RSS

Новости МинпросвещенияРФ: 5000 заявок поступили на участие в конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет»

Продолжается приём заявок на участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Заявочная кампания на конкурс продлится до 28 февраля.

На сайте проекта уже зарегистрировались 5000 человек. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

«Количество заявок в этом новом конкурсном испытании говорит о том, что в нашей стране есть немало активных, инициативных и талантливых управленцев, которые хотят развиваться, повысить свой профессиональный уровень. Управленцы – важнейшее звено, для многих вещей – системообразующее. Конкурс поможет открыть ещё больше амбициозных, целеустремлённых, талантливых коллег со всей страны. Они получат особый опыт, который поможет им внедрять самые передовые подходы, и всё это в конечном счёте укрепит нашу систему образования», – прокомментировал первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

Старт заявочной кампании конкурса был дан 9 декабря 2021 года в Екатеринбурге. Цели проекта – поиск, развитие и поддержка перспективных команд управленцев в сфере образования, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций и надпрофессиональных навыков.

«Лидером по количеству заявок на сегодняшний день является Саратовская область (162 человека). В топ-5 также входят Нижегородская область (138 человек), Республика Башкортостан (117 человек), Амурская область (98 человек) и Волгоградская область (97 человек). Высокую вовлечённость показали представители органов управления образования Чеченской Республики и Белгородской области: в этих регионах почти все муниципалитеты принимают участие в проекте. Заявочная кампания на конкурс продолжается – приглашаем всех работников муниципального образования принять участие в проекте», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.

Для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» участнику необходимо зарегистрироваться на сайте проекта и создать команду.

В марте участникам предстоит пройти онлайн-тестирование, состоящее из трёх частей: «Функциональная грамотность», «Общие знания», «Психолого-педагогические и экономико-правовые аспекты организации работы муниципальной системы образования», а также дистанционную образовательную программу «Разработка программы развития муниципальной системы образования».

Полуфиналы и финал пройдут в очном формате. Победители смогут войти в кадровый резерв руководителей, пройти программу повышения квалификации, а также им будут вручены призы от партнёров конкурса.

Справочно

Всероссийские конкурсы педагогического мастерства, проводимые Минпросвещения России и президентской платформой «Россия – страна возможностей», объединили на своих площадках директоров школ, классных руководителей, педагогов-предметников, студентов вузов и колледжей, а также ведущих экспертов.

В линейке «Флагманы образования» – всероссийские профессиональные конкурсы «Флагманы образования. Школа», «Флагманы образования. Студенты», «Флагманы дополнительного образования» и «Флагманы образования. Муниципалитет».

В 2021 году на заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» прозвучала инициатива о необходимости привлечения к конкурсному движению руководителей муниципальных органов управления образованием, ведь значительная часть российских школ находится в ведении местных властей. Инициативу поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет» направлен на выявление и поддержку талантливых представителей муниципальных органов управления образованием, обладающих лидерскими качествами и высоким уровнем профессионализма. Он ориентирован на управленческие команды: руководителей муниципальных органов управления образованием и их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также руководителей образовательных учреждений.

Конкурс проводится в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Подробнее

10 февраля 2022

Просто о сложном – на «Марафоне науки» в ТГПУ

«Марафон науки» в ТГПУ проходит в интерактивном формате: мероприятия второго дня подготовили сотрудники Музейного комплекса, Научной библиотеки, Института детства и артпедагогики ТГПУ, а также приглашенные эксперты, которые мотивировали участников к интересным диалогам и совместному творчеству.

Подробнее

10 февраля 2022

«Марафон науки» в ТГПУ: программа третьего дня

10 февраля в рамках «Марафона науки» в ТГПУ приглашаем посетить мероприятия Научной библиотеки им. А.М. Волкова и Института детства и артпедагогики ТГПУ.

В 14.00 часов гостей ждёт онлайн-консультация «100 и 1 вопрос по РИНЦ» Готовцевой Елены Владимировны, заведующего сектором НБ ТГПУ.

Подключиться

В 16.00 часов мастер-класс «Базовые принципы построения формы. Рисунок» проведёт Соснина Евгения Викторовна, ассистент кафедры музыкального и художественного образования ИДиА ТГПУ.

Подключиться

Подробнее

10 февраля 2022

Заразиться коронавирусом будет ещё проще

Тема коронавирусной инфекции стала действительно главной в мире современных новостей: ежедневно обновляется статистика заболевших и выздоровевших, сообщается об исследованиях и новых открытиях. В одном из последних заявлений вирусологов говорится, что в будущем COVID19 продолжит мутировать в более заразные, однако менее опасные для человека формы.

Эксперты из Роспотребнадзора, Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта, РУДН сошлись во мнении, что новый штамм появится непременно. Он будет более заразным и менее опасным, что, в свою очередь, не освобождает от необходимости предпринимать меры самозащиты (выдерживать дистанцию, носить маску, вакцинироваться).

«Появится новый штамм не в ближайшее время. Не сегодня и не завтра. Потому что пока что линия «Омикрон» чувствует себя прекрасно и имеет тенденцию распространения в России, как вы видите, очень даже неплохую, – говорит Сергей Вознесенский, доцент кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии и фтизиатрии РУДН. – И сказать о том, что все люди им уже переболели, и мы обладаем коллективным иммунитетом, я не могу. Но с каждым случаем заболевания возникает вероятность того, что вирус будет изменяться дальше».

С появлением каждого нового штамма будет дорабатываться и вакцина, которая поможет человечеству справиться с этой проблемой. Сегодня пройти вакцинацию можно в различных медицинских учреждениях города, специально открытых пунктах вакцинации, а также на организованных площадках на рабочих местах. Так, для прохождения процедуры в ТГПУ важно оставить заявку по номеру телефона: 311-384 (внутр. 41-25). Запись необходима для формирования группы для прохождения вакцинации или ревакцинации. Доступные вакцины: «Гам-КОВИД-Вак», «ЭпиВакКорона», «КовиВак».

А если вы заболели, правила действий напомнят карточки, подготовленные Правительством Российской Федерации:

Подробнее

9 февраля 2022

Дефектология, IT, лингвистика и другие направления первого дня «Марафона науки» в ТГПУ

8 февраля, в День российской науки, в стенах ТГПУ начались традиционные мероприятия «Марафона науки», который в этом году проходит преимущественно в дистанционном формате. В первый день с участниками встретились эксперты ИИЯМС, ФМФ, ИФФ, ИДиА, ФПСО, ИРПО и Научной библиотеки ТГПУ.

Подробнее

9 февраля 2022

«Марафон науки» в ТГПУ: день второй

Программа научных мероприятий, приуроченная к празднованию Дня российской науки, продолжается в Томском государственном педагогическом университете. В рамках «Марафона науки» сегодня выступают сотрудники Музейного комплекса, Научной библиотеки, Института детства и артпедагогики ТГПУ, а также приглашенные спикеры.

Музейный комплекс ТГПУ

14.00 – Онлайн-встреча «День русской культуры» с историками, филологами и специалистами по декоративно-прикладному творчеству:

1. Экскурсия по этнолингвистическому музею «Русская изба в Сибири».

Спикер: Сайнакова Наталья Викторовна, к.истор.н., директор Музейного комплекса ТГПУ.

Подключиться

2. Мастер-класс «Азы генеалогии».

Спикер: Татьяна Юрьевна Назаренко, к.истор.н., ст. научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова.

Трансляция в группе ТГПУ во «ВКонтакте»

3. Мини-лекция «Истоки русской традиционной культуры: праздник Рождества в художественной литературе».

Спикер: Сафонова Екатерина Анатольевна, к.филол.н., доцент ИФФ ТГПУ.

Трансляция в группе ТГПУ в Facebook

Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ

14.00 часов – Библиографический интенсив «Нормы библиографического описания – краса научного этикета».

Спикер: Бетмакаева Марина Павловна, зав. отделом НБ ТГПУ.

Подключиться

Институт детства и артпедагогики

16.00 часов:

1. Мастер-класс по акварельной живописи «Акварельная живопись: традиции и новаторство».

Ведущий: Вагин Николай Николаевич, доцент кафедры МиХО ИДиА.

Подключиться

2. Вебинар «Педагог-исследователь».

Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент ИДиА ТГПУ.

Трансