9 декабря 2022 года на базе Точки кипения – Томск состоялся семинар "Национальная технологическая олимпиада: подготовка нового поколения инженеров и предпринимателей на базе российской электроники и программного обеспечения", спикером которого был руководитель методического отдела Национальной технологической олимпиады, начальник отдела координации разработки олимпиадных задач НИУ ВШЭ Пирог Татьяна Геннадьевна.
Национальная технологическая олимпиада – это командные инженерные соревнования для школьников и студентов, которые объединяют тех, кто хочет быть востребованным и решать действительно важные задачи с помощью современных технологий.
На мероприятии обсуждались вопросы технологического развития России и роли Национальной технологической олимпиады в инициировании и внедрении разработок, связанных с российской электроникой и отечественным программным обеспечением.
Участники мероприятия получили ответы на наиболее актуальные вопросы сегодняшнего дня, касающиеся обеспечения доступа к новым практикам и технологиям в области электроники, приборостроения и программирования для молодых людей и энтузиастов всех возрастов нашей страны.
В качестве примера были показаны инициативы, объединяющие как инновационные подходы к инженерной деятельности, так и технологическое предпринимательство: национальная кибер-физическая платформа «Восток», первая российская мобильная операционная система «Аврора».
Также были разобраны подходы к технологическому образованию молодежи в формате инженерных соревнований, построенных на выполнении заданий от реального сектора экономики; показано каким образом школьник, студент или молодой специалист может выстроить продуктивный путь в современных индустриях.
В качестве практического примера были даны задания на групповую работу, разный профиль которых позволял командам проявить неординарность мышления и креативный подход к стандартным задачам.
В семинаре приняли участие представители ТЭФ: старший преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Пак Р.Ю. и студенты группы 1101, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности Колегов А.А., Матевосян Т.В., Слободенюк А.И., Яковлева А.А., Личный А.В., Лыжин П.К., Полякова А.А., Гатина Е.Е., Мухамедшина А.К., Савинцева А.С.
Студентка Слободенюк А.И. отметила: «На семинаре спикер Татьяна Геннадьевна подробно объяснила, что такое Национальная технологическая олимпиада, ее основные этапы, а также базовые компетенции, которые необходимы для участия в ней, инженерные задачи, решаемые участниками в рамках НТО. Считаю, что подобные мероприятия полезно посещать не только студентам и школьникам, но и учителям, преподавателям, а также руководителям проектов (стартап проекты). В рамках семинара я научилась коллективным способом решать задачи, при изменении которых можно трансформировать их в проект».
12 декабря 2022
В Открытой лекции и интенсиву по социальному обучению для инноваторов и предпринимателей «Тренды в HR и T&D», прошедшей в Точке кипения 2 и 3 декабря приняла участие Варлачева Татьяна Борисовна, доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна.
На лекции рассмотрены тренды в HR и T&D, раскрыто понятие социального обучения, и практика внедрения в деятельность организаций разного формата.
Социальное обучение позволяет планировать и реализовывать образовательные активности через социальное взаимодействие, делать его более целенаправленным. Элементы социального обучения (отдельные методики) могут встраиваться практически в любой формат образовательных мероприятий. Социальное обучение — это активный процесс приобретения знаний. Это процесс, в котором мы учимся благодаря нашей личной активности.
9 декабря 2022
Дирекция федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек» по результатам летней практики отметила студентку ТЭФ Попову Татьяну Андреевну, обучающуюся по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Экономика и Право, проявившую ответственность, глубокие знания и большую личную заинтересованность в достижении хороших результатов в работе.
А также МДЦ «Артек» выражает глубокую признательность ректору ТГПУ Макаренко А.Н. и профессорско-преподавательскому составу ТЭФ за подготовку студентки Поповой Т.А., продемонстрировавшей творческую инициативу и необходимые профессиональные и общекультурные компетенции.
В благодарственном письме отмечено, что общая заинтересованность, нацеленность на взаимопонимание и партнерские отношения играют существенную роль в формировании и развитии кадрового потенциала МДЦ «Артек», что позволяет реализовывать проекты на высоком организационном и содержательном уровне.
МДЦ «Артек» высоко оценил совместную работу и выразил надежду на дальнейшее продолжение успешного сотрудничества и пожелал всему коллективу ТГПУ успехов на профессиональном поприще, благополучия и процветания.
8 декабря 2022
Участие сотрудников ТЭФ в проектной сессии «Томск - столица молодежной науки»
В проектной сессии «Томск - столица молодежной науки» по треку мероприятия «Молодежное предпринимательство» принял участие Волков Иван Алексеевич, преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна.
На мероприятие собрались студенты и молодые ученые, преподаватели, представители различных сфер знаний (IT, гуманитарные науки, дизайн и архитектура, технические и медицинские науки) Томских университетов и институтов. В первой части мероприятия было организовано знакомство, участники рассказывали друг другу о себе, делились своими достижениями в учебе, профессиональной и научной карьере, что способствовало налаживанию диалога и обмена идей.
После знакомства организаторы поставили участникам задачу разработать «Образ будущего федерального центра, посвященного молодежной науке». Для этого участники разделились на 4 команды по тематическим трекам.
Каждой команде, исходя из своего трека, нужно было представить шесть тезисов, формирующих концепцию развития тематического трека и одно тезис - предложение по модернизации молодежной политики в Томской области, а также создать презентацию и представить проект экспертам. Команды работали под руководством лидеров, которые выступали спикерами и презентовали проект экспертам.
Первая команда работала над треком «Тематические образовательные программы». Участникам нужно было подумать над тем, чему можно будет учить в центре, по каким направлениями и программам будет осуществляться подготовка. Результатом работы команды стали идеи по разработке программы, направленной на коммерциализацию и продажу научных исследований. Командой было предложено создать структуру молодежной политики, подчиненную напрямую губернатору Томской области.
Вторая команда трудилась над треком «Категории участников и их целевые запросы». Задача - представить потребителей услуг центра. На презентации команда представила идеи по привлечению школьников и студентов, педагогов, ученых и представителей администрации области к научной деятельности, созданию реальных научных и исследовательских задач, взаимному обучению внутри центра. Команда предложила создать условия по привлечению целевой аудитории и их взаимодействию в рамках научной деятельности.
Третья команда работала над треком «PR-стратегия. Имидж центра. Форматы продвижения». Участники должны были разработать предложения по продвижению, рекламе центра, созданию точки притяжения, привлечению потенциальных потребителей и молодых людей, занимающихся наукой со всей страны. Команда выдвинула идею по созданию бренда «Сибирские Афины» с целью продвижения молодежной науки и предпринимательства.
Четвертая команда работала над треком «Амбассадоры и партнеры». Лидером команды выступил Ульви Абдуллаев, председатель Томской региональной общественной организации "Российского союза молодёжи". Команда представила идею по созданию системы взаимодействия с экспертами из различных сфер из Томска и области, с целью привлечения их к разработке проектов в центре. Команда предложила привлечь инвесторов и партнеров из различных предприятий с помощью корпоративного обучения их сотрудников, подготовки кадров. Для этого была выдвинута идея создать специальное предложение для промышленных партеров по обучению и оказанию образовательных услуг.
Преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ Волков Иван Алексеевич - участник команды, работающей над треком «Амбассадоры и партнеры», поделился своими впечатлениями от мероприятия:
«Любой проект начинается с малого, всегда нужно с чего-то начинать, такие мероприятия позволяют найти единомышленников для работы над совместным проектом, развить собственные «soft skills» (коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, креативные навыки, умение работать с информацией, стрессоустойчивость) работая в группе в ограниченном промежутке времени под руководством лидера. Мне, как дизайнеру, художнику и преподавателю такой опыт очень полезен, так как моя сфера деятельность предполагает постоянное общение, передачу знаний и идей, нужно уметь говорить так, чтобы тебя понял собеседник. Проекты подобного плана помогают выйти из зоны комфорта, и познакомиться с людьми из других сфер знаний, в процессе общения может появиться идея для собственного проекта или бизнеса. Мне было очень приятно познакомится с лидером нашей команды Ульви Абдуллаевым, он очень харизматичный лидер, разбирающийся в различных сферах знаний».
