
После окончания механико-математического факультета ТГУ М.И. Слободской начал свою научную деятельность в качестве младшего научного сотрудника Научно-исследовательского института прикладной математики и механики при ТГУ. С 1972 года работал в ТИСИ (ныне ТГАСУ), где занимал разные должности от ассистента до ректора. Занимался исследованиями в области имитационного моделирования процессов прочности и пластичности.
Под руководством М.И. Слободского ТГАСУ дважды становился лауреатом национального конкурса «Лучшие учебные центры РФ» (2010 , 2011 гг.), вышел в лидеры на уровне России среди профильных вузов, вошёл в десятку лучших университетов Сибири по объему хоздоговоров с предприятиями.
Коллектив Томского государственного педагогического университета выражает соболезнования родным и близким, коллегам, ученикам доктора физико-математических наук, профессора, ректора ТГАСУ (2005-2012 гг.) Михаила Ивановича Слободского, который ушёл из жизни 13 июля.
Прощание с Михаилом Ивановичем состоится 15 июля в 14.00 часов по адресу: ул. Высоцкого, 24 (Бюро ритуальных услуг «Белый ангел»).
14 июля 2021
Литературный сквер ТГПУ: Татьяна Мейко
В Научной библиотеке им. А.М. Волкова продолжается реализация проекта «Литературный сквер ТГПУ», открывающего поэтические таланты и писательское мастерство специалистов вуза, томичей и жителей Томской области.
Героиня нового выпуска – томский прозаик, поэт, педагог Татьяна Ефремовна Мейко, член Союза писателей России (1994 г.), выпускница отделения журналистики ТГУ (1989 г.) и Высших литературных курсов Литературного института имени М. Горького в Москве (1999 г.), автор более 14 книг, большинство из которых написаны в жанре философско-поэтической сказки. Писательница – бессменный член жюри ежегодного Международного фестиваля-конкурса детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир», руководитель литературной студии «ЮГ» при Доме детского творчества «У Белого озера».
14 июля 2021
Скорый поезд по направлению в Крым: отряд «Клевер» ТГПУ открывает новый сезон
Сегодня, 13 июля, Студенческий сельскохозяйственный отряд «Клевер» ТГПУ отправился в шестой трудовой сезон. С вокзала «Томск 1» скорый поезд увез студентов Педагогического в крымскую деревню «Андреевка», где, недалеко от города Севастополь, расположен совхоз «Качинский +».
В этом году сезон по-настоящему особенный: впервые на целину единовременно выйдет 19 бойцов, что значительно больше прошлогодних, на которые стабильно выезжало не более 12 человек. Состав делегации 2021 – это 7 опытных активистов, для которых целина станет уже второй или третьей, и 12 новобранцев, готовых впервые провести лето в работе студенческого отряда.
Ранее кандидаты в отряд прошли сложный путь: позади остались мероприятия, на которых они обучались и раскрывали свой творческий потенциал. Каждым были пройдены обучающие курсы «Школа молодого бойца» ВШСО ТГПУ и «Школа профильных отрядов» Томского регионального отделения МООО «Российские студенческие отряды», где будущие бойцы знакомились со структурой РСО, законами и традициями организации, а также спецификой сельскохозяйственной работы. Теперь студентам предстоит попробовать себя в сборке, обрезке и прополке персиков, винограда и, возможно, черешни, абрикосов и миндаля, познать тонкости сбора фруктов и получить новый опыт.
Изменения коснутся и организации рабочего процесса: внутри отряда будут созданы временные структуры самоуправления:
«Например, организационная группа, которая будет заниматься подготовкой мероприятий для отряда. Здесь бойцы смогут развивать гибкие навыки и параллельно работе и отдыху познавать основы разработки и проведения событий. Кроме того, будет создана пресс-служба и структуры в других интересных и актуальных направлениях», – рассказала Ольга Рудченко, комиссар ССхО «Клевер».
Сезон 2021 станет еще и самым долгим по количеству отработанных дней, однако бойцы «Клевера» только рады: работа на целине приносит положительные эмоции, дарит возможность провести время в компании единомышленников и отточить новые навыки.
13 июля 2021
Правительство Российской Федерации выделило из резервного фонда почти 5 миллиардов рублей на ремонт и техническое оснащение 33 педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения России. Соответствующее распоряжение от 10 июля 2021 года подписал Михаил Владимирович Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации.
Деньги будут направлены в вузы до конца года в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» в целях осуществления капитального и текущего ремонта, обеспечения безопасной эксплуатации учебных корпусов, а также оснащения их оборудованием для подготовки педагогических кадров с опережающими профессиональными компетенциями и создания современной интерактивной образовательной среды.
«Чтобы давать современные качественные знания, будущие учителя сами должны осваивать новые технологии, уметь работать в интерактивной образовательной среде. Сегодня это неотъемлемая часть учебного процесса. От учителя во многом зависит, какими вырастут наши дети, какое мировоззрение у них сформируется, насколько они будут приспособлены к жизни и как смогут развить свои таланты», – отметил М.В. Мишустин.
По предложению Президента России В.В. Путина в срок до 2023 года на капремонт и техническое оснащение педагогических вузов будет дополнительно направлено 10 млрд рублей.
13 июля 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть пятая
Практика студентов факультета физической культуры и спорта ТГПУ по праву является одной из самых интересных для школьников: подвижные игры; групповые и личные соревнования, которые прививают ценности здоровой конкуренции и развивают командный дух; много часов прогулок и веселого общения с друзьями и старшими товарищами. В рамках рубрики «Профессиональные пробы студентов ТГПУ» заглянем в закулисье ее подготовки и проведения.
Студенты 2 курса ФФКиС проходили практику в МАОУ лицей №51 города Томска. Основной целью, наряду с приобретением опыта организации и проведения детских физкультурно-оздоровительных мероприятий, стало получение базовых навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности: при работе с детьми будущие учителя апробировали результаты курсовых работ.
Перед стартом практической работы студентам необходимо было выполнить ряд заданий: проанализировать ФГОС начального, основного и среднего общего образования, разработать календарно-тематический план на одну четверть и два внеклассных мероприятия с участием младших школьников. Обучающимся вуза предстояло занимать досуг детей 1-4 классов, поэтому главная трудность состояла в том, чтобы придумать, как удерживать внимание детей на протяжении всего мероприятия:
«Для того, чтобы детям было интересно от начала и до конца, мы тщательно подошли к механике мероприятий: подобрали более красочный инвентарь, придумали разнообразные задания для смены деятельности, проработали то, что будет происходить в паузах между тактами: флешмобы, неспортивные игры и другое», – делится Филипп Долгополов.
Первой из серии мероприятий практики стала спортивная игра по станциям «Открой свою суперспособность», на которой дети соревновались не только друг с другом, но и с самими собой, выясняя, в чем они сильнее. Чтобы определить самого ловкого, провели прыжки в высоту, самого умного искали с помощью интересных загадок и ребусов, связанных со спортом, а самый сильный участник должен был отжаться от пола максимальное количество раз. Однако наибольший восторг детей вызвала станция «Будь в тренде»: на время ребята должны были «запопытить» новую популярную игрушку Поп-ит.
Следующей на очереди была тематическая кругосветка по мотивам мифов Древней Греции, в рамках которой дети не только подтянули свою физическую форму, развили ловкость, скорость и силу, но и получили новые знания о культуре древней цивилизации. «Медуза Горгона» заставила ребят проходить лабиринт спиной вперед с помощью зеркала, а «Минотавр» отправил блуждать по лабиринту с завязанными глазами. Как в мифе о Сизифе, ребята перекатывали мяч, а на станции «Афина» участников ждала интеллектуальная викторина.
Учебная практика и работа с детьми помогла студентам не только приобрести педагогический опыт, но и определить слабые стороны, чтобы детальнее проработать нюансы:
«После прохождения практики у меня сформировалось понимание, как с детьми такого возраста можно легко наладить контакт. А осознание ответственности за их здоровье отодвинули страх и неуверенность на второй план. Я бы хотела, чтобы таких практик было гораздо больше, приятно прокачивать свои профессиональные способности», – отмечает Алина Черкашина.
Первые пробы нелегкой профессии педагога дали свои плоды: студентам удалось получить ценный опыт в налаживании коммуникации с детьми младшего возраста, концентрации и удержании внимания школьников, в выстраивании правильных, здоровых отношений с учеником. Практика в школе дала обучающимся ФФКиС возможность почувствовать себя настоящими педагогами и вновь убедиться, что учить – это их призвание.
12 июля 2021
В Республике Хакасия прошел четвертый окружной этап Всероссийского конкурса «Студенческий лидер 2021» для участников Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Вне конкурсной программы был организован и образовательный блок, в рамках которого приглашенные делегации от университетов Сибири и Дальнего Востока смогли перенять опыт друг друга. К участию в нем присоединились представители Профсоюзной организации студентов ТГПУ.
9 июля 2021
Создать персонажа из «Among Us» или модель реактивного двигателя? Легко в физмат Центре ТГПУ!
В Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ активно ведется работа по направлениям «3D-моделирование», «Прототипирование» и «Аддитивные технологии» с использованием оборудования, приобретенного в рамках гранта «Люди будущего».
9 июля 2021
День семьи, любви и верности: интервью профессора ТГПУ о самом важном
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности – праздник, приуроченный к православному Дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.
На тему семейных ценностей, отношений внутри семьи, эмоциональной поддержки и ресурса сегодня в рамках утреннего эфира ГТРК «Томск» поговорили ведущий Сергей Михальков и доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ Анастасия Николаевна Кошечко.
8 июля 2021
Новые импульсы германо-российских отношений обсудили в Калуге при участии ТГПУ
В рамках XVI конференции Городов-Партнеров «Укрепление муниципальных и региональных связей – расширение горизонтов» в Калуге состоялись мероприятия Германо-Российской конференции «Новые импульсы для германо-российских отношений. Цифровизация проектов и многообразие профессионального сотрудничества». К участию присоединился директор Международного информационного центра ТГПУ Владимир Алексеевич Мельников.
В течение трех дней конференция велась по двум приоритетным направлениям:
- установление контактов и развитие проектов (новые импульсы германо-российских отношений);
- цифровизация и международная кооперация (новые ресурсы научного сотрудничества России и Германии).
В гибридном формате к обсуждению вопросов взаимодействия России и Германии подключились опытные эксперты двух стран, а также слушатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Краснодара, Нижнего Новгорода, Архангельска, Штутгарта, Дрездена, Дубая, Базеля и других городов. Работа велась в ходе подиумной дискуссии «Значение диалога между муниципалитетами и политикой для развития германо-российских отношений», также на заседаниях рабочих групп конференции для выпускников германских образовательных программ были заслушаны доклады «Организация и реализация международного сотрудничества в «посткоронавирусную» эпоху (на примере российско-германских отношений)» (Эдуард Герхард, иностранный представитель экономического факультета Высшей школы Кобурга) и «Инвестиции в будущее: Россия. Инфраструктура как двигатель развития германо-российского партнерства» (Георг Шнайдер, генеральный директор Свилар ГмбХ). Кроме того, участники смогли поработать в малых группах, посетить презентацию результатов работы Молодежного форума, культурную программу с обзорной экскурсией по Калуге, мастер-класс по городошному спорту.
«По моему мнению, немецкие гости проявили большой интерес к развитию сотрудничества, – отметил В.А. Мельников. – В ходе конференции мне удалось завести новые контакты с немецкими коллегами и я надеюсь, что в наш университет на языковые школы в скором времени приедут студенты из Германии».
Участие в конференции открыло возможность обменяться опытом с коллегами в рабочих группах, послушать выступления ключевых деятелей германо-российских отношений и установить новые профессиональные связи.
8 июля 2021
ТГПУ и Университет Палацкого (Чехия) подписали новое соглашение о сотрудничестве
Более пяти лет Томский государственный педагогический университет и Университет имени Палацкого в г. Оломоуц (Чехия) связывает научное, образовательное и культурное сотрудничество. От ТГПУ взаимодействие с иностранным партнером курируют заместитель начальника Управления международного сотрудничества Маргарита Анатольевна Квирам и зав. кафедрой русской литературы ИФФ Елена Александровна Полева. В 2021 году стороны подписали новое межвузовское соглашение.
Впервые межвузовское соглашение между ТГПУ и Университетом Палацкого по программе Erasmus+ было подписано в 2016 году. В реализации программы участвовали студенты и преподаватели историко-филологического факультета ТГПУ и философского факультета чешского вуза. Первая проба совместной работы позволила одному студенту из Университета Палацкого и двум студентам, трем преподавателям ТГПУ получить грантовую поддержку для обучения и преподавания в университетах-партнерах.
В октябре 2018 года было подписано новое межвузовское соглашение, согласно которому шесть студентов ТГПУ и два студента из Оломоуца прошли обучение в 2019-2020 учебном году. Продолжение сотрудничества открыло новое направление совместной работы: прохождение стажировок за рубежом. Студенты получили возможность работать в качестве преподавателей русского языка в «Oxford School» и на предприятии в Чехии «OLTIS Group», стажировка признавалась на основании сертификата, как и обучение.
В рамках второго дубля сотрудничества три преподавателя ИФФ ТГПУ прочитали курсы лекций чешским студентам. Доцент кафедры русского языка Анастасия Сергеевна Савенко представила ряд тем: «Активные процессы в фонетике, графике и орфоэпии современного русского языка (2010-е годы)», «Активные процессы в словообразовательной системе современного русского языка (2010-е гг.)», «Продуктивные способы словообразования лексики в современном русском языке», «Синтаксис русского языка», «Теория слога и родословной в русском языке», «Позиционные изменения гласных и согласных в русском языке», «Русская графика и орфография», «Русская орфоэпия», «Морфологические явления в русском языке».
Продолжила лингвистическую тематику доцент кафедры теории языка и методики преподавания русского языка Алёна Владимировна Скрипник: «Лексикология как наука. Разделы лексикологии. Методологические основы лексикологии», «Слово как основная единица языка. Проблема определения слова. Слово в когнитивном и лингвокультурном аспектах», «Семантическая структура многозначного слова. Понятие о моносемии и полисемии. Виды полисемии», «Синонимы в русском языке», «Антонимы в русском языке», «Омонимы и паронимы в русском языке», «Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира», «Словарь русского языка с точки зрения происхождения. Оригинальная русская лексика и зарубежные заимствования».
Доцент кафедры русской литературы Оксана Николаевна Юрченкова прочитала несколько лекций, объединенных одной тематикой, развернув ее на материале ряда пьес: «Дискурсивный анализ неклассической драматургии в русской литературе, мотивные комплексы в авторских моделях русской драматургии ХХ-ХХI веков». Материал был интересен не только студентам, но и преподавателям. Это предопределило продолжение сотрудничества вне рамок программы Erasmus+. Чешские коллеги приняли участие в конференциях, организованных кафедрой русской литературы ИФФ ТГПУ, прислали статьи для публикации в журнале «Вестник ТГПУ».
В стенах Томского Педагогического лекции прочитала профессор университета Палацкого Алла Архангельская. Ее занятия свидетельствовали о внимании зарубежных коллег к актуальным процессам в русском языке («Новая жизнь фразеологизма наступать на грабли в новой российской медиареальности»), репрезентации гендера в языке («Мужское и женское в системе русских антропонимов»). У студентов, прослушавших курс лекций, большой интерес вызвали темы, включающие сопоставительный анализ разных славянских языков («Семантика и магия дороги в культуре и языке», «Благопожелания и проклятия в традиционной народной культуре»).
Проект должен был завершиться в июне 2020 года, но ситуация с COVID-19 приостановила его реализацию в очном формате, поэтому было принято решение продлить подписание межуниверситетского соглашения до июня 2021. Так как границы не открылись, в мае 2021 года два преподаватели кафедры русской литературы провели курсы лекций в онлайн-формате, который был записан специально для участия в проекте. Образовательный блок к.ф.н., доцента Е.А. Сафоновой был посвящен поэзии русской эмиграции первой волны: «Образ «страшного мира» в сборнике В. Ходасевича «Европейская ночь», «Бездомность в эмиграции: анализ произведений Марины Цветаевой». Е.А. Полева подготовила материал по русской литературе 1960-1990-х годов, обобщающий информацию о периодизации литературного процесса этого периода, раскрывающий тенденции развития трех направлений реализма (онтологический, критический, экзистенциальный). Дистанционный формат взаимодействия лишил возможности непосредственного общения, но показал значимость интернет-связи для поддержания международного сотрудничества.
Как рассказала Е.А. Полева, все участники программы выражают уверенность, что образовательные и научные связи ТГПУ с Университетом им. Палацкого в Оломоуце будут только крепнуть, воплощаясь в совместных проектах. Подтвердило уверенность и подписание нового межвузовского соглашения, которое будет действовать до 2023 года.
7 июля 2021
«Городское лето»: студенты ТГПУ организуют содержательный досуг юных томичей
Площадки проекта «Городское лето», призванного разнообразить досуг детей, оставшихся на летние каникулы дома, работают в городе уже неделю. На 19 томских дворах 40 вожатых отряда ТГПУ организуют содержательный досуг детей и подростков до 14 лет. Инициатива Томского педагогического университета реализуется совместно силами вуза и Администрации города Томска.
Ежедневно на придомовых территориях будущие педагоги проводят различные образовательно-развлекательные мероприятия, конкурсы, спортивные состязания для воспитанников городского лагеря. Каждый день идет по индивидуальному авторскому сценарию, включающему коллективно-творческие занятия – рисование, лепку, аппликации, конкурсы талантов, подвижные игры, спортивные упражнения и многое другое.
Среди ребят, занимающих досуг детей, есть как опытные вожатые, так и те, кто впервые встал на этот путь. И если активисты отрядного движения вуза черпают вдохновение для создания новых игр из собственного опыта, то новичкам помогают старшие товарищи. Студенты используют в своей работе игры-минутки, игры на образование команды, на знакомство и на выявления лидера, каждый раз видоизменяя их, чтобы детям было интереснее.
Работа на неделе начинается со знакомства с тематикой. На первой, например, дети в томских дворах узнавали о различных хобби и развлечениях: рисовали, лепили из пластилина, создавали аппликации, пели песни, танцевали. Также по плану прошел день, посвященный русским сказкам: на одних площадках открылся «Сказочный квест», проверяющий знания ребят о волшебных героях, на других состоялась премьера сказочной постановки. Новая неделя позволит детям познать все грани творчества, пробуя себя в разных его видах, а впереди – спортивная неделя, которая, по прогнозам вожатых, привлечет детское внимание максимально активной деятельностью и яркими состязаниями.
Несмотря на разнообразие предлагаемых мероприятий, вожатые сталкиваются с проблемой организации досуга детей разного возраста: часто он колеблется от 3 до 14 лет, поэтому порой бывает трудно придумать что-то интересное для каждого без исключений. Однако у студентов ТГПУ есть решение:
«Мы с моим напарником разделяем ребят по возрасту и выполняем с ними разные задания. Например, пока старшие играют в лото под руководством одного вожатого, младшие рисуют с другим. Так каждому ребенку хватает внимания, а также он занят интересной деятельностью, в которой может проявить себя. Кроме того, мы организуем множество совместных игр, где важна командная работа и умение взаимодействовать с товарищами любого возраста», – делится Ульяна Новак, вожатый «Городского лета».
Конечно, у детей есть особенно любимые развлечения, которые они просят проводить вновь и вновь: «Крокодил», «Вышибалы», «Догонялки», «Рыбак и рыбки». Такие игры, как правило, вожатые включают в план дня в качестве перерыва, чтобы дети не уставали.
Как справляться со спорами между детьми на площадках вожатые тоже знают! Главное – не развивать ссору, а постараться примирить детей и оперативно переключить их внимание на что-то более интересное и увлекательное. Но, как отмечают студенты ТГПУ, таких трудностей не возникает: все ребята, вне зависимости от возраста, очень воспитанные и инициативные и стараются сами разрешить конфликт по-взрослому.
Проект «Городское лето» будет работать на площадках Томска весь теплый сезон. Вожатые ТГПУ разработали множество занимательных развивающих игр и активностей для детей, которые точно смогут сделать лето в черте города таким же интересным, как в выездном лагере.
6 июля 2021
Проект НБ ТГПУ «Цифровая педагогика для многодетной семьи» получил грант Фонда М. Прохорова
Экспертным советом Фонда Михаила Прохорова подведены итоги открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» (программный блок «Наука, образование, просвещение», благотворительная программа «Книжная культура»). Проект специалистов ТГПУ «Цифровая педагогика для многодетной семьи» вошел в число победителей. Его авторами выступили Семененко Наталья Анатольевна, директор Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ, Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, доцент, зав. Научно-исследовательской лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО, Титова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО, Козлова Ольга Викторовна, заместитель директора НБ ТГПУ.
В центре проекта – задача по созданию на базе НБ ТГПУ Центра цифрового семейного образования, деятельность которого будет направлена на реализацию программы «Семья и цифра: возможности цифровой поддержки многодетной семьи» и позволит интегрировать ресурсы библиотеки, преподавательских и студенческих кадров для просвещения многодетных семей в области семейной педагогики, цифровой организации их обучения и досуга, ориентации самих родителей в цифровой среде.
«В Томской области существуют отдельные проекты по обучению цифровой грамотности и помощи многодетным семьям, которые осуществляют социальную и финансовую поддержку, но проектов, объединяющих цифровые технологии и семейное воспитание, не было, – отмечает директор НБ ТГПУ Н.А. Семененко. – Ежемесячные встречи будут посвящены актуальным темам: «Использование VR/AR-технологий как ресурса мотивации и вовлечения в образование и воспитание», «Варианты получения социального патронажа от социальных служб», «Цифровые аборигены и цифровые иммигранты: как смягчить конфликт «отцов и детей» в современном цифровом мире?» и другим».
Синергетический результат обеспечила коллаборация усилий специалистов Научной библиотеки ТГПУ, ищущих новую идентичность и позиционирование для себя в изменяющемся мире новых коммуникаций; Лаборатории формирования цифровой образовательной среды, нацеленных на проектное воплощение общей стратегической установки на цифровую трансформацию педагогического образования; кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ, заинтересованных в разработке новых форматов и методик проектного сопровождения и социального патронажа многодетных семей. При этом участие в проекте авторов предполагает реализацию каждым своих задач: Н.А. Семененко, например, выступит координатором деятельности участников проекта, будет осуществлять контроль за выполнением намеченных задач, организацией мероприятий в соответствие с планом; А.П. Глухов будет ответственен за разработку сайта проекта, наполнение его контентом и своевременное его обновление по направлениям тематического планирования, также за создание информационно-методической базы, разработку календарного плана дистанционных и очных событий для многодетных семей; Г.Ю. Титова возьмет на себя взаимодействие с детскими общественными организациями, разработку методик и технологий работы руководителя детско-юношеской организации, проведение дистанционных мероприятий, курирование работы с ассоциациями многодетных семей г. Томска.
«Для педагогического университета осуществление данного проекта важно как элемент реализации двух целевых программ, являющихся стратегическими: программы непрерывного развития практик образовательных инноваций университета, в том числе педагогических сервисов населению региона, и программы модернизации цифровой образовательной среды ТГПУ, – комментирует А.П. Глухов. – Проект может выступить одним из драйверов цифровой трансформации ТГПУ и системы образования региона в целом в направлении решения исконно педагогических проблем средствами цифровых коммуникаций».
Команда проекта уверена, что «Цифровая педагогика для многодетной семьи» может стать первым серьезным шагом цифровой трансформации педагогического образования и повышения эффективности социальной работы с многодетными семьями. В результате работы будет создан репозиторий с контент-наполнением для многодетных семей, включающий лектории, практикумы, квизы, квесты, викторины и другое.
5 июля 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть четвертая
Реализация педагогических практик студентов Томского государственного педагогического университета ежегодно расширяет границы сотрудничества вуза с образовательными организациями, а также учреждениями отдыха и оздоровления детей. Не только лагеря Томской области приглашают на летнюю отработку педагогических навыков обучающихся ТГПУ, но и центры России: будущие учителя обеспечивают работу с детьми в ДОЛ «Огонёк», центре «Солнечный», ДОЛ «Рубин», «Зеленый мыс», «Берёзка», «Восход» и других в регионе, а также в детском оздоровительно-образовательном лагере «Орбита» (Красноярский край), Международном детском центре «Артек» (Крым), санатории «Вита» (Анапа) и других.
В расположенный на побережье Черного моря в городе Анапа санаторий «Вита» в этом году отправились студены и выпускники ИИЯМС, ФПСО, ИД – опытные вожатые, которые являются участниками отрядного движения ТГПУ. Впервые попробовал себя в работе с детьми со всей России Илья Анфиловьев, студент факультета психологии и специального образования, который неоднократно практиковался на базе лагерей Томской области.
Работать предстояло с детьми в возрасте 13-14 лет. За период практики молодой человек разработал и провел множество мероприятий, сценарии к которым придумывал сам: концерт открытия смены; общелагерное дело «Новые имена», где каждый ребенок мог продемонстрировать свои таланты, и множество других внутриотрядных событий. Кроме того, вожатый вместе с воспитанниками посещал мастер-классы, например, по росписи кепок, на котором участники смогли создать себе головные уборы с уникальными дизайнами.
В работе с детьми Илье помогли не только знания, полученные в рамках дисциплин университета, но и собственный вожатский опыт. Однако трудностей было не избежать. На смене в лагере, как известно, настроение задают отношения между вожатыми, курирующими отряд, но иногда именно в контакте с напарником возникают сложности. Пусть Илье и его коллеге не всегда удавалось прийти к общему решению, смену ребята, как отмечает студент, закончили на позитивной ноте благодаря стремлению обоих к взаимопониманию.
Будущему педагогу удалось не только преодолеть трудности коммуникации внутри команды, но и прокачать важные компетенции:
«Благодаря работе на смене я стал лучше чувствовать субординацию, смог выстроить отношение детей к себе таким образом, чтобы быть с ними в «тусовке», но при этом не терять свой вожатский авторитет. Поймать эту золотую середину далеко не каждому педагогу удается», – отмечает Илья.
А вот студентка ИИЯМС Анастасия Ли осталась в Томске и поехала в Детский оздоровительный лагерь «Восход». На выбор учреждения повлияли советы однокурсников. И несмотря на некоторое волнение, Анастасия не пожалела, что отправилась именно в этот лагерь, ведь у девушки была возможность находиться с детьми постоянно, чего нет в пришкольных лагерях.
За время смены вожатый должен был разработать и провести ряд мастер-классов. Анастасия выбрала прикладные МК по модульному оригами и подвижные – по пионерболу. Каждая смена в лагере проводится в определенной тематике. Вместе со студенткой ИИЯМС дети погрузились в мир волшебных сказок: все любимые герои поменялись местами, поэтому ребятам в течение смены необходимо было вернуть их в родные волшебные просторы, выполняя различные задания. В день «Русалочки», например, отряды должны были показать злодейке Урсуле свои таланты, чтобы вернуть голос героини, а в день «Золушки» – собрать принцессу на бал: дети придумывали костюм для нее из подручных материалов, а затем проводили показ мод, демонстрируя свои дизайнерские шедевры.
Одной из главных задач для каждого практиканта было проведение различных игр с детьми по профилю обучения. Анастасия разработала мероприятия по английским и французским сказкам на языках оригиналов под названием «Fairy tales». Это напоминало интеллектуальную игру с использованием веб-площадки Kahoot – обучающей платформы для проведения различных викторин.
Девушке удалось прокачать свои профессиональные качества, которые помогут в будущей профессии педагога: навыки работы с временным детским коллективом, способность оперативно реагировать на любые ситуации, создавать необычные и интересные мероприятия для детей различных возрастных групп. Однако за время работы в лагере студентка проработала и личностные компетенции – стрессоустойчивость и мобильность:
«Мой отряд был самым младшим, его участники первый раз уехали далеко от дома и остались одни, поэтому к ним был особый подход. На время смены мы должны были заменить им и маму, и папу, при этом оставаться первоклассными психологами, педагогами и воспитателями».
Подготовиться к любым внештатным ситуациям студентке помогли учебные дисциплины: педагогика, основы вожатской деятельности и психология. Как отмечает девушка, знания действительно были полезными, а методики идеально применимы на практике.
Для одних учебные практики уже позади, другим еще только предстоит этот важный этап, однако в практической работе каждого студента с детьми незаменимую роль играет собственный опыт, таланты и творческие способности, а также уверенность во владении теорией, которую ребята приобретали в стенах Томского Педагогического.
5 июля 2021
ТГПУ удостоен диплома за вклад в развитие Службы занятости населения Томской области
В рамках 30-летнего юбилея Службы занятости населения Томской области, празднование которого проходило в течение двух дней: 30 июня и 1 июля, состоялось награждение ключевых партнеров организации, оказывающих содействие развитию деятельности службы. Среди 30 коммерческих и бюджетных организаций, с которыми Центр поддерживает многолетнее сотрудничество, – два вуза: Томский государственный педагогический университет и Томский государственный университет.
2 июля 2021
Новое исследование драматургии М. Булгакова ИФФ
Опубликована монография доктора филологических наук, профессора ИФФ ТГПУ В.Е. Головчинер и выпускницы аспирантуры ИФФ ТГПУ Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов».
В монографии авторы впервые обратились к проблеме генезиса фельетона, ввели в круг научного изучения ранние фельетоны писателя кавказской поры, выявили в них накопление общих с драмой выразительных возможностей и драматургических компонентов. Основными предметами исследования стали трансформация фельетона «Багровый остров» в поэтике пьесы с таким же названием, разнообразие балаганно-комических компонентов в некомических по своему модусу пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», в связи с чем существенно уточнена их интерпретация.
Исследование природы и функций комического в пьесах М. Булгакова 1920-х годов стало основанием для соотнесенности его художественных поисков с театрально-драматургическим авангардом эпохи.
Ознакомиться с монографией можно в Научной библиотеке ТГПУ (ул. Герцена, 66) или в электронной библиотеке по ссылке.
2 июля 2021
Ректор ТГПУ вошел в состав коллегии Департамента профессионального образования Томской области
30 июня 2021 года возобновилась работа коллегии Департамента профессионального образования Томской области: первое заседание прошло на базе Центра опережающей профессиональной подготовки под руководством начальника Департамента Юрия Владимировича Калинюка. В состав коллегии вошли ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, начальник Управления образования Администрации Томского района Ю.В. Дубовицкая, председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Л.Э. Глок, заместитель мэра города Томска по социальной политике К.И. Чубенко, а также представители бизнес-сообщества и муниципальных образований.
На совещании Юрий Владимирович представил коллегам доклад «Развитие сети и вызовы системе профессионального образования Томской области через реализацию национальных проектов и региональной политики», в котором рассказал о новых направлениях работы: итоговая аттестация в формате демонстрационного экзамена, а также «Фабрика процессов» – программа, направленная на практическое обучение принципам и инструментам бережливого производства в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Кроме того, были озвучены этапы развития системы профессионального образования за последние три года и цели на несколько лет.
Завершая работу, присутствующие обсудили дальнейшие планы по реализации деятельности коллегии в разрезе эффективной подготовки кадров под запросы экономики региона.
Фото: Департамент профессионального образования Томской области
1 июля 2021
ТГПУ поздравил с 30-летним юбилеем Службу занятости населения Томской области
30 июня состоялось торжественное мероприятие, посвященное 30-летнему юбилею Службы занятости населения Томской области. В праздновании события приняли участие М.А. Ратнер, и.о. мэра Томска, В.К. Кравченко, сенатор, А.П. Балановский, заместитель председателя комитета по социальным вопросам Думы г. Томска, С.Н Грузных, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области, В.А. Перминов, руководитель «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» и главный эксперт по медико-социальной экспертизе. В качестве почетного гостя на юбилей была приглашена Л.Г. Смышляева, проректор по развитию Томского педагогического университета.
1 июля 2021
Томскому Педагогическому 119 лет
1 июля – день рождения Томского государственного педагогического университета. 119 лет назад, в 1902 году, по Высочайшему повелению Государя Императора Николая II был учрежден Томский учительский институт.
Университет за это время прошел большой путь становления: из Учительского института, в котором студенты получали среднее профессиональное образование, в педагогический факультет в структуре Томского университета, к самостоятельности и получению статуса высшего учебного заведения в 1930 году. К 30-м годам уже было четкое понимание, что несмотря на наличие педагогического факультета, все же остается «недостаточная подготовленность учителей в Томском округе» и «невозможность решить эту проблему одним факультетом», «нужен педагогический вуз, который обеспечивал бы учительскими кадрами не только Томск, а всю Сибирь».
Действительно, тогда к востоку от Урала учителей готовили всего два педагогических факультета – при Иркутском и Дальневосточном университетах. Основным претендентом на открытие первого педагогического института в Западной Сибири был Томск, обеспеченный учеными и высококвалифицированным профессорско-педагогическим составом. Следующая веха в судьбе ТГПУ – в ноябре 1995 года вуз был переименован в Томский государственный педагогический университет.
Сегодня наш университет – авторитетный научно-образовательный центр, один из сильнейших педагогических вузов страны, который стал Alma Mater для более 70 000 выпускников и в котором учатся более 8 000 студентов из 38 регионов России и 14 стран. За сегодняшним успехом Педагогического на научно-образовательной арене стоит каждый из нас и те поколения педагогов и учителей, которые связали историю своей жизни с историей университета.
С днем рождения, Томский Педагогический!
1 июля 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть третья
Студенты ТГПУ продолжают проходить учебные практики, однако даже педагогический вуз не всегда предлагает отточить мастерство в школах, пришкольных и выездных лагерях: например, первокурсники биолого-химического факультета ТГПУ набираются опыта на удивительно интересных полевых практиках.
30 июня 2021
Дистанционное обучение: опыт ТГПУ представлен международным коллегам
В рамках программы Erasmus+ в Университете Палацкого (Чехия, г. Оломоуц) состоялась «5th Erasmus+ International Staff Week 2021» – неделя международного персонала. К участию в мероприятиях вуза-партнера присоединилась заместитель начальника Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Квирам Маргарита Анатольевна.
30 июня 2021
Новости 2121 - 2140 из 8447
Начало | Пред. | 105 106 107 108 109 | След. | Конец