
Специалисты ФЭУ рассказали о сущности инклюзивной экономики на международной конференции
В Томске на базе политехнического университета прошла Международная научно-практическая конференция «Будущее умных городов в Европе и Средней Азии: проблемы и перспективы». С докладом «Определение сущности инклюзивной экономики в современном мире» на научном событии выступили преподаватели кафедры экономической теории ФЭУ ТГПУ, доценты Санфирова Ольга Владиславовна и Копытова Анастасия Игоревна.
9 июня 2021

8-9 июня на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) проходят мероприятия Педагогического форума Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций». К участию присоединились более 450 человек, Томский государственный педагогический университет представили проректор по развитию Л.Г. Смышляева, директор ИРПО Н.А. Семёнова. Докладчиком на секционном заседании форума выступила профессор ИФФ ТГПУ А.Н. Кошечко. Дистанционно к мероприятиям съезда подключились директор физ-мат Центра ТГПУ М.А. Червонный, руководитель парка ИОП ТГПУ Л.В. Куровская, доцент ИИЯМС Е.Б. Петрова и специалисты Управления стратегических коммуникаций и информационной политики.
Открыла работу дискуссионная площадка «Кто Вы, современный профессор?». Эксперты форума обсудили изменения, происходящие сегодня в профессиональной деятельности профессоров, в частности – функции профессора в условиях трансформации университетов, и рассмотрели основные факторы, оказывающие влияние на эти изменения. В ходе диалога участники дискуссии делились мнениями в ряде актуальных вопросов: что изменилось в работе современного профессора? является ли исследовательская деятельность профессора важнейшим фактором обеспечения качества высшего образования? появились ли дефициты и риски в профессиональной деятельности профессора?
Рассуждая над поставленными вопросами, много внимания представители вузов уделяли новому цифровому формату образовательной деятельности. Мнения о частичном переходе на «дистант» разделились: одни поддерживают внедрение новых технологий в учебный процесс, другие же находят это не всегда эффективным и придерживаются традиционных форм организации передачи знаний. Однако, как уверены организаторы дискуссии, «важным остается необходимость понять, что из лучших традиционных практик нужно сохранить, и не растерять опыт, передавая его из поколение в поколение. При этом, опыт и традиции необходимо умело и грамотно сочетать с существующими возможностями цифровизации, инновационных и экспериментальных практик».
На секционных заседаниях научного собрания поднимались темы воспитания в вузе (общее культурное развитие как основа воспитания, опыт организации воспитательных мероприятий); необходимости языковых компетенций для конкурентоспособности выпускников (маркеры языкового образовательного пространства, профессиональные коммуникации в системе языковой подготовки студентов, формирование коммуникативных умений); современного состояния, проблем и перспектив совершенствования системы аттестации научных кадров (пути повышения качества диссертационных исследований по педагогике, проблемы экспертизы, основы разработки паспортов научно-педагогических специальностей); реализации практик педагогических новаций (программы доп. профессионального образования, уроки пандемии, инновационные подходы в обучении) и другие.
В рамках секции «Цифровое образование: возможности и риски» спикеры рассуждали над вопросом дистанционного обучения студентов с применением технических и цифровых инструментов: основные тенденции и перспективы развития рынка цифровых образовательных технологий, применение технологий цифрового образования при подготовке магистров, инструменты повышения мотивации студентов на онлайн-обучении.
Доклад «Когнитивные и психологические процессы в онлайн-обучении: педагогические риски и возможности» представила доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко. Эксперт обозначила основные реперные точки: онлайн-обучение как новая образовательная реальность; специфика когнитивных и психологических процессов субъектов в онлайн-обучении; педагогические риски и педагогические возможности онлайн-обучения; портрет педагога и эффективные стратегии коммуникации.
Среди сильных сторон дистанционного обучения спикер выделила создание индивидуальных образовательных траекторий, возможность широкого выбора инструментов и материалов (фото- и видеофайлы, аудиозаписи), психологический комфорт и другие. Однако в условиях новой нормы наблюдается изменение когнитивных и психологических процессов, а также специфики педагогической деятельности. Новая реальность, в которой необходимо работать современному педагогу, имеет свои риски: синдром эмоционального выгорания, проблема цифровой трансформации педагогического сознания, сложность единение реальной и виртуальной образовательных сред, иная культура коммуникации, неточность восприятия информации. Наибольшая проблема видится в последнем пункте: именно неточность восприятия информации влечет снижение уровня знания и успеваемости, что обусловлено утратой способности к анализу и концентрации. Кроме того, в выступлении профессор обозначила особенности онлайн-коммуникации: разорванность и клиповость общения, высокая степень анонимности и глобализация контактов.
По мнению Анастасии Николаевны, преодолеть риски поможет новый образ педагога, включающий в себя новые форматы лидера. В качестве примера спикер привела свои образовательные проекты, реализуемые в виртуальной среде: интерактивный диалог «Вечерний чай с Анастасией Кошечко», открытая онлайн-группа «Чтение как образ жизни» и другие.
Работа на дискуссионном заседании и восьми секционных площадках велась нон-стоп 8 июня. Завершит форум пленарное заседание, которое пройдет 9 июня с 10.00 до 14.00 часов по московскому времени. Доклады пленара будут посвящены социальной миссии современного университета, переходу от педагогических институтов к антропологическим университетам, обсуждению портрета современного преподавателя, проблем реализации новых исследовательских и образовательных направлений, отечественных традиций университетской подготовки в инновационном развитии системы высшего образования.
9 июня 2021
8 июня состоялось заседание Российского Союза ректоров по развитию педагогического образования, целью которого была определена выработка совместных подходов к осуществлению содержательной и методической подготовки будущих учителей.
Встреча прошла при участии В.А. Садовничего, ректора МГУ, президента Российского Союза ректоров, С.С. Кравцова, министра просвещения РФ, А.А. Музаева, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и представителей Министерства науки и высшего образования РФ. К участию присоединились ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и главы других университетов России.
В ходе работы эксперты обсудили задачи и приоритетные направления развития педагогических кадров для системы образования, основные принципы совместных действий при реализации программ педагогического образования для всех вузов независимо от их ведомственной принадлежности, приоритетные направления реализации основных принципов совместных действий при реализации программ педагогического образования.
По итогам обсуждения были определены принципы реализации программ педагогического образования. Так, вузы обеспечат единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций через повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки и переход на модульный подход проектирования и реализации ОПОП, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций.
Организации также обеспечат общность и конкретизацию требований к базовой части содержания образования, его результатам и условиям реализации; выстроят систему управления качеством педагогического образования на основе взаимосвязанной внутренней и внешней независимой оценки качества подготовки специалистов, которая будет опираться на данные общественно-профессиональной экспертизы, требования работодателей и другое; разработают и внедрят программы воспитания, обеспечивающие единство требований к содержанию и технологиям обязательных модулей, формирующих гуманитарные ценности и смыслы, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся.
Усиление внимания к русскому языку и литературе в вузах будет работать на решение проблемы интеграции российского образования в международное образовательное пространство, а система высшего педагогического образования будет включена в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни.
За счет поддержки педагогических исследований, качественного обновления программ аспирантуры и докторантуры, разработки внутренних и сетевых инструментов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава планируется развивать кадровый потенциал вузов, реализующих программы педагогической направленности.
Для достижения высокого качества образования посредством создания при университетах советов партнеров и ассоциаций выпускников будет обеспечена включенность вуза в федеральную и региональную образовательную повестку, разработана система привлечение потенциальных работодателей к подготовке специалистов. Взаимодействие с регионами в рамках системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров будет реализовано на основе разработки региональных концепций постдипломного сопровождения. К осуществлению запланирована реализация программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников, в том числе поддержка классов психолого-педагогической направленности.
8 июня 2021
ТВ ТГПУ – вновь в лидерах студенческих медиа России
В Москве завершился сезон Всероссийского конкурса студенческих медиапроектов «УниверСити – 2021», лидирующие позиции в котором из года в год удерживает редакция ТВ ТГПУ. В этот раз наши ребята впервые принимали участие в художественной номинации конкурса, однако и тут вошли в шорт-лист и взяли серебряное место.
На финале «УниверСити – 2021» в столице Томский Педагогический представили Артём Астраханцев, начальник ТВ ТГПУ, и Максим Хусаинов, оператор и режиссер студии, с фильмом «Хроникум», рассказывающим о становлении и развитии студенческого телевидения в вузе.
«ТВ ТГПУ принимают участие в конкурсе с 2016 года. И какую бы работу ни подавали, в какой номинации бы ни заявлялись, всегда попадаем в число лучших, – делится Артём. – Сейчас мы участвовали в номинации «Художественно-публицистическая работа: видео», для нас это было в новинку: мы всегда позиционировали себя редакцией, которая выпускает развлекательный контент».
По традиции фестиваль открыл широкую возможность выбора номинаций: «Лучшее сообщество в социальных сетях», «Развлекательная работа: мультимедиа», «Развлекательная работа: видео», «Художественно-публицистическая работа: аудио», «Проблемно-аналитическая работа: видео» и другие. Впервые остановившись на новом для себя направлении, наши ребята не спасовали: уверенно защищали работу, аргументировали те или иные творческие решения в кадре. В итоге получили лестные отзывы от экспертов и, как признался Артём, услышали конструктивную критику, которая поможет определить трек дальнейшего развития.
Всего на конкурс было подано 720 работ из 39 городов, 61 вуза и 41 редакции. Команда Томского государственного педагогического университета с фильмом «Хроникум» вошла в шорт-лист фестиваля и заняла второе место номинации «Художественно-публицистическая работа: видео».
8 июня 2021
Результаты исследований ТГПУ опубликованы в журнале Yearbook of Eastern European Studies (Польша)
Материалы VI Международного научно-практического семинара «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика», который прошел в Томске в ноябре прошлого года, опубликованы в девятом номере журнала Yearbook of Eastern European Studies (г. Вроцлав, Польша). Научное событие было организовано специалистами Центра русского языка, Управления международного сотрудничества (ТГПУ) и Фонда «Институт профессионального развития» (Польша, г. Вроцлав). В нем приняли участие специалисты ТГПУ, а также иностранные магистранты и аспиранты Томского Педагогического.
Yearbook of Eastern European Studies – международный междисциплинарный журнал, посвященный гуманитарным исследованиям в области истории, литературы, антропологии, политики, культуры Восточной Европы. Журнал включен в международные базы цитирования Central and Eastern European Online Library и в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Опубликовать результаты исследовательских проектов получили возможность специалисты и иностранные обучающиеся ТГПУ.
В исследованиях представители вуза поднимали вопросы дискурсивного подхода к обучению иностранному языку; изучали своеобразие делового этикета в китайской культуре; говорили о проблемах разговорной речи на уроке русского языка как иностранного в китайской аудитории; отмечали типологические различия русской и китайской фонетики; рассматривали учебник как средство формирования языковой картины мира обучающегося и другое.
Публикация материалов семинара стала возможна благодаря издательской и просветительской деятельности к.фил.н., выпускницы историко-филологического факультета ТГПУ Ирины Попадейкиной и д.полит.н. Рафала Чахора – энтузиастов и ученых, создателей успешного и перспективного научно-образовательного проекта «Фонд «Институт профессионального развития».
8 июня 2021
Инклюзивная пиратская вечеринка в ТГПУ
В рамках сотрудничества Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» с Томской региональной общественной организацией социально-психологической поддержки «Ресурс+» в стенах университета прошел первый летний праздник для людей с ментальными нарушениями развития.
7 июня 2021
«Звездные войны» из ТГПУ ворвались на фехтовальную арену Красноярска и победили в бою
В Красноярске прошли мероприятия, посвященные артистическому фехтованию: XII межрегиональный фестиваль «Стальной рассвет» и Кубок Красноярского края, организаторы которых – студия арт-фехтования «Грифон» и молодежный центр «Новые Имена». Турниры охватили множество российских городов, в том числе и Томск: магистрант ФПСО ТГПУ Василюк Даниил занял победное и призовые места.
4 июня 2021
За границу – за иностранным образованием

В минувшую среду в Томском Педагогическом прошла презентация программ академической мобильности вуза. Специалисты Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ представили заинтересованным студентам реализуемые и планируемые к открытию направления образовательных обменов.
Сотрудничество ТГПУ с образовательными организациями иностранных государств ведется на протяжении многих лет, и направления взаимодействия активно развиваются: вуз имеет свыше 100 договоров и соглашений об осуществлении совместной просветительской деятельности с Таджикистаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Вьетнамом, Японией, США, Великобританией, Польшей, Чехией и другими странами.
Академическая мобильность сегодня кажется утопией: большинство границ закрыты в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, а воспользоваться имеющимися вариантами мешает страх перед новым вирусом или пошатнувшееся финансовое положение. Однако в ТГПУ нашли выход и реализовали программы виртуальной академической мобильности, расширив возможности получения образования: теперь студенту не приходится останавливать образовательный процесс на Родине, производить траты на дорогу и проживание.
«Число студентов ТГПУ, которые принимают участие в программах обмена, не снизилось даже в связи с пандемией. Как и раньше, в год от нашего университета получать образование за рубеж уезжают 20-25 студентов. А те, у кого появились трудности, присоединились к обучению в онлайн-формате», – отметила М.А. Квирам, зам. начальника Управления международного сотрудничества ТГПУ.
Одна из самых любимых программ обмена среди студентов ТГПУ организована в сотрудничестве с Вроцлавским университетом (Польша). Обучаться по ней можно в течение семестра, главное требование – хорошее знание языка, на котором будет проходить обучение. Не меньше интересует студентов ТГПУ обучение в университете им. Палацкого в чешском городе Оломоуц, который открывает и возможности профессиональной стажировки, например, переводчиком в крупных европейских компаниях или преподавателем русского языка. По программе «Эрасмус+» студенты могут забыть о транспортных и визовых расходах. В японских университетах Токио и Хирасимы русские обучающиеся могут пройти летние школы, длящиеся в течение двух-трех недель, и изучить разные аспекты обучения, карьерного и культурного развития и жизни в Японии в целом. Провести летние каникулы в Германии или США стало реально благодаря реализации программ DAAD и FULBRIGHT, которые позволяют отправиться на курсы немецкого языка, в ознакомительную поездку для студенческих групп, попасть на программы для языковых ассистентов или преподавателей английского языка, поступить в магистратуру или пройти стажировку в штатах.
Со многими университетами ТГПУ тесно сотрудничает уже долгие годы, однако география мобильности активно расширяется. Так, недавно в списке партнеров появился Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова (Казахстан).
Рассказать об учебе по обмену, поделиться опытом сбора и подачи документов для участия в программах на встрече поспешила студентка 4 курса ИИЯМС Полина Шумкова, которая проходила обучение на факультете филологии Вроцлавского университета. Полина поехала учиться в разгар пандемии, однако трудности с оформлением визы, транспортом, проживанием в общежитии не испугали смелую студентку.
«При выборе программы необходимо четко понимать, для чего вы это делаете, с какой целью именно вам нужен иностранный опыт, – уверена Полина. – Однако, какой бы ни была цель, помимо расширения кругозора и улучшения навыка владения языком, программы в любом случае помогут развить и личностные качества: стрессоустойчивость, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность».
