На ТЭФ подвели итоги конкурса-выставки «Отходы в доходы 2025»
В рамках Национальных проектов «Молодежь и дети», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика»; государственных программ «Обращение с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области», «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов»; регионального проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области на 2021-2025 годы» на базе Технолого-экономического факультета Томского государственного педагогического университета в марте-апреле 2025 года был проведен конкурс-выставка «Отходы в доходы».
Цель Конкурса выявить одаренных школьников и студентов, создать условия для раскрытия их личностного творческого потенциала, самореализации и профессионального определения в сфере предпринимательства и охраны окружающей среды.
Отходы в доходы — это актуальный вопрос, который подчеркивает необходимость рационального использования ресурсов в условиях ограниченности природных запасов. Переработка и вторичное использование отходов не только снижают нагрузку на экологию, но и открывают новые экономические возможности. Внедрение технологий, позволяющих превращать отходы в полезные продукты, становится ключевым фактором устойчивого развития и создания «зеленой» экономики.
Участники конкурса «Отходы в доходы» предлагали инновационные решения, направленные на переработку вторичных материалов в повседневной жизни, создавая изделия, которые безопасны для здоровья и окружающей среды. Они разрабатывали проекты по использованию пластиковых отходов, бумаги и других материалов в строительстве, сфере лесного хозяйства, производстве и быту, демонстрируя эффективные и экологически чистые подходы к рациональному потреблению.
В ходе подготовки работ к конкурсу они осознали свою ответственность по отношению ко всему, что нас окружает. Поняли, что не следует загрязнять окружающий мир, а нужно делать его еще прекраснее.
На конкурс были поданы работы по трем наиболее значимым на сегодняшний день тематикам: научный продукт, арт-объекты и проектная деятельность.
Все они входят в понятие экологическая целесообразность и оптимальная рационализация ресурсной деятельности и в тоже время являются и педагогической категорией, так как вопросы разворота эмоциональной, осознанной, мотивационной педагогической деятельности в экологическую нишу, раскрывающую творческий ценностно-смысловой потенциал личности - это задача федерального уровня. А о вопросах монетизации позволяет задуматься экономика, что помогает сократить путь от проектной работы до собственно рыночной и попытаться представить себя на начальном этапе экономическим субъектом, так или иначе связанным с рыночной деятельностью.
«Несмотря на то, что конкурс является начальной отправной точкой в формировании экологического сознания населения, он имеет огромные смысловые последствия. Ведь не всегда важно прийти к глобальному конечному результату. Главное, что каждому из нас нужно начать с себя, поставить именно себе личную экологическую проблему (посмотрите вокруг себя, что вы видите ежегодно после долгой и снежной зимы?). Нам следует формировать экологические привычки и вносить свой посильный вклад в рациональное использование природных ресурсов и сохранение природы. Если каждый гражданин России ежедневно проявит заботу об окружающей природной среде, то таким образом он поможет решению глобальных экологических проблем», - отметила Копытова А.И.
Итоги конкурса:
Номинация «Арт-объект из вторичного сырья»
1 место «Подставка для ручек учителю биологии «Стрекоза на цветке»», Черепов Александр Павлович, Жендарев Алексей Вячеславович, Низмутдинов Александр Вадимович. студенты 2 курса (рук. Былина О.И.) ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск
2 место «Платье из фантиков и не только», Лукьяненок Ангелина Павловна, студентка 2 курса (рук. Повх И.В., Терехина Л. Р.) ОГБПОУ «Томский базовый медицинский колледж», г. Томск
3 место «Кукла на Масленицу», Копытова Екатерина Максимовна, ученица 9 класса (рук. Копытова А.И.) МАОУ школа Перспектива г. Томска
Номинация научно-исследовательская работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»:
1 место «Кому-отходы - кому доходы. Это все о зелени и коре пихты сибирской», Кондыков Тарас Денисович, студент 1 курса (рук. Суворова М.В.) ОГБПОУ Первомайский филиал Томский аграрный колледж
2 место «Предпринимательская деятельность в сфере лесного хозяйства: лесовосстановление, уход за лесом, охрана лесов от пожаров», Федорова Кристина Прокопьевна, студентка 2 курса (рук. Копытова А.И.) ТГПУ.
3 место «Вермикомпостирование как эффективный способ переработки органических отходов», Зубов Роман Андреевич, студент 2 курса (рук. Былина О.И.) ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск
Номинация проектная работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»:
1 место «Повторное использование парафина как возможность для устойчивой переработки», Котова Валерия Михайловна, Решетняк Варвара Степановна, студенты 1 курса (рук. Семенова А.В.) ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства», г. Томск
2 место «EcoFiber», Красильников Михаил Михайлович, студент 2 курса (рук. Мартыненко Д.А.) ОГБПОУ Томский политехнический техникум, г. Томск
3 место «Производство биоугля из сельхозотходов: рисовая шелуха и скорлупа орехов», Настенко Марк Евгеньевич, студент 1 курса (рук. Былина О. И.) ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск
Дипломы и сертификаты участников доступны по ссылке https://disk.yandex.ru/d/qFYBY1BU7mmRIQ .
30 апреля 2025
Как преподаватели ТЭФ обучают финансовой грамотности студентов ТГПУ
В субботу 19 апреля 2025 года в развлекательном комплексе «Факел» прошел семейный финансовый фестиваль «ФинБум» в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», который посетили студенты ФПСО Томского педагогического университета.
В локации городской среды, специалисты-практики банковской сферы подготовили яркую и насыщенную площадку, направленную на реализацию задачи правительства - развитие умений и навыков финансово-культурной сферы. Было организовано шесть интерактивных площадок: детская зона, фотозона с инкассаторским автомобилем и фотобудка с искусственным интеллектом. В Финансовом квартале были представлены яркие информационные стенды банков и государственных организаций.
Студенты ТГПУ прошли множество станций, где в игровой форме, с применением искусственного интеллекта у них была возможность попробовать себя в разных финансовых сферах как на бытовом, так и на высокопрофессиональном уровне. При полном погружении пройти данную локацию за два часа было невозможно, такой насыщенной оказалась встреча. Они посетили площадку по профориентации, прошли квест «Изумрудный город». В зале второго этажа была возможность пройти мастер-классы и лекции, в частности про томских купцов-меценатов.
«Нестандартный подход, яркость, красочность интерактивность мероприятия показывает значимость данной дисциплины на всех возрастных уровнях. Мы, как педагоги, должны быть в передовых. Именно поэтому, учитывая значимость темы: «финансовая грамотность», у меня как руководителя не было сомнения в участии», - рассказала Анастасия Игоревна Копытова, зав. кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ.
В условиях цифрового хауса, который наиболее остро проявляется в образовании, кардинально разрушая главное звено, движущую силу образовательного процесса – мотивацию, необходимо быстро и целенаправленно перестраивать коммуникативное взаимодействие со студентами. Школа-праздник, школа радости - только сейчас становится понятным значимость установок педагогов-новаторов прошлого.
В школе будущего тренинги и нестандартные подходы станут ключевыми элементами образовательной системы, так как традиционные методы обучения уже не справляются с вызовами быстро меняющегося мира. Вот почему они критически важны. Студенты на мероприятии увидели инновационные педагогические подходы к данной теме, направленные на развитие soft skills в искусственно созданной геймофицированной среде, что помогает формировать навыки, которые не заменят даже самые продвинутые ИИ. Сюда можно отнести ролевые игры финансовой сферы для развития критического мышления.
«У нас была возможность осуществить погружение в реальные сценарии», - консатировали Харина Анастасия, Валерия Алалыкина и другие ребята.
«Симуляции, проектная работа, хакатоны - это возможность применить финансовые знания на практике», – сообщила Полина Швецова.
А Маша Карпова отметила: «Мне очень понравились бизнес-симуляции для изучения экономики».
«Сейчас происходит быстрая адаптация к изменениям. В мире, где профессии устаревают за 5–10 лет, короткие интенсивные тренинги, например, по работе с новыми технологиями, станут нормой», - обобщила Нестерова Оксана Анатольевна.
«Моя задача - вывести студентов за шаблоны, показать реальность с финансово-экономических позиций, постоянно демонстрируя, что экономика и финансовая грамотность, как системная ее часть - это не скучно, молодежно и значимо для личностного роста», -резюмировала Санфирова О.В.
Действительно, обучение через эксперимент, где методы и ошибки являются частью процесса, развиваются креативность и самостоятельность. Также изучение финансовой грамотности может проходить через рисование в комиксах жизненных ситуаций и т.д. Междисциплинарность, смешение предметов, узконаправленное целеполагание – один из педагогических подходов и приемов обучения, применяемых кафедрой. Так, психология, педагогика и ИИ готовят к решению комплексных задач, с которыми столкнутся будущие поколения. Поэтому не просто «финансовая грамотность», а финансовая грамотность для психологов, математиков, педагогов - это разные системные вариации. В новой системе преподавания меняется роль учителя. Он превращается в наставника и фасилитатора, который создает среду для экспериментов, помогает интерпретировать данные от ИИ-платформ (например, аналитику успеваемости), мотивирует через персонализированные задачи.
Именно поэтому мы, как специалисты, претендующие на роль новаторов, используем любую возможность городской среды для реализации правительственно важной задачи - обеспечение возможности получения финансово-экономических знаний.
22 апреля 2025
На ТЭФ прошел мастер-класс «Изготовление броши к 80-летию Великой Победы»
16 и 17 апреля на технолого-экономическом факультете прошел мастер-класс по изготовлению броши из фоамирана в технике аппликация в кабинете постоянно действующей экспозиции арт-объектов и изделий декоративно-прикладного творчества под руководством зав. кабинетом Немковой Вероники Михайловны. В основу изделия легли такие символы дня Победы и мира как красная гвоздика и белый голубь с зеленой оливковой веточкой.
Большинству известно, что Георгиевская лента являются символом памяти о Победе в Великой Отечественной войне и знаком вечной признательности ветеранам, освободившим мир от фашизма, а ее предыстория уходит в период правления Екатерины II, но мало кто задумывается о других символах и их значении.
Например, красная гвоздика на мемориалах и могилах является символом памяти, уважения к погибшим воинам и глубокой скорби, а в качестве подарка ветеранам олицетворяет мужество, героизм и благодарность. Символичность данного цветка зародилась еще в древности. Его называли «Зевсовым цветком», использовали как оберег и дарили победителям, а также в военное время в него закладывали смысл «Выдержи. Победи. Вернись».
Белый голубь с оливковой веточкой или «Голубь мира» является неотъемлемой частью мирных демонстраций, посвящённым проблемам мира и разоружения. В библии голубь являлся символом доброй вести. Во время всемирного потопа по оливковой веточке в клюве Ной понял, что земля близко. Из таких небольших, но очень важных мелочей складывается история, и формируются взгляды.
Весь мастер-класс содержал как воспитательную, так и образовательную составляющую. Мы постарались вложить как можно больше смысла в работу, так как люди, воспитанные в духе патриотизма, чаще проявляют ответственность за судьбу своей страны, участвуют в общественной жизни и стремятся внести вклад в её развитие. Настоящий патриотизм учит уважению к другим народам и культурам, признавая при этом важность сохранения собственных традиций.
В процессе мастер-класса студенты 1 и 3 курса направления подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн и направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Технология и безопасность жизнедеятельности, также приобрели следующие знания и навыки:
1. получили навыки работы с фоамираном и сопутствующими инструментами;
2. узнали много исторических фактов о происхождении символов праздника;
3. улучшили навыки организации рабочего места.
По итогу работы у каждого получилась изящная и вдохновляющая брошь к 9 мая, а также студенты интересно провели время, получили новый опыт, обменялись знаниями и сделали много запоминающихся фотографий.
Больше фотографий в группе в ВК: https://vk.com/exposition_tspu
22 апреля 2025
Просветительское мероприятие совместно с банком России для студентов ТГПУ
Кафедра экономики и предпринимательства продолжает формировать финансовую культуру студентов в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года и Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы».
15 апреля 2025 года совместно с Банком России для студентов проведено просветительское мероприятие «Cash-дебаты: говорим, считаем, побеждаем». В дискуссионном формате участники обсудили как работает экономика, в чём состоит роль Банка России в ее развитии, а также что такое инфляция и почему важно удерживать ее стабильно низкий уровень.
«Труд, капитал и технологии - три кита, на которых базируется наша экономика. Экономика растет циклично, зависит от кредитных, сырьевых, культурных, политических условий, - констатировала Анастасия Сергеевна Кузнецова, руководитель направления экономического отдела Отделения Томск Банка России. - Задача центрального банка – избежать сильных отклонений экономики от потенциала и связанного с этим повышения инфляции».
«Контрциклическая денежно-кредитная политика мягко нивелирует кризисные процессы, а умелое руководство в данной сфере способствует безопасному прохождению острых финансово-экономических углов. Индекс потребительских цен считает Росстат, и он отражает уровень нашей жизни», – обобщила Санфирова О.В., преподаватель ТЭФ.
Шулякова Татьяна Михайловна, начальник экономического отдела Отделения Томск Банка России, в форме диспута рассмотрела следующие вопросы:
Как вы понимаете фактор спроса и фактор предложения?
Когда образуется дефицит бюджета?
Как влияет дефицит кадров на экономический рост?
Страхи населения и инфляция: как связаны?
Какие финансовые рычаги регулирования экономики вы можете назвать?
Эксперты банка проверили усвоение материала. Студенты с интересом вступали в дискуссию и пытались ответить на поставленные вопросы.
Финансовая жизнь человека - это как река, текущая среди холмов экономических событий. Её течение зависит от решений Центрального банка, которые словно ветры меняют направление над водной гладью. Именно эти изменения направления ветра, представленные информационными карточками, составили основу учебного задания.
Карточки финансовых маршрутов, отражающие годовые отчёты Банка России, стали своеобразным ориентиром, помогающим осознать влияние макроэкономической погоды на личные финансы студентов. Ветер экономической стабильности, либо штормовые порывы инфляции становятся реальными ощущениями каждого гражданина.
Студентам было предложено почувствовать себя туристами-исследователями и отправиться в путешествие по собственной финансовой траектории. Они выбрали маршруты, представляющие собой ключевые моменты в жизни экономики страны. Затем попытались объяснить, каким образом движения мирового финансового океана способны отразиться на бережливости кошельков простых россиян, живущих в реальности между зарплатой и расходами.
«Это мероприятие стало возможностью увидеть взаимосвязь личного бюджета и глобальных процессов сквозь призму человеческого опыта, делая финансовые знания близкими каждому участнику образовательного процесса», - подвела итог встречи Нестерова О.А., преподаватель ТЭФ.
17 апреля 2025
Студенты ТЭФ приняли участие в VI Всероссийской олимпиаде по менеджменту и маркетингу
В марте 2025г. студенты первого курса технолого-экономического факультета, обучающиеся по направлению подготовки Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление приняли участие в VI Всероссийской олимпиаде по менеджменту и маркетингу, организованной Образовательным учреждением высшего образования Южно-Уральским технологическим университетом.
Целью олимпиады являлась пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к менеджменту и маркетингу через решение практических задач в этих направлениях.
Олимпиада проходила в дистанционном формате в один этап.
Участники олимпиады выполняли творческие задания по теории менеджмента и теории организации, маркетинга и функциональных областей менеджмента, что дало им возможность проверить уровень знаний в будущей профессии.
По итогам участия студенты технолого-экономического факультета получили сертификаты участников, добавив их в свое профессиональное портфолио.
16 апреля 2025
14 апреля 2025 года при содействии кафедры экономики и предпринимательства прошла открытая лекция Гильдебрандт Анны Михайловны, руководителя проектов ООО «Производственная безопасность и экология», на тему «Управление ИТ-проектами в производственном секторе».
На лекции эксперт на конкретных примерах разобрала жизненный цикл проекта с точки зрения ресурсов, рисков, управления и документации. Она пояснила студентам зачем компании нужна информационная система учета данных и как ее создать, а также поделилась практическими кейсами трехлетнего опыта работы и особенностями автоматизации в производственной сфере.
«Встреча с представителями работодателей жизненно необходима для подготовки будущих специалистов. Студентам важно услышать о реальных вызовах, с которыми сталкиваются менеджеры проектов, об их успехах и ошибках. – прокомментировала Анастасия Игоревна Копытова. – Теория становится по-настоящему ценной, когда подкреплена опытом практиков».
Студенты с интересом слушали практикующего специалиста. Они отметили, что лекция была познавательной и информативной. А также попросили, чтобы таких встреч проводилось побольше.
«Мы познакомились с программой 1С, с которой еще не знакомы, увидели работу организации изнутри, думаем, что это будет нам полезно в дальнейшем», – высказались первокурсники, студенты 742 группы – будущие менеджеры.
Студентка Дана Хромых отметила: «В ходе лекции я поняла основные посылы проекта. Также было интересно узнать о работе организации: как формируются задачи для реализации проекта и как решаются проблемы».
15 апреля 2025
В номинации «Молодые ученые» были отмечены 90 студентов томских вузов, среди них в направлении «Гуманитарные науки» первокурсница магистратуры ТЭФ Виктория Ноткина.
Молодой исследователь изучает методы преподавания дисциплины «Труд» в СОШ (мотивация учеников, роль мелкой моторики и т.д.) и практики декоративно-прикладного творчества.
Среди последних научных активностей выступление на IX Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование в системе «школа-колледж-вуз»: традиции и инновации» с докладом «Проблема реализации ФРП ООО «Труд (технология)» для обучающихся 5 классов» и последующей публикацией.
Сегодня готовятся к выпуску две статьи ВАК «Декоративно-прикладное творчество как средство развития мелкой моторики и речевых навыков у детей» и «Развитие креативного мышления у обучающихся СОШ по предмету «Труд (технология)».
15 апреля 2025
На ТЭФ прошел Открытый областной конкурс по технической графике (черчению) «Эпюр Монжа»
9 апреля 2025 года на базе ТЭФ состоялся Открытый областной конкурс по технической графике (черчению) «Эпюр Монжа», организованный технолого-экономическим факультетом ТГПУ совместно с МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 16 структурное подразделение «Наша гавань».
Конкур проводится с целью выявления творческого потенциала и графической грамотности технически одаренных обучающихся.
Задачи конкурса:
- популяризация графической культуры;
- обогащение логического, пространственного и образного мышления обучающихся;
- формирование мотивации обучающихся к освоению международного языка техники;
- выявление одаренных обучающихся.
Проверить свои чертежно-графические способности и посостязаться в области международного языка техники смогли обучающиеся 8-11х классов общеобразовательных школ: МАОУ школа «Открытие», МАОУ гимназия № 56, МАОУ СОШ № 16, МАОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, МАОУ СОШ № 43, МАОУ СОШ № 16 структурное подразделение «Наша гавань», а также студенты СПО и ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж».
Всего приняло участие более 40 человек.
Участники конкурса могли выбрать одну из нескольких номинаций: «Группа геометрических тел», «Изображения – виды, разрезы, сечения», «Комплексный чертеж и изометрия». Также старшеклассникам было предложено дополнительное задание из курса «Начертательная геометрия». Конкурс длился более двух часов.
Конкурсные работы будет оценивать жюри, в числе которых представители технолого-экономического факультета, МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 16 структурное подразделение «Наша гавань», МАОУ СОШ № 43 г. Томска
«Участие в подобных конкурсах дает возможность обучающимся продемонстрировать свои таланты, и узнать на каком уровне находятся их навыки. Конкурсы мотивируют на создание чего-то нового, креативного и уникального», - поделилась своим мнением Самолюк Надежда Геннадьевна, один из членов жюри.
Экспертная оценка чертежей будет состоять из правильного выбора изображений, компоновки на поле чертежа, проекционной связи, правильной расстановки размеров. Также оценивается качество выполнения и оформления чертежа в соответствии с требованиями ГОСТ Единой системы конструкторской документации.
Результаты будут объявлены после 14 апреля и размещены на официальных сайтах организаторов.
Наградные материалы по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1pWl4l-xtX-x_dHa4iwkkTQtyVbLOchjh?usp=sharing
14 апреля 2025
24 апреля 2025 года в рамках V Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» состоится проблемно-методический семинар на тему «Современные подходы к обучению основам безопасности и защиты Родины: технологии, методы и педагогические модели».
Семинар организован для ученых, педагогов, руководителей образовательных организаций, аспирантов и магистрантов. Его цель – разработка рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения и практики преподавания учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Ключевые темы для обсуждения:
- Современные методики формирования у учащихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях.
- Использование тренажерных систем и виртуальных моделей в практико-ориентированном обучении.
- Анализ педагогических технологий и дидактических средств в преподавании ОБЗР.
- Проблемы и успешный опыт реализации предмета в школах.
- Профессиональная подготовка педагогов и методическое сопровождение учебного процесса по ОБЗР.
- Разработка учебно-методических материалов для достижения образовательных результатов.
- Цифровые технологии, VR/AR и симуляторы в обучении ОБЗР.
Формат мероприятия: смешанный (онлайн и офлайн).
Модератор семинара: Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ.
Семинар проводится в рамках госзадания Минпросвещения РФ, направленного на комплексный анализ преподавания ОБЗР, и предполагает активное взаимодействие с образовательными учреждениями Томской области.
Приглашаем всех заинтересованных специалистов присоединиться к дискуссии и внести вклад в развитие у обучающихся навыков и установок, необходимых для прохождения военной службы и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подробная информация в информационном письме.
10 апреля 2025
Эстафета по финансовой грамотности прошла на ТЭФ
Кафедра экономики и предпринимательства продолжает работу в рамках первого этапа Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы» в 2025 году «Сберегай и приумножай» (6 марта по 15 мая 2025 года) реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года.
«Все больше адаптируя финансово-экономический практикум к той специальности, в рамках которой реализуется данная дисциплина, я как заведующая, поставила педагогам более расширенную задачу: не просто научить финансовым механизмам, не просто показать, как выстраивать свой безопасный финансовый маршрут, но и задать себе как педагогу, главный вопрос. А как я смогу учить финансовой культуре в рамках своего предмета? Ведь не для кого не секрет что миром движет капитал и часто это движение может стать катастрофическим для личности. Вопрос психического здоровья школьников как никогда стал зависим от понимания финансового благополучия и финансового благосостояния. Кстати, для многих эти термины оказались идентичными, к сожалению», - сказала А.И. Копытова.
Реализуя поставленные задачи, доценты кафедры экономики и предпринимательства Нестерова О.А., к.э.н., эксперт Регионального центра финансовой грамотности Томской области и Санфирова О.В., к.п.н., разработали методическую концепцию занятия.
28 марта Ольга Владиславовна провела в рамках занятия дебаты со студентами ФПСО на тему «Психология и педагогика в финансовой среде». Студентам были предложены вопросы, которые они выбрали для обсуждения, например, такие как:
1. Влияние родителей на формирование финансового мышления детей.
2. Влияние денег на психологическое поведение человека.
3. Влияние когнитивных искажений на финансовое поведение.
4. Роль психологии в распознавании финансовых мошенников.
5. Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа финансового мышления.
После обсуждения представленных вопросов проводилась работа по карточкам, на которых был написан вопрос самими студентами для обсуждения. Студенты разделились на команды. Карточки перемешивали, и каждая команда выбирала себе вариант для работы и через 5-7 минут переходили к дебатам, но к сожалению, не все удалось реализовать в рамках одного занятия. Смотрим, пробуем, осваиваем и междисциплинарим - предложили в итоге студенты.
Финансовая грамотность и педагогика тесно связаны через процесс формирования у обучающихся навыков рационального финансового поведения и ответственного отношения к денежным ресурсам. Педагогика разрабатывает методы и подходы для эффективного обучения финансовой грамотности с учётом возрастных особенностей, когнитивных способностей и социального контекста учащихся. Особое значение имеет семейная педагогика, где родители транслируют детям модели финансового поведения через повседневные практики.
«Современные педагогические стратегии делают акцент на формировании критического мышления для противодействия мошенничеству и необоснованным тратам, что превращает финансовую грамотность в инструмент социализации и адаптации к экономическим реалиям», - констатировала Петрова Арина.
«В условиях цифровизации экономики, когда мошенники активно используют социальную инженерию и фишинговые технологии, знание базовых принципов безопасности (проверка реквизитов, анализ подозрительных звонков/сообщений, управление персональными данными) становится неотъемлемой частью финансовой культуры. «Это здорово, что педагогические программы по финансовой грамотности в нашем вузе включают кейсы с примерами распространённых афер (микрозаймы, инвестиционные «пузыри», фейковые благотворительные сборы). Мы их обсуждали на паре, и у нас была возможность услышать опыт своих одногруппников, моделируя ситуации для развития «финансовой бдительности»», – отметила Лилианна Олейникова.
Особую роль играет понимание психологических механизмов мошенничества — от создания искусственного дефицита до эксплуатации доверия, что позволяет не только избегать рисков, но и формировать устойчивые поведенческие паттерны. Внедрение таких знаний в образовательные стандарты и программы социального просвещения способствует снижению уязвимости населения, особенно пенсионеров и подростков - главных целевых групп финансовых злоумышленников.
Работа с родителями по формированию финансовой грамотности детей представляет собой важное направление педагогической деятельности, поскольку именно семья является первым и ключевым институтом социализации в сфере финансового поведения. Эффективные формы взаимодействия включают проведение родительских собраний с разбором возрастных особенностей финансового воспитания (например, выдача карманных денег младшим школьникам или обсуждение семейного бюджета с подростками), организацию совместных детско-родительских мастер-классов по составлению личного финансового плана, а также консультации по вопросам моделирования грамотного финансового поведения в повседневной жизни (совместные покупки, планирование накоплений). Особое внимание уделяется просветительской работе о рисках детской импульсивной потребительской культуры и способах ее коррекции через игровые формы обучения (настольные экономические игры, квесты).
«Важным аспектом является формирование у родителей осознания их роли как трансляторов финансовых ценностей - от разумного отношения к рекламе до понимания важности сбережений, что требует от педагогов не только предоставления методических материалов, но и создания условий для рефлексии собственных финансовых привычек взрослых», - обобщила Белехова Полина.
Эмоциональная сфера личности оказывает существенное влияние на формирование типа финансового мышления, определяя склонность к рациональному или импульсивному финансовому поведению. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют более взвешенный подход к денежным вопросам - они лучше контролируют спонтанные покупки, способны откладывать вознаграждение и трезво оценивать инвестиционные риски. В то же время, такие эмоциональные особенности как тревожность могут приводить к чрезмерной финансовой осторожности и упущенным возможностям, тогда как склонность к поиску острых ощущений часто коррелирует с рискованными финансовыми решениями. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в ситуациях экономической нестабильности, когда под влиянием стресса даже финансово грамотные люди могут принимать необдуманные решения. Формирование здорового финансового мышления поэтому требует не только развития когнитивных навыков расчета и планирования, но и работы с эмоциональными реакциями - обучения техникам саморегуляции, осознания триггеров импульсивных трат и развития эмоциональной устойчивости к манипулятивным маркетинговым стратегиям.
9 апреля 2025
Новости 31 - 40 из 719
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец