С 23 по 25 сентября Институт детства и артпедагогики совместно с Институтом развития педагогического образования ТГПУ приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» на площадке Южного федерального университета. Мероприятие приурочено к Году науки и технологий в РФ.
Со словами приветствия выступали Министр образования и науки РФ Валерий Фальков, который обозначил необходимость поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований, модернизацию системы аттестации научно-педагогических кадров. Министр просвещения РФ Серей Кравцов отметил, что данная коммуникационная площадка позволит обменятся ее участникам лучшими университетскими педагогическими практиками. Президент Российской академии образования РФ Ольга Васильева в приветственном слове сказала о важности осмысления и обсуждения Декларации Союза ректоров России, посвященной вопросам подготовки педагогических кадров.
Миссия форума – создание модели развития университетской системы непрерывного педагогического образования на научно-исследовательской и проектной основе.
Томский государственный педагогический университет организовал работу круглого стола по теме: «Моделирование системы непрерывного профессионального образования педагогов в условиях образовательного кластера».
«На круглом столе обсуждали смыслы, функции и опыт реализации концепции «опережающей подготовки педагога» («опережающего педагогического образования»), модель организации непрерывной педагогической практики на базе образовательных организаций (детский сад-школа), а также принципы и особенности организации безопасной системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи…» - отмечает Ирина Александровна, модератор круглого стола.
С докладами выступали педагоги-практики из МАДО № 13 г. Томска как активные участники образовательного кластера.
Каждый из участников образовательного кластера обозначил эффективные механизмы преемственности профильной организации, среднего педагогического и высшего педагогического образования в условиях образовательного кластера региона.
В завершении круглого стола наметили дальнейшие перспективы сотрудничества в рамках образовательного кластера, а также сформулировали актуальные исследовательские повестки в сфере образования.
«Система непрерывного профессионального образования педагогов требует изменения в сфере смыслов профессиональной подготовки, ее содержания и форм организации. Студент и педагог-практик должны понимать, что непрерывность образования – это необходимость, вызванная ситуацией в обществе и скоростью изменений в разных сферах жизни. Прохождение определенной ступени педагогического образования – это не завершение профессионально-личностного развития, а подготовка к следующему этапу образования. Опора на реальную образовательную практик в регионе и вовлеченность студентов в нее становится необходимым условием продуктивной и опережающей подготовки педагога. Для взаимосвязи предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагога необходимо переформатирование содержания и «рамок» некоторых учебных дисциплин (например, разработка курса «Метаметодика»), реализация преемственности в организации исследовательской деятельности детей, студентов и педагогов, реализация совместных научных и методических проектов (вуз-детский сад, вуз-школа), организация непрерывной (рассредоточенной) педагогической практики с 1-го до 5-го курса в образовательных учреждения региона, в т.ч. в формате стажировок в инновационных ОУ…» – резюмирует Поздеева Светлана Ивановна, д.пед.н., профессор Института детства и артпедагогики.
Тематики докладов:
1. Метаметодический аспект профессиональной подготовки педагога (Поздеева Светлана Ивановна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, заведующий лабораторией метаметодики Института развития педагогического образования).
2. Качество профессиональных знаний, педагогическая практика, оптимистическое мировоззрение будущего и современного педагога как основа взаимодействия всех уровней образования. (Брюханцева Наталья Васильевна, к.филос.н., председатель Томского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»).
3. Совместные научные проекты в системе «детский сад-вуз» как ресурс совершенствования исследовательского компонента в профессиональной подготовке педагога (Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент, зав.кафедрой дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ).
4. Проблемы преемственности на разных уровнях образования на примере организации исследовательской и проектной деятельности детей (Семенова Наталия Альбертовна, к.пед.н., директор Институт развития педагогического образования ТГПУ, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА).
5. Цифровая грамотность как стержневая компетенция в экономике XXI века: от школы к вузу (Нетесова Ольга Сергеевна, ст.преподаватель, н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды Института развития педагогического образования ТГПУ).
6. Современная цифровая образовательная среда - гарант высокого качества и доступности образовательных ресурсов для системы дошкольного образования в условиях информационной безопасности (Джиоев Энтони Цезариевич, педагог дополнительного образования МАДОУ № 13 г. Томска, магистр по направлению «Инженерное предпринимательство», 61 аспирант ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва).
7. Развитие рефлексивной компетенции педагога в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации (Азбукина Елена Юрьевна, к.п.н., доцент, методист МАДОУ № 13 г. Томска).
8. Наставничество как ресурс подготовки квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования. (Алеева Лариса Викторовна, заведующий МАДОУ № 13 г. Томска, аспирант ТГПУ).
9. Развитие системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Акулова Елена Геннадьевна, руководитель ресурсно-внедренческого центра инноваций Томской области по направлению «Мейнстриминг: равные условия при разных возможностях (способы социализации детей с ОВЗ через дополнительную образовательную и досуговую деятельность ДОУ», педагог-психолог МАДОУ № 13 г. Томска).
10. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей в условиях современной дошкольной организации (Реймхен Ирина Юрьевна, специалист по социальной работе, старший воспитатель МАДОУ № 13 г. Томска).
11. Образовательная среда как фактор повышения качества дошкольного образования в аспекте требований ФГОС ДО (Щигарцова Наталья Юрьевна, магистр по направлению «Управление персоналом», аспирант ТГПУ, руководитель базовой инновационной площадки регионального проекта «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Томской области», старший воспитатель МАДОУ № 13, г. Томск).
12. Практика построения региональной модели интеграции среднего профессионального образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров (Дроздецкая Ирина Александровна, к.пед.н., директор Института детства и артпедагогики, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ).
Ссылка на работу круглого стола: https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/e7a4e2b862cff0652168db9669e96ee5516bb16e-1632461894179