С присутствующими студентка ТГПУ поделилась не только тонкостями и лайфхаками оформления нужных документов, но и личными историями из этой поездки: о путешествиях, общении с иностранными коллегами и многом другом. Конечно, главная тема диалога – учеба в Польше: язык, на котором ведутся занятия, образовательные программы, система обучения и оценивания.
3 июня 2021
Серия научных мероприятий прошла в университетах Санкт-Петербурга при участии доцента кафедры экономической теории ФЭУ ТГПУ, кандидата педагогических наук Ольги Владиславовны Санфировой.
В рамках Международной научной конференции «Экономика и управление наукоемкими производствами» Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) были рассмотрены проблемы социально-политического, экономического кризиса и образования, методы искусственного интеллекта в образовательном процессе университета, вопросы интеграции, кооперации в новых цифровых условиях и другие.
Специалист ТГПУ представила доклад «Рефлексивный анализ уровней готовности субъектов к инклюзивным экономическим реалиям», подготовленный коллективом преподавателей ФЭУ ТГПУ (профессор, доктор философских наук О.Т. Лойко, профессор, кандидат экономических наук В.В. Сизов, доцент, кандидат экономических наук А.И. Копытова, доцент, кандидат педагогических наук О.В. Санфирова).
Доклад был посвящен теоретическим и прикладным проблемам содержания и оценки уровня развития инклюзивных экономических реалий в сфере российского образования. Авторами представлены результаты анализа становления и сущности понятия «инклюзивная экономика», озвучены сформулированные основные блоки инклюзивной экономики и выявленные глобальные и локальные условия готовности субъектов к инклюзивным экономическим реалиям. Кроме того, было предложено разработать и внедрить в учебный процесс самостоятельную дисциплину «Инклюзивная экономика», оценить уровень возможного ее воздействия на процесс формирования навыков конструктивного кросс-культурного межрелигиозного диалога в сложных условиях обеспечения национальной безопасности.
«В ходе работы проведен эксперимент внедрения дисциплины в программы экономических специальностей ТГПУ и подведены итоги исследования понимания и восприятия инклюзивных экономических реалий студентами и работниками сферы образования, – отмечает О.В. Санфирова. – В целом, проведенный анализ свидетельствует, что до работы по данному направлению понятие «инклюзивная экономика» у активно действующих сегментов было узким, однако после проведения проектной работы по множеству показателей было отмечено явное изменение. В обсуждении респонденты двух групп отметили, что они по-новому взглянули на экономику, увидели ее новую сущностную сторону, познакомились с понятиями «социальное предпринимательство», «социальный бизнес», «социальная биржа». В новом свете раскрылись виды и типы социальной экономики и проблемы решения социальных проектов».
На кафедре экономической теории ФЭУ на протяжении многих лет проводятся исследования в области поведенческой экономики и финансовой грамотности, которые подходят к содержанию учебной дисциплины «Инклюзивная экономика».
Финансовой грамотности в условиях цифровизации было посвящено научное событие Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, которое прошло в рамках президентской программы «Финансовая грамотность населения». Здесь О.В. Санфирова выступила с докладом «Особенности экономического знания в переходную эпоху: от реальности к цифре» и представила ответы на вопросы построения конструктивного экономического маршрута субъектов образования в новых цифровых реалиях. В ходе дискуссии обсуждались технологии построения эффективного экономического образования на цифровых платформах «Gapminder», «TopHat», «Банк тестов.ру» и других.
3 июня 2021

1 июня, в Международный день защиты детей, Томский Педагогический подарил маленьким томичам детский праздник «Знакомый незнакомый Александр Волков». В Научной библиотеке университета, которая носит имя известного писателя, собрались более 350 гостей – юных томичей и их родителей.
2 июня 2021
«Летняя школа занимательных наук – 2021» открылась в ТГПУ

С наступлением июня в Томском педагогическом университете начала работу традиционная «Летняя школа занимательных наук» Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования. Три недели школьники в команде со студентами, будущими учителями, проведут за изучением различных предметов, разработкой проектов, посещением образовательных мастер-классов, экскурсий и развлекательных мероприятий.
«Особенность Школы в том, что мы привлекаем студентов 4 курсов в рамках их педагогической учебной практики, помогаем им адаптироваться в работе с детьми и преодолевать первые профессиональные сложности, – говорит Анна Алексеевна Власова, зам. директора Центра. – За время смены у студентов развиваются вожатские навыки, повышаются компетенции проектной деятельности, что сейчас является особенно актуальным для школ».
К обучению в этом году подключились 40 ребят – от начальной школы до 9 класса. На выбор, с учетом возраста и личных пожеланий, ученикам были предложены четыре площадки:
- «Научный калейдоскоп» – увлекательное изучение математики, информатики, естествознания;
- «Все начинается с вопроса» – разработка мини-проектов по физике, математике, астрономии, информатике, инженерии;
- «Наука вокруг меня» – знакомство с практическим значением естественных и точных наук;
- «Активный элемент» – разработка проектов по электротехнике и радиоэлектронике.
За каждой группой участников смены закреплен наставник из числа студентов ТГПУ. Именно он выступает проводником в мир новых знаний, помогает в создании собственного продукта и сопровождает школьников в течение всего времени пребывания в вузе.
«Параллельно всем культурно-развлекательным мероприятиям с каждым учеником мы разрабатываем уникальный проект, который вдохновит других на изучение таких непростых предметов, как физика и математика, – рассказывает Наталья Аникина, вожатая проектной группы. – Такая работа учит и меня правильно расставлять приоритеты, помогает получать опыт наставничества и по-другому смотреть на себя».
Каждый день Школы начинается с зарядки на свежем воздухе, после чего ребята погружаются в рабочий процесс, прерываясь на завтрак или обед и мероприятия из программы дополнительного образования. Впереди учеников ждет знакомство с различными темами из физики, математики, астрономии, геометрии; посещение экскурсий в музеях «Волшебная страна» им. А.М. Волкова ТГПУ, «Точка гравитации» и других; участие в спортивных состязаниях и шоу талантов; занятия по созданию анимации или видеороликов. Завершит обучение защита индивидуальных проектов.
2 июня 2021
Череда последних звонков в Педагогическом

На факультетах Томского государственного педагогического университета раздались последние звонки: студенты и преподаватели встретились в актовых залах, чтобы вспомнить годы учебы и вузовских мероприятий, поздравить друг друга и поговорить о планах на будущее.
Открыл праздничную вереницу Институт детства вручением премий «Педагогический Оскар» в различных номинациях: «Самый лучший педагогический киномюзикл», «Лучший документальный фильм о жизни педагога», «Лучшие театрально-танцевальные постановки в Педагогическом», «Лучшая групповая работа в постановке фильма на педагогическом языке». В номерах будущие педагоги вспоминали студенческую жизнь, наполненную дружбой, поддержкой, успехами и сложностями, которые дарили необходимый опыт. Не скрывали обучающиеся и планов на будущее.
«Большинство студентов готовы продолжить свой профессиональный путь, поступив в магистратуру, – рассказывает Ирина Рябцева, ассистент кафедры ПиМНО ИД. – В свою очередь желаю выпускникам нашего Института и вуза в целом быть уверенными в себе и своих действиях, быть амбициозными, креативными и всегда помнить, что именно вам доверяют детство!»
Последний звонок для будущих дефектологов и психологов прошел в формате шоу «Вечерний Ургант» и назывался «Дневной педагог»: одни исполнили песню, другие записали трогательное прощальное видео. Преподавательский состав также не хотел оставлять выпускников без подарка: кафедра дефектологии, например, в лице Елены Анатольевны Филимоновой исполнила авторскую версию композиции «Снег». Специалисты кафедры развития личности произнесли напутственные слова, а сотрудники кафедры социальной педагогики в игровой форме дарили студентам лучшего друга – книгу.
Для выпускников ФПСО также состоялась премьера спектакля «Цветик-семицветик», ставшего своеобразной интерпретацией доброй сказки В. Катаева. В главных ролях – студенты-логопеды 1-3 курсов. Постановка была посвящена проблеме важности правильной системы ценностей для человека: в центре сюжета – история маленькой девочки, получившей в подарок волшебный цветок, исполняющий любое желание. Полностью погрузившись в свои маленькие мечты, героиня не замечала тех, кто действительно нуждался в чуде. Финал, как и полагается сказке, счастливый: добрая фея помогла девочке посмотреть на мир иначе.
«Студенчество – лучшие годы моей жизни. Знала ли Лена на первом курсе обучения, что сможет побывать на невероятных мероприятиях, познакомиться с огромным количеством интересных людей, сможет путешествовать по стране и найдет настоящих друзей? Я безумно благодарна ТВ ТГПУ за возможность стать частью команды Педагогического. Университет открыл мне возможность профессиональной самореализации. Впереди – магистратура. До встречи в стенах Томского государственного педагогического университета!» – делится Елена Сергеева.
С поздравительной речью перед выпускниками историко-филологического факультета выступили декан Татьяна Васильевна Галкина и заведующие кафедрами Мухин Олег Николаевич, Сазонова Наталья Ивановна, Болотнова Нина Сергеевна, Курьянович Анна Владимировна и Полева Елена Александровна. Наставники поблагодарили выпускников за их рвение к знаниям на протяжении всех пяти лет обучения и пожелали покорения новых высот. Кроме того, преподаватели отметили трудности, ожидающие будущих педагогов, но убедили, что выпускники ИФФ смогут их с легкостью преодолеть.
«Для образования важную роль играет собственное желание и интерес, когда во взрослой жизни на человека не влияет окружение, его не заставляют родители или кто-то еще, а он сам осознанного выбирает свой путь. Поэтому так важно не бросать учиться, ведь обучение должно быть длиною в жизнь», – уверен Олег Николаевич Мухин, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии.
Не обошлось и без череды ярких номеров: филологи четвертого курса исполнили трогательную песню для выпускников, Екатерина Боровская, студентка первого курса, прочла стихотворение Игоря Врублевского, первокурсница Дарья Канавина выступила с композицией «Лодка» под гитару. На сцене историко-филологического блистали и участники детского танцевального коллектива «Hit the Beat» дома детского творчества «Созвездие», которым руководит уже несколько лет выпускница 362 группы филологического отделения Александра Бухрот.
Что ж, счастливого профессионального пути, дорогие выпускники! И помните, в Томском Педагогическом вам всегда открыта новая ступень знания (магистратура или аспирантура) и возможность педагогической реализации!
1 июня 2021
V Открытый отборочный чемпионат по стандартам WorldSkills в Томске объединил молодежь из вузов и колледжей города, а также северского института. Проекты презентовали более 200 участников. Разработка студентов факультета экономики и управления ТГПУ Тетерлева Егора и Степанова Дмитрия в компетенции «Предпринимательство» удостоена третьего места.
1 июня 2021
Соблюдая чистоту: студенты ТГПУ приступили к работе общественных наблюдателей
Корпус общественных наблюдателей – федеральный проект, реализуемый Российским союзом молодежи и Рособрнадзором, продолжает работу при активном участии студентов ТГПУ. В 2021 году состав волонтеров пополнили свыше 40 активистов Томского Педагогического, который является основной площадкой для подготовки наблюдателей в Томской области.
1 июня 2021
Встречаем лето в ритме танца вместе с ИИЯМС и юными томичами

В преддверии празднования Международного дня защиты детей Институт иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ пригласил в гости юных томичей, чтобы встретить летний сезон зажигательным танцевальным флешмобом. Будущие педагоги стараются регулярно поддерживать связь с будущими учениками не только в рамках образовательных проектов, но и в ходе реализации внеурочных программ культурно-творческой направленности. Такое взаимодействие дает студентам возможность нарабатывать опыт, который поможет чувствовать уверенность на профессиональном пути.
На сцене актового зала Педагогического встретились коллективы Центра сибирского фольклора, Школы танцев «Бит бомбит», защищавшей в этом году честь региона на всероссийских соревнованиях в Москве, танцевальной команды ИИЯМС. Присоединились к празднику иностранные студенты ТГПУ из Вьетнама и Туркмении.
«В рамках флешмоба мы не только увидели различные уже известные танцевальные направления, но и познакомились с национальным вьетнамским исполнением, рассмотрели туркменские национальные костюмы для танца, – рассказала Марина Владимировна Эфтимович, специалист Информационно-ресурсного центра языковой подготовки ИИЯМС. – Наши студенты прекрасно владеют иностранными языками, на хорошем уровне работают с детской аудиторией, а также умеют организовать крупное событие, выступая в роли режиссера, оператора и других».
Культорганизатор Елизавета Митина, студентка 203 группы ИИЯМС, отметила, что школьникам понравилось демонстрировать свои танцевальные достижения на большой сцене: ребята просили представителей ТГПУ пригласить их снова в будущем году. Желания были услышаны организаторами, которые решили в 2022 отметить вместе с гостями Международный день танца.
31 мая 2021

Специалисты педуниверситетов России и Беларуси встретились в рамках круглого стола Ассоциации российских педагогических университетов и институтов (АРПУИ), посвященного обсуждению проблем престижа педагогического образования и поиска оптимальных путей привлечения талантливых абитуриентов в педагогический вуз. К участию подключились ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ В.Ю. Зюбанов, зам. директора Международного информационного центра ТГПУ А.В. Агеева, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики ФПСО А.А. Лыба. Спикерами также выступили представители Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, МПГУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, РГПУ им. А.И. Герцена, Тульского государственного педагогического университета им. Л.А. Толстого, Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
В течение двух дней университеты делились опытом, обсуждали проблемы привлечения в педагогический вуз талантливой молодежи и возможные их решения, которые, как оказалось в ходе разговора, имеют национальную специфику. Так, например, в Беларуси участникам педагогического класса открыта возможность поступления в университет педагогической направленности без экзаменов. Особо участники круглого стола остановились на обсуждении деятельности проекта «Педагогический класс». Московский государственный педагогический университет осветил основные векторы его работы: научно-методическая и информационная поддержка школ, индивидуальное сопровождения обучающихся и профессиональная переподготовка учителей, задействованных в проекте, или тех, кто планирует это в будущем. Коллеги из ВГСПУ рассказали об опыте реализации разных моделей психолого-педагогического класса. Первая модель – когда преподаватели вуза ведут занятия у участников ПК. Вторая – когда под руководством специалистов университета учителя разрабатывают уроки и мероприятия. Наиболее оптимальной является третья модель – сетевой психолого-педагогический класс с верифицированным контентом, где соблюдены соответствие стандартам качества и доступность контента многим участникам проекта. Ярославский государственный педагогический университет презентовал анализ опыта допрофессиональной педагогической подготовки.
ТГПУ также представил опыт деятельности «Открытого педагогического класса». Алла Анатольевна Лыба рассказала, что проект реализуется в вузе с 2015 года, за это время его география расширилась до 15 муниципалитетов, включив Кемеровскую область. В рамках ОПК обучающиеся участвуют в различных мероприятиях: педагогическая проба, фестиваль вожатских идей, профильные смены педагогической направленности. На сегодняшний день проект «Открытый педагогический класс» ТГПУ является одним из значимых в рамках довузовской профилизации, его опыт был оценен АРПУИ как важный и положительный.
31 мая 2021

В Нижнем Новгороде прошел Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна – Весна открытий», объединивший свыше 3 000 студентов из 85 регионов страны. Успешно выступив на региональном этапе, обучающиеся Института детства ТГПУ вошли в состав делегации от Томской области, представили танцевальные номера и завоевали награды.
В этом году конкурс поразил масштабом: невероятные фейерверки, шествие делегаций, яркие номера и знаменитые хедлайнеры, встречи с экспертами, экскурсии по городу. Конечно, главная цель – показать таланты студентов России – тоже была достигнута. Поле для творчества и самореализации открыло возможность продемонстрировать умения в танцевальном направлении, театральном, вокальном, оригинальном жанрах, моде, арте, диджеинге.
Артисты Театра танца ТГПУ привезли в Нижний Новгород номера с «Томской весны», решив при этом ряд непростых задач: сшили новые костюмы, заменили некоторые элементы в танце, а также изменили декорации с учетом необходимости перевозки их в самолете:
«В суматохе и некоторой напряженности мы провели эти дни перед отъездом. Зато, приехав на РСВ, смогли выдохнуть: сил на переживания уже не осталось, а осталась довольно четкая задача на конкурсный день – выйти, выдать все, что мы репетировали, отдать и получить максимальное количество эмоций от каждого. Так и получилось», – вспоминает капитан команды Дарья Кудинова.
Танцевальная команда ТГПУ представила два номера в номинации «Эстрадный танец». Первая постановка «Мужа дома нет» – стилизация народного танца (смешение русского народного мотива и современных элементов) – получилась очень живой, веселой и сюжетной. Как отметили девушки, этот танец стал для них удачным экспериментом. Второй номер «Сейчас дважды не случится» – лиричный дуэт, очень техничный, сложный и чувственный. Обе постановки студентки создавали сами, своими силами, включая и изготовление декораций, и пошив костюмов.
В Томск наши конкурсантки привезли несколько наград: лауреаты II степени в номинации «Эстрадный танец» (малые составы (2-4 чел.), категория «Профильная») с постановкой «Сейчас дважды не случится» и лауреаты II степени в номинации «Эстрадный танец» (большие составы (от 5 чел.), категория «Профильная») с композицией «Мужа дома нет».
Но и это еще не все! Студенческую весну 2021 создавали сотни человек, которые вкладывали множество сил и эмоций. Стать частью масштабного события смогли и другие студенты ТГПУ, приехавшие в качестве волонтеров-организаторов, – Роман Романов, директор Студенческого клуба ТГПУ, и активистки Студклуба Ирина Титова и Екатерина Бобкова.
Девушки работали с экспертами на площадках: Ирина была занята на вокальном направлении, а Екатерина посвятила себя видео. Роман же состоял в режиссерской постановочной группе, активно принимал участие в подготовке закрытия фестиваля и даже разогревал четырехтысячную публику перед началом концерта закрытия. В общем, как показывает практика, без команды Томского Педагогического не обходятся мероприятия любого масштаба!
31 мая 2021
Какой образ у родного университета: результаты конкурса разработки дизайна от Сбербанка

Сбербанк, один из ключевых партнеров Томского педагогического университета, в преддверии празднования 120-летнего юбилея вуза запустил конкурс разработки дизайна. Студенты и преподаватели ТГПУ приняли участие и представили свои варианты до 5 мая. Итоги конкурса были подведены вчера, 27 мая.
28 мая 2021
Пополнение фонда и презентация личных достижений: как в НБ ТГПУ отметили профессиональный праздник

Череда мероприятий, посвященных Общероссийскому дню библиотек, растянулась в Томском Педагогическом на два дня. Открыл празднование первый Межрегиональный научно-практический круглый стол на тему «Современный читатель. Что читаем и как читаем», в рамках которого 26 мая эксперты обсудили тенденции современного чтения. Продолжилась программа 27 мая, в официальный день праздника, торжественной передачей 20-летнего архива редакции газеты «Томские новости» главным редактором Верой Константиновной Долженковой в дар Научной библиотеке ТГПУ:
«Я с самого детства очень трепетно относилась к библиотеке. Для меня книга была всегда серьезной составляющей жизни. Мы передаем свое детище, которое создается тяжелым трудом, Томскому государственному педагогическому университету как в самые надежные руки».
Презентуя архив, Вера Константиновна выразила уверенность, что даже в век цифровизации и информационных технологий человечество не уйдет от печатного издания и всегда будет в нем нуждаться.
«Газета обладает уникальной особенностью: спустя много лет она становится не просто изданием, а свидетелем эпохи. Сегодняшний дар, который получила наша библиотека, действительно бесценен для исследователей, занимающихся краеведением», ‒ отметила Наталья Анатольевна Семененко, директор НБ ТГПУ.
Команда «Томских новостей» также не осталась без памятных подарков: помимо сувениров от ТГПУ, директор библиотеки вручила книгу, посвященную истории Томского государственного педагогического университета.
После официальной части гости присоединились к развлекательно-познавательному представлению талантов сотрудников НБ ТГПУ, нацеленному на опровержение мифа: главное увлечение библиотекаря ‒ чтение книг. Специалисты вуза продемонстрировали свои хобби в рамках акции «Ломаем стереотипы», поделились творческими навыками и даже организовали образовательный блок для желающих.
Наталия Владимировна Пичугина, заведующая сектором редких и ценных изданий, рассказала о том, как изобразительное искусство стало неотъемлемой частью ее жизни. Вместе с присутствующими художница нарисовала «Котенка удачи», изображение которого должно приносить, помимо везения, хорошее настроение. Пасечникова Светлана Николаевна, ведущий библиотекарь отдела обслуживания, погрузила гостей в изучение языка эсперанто, который помогает ей находить единомышленников по всему миру. Обсудить с бразильскими учеными актуальные вопросы науки, узнать из блога китаянки о вакцинации от вируса, пообщаться с немцами, французами, итальянцами и носителями других культур ‒ все эти возможности открыл универсальный язык. Не упуская момента, библиотекари с помощью коллеги выучили мантру на эсперанто. О пути к театральной сцене поведала Амосова Татьяна Павловна, ведущий библиотекарь библиографического информационного центра. Женщина попала в Маленький академический театрик Дома ученых ТНЦ случайно, по рекомендации подруги. Однако теперь не представляет своей жизни без репетиций и генеральных прогонов. Кроме того, Татьяна Павловна создает собственные поэтические произведения, которые, по ее словам, помогают пережить трудные минуты. В ритме танца по жизни идет ведущий библиотекарь сектора платных услуг Будникова Елена Викторовна, которая увлекается бальным стилем не так давно, хотя тягу к творчеству чувствовала с самого детства. Елена Викторовна не только рассказала гостям встречи о своем хобби, но и помогла прикоснуться к этому виду искусства, разучив с присутствующими пару несложных движений. Лучший танцор даже получил сертификат на посещение бесплатного занятия по зумбе.
Кроме того, коллектив НБ регулярно участвует в спортивных состязаниях, соревнуясь с коллегами в дартсе, плаванье, стрельбе и многих других видах спорта, а также в составе команды «КНИГИни» выступает на интеллектуальных конкурсах. В общем, жизнь библиотекарей ТГПУ на работе и вне ее насыщена различными интересными делами, с частью которых смогли познакомиться гости праздника и иначе посмотреть на профессию хранителя культурно-исторического наследия.
28 мая 2021
Изучая языки коренных народов Сибири: научное сотрудничество ТГПУ и Хакасского госуниверситета

Межрегиональный научный семинар «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» состоялся на базе Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Республика Хакасия, г. Абакан) при участии зам. директора Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, кандидата филологических наук Валерии Михайловны Лемской. Научное событие объединило специалистов из 10 регионов страны.
Изучение, сохранение и развитие языков коренных народов Сибири являются приоритетными научными направлениями ИИЯМС, реализуемыми в рамках различных проектов. Так, недавно успешно завершилась программа «Музей – центр возрождения чулымской культуры», проведенная ТГПУ совместно с МКУ «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система». Работа шла в двух направлениях: изучение родной культуры и изучение родного (чулымского) языка. Занятия второго блока проводились В.М. Лемской с привлечением консультантов из числа носителей, проживающих в Тегульдетском районе. Образовательные встречи проходили в течение полугода, завершающее занятие включило повторение пройденного материала (примеры базовой лексики, грамматические формы разных частей речи, особенности словообразования и словоизменения чулымского языка) и закрепление полученных знаний.
«Проведение очных встреч с носителями редкого и исчезающего языка позволило возобновить полевую работу по сбору этнолингвистических данных. Большой удачей можно считать интенсивную документацию чулымского языка, собранную в ходе совместной поездки с А.В. Дыбо в д. Куяновская Гарь. В ходе шестичасовой работы были записаны интервью с двумя информантами – Александром Николаевичем Кулеевым (1937) и Николаем Васильевичем Бадьевым (1957). По предварительным данным, говор д. Куяновская Гарь занимает промежуточное положение между выделенными профессором А.П. Дульзоном тутальским и мелетским говорами среднечулымского диалекта. Обработка полученных результатов позволит не только пополнить корпус среднечулымского материала, но и скорректировать классификацию тюркских языков Z-группы», – отмечает специалист ИИЯМС.
С целью закрепления полученных в проекте результатов и обеспечения устойчивого развития направления сотрудники ТГПУ совместно с «Тегульдетской районной ЦБС» готовят заявку на новый проект, который будет способствовать дальнейшему сохранению языка и культуры чулымцев – малочисленного народа Томской области.
Научно-образовательная деятельность ИИЯМС привлекает внимание коллег из других регионов. Организаторы научного семинара «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» пригласили выступить с пленарным докладом «Ревитализация исчезающего языка в контексте языковой политики Российской Федерации: об итогах реализации проекта «Музей ‒ центр возрождения чулымской культуры» В.М. Лемскую и библиотекаря краеведческого отдела МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» Л.А. Селянинову. В докладе были не только приведены результаты уникального проекта, но и подняты вопросы законодательства, а также реализации законодательных актов в области языковой политики Российской Федерации, проанализирован статус и функционирование чулымского языка на территории разных субъектов России, обозначены меры поддержки исчезающего языка чулымского народа.
В завершение работы были проведены консультации и достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве с коллективами Института гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, а также коллегами из других научных центров Западной и Восточной Сибири (Институт филологии СО РАН, г. Новосибирск; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ и др.).
27 мая 2021
Новости 2161 - 2180 из 8447
Начало | Пред. | 107 108 109 110 111 | След. | Конец