Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

"Мягкая педагогика" в Институте детства и артпедагогики

 DSC04300

DSC04574

DSC04626

8 июня на площадке НБ ТГПУ состоялся научно-практический семинар "Технология "Мягкая среда" для детей разных возрастов и вариантов развития". Организаторами данного события выступил Институт детства и артпедагогики. К участию присоединились профессиональные педагоги, родители и обучающиеся ТГПУ.

В программе Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования и Фицнер Татьяна Дмитриевна, магистр педагогики, директор компании ТАФИ представили педагогическому, родительскому и студенческому сообществу презентацию технологии "Мягкая среда": от концепции к практикам гуманной педагогики.

Наши социальные партнеры из МАДОУ № 61 г. Томска провели мини мастер-классы – презентации практических приёмов в работе педагогов и специалистов с применением элементов технологии «Мягкая среда»:

• «Применение элементов технологии «Мягкая среда» в нейропсихологических упражнениях», Ильченко Наталья Анатольевна, педагог-психолог, Манойлова Наталья Анатольевна, педагог-психолог;
• «Мягкая сказка» как эффективный инструмент создания благоприятного микроклимата в группе, Кобзева Марина Валерьевна, воспитатель, Ягина Ксения Николаевна, воспитатель;
• «Элементы технологии «Мягкая среда» в физическом развитии дошкольника», Май Надежда Петровна, руководить по физическому воспитанию, Селиверстова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования;
• «Художественное развитие дошкольников посредством Soft-мультипликации», Козлова Светлана Германовна, педагог дополнительного образования, Титова Елена Николаевна, воспитатель.

Каждый из участников самостоятельно выбирал локацию с возможностью апробации материалов и приемов технологии "Мягкая среда": 

Мульт-студия: создание soft-мультфильмов и soft-открыток
«Мягкая среда» для детей раннего возраста
«Мягкая среда» для детей дошкольного возраста
«Мягкая среда» для детей с речевыми нарушениями

Подробнее

Здравствуй, лето!

 1 июня22

1июня221

26 мая 2022 года студенты факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики под руководством Вахитовой Галии Хамитовны, доцента кафедры ПиМНО организовали праздник для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната № 22 г. Томска. В этот солнечный день площадка интерната превратилась в сказочный Изумрудный город, куда прибыли герои известной сказки. Студенты смогли создать настоящую сказочную атмосферу с Элли и Тотошкой, Дровосеком, Львом и конечно, Волшебницами. Праздник начался с задорной песни и танцев. Праздничное настроение было создано и дети с большим удовольствием приняли участие в кругосветке, в которой за выполнение заданий получали "изумрудики". Изумрудики ребята обменивали в импровизированных волшебных лавках на призы.
Дети остались очень довольны, а студенты на деле продемонстрировали уровень владения профессиональными компетенциями будущих педагогов.
Так держать, уважаемые студенты!
Коллектив организаторов благодарит всех, кто принял участие в проведении праздника и приобретении призов для воспитанников школы-интерната.

Подробнее о том, как это было, можно узнать из видеоролика от ТВ ТГПУ.

 

Итоги Всероссийского конкурса "Золотые ступени"

Завершился IХ Всероссийский конкурс «Золотые ступени» «Помним о войне». Учредителями конкурса в этом году стали Факультет культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ и МБОУ ДО ДДТ «Планета».

Впервые конкурс проводился одновременно по 6 видам искусств:
• хореографическое искусство
• вокальное искусство
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• аудиовизуальные искусства
• конкурс чтецов
• конкурс инструменталистов.
Конкурс проводился в целях создания условий для реализации творческой активности в направлении патриотического воспитания, формирования чувства гордости за Родину, расширения знаний и представлений о Великой Отечественной войне.

В его задачи входили:
• воспитывать гражданственность и патриотизм средствами искусства;
• повысить историческую грамотность, связанную с памятными событиями Родины;
• выявлять и поддерживать молодые таланты, содействовать их творческому росту;
• создавать условия для формирования у обучающихся понимания исторического значения Победы советского народа в Великой Отечественной войне, способствующего укреплению чувства патриотизма, осознанию необходимости хранить память о воинах, защитивших наше Отечество.

В конкурсе приняло участие более 250 школьников в возрасте от 5 до 18 лет. Лауреаты и участники конкурса получат памятные дипломы и сертификаты, преподаватели, подготовившие школьников к конкурсу – благодарственные письма.

Организаторы конкурса благодарят всех участников и поздравляют с великим праздником – Днем Победы!
Здоровья и благополучия во всех начинаниях!

 

Лауреат 1 степени Ольга Анатольевна Коновалова

Лауреат I степени Осипенко Елизавета "Дорога жизни", 10 лет, руководитель Коновалова Ольга Анатольевна

Андреева Алина лауреат 1 степени

Лауреат I степени Андреева Алина "Военный парад", 6 лет, руководитель Рехтина Анна Геннадьевна

Бардина Ольга Анатольевна Коновалова

Бардина Мировслава "1941 год", 13 лет, руководитель Коновалова Ольга Анатольевна

Башкевич Габриэль 10 12 лет Сергей Сириус

Лауреат I степени Башкевич Габриэль "Танк", 11 лет, руководитель Тихонов Cергей Вячеславович

Дудина Александра. 13 15 Ольга Федорова

Лауреат II место "Ночное дежурство", 14 лет, руководитель Федорова Ольга Вячеславовна

Мезенцев Ольга Анатольевна Коновалова

Мезенцев Иван, "Сталинград", 9 лет, Руководитель Коновалова Ольга Анатольевна

 

Итоги конкурса профессионального хореографического мастерства среди студентов ФКИ ИДиА

16517684471301651766114687165176611469616517661147111651766114728

 

29 апреля, в день празднования Международного дня танца, в концертном зале ТГПУ прошел заключительный этап творческого конкурса студенческих работ по хореографическому мастерству «Первые шаги в профессию». Конкурс направлен на формирование активной профессиональной позиции студентов, выявление талантливых балетмейстеров-постановщиков, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине средствами хореографического искусства.
Участниками конкурса стали студенты 1-5 курсов, соревновавшиеся в различных направлениях:
• экологическое – создание образа природы средствами хореографии;
• историко-культурное – сохранение танцевальных традиций народов России и народов мира;
• военно-патриотическое – создание хореографического произведения по мотивам литературного произведения о Великой Отечественной войне;
• авторская хореография – свободная тема.
В конкурсной программе приняло участие 42 хореографической постановки. Наибольшее количество заявок было подано в культурно-историческом направлении, на втором месте, по количеству заявок оказалось военно-патриотическое направление, и на третьем месте – авторская хореография.
Членами жюри оценивалось композиционное решение номеров, актуальность и оригинальность балетмейстерского решения, педагогическая и репетиторская работа, а также техника исполнения.
Участники конкурса показали достаточно высокий уровень профессионального мастерства, а победителям, в каждом из направлений, по решению жюри было присвоено звания Лауреата I, II, III степени, дипломанта I степени, участника конкурса.
«Второй год конкурс профессионального мастерства создает междисциплинарную среду для реализации творческого потенциала и постановочного мастерства будущих педагогов-хореографов, способствует воспитанию у студентов чувства патриотизма и гордости за Родину» – говорит Ирина Александровна Дроздецкая, председатель Конкурса, директор Института детства и артпедагогики

Итоги конкурса профессионального мастерства:
Направление - «Военно-патриотический танец»
I место
1. Новикова Екатерина
2. Бокор Ольга
3. Петухов Никита
4. Булахова Анастасия
II место
1. Козлов Денис
2. Колбасова Валерия
3. Заховаева Елена
4. Хакимуллина Тамара
5. Смагина Александра
III место
1. Жилина Анастасия
2. Чепашева Анна

Направление - Экология
«Образ природы в танце»
I место
1. Гулицкая Дарья
2. Шабанова Алена

II место
1. Гельман Алиса
2. Бородай Анастасия
III место
1. Кувырзина Екатерина

Участники
1. Смирнова Елизавета
2. Тоненчук Виктория
3. Лазарева Анастасия

Направление – культурно-историческое
«Воплощение традиций русского народа в хореографическом произведении»
I место
1. Сибирина Виктория
2. Чернова Диана
3. Янутова Диана
II место
1. Максимова Марина
2. Афанасьева Кристина
3. Литасова Славяна
III место
1. Агаршева Анастасия

Направление – культурно-историческое
«Танцевальная культура народов мира»
I место
1. Королева Екатерина
2. Шубина Дарья
3. Терехова Анна
4. Ахметова Лилия
5. Самигуллина Екатерина
II место
1. Лапина Вероника
2. Корнеева Дарья
3. Романова Софья
4. Беркутова Анастасия
III место
1. Щукина Вероника
2. Степаненко Наталья

Направление «Авторская хореография» - современный танец
Iместо
1. Хакимуллина Тамара – постановка «А пустое ли полотно…»
2. Беркутова Анастасия, Лапина Вероника, Королева Екатерина – постановка «В поиске пути»
II место
1. Гунина Софья – постановка «Странники»
III место
1. Гунина Софья – постановка «Сплетня»

Желаем лауреатам, дипломантам и участникам новых авторских идей, вдохновения, больших успехов и радости творчества!

Подведение итогов проекта "Практика пробного действия"

 IMG 20220503 WA0053IMG 20220503 WA0014IMG 20220503 WA0038IMG 20220503 WA0045IMG 20220503 WA0050

3 мая у студентов 2 и 3 курсов факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики состоялся итоговый отчет по практике пробного действия в формате "нескучной конференции" «Педагогические удивления». В ней приняли участие 32 студента, сотрудники факультета и эксперты из инновационных школ и детских садов г. Томска: Сорокова Л.А., заместитель директора по научно-методической работе школы № 49 Совместной деятельности, Костенко Т.А., методист МАДОУ 4 Монтессори, Зоткин А.О., методист школы «Эврика-развитие», Колпаков С.Н., педагог-исследователь школы № 49 г. Томска.
На Нескучной конференции практиканты показали хороший уровень понимания инновационных образовательных систем, ценностей, на которых они основаны, дидактики, организации взаимодействия. Они прошли в апреле учебную ознакомительную практику в классах Развивающего обучения Эльконина-Давыдова (НОУ Пеленг, Школа "Эврика-развитие»), в школе № 49 Совместной деятельности, в группах МАДОУ № 4 Монтессори и классах Монтессори школы Эврика-развитие, в Вальдорфских группах детских садов №28 и №33, в классах Вальдорфской педагогики школы Эврика-развитие.
Студенты представили свои творческие работы: 12 эссе о значимых ситуациях во время педпрактики,  видеоролики,  дидактические разработки и мастер-классы с элементами театрализации.

В нашем проекте «Обновление педпрактики для профессионального самоопределения студентов» заложена деятельность по сопровождению процесса профессионального самоопределения студентов- практикантов через выбор ими заинтересовавших их педагогических практик, понимание их ценности, пробу взаимодействия с детьми - говорит Долгова Людмила Михайловна, координатор проекта, эксперт НОМЦ ТГПУ.

Целый месяц я проходила практику в детскому саду № 4 Монтессори г. Томска, в котором мне удалось углубить свои знания в следующих областях: философии Марии Монтессори, сензитивных периодах детства, возрастных особенностях детей дошкольного возраста. Я получила и отработала новые навыки по педагогическому наблюдению и взаимодействию с детьми дошкольного возраста, узнала что такое подготовленная среда, увидела как дети взаимодействуют с этой средой, как дети взаимодействуют в разновозрастной группе, работают с Монтессори-материалами. Все полученные знания и навыки я считаю очень полезными и уверена, что они мне обязательно пригодятся в моей дальнейшей педагогической деятельности - отмечает Валивач Алена, студентка 2 курса ФДиНО ИДиА.

Главным инструментом сопровождения стало ежедневное заполнение Журнала практиканта, рефлексивный ответы на вопросы в конце недели, написание феноменологического эссе. Студенты получили дипломы за творческие разработки и подарки от экспертов за творчество и рефлексию: книги по совместной деятельности, развивающему обучению, педагогике Монтессори, книги из серии «Антология гуманной педагогики».

Выпускной в центре предшкольного образования "Развивайка"

IMG 0505IMG 0501

30 апреля 2022г состоялся юбилейный, пятнадцатый, выпуск в УМК «Развивайка». Студенты ФДиНО ИДиА подготовили праздничное мероприятие выпускникам Центра предшкольного образования. Дошкольники с удовольствием выполняли игровые задания, показывая сказочным персонажам, что они могут самостоятельно собрать портфель, решать «хитрые» задачки, петь по-английски. А самое главное, они доказали, что умение работать в команде поможет выполнить весело, быстро и правильно самые трудные задания.
В завершении праздника дошкольникам были вручены сертификаты выпускника с пожеланием учиться в школе с интересом и удовольствием, а их мамам и папам – сертификаты «Путевого родителя». Доцентом кафедры ПиМНО Вахитовой Г.Х. были даны рекомендации по оказанию помощи будущим первоклассникам. Дети, их папы и мамы выразили благодарность педагогам центра за профессиональную помощь в овладении премудростями предшкольной подготовки.
Очень хочется поблагодарить педагогов Центра предшкольного образования и студентов ФДиНО ИДиА, подарившими детям время настоящего счастья. Огромную благодарность заслуживают студенты Байлукова Яна, Правосудова Анастасия, Яворская Виктория, а также девушки разных из групп ФДиНО ИДиА: Безрукова Дарья, Валивач Алена, Степанова Лариса, Несмиян Валерия, Рихмаер Виктория, которые не только организовывали праздник для детей, но и принимали непосредственное участие в реализации программ центра.

Педагоги кафедры дошкольного образования стали участниками регионального фестиваля по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста

IMG 20220430 WA0005IMG 20220430 WA0004IMG 20220430 WA0006

IMG 20220430 WA0007IMG 20220430 WA0009IMG 20220430 WA0008IMG 20220429 WA0018

 

Участниками интересного образовательного события стали преподаватели кафедры дошкольного образования: Татьяна Николевна Яркина, Наталья Викторовна Чидигезова, Елена Дмитриевна Файзуллаева. 29 апреля в г. Асино состоялся I Региональный фестиваль «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста» в рамках Всероссийского форума «Современное детство: условия, качество, цифра» на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчелка» города Асино Томской области.
Среди участников – воспитатели, старшие воспитатели, методисты, заведующие дошкольных образовательных организаций из г. Асино, Томска, Северска, с. Мельникова, Молчаново и многие из них – выпускники ТГПУ!
Событие проводилось в формате open-space по следующим ключевым направлениям:
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития комбинаторных способностей и алгоритмических умений;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития навыков конструктивно-модельной деятельности и инженерно-технического творчества;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников через развитие элементарных географических представлений и системы знаний о живой природе;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития первоначальных астрономических представлений;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе применения технологии создания мультипликационных фильмов.
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе экспериментирования.
Трансляция педагогического опыта осуществлялась на разных площадках: «Алгоритмика и комбинаторика», «Конструирование», «Мультстудия», «Астрономия», «Интеграция».
"С большим интересом мы включились в самые разные активности: покачались в гамаке и на балансире в секции «Астрономия», изготовили сказочного персонажа для мультфильма в «Мультстудии», познакомились с авторскими дидактическими играми на секции «Интеграция». Мы почерпнули для себя новый опыт, идеи для методической и исследовательской работы. В свою очередь, педагогам были предложены рекомендации и советы с нашей стороны. В частности, Е. Д. Файзуллаева дала рекомендации по созданию мультфильма из сенсорно-тактильных пособий ТАФИ. И, конечно, высказали пожелание о продолжении сотрудничества и надежду на новые интересные встречи!" - отмечает Татьяна Николаевна Яркина, заведюущий кафедрой дошкольного образования.

"Совместное обсуждение педагогов-практиков, представителей управления образованием, специалистов, методистов ТОИПКРО и сотрудников Педагогического университета позволили выявить оптимальные подходы к целостному процессу дошкольного образования с учётом интересов и возможностей детей разных возрастных групп" - говорит Елена Дмитриевна Файзуллаева, доцент кафедры дошкольного образования.

Как проявлять любовь к детям?

IMG 20220427 WA0018IMG 20220427 WA0024IMG 20220427 WA0026IMG 0442

IMG 0389IMG 0399


Педагоги МАДОУ № 24 г.Томска изучали этот вопрос в практиках управления своими состояниями, и трансляции признания, любви, доверия.
В современном образовании много дидактики, трансляции «власти» взрослого. А что, если работу с детьми начинать с погружения себя в состояние безусловной любви, транслировать детям признание за то, что доверяют и приходят в группу, за то, что проживают этот день с тобой, разделяют радость совместности? Создавать совместное «поле эмпатии», передавать своё чувство признания детям невербально и вербально – такие очень важные умения осваивают педагоги дошкольного образования совместно с психологом Е.Д. Файзуллаевой (научным консультантом по инновационной деятельности МАДОУ№ 24, доцентом кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ).
Весь апрель проходили психолого-педагогические занятия для педагогов по осознанному управлению своими состояниями и созданию в группах особого «поля» - безусловной любви и принятия.
«Представляете! Мальчик, который никогда не подходил ко мне со времени посещения группы, вчера сам подошёл и обнял меня» - делится воспитательница Наталья М.
«У нас в группе одна мамочка – очень нервно всегда общалась, часто с претензиями обращалась… Стала спокойнее реагировать, слушает, разговаривает без напряжения…» - делится воспитатель Светлана Ф.
«В пятницу позвонил раздражённый родитель, отец нашей воспитанницы, был взвинчен, настаивал, чтобы я разобралась с ситуацией, которая ему не понравилась… В понедельник, настроившись соответствующим образом, я встретила этого родителя… Разговор прошел в конструктивном виде, совершенно спокойно, с взаимным пониманием. Папа воспитанницы был расслаблен, поговорили в дружественной интонации», - рассказывает о своём опыте Корякина Лариса Геннадьевна, заведующий детским садом.
Действительно ли можно регулировать поведение детей через собственное состояние?
Такой опыт получили педагоги и специалисты МАДОУ № 24 и могут уверенно сказать: «Да!»
Если осознанно созидать «поле эмпатии», транслировать безусловную любовь и принятие, благодарность и признание, то эти чудесные энергии наполняют всё и делают среду комфортной, уютной и «мягкой». И на этом фоне хочется вместе быть и созидать.

Демонстрационный экзамен среди педагогов детского сада

 

IMG 20220425 WA0021IMG 0381

IMG 0427IMG 0447

25 апреля на базе МАДОУ № 24 г.Томска прошел демонстрационный экзамен педагогов дошкольного образования в рамках курсов повышения квалификации «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования: моделирование целостного воспитательно-образовательного процесса в ДОО» под руководством Файзуллаевой Еленой Дмитриевны, доцента кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, координатора курсов. В качестве экспертов выступили Уполномоченный по правам ребенка по Томской области Лоскутова Лариса Анатольевна, заведующий МАДОУ № 24 Корякина Лариса Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ № 24 Кабакаева Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования ТГПУ Олейник Мария Игоревна, магистранты кафедры дошкольного образования ТГПУ.

20 педагогов МАДОУ № 24 (воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители) представили экспертам и коллегам свои разработки, направленные на взаимодействие друг с другом, педагогов с родителями воспитанников в совместной деятельности с детьми.
Современный образовательный процесс представлен как пространство эмпатии, в которой педагоги управляют, прежде всего, своими состояниями и транслируют внимание, принятие, признание, уважение к детям и другим участникам образовательного взаимодействия. Целостность рассматривается как синергия чувств безусловной любви и доверия, направленности на союзность и совместную продуктивность, на интересное совместное со-бытие.
Педагоги демонстрировали интегрированные игровые занятия с детьми, недирективные формы приглашения родителей в совместную деятельность, основанную на добровольном выборе и собственных инициативах, оформление центров активности таким образом, чтобы решать, в том числе, задачи воспитания в детях инициативности, самостоятельности, ответственности и других интегративных качеств.
По отзывам самих педагогов, курсы повышения квалификации и сам экзамен проходили в новом для них формате творческой совместной деятельности, психологических практикумов и интересных методических приёмов для моделирования образовательной среды и воспитательно-образовательного процесса.
По отзывам экспертов, участников демонстрационного экзамена, педагоги проявили осознанное отношение к собственной педагогической деятельности, более глубокое понимание воспитательно-образовательного процесса, направленность на работу с состояниями и чувствами детей, что соответствует ценностно-ориентированной педагогике.

Наставничество как практика совместной деятельности педагогов и детей

Поздеева С

25 апреля состоялся IX-ый открытый межрегиональный Фестиваль конкурс образовательных практик «Приоритетные направления развития дополнительного образования: методический поиск и инновационные практики», который проводят ежегодно Региональный центр развития образования и Томский Хобби-центр. На пленарной сессии с докладом «Наставничество как практика совместной деятельности педагогов и детей» выступила Поздеева С.И., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования. Она рассказала об опыте организации наставнической деятельности в системе общего образования и системе дополнительного образования детей.

Поздравления ИДиА

Именинники мая, с днем рождения!

др101

От всей души поздравляем именинников месяца!

Татьяна Юрьевна Коровина, Екатерина Александровна Каюмова, Полина Вячеславовна Белаш, Ада Казимировна Бернатоните, Нэля Вениаминовна Фетисова, Лариса Григорьевна Тимошенко, Светлана Николаевна Перемитина, с днем рождения!

Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости, силы духа, оптимизма, свежих идей и интересных встреч, чтобы успех и удачи всегда были Вашими неразлучными спутниками!

Именинникам апреля посвящается!

др 54

Анна Сергеевна Воронина и Анастасия Сергеевна Гумберг, примите поздравления!

Желаем Вам никогда ни в чем не сомневаться, уверенно смотреть в будущее, строить успешную карьеру. Верим, удача и счастье всегда будут рядом с вами!

С юбилеем!

юб1

Уважаемая Ольга Ивановна Киселева, от коллектива ИДиА поздравляем Вас с юбилеем!

Желаем здоровья, бодрости, смеха,
Заботливых близких,  друзей и коллег,
Достатка, внимания и успеха!
Пусть сбудется всё, что еще не сбылось,
Чтоб радостно жить много лет довелось
С душой молодой и улыбкой счастливой! 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER