RSS

Томский педагогический – с новыми идеями со Всероссийского съезда учителей математики

Томский педагогический – с новыми идеями со  Всероссийского съезда учителей математики

В Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) на территории фонда «Талант и успех» в Парке науки и искусства прошёл Всероссийский съезд учителей математики, участие в котором принял Газизов Тимур Тальгатович, начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота (УРИСЭД) ТГПУ.

К мероприятиям съезда присоединились учителя математики общеобразовательных школ, специалисты по педагогике и методике преподавания предмета, специалисты дополнительного образования, представители вузов, занимающиеся подготовкой учителей, органов управления образованием, научные сотрудники, учителя информатики, физики и других дисциплин естественно-научного цикла из 66 регионов страны.

Открыл работу министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов:

«Наша задача – обеспечить всестороннее развитие школьников, для этого мы делаем всё необходимое. Сегодня учителя могут использовать различные информационные ресурсы, но важно, чтобы они были проверены и верифицированы в соответствии с современными образовательными стандартами и вписаны в единую методическую систему».

Съезд учителей математики является ключевым для работников системы среднего и высшего образования. Особое внимание в нем уделяется организациям, которые готовят кадры – будущих учителей.

В ходе работы на пленарных и секционных заседаниях коллеги обсудили состояние современного школьного математического образования в стране и перспективы его дальнейшего развития. На встречах со слушателями эксперты представили свои образовательные проекты, в том числе опыт работы с одаренными детьми. Была отмечена важность оперативного общения внутри сообщества учителей математики и даже запущен телеграм-канал.

«Отдельно хочется выделить опыт работы Адыгейского государственного университета. При этом вузе был создан Кавказский математический центр, который позволил решить ряд важных задач по организации работы с одаренными детьми и подготовке учителей математики. Руководителем Центра выступает профессор МФТИ Андрей Михайлович Райгородский, с которым ТГПУ не первый год сотрудничает в процессе подготовки талантливых школьников. Силами Центра – преподавателей АГУ и МФТИ, студентов – на территории всей республики проводятся масштабные математические мероприятия», – рассказал специалист ТГПУ.

Встреча с коллегами и обмен опытом стали мотиваторами на реализацию новых образовательных проектов в стенах Томского Педагогического, которые смогут не только дать дорогу талантливым студентам, но и повысить статус учителя в глазах широкой общественности.

Подробнее

24 августа 2021

День российского флага у подножья мемориала

Бойцы Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» приняли участие в масштабной Всероссийской акции, посвящённой Дню государственного флага, который вся страна праздновала в минувшее воскресенье.

Подробнее

23 августа 2021

Студентка ИИЯМС удостоена звания «Мастер спорта России» по спортивной аэробике

Студентке второго курса Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Арине Хворостовой приказом Министерства спорта РФ присвоено почётное звание «Мастер спорта России» по спортивной аэробике.

Подробнее

23 августа 2021

II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего»

19 августа в рамках форума «Август.PRO» состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего». Работа велась в рамках нескольких секций, две из которых модерировали эксперты ТГПУ.

Секция «Наставничество: профессия или компетенция?» прошла под руководством Смышляевой Ларисы Германовны, профессора кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования ТГПУ. Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.

«Когда мы говорим о наставничестве в контексте либо профессии, либо компетенции, мы в некотором смысле говорим о формальном и неформальном образовании», – обратилась к участникам Лариса Германовна, открывая работу.

На секции очно и в онлайн-формате выступили 10 спикеров – представители органов власти, работодатели, кураторы учебных и производственных практик руководители ПОО, ВО и их заместители, которые обсудили роль наставничества и тьюторских компетенций в современном образовательном процессе.

Первой доклад представила Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ИД ТГПУ. Спикер уверена, что наставничество – помогающая практика, ведь в рамках нее один человек, более опытный и зрелый, помогает другому становиться в профессии, развиваться личностно:

«На мой взгляд, к сожалению, сейчас происходит размывание понятия наставничества. Я обратила внимание, что люди подменяют наставнический опыт педагогическим. Получается, что понятия педагогической и наставнической практики начинают активно сливаться».

Наставник в контексте педагогики совместной деятельности, по мнению Светланы Ивановны, вовлекает подопечного в профессиональную деятельность: инновационную, исследовательскую, проектную, социальную и т.д.

В завершение доклада эксперт сделала вывод о том, что наставничество – это компетенция, при этом, если речь идет о профессии учителя, то тогда это компетенция hard skills, так как она будет соорганизована с другими профессиональными компетенциями; если же мы говорим о других профессиях, по типу медика, инженера, менеджера, то наставничество попадет в число soft skills.

Долгова Людмила Михайловна, эксперт информационно-аналитического управления ТГПУ, директор школы «Эврика-развитие», представила доклад на тему «Наставничество как тьюторская компетенция»:

«Наставничество как передача профессиональных умений существовала как минимум со Средневековья. В нашей реальности проходит важный процесс индивидуализации образования, который стал ведущим. В этом смысле появилась задача индивидуальных задач и траекторий».

Наставник с тьюторской компетенцией должен сопровождать освоение учеником норм профессиональной деятельности. Сейчас современное педагогическое сообщество переживает проблему смены сути наставничества.

Об опыте взаимодействия компаний «Лама» и профессиональных образовательных организаций в своем выступлении коллегам рассказала Анжелика Владимировна Жураковская, директор по персоналу ГК «Лама»: компания осуществляет практики наставничества со студентами СПО.

Пояркова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической, научной работе ОГБПОУ «ТЭПК» поделилась практикой реализации программ наставничества по модели «педагог-педагог» в Томском экономико-промышленном колледже. Возрождение института наставничества в образовательном учреждении было связано с острой потребностью в привлечении молодых кадров.

ТЭПК реализует две программы наставничества: программа профессиональной адаптации и программы профессионального развития.

«На наш взгляд, развитие института наставничества в колледже стало возможно, ведь был найден баланс интересов всех сторон: и самого тьютора, и молодого педагога, и образовательной организации», – говорит Ольга Николаевна.

Онлайн к конференции подключился Уймин Антон Григорьевич, зав. кафедрой информационных технологий Московского индустриального колледжа. Спикер представил участникам секции инструменты наставничества в практическом обучении. Учебный план по программе наставничества по компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» включал в себя несколько образовательных модулей, завершающей точкой которых стала итоговая аттестация.

Эксперты выразили единое мнение о том, что наставничество – все же компетенция, ценный механизм становления личности наставляемого. Формы реализации этой позиции человека могут быть разными в зависимости от контекста явления наставничества.

Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.

На секции спикеры задали иной вектор обсуждения: ставился вопрос о возможности наставничества стать институтом и о шагах, которые стоит сделать в эту сторону. Участники также пришли к интересным результатам по итогам своей работы.

«Институты бывают разными: религия, политика, экономика, семья и брак, образование. Институт – компонент социальных и иных отношений, который интегрирует, координирует и регламентирует разные индивидуальные и общественные активности. Нам нужно понять предмет деятельности института наставничества, чтобы отличать его на фоне других», – уверена Лариса Германовна.

Мария Олеговна Абрамова, руководитель Центра социологии образования ТГУ, в своем докладе уделила внимание проблемным и перспективным полям складывания института наставничества в Томской области.

Эксперт считает, что наставничество – социальный институт, так как он содержит определённый комплекс правил, норм, установок. Но вопрос стоит в определении формальности или неформальности института.

Тьюторская работа сталкивается с рядом проблемных точек, одной из которых спикер назвала осознанность работодателя: не являются очевидными выгоды от наставничества, что влечет за собой невысокую заинтересованность и неготовность брать студентов на практику.

Мясникова Надежда Андреевна, главный фельдшер станции скорой медицинской помощи города Томска, представила опыт практики наставничества на ССМП. Наставник сопровождает ряд важных процессов: адаптацию, управление эффективностью деятельности и обучение.

Преподаватель Томского механико-технологического техникума Суслов Андрей Александрович осветил в своем докладе тему игропрактики как формы взаимодействия студента, педагога и работодателя. Суть идеи состоит в том, чтобы внедрить элементы игровых технологий в образовательный процесс с целью освоения актуальных практико-ориентированных знаний.

Завершая обсуждение, спикеры проанализировали предоставленные точки зрения, которые демонстрировали различные аспекты рассмотрения вопроса.

Подробнее

21 августа 2021

На форуме «Август.PRO» обсудили решения вопросов девиантного поведения детей и развитие психолого-педагогических классов

20 августа, в заключительный день, Региональный педагогический форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений» в Томске вновь отметился серией мероприятий с участием экспертов ТГПУ. В рамках круглого стола «Профилактика девиантного (суицидального) поведения несовершеннолетних: ресурсы межведомственного взаимодействия» выступила Семëнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ТГПУ, а на семинар-совещании «Психолого-педагогический класс: новый вектор развития» доклады представили Титова Галина Юрьевна, начальник отдела практической подготовки и содействия трудоустройству, зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО ТГПУ, и Лыба Алла Анатольевна, директор Центра профориентации и работы с талантливыми детьми и молодежью ТГПУ.

Подробнее

20 августа 2021

День государственного флага

История флага России так же богата событиями, как и история самой страны. Менялись власть, государственное устройство и вместе с ними менялся и государственный символ.

Впервые привычный нам триколор появился на первом русском военном корабле «Орел» при Алексее Михайловиче. Точного описания того стяга у современной исторической науки нет, но и нет сомнения, что цвета были выбраны такие – белый, синий и красный. В январе 1705 года Петр I издал указ, обязывающий торговые суда поднимать бело-сине-красный флаг. Полосы на нем обязательно должны были располагаться горизонтально.

Такой вариант символа просуществовал до 1858 года: Александр II утвердил новую цветовую гамму, состоящую из черного, желтого (золотого) и белого цветов, а через 7 лет вышел указ, в котором эти цвета были названы государственными. Однако в 1883 году Российская империя вернулась к классическому триколору, который мы имеем сейчас.

В 1896 году Николай II учредил Особое совещание, которое пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». Интересно разобраться в значении выбранных тогда цветов: красный цвет означал державность», синий – цвет Богоматери, а белый – свободы и независимости.

После февральской революции государственным флагом новой страны стал красный боевой, который продержался целых 70 лет. А 22 августа 1991 года на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР официальным символом России признали бело-сине-красный триколор. В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ, установивший праздник – День государственного флага Российской Федерации, который теперь мы отмечаем 22 августа.

Сейчас официального толкования цветов нет, зато есть масса гипотез. Например, что белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный - храбрость. Именно такое символическое значение несли эти цвета в Древней Руси. Не менее интересная теория говорит о том, что цвета флага обозначали единство трех славянских народностей: Белоруссии (белый), Украины (синий) и Великороссии (красный). А третье предположение связывает триколор с государственной религией: белый цвет символизирует православие, синий – царскую власть, а красный цвет – великий русский народ.

Подробнее

20 августа 2021

Как выглядят педагогические вузы на российском ландшафте высшего образования и что нужно для повышения их конкурентности

19 августа в рамках второго дня Регионального педагогического форума «Август.PRO: матрица педагогических изменений. Воспитать человека» (18-20 августа) в стенах ТГПУ состоялся круглый стол «Позиционирование педагогического университета в информационном пространстве». В качестве ключевого спикера выступила Тюрина Наталья Владимировна, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов МИА «Россия сегодня».

Подробнее

20 августа 2021

Региональный педагогический форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений» проходит в Томске при участии ТГПУ

18-20 августа в Томске под слоганом «Воспитать человека!» проходят мероприятия Регионального педагогического форума «Август.PRO: матрица педагогических изменений». К участию в церемонии открытия и экспертных сессиях присоединились ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и специалисты университета.

Обращением к участникам Форума дал старт работе министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов. Он подвёл итоги прошедшего учебного года и подчеркнул вклад педагогов в образовательный процесс эпидемиологически сложного периода:

«Благодаря ежедневной самоотверженной работе педагогов мы стали одной из стран мира, сумевших минимизировать влияние пандемии на школьные образовательные процессы. Учебный год мы провели очно, не допустив массового перехода на дистанционное обучение. Все, что мы делаем, доказывает, что у нас нет планов по закрытию школ, что мы никогда не допустим, чтобы дистанционный формат заменил живой диалог учителя с учеником, заменил традиционную систему образования».

Сергей Сергеевич рассказал, что в планах министерства – продолжать активную работу над повышением престижа педагогической профессии, в том числе посредством увеличения надбавок преподавателям за классное руководство с сохранением всех имеющихся выплат.

На пленарном заседании форума Огородова Людмила Михайловна, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации, подняла ряд важных вопросов:

«Главной точкой кристаллизации наших усилий является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. В Центре «Ребёнок» мы все силы направляем на то, чтобы он был счастлив, чтобы он нашёл себя, чтобы понимал, что он востребован в этом государстве. А система образования в первую очередь должна помочь ребёнку получить высокие образовательные результаты, на которые способен абсолютно каждый».

Ведущую роль в повышении качества образования, по мнению спикера, играют педагогические сообщества, поэтому сейчас активно создаются профессиональные объединения учителей, которые активно помогают друг другу. Особая же роль в этом вопросе отведена университетам Томска, для чего подтверждено финансирование области на строительство студенческого кампуса.

Первый день Форума открыл возможность участникам включиться в работу 26 мероприятий по пяти актуальным направлениям:

  • «Управление качеством»;
  • «Цифровая зрелость»;
  • «Воспитание. Комфорт и безопасность»;
  • «Профессиональный рост педагога»;
  • «Работа с талантами».

Их посетили более четырех тысяч участников, в том числе онлайн, из различных субъектов России.

19 августа работа Форума началась Установочной сессией «Август.PRO: матрица педагогических изменений». Доклады представили Андрей Николаевич Макаренко, ректор ТГПУ, Грабцевич Ирина Борисовна, начальник Департамента общего образования Томской области, Калинюк Юрий Владимирович, начальник Департамента профессионального образования Томской области.

Ирина Борисовна посвятила выступление в том числе правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних. По мнению спикера, условия пандемии усугубили ситуацию с правонарушениями среди детей, поэтому теперь важно не допустить отрицательной динамики.

Юрий Владимирович поднял вопросы системы среднего профессионального образования, а именно реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», флагманских программ «Студенческое самоуправление» и «Волонтёрская лига».

В своем докладе «Развитие педагогического образования: глобальные вызовы и региональные сценарии» ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко обозначил основные сценарии развития современного педагогического образования. С одной стороны, система педагогического образования трансформируется под воздействием глобальных и национальных запросов, но с другой стороны, имеет специфику, определяемую особенностью региона и регионального рынка труда.

Томский государственный педагогический университет является одним из основных субъектов обеспечения учительскими кадрами разных ступеней системы образования Томской области: от дошкольной до общей и средней профессиональной. В своей деятельности вуз для развития педагогического образования и решения кадрового вопроса в области реализует ключевые направления, среди которых создание сети базовых школ, развитие психолого-педагогических классов, которых к 2024 году должно стать 43, открытие педагогического технопарка (2021 г.) и педагогического кванториума (2022 г.), функциональные задачи которых – стать субъектами распространения новых педагогических технологий в образовательное пространство региона, в результате чего вырастет количество и произойдет улучшение «качества» абитуриентов томских вузов.

Особо А.Н. Макаренко акцентировал внимание на возможностях обучения в магистратуре ТГПУ. Сегодня в университете реализуется 32 образовательные программы, по которым учатся 1443 человека. Наиболее востребованные: «Практическая психология и педагогика», «Логопедия», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Управление в сфере образования» (ТГПУ, ТГУ), «Государственное и муниципальное управление». В 2022 году предполагается запуск новых, связанных с введением новых должностей, – учитель-методист, учитель-наставник, советник директора по воспитательной работе. Обучение в магистратуре позволит сформировать новые и востребованные на рынке труда компетенции по уже полученной профессии, получить новую профессию в смежной со своей специальностью или другой сфере. И конечно, магистратура – драйвер интенсивной профессиональной траектории развития педагога в научной, преподавательской или управленческой сферах.

В завершении своего выступления ректор ТГПУ отметил, что «для повышения качества педагогического образования нам необходимо работать вместе: университет и педагогическое сообщество. Я призываю всех вас активно включаться во взаимодействие с нашим вузом. Мы всегда открыты к вашим предложениям, потому что сегодня Томский педагогический – открытый университет, готовый как к изменениям, так и коллегиальному решению важных вопросов современного педагогического образования».

Сегодня в рамках форума также состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего». Работа велась в рамках нескольких секций, две из которых модерировали эксперты ТГПУ.

Секция «Наставничество: профессия или компетенция?» прошла под руководством Смышляевой Ларисы Германовны, профессора кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования ТГПУ. Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.

Спикеры – представители органов власти, работодатели, кураторы учебных и производственных практик руководители ПОО, ВО и их заместители – обсудили роль наставничества и тьюторских компетенций в современном образовательном процессе. 

Эксперты выразили единое мнение о том, что наставничество – ценный механизм становления личности наставляемого.

Завершится второй день Форума круглым столом «Позиционирование педагогического университета в информационном пространстве», который проведет Тюрина Наталья Владимировна, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов МИА «Россия сегодня». Старт обсуждения запланирован на 16.30 часов по томскому времени. 

Эксперты обсудят, что отличает брендирование от позиционирования, что такое платформа бренда университета, какой контент должен быть на официальных ресурсах вуза и как увеличить присутствие вуза в медийном пространстве.

Подключиться к обсуждению

Подробнее

19 августа 2021

Привет, первокурсник ТГПУ!

В Томском государственном педагогическом университете состоялось зачисление первокурсников на основные конкурсные места очной формы обучения (бюджетная основа).

Приемная кампания ТГПУ в 2021 году, как и во всех вузах, проходила в смешанном формате. Для подачи заявлений на поступление абитуриенты пользовались дистанционными ресурсами вуза и сервисом «Госуслуги», что позволило соблюсти меры безопасности и уменьшить вероятность заражения коронавирусом.

Для будущей учебы вчерашние школьники выбирали направления семи факультетов и двух институтов ТГПУ. Самыми востребованными среди абитуриентов очной формы обучения стали:

  • Лингвистика, «Перевод и переводоведение»;
  • Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, «История» и «Обществознание»;
  • Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, «Начальное образование» и «Дошкольное образование».

Однако в целом, как на недавнем Всероссийском съезде учителей математики отметил министр просвещения России Сергей Кравцов, качество приема в педагогические вузы растет:

«Была ситуация, когда в педвузы шли по остаточному принципу. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону: за последние два года средний балл при поступлении в педвузы вырос на 4 балла».

s17ins01Готовность встречать студентов первого сентября в ТГПУ – на высоком уровне: подходит к концу подготовка общежитий к заселению иногородних и иностранных обучающихся; закуплены средства для безопасного получения знаний в стенах вуза (маски, антисептики и другие); прописан пул мероприятий для адаптации первокурсников в вузе. Планируют встречи с коллегами и старшекурсники из числа лидеров молодежных движений университета, чтобы поделиться опытом и помочь новеньким зажечься яркой звездой на небосклоне Педагогического.

«Я часто слышу вопрос о том, сложно ли совмещать учебу и активную деятельность, и всегда отвечаю: «Сложно, но можно». При искреннем желании заниматься и тем, и другим, можно закрывать сессии на отличные оценки и параллельно вести насыщенную внеучебную жизнь в вузе, – делится студентка ИФФ, председатель Студенческого совета ТГПУ Карина Пеньдяк. – Важно уметь расставлять приоритеты, четко планировать свое время и не забывать давать себе периоды для отдыха и общения с близкими людьми. Тогда все обязательно получится!»

Чтобы не только освоить предметный блок, но и прокачать профессиональные компетенции и soft skills, стать конкурентоспособным, необходимо привлекаться ко всем активностям вуза, не быть равнодушным, а быть готовым стать частью команды, считает Анастасия Кустова, председатель профбюро ФТП ТГПУ. А вот руководитель Вузовского штаба студенческих отрядов Артём Нагорнов призывает постоянно пробовать что-то новое и не бояться задавать вопросы.

Быть активистом ТГПУ – значит успевать делать все и преуспевать во всем, за что берешься. Наши студенты проходят образовательные программы успешно, наполняя при этом свое студенчество яркими воспоминаниями, набираясь опыта и просто здорово проводя время в кругу единомышленников. Именно благодаря активной жизненной позиции и желанию пробовать больше, которые гармонично сочетаются с возможностями, предоставляемыми университетом, студенты вырастают в мощных профессионалов, готовых в будущем разнообразить учебную и внеурочную жизнь тысяч школьников по всему миру.

Первокурсники ТГПУ, добро пожаловать в Команду Педагогического и вперед к новым свершениям!

Подробнее

18 августа 2021

В Санкт-Петербургском журнале «Родная Ладога» вышла статья профессора ИФФ ТГПУ, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского

В новом выпуске литературно-художественного и культурно-просветительского журнала «Родная Ладога» (г. Санкт-Петербург) вышла статья доктора филологических наук, директора Международного центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессора ИФФ Анастасии Николаевны Кошечко «Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Ф.М. Достоевского».

2021 год является годом юбилеев, связанных с именем русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: 200 лет со дня рождения (11 ноября 1821 год) и 140 лет со дня смерти (29 января 1881 год). Эти поводы привлекают исследователей к ещё более активному изучению жизни и творчества автора. Предложение о серии публикаций, посвященных Достоевскому, от редакции авторитетного журнала, имеющего широкое распространение, неслучайно получила профессор ТГПУ:

«Интерес к творчеству Достоевского, к аксиологическому, ценностному подходу, к исследованиям в контексте православного мировидения, православной антропологии – то, что определяет парадигму журнала. И интерес ко мне как к специалисту в данном случае определяется тем, что я занимаюсь именно этой спецификой – изучением ценностных аспектов творчества писателя», – делится А.Н. Кошечко.

В статье автор говорит о творчестве писателя, которое невозможно понять вне контекста его аксиологии. Как отмечает Анастасия Николаевна, ценностные доминанты русской культуры и русского Православия определяют мировоззренческую позицию Достоевского и воплощаются в его художественном методе, получившем авторское определение «фантастический реализм», проблематике и поэтике его произведений, особом характере художественного и публицистического слова.

Представления Достоевского о человеке реализуются в особой аксиологической роли сердца (2658 словоупотреблений в общем корпусе текстов), которое понимается писателем как средоточие личности, духовный и нравственный феномен, высшая форма развития сознания.

Культурно-поэтическая традиция, формирующая художественное «сердцеведение» Достоевского, его своеобразную поэтическую «кардиологию», входит в творческое сознание писателя в двух вариантах: фольклорно-мифологическом и православно-христианском, каждый из которых задает особый смысловой потенциал реализации этого феномена в тексте через соотнесение с бытовым и бытийным, профанным и сакральным уровнями существования человека.

Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Достоевского обладает целым спектром значений:

  • орган мысли и средоточия мудрости;
  • инструмент познания тех сторон бытия, которые неподвластны разуму;
  • орган воли, решимости и решительности;
  • центр нравственной жизни человека, по своей функции совпадающий с совестью или являющийся ее «хранилищем»;
  • ядро личности, средоточие всех форм существования человека (сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой и т.д.);
  • поле искушения, борьбы доброго и злого начал в человеке.

Многоуровневая полярность личности, постоянно разрываемая в мире Достоевского между полюсами добра и зла, pro et contra, верой и неверием, умом и сердцем, является отражением аксиологической системы писателя, в которой сердце как духовно-нравственный феномен дополняет высший понятийный ряд Истины (Бог, народ, семья, человек), позволяет преодолевать абсурд существования через видение истинного и ложного векторов.

Кроме труда профессора ТГПУ, в журнале – множество статей, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, ознакомиться с которыми можно в электронной версии номера.

Читать журнал

Подробнее

17 августа 2021

Не вандализм, а искусство! Авторские граффити студентки ИИЯМС украсили территорию Зональненской СОШ

Студентка Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Таисия Шутова вошла в число победителей творческого конкурса МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района и украсила авторскими граффити фасады учреждения в рамках проекта по благоустройству прилежащей к школе территории.

Подробнее

17 августа 2021

В профессиональный праздник – на рабочем месте: студенты-археологи ТГПУ продолжают исследование

Уже месяц на дебютной археологической экспедиции в составе Сельскохозяйственного отряда «Клевер» ТГПУ трудятся студенты, которые вчера, 15 августа, отмечали профессиональный праздник – День археолога. Первая археологическая бригада была создана в вузе при поддержке Томского отделения «Российские студенческие отряды». В ее состав вошли обучающиеся исторического направления историко-филологического факультета ТГПУ, которые отправились на территорию объекта «Обход Усолья-Сибирского» в районе поселка Мальта Иркутской области.

Подробнее

16 августа 2021

Жизнь без буллинга и домашнего насилия: ТГПУ – путь к счастливому детству и родительству

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» факультет психологии и специального образования ТГПУ объединился с Центром профилактики и социальной адаптации «Семья» для совместного решения актуальных проблем – буллинга и домашнего насилия.

Взаимодействие направлено на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, обучения и социализации детей; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов.

В 2021 году участились обращения в Центр «Семья» от жертв школьной травли или домашнего насилия. Тревожные звонки спровоцировали объединение экспертов ТГПУ и отдела помощи женщинам Центра для поддержки детей и взрослых, оказавшихся в острых ситуациях. Как считают специалисты, виной увеличения спроса на помощь – пандемия и затяжная самоизоляция.

«В ситуации пандемии семья оказалась в замкнутом пространстве, что спровоцировало столкновения между родителями и детьми. Кроме того, выйдя с дистанционного обучения, ребенок заново учится взаимодействовать со сверстниками, своими одноклассниками. И здесь начинается школьная травля», – уверена Ольга Викторовна Каракулова, декан ФПСО.

Государственное задание на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи получили только 9 из 33 педагогических вузов России, в числе которых Томский государственный педагогический университет.

«Важность и уникальность этого проекта заключаются в его направленности на пропаганду позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений», – отмечает Светлана Красковец, эксперт Информационно-аналитического управления ТГПУ.

Профессиональные психологи, педагоги, логопеды, дефектологи ТГПУ, а также привлеченные специалисты предоставят услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям.

Совместная работа вуза и Центра поможет родителям и педагогам детских образовательных учреждений на ранних стадиях выявить жертв и оказать им срочную психологическую помощь. Как показывает практика, учителя в школах слабо осведомлены о проблеме буллинга, и потому не всегда могут вовремя заметить ребенка, поддавшегося травле.

К решению проблемы уже активно подключаются студенты ТГПУ: будущие психологи посещали вебинары, посвященные теме жестокого обращения, раз в месяц обучающиеся вуза и сотрудники отдела помощи женщинам встречались для обсуждения важных вопросов (юридическая и психологическая помощь, диагностика насилия, механизмы работы с детьми).

«Если дома ребенок получает поддержку, то с буллингом возможно справиться. Но если доминантные родственники ведут себя агрессивно (физически или психологически) по отношению к ребенку, ресурсов для проработки внешних проблем, в том числе буллинга, у него не будет», – говорит студентка ФПСО ТГПУ Марина Дик.

Кроме того, обучающиеся ТГПУ проходили практику в отделе, выезжали на тренинги, исследовали проблемные вопросы в своих выпускных квалификационных работах и даже, вдохновившись благородной деятельностью Центра, отправились туда на работу, как выпускница ФПСО Ольга Макарова.

Девушка регулярно участвовала в мероприятиях Центра: консультациях детей (до 18 лет) и их родителей по вопросам детско-родительских отношений, проведении групповых и профилактических занятий в школах, уличных акций, социальных гостиных, на которых делался особый упор.

«Домашнее насилие – очень серьезная проблема современного мира. Я считаю, тот, кто вооружен информацией, владеет миром. В этом ключе ТГПУ может рассказывать будущим педагогам и психологам об этой проблеме, проводить профилактические акции, придающие огласке эту проблему и методы борьбы с ней», – уверена Ольга.

Реализация проекта завершится в декабре этого года, однако на базе Центра поддержки семьи ТГПУ планируется регулярное проведение научных исследований и анализа ситуации, а также постоянное предоставление консультативной помощи населению Томской области. Одной из важных перспектив является формирование родительского сообщества, обладающего знаниями и умениями в вопросах современного семейного воспитания.

Подробнее

12 августа 2021

Ректор ТГПУ и Уполномоченный по правам ребенка в Томской области подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве

Состоялось официальное подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко и Уполномоченным по правам ребенка в Томской области Ларисой Анатольевной Лоскутовой.

Подробнее

12 августа 2021

Россияне в поиске работы смогут онлайн переучиться на воспитателей в Томске: стартуют сетевые программы доп. образования ТГПУ и ТГУ

В сентябре 2021 года в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» стартуют сетевые программы дополнительного образования ТГПУ и ТГУ: курсы повышения квалификации «Оказание уходовых услуг пожилым людям и людям, нуждающимся в оказании помощи», а также курсы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», которые позволят получить востребованную профессию и трудоустроиться. Набор слушателей пройдет по всей стране: присоединиться к обучению смогут жители любого города России.

Томский государственный педагогический университет осуществляет не только подготовку будущих педагогов для образовательных организаций России и мира, но и становится центром подготовки взрослых, обучая прикладным компетенциям для дальнейшей профессиональной реализации в новой актуальной должности. Впервые программы дополнительного образования взрослого населения были разработаны специалистами Института детства ТГПУ в сетевом взаимодействии с коллегами из Института образования Томского государственного университета.

«Программы имеют модульное построение, что способствует успешному освоению необходимых компетенций, – говорит директор Института детства ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая. – Так, например, первый обязательный модуль программы переподготовки даст основные знания для начала педагогического труда, в том числе навыки построения индивидуальной образовательной траектории в дошкольной сфере, а второй – тьюторский – обеспечит сопровождение слушателей в процессе профессионализации».

В результате обучения по программе переподготовки будут сформированы профессиональные компетенции, соответствующие трудовым функциям воспитателя дошкольного образовательного учреждения по профилю базового высшего образования, в том числе использование новых контекстов развития детей; выстраивание педагогической деятельности на занятиях различной направленности с учетом ценностей семьи и детства; организация различных видов образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий; разработка и проведение занятий с использованием различных методов и средств речевого, познавательного, социально-коммуникативного, физического, художественно-эстетического развития; применение приемов инновационных практик для развития индивидуальности каждого ребенка и другие.

Запуск программы запланирован на 6 сентября 2021 года.

«В течение трех месяцев будущие воспитатели прослушают курс длиной в 256 часов. Обучение будет организовано бесплатно для находящихся на учете в Службе занятости населения и имеющих высшее или среднее профессиональное образование», – уточняется в Администрации региона.

Подать заявку на обучение также можно через портал «Работа в России».

КПК «Оказание уходовых услуг пожилым людям и людям, нуждающимся в оказании помощи» также будут запущены в сентябре.

В процессе освоения программы слушатели научатся обеспечивать организационно и психологически комфортную, безопасную физическую и окружающую среду для пожилых людей и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, оказывать конкретные виды помощи для улучшения качества жизни.

Для получения консультации по программам доп. образования можно обратиться к специалистам ТГПУ Мамай Александре Евгеньевне (kurator@tspu.ru) или Гультяевой Анне Аркадьевне (specialist-fpk@tspu.ru).

Подробнее

11 августа 2021

Студент ТГПУ избавил педагогов допобразования от «бумажной» работы и запатентовал изобретение

Андрею Коробко 21 год. Впереди — четвертый, выпускной год обучения в Томском педагогическом университете. А еще Андрей входит в команду, которой принадлежит патент на программно-аппаратный комплекс. Разработка упрощает документооборот в образовательных учреждениях. В первую очередь она будет полезна  в допобразовании. Систему начал разрабатывать сотрудник ТГПУ по просьбе вузовского центра робототехники для детей. Затем он уволился, задача осталась нерешенной, и для нее привлекли студентов.

Подробнее

10 августа 2021

Специалисты ИФФ и ИИЯМС продолжают исследование русской лингвокультуры

Вышла из печати монография «Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре» доктора филологических наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ ТГПУ Анны Владимировны Курьянович и кандидата филологических наук, специалиста по УМР кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС ТГПУ Ирины Евгеньевны Охолиной.

Монография содержит обобщение результатов исследования авторов, полученных в ходе анализа языковых средств выражения комплекса смыслов, которые вкладываются современными носителями русского языка в представления о досуге.

«Работа над монографией шла несколько лет, – рассказывает Анна Владимировна. – Выбор концепта для анализа не случаен: всем кажется, что они понимают суть досуга, все стремятся провести досуг содержательно, но в последнее время наполнение этого понятия трансформировалось в контексте происходящих в нашей жизни изменений. Нам хотелось уловить эти изменения и описать их с опорой на имеющийся в современной лингвистике инструментарий. Эта книга очень значима для нас, поскольку посвящена памяти Нины Михеевны Охолиной, кандидата филологических наук, проработавшей долгие годы в Томском педагогическом университете».

В монографии содержится комплексное описание концепта «досуг» в лингвокультуре современного русского этноса. Выявлены ключевые характеристики лингвокультурного концепта и осуществлено его разноаспектное описание как фрагмента русской картины мира; разработан и апробирован комплексный лингвокультурологический анализ в синхронии; исследованы функционально-прагматические свойства лексических единиц, принадлежащих тематической группе «Досуговая лексика»; описано языковое своеобразие концепта «досуг» на современном этапе развития национальной лингвокультуры.

Книга адресована специалистам по лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, функциональной стилистике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

Подробнее

10 августа 2021

ТГПУ. После скольких лет? Всегда.

Выпускники 1991 года факультета начальных классов Томского государственного педагогического института вернулись в стены университета спустя 30 лет. Бывшие студенты встретились с преподавателями, вспомнили годы учебы и посетили экскурсию по родному вузу.

Подробнее

9 августа 2021

Разговор о семье с профессором ТГПУ

В эфире радио «Томский Благовест» – Анастасия Николаевна Кошечко, доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ, с разговором о современной семье и актуальности возникающих внутри нее проблем.

Подкаст «Так ли современны проблемы современной семьи?» доступен к прослушиванию:

Подробнее

6 августа 2021

Специалисты ИД и Уполномоченный по правам ребенка в Томской области обсудили вопросы сотрудничества

Директор Института детства ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая и доцент кафедры дошкольного образования ИД Елена Дмитриевна Файзуллаева встретились с Уполномоченным по правам ребенка в Томской области Ларисой Анатольевной Лоскутовой, чтобы рассмотреть варианты взаимодействия в интересах детей региона. 

В процессе диалога были подняты вопросы сотрудничества при организации мероприятий для детей разных возрастов по правовому воспитанию, а также для родителей и педагогического сообщества по развитию родительских компетенций, формированию безопасного образа жизни, созданию условий благополучного детства.

«Для ТГПУ важно сотрудничество с институтом Уполномоченного, потому что мы занимаемся подготовкой будущих педагогов для сферы образования, социальной сферы, которые должны быть готовы к решению профессиональных задач, сложных ситуаций, связанных с семьей и ребенком. Это сотрудничество поможет развивать в студентах социальную активность», – считает Ирина Александровна.

Совместная деятельность сторон предполагает реализацию ряда событий, например, проектов «Декада Уполномоченного в ТГПУ» и «Студенты-детям». Первый нацелен на информирование студентов Педагогического о деятельности Уполномоченного и его аппарата, основная цель которой заключается в защите прав и интересов каждого ребенка и поддержке семьи. Второй – идея представителей Института детства по проведению студентами вуза воспитательных мероприятий для детей в начальной школе и детских садах. Планируется, что участие в проекте примут все студенты выпускного курса, вышедшие на практику в образовательные учреждения.

«Важно привлекать к сотрудничеству студенческое сообщество, ведь именно студентам университета в самое ближайшее время предстоит не только преподавать свой профильный предмет в школе, но и помогать детям в различных ситуациях: противостоять буллингу, преодолевать жизненные трудности, поддерживать при вхождении в новый классный коллектив», – отмечает Лариса Анатольевна Лоскутова. 

Кроме перечисленного, была рассмотрена и принята в план работы в рамках соглашения инициатива ТГПУ, связанная с непосредственным участием представителей вуза в разработке концепции безопасности детства на территории Томска и Томской области.

Подробнее

5 августа 2021


Новости 2081 - 2100 из 8447
Начало | Пред. | 103 104 105 106 107 | След. | Конец