После презентации проектов, эксперты, в числе которых Ректор ТГПУ, доктор физико-математических наук, доцент Макаренко Андрей Николаевич, Губернатор Томской области Мазур Владимир Владимирович высказали своё мнение и предложения. Губернатор Томской области заявил о том, что работа над проектом должна быть начата, и предложил участникам объединиться для обмена идеями.
7 декабря 2022
Студенты дизайнеры посетили форум «Российская креативная неделя - Сибирь» в г. Красноярск
Знакомство студентов ТЭФ 3 курса по направлению подготовки профессиональное обучение (по отраслям), профиль декоративно-прикладное искусство и дизайн с креативными индустриями, началось в октябре 2022 года в рамках мероприятий проекта «Креативные индустрии. Работа в Сибири», организованного Департаментом труда и занятости населения Томской области и Союза Дизайнеров России.
Для студентов Григорьевой Анастасии, Кривенко Марии, Страж Екатерины, Токуреевой Ульяны, томский проект стал отправной точкой начала реализации своей творческой деятельности.
24 - 25 ноября 2022 года, по приглашению организаторов форума «Российская креативная неделя - Сибирь», студентки отправились в г. Красноярск.
«На всех нас произвели сильное впечатление масштаб мероприятия и площадка для его проведения - Сибирский федеральный университет. Чтобы узнать новое и поделиться имеющимся опытом приехали студенты вузов и СПО, дизайнеры, бизнесмены, творческие люди со всей России, те, кому близка тема Сибири и креативных индустрий.
В университете хорошо развита рекреационная зона. В перерыве между мероприятиями можно было присесть на диван со стаканом кофе или чая. Было много волонтеров, которые всегда были готовы помочь в любом вопросе, особенно тем кто оказался в Красноярске впервые»,- поделилась впечатлениями Мария Кривенко.
24 ноября студентки ТЭФ посетили первую дискуссию - «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН: ОТ КОПИРОВАНИЯ К ОРИГИНАЛАМ». Модератором дискуссии выступала Александра Бобрецова, уже знакомая студентам по первому проекту в Томске.
В числе спикеров выступили: Виталий Ставицкий (Президент Cоюза дизайнеров России). Марика Таубе (Главный тренер Национальной сборной России по профессии «Промышленный дизайн»). Марина Сафронова (Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения).
Во время дискуссии студенты узнали о потенциале российских производителей на рынке дружественных стран, особенностях российского промышленного дизайна и влиянии исторического наследия на современных дизайнеров. Полезная информация была и в плане создания нового визуального облика отечественных товаров и воплощения в жизнь актуальных решений развития внутреннего промышленного продукта. Актуализировался аспект о значении в практической деятельности дизайнеров декоративно - прикладного искусства национальных культурных кодов России.
В рамках программных мероприятий форума, студенты ТЭФ стали участниками открытого разговора по теме - «Концепция развития креативных индустрий – перевод творчества на язык экономики» в присутствии заместителя Министра культуры РФ.
В ходе открытой встречи студенты узнали, что в сентябре 2021 года Правительством Российской Федерации была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р). Это событие дало старт формированию необходимого базиса для поддержки сектора, впервые обозначив ключевые понятия в законодательном поле.
В формате открытого разговора прошло обсуждение хода реализации концепции в субъектах, результатах, барьерах и предложений по поддержке креативных индустрий в регионе.
На дискуссии - «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА НХП: НУЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ИНДУСТРИЕЙ?» студенты узнали о возможностях преобразования современных народно - художественных промыслов в полноценную индустрию, технологиях работы народно - художественных промыслов советского периода, площадках и платформах продвижения ремесленной продукции.
Встреча студентов с экспертами позволила расширить знания в индустрии дизайна и народных художественных промыслов.
Второй день форума, 25 ноября, студенты посетили мастер – классы в сфере декоративно - прикладного искусства и дизайна.
Первым стал новогодний мастер - класс по росписи акриловыми красками стеклянных шаров, далее мастер - класс по росписи матрешек из дерева.
«На протяжении всего пребывания в зимнем саду Сибирского федерального университета нас окружали замечательные «Елки России» - это уникальная новогодняя коллекция, вдохновленная наследием народных художественных промыслов и ремесел России.
Проект в полной мере популяризует культурное наследие, народных художественных промыслов и ремесел России, создает глобализацию в современный интерьер и городскую среду. Эмоций было вполне достаточно, но на этом мы не остановились, внимание привлек стол «ТАЙГART» - это выставка с работами, изображенными на открытках была обращена к теме леса через работы молодых Красноярских художников о Тайге, как об особом месте, наполненном тайнами, ритуалами, личными историями и мифами. Каждый мог выбрать понравившееся изображение, написать на нем пожелание и отправить в новый, 2023 год», - вспоминает Анастасия Григорьева.
Благодаря знакомству с Александрой Бобрецовой, основателем первого акселератора проектов туриндустрии «ТурАкселератор», а также основателем медиа проекта российской интеллектуальной конференции «INRU», студентам ТЭФ удалось посетить единственную в России высшую школу гастрономии от lnstitut Paul bocuse.
«В институте создана инновационная образовательная среда, позволяющая профессионально обучать высококвалифицированных управленцев международного уровня для индустрии гостеприимства, он также сотрудничает с крупными ресторанными сетями, международными компаниями, образовательными центрами, куда студенты выезжают на практику», - рассказала Страж Екатерина.
На экскурсии студенты изучили внутренний уклад института, познакомились с оборудованием учебных кабинетов, технологиями и практиками обучения.
«Суровый Красноярский ветер не поставил под сомнение наше желание - посетить российскую креативную неделю. Опыт полученный благодаря лекциям, выставкам и людям на форуме - бесценен. Нам удалось совместить теорию и практику при посещении мероприятий - это очень важно и безусловно поможет каждому из нас реализовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности. Подобные форумы существуют для творческих знакомств, обмена опытом, поиска партнеров, помощников и создания коллабораций.
Приятно было почувствовать себя частью профессионального сообщества, проектирующего будущее национальной креативной экономики», - в заключении отметила Токуреева Ульяна.
5 декабря 2022
Томский государственный педагогический университет выступил площадкой проведения шестой Общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант», собрав более 300 участников – студентов и школьников Томска. За организацию и проведение акции в ТГПУ ректору Андрею Николаевичу Макаренко, зав. кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ Анастасии Игоревне Копытовой и доценту кафедры Ольге Анатольевне Нестеровой вручены благодарственные письма Вольного экономического общества России и Организационного комитета диктанта.
2 декабря 2022
Предакселерационные пробы студентов ТЭФ с участием трекера "Академии управления WINbd"
23 ноября 2022 года студенты ТЭФ под руководством директора бизнес-инкубатора Арышевой Галины Владиславовны приняли участие в тренинге развития компетенций технологического предпринимательства «Дизайн-спринт» в рамках участия обучающихся в SIBMED-Акселераторе (https://pt.2035.university/accelerator/123).
Тренинг проводил Александр Смирнов, старший трекер «Академии управления WINbd», старший трекер SIBMED Акселератора.
На мероприятии участники тренировались в подготовке команды к акселерационной программе, что даёт возможность:
- получить доступ к продуктовым лекциям и презентациям экспертов;
- получить сопровождение трекера;
- выступить со своим продуктом перед отраслевыми экспертами и партнёрами ВУЗа;
- пройти базовые стадии развития стартапа за время дизайн-спринта.
Во время тренинга студенты получили опыт работы в команде, освоили новые методы обучения (экстренная генерация идей, методы по сплочению коллектива и формированию команды для работы над проектом), что актуально для будущих педагогов, а также приобрели навыки определения круга задач в рамках поставленной цели и выбора оптимальных способов их решения. Полученные компетенции помогут им в будущем при решении личных и профессиональных вопросов.
«На мастер-классе студенты смогли уйти от простой мысли к созданию инновационных, современных решений анализируемых проблем и проработать их с учетом минимизации финансовых затрат на реализацию проекта», - рассказала о мероприятии Галина Владиславовна.
«Команды уже пришли с большим багажом знаний, которые были получены в рамках дисциплин «Стратегическое планирование», «Планирование и прогнозирование в экономике», что позволило быстро сориентироваться в большом объёме задач и информации. Ребята активно поучаствовали в мероприятии, быстро справлялись с задачами и получили хорошие результаты», - прокомментировал трекер Александр Смирнов.
Результатом мероприятия стали идеи стартапа, которые сгенерировали 9 команд. Это: освещение неосвещаемых участков пешеходных дорог в сельской местности с применением датчиков движения; организация обратной связи на дороге, используя камеры и диспетчерскую службу, которая при выявлении опасной ситуации сможет своевременно вызвать спасателей; создание раскрасок-антистресс, терапевтических тетрадей, блокнотов, которые помогут людям справиться со своими нервными напряжениями и переживаниями и другие. Также команды провели профилирование и сегментацию целевой аудитории, сформулировали гипотезы о проблеме, оценили рынок, описали решение и ценность для клиента и запланировали дальнейшие шаги по развитию стартапа.
Студентка Шаларь Каролина, отметила: «Спикер очень интересно и познавательно подавал материал, обучение было веселым и легким, с такими методами обучения мы ранее не сталкивались. Я убедилась, что наш мозг может связать несвязанные вещи и упаковать в идеи».
«Мероприятие было важным и полезным. Я разобралась для чего и для кого нужен проект, идея, которую мы придумали», − пояснила студентка Кнор Карина.
1 декабря 2022
Команда ТГПУ традиционно принимает участие в олимпиаде уже три года – в этом году, как и в прошлом, заняв почетное первое место
В этом году Олимпиада проводилась с 21 по 25 ноября в онлайн формате. Также предусмотрен второй тур в марте, предполагающий очное участие и проверку практических навыков команд. VII Региональная открытая олимпиада по безопасности жизнедеятельности среди студентов высших учебных заведений организована на базе института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета. В 2022 году участие в олимпиаде приняло 25 команд. Конкуренцию команде ТГПУ составили команды восьми вузов и пяти колледжей различных профилей, причем некоторые образовательные организации выдвинули несколько команд одновременно. География участников составила от Западной Сибири до Урала и волго-Вятского региона России.
От ТГПУ в составе команды «Цунами» участие принимали студенты 3-5 курса бакалавриата ТЭФ, обучающиеся по профилям Технология и Безопасность жизнедеятельности и 1 курса магистратуры по профилю Профессиональное обучение: Ломовская Софья, Кириллова Татьяна, Радченко Светлана, Муливенко Елизавета, Ноткина Виктория, Трифонова Ольга, Гатина Елена. Руководителем команды выступила Синогина Елена Станиславовна, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности.
В этом году онлайн-олимпиада состояла из 6 заданий, которые участники выполняли в течение установленного времени:
- визитная карточка - представление команд в коротком видеоролике до трех минут, который необходимо было подготовить заранее и выслать Оргкомитету еще до начала олимпиады;
- конкурс плакатов по теме «Школа – безопасная зона»;
- теоретический тур олимпиады: квиз, в котором командам необходимо было одновременно ответить на 5 тематических блоков вопросов по таким темам, как теоретические основы безопасности жизнедеятельности, ЗОЖ и здоровье, первая помощь, туризм и автономное выживание, опасности и чрезвычайные ситуации, психология безопасности, экологическая безопасность, гражданская оборона;
- теоретический тур олимпиады: лично-командное первенство, в котором всем участникам олимпиады предлагалось индивидуально выполнить одинаковое тестовое задание в течение ограниченного количества времени;
- практический тур олимпиады заключался в подготовке ответов на ситуационные задачи по темам «Основы туризма и автономного выживания», «Гражданская оборона», «Первая помощь», «Основы пожарной безопасности»;
- бонус-тур олимпиады: кроссворд, команды за 20 минут должны были решить кроссворд, подготовленный Оргкомитетом по теме «90 лет Гражданской обороне России» и содержащий 25 вопросов.
Такие разноплановые задания позволили студентам не только проявить сформированные знания по БЖД и основам первом помощи, но и умение действовать в чрезвычайных ситуациях и в военное время, высокий уровень морально-психологического состояния и физического воспитания, навыки работы с видеофайлами и ресурсами, способность творчески подходить к выполнению заданий и креативность, умение эффективно устанавливать дружеские контакты и работать в команде. Результаты олимпиады – показатель успешности студентов ТГПУ в учебной деятельности!
«В этом году задания олимпиады были намного сложнее, чем в предыдущем году, – поделилась Елизавета Муливенко, студентка группы 1191. – Пришлось вспоминать как можно построить убежище своими руками из подручных средств и подавать сигналы о помощи с земли в случае ситуации автономного выживания, а затем записывать видео- и фото-ответы. Ситуация сильно осложнялась плохими погодными условиями, а ведь такие задания необходимо выполнять вне помещения».
«Интересные вопросы были представлены в квизе – целый блок был связан с безопасностью в интернете, – рассказала Ломовская Софья, студентка группы 1181. – Так как, эта тема тесно связана с основным направлением моей научно-исследовательской деятельности, затруднений у команды не возникло. В следующем году мы планируем закрепить свой успех и надеемся снова занять призовое место на олимпиаде».
«В этом году мы придумали действительно оригинальный и креативный видеоролик, в котором представили нашу команду, – отметила Ольга Трифонова, студентка группы 721М. – Приятно было видеть, что его оценили по достоинству. Благодаря качественной подготовке каждого члена команды и поддержке руководителя команды мы снова смогли занять первое место, оторвавшись от соперников на целых 10 баллов».
По итогам олимпиады команда ТГПУ «Цунами» были награждена дипломами I степени в номинации «Визитка» и «Кроссворд», а также дипломами III степени в номинациях Теоретического тура.
По общим результатам выполнения заданий олимпиады команда Томского государственного педагогического университета вышла абсолютным победителем. Следующий шаг – представление вуза на оффлайн «Турнире победителей» в марте 2023, на который приглашаются команды, занявшие первые 10 строк турнирной таблицы первого этапа согласно рейтингу. Там команде предстоит преодолеть дистанцию «Полоса безопасности», поучаствовать в спортивных состязаниях и подготовить творческие задания.
Поздравляем команду с победой и желаем успехов в очном туре!
29 ноября 2022
На базе Национального исследовательского Томского политехнического университета с 22 по 25 ноября 2022 г прошла XV Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы машиностроения». На открытии конференции выступили руководство ТПУ, научно-исследовательских институтов РАН, ведущие ученые ВУЗов России и представители компании АСКОН. Участниками конференции стали не только ученые РФ, но и представители Германии, Франции, Китая и других зарубежных стран.
К участию в конференции допускались заверщенные научно-исследовательские работы, написанные на русском и английском языке и соответствующие заявленным требованиям. Представители технолого-экономического факультета Томского государственного педагогического университета приняли очное участие и выступили с двумя научными докладами под руководством к.т.н., доцента, заведующего кафедрой профессионального обучения, технологии и дизайна Исмаилова Г.М.
- Исмаилов Г.М., Ноткина В.О., Слободенюк А.И., Гайворонская З.В., Корехова А.Р. «Определение динамических характеристик материалов элементов гибких кабелей».
- Зюба Р.В., Лопатин В.В., Ноткина В.О., Родикова А.С. «История и проблемы создания вечного двигателя».
В первом докладе предложены методы определения динамических характеристик материалов для машиностроения, такие как металлы, полимеры, резина и другие. С использованием математической программы Matlab определяются динамические характеристики с использованием параметрической модели трибологического взаимодействия. На основания полученных результатов можно прогнозировать, какой из материалов более износостойкий при циклических деформациях гибкого кабеля. Такой подход позволяет подбор материала гибких кабелей на стадии проектирования для увеличения их долговечности.
Второй доклад посвящен вопросам истории и создания вечного двигателя. В докладе дается обоснование возможности создания вечного двигателя. Ответ однозначен: нет. Вечный двигатель создать невозможно, так как нарушает законы физики. Люди не отказываются от идеи создать такой двигатель. Человечество всегда будет стремиться создавать совершенные механизмы и машины, которые будут более технологичными и иметь высокий коэффициент полезного действия по сравнению с предыдущим поколением. Таким образом, развитие научно-технического прогресса будет постоянным.
Студент первого курса ТЭФ Зюба Руслан поделился впечатлением: «Я впервые принимал участие с докладом в международной конференции. Хоть она и прошла в дружественной обстановке, было очень волнительно. Здесь выступали ученые, аспиранты и магистранты со своими результатами научной деятельности в области машиностроения. Были представители зарубежных стран. На конференции обсуждались актуальные проблемы применения высоких технологий в машиностроении. Для начинающего ученого это был бесценный опыт для продолжения научной работы и в области технологии обработки материалов».
Все представители ТЭФ ТГПУ: заведующий кафедрой профессионального обучения, технологии и дизайна Исмаилов Г.М. и студенты направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности: Ноткина В.О. - гр.1191, Слободенюк А.И. - гр.1101, Гайворонская З.В., Корехова А.Р. – гр.1111, Зюба Р.В., Лопатин В.В., Родикова А.С. - гр.721 получили сертификаты участников международной конференции.
28 ноября 2022
В 2023 году в образовательные программы школ и колледжей будет включен курс по основам обороны государства и военной подготовки. Поговорим о роли учителя и предмета ОБЖ в формировании у молодежи культуры безопасности и начальных военных навыков.
Технолого-экономический факультет является профильным факультетом в ТГПУ, готовящим учителей ОБЖ, в том числе и образовательной площадкой для получения педагогических навыков по основам военной службы студентами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профилей) Технология и Безопасность жизнедеятельности.
История.
Мы помним, с чего начиналась наша история.
«Первый набор студентов по дополнительной специальности «Учитель ОБЖ» произошел в Томском государственном педагогическом университете в 1997 году, выпуск состоялся в 2002 году. В 2017 году началось сотрудничество кафедры Безопасности жизнедеятельности ТГПУ и МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района Томской области. Организованный усилиями директора Мирненской школы Василевской М.Н. кадетский класс МЧС стал важной профильной площадкой для отработки практических навыков профессиональной деятельности будущих учителей ОБЖ. Студенты, в рамках дополнительных занятий работали со школьниками, как в реальной среде школы, так и во внеурочной деятельности на базе ТГПУ», – рассказала заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ Е.С. Синогина.
По мнению нынешнего директора МБОУ «Пожарно-спасательный лицей» Томского района Томской области (ранее Мирненская СОШ) Абдулаева Д.В. (выпускник ТГПУ по профилю безопасность жизнедеятельности и активный участник данного проекта на протяжении всех этих пяти лет), - «Дополнительные занятия по ОБЖ со школьниками 5-го класса – профильного кадетского класса МЧС, на которых в роли педагогов выступают студенты 3-5 курсов повышают мотивированность школьников, а у студентов ответственность к изучению вопросов обороны и защиты государства. Совместно-организованные занятия школьник-студент-наставник являются наилучшими условиями формирования гражданской позиции, отстаивающей традиционные ценности близкие каждому русскому человеку, и в этом нет ничего парадоксального ведь ядро нашей совместной работы – предметная область об обороне и защите государства».
Таким образом, став точкой сопряжения школьный предмет и вузовская дисциплина на новом организационно-методическом и личностно-деятельностном подходах раскрыли свое содержание, направленное на изучение теоретических вопросов обороны государства, правовых основ военной службы, защиты населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и при возникновении военных действий. Организованные, при участии наставника, совместные занятия по отработке практических умений строевой, огневой, тактической подготовки, оказания первой помощи позволили школьникам и студентам приобрести навыки, оказывающие влияние на осознанное профессиональное самоопределение и развитие. Сегодня это хорошо видно по выпускникам кафедры БЖД ТГПУ. Наши первые студенты-волонтеры в работе со школьниками: Колмаков С.В., сегодня учитель ОБЖ школы №28 г. Томска, активный наставник школьников-участников олимпиадного движения по ОБЖ, военно-патриотических игр, соревнований и эстафет; на разных уровнях системы образования по профилю подготовки успешно работают Жданова А.Г., Доронин Д.А., Чудная Ю.В. и другие.
Современность.
Особую роль, в наши дни, приобрела изучаемая студентами дисциплина «Основы военной службы», предусматривающая формирование следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего учителя ОБЖ: способность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; способность к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей; способность к освоению и использованию теоретических знаний и практических умений и навыков в предметной области при решении профессиональных задач.
Содержание дисциплины актуализировано с учетом практики школ (новых ФГОС), дополнено положениями военной доктрины РФ и вопросами отношения российского государства к международным вооруженным конфликтам и использованию в них Вооруженных сил РФ; значительное внимание в ходе изучения дисциплины уделяется боевым традициям и символам Вооруженных сил РФ, правам и обязанностям военнослужащих, порядкам службы по контракту и альтернативной военной службы, системе взаимоотношений в воинском коллективе.
На изучение данной дисциплины в учебном плане выделяется 5 зачетных единиц, она изучается в течение двух семестров на третьем курсе бакалавриата; аудиторные занятия по «Основам военной службы» включают в себя лекционные, практические и лабораторные работы. Помимо получения теоретических знаний по дисциплине, студенты отрабатывают практические навыки, используя материально-техническое обеспечение вуза (специализированный кабинет, тир, спортзал, бассейн) и специализированную базу стратегических партнеров ТГПУ и технолого-экономического факультета.
Благодаря плодотворному сотрудничеству кафедры БЖД с выпускниками, занятыми как в сфере образования: Бланк В.С., Романцов И.И., Просин А.С. и другими, так и с выпускниками, выбравшими профессиональный путь в органах МЧС – Каричева Е.Ю., Ласточкин И.Ю. и МВД – Гусева Н.А. и другими, расширяется база практической подготовки для следующих поколений студентов: МБОУ «Пожарно-спасательный лицей» Томского района Томской области, МАОУ Заозерной СОШ № 16 г. Томска, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска и другие.
Расширяется и география наших абитуриентов, сегодня направление «Безопасность жизнедеятельности» выбирают не только выпускники школ Сибири и ближнего зарубежья, но и выпускники педагогических вузов европейской части России.
Перспективы.
Весной 2022 г. в соответствии с методическими рекомендациями Академии Минпросвещения России в рамках реализации проекта «Ядро высшего педагогического образования», с целью обеспечения единого подхода к структуре, содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям ее реализации в любом вузе Российской Федерации, в предметно-методический модуль по профилю Безопасность жизнедеятельности была введена дисциплина «Основы обороны государства и военной службы».
Образовательными планами на будущее поделилась Елена Станиславовна Синогина, заведующая кафедрой БЖД ТГПУ - «В случае введения в образовательную программу школы начальной военной подготовки не нужно опасаться излишней милитаризации. Обучающиеся будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат, старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение современных боевых машин, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп. Для дисциплины ОБЖ перечисленные разделы не являются чем-то новым и неизвестным, как видим, модули по указанным темам уже длительное время существуют в структуре дисциплины ОБЖ и данные разделы присутствуют в учебном плане бакалавров педагогического образования по профилю Безопасность жизнедеятельности. Естественно, что в соответствии с требованиями времени, Министерство просвещения РФ решило уделить серьезное внимание к формированию у школьников начальных военных навыков, что, в свою очередь, является основой для патриотического воспитания, физического развития, обучению ответственности за свои поступки. Данную инициативу поддержало Минобороны РФ. Возможно, начальная военная подготовка школьников будет организована в рамках внеурочной деятельности. Необходимыми средствами обучения, высококвалифицированными педагогическими кадрами и базами практик для подготовки педагогов начальной военной подготовки технолого-экономический факультет обладает».
Педагоги, студенты, школьники, выпускники, партнеры – Мы вместе, а значит и качество прирастать будет! Русские своих не бросают!
23 ноября 2022
Новости 251 - 260 из 713
Начало | Пред. | 24 25 26 27 28 | След. | Конец