки авторских педагогик, прогнозирования появления новых.

Модератор: Игна Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований Томского государственного педагогического университета
Участники: научные сотрудники и эксперты научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований, профессора, аспиранты, магистранты ТГПУ, приглашенные представители педагогических сообществ г. Томска.

Ссылка для удаленного подключенияhttps://bbb.tspu.ru/rooms/jef-cww-1fh-loi/join

Более полная информация о мероприятии здесь

17-18 июня приглашаем на Фестиваль «Педагогический ПиР. Практики и развитие»

Приглашаем вас принять участие в Фестивале «Педагогический ПиР. Практики и развитие».

Дата и время проведения: 17 и 18 июня 2025 г. с 13:00 до 17:00.

Место проведения: г. Томск ул. Петра Федоровского, 4, МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска.

Педагогический ПиР будет проходить в очном формате.

«Педагогический ПиР» – это форма, в которой каждый желающий педагог может представить свой опыт методической работы в предмете и эффективные практики сопровождения учащихся и родителей и обсудить его с коллегами и экспертами.

Цель Педагогического ПиРа: обмен опытом методической работы в предмете и эффективными практиками сопровождения обучающихся, педагогов и родителей.
К участию приглашаются педагоги, методисты, тьюторы, наставники, классные руководители, психологи и педагоги с тьюторской позицией из образовательных организаций города Томска.

Программа и формы организации работы на Педагогическом ПиРе:  https://park.tspu.ru/park/news/355-17-18-iyunya-priglashaem-na-festival-pedagogicheskij-pir-praktiki-i-razvitie.html

В ТГПУ завершилась Неделя родительской компетентности

В ТГПУ завершилась Неделя родительской компетентности. Спикеры обсудили важные и востребованные в родительском сообществе темы:
«Как с дошкольниками и младшими школьниками разговаривать о Великой отечественной войне». Спикер: Семёнова Наталия Альбертовна, директор ИРПО, кандидат педагогических наук;
Ссылка на материалы с вебинара.

WhatsApp Image 2025 05 19 at 14.32.21
«Как и почему важно говорить подросткам о Великой отечественной войне в этот важный период развития личности». Спикер: Дергачёва Евгения Владимировна, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ, кандидат психологических наук
Ссылка на материалы с вебинара.
«Эмоциональное развитие подростков» (мероприятие реализовано в парнерстве лектория с Уполномоченным по правам ребёнка в Томской области Спикер: Дергачёва Евгения Владимировна, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ кандидат психологических наук
Ссылка на материалы с вебинара.
«Конфликт в школе: как выбрать родительскую тактику». Спикер: Семёнова Наталия Альбертовна, директор ИРПО, кандидат педагогических наук;
Ссылка на материалы с вебинара.
«Общение как ресурс эмоционального благополучия ребенка». Спикер: Вахитова Галия Хамитовна, доцент ИДиА, кандидат педагогических наук.
Ссылка на материалы с вебинара.

вахиоова 3 вахитва 2

Педагогическое наследие. Беседы о М.Н. Скаткине

форум.png

30 мая 2025 г. в 16:30  в рамках V Международного научно-образовательного форума «Педагогика ХХI века: вызовы и решения» состоится заседание Круглого стола «Педагогическое
наследие. Беседы о М.Н. Скаткине»  .

К участию приглашаются : ученые, студенты, аспиранты, педагоги общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования

Модераторы: Ревякина Валентина Ивановна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ; 

Ефремова-Шершукова Надежда Александровна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ;

Лобанов Виктор Викторович, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).

Формат участия: очно и дистанционно. 

Ссылка для удаленного подключения  https://bbb.tspu.ru/rooms/-9a-d1d-mdx-gts/join

Перемены в Профкоме ИРПО

19 мая в НБ ТГПУ состоялась Отчетно-выборная конференция Профбюро Институра развития педагогического образования, по результатам которой был избран новый Председатель - Мелания Комарова. Пожелаем ей удачи в защите прав студентов Института развития педагогического образования.

таня выборы JXXWkyqv4Ro

Выражаем большую благодарность Татьяне Поповой за её вклад в развитие Профкома студентов ТГПУ и за то, что много лет отдавала силы во благо развития студенчества ИРПО ТГПУ.

НОЦ ЦДИИО Парка и МАОУ СОШ №53 разработали дорожную карту внедрения ИИ в образовательную деятельности школы

Сотрудники научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ИРПО ТГПУ провели стратегическую сессию с педагогами МАОУ СОШ № 53 г. Томска.

17 мая на базе МАОУ СОШ № 53 г. Томска состоялась стратегическая сессия, посвященная вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в школьное образование.

Модератором сессии выступил Андрей Петрович Глухов, кандидат философских наук, доцент, руководитель НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО ТГПУ.

Участники стратегической сессии провели совместный анализ:

1)  Бенчмарков российских университетов, посвященных использованию ИИ в образовании;

2)  Ресурсов и кейсов внедрения технологий ИИ НОЦ ЦДИИО ТГПУ;

3)  Результатов исследовательского этапа проекта «Зеркальной лаборатории».

В рамках реализации проекта «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» (№ 25-28-20220, 2025-2026) при финансовой поддержке РНФ и Администрации Томской области в рамках исследовательского этапа были проведены социологические опросы с учениками/учителями школы и глубинные интервью с ее управленческим персоналом.

На основании проведенных исследовательских мероприятий были определены установки педагогического сообщества, отношение и видение перспектив внедрения ИИ в деятельность школы. 

Кроме того, в рамках стратегической сессии состоялась дискуссия относительно перспектив внедрения Ии в школьное образование. Её участники обсудили ключевые направления и цели внедрения ИИ в учебный процесс и внеучебную деятельность школы. По итогам дискуссии были предложены сценарии внедрения ИИ (оптимистичный, пессимистичный, умеренный).

Стратегическая сессия завершилась совместной разработкой Дорожной карты внедрения ИИ в различные направления деятельности МАОУ СОШ № 53 г. Томска. В дальнейшем запланировано обсуждение и запуск первых этапов реализации проекта ИИ-интегрированной школы.  

Мероприятие состоялось во многом благодаря инициативности и организационным усилиям руководства МАОУ СОШ № 53 г. Томска в лице директора школы Вячеслава Викторовича Щеголихина и заместителя директора по методической работе Евгении Николаевны Катанаевой.

Педагоги дополнительного образования обменялись практическим опытом работы с детьми ОВЗ

17 мая Парк ИОП ТГПУ совместно с МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица». г. Томска (стажировочная площадка Научно-методического центра СПР Парка инновационных образовательных практик ИРПО) провели практико-ориентированный семинар «Ресурсы дополнительного образования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» для педагогов города и области в рамках стажировочной площадки ТГПУ.

В семинаре приняли участие более 20 педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, хореографов: МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка», МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица»МАОУ ДО ДДТ «Планета», МАОУ ДО Томский Хобби-центр, МАОУ ДО ДДиЮ «Факел», МАДОУ № 44МАДОУ № 76 г. Томска.

17.05.png

Руководитель Парка ИОП ТГПУ Куровская Лариса Валерьевна, и директор МАОУ ДО ДЮЦ "Синяя птица" Лузина Лариса Валерьевна в установочных выступлениях отметили особую важность непрерывного обмена опытом между педагогами в современных условиях. Как сказал Александр Асмолов в своей книге «Психология достоинства», – «Переход к эпохе персонализированного образования успешно произойдёт после интеграции сфер и траддиций общего и дополнительного образования». Именно такой интеграции и был посвящен прошедший семинар.

Семинар стал важной платформой для профессионального диалога и обмена знаниями. Участники активно делились собственными наработками, методиками и инновационными подходами, применяемыми в инклюзивном образовании. Особое внимание было уделено созданию доступной образовательной среды и использованию специализированных технологий для поддержки детей с различными образовательными потребностями.

В завершении мероприятия состоялся круглый стол, где педагоги высказали слова благодарности выступившим, вдохновились новыми идеями, наметили пути совершенствования своей работы, которые будут способствовать генерации новых идей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Полученные знания и вдохновение станут стимулом для дальнейшего развития профессиональной компетентности и повышения качества образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями.

Благодарим всех участников мероприятия и организаторов за предоставленную возможность повышения компетентности педагогов и обмена опытом в вопросах инклюзивного образования.

Участники и ведущие мастер-классов получили ценный опыт, которым охотно поделились в своих отзывах:

Трофимова Мария Николаевна, МАДОУ № 76, старший воспитатель«Сегодняшнее мероприятие стало еще одним шагом к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно и уверенно в обществе. Приятным стало завершение в формате круглого стола, где участники смогли услышать от своих коллег отзывы и слова благодарности и предложения о сотрудничестве. Надеемся, что обмен опытом и проведение мероприятий такого формата поможет в дальнейшем ещё более тесно взаимодействовать и учреждениям, и педагогам. Благодарим ТГПУ и МАОУ ДЮЦ «Синяя птица» за предоставленную возможность демонстрировать свой опыт, способности и талант».

 Глебова Анна Владимировна, МАДОУ № 76, музыкальный руководитель: «Было очень много интересных выступлений, мне очень понравилась гимнастика по Стрельниковой. Мы ее забыли, а все новое - это хорошо забытое старое. В новой интерпретации, это прозвучало интересно. Педагоги из «Синей птицы» с народными праздниками, игрой баяниста, продемонстрировали огромную интересную работу. Именно таких специалистов с горящими глазами и безграничным сердцем, преданностью своему делу нам не хватает».

 Сосновский Данил Евгеньевич МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица», концертмейстер: «Нетрадиционные музыкальные инструменты – обычные деревянные палочки. Как это можно обыграть? Для меня это приятное открытие. С листками бумаги – это вообще шикарно!. Я бы в жизни не догадался, что можно с помощью листка бумаги А4 сделать оркестр. Я думаю, что в следующем году шумовой оркестр будет и у нас. Это очень эффективная методика для всех детей».

Педагогика и прогрессирующая педагогизация

Научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ приглашает 29 мая 2025 г. в 16:00 к участию в Круглом столе Школы педагога-исследователя на тему «“Почему педагогика такая разная?!” или прогрессирующая педагогизация» в рамках V Международного научно-образовательного форума «Педагогика ХХI века: вызовы и решения».

Ключевая тематика:
• Сколько же всего педагогик?!
• Преимущества и недостатки повсеместно прогрессирующей педагогизации.
• Причины прогрессирования педагогизации сред, социокультурных практик.
• Педагогики: объективно необходимые и надуманные; близкие (понятные, важные) и далёкие (ненужные, бессмысленные) для конкретного человека.
• Как не педагог приходит в педагогику (когда профессия выбирает человека).
• Возможности разработки и проявления авторских педагогик.
• Прогнозирование появления новых педагогик.

Участники: научные сотрудники и эксперты научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований, профессора, аспиранты, магистранты ТГПУ, приглашенные представители педагогических сообществ г. Томска.

Модератор: Игна Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ИРПО ТГПУ.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).

Формат участия: очно (для иногородних участников после регистрации направляется ссылка для подключения).

Ссылка для регистрацииhttps://forms.yandex.ru/u/67f789a2068ff069f8031714/

Участникам Круглого стола будут подготовлены электронные сертификаты. 

Контактная информация:
Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР, старший научный сотрудник НИЛ качества НПИ ИРПО ТГПУ, (382-2) 311-296 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.ru

завершился первый день недели родительской компетенции

Сегодня успешно прошел первый день Недели родительской компетеции. На вебинарах были рассмотрены важные темы:

  • «Как с дошкольниками и младшими школьниками разговаривать о Великой отечественной войне», Семёнова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук
  • «Как и почему важно говорить подросткам о Великой отечественной войне в этот важный период развития личности», Дергачёва Евгения Владимировна, кандидат психологических наук, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ

Screenshot 2025 05 19 140822Screenshot 2025 05 19 140653

Напоминаем, что следующие три события Недели родительской коппетенции запланированы на 21 мая 2025 г. (среда)

  • 14:00 Дергачёва Евгения Владимировна, кандидат психологических наук, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ «Эмоциональное развитие подростков» (проводится в рамках лектория Уполномоченного по правам ребёнка в Томской области  проводится  вебинар на тему «Эмоциональное развитие».

Цель - информирование о том, как формировать у подростков навыки управления эмоциями и психической устойчивости, особенно в ситуациях экзаменов, скорого ЕГЭ в том числе.  

Ссылка для удаленного подключения https://telemost.yandex.ru/j/27022235795867

В Москве прошел совместный семинар в рамках партнерского проекта Зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ и ИРПО ТГПУ

Научно-образовательный центр цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ТГПУ и лаборатория инноваций в образовании института образования (ЛиВО ИО) ВШЭ  провели совместный семинар в Москве 

WhatsApp Image 2025 05 19 at 14.04.0514 мая в Институте образования НИУ «ВШЭ» в Москве состоялся семинар на тему «Искусственный интеллект: практическое применение». В семинаре приняли участие коллеги из Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (далее – НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ТГПУ и Лаборатория инноваций в образовании Института образования Высшей Школы Экономики (далее – ЛиВО ИО ВШЭ).

ЛиВО ИО ВШЭ представляли Заграничный Антон (научный сотрудник), Андреева Анастасия (младший научный сотрудник, заведующая ЛиВО), Мирошникова Дарья (стажёр-исследователь ЛиВО ИО). ТГПУ представлял Патраков Михаил, младший научный сотрудник научно-образовательного центра ИРПО.

Партнеры обсудили генеративные языковые модели и другие типы искусственного интеллекта, которые они применяют в своей работе. Были выбраны нейросети, позволяющие работать с текстами, изображениями, искать научные статьи на иностранных языках и выполнять другие важные задачи для образования. На семинаре обсудили текущие задачи, совместно реализуемые в рамках проекта Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ «АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации».

Участники семинара обсудили возможное развитие реализации совместного проекта. Первоначально исследование было сфокусировано на изучении внедрения искусственного интеллекта в образовательных организациях разного уровня образования и разной организационно-правовой формы. По мере накопления разных кейсов больше внимания стало уделяться внедрению искусственного интеллекта преподавателями-новаторами в образовательный процесс. В настоящее время проект переходит на качественно новый этап – создание рекомендаций для педагогов и школьных администраторов по внедрению искусственного интеллекта в свою профессиональную деятельность.

"Мы начинали с изучения установок, потом смотрели на практики, и в этом году мы уже выходим на рекомендации и понимание трендов", – поделилась Анастасия Андреева, зав. лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER