Родители и педагоги города посетили научно-практический семинар «Технология «Мягкая среда» для детей разных возрастов и вариантов развития» в ТГПУ
В Научной библиотеке ТГПУ Институт детства и артпедагогики провел научно-практический семинар «Технология «Мягкая среда» для детей разных возрастов и вариантов развития». К участию присоединились профессиональные педагоги, родители и обучающиеся ТГПУ.
Открыла мероприятие приветственным словом директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая:
«Впервые на базе Томского педагогического университета проходит данный семинар. Я уверена, что всем гостям будет интересно и полезно узнать и погрузиться в эту атмосферу мягкой педагогики, так как эта инновационная система уже имеет свои плоды и активно используется в работе педагогами как в Томске, так и за его пределами. Пусть эти знания помогут вам укрепить позитивное взаимодействие с детьми и их родителями».
С докладом «Организация и моделирование «Мягкой среды» для ребенка» выступила доцент кафедры дошкольного образования ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева, которая предоставила слушателям возможность познакомиться с интерактивными предметами: мячики-мнушки, вязаные скакалки и шерстяные рукавички для взаимодействия детей и родителей во время прочтения сказки. Также Елена Дмитриевна раскрыла потенциал мягкой среды, который заключается в развитии сенсорного, игрового, коммуникативного, творческого и терапевтического аспектов у ребенка и улучшает доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителем, так как процесс познания мира данным способом не вызывает конфликтных чувств и неуверенности в себе.
Использование «Мягкой среды» как эффективного нейропсихологического инструмента для развития детей на практике показали педагоги МАДОУ №61 Наталья Анатольевна Манойлова и Наталья Анатольевна Ильченко. Педагоги провели игры, которые организуют в работе с дошкольниками, для тренировки концентрации и перераспределения внимания, для практики ощущения себя здесь и сейчас, на активацию речи и взаимодействие с учителем. Участниками выступили слушателями семинара, чтобы на себе прочувствовать эффект от активностей.
Воспитатели МАДОУ №61 Марина Валерьевна Кобзева и Ксения Николаевна Ягина на сцене продемонстрировали искусство постановки «тихой» сказки, где декорации, герои и рассказ создаются детьми совместно с педагогами из подручных материалов – ткани, шнурков, бумаги и др.
Хореограф Екатерина Сергеевна Селиверстова и физруководитель Надежда Петровна Май из МАДОУ №61 поделились своим опытом работы над развитием физических данных детей, в том числе воспитанников с ОВЗ, при помощи инструмента «Шифоновая радуга», который помогает воспринимать физические занятия как увлекательную игру с яркими элементами и развивает мелкую моторику.
Интегративный подход в создании SOFT-мультипликаций при помощи подручных средств представили педагог изобразительного искусства Светлана Германовна Козлова и воспитатель Елена Николаевна Титова. Такая мультипликация, создающаяся самими детьми, развивает фантазию, влияет на социально-коммуникативное развитие и снимает психоэмоциональное напряжение.
Педагог Анна Иосифовна Чернова рассказала об опыте работы с детьми с логоневрозом, указав на то, что причинами данной проблемы в раннем возрасте могут служить пережитая острая травма, сильное эмоциональное потрясение или строгость взрослого человека, с которым дети ведут коммуникацию. Анна Иосифовна продемонстрировала несколько нейропсихологических игр на усмирение излишней двигательной активности и на преодоление языкового барьера.
«Для меня «Мягкая среда» в педагогике – это абсолютно новый метод работы с детьми, – говорит студентка факультета дошкольного и начального образования ИДиА ТГПУ Светлана Зайцева. – Сегодня я познакомилась с большим количеством интересных практик, которые перейму и буду использовать в работе в будущем. Большой плюс сегодняшнего семинара заключается в том, что можно было на практике ознакомиться с используемыми в работе материалами и поучаствовать в игровом интерактиве».
К завершению семинара гостям были представлены видеоматериалы, отражающие работу томских педагогов с детьми в технике «Вязаная графика», где для разработки картин и фигур используются нитки разных цветов и составов для развития тактильных ощущений и создания позитивного эмоционального фона через взаимодействие с яркими прикладными материалами.
Еще одно видео было предоставлено создателем развивающих материалов «Тафи», магистрантом ТГПУ Татьяной Дмитриевной Фицнер, которая выпустила обучающую игру для досуговой деятельности с использованием шнурков различной длины и цветов, складывающихся в картины и изображения животных. Во время игры с материалами «Тафи» происходит мягкое взаимодействие ребенка со взрослым, преодоление трудностей развития и самостоятельный подбор ребенком ресурсов для реализации задуманной идеи.
На семинаре слушатели смогли задать спикерам интересующие вопросы по воспитанию детей в «Мягкой среде» и подробно ознакомиться с прикладными материалами, представленными во время мастер-классов, чтобы грамотно использовать их уже в своей профессиональной деятельности.