Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

"Детская книга в цифровую эпоху": итоги секции "Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху"

3.12.23.12.5

2-3 декабря в Томском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху». Научное событие стало продолжением цикла мероприятий ТГПУ, приуроченных к 130-летнему юбилею детского писателя Александра Мелентьевича Волкова, выпускника Томского учительского института.

2 декабря в ходе работы пленарного заседания были заслушаны доклады. От Институт детства и артпедагогики Бернатоните Ада Казимировна, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов, презентовала коллегам доклад «Специфика восприятия детьми дошкольного и школьного возраста кинематографического и литературного наследия». В выступлении спикер представила результаты исследования: опыт показал, что дети разных возрастов предпочитают печатаные книги и преимущественно энциклопедического характера.

3 декабря  состоялась секция 2. «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху». 

В рамках работы секции заслушали 18 докладов, в которых был отмечен широкий охват проблем приобщения к чиению подрастающего поколения, участие не только опытных преподавателей, учителей, но и магистрантов, студентов, делающих первые шаги в науке и профессии. Участие представителей Казахстана и Монголии расширило географию конференции. Почти все участники отмечали падение интереса к чтению у молодого поколения, что чревато негативными последствиями для развития экономики страны и общества в целом. Поэтому абсолютное большинство докладов имели практикоориентированный характер и освещали проблемы приобщения к чтению дошкольников и обучающихся начальной и средней школы. Затронуты были также темы чтения на иностранных языках, роли библиотек, месте современных гаджетов и интернет-ресурсов в формировании интереса к чтению подрастающего поколения.

3.12.13.12.4

 

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая состоится 10 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете

К участию приглашаются педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, а также студенты, магистранты и аспиранты.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Проблематика конференции
Конференция станет коммуникационной площадкой актуализации опыта формирования и развития инициативы и самостоятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста, выявления проблем развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, определения путей их решений в контексте требований ФГОС ДО, ФГОС НОО.

Основные содержательные линии конференции:

  • основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности старших дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования;
  • специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы;
  • способы поддержки коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (возможности сочетания традиций и инноваций);
  • психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста;
  • особенности развития самостоятельности детей с ОВЗ в процессе предшкольной подготовки;
    игра, творчество, художественная, изобразительная и музыкальная деятельность как главный ресурс развития детской инициативности на занятиях при подготовке к школе;
  • психолого-педагогическое сопровождение и методическая помощь родителям по определению эффективных путей и способов развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста.

Вебинар на базе Иркутского государственного университета

СИ

23 ноября 2021 г. заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики, заведующий лабораторией метаметодики ИРПО Поздеева Светлана Ивановна провела вебинар на тему «Что такое метаметодика?» для преподавателей и студентов 4-5 курсов по направлению подготовки Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование и Дополнительное образование Института педагогики Иркутского государственного университета. Участниками научно-методического семинара стали 55 человек. Семинар был инициирован преподавателями и студентами ИГУ после выступления Поздеевой С.И. на пленарном заседании Всероссийской конференции с международным участием на базе названного вуза (12 ноября 2021 г.) по вопросам профессиональной подготовки учителей начальных классов с докладом на тему «К проблеме выделения метаметодического аспекта профессиональной деятельности учителя». Слушателей заинтересовал данный доклад, и они захотели более подробно погрузиться в данную тему.
Студенты написали отзывы по итогам данного события:
- «Очень рада, что мы смогли познакомиться метаметодикой. На мой взгляд, это новый взгляд на организацию обучающей деятельности, деятельностное воплощение дидактики и методики»;
- «Было интересно познакомиться с моделями организации совместной деятельности педагога и детей, которые предложила Г.Н. Прозументова. Для себя отметила принцип двойственной позиции педагога как организатора-участника совместной деятельности. Действительно, учителю необходимо соблюдать тонкую грань между этими двумя позициями. Раньше тоже об этом задумывалась и думала о том, что, на самом деле, в совместной деятельности учитель и ученики - партнеры. Организуя совместную деятельность, педагог переключает свое внимание со структуры урока на взаимодействие с детьми».
- «Выяснила, что учебные задания - метасредства и закрепила свои знания, полученные при изучении дисциплины «Конструирование учебных заданий в начальной школе». Убедилась, что в учебном задании требование должно быть ёмким. Еще одним открытием стали метаметоды. Вернее не их содержание, а название групп. Раньше с таким не сталкивалась».

Участие студентов в научно-практической конференции

18 ноября 2021 года Безрукова Дарья, Валивач Алёна, Яворская Виктория, студентки факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур и толерантность общения», которая была проведена в онлайн-режиме на базе Горно-Алтайского государственного университета.

Целью конференции являлась презентация результатов научно-исследовательской работы молодых исследователей, создание условий для объединения активной научной молодежи РФ, развития межнациональных отношений и воспитания культуры межнационального общения в молодежной среде.
Валивач Алена и Безрукова Дарья, студентки 2 курса (руководитель Вахитова Г.Х., к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО), выступили в соавторстве со своим докладом «Особенности организации волонтерской деятельности в Томском государственном педагогическом университете». Яворская Виктория, студентка 4 курса (руководитель Вахитова Г.Х., к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО), выступила с докладом на тему: «Особенности общения педагога и родителя (аспекты этики и культуры)».
География участников конференции была достаточно широкой – в ней приняли участия студенты и преподаватели из Намангана (Узбекистан), г. Читы, г. Шадринска, г. Новосибирска, г. Барнаула, г. Горно-Алтайска и г. Томска.
По результатам конференции, Валивач Алёна и Безрукова Дарья заняли первое место в номинации «Мастер слова», в которой оценивалось не только искусство публичного выступления, но и другие критерии, такие как подбор информации, использование наглядного материала, речь докладчика, голос, движения, контакт с аудиторией, логичность и композиция доклада. Яворская Виктория получила сертификат участника конференции.
«Участие студентов в таких форматах – это возможность овладеть научным методом познания, обучиться средствам самостоятельного решения научных задач, привитие навыков работы в коллективе, соавторстве…» – отмечает Вахитова Галия Хамитовна

 

 

 

Победа в Межрегиональной олимпиаде по педагогике

олимп 11олимп13

С 10 по 12 ноября 2021 года на базе Горно-Алтайского государственного университета состоялась XII Межрегиональная (эвристическая) дистанционная олимпиада по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА», в которой приняли участие: 2 команды из г. Новосибирска, 2 команды из г. Барнаула, а также из г. Красноярска, г. Горно-Алтайска и г. Томска. Команду нашего университета представляли студентки второго и четвертого курса факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики – Безрукова Дарья, Валивач Алена и Яворская Виктория под руководством Вахитовой Галии Хамитовны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методик начального образования.
Команда более месяца упорно готовилась к олимпиаде и в результате стала абсолютным победителем. Олимпиада включала в себя три командных этапа и теоретический конкурс с личным зачетом. Для командного конкурса «Настольный класс», была разработана и апробирована оригинальная авторская настольная игра для обучающихся 4 класса, включающая задания разных уровней сложности по литературному чтению, математике и окружающему миру, что позволит детям в игровой форме готовиться к всероссийским проверочным работам. Жюри конкурса по достоинству оценили задумку, назвав игру «лучшей». Также первое место заняла команда в онлайн-квесте «В лабиринте педагогических идей», где последовательно и быстро участники решали задания, связанные с историей педагогики и теорией обучения и воспитания.
Команда стала победителем в общекомандном зачете!
Поздравляем с успешным, ярким, оригинальным, увлекательным выступлением, самопрезентацией себя и команды! Выражаем благодарность, что достойно выступили и представили вуз, институт и факультет на региональном и всероссийском уровне!
Желаем оставаться причастными к будущей педагогической профессии, наполняться знаниями и опытом, который представляют наставники из числа педагогов!

олимп12олимп14

Круглый стол "Учитель начальной школы: из прошлого в будущее"

3 ноября в онлайн-формате состоялся круглый стол «Учитель начальных классов: из прошлого в будущее», посвященный 45-летию факультета начальных классов. Организатором мероприятия стала кафедра педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики.
Участники круглого стола — практикующие учителя начальных классов, выпускники ТГПУ разных дет с разным опытом работы от 3-х до 39 лет.
С докладами выступили педагоги школ г. Томска, г. Северска, г. Асино, г. Стрежевого, Богашевской СОШ, Парабельской гимназии. Профессиональный разговор касался разных тем: вопросы адаптации детей к школе, сопровождения детей с ОВЗ, эффективные методы преподавания, использование дистанционных технологий. Педагоги поделились друг с другом интересными методическими приемами, например, приемы эмоциональной и содержательной рефлексии, приемы мнемотехники, театральной педагогики, дифференциации обучения. «клевер вопросов» и др. Педагоги были вовлечены в обсуждение актуальной проблематики, в частности работы учителя в инклюзивном классе. Директор ИДиА Дроздецкая И.А. отметила, что учителя начальной школы находятся в авангарде педагогического корпуса, выполняющего указ Президента РФ о вхождении России в десятку стран-лидеров образования. Заведующий кафедрой ПиМНО Поздеева С.И. подчеркнула, что учителя начальной школы проявляют высокую технологическую готовность, овладевают новыми типами профессиональной активности, открыты всему новому и быстро реагируют на меняющиеся внешние вызовы.

3.11 73.11 13.11 4

3.11 63.11 103.11 3

 

Итоги конкурса "Учительница первая моя"

Безымянный12БезымянныйБезымянный7

Безымянный26Безымянный1Безымянный16

30 октября 2021 года в Институте детства и артпедагогики состоялся очный этап Областного конкурса педагогического мастерства «Учительница первая моя».
Цель конкурса выявить и поддержать талантливых педагогов начальной школы, являющихся выпускниками ТГПУ, содействовать их профессиональному росту, повысить престиж и статус учителя в обществе.
К участию присоединились учителя начальных классов из разных учреждений г. Томска и Томской области, однако в финале конкурса встретились всего четыре педагога, прошедшие на высшем уровне этапы отбора. Решающий тур прошел в онлайн-формате. Педагоги начальной школы из МАОУ СОШ №35 г. Томска, МБОУ СОШ №49 г. Томска, МАОУ «Молчановская СОШ № 2» Томской области, МБОУ «СОШ № 5» г. Колпашево, Томской области представили визитку в формате профессиональной самопрезентации, видеоурок и его анализ, а также поучаствовали в профессиональном разговоре на актуальные проблемные темы.
Итоги конкурса распределились следующим образом:
Первое место – Брагина Галина Анатольевна (МАОУ «Молчановская СОШ №2» Томкой области).
Второе место – Сергеева Маргарита Анатольевна (МБОУ СОШ № 49 г. Томска).
Третье место – Слиткова Галина Анатольевна (МАОУ СОШ №35 г. Томска).
Финалист Воробьева Татьяна Васильевна (МБОУ СОШ №5 г. Колпашево Томской области).
Поздравляем!!!
Желаем с честью, достоинством и гордостью нести это звание – Учитель!!!

Итоги Недели Института детства и артпедагогики

1635830875584 1IMG 5568IMG 5566

 С 25 октября по 30 октября в Институте детства и артпедагогики ТГПУ проходило масштабное мероприятие «Неделя ИДиА. Проведение данного мероприятия – это способ сплочения, единения студентов, раскрытия новых талантов, творческого потенциала и, наконец, еще один повод лишний раз испытать чувство гордости за университет, наш институт и факультеты!
 Вся неделя была посвящена юбилейным мероприятиям и событиям, связанным с теми специальностями, по которым осуществляется подготовка в Институте: 45 лет – начальному образованию в ТГПУ (факультет начальных классов); 30 лет – дошкольному отделению и 15 лет – музыкальному и художественному образованию.
 Каждый день был посвящен тем направлениям, по которым обучаются студенты Института: хореографическое образование, начальное образование, художественное образование, дошкольное образование и музыкальное образование, демонстрируя многогранность педагогической профессии.
 В первый день – «День педагога хореографического искусства» на переменах студенты-хореографы проводили мастер-классы, где каждому участнику была представлена возможность реализовать свой творческий потенциал и проявить активность в постановочных танцевальных зарисовках. Во второй половине дня состоялся «Концерт открытия Недели ИДиА».
 Вторник был посвящен Дню учителя начальных классов. В этот день лучшие выпускники Института: Кривоусова Вероника Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 405 г. Санкт-Петербурга, Лукьянова Анна Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ № 85 г. Томска, Чепенева Екатерина Ильмировна, заместитель заведующего по УВР МАДОУ № 85 г. Томска поделились своими историями успеха и провели творческие мастерские и мастер-классы.
«…Как же это было? В самом начале выпускницы рассказали о своей активной, творческой студенческой жизни. Они дали мотивацию и настрой на то, что нельзя сдаваться и нужно верить в себя. И, конечно же, с любовью относиться к педагогическому делу. Во второй части они предложили побыть в роли разработчиков творческого дела в детском саду и сделать поделку на тему «Хэллоуин» по «найденной идее». Во время творческой деятельности проходила беседа на тему профессиональных знаний. Были даны советы по реализации той или иной творческой составляющей. В целом, мастер-класс получился уютным, динамичным, мотивационным. А также он поселил в голове мысль о том, что нельзя сдаваться, если действительно хочешь чем-то заниматься!» – говорит студентка 692 группы Анастасия Шаманова.
 В среду «День учителя изобразительного искусства» активисты и организаторы запустили в социальных сетях ИДиАльную игру «Педагогика без границ», чтобы проверить знания студентов по педагогике, основам изобразительного искусства, а также готовность и способность креативно мыслить, решать педагогические ситуации.
 В четверг «День воспитателя» был совмещен с самоуправлением и студенты старших курсов попробовали себя в роли педагогов высшей школы, решая профессиональные педагогические задачи под руководством наставников. На переменах студенты активно принимали участие в онлайн-квизе, где могли проверить свои знания по дошкольной педагогике.
 В пятницу «День учителя музыки» состоялся «Концерт закрытия недели ИДиА», где организаторы подвели итоги Недели, а зрителей своими выступлениями порадовали вокальная и танцевальная проектные группы.

 В течение Недели студенты, участвуя и проявляя себя в разных видах активностей, зарабатывали, так называемую валюту – «ИДиАшки», которые они смогут обменять на сувенирную продукцию Института.
 

IMG 5569FullSizeRenderIMG 5570

Мы благодарим всех организаторов и участников «Недели ИДиА» и надеемся, что это событие станет доброй традицией в дальнейшем!

 

Неделя Института детства и артпедагогики

Уважаемые студенты и преподаватели, приглашаем Вас принять участие

в мероприятиях и событиях Недели Института детства и артпедагогики!

В этом году НЕДЕЛЯ, посвящена юбилейным датам, связанным с теми специальностями, по которым мы осуществляем подготовку: 45 лет - начальному образованию в ТГПУ (факультету начальных классов), 30 лет – дошкольному отделению, 15 лет – музыкальному и художественному образованию.
Каждый день будет посвящен одному из направлений подготовки. Вас ждут встречи с лучшими выпускниками, тематические игры, мастер-классы, творческие мастерские, игровые переменки.

Nedela

 

НАГРАЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА И АРТПЕДАГОГИКИ

 8 октября 2021 года в Научной библиотеке Томского государственного педагогического университета состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню Учителя.

Педагогам Института детства и артпедагогики вручили благодарности ректора ТГПУ.
Награждение преподавателей прошло в трех номинациях: «Лучший преподаватель, сотрудник (выбор факультета/института)», «Молодой ученый (выбор факультета/института)», «Лучший преподаватель (выбор студентов)»:

«Лучший преподаватель, сотрудник (выбор факультета/института)»
Бернатоните Ада Казимировна, кандидат искусствоведения, доцент (ИДиА).
Семёнова Наталия Альбертовна, к.пед.н., доцент (ИДиА).
Киселева Ольга Ивановна, к.филол.н, доцент (ИДиА).

«Молодой ученый (выбор факультета/института)»
Соснина Евгения Викторовна, ассистент (ИДиА).

«Лучший преподаватель (выбор студентов)»
Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент (ИДиА).
Тимошенко Лариса Григорьевна, к.пед.н., доцент (ИДиА).

ВахитоваКИСЕЛЕВАБернатоните

СоснинаТимошенкоСеменова БП

Поздравляем наших преподавателей! Желаем новых идей, перспектив, благодарных и талантливых учеников!

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др26

Поздравляем Евгению Викторовну Соснину, с днем рождения!

Желаем энергии и силы для реализации своего потенциала, роста и развития, гармонии в душе, тепла и уюта в доме. Будьте жизнерадостной, позитивной, целеустремленной. Всегда оставайтесь такой же цветущей и вдохновляющей женщиной. Пусть Ваша жизнь будет насыщена яркими впечатлениями и эмоциями! 

С юбилеем!

юб8

Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!

Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!

С днем рождения!

др33

Ольга Михайловна Зоркальцева, с днем рождения!

Желаем успеха в любом деле, чтобы жизнь была стабильной, богатой и доброй.

И пускай времени и сил хватает на прекрасное времяпровождение в кругу любимых и дорогих людей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER