ТЭФ проводит курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР с 23 сентября 2025 по 12 октября 2025

ТЭФ проводит курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР с 23 сентября 2025 по 12 октября 2025

Курсы повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» направлены на совершенствование профессиональных компетенций учителей, преподающих предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Программа разработана в рамках государственного задания Минпросвещения РФ ««Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий, длится три недели (72 академических часа).

Программа курса ориентирована на освоение современных методик обучения ОБЗР, содержание которой расширено по сравнению с прежним курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено новым модулям – «Военная подготовка. Основы военных знаний» (8–9 классы) и «Основы военной подготовки» (10–11 классы).

Программа включает изучение вопросов, связанных с современными военными технологиями, такими как робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты, системы связи и тактическая медицина, способствуя формированию у обучающихся культуры безопасности и готовности к защите Отечества.

«Цель программы – предоставить педагогам современные знания и практические инструменты для формирования у школьников готовности к защите Отечества и безопасному поведению в экстремальных ситуациях, – отмечает заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности Елена Станиславовна Синогина. – Мы делаем акцент на практико-ориентированных методах обучения: использовании цифровых тренажёров, VR/AR-симуляторов, кейсов и игр, моделирующих реальные чрезвычайные ситуации. Особое внимание уделяем возрастным особенностям, развитию стрессоустойчивости и гражданско-патриотических ценностей. Наша задача – подготовить учителей, способных не только качественно преподавать ОБЗР, но и воспитывать ответственное и готовое к защите Родины поколение».

Курсы повышения квалификации представляют собой комплексную программу, в которой ключевую роль играют сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности. Каждый из них отвечает за определенный содержательный модуль, обеспечивая преемственность знаний и формирование у слушателей целостной системы профессиональных компетенций.

Открывает программу и задает ее идеологический и нормативный вектор Федотов Андрей Сергеевич, к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, курирующий первый раздел – «Государственная политика в области подготовки обучающихся к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». В его задачу входит формирование у педагогов четкого понимания целей и ценностных ориентиров предмета ОБЗР. Через организацию самостоятельной работы слушателей Андрей Сергеевич актуализирует знания о ключевых нормативных документах: федеральном государственном образовательном стандарте, федеральной образовательной программе, законах «Об образовании в Российской Федерации», «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе». Его работа направлена на то, чтобы учителя осознали междисциплинарную роль ОБЗР как площадки для воспитания личности безопасного типа, патриотизма и гражданской ответственности, а также понимали преемственность в обучении для разных возрастных групп – от базовых моделей поведения в 8-9 классах до готовности к военной службе в 10-11 классах.

Следующий критически важный аспект подготовки – психологическая устойчивость – раскрывается в разделе, который ведет Ломовская Софья Анатольевна, преподаватель кафедры БЖД, аспирант ТГПУ. Ее модуль «Психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях» носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Софья Анатольевна не только проводит теоретическое занятие по методам оценки психоэмоциональной готовности школьников, но и проводит практические занятия, где учителя отрабатывают техники формирования стрессоустойчивости, саморегуляции и принятия решений в условиях неопределенности. Особенностью ее работы является организация рефлексивной деятельности слушателей: написание эссе на острые темы, такие как «Преодоление паники и мобилизация ресурсов личности» или «Индивидуальный подход к обучающимся при формировании навыков преодоления страха». Это позволяет педагогам осмыслить свой опыт и выработать персонализированные подходы к психологической поддержке школьников в кризисных ситуациях.

Наиболее комплексный и насыщенный практикой раздел программы – «Основы выживания и защиты в условиях боевых действий и экстремальных ситуаций» – реализуется в синергии двумя специалистами: Синогиной Еленой Станиславовной, к.ф.-м.н., заведующим кафедрой БЖД и Ахмеджановым Рафиком Равильевичем, д.б.н., профессор кафедры БЖД. Синогина Е.С. осуществляет общее научно-методическое руководство модулем, обеспечивая его целостность и соответствие современным вызовам. Она курирует теоретическую часть, охватывающую широкий спектр тем: от классификации, механизмов действия и защиты от оружия массового поражения до действий в техногенных и социальных чрезвычайных ситуациях. Ахмеджанов Р.Р. берет на себя ключевую роль в проведении практических занятий, где слушатели отрабатывают навыки оказания первой помощи на поле боя, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также алгоритмы выживания в различных экстремальных условиях.

Правилам поведения в условиях автономного выживания в природной среде обучает Кирилл Михайлович Глазырин, преподаватель кафедры БЖД, спасатель третьего класса Томской областной поисково-спасательной службы.

Совместная работа ученых, преподавателей и специалистов-практиков позволяет создать мощный учебный блок, где глубокое теоретическое понимание подкрепляется современным научным знанием и отработкой жизненно важных практических умений, а итоговое тестирование по разделу объективно оценивает готовность педагогов передать эти знания школьникам.

Таким образом, работа каждого сотрудника кафедры безопасности жизнедеятельности представляет собой четко выверенное и логически обоснованное звено в единой образовательной цепи. Программа выстраивает траекторию от государственной политики и психологии к навыкам выживания и защиты и способствует формированию навыков учителя ОБЗР не просто как преподавателя-предметника, а как компетентного специалиста, готового сформировать у школьников жизненно-важные действия в экстремальных ситуациях современного мира и защите Родины.