Новые возможности практической подготовки будущих педагогов по востребованным профилям; технология, БЖД, ДПИ и дизайн
Отзвенели последние звонки, закончились защиты выпускных квалификационных работ, вручены дипломы бакалавров и магистров, а жизнь на факультете технологии и предпринимательства планомерно течет привычным ходом. Так, для студентов 1-4 курсов, пока еще только мечтающих получить долгожданный диплом о высшем образовании, наступила пора сессий. Каждый студент ФТП знает, что чтобы успешно сдать теорию, необходимо доказательно, на примере практической действительности, подтвердить то или иное положение по каждому вопросу в экзаменационных билетах. Не секрет, что для работодателя главным критерием отбора выпускника вуза, является его профессиональная компетентность, многовариантная профильная мобильность и практикоориентированная подкованность. Становиться профессионалами-практиками во многих видах деятельности, студентам ФТП позволяют учебные планы, разработанные в соответствии с требованиями стандартов нового поколения. Отличительной особенностью новых учебных планов является насыщенная практическая подготовка студентов, в том числе и в рамках учебных и производственных практик, графики прохождения которых логично выстраиваются после теоретического обучения, затем идет процесс погружения в реальную среду, закрепление теории на практике и далее проверка уровня сформированных компетенций в рамках промежуточной аттестации.
Сегодня в быстроменяющихся условиях, на выпускников факультета, как молодых педагогов по востребованным профилям подготовки: технология, безопасность жизнедеятельности, декоративно-прикладное искусство и дизайн, возлагается особая миссия в плане формирования профориентационной и предпрофессиональной готовности обучающихся разного возраста к непрерывному саморазвитию в соответствии с запросами инновационной экономики. Учитывая взаимопересекающиеся интересы ТГПУ и профильных Департаментов общего и профессионального образования г. Томска и Томской области в 2020-2021 учебном году существенно расширились границы потенциальных мест практик, включая центры образования цифрового и гуманитарного профилей “Точка роста” и детский технопарк «Кванториум».
Так, во время учебных практик на базе детского технопарка «Кванториум», студенты 1 и 2 курсов получили возможность попробовать себя в качестве разработчиков игр и мероприятий, экскурсоводов, помощников вожатых и преподавателей «Кванториума. Для большей активности детей, студенты, под руководством опытных наставников, подготовили банк игр на знакомство ребят – делая акцент на их командное взаимодействие и развитие навыков коммуникации в ролевых играх.
Например, на кругосветке «Экополия» ребятам нужно было спасти планеты, которые находились на грани экологической катастрофы. Перед детьми стояла задача пройти станции-планеты и выполнить задания, которые для них разрабатывали студенты под руководством наставников- практиков. На игре «Космическая заварушка» ребята вместе со студентами собирали детали для ракеты, с помощью которых можно было починить ее и добраться домой. На Квизе «Мы – знатоки экологии» студентами разработана викторина про актуальные проблемы экологии. Цель игры: познакомить ребят с проблемами экологического характера и расширить их кругозор. Своя игра по тематике «Аэроквантум» помогла участникам игры отточить интеллектуальные способности и узнать новое о мире авиатехники.
Помимо разработок командных игр, студенты примерили роли вожатых - педагогов на сменах «Аэросмена» и «Прогер-смена». Из рассказа студентов: «На смене «Аэросмена» были два отряда по 10-13 человек. Каждый день проходил примерно так: с утра разминка, танцы, игры, потом проводились мастер-классы с перерывом на 10 минут, в конце обязательно проводилась командная рефлексия о впечатлениях приобретенного опыта. В рамках смены проводилась кругосветка, на которой дети зарабатывали жетоны, чтобы купить детали и приспособления для сборки самолета. Цель игры, чтобы дети всем отрядом собрали один общий самолет.
Также студенты выступали и в роли экскурсоводов по таким направлениям детского технопарка «Кванториум», как Биоквантум, Аэроквантум, Геоквантум, VR/AR, IT-квантум, Промробоквантум, Космоквантум.
Главным результатом практик стали отзывы детей, которым было интересно слушать студентов, особенно о строении летательных аппаратов, работать вместе с ними на 3D-принтере и делать разные модели летательных аппаратов из пенопласта и деревянных палочек. Все дети сказали, что им понравились смены и они хотели бы снова прийти поучиться у молодых наставников.
Студенты старших курсов проходили летнюю производственную практику в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей “Точка роста”, благодаря установившимся взаимовыгодным взаимоотношениям педагогического университета с профильными Департаментами, запустившими с этого учебного года проект создания образовательных кластеров по отраслям. Студентам факультета технологии и предпринимательства, как потенциальным претендентам будущего перспективного трудоустройства была предоставлена возможность выбора баз практик, в частности «точек роста» в следующих профильных организациях Томской области: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района; МАОУ СОШ № 64 г. Томска; МАОУ Богашевская СОШ им. А,И. Федорова Томского района; МБОУ Зоркальцевская СОШ Томского района; МБОУ Зырянская СОШ Зырянского района; МБОУ Молодежненская СОШ Томского района; МАОУ Каргасокская СОШ-интернат№ 1; МАОУ Спасская СОШ Томского района; МБОУ Тогурская СОШ им. С.В. Маслова; МАОУ Копыловская СОШ Томского района.
В период практики студенты многое чему научились и оказали полезную помощь при разработке мероприятий в соответствии с профилем подготовки их обучения в вузе и связанных с планами деятельности центров «Точка роста». Например, в рамках прохождения практики некоторыми студентами были проведены мероприятия и занятия с детьми, посещающих летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Оранжевое лето - 2021». Целью реализации программы лагеря являлось создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. В данном лагере проходила смена «Путешествие по странам и контингентам», имеющая несколько направлений: образовательно-содержательное, физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое. В рамках смены студенты разработали мероприятия, направленные на знакомство детей с географией, историей, культурой, обычаями, традициями, особенностями менталитета других стран. Таким образом, дети в увлекательной форме вместе с молодыми наставниками, за 10 дней совершили кругосветное путешествие по всему миру.
Для реализации образовательных мероприятий, в том числе и приуроченных ко Дню защиты детей, студентами активно использовалось цифровое оборудование центра «Точка роста». Например, участникам детского праздника предлагалось посетить 4 волшебные страны и познакомиться с правилами проживания в этих странах. Для этого командой студентов разных профилей подготовки были разработаны методические материалы по направлениям: страна умелые ручки (выполнение оригами из бумаги на скорость); страна безопасности (составление слова из букв (название стихий: вода, воздух, огонь) и сбор пазла; страна нанотехнологий (участникам предлагалось собрать стандартного робота из конструктора LEGO Mindstorms EV3); страна дружбы (в этой стране царит дружелюбие и уважение (участникам мероприятия предлагалось поиграть в музыкальную игру «Танец в парах»).
По результатам учебных и производственных практик все студенты подготовили отчетную документацию, содержащую не только описание хода и содержательной части практики, но и собрали материалы, которые станут заделом для их научных исследований по темам, актуальным для заказчиков образовательных событий. Образовательными итогами учебных и производственных практик студентов стали защиты их презентационных материалов на отчетной конференции в присутствии наставников-практиков, в ходе которых можно было констатировать о достаточно высоком уровне сформированности следующих компетенций: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.
Сотрудники и студенты факультета технологии и предпринимательства благодарят всех практикующих педагогов - наставников, за профессионализм, доброжелательность и чуткость, проявленные по отношению к «молодым всходам» будущего поколения новой гвардии практикоориентированных педагогов!