Поздравление с наступающим Новым годом и Рождеством!
Студенты Института детства и артпедагогики, профиля Изобразительное искусство, под руководством Сосниной Евгении Викторовны, асисстента кафедры музыкального и художественного образования приняли участие в IV Международном Евразийском фестивале “Великий шелковый путь. Диалог культур”, организованном Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена.
Цель Фестиваля — поиск талантливой молодежи из числа студентов художественных специальностей, преподавателей и работников культуры.
В целях поддержки и популяризации профессионального изобразительного, декоративного искусства и позиционирования его в международном культурном пространстве, гармонизации межнациональных отношений, укрепления сотрудничества между странами Чернов Кирилл, Подскарбий Дарья, Сухова Алина приняли участие в Международной выставке-конкурсе произведений изобразительного и декоративного искусства и дизайна «Великий шелковый путь», где удостоены призовых мест в номинациях.
Поздравляем Евгению Викторовну и студентов с победой! Желаем вдохновения на новые проекты!
Подведены итоги Х Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры»(22-25 ноября 2021 года, г. Томск), по результатам которой издан сборник материалов.
В конференции приняли участие ученые, руководители образовательных организаций, учреждений культуры, работники отделов администраций, преподаватели, аспиранты и студенты ВУЗов, преподаватели творческих дисциплин общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования (школ искусств и др.).
Направления работы конференции:
1. Феномен культуры в историко-социальном контексте.
2. Философские и мировоззренческие проблемы культуры в глобализующемся мире.
3. История и перспективы развития теории и практики искусства.
4. История отечественного и зарубежного изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства и хореографии.
5. Развитие личности в процессе обучения изобразительному, декоративно-прикладному, музыкальному искусству и хореографии в системе непрерывного образования.
6. Вопросы преподавания изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства и хореографии в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
7. Современные педагогические технологии и технические средства обучения в преподавании дисциплин творческой направленности.
8. Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работа с одаренными детьми. Терапия с помощью средств искусства.
9. Виды и формы взаимодействия вузов, образовательных учреждений культуры и искусства: проблемы и перспективы.
Сказочное новогоднее представление для детей из "Развивайки"
25 декабря 2021 года в Центре предшкольного образования «Развивайка» прошел новогодний утренник. Педагоги и студенты ФДиНО Института детства и артпедагогики подготовили праздничную программу для дошкольников. Сюжетом праздника стала сказочная история с участием Баби Яги, решившей отменить Новый год и поэтому заколдовавшей Деда Мороза. Но в Новый год обязательно случается волшебство: оказывается, можно расколдовать злую Бабу Ягу, когда на помощь приходит Снегурочка. Снегурочка помогла детям выполнить трудные задания Бабы Яги. Дошкольникам понравилось метать снежки, «летать» на метле Бабы Яги и даже спеть песенку на английском языке. Конечно, Баба Яга не устояла перед добрыми, умными, смелыми маленькими ребятами и ей пришлось расколдовать Деда Мороза.
Так как детям удалось выполнить все задания, Новый год ко всем пришел вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой! Все сказочные герои вместе с детьми и педагогами водили хороводы вокруг елки. Самые главные персонажи Нового года вручили, к большой радости детей, долгожданные подарки за рассказанные стихотворения!
Очень хочется поблагодарить педагогов Центра предшкольного образования и студентов ФДиНО, подарившими детям время настоящего счастья!
Добрым обычаем уже стало празднование нового года, который студенты организуют для себя и всех преподавателей Института. Студенты Института детства и артпедагогики организовали и провели Новогодний огонек в необычном формате, продемонстрировав способности соотносить профессиональную педагогическую деятельность с креативностью и творчеством.
Формат новогоднего мероприятия у студентов факультета культуры и искусств предполагал костюмированную игру "Поле чудес", где каждый участник - это персонажи из комедии "Внутри Лапенко" (инженер, журналист и другие).
Студенты факультета дошкольного и начального образования организовали интерактивный огонек с привлечением студентов и преподавателей к участию в конкурсах, мандаринами и сладким фуршетом.
Студенты зарядили всех весельем, радостью, праздничным настроением в наступающем году!
Мастерство вожатого в профессиональном конкурсе
Студентка Институт детства и артпедагогики Екатерина Ильяшенко с 17 по 21 декабря принимала участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства вожатых "Лига вожатых", реализуемого в рамках федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование".
Для Екатерины это первый индивидуальный конкурс, где она продемонстрировала свои профессиональные компетентности, мастерство и методическую грамотность в роли вожатого, осуществляющего воспитательную деятельность в организациях отдыха и оздоровления детей. В прошлом году Екатерина Ильяшенко принимала участие в данном конкурсе вместе с детским коллективом.
"Благодаря лиге вожатых прошлого года, я познакомилась с прекрасными людьми, с которыми взаимодействуют и сотрудничаю до сих пор. Главный вывод конкурса в этом году - есть куда расти, есть к чему стремиться!..." - отмечает Екатерина.
Поздравляем! Желаем достижения новых вершин!
В Томском государственном педагогическом университете состоялась пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». Эта конференция проводится ежегодно для продуктивного решения психолого-педагогических проблем преемственности дошкольного и начального общего образования.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась проректор по научной работе ТГПУ Полева Елена Александровна, которая отметила, что тема конференции очень значима, так как лежит в плоскости детской и взрослой психологии на всех ступенях образования.
Пленарное заседание конференции открыл Народный учитель РФ, профессор Томского государственного педагогического университета, Александр Геннадьевич Сайбединов, который, анализируя опыт работы Губернаторского Светленского лицея, в своем докладе отметил, что «Инициатива – это осознанная востребованность системы образования и серьезный драйвер в вопросах переосмысления современной дидактики…»
Спикер из Москвы Тюменцева Наталия Сергеевна, руководитель, эксперт по оценке качества дошкольного образования, методист ООО УМЦ ДПО «Апельсин» и руководитель образовательного проекта «Счастливый детский сад» в своем выступлении обозначила, что «...при правильно созданных условиях инициативность является ключевым новообразованием дошкольного возраста…»; при этом очень важно, чтобы педагог не блокировал желания и действия детей.
На площадке Института детства и артпедагогики в рамках конференции работали три секции:
Тематика докладов на первой секции «Основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования» под руководством к.пед.н., доцента кафедры педагогики и методики начального образования Вахитовой Г.Х. вызвала широкий интерес среди ученых, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных организаций и студентов.
Участники секции смогли обсудить проблемы организации и развития детской инициативности не только в различных учреждениях Томского региона, но и далеко за его пределами: Казахстан, Монголия, Украина.
Ученые-исследователи в лице Вахитовой Галии Хамитовны, зав. кабинетом предшкольного образования «Развивайка» ИДиА ТГПУ и Семеновой Наталии Альбертовны, к.пед.н., доцента кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА, директора ИРПО, отметили важность изучения различных смысловых аспектов самого термина «инициативность», принципов и условий развития.
«Для успешного развития детской инициативности необходимо изучать не только условия поддержки, но и факторы противодействия детской исследовательской инициативе, связанные с заботой о безопасности ребенка, предрассудками, стереотипами, дефицитом времени, знаний и компетенций взрослого», - отметила Наталия Альбертовна.
Большая часть докладов была посвящена способам поддержки и развития детской инициативы на разных возрастных этапах и в разных видах деятельности. Спикеры рассматривали ресурсы внеурочной деятельности для развития самостоятельности детей (Кириллова И. О., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №198», г. Северск; возможности использования ассоциативных карт на уроках в начальной школе (Бенеш Н.И., к.пед.н., доцент кафедры педагогического образования и менеджмента, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск); роль детских инициативных советов (Путинцева Е.Б., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска); задачи надпредметных курсов (Гончарова Л.Г., Кривоусова В.В., учителя начальных классов ГБОУ гимназия №405 г. Санкт-Петербурга); потенциал работы клубов русского языка для развития коммуникативной инициативности (Леонтьев Э.П., к.филол.н., преподаватель Международного центра образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой (Россия, Иваново)/Управление образованием, искусством и культурой Увурхангайского аймака, Монголия, Арвайхээр; Жигжидсүрэн Баяртогтох, учитель общеобразовательной школы № 1, г. Арвайхээр Монголии).
«Надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности» помогает школьникам формировать навыки самостоятельной работы, осознать собственные проблемы, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось», - делится своим опытом Гончарова Лина Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия №405 г. Санкт-Петербурга. А учитель русского языка в монгольской школе Леонтьев Эдуард Петрович уверен: «Становясь участником клуба, монгольский школьник вовлекается в активный полилог, сознательное коммуникативное согласование действий, что способствует эффективному развитию речи монгольских обучающихся и сохранению высокой мотивации и инициативности самих обучающихся к изучению русского языка».
Большой интерес вызвали выступления педагогов из детских садов. Воспитатели убеждены, что базовым возрастом для развития детской инициативности является дошкольный. Именно в детских садах необходимо использовать различные формы и направления работы не только с самими детьми, но их родителями. Современные формы, задающие вектор работы с детской инициативностью, не только с детьми, но их родителями представили Казанцева С.А., старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска, Алтайского края, Кондратьева Ю.Н., старший воспитатель; Большанина Т.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Молодёжный», Томского района, Калягина Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области, Кузьмина Н.И., старший воспитатель МАДОУ № 85 г. Томска.
«Экскурсия с ребенком по улицам родного города, изготовление фотографий, подбор информации по выбранному зданию, составление доклада по теме - такие формы совместной работы родителей и детей инициируют познавательную активность, развивают коммуникативные навыки дошкольников»,- убеждена Казанцева Светлана Александровна, старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11» г. Бийск.
Опыт представления различных подходов к развитию детской инициативности позволяет сопоставлять, сравнивать и вычленять лучшие практики и их дальнейшее совершенствование.
В работе второй секции «Специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы», модератором которой выступила Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., заведующий кафедрой дошкольного образования, приняли участие более 40 человек – представители дошкольных образовательных организаций г. Томска, Томского района, Томской области и г. Бийска.
Представлен интересный педагогический опыт развития самостоятельности дошкольников и поддержки их инициативы через реализацию парной коммуникации, театрализованную деятельность, использования возможностей предметно-развивающей среды Монтессори-группы, песочной анимации.
Педагог-психолог МАДОУ № 13 г. Томска Акулова Е.Г. рассказала, как используется потенциал организованной в детском саду предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и инициативы детей с ОВЗ. Педагоги МАДОУ № 82 г. Томска Завьялова Т.В. и Колупаева Н.А. поделились своим опытом развития детской самостоятельности и инициативы, организуя различные виды театра. Особый интерес у студентов вызвала демонстрация изготовленных педагогами масок, атрибутов для театрализованных постановок.
Коллеги из МАДОУ «ЦРР – Академия Крохи» п. Зональная Станция, Томского района» Пономарева Анна Ивановна и Апет Ольга Николаевна развивают самостоятельность и инициативность своих воспитанников посредством брендирования. Воспитанники данного детского сада в рамках совета выбирают названия своих групп, определяют свои локальные акты, ценности и символы, традиции и ритуалы и даже «заполняют» книгу жалоб и предложений для разрешения возникающих конфликтов и обид.
Колоссальные возможности поддержки инициативы и развития самостоятельности заложены в предметной среде МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области. Так, старший воспитатель Марченко Анна Юрьевна представила организованный в данном детском саду Техноград как уникальную среду для развития детской инициативы старших дошкольников. Техноград включает в себя: Мультиград, Эврикаград, Космоград, Медиаград, Интеллек-град и др.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска Гуренкова Е.Г. рассказала о таких приемах работы по развитию познавательной инициативы, как «Почемучки», «Информационный стол», проекты и др.
В рамках работы третьей секции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста под руководством Шваревой Ольги Васильевны, заместителя директора Института детства и артпедагогики, старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования ТГПУ было представлено 16 докладов.
Докладчики осветили вопросы развития инициативы нормотипичных дошкольников и детей младшего школьного возраста через разнообразные формы и методы работы, в также акцентировали внимание на развитии самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одними из эмоционально представленных докладов по поддержке детской инициативы стало выступление И.А. Резаевой, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 2 "Пчёлка" г. Асино Томской области. «Как показал мой собственный педагогический опыт, адвент-календарь является одной из успешных форм поддержки детской инициативы, вызывающей положительный эмоциональный отклик у детей дошкольного возраста».
М.Н. Кузнецова, заведующая МБДОУ «Детский сад д. Воронино», Томской области, поделалась опытом развития детской инициативы через организацию биолаборатории.
У участников конференции особый интерес вызвал доклад М.А. Сергеевой (учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска), представившей собственный опыт формирования и развития читательской инициативы детей младшего школьного возраста через организацию встреч с писателями г. Томска, посещения библиотек г. Томска, а также: «... основными формами работы с детской образовательной инициативой в моем классе являются занятия эмоционального погружения, литературная гостиная, в рамках которых организую «Поле желаний» с целью выявления интереса к чтению у младших школьников, мозговой штурм по прочитанным произведениям», - прокомментировала М.А. Сергеева.
В рамках конференции докладчики продемонстрировали свой педагогический опыт и исследовательские компетенции, показали, какой должна быть позиция педагога в организации и поддержке детских инициатив.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Онлайн-собрание для студентов заочной формы обучения
Уважаемые студенты первого курса заочной формы обучения Института детства и артпедагогики!
В декабре приглашаем Вас на организационные собрания по вопросам обучения, которые будут проходить на платформе BigBlueButton!
ФКИ
14.12.2021 года
Ссылка для подключения:https://bbb.tspu.ru/b/aam-m8i-uud-4aa
в 15:00 - 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Искусство (613 Миск группа)
ФДиНО
15.12.2021 года
Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/u32-1aa-r6s-kza
в 14.30 - 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование (611НО, 612НО группы)
в 15.30 - 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Дошкольное образование (611ДО, 612ДО группы)
в 16.30 - 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология и педагогика развития дошкольника, Психология и педагогика начального образования (611Мно, 611Мрд группы)
2-3 декабря в Томском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху». Научное событие стало продолжением цикла мероприятий ТГПУ, приуроченных к 130-летнему юбилею детского писателя Александра Мелентьевича Волкова, выпускника Томского учительского института.
2 декабря в ходе работы пленарного заседания были заслушаны доклады. От Институт детства и артпедагогики Бернатоните Ада Казимировна, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов, презентовала коллегам доклад «Специфика восприятия детьми дошкольного и школьного возраста кинематографического и литературного наследия». В выступлении спикер представила результаты исследования: опыт показал, что дети разных возрастов предпочитают печатаные книги и преимущественно энциклопедического характера.
3 декабря состоялась секция 2. «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху».
В рамках работы секции заслушали 18 докладов, в которых был отмечен широкий охват проблем приобщения к чиению подрастающего поколения, участие не только опытных преподавателей, учителей, но и магистрантов, студентов, делающих первые шаги в науке и профессии. Участие представителей Казахстана и Монголии расширило географию конференции. Почти все участники отмечали падение интереса к чтению у молодого поколения, что чревато негативными последствиями для развития экономики страны и общества в целом. Поэтому абсолютное большинство докладов имели практикоориентированный характер и освещали проблемы приобщения к чтению дошкольников и обучающихся начальной и средней школы. Затронуты были также темы чтения на иностранных языках, роли библиотек, месте современных гаджетов и интернет-ресурсов в формировании интереса к чтению подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая состоится 10 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете
К участию приглашаются педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, а также студенты, магистранты и аспиранты.
Проблематика конференции
Конференция станет коммуникационной площадкой актуализации опыта формирования и развития инициативы и самостоятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста, выявления проблем развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, определения путей их решений в контексте требований ФГОС ДО, ФГОС НОО.
Основные содержательные линии конференции:
- основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности старших дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования;
- специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы;
- способы поддержки коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (возможности сочетания традиций и инноваций);
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста;
- особенности развития самостоятельности детей с ОВЗ в процессе предшкольной подготовки;
игра, творчество, художественная, изобразительная и музыкальная деятельность как главный ресурс развития детской инициативности на занятиях при подготовке к школе; - психолого-педагогическое сопровождение и методическая помощь родителям по определению эффективных путей и способов развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста.