
На ежегодный областной конкурс «Спортивная элита» в 2021 году поступило более сотни заявок. Комиссия оценила достижения томских спортсменов и тренеров и огласила список победителей в многочисленных номинациях. Среди лучших – имена студентов Томского государственного педагогического университета.
5 августа 2021
Рыцари или викинги: столкновение эпох в Томском Педагогическом
Неожиданно, но факт: научиться стрелять из пневматической винтовки или драться на мечах, попробовать стрельбу из лука, метание ножей, топоров и сулиц, почувствовать себя древнеримским гладиатором можно в Томском Педагогическом. Занятия Клуба исторического фитнеса и реконструкции «Химера» проходят в тире университета.
4 августа 2021
Директор физ-мат центра ТГПУ прошел конкурсный отбор на обучение в Центре «Сириус»
Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи) завершил конкурсные мероприятия и отобрал педагогов для участия в программе повышения квалификации «Организация школьного обучения физике детей с выраженными физико-математическими способностями». С профессиональными испытаниями успешно справился директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Михаил Александрович Червонный.
Программа КПК будет реализована на базе ОЦ «Сириус» с 19 по 24 августа 2021 года. Чтобы попасть на обучение, кандидатам необходимо было пройти несколько дистанционных соревновательных этапов, среди которых презентация мотивационного письма и, по возможности, рекомендательного письма от члена экспертного совета регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (по соответствующему профилю), а также основное конкурсное задание, заключающееся в решении в течение нескольких дней 20 олимпиадных заданий, включенных в перечни всероссийской олимпиады школьников по физике, заключительных этапов олимпиад стран СНГ по физике, олимпиады студентов МФТИ. Кроме рекомендательного письма от университета, подписанного ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко, в папку конкурсных документов Михаил Александрович вложил письмо от ОГБУ «Региональный центр развития образования».
«В связи с введением нового учебного плана старшей школы в ряде общеобразовательных учреждений физико-математический профиль заменяется на технологический, что приводит к трансформации подходов в работе с детьми с выраженными способностями в области физики и математики. Появляются естествознание, биофизика, в обучении естественным наукам растет время, отводимое на использование конвергентных и проектных технологий, а также на междисциплинарное содержание естественных наук, математики и информатики. Появляются новые подходы в обучении физике, владеть которыми необходимо педагогу, в том числе для подготовки будущих учителей в педагогическом университете, где в настоящее время будут открываться технопарк и педагогический кванториум», – говорит М.А. Червонный.
Среди причин участия в конкурсном отборе Михаил Александрович называет желание восстановить некоторые старые знания и получить новые для реализации курсов подготовки олимпиадников в нашем регионе, экспериментальных курсов по физике и проектных кружков; необходимость углубленного знакомства с системой работы коллег из МФТИ, с которыми ТГПУ осуществляет сотрудничество, в том числе в рамках проекта «Физтех регионам», и коллег из «Сириуса»; обмен опытом с коллегами из других регионов по организации работы со школьниками с выраженными физико-математическими способностями; дальнейшее использование полученных знаний и опыта в работе с будущими учителями физики и математики, обучающимися в ТГПУ и практикующимися в физ-мат Центре, где они разрабатывают и реализуют кружки для работы со школьниками в системе дополнительного образования детей.
Как отмечают представители Центра «Сириус», во время прохождения курсов повышения квалификации слушатели познакомятся с методами решения задач повышенной сложности по основным разделам физики и проведения физического эксперимента; особенностями углубленного преподавания физики; основами методической организации учебного занятия; возможностями ресурсной базы для осуществления проектной и исследовательской работы школьников в ОЦ; особенностями организации проектной и исследовательской деятельности в области физики.
Конкурсный отбор на обучение также прошла выпускница физико-математического факультета ТГПУ, учитель физики Томского физико-технического лицея Ульяна Гусельникова. Всего на программу было подано 88 заявок, из которых только 39 педагогов из 22 регионов России станут участниками программы.
4 августа 2021
Добрые планы: ТГПУ на встрече с представителями Ассоциации волонтерских центров
В Томске на базе Ресурсного центра развития добровольчества Томской области «Бумеранг добра 70» с представителями Ассоциации волонтерских центров (г. Москва) встретились активисты общественных и волонтерских организаций города. Чтобы рассказать о деятельности Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения», поделиться опытом и ближайшими планами, к беседе присоединился лидер движения в вузе, студент ИФФ Дмитрий Кузнецов.
3 августа 2021
«Территория большого взрыва» или самое громкое событие лета от Команды Педагогического
Ежегодно в разгар летнего сезона команда Томского Педагогического организует площадку для молодых, амбициозных и активных людей, которые встречаются на слете работающей молодежи Томска «Маёвка». Студенты и сотрудники ТГПУ традиционно проводят это мероприятие для специалистов различных организаций города. В 2021 году событие прошло в тематике Года науки и технологий в России.
2 августа 2021
О чем говорят абитуриенты: финишная прямая приемной кампании ТГПУ
Приемная кампания ТГПУ продолжает свою работу и уже близится к самым важным этапам – публикации конкурсных списков и зачислению первокурсников. Уже более трех тысяч абитуриентов – представителей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья готовы к яркому студенчеству в Томском Педагогическом.
Самый важный фактор при выборе места учебы – конечно, интерес к будущей профессии. Поступающие в ТГПУ признаются, что педагогика их интересует давно, а желание передавать детям знания и опыт не оставило сомнений – поступать надо в педагогический. Например, выпускница МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина» Кемеровской области Карина Кнор приняла решение связать свою жизнь с учительством, участвуя в профориентационных мероприятиях ТГПУ. На онлайн-смене «Сам себе педагог 2.0» девушка буквально влюбилась в Томский Педагогический.
«В течение учебного года проходила также олимпиада по педагогике, в которой мы с друзьями заняли 2 место среди всех школ. Это в очередной раз доказало, что даже дистанционно университет невероятно заряжает, дает сил и энергии! Университет мне очень понравился, другие вузы я не рассматривала, так и подала документы только в ТГПУ», – делится Карина.
Другим важным моментом при выборе учебного заведения для наших абитуриентов стала интересная студенческая жизнь ТГПУ: учебный процесс; мероприятия творческие, спортивные, научные; возможность прохождения практики в школах и других образовательных организациях, различных оздоровительных лагерях региона и за его пределами; программы академической мобильности – все это привлекло, например, Татьяну Федюкевич, выпускницу МАОУ СОШ №22 поселка Светлый:
«Мои подруги, поступившие в ТГПУ, всегда рассказывали об учебе с особым энтузиазмом, что подтолкнуло меня тоже сделать выбор в пользу Томского Педагогического. Я наслышана о занимательных парах и талантливых преподавателях».
Уникальные учебные программы, которые не встречаются больше нигде в области, привлекают внимание абитуриентов. Так, одним из направлений подготовки студентов на ФПСО ТГПУ является «Логопедия», оно позволяет получить исключительное образование.
«На ФПСО я смогу научиться работать с речевыми нарушениями ребенка, с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Это очень важно и нужно современным детям», – уверена Александра Калинина из Школы-лицея №46 города Шымкента, Казахстан.
Поступающих впечатляет и статус Томского государственного педагогического университета не только в области, но и в России: в различных рейтингах национального и международного уровней ТГПУ много лет остается в лидерах профильного образования. На показатели рейтингов ориентировался абитуриент из МБОУ СОШ №87 ЗАТО Северск Максим Бобр:
«Так как мне интересна профессия учителя, я особенно усердно выбирал педагогический вуз. Одним из самых важных пунктов для меня был статус университета в регионе и в стране, позиция вуза среди других учебных заведений. ТГПУ всегда находится в числе лидеров, поэтому выбор пал на него».
ТГПУ выбирают не только вчерашние школьники, но и люди, уже получившие первое образование. Ирада Абдуллаева окончила Высшую школу журналистики ТГУ и решила продолжить свое обучение в ТГПУ. Девушку привлек Институт детства (направление «Искусство» и «Дополнительное образование»):
«Я выбрала магистратуру ТГПУ, потому что уверена в качестве образования здесь, к тому же мне всю жизнь была очень интересна сфера культуры, я с ней напрямую связана. Мне хотелось бы не только разобраться в предмете, но и научиться его грамотно преподавать».
Как отмечается на ресурсах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в Минобрнауки РФ уже поступило более 7000 заявок на обучение в вузах России от иностранных граждан. Ожидается, что в ближайшие годы в России в два раза увеличится число иностранцев, получающих высшее образование. Приток иностранных абитуриентов традиционен и для Томского Педагогического: в вуз поступают ребята из стран ближнего и дальнего зарубежья, а некоторые из них, окончив бакалавриат или даже аспирантуру, остаются в ТГПУ для получения образования в смежной сфере и степени магистра. Пример тому – абитуриентка 2021 года Ли Бин из города Чунцин (Китай), которая уже окончила аспирантуру ТГПУ по направлению «Теория и методика профессионального образования» и планирует продолжать обучение в магистратуре по программе «Лингвокультурология»:
«Эта отрасль языкознания помогает разобраться в отношениях между языком и культурой, которые отражают характер народа, – говорит Ли Бин. – А русский язык, русская культура и Россия в целом интересуют меня еще со школы, когда я изучала историю России и читала известные романы русских писателей».
Несмотря на любовь к родному городу, в который Ли Бин вернется после окончания ТГПУ, чтобы стать преподавателем и распространять знания русского языка, задержаться в Томске девушку мотивировал педагогический состав вуза и качество получаемого образования:
«В работе с педагогами ТГПУ повысился не только уровень моего владения русским языком, но и уровень знаний об изучаемой стране, – делится будущий магистрант. – Например, «Педагогика высшего образования» помогла разобраться в системе высшего образования России и других стран, благодаря занятиям по академическому чтению, письму и выступлению я стала чувствовать себя увереннее, когда говорю или пишу по-русски, лучше понимать собеседника»
Уже в августе специалисты приемной комиссии ТГПУ начнут публикацию рейтинговых списков абитуриентов, а также проведут процедуры зачисления первокурсников на разные формы и степени обучения. А в сентябре Томский Педагогический вновь распахнет двери перед будущими педагогами, которые после обучения пополнят образовательные организации России и мира.
30 июля 2021
Студенты ТГПУ помогают детям определиться с будущей профессией
Профориентационная деятельность – важная составляющая работы педагога, навыки ведения которой будущие учителя из ТГПУ оттачивают во время летней практики. Студенты вуза помогают профессионально самоопределиться и найти свои сильные стороны воспитанникам загородного центра «Солнечный», структурного подразделения ЦДО «Планирование карьеры».
29 июля 2021
Теперь Потанин: в городе появился второй портрет в рамках проекта выпускника ТГПУ «Томск – это люди»
«Томск – это люди» – художественно-просветительский проект, направленный на сохранение и приумножение исторической памяти о выдающихся томичах, который реализуется в городе уже второй год. Современные портреты известных личностей появляются на зданиях Томска с краткой информацией для знакомства с персоной. Второй сезон проекта открылся изображением Григория Николаевича Потанина. В рисовке традиционно принял участие и автор инициативы – учитель истории, выпускник историко-филологического факультета ТГПУ Константин Черенков.
Программа по распространению исторического знания и улучшению города стартовала летом 2020 года с портрета Ивана Юрьевича Москвитина, томского казака и русского землепроходца. Сегодня же дом по улице Беринга, 4 (МАОУ Гимназия №26) украсило изображение российского географа, этнографа, общественного деятеля Григория Николаевича Потанина.
«Я знал, что дедушка Сибири появится в Томске в том масштабе и в тех деталях, которые планировали, и мы это сделали, – говорит Константин. – Потанин – легендарный томич: он ученый, политик, первый почетный гражданин Сибири, создатель символов Сибири...».
Автор уверен, что история и эстетика должны быть для томичей нормой, а культура идти от окраин к центру. Чтобы приобщить жителей города к реализации проекта, было запущено народное голосование: горожане сами смогли выбрать, чьи портреты украсят улицы города, знание о каких известных личностях разойдется по Сибири. В опросе приняли участие около 600 человек, изображения трех победителей появятся в Томске во втором сезоне проекта. Первое место, по мнению жителей, занял Г.Н. Потанин, до сентября будут отрисованы портреты Марии Леонтьевны Бочкаревой, одной из первых русских женщин-офицеров, создательницы первого в истории русской армии женского батальона, и Сергея Александровича Белова, баскетболиста, олимпийского чемпиона 1972 года, двукратного чемпиона мира.
«Рисовать портрет Бочкаревой планируется на здании школы №40 по улице Никитина, а Белова – на Зональной Станции», – уточнил автор.
Второй сезон программы проходит при поддержке Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, грант которого в Региональном конкурсе молодежных проектов «Твоя идея» проект выпускника ТГПУ выиграл в декабре прошлого года, став первым в номинации «Патриотизм и гражданственность».
«На конкурсе было много проектов, но начинания Константина показались самыми интересными, – комментирует зам. начальника Департамента, председатель комитета по молодежной политике Кирилл Антонов. – Правильно сделанные муралы и граффити – это, во-первых, способ повышения уровня краеведческих знаний: не каждый томич знает, кто такой, к примеру, Григорий Потанин, какую роль он сыграл в нашем городе. А во-вторых, – украшение города».
Кирилл Максимович выразил уверенность, что на зданиях Томска заслуженно могут появиться и современные лица: например, героями последнего года стали тысячи медиков, которые ежедневно борются с коронавирусной инфекцией. В перспективе также – нанесение на городские здания еще семи изображений известных личностей, среди которых портреты Героя Социалистического Труда Георгия Мокеевича Маркова, старца Федора Кузьмича, русского военачальника, участника Первой мировой и Гражданской войн Анатолия Николаевича Пепеляева и другие.
29 июля 2021
Дебют сервисного отряда «Аквилон» ТГПУ в Крыму
В Томском Педагогическом стремительно развивается движение Российских студенческих отрядов: в конце 2020 года вузовский штаб, который включает педагогический и сельскохозяйственный отряды, пополнился сервисным под названием «Аквилон». Июль 2021 года открыл бойцам возможность посетить первую трудовую вахту. Уже более двух недель студенты работают на территории Крымского полуострова, обеспечивая занятость необходимых позиций в сфере туризма.
Представители сервисных отрядов работают в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса: занимаются обслуживанием отдыхающих и делают их отпуск наиболее комфортным и безопасным. Отправиться на целину можно в качестве бармена, официанта, повара, санитара, массажиста, аниматора, матроса-спасателя, специалиста по чистоте и др.
«Сервисные отряды Томской области работают в основном на территории курортов Краснодарского края и Крыма. Бойцы не только прошли отбор и стали участниками всероссийских и межрегиональных проектов, но и вошли в штабы всероссийских сервисных отрядов и организовывают рабочий процесс РСО на территории крупнейших гостиничных комплексов – «Ялта Интурист» и Mriya Resort & SPA», – рассказывает командир Центрального штаба РСО Михаил Сергеевич Киселев.
Перед поездкой на первую целину студенты в течение месяца проходили онлайн-обучение #УрокиСервиса, в рамках которого изучили блоки по специальностям, охране труда и организации деятельности профильного отряда. По профессиям ребят распределяли на основе их навыков и умений, наделяя каждого определенным кругом обязанностей. Так, например, матрос-спасатель должен ежедневно патрулировать прибрежную зону и пляж и при необходимости проводить спасательные операции, подготовка к которым шла на дополнительном обучении в Крыму. В обязанности матроса также входит размещение спасательного оборудования (доски, круги), уборка лежаков, предоставление отдыхающим актуальной информации о температуре воздуха, воды, силе ветра и волнения моря.
Не все труженики вуза являются новичками: некоторые бойцы «Аквилона» уже не раз отправлялись в рабочие поездки в составе других отрядов ТГПУ.
«О создании сервисного отряда я узнала на ежегодном представлении структур университета. Тогда подробно рассказывали о педагогическом и сельскохозяйственном отрядах, а в конце упомянули про появление нового. Я всегда знала, что хочу работать в сфере «человек-человек», и работа в «Аквилоне» стала для меня уникальной возможностью еще раз убедиться в этом», – отмечает Татьяна Чащина, студентка ТГПУ.
Возможность попробовать себя в новой роли не исключает трудностей. Девушкам приходится регулярно проявлять силу и переносить тяжести, а матрос-спасатель обязан выходить на работу в любую погоду, в том числе и в южный зной, на 10-12 часов.
«Матрос-спасатель – благородная профессия, от качественной подготовки специалиста и его постоянного внимания к мелочам зависит благоприятность летнего сезона. Спасать пока никого не приходилось, надеюсь, и не придется в будущем, однако в своей готовности не сомневаюсь», – делится Артем Генеберг, спасатель из ТГПУ.
Несмотря на насыщенные трудовые будни, студенты успевают отдыхать и проводить время с бойцами из других отрядов. Уже прошел первый конкурс визиток, где каждый отряд рассказывал о себе и специфике своей работы. «Аквилон», кстати, занял в конкурсе третье место! Также в РСО есть традиция проводить спевки: на берегу моря студенты разных вузов вместе поют песни, посвященные движению.
До отъезда домой осталось совсем немного, однако бойцы из ТГПУ уже мечтают о следующей целине. Дебют сервисного отряда «Аквилон» оказался успешным: все знания, приобретенные на Школе молодого бойца и профильных обучениях, помогают студентам без труда справляться со своими рабочими обязанностями.
28 июля 2021
В Томске открылась вторая смена проекта «Городское лето» ТГПУ
Вторая смена проекта «Городское лето», реализуемого в сотрудничестве Томского государственного педагогического университета и Администрации города Томска, стартовала на придомовых площадках. Содержательный досуг маленьких томичей, которые не попали в загородные лагеря этим летом, вожатые из числа студентов вуза будут обеспечивать до 20 августа.
В разрезе тематики смены «Составляй каникулы» для детей города будут организованы образовательные мастер-классы, творческие, спортивные и развлекательные мероприятия. Уникальный план каждого дня, разработанный студентами, включит как индивидуальные, так и коллективные занятия лепкой, пением, рисованием, аппликацией, а также квесты, подвижные игры и многое другое. Работать с ребятами будут будущие педагоги, однако, как показывает практика, к проекту охотно подключаются и представители городских организаций: так, например, в первой смене проекта с участниками встретились транспортные полицейские, напомнившие о правилах безопасного поведения на дорогах, и специалисты-кинологи вместе с четвероногим напарником.
Встречи вожатых с воспитанниками городского лагеря будут организованы по будням с 10.00 до 14.00 часов по адресам четырех районов Томска:
Октябрьский район: ул. Репина, 15; ул. Иркутский тракт, 27/1; ул. Герасименко, 1/20; ул. В. Болдырева, 5; ул. Энтузиастов, 41; ул. А. Крячкова, 17.
Советский район: ул. 4-я Заречная, 40; ул. Л. Толстого, 38б; ул. Сибирская, 104/7; ул. Сибирская, 33; ул. Кулагина, 45.
Ленинский район: ул. Ленская, 51; пр. Мира, 41; ул. Трудовая, 22/1; ул. Б. Подгорная, 70; ул. Кутузова, 1Б (Сосновый бор).
Кировский район: ул. Нахимова, 15; ул. Путевая, 1Д (с. Тимирязевское); ул. Нефтяная, 11.
Присоединиться к программе может любой желающий: не требуется предварительная запись, финансовые вложения и др.
Студентам, желающим поработать вожатыми в рамках проекта «Городское лето», необходимо обратиться к Дмитрию Буйницкому, начальнику отдела молодежной политики ТГПУ.
27 июля 2021
Научная библиотека ТГПУ пополнилась уникальным изданием
В фонд Научной библиотеки ТГПУ поступило новое издание: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук ИФФ Ирина Евгеньевна Рудковская передала в дар монографию «История государства Российского» Н.М. Карамзина и структура британских и российских макроисторий позднего Просвещения».
26 июля 2021
21 июля в Научной библиотеке Томского Педагогического прошел базовый семинар «Основные принципы работы с системой Консультант Плюс». Слушателями стали школьники, трудоустроенные на лето в университете. Основная цель семинара – показать возможности работы с системой «Консультант Плюс»: поиск информации, систематизация полученных данных.
22 июля 2021
Уроки педагогики во дворах Томска: идет вторая смена проекта «Городское лето» ТГПУ
В томских дворах продолжают работу студенты ТГПУ, вожатые проекта «Городское лето», призванного разнообразить досуг детей, оставшихся на летние каникулы дома. Инициатива ТГПУ реализуется для юных томичей в сотрудничестве с Администрацией города Томска.
22 июля 2021
Томск в период ВОВ: студенты ИФФ создали «Карту Победы» города
В Томском государственном педагогическом университете продолжается реализация проектов, посвященных сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны. Так, студенты второго курса историко-филологического факультета ТГПУ создали уникальную «Карту Победы» Томска, на которой отразили жизнь города в годы ВОВ. На карте отображены госпитали, военные училища, а также предприятия и заводы, эвакуированные в Сибирь в период войны. Каждая локация, обозначенная на карте, подкрепляется QR-кодом на видео с более подробной информацией об объекте.
Инициатива создания «Карты Победы» была связана с присвоением Томску звания «Город трудовой доблести». В первые годы Великой Отечественной войны сюда было привезено порядка 30 заводов и 20 госпиталей, тогда как до 1941 года в Томске работало только 2 завода.
«Для меня цель проекта «Карта Победы» – показать, что герои ВОВ находились не только на полях сражений, но еще и в тылу, который в любой из войн очень значим: это и одежда, и провиант, и запчасти военных орудий», – рассказывает Сергей Аристархов, участник проекта.
«Карта Победы» стала проектом для студентов в рамках архивной практики. Разбившись на пары, ребята выбирали по одному госпиталю и одному заводу, искали о них материалы в архивах Томска. Вся работа строго следовала обозначенным этапам. На первой неделе преимущественно обрабатывались архивные документы, литература. Все найденные факты располагались в хронологическом порядке со сносками. Вторая неделя предполагала дополнение текста новыми фактами, на основе которых составлялся рассказ о заводе и госпитале. Третья неделя была посвящена более творческим задачам: подготовка сценария и съемка видеороликов, где особенно приветствовалась оригинальность подачи материала. Заключительная неделя была связана с монтажом и заполнением отчетной документации.
Декан ИФФ Галкина Татьяна Васильевна помогла студентам перечнем заводов и госпиталей, а также информацией о том, где они находились, и литературой, которая была написана томскими специалистами о событиях Великой Отечественной войны.
Пользовались исследователи и другим методом получения информации: ребята отправлялись прямиком на те места, где располагались конкретные заводы и госпитали. Увы, не всем такой метод сбора информации подошел, поскольку многие исследуемые объекты уже давно перестали функционировать. Однако некоторым студентам удалось даже пообщаться с детьми тех, кто работал в госпитале, что помогло обеспечить карту новыми подробностями и интересными уникальными фактами.
«У проекта – широкие перспективы, как минимум в плане научного изучения отечественной истории, поскольку сметы и отчеты некоторых тыловых предприятий начинают рассекречиваться буквально на наших глазах», – отмечает Сергей.
По словам студента, особенно актуальным сегодня в рамках исследовательской деятельности становится направление «История повседневности». Стимул к изучению зарождается и в обществе напрямую: сейчас все больше российских семей начинают интересоваться историей своего рода, сами отправляются в архивы или даже нанимают историков-генеалогов. Такая тенденция может дать представление о том, как в годы ВОВ существовал человек, в тылу оставшийся работать или жить после эвакуации. Так, в перспективе, этот сюжет истории будет раскрыт так же, как и жизни фронтовиков, о которых нам известно больше благодаря кино- и фотохронике, личным перепискам.
«Такой проект легко внедряем в музейные выставки или информационные стенды, которые перед 9 мая выставляются на набережной Томи, Ново-Соборной площади, в Лагерном саду и других значимых локациях города. Это ценный краеведческий материал, который поможет горожанам узнать больше о родном городе и его героях», – рассказывает студент.
Сегодня в планах у будущих учителей истории – придать профессионализма видеороликам об объектах, перенести знаки карты в электронный вид и сделать ее более удобной, а также интерактивной.
Важно отметить, что студенты Томского Педагогического являются как авторами, так и активными участниками проектов по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Осознавая ответственность за правдивость и точность передачи исторических знаний, которая лежит на плечах педагогов, обучающиеся ТГПУ не только находятся в постоянном процессе изучения и обновления личных знаний, но и подключаются к реализации различных акций, проведению тематических научных конференций, круглых столов и семинаров с вузами-партнерами.
Так, например, в феврале 2021 года в рамках проекта «Без срока давности» вместе с коллегами из педвуза Волгограда студентами ТГПУ была проведена патриотическая акция «Сталинград – компас Победы», посвященная 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве.
Особую значимость поднятой темы тогда же подчеркнул ректор МПГУ, президент Ассоциации развития педагогических университетов и институтов А.В. Лубков:
«На берегах великой Волги советские солдаты явили героизм: сражались, побеждали, выстояли и оставили завет последующим поколениям».
К обсуждению событий Сталинградской битвы и их значения для хода ВОВ в рамках круглого стола присоединились, кроме представителей от ТГПУ и ВГСПУ, исполнительный директор Поискового движения России П.Д. Корсаков и координатор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов В.Л. Шаповалов.
21 июля 2021
Нужна ли современному миру христианская педагогика? Новый подкаст с участием профессора ТГПУ
На минувшей неделе Томский государственный педагогический университет с открытой лекцией «Основы христианской педагогики» посетил филолог, магистр богословия, кандидат педагогических наук, алтарник русской православной церкви Воскресения Христова в г. Фридли (штат Миннесота, США) Олег Владиславович Воскресенский.
А нужна ли современному миру христианская педагогика? Этим вопросом задался ведущий радио «Томский Благовест» Александр Ракин и пригласил к ответу в эфире Олега Владиславовича и директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ Анастасию Николаеву Кошечко.
Диалог ведущего и экспертов доступен в новом подкасте:
20 июля 2021
Найти, изучить, сохранить: студенческая бригада ТГПУ отправилась в археологическую экспедицию
Студенческий сельскохозяйственный отряд «Клевер» ТГПУ определил новое направление своей деятельности – археологическое. 18 июля при поддержке Томского отделения «Российских студенческих отрядов» активисты Томского Педагогического отправились в первую экспедицию для изысканий на территории объекта «Обход Усолья-Сибирского» в районе поселка Мальта Иркутской области.
В состав археологической бригады вошли студенты историко-филологического факультета ТГПУ третьего и первого курсов. Условия будущих учителей ждут спартанские: подъем рано утром, в 7:00 часов, зарядка для поддержания физической формы и настроя на трудовой день, полезный завтрак и начало работы. Так как палящее солнце представляет опасность, в обед запланирован перерыв, а с 16:00 часов работа будет продолжена и завершится к ужину, в 19:00. В общей сложности – 8 часов работы каждый день и один выходной в неделю.
«Студенты в экспедиции должны получить практические навыки полевой работы, узнать о разнообразных археологических памятниках и научиться работать в команде», – отметил бригадир экспедиции Никита Пугачев, студент 3 курса ИФФ.
В рабочее время у каждого студента будут свои обязанности: одни возьмут на себя непосредственно раскопки, другие займутся очищением находок и их нумерацией, а третьи будут работать с теодолитом – специальным прибором, измеряющим уровень места обнаружения находки. Так, каждый член бригады будет курировать определенную область.
Выбор места для экспедиции неслучаен: территория поселка Мальта – одна из крупнейших стоянок древнего человека периода позднего палеолита в Западной Сибири. Она давно интересует исследователей, а первые находки были сделаны еще в начале 20 века, с тех пор здесь регулярно проводятся археологические экспедиции. На месте раскопок можно обнаружить жилища древнего человека, предметы быта и искусства, различный каменный инвентарь. Например, коллегами наших студентов уже была найдена уникальная фигурка Венеры Мальтинской, сделанная из бивня мамонта.
«Очень часто археология воспринимается как наука, занимающаяся артефактами, но это устарелое представление, – считает главный специалист (археолог) Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области Ирма Жавиддиновна Рагимханова. – Сейчас на первом месте стоит информативная составляющая. Могу привести пример: не так давно в Денисовой пещере был найден фрагмент фаланги человека. Некоторое время назад на эту находку не обратили бы внимания, но благодаря современным методам из этого образца была выделена ДНК, которая перевернула представление об эволюции человека: был выделен новый вид – Homo altaiensis. Представляете, какое открытие можно совершить на основании маленького фрагмента кости!»
К раскопкам студенты ИФФ ТГПУ регулярно подключаются в ходе образовательного процесса, однако для бригады «Клевера» определены более широкие перспективы: по инициативе обучающихся осенью в рамках деятельности Вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ сформируется самостоятельный археологический отряд, и исторический профиль обучения не будет ограничением: принять участие в изучении и сохранении истории смогут все желающие вне зависимости от факультета и направления подготовки.
19 июля 2021
Лектор из США выступил с открытой лекцией в ТГПУ и рассказал об американской системе образования
16 июля в читальном зале Научной библиотеки ТГПУ с открытой лекцией «Основы христианской педагогики» выступил филолог, магистр богословия, кандидат педагогических наук, соавтор учебников «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», преподаватель магистратуры Белгородской Православной Духовной Семинарии, алтарник русской православной церкви Воскресения Христова в г. Фридли, штат Миннесота, США Олег Владиславович Воскресенский.
Встреча состоялась в рамках деятельности Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ:
«Центр старается максимально простраивать международные связи, чтобы изучать и анализировать опыт других специалистов в области образования и воспитания. Очень важно, что именно в нашем университете была прочитана эта лекция, поскольку присутствующие смогли познакомиться еще и со взглядом на американскую систему образования и роль учителя в ней. Мы надеемся на долгосрочное взаимодействие и планируем продолжать наше сотрудничество в разных форматах и ипостасях», – отметила директор Центра Анастасия Николаевна Кошечко.
Открывая лекцию, спикер подчеркнул роль педагога не только в христианской традиции, но и в системе образования в целом:
«Учительское дело – самая благословенная профессия на свете. Каждый из нас выбирает себе дело в связи с какими-то факторами и условиями. Так или иначе, мы ограничены в своём выборе. А Бог – тот, кто не был вообще ограничен в этом, – отдал предпочтение учительству».
С опорой на заповеди лектор объяснил, как христианская традиция сопряжена с самыми важными принципами педагогической деятельности: учить всех без исключения, нести просвещение своим ученикам, посвящать учительству себя без остатка, быть примером для своих воспитанников.
Самый главный принцип христианской традиции – законность, поскольку мир устроен закономерно. Как отметил американский эксперт, в современном мире отсутствует уважение к закону, который воспринимается лишь как ограничение, что ведет к произволу. Не менее важен принцип единства во множественности. Он реализуется в многообразии людей и их различии друг от друга, в индивидуальности каждого отдельного человека и в способности принять эти особенности в ближнем.
Чтобы раскрыть в ребёнке божественный замысел, со стороны педагога требуется очень много усилий и времени. В этом выражается принцип бессмертия души. Иначе существование человека утрачивает былой смысл. Одной из главных задач педагога, по мнению лектора, является раскрытие призвания ребёнка. При этом, последний абсолютно свободен в своём выборе, а значит имеет право и на ошибку, и на вторую попытку.
Искусство несогласия, как еще один важный принцип христианской традиции, начинается с признания того, что несогласным можно быть. Отрицание мгновенно отключает все каналы связи между людьми. В свою очередь, положительное мышление позволяет найти то самое согласие, не останавливаться на компромиссе, поскольку это всегда решение, которое одинаково не устраивает всех. Отказ от любого компромисса, как ограничителя наших ресурсов, ведёт людей к согласию, исходящему из их безграничности.
Презумпция добра исходит из того, что каждый человек по умолчанию честен, невиновен, бескорыстен и дружественен, пока он не доказал обратное.
По мнению Олега Владиславовича, учителям задана очень высокая планка, образец, который на первый взгляд недостижим. При этом, наблюдается опыт педагогов, которые достигают определенных успехов в реализации принципов, обсуждаемых на лекции. Современное поколение учителей постепенно отказывается от чуждых профессии педагога установок и возвращается к более вечным и универсальным:
«В современном молодом поколении я вижу в основном реализацию двух важных принципов – положительное мышление и презумпция добра. Современные молодые люди ищут то, на что можно было бы опереться, отказываясь от запретов, находясь в поиске положительного. Я вижу, что в молодых людях преобладает установка на уважение к человеку и любовь к ближнему».
Также слушатели лекции, среди которых были студенты, преподаватели и сотрудники вуза, обсудили своеобразие американской и российской систем образования и нашли в них некоторое различия. С опорой на личный жизненный опыт Олег Владиславович отметил, что русские школьники опережают своих американских сверстников в среднем на полтора-два года, поскольку русское образование преимущественно знаниевое, а американское нацелено на выработку практических навыков.
Статус учителя в американской педагогике тоже отличен от положения педагога в русской традиции. США представляет собой территориальное объединение разных отдельных государств, поэтому универсальной модели, работающей по всей Америке, нет. Методических типовых пособий также нет, ведь каждый учитель создает на своем уроке уникальный опыт.
Стать педагогом в штатах можно, пройдя специальные курсы и модули, разрешающие преподавать свою специальность в школе, при этом для педагогической деятельности в университете это не требуется. Прежде чем отправиться обучать детей в школу, специалист набирается опыта в своей специальности в «полевых условиях».
Встреча с интересным спикером показала слушателям от ТГПУ особенности христианской педагогической традиции и своеобразие американской системы образования, что позволило найти тенденции, преобладающие в развитии современной учительной деятельности.
17 июля 2021
ТГПУ – лучший работодатель Томской области по итогам народного голосования от Службы занятости
Томский государственный педагогический университет и Государственную службу занятости Томской области связывает много лет сотрудничества. 15 июля Служба подвела итоги работы с организациями города и объявила результаты учрежденной премии лучших работодателей региона. ТГПУ одержал победу в номинации «Вклад в развитие Службы занятости».
Победители определялись народным голосованием с учетом результатов взаимодействия со Службой занятости в 2019-2021 гг. Томский Педагогический был награжден премией, в том числе за вклад в профессиональное развитие молодежи.
В этом году на основании двусторонней договоренности между ТГПУ и Службой занятости в вузе проходят трудовую вахту школьники, учащиеся 9-10 классов. Ребята работают в приемной комиссии университета, а также с архивными материалами по языкам и культурам малых народов Сибири. В последнем случае школьники оцифровывают архивы языковых и этнографических материалов на кафедре языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ под руководством кандидата филологических наук, доцента Сергея Васильевича Ковылина:
«Техническим оснащением для осуществления процесса являются компьютер и специализированный сканер. Изначально проводился инструктаж по технике обработки материала, выбираемых форматов сканирования и значимости правильной обработки материала для его дальнейшего хранения и использования. В процессе работы ребята приобретают новые профессиональные навыки работы с компьютером и навыки работы в коллективе. Трудовая занятость во время летних каникул в целом позволяет ученикам школ подготовиться ко взрослой жизни, получить первый опыт работы и неплохое материальное вознаграждение».
Томский Педагогический не только оказывает содействие в трудоустройстве школьников на время летних каникул. В перспективе – сотрудничество в реализации федерального подпроекта «Содействие занятости» (в рамках национального проекта «Демография»), что позволит проучить пять категорий лиц, среди которых безработные, лица 50 лет и старше, мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, и мамы, имеющие ребенка дошкольного возраста, а также граждане, ищущие работу и обратившиеся в Службу занятости.
16 июля 2021
Чемпион мира и другие победы: успехи студентки ФФКиС на Чемпионате мира по плаванию в ластах
В Томске завершились соревнования в рамках Чемпионата мира по подводному спорту. Студентка пятого курса ФФКиС ТГПУ Александра Скурлатова завоевала победные и призовые места, установила рекорд Европы и России, а также стала чемпионкой мира в составе женской сборной страны.
Чемпионат мира по подводному спорту включил в себя чемпионат мира по плаванию в ластах, международные студенческие соревнования и чемпионат мира по дайвингу. Турниры проходили в томском Центре водных видов спорта «Звездный», в них приняли участие около 380 спортсменов более чем из 30 стран мира.
Александра Скурлатова в составе сборной России выступила на чемпионате мира по плаванию в ластах. Команда нашей страны показала высокие результаты, завоевав золото в медальном зачете, а в эстафетах 4х100 метров женская (с участием Александры) и мужская сборные стали чемпионами мира. Кроме того, наша студентка выиграла первое место в личной эстафете 4х100 и второе – в эстафете 4х50 с рекордом Европы и России.
Основными соперниками России стали команды Китая и Украины. Как рассказала спортсменка, именно в этих странах – очень сильные школы подводников. Однако, несмотря на хорошую подготовку конкурентов, нашей сборной удалось вырвать победу. И неудивительно, так как наши спортсмены тренируются с детства, в том числе и Александра: ещё в шесть лет её потенциал высоко оценили тренеры бассейна «Победа». Там студентка совершенствует навыки уже 18 лет под чутким руководством своих тренеров – Шумковых Григория Александровича и Александра Демьяновича. К мировым соревнованиям девушка готовилась два года: изначально турнир должен был пройти в 2020 году, но отметился из-за пандемии:
«Подготовка и ожидания растянулись на большой срок, и потому очень непросто дались эти два тренировочных сезона, однако, я считаю, что мы достойно справились с тренерами и показали, насколько сильными можем быть», – отмечает спортсменка.
По словам Александры, выступать «дома» одновременно очень приятно и волнительно: с одной стороны, чувствуешь мощную поддержку близких с трибун, а с другой – тревожишься о том, как показать наилучший результат.
По итогам чемпионата спортсменка прошла отбор на Всемирные игры, которые состоятся в следующем году в Америке. На этих соревнованиях девушка представит сборную России в двух дисциплинах: эстафете 4х100 и в личной дистанции 100 метров в плавании в ластах.
Помимо такого масштабного для мирового спорта события, Александра приняла участие и в международных студенческих соревнованиях, представляя родной Томский педагогический университет, и завоевала серебряную медаль на дистанции 50 метров в нырянии.
Впереди Александру ждут не менее ответственные выступления в составе сборной России по подводному спорту, поэтому подготовка уже идет полным ходом.
15 июля 2021
Сохранить семью разговорами: интервью профессора ТГПУ
В программе «Однажды утром» телеканала «Томское время» выступила доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко.
В диалоге с ведущими Павлом Коханенко и Татьяной Дон Анастасия Николаевна рассказала о том, как с приходом пандемии обострился семейный вопрос, как правильно выстроить разговор для совместного решения проблемных моментов, какой тактики поведения придерживаться, чтобы укрепить семейный союз.
15 июля 2021
Новости 2101 - 2120 из 8447
Начало | Пред. | 104 105 106 107 108 | След. | Конец