Благодарность в адрес ТЭФ за участие в вебинаре по вопросам использования обновленной инфраструктуры при реализации дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
24 сентября в ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» состоялся первый в серии вебинаров по вопросам использования обновленной инфраструктуры в программах подготовки педагогических кадров. Вебинар проводился в целях обеспечения информационно-методического сопровождения реализации проектов обновления инфраструктуры педагогических вузов в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети». В рамках вебинара свои доклады представили сотрудники педагогических университетов России, осветив современные подходы к методической подготовке будущих учителей ОБЗР, практикам формирования навыков безопасного поведения обучающихся, а также вопросам патриотического воспитания.
Вступительный доклад представила модератор вебинара – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Шадринского государственного педагогического университета Пономарева Людмила Ивановна. В своем выступлении по теме «Современные технологии методической подготовки будущих учителей ОБЗР» она обозначила целевые ориентиры и теоретико-методологические основания преподавания дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» в вузе, подчеркнула ключевые отличия ОБЗР от курса ОБЖ, а также представила регламентирующие документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса. Тем самым доклад задал рамки дальнейшего обсуждения на вебинаре.
Особый интерес вызвало представление ведущих технологий методической подготовки по ОБЗР, среди которых технология военных сборов, кейс-технология, основанная на анализе геополитических реалий, технология сетевого взаимодействия с силовыми структурами, а также разнообразные игровые форматы: военно-стратегические и деловые игры, сюжетно-ролевые и интерактивные методы обучения. Эти подходы были охарактеризованы как наиболее перспективные для формирования у будущих педагогов практико-ориентированных компетенций и повышения мотивации к усвоению курса.
Доклад по теме «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся средствами событийного подхода» представил старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Мочалов Олег Юрьевич. В своем выступлении он обозначил ключевые требования к методической подготовке будущего учителя ОБЗР. Особый акцент был сделан на необходимости освоения студентами событийных практик как в рамках формального, так и неформального образования, активного использования потенциала социального партнерства, а также вовлечения обучающихся в процесс проектирования и реализации собственных образовательных событий. Важной составляющей докладчик назвал обеспечение эмоциональной вовлеченности студентов, которая является условием формирования устойчивых навыков безопасного поведения и учебно-методических компетенций будущих педагогов.
Также на вебинаре выступили представители Набережночелнинского государственного педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В.Г. Короленко.
ТГПУ на вебинаре представила заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ Синогина Елена Станиславовна. Ее доклад был посвящен теме влияния методики обучения ОБЗР на мотивацию школьников и их готовность к действиям в условиях риска. В докладе были представлены результаты исследования, проведенного среди педагогов Томска и Томской области, которое выявило ключевые проблемы в обучении по предмету в школе: дефицит материально-технической базы, ограниченность практической подготовки и низкий уровень мотивации школьников.
Особое внимание было уделено возможным решениям: внедрению симуляционных и игровых технологий, использованию базы данных «Методический навигатор» с практико-ориентированными методическими ресурсами, усилению практической составляющей обучения, а также развитию партнерства с военными и спасательными структурами.
Обсуждение показало, что повышение качества обучения ОБЗР напрямую связано с обновлением инфраструктуры и применением современных методик, которые делают обучение более наглядным, практико-ориентированным и мотивирующим для школьников.
В заключение Пономарева Л.И. подвела итоги вебинара, показав, что предмет «Основы безопасности и защиты Родины» находится в фокусе внимания педагогического сообщества и требует системных изменений в организации учебного процесса. Обсуждения подтвердили, что без укрепления материально-технической базы, увеличения доли практико-ориентированных форм обучения и развития партнерства с военными и спасательными структурами невозможно обеспечить качественную подготовку обучающихся к действиям в условиях риска.
Общее впечатление от вебинара можно охарактеризовать как продуктивное и ориентированное на поиск практических решений. Представленные доклады задали направления дальнейшей работы: создание региональных методических центров по ОБЗР, разработка и внедрение единой цифровой платформы по ОБЗР, создание программы целевой подготовки и повышения квалификации педагогов по ОБЗР. Впереди предстоит масштабная работа по устранению выявленных недостатков и реализации потенциала обновленной инфраструктуры, что позволит вывести преподавание ОБЗР на новый уровень и сделать его более востребованным, актуальным и значимым для современного вуза и школы.














