22 и 23 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» была продолжена работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:
В рамках секции «Педагогика начального образования: перспективы развития» на пленарной части: Педагогика как контекст совместной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов был представлен бинарный доклад: «Организация образовательной коммуникации на учебном занятии в начальной школе» (спикеры: Поздеева Светлана Иванова, д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства, Штерн Ольга Владимировна, аспирант ТГПУ); коллективный доклад: «Формы организации наставнической деятельности в педагогическом вузе» (спикеры: Рябцева Ирина Николаевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Остроушко Яна, студентка 672 группы, Рязанова Анна, студентка 671 группы, Вахитова Галия Хамитовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства); коллективный доклад: «Компетентностный подход в организации практик студентов-будущих учителей начальных классов» (спикеры: Фетисова Нэля Вениаминовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Мишкин Вячеслав, студент 682 группы, Литвинова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4 г. Томска).
В рамках подсекции «Технологии обучения и воспитания в современной начальной школе» спикерами выступили педагоги-практики и студенты выпускных групп, которые в своих докладах затронули интересные тематики, посвященные использованию ИКТ на уроках в начальной школе; формированию познавательных УУД обучающихся начальной школы, этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности; особенностям оценки индивидуальных личностных достижений в начальной школе; экологическому образованию в Российской Федерации; вопросам устного народного творчества как средства формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста; сотрудничеству родителей и педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся начальных классов. Чубыкина Ольга Анатольевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска провела для студентов мастер-класс по организации учебного сотрудничества младших школьников.
В подсекции «Факторы учебной успешности младшего школьника» был представлен групповой доклад на тему «Приобщение студентов к организации исследовательской деятельности школьников», в котором Семенова Наталия Альбертовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства обозначила реализуемые подходы к формированию у студентов компетенций, связанных с организацией детской исследовательской деятельности: от знакомства с теоретическими аспектами на учебных дисциплинах вуза до участия в ученических конференциях и конкурсах в качестве экспертов и организаторов. «Самые замотивированные студенты продолжили свою работу по этой теме при написании ВКР. Ларина Анастасия рассказала о возможностях применения дидактических игр для формирования исследовательских умений младших школьников, Чемина Мария о цифровых ресурсах и их значении для организации детского исследования, а Савельева Анастасия раскрыла тему взаимодействия педагога и родителей при сопровождении исследования школьника». Опыт участия студентов в таком формате помогает им выстраивать и грамотно излагать мысли; учит не бояться публичных выступлений, а также обогащает полученные знания…» - отмечает Наталия Альбертовна.
Спикеры, из числа студентов, в докладах рассказали о своих исследованиях и их результатах, полученных во время прохождения производственной практики. Актуальными оказались тематики, посвященные влиянию психофизиологических характеристик, индивидуально-типологических особенностей личности на успешность обучения в начальной школе; формированию мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов; изучению эмоционального интеллекта обучающихся как объекта исследования современной педагогики; психолого-педагогическим аспектам обучения младших школьников с разными типами темперамента; способов преодоления учебных затруднений детей младшего школьного возраста».
В течение дня на разных площадках г. Томска были организованы мастер-классы для студентов Института детства: Блинкова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель детского хореографического коллектива «Задоринки» МОУ ДОД ЦСФ, ассистент кафедры мировой художественной культуры и хореографии рассказала и продемонстрировала развивающий потенциал детского игрового танца; Соснина Евгения Викторовна и Воронина Анна Сергеевна, ассистенты кафедры музыкального и художественного образования представили оригинальный метод совершенствования практического мастерства студентов на примере выполнения творческой работы по созданию интерьерной картины; коллектив педагогов МАДОУ № 95 г. Томска провел авторский мастер-класс, посвященный дидактическим играм по речевому развитию дошкольников; педагоги МАДОУ № 73 г. Томска на базе детского сада продемонстрировали студентам ряд мастер-классов по теме: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста»; «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» с применением палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша и видеопросмотром элемента образовательной деятельности; «Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по технологии группового сбора»; «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей по реализации тематических проектов в разных возрастных группах».
«Проведение серии мастер-классов для студентов всех профилей Института детства – это своего рода знакомство участников с образцами непосредственной профессиональной деятельности педагогов в различных типах образовательных организаций с разной возрастной группой, возможность осуществления профессиональных проб и улучшения Soft skills («мягких навыков»), способ профессиональной самореализации» - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора Института детства.
Преподаватели Института детства и социальные партнеры ТГПУ организовали и провели серию педагогических гостиных для родителей. Цель которых, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; демонстрация интересных приемов, способов организации предметно-пространственной среды «взрослеющего ребенка».
Тематика гостиных разнообразна:
- Развитие мелкой моторики: путь к интеллекту. Ведущий: Вахитова Г.Х., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства.
- Как помочь ребенку развить навыки чтения в начальной школе? Ведущий: Кириллова И.О., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 198 г. Северска.
- «Мягкая педагогика» для родителей. Ведущие: Файзуллаева Е.Д., к.психол.н., доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института детства, Фицнер Т.Д., руководителя компании «ТАФИ», Понгольская К., зам. руководителя компании «ТАФИ».
- Роль музыкального воспитания в развитии ребёнка. Специфика образовательной среды художественно-творческих дисциплин в ТГПУ. Ведущие: Царев В.Н., профессор кафедры музыкального и художественного образования Института детства; Каюмова Е.А., к.б.н., доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии, зам. директора Института детства.
- Роль родителей в формировании мотивационного компонента на занятиях художественным творчеством у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведущий: Коровина Т.Ю., руководитель хореографической школы-студии «Овация» МУДО ДДТ «Искорка», доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Института детства.
Посещение педагогической гостиной позволит родителям по-новому выстраивать взаимодействия с детьми, педагогами.
Выпускники профиля «Изобразительное искусство и МХК» организовали круглый стол для студентов 3 курса, на котором поделились опытом прохождения производственной практики и проведения педагогических исследований, рассказали, с какими трудностями они столкнулись во время практики и высказали рекомендации по их устранению. Данная проблематика вызвала «живой интерес» и обсуждение.
Необходимо отметить, что Международный научно-образовательный форум для Института детства ТГПУ – это одно из крупнейших мероприятий, демонстрирующее образовательную, исследовательскую и инновационную деятельность студентов и педагогов не только внутри вуза, но и в различных типах образовательных организаций – партнерах ТГПУ; возможность обмена инновационными практиками и технологиями работы с участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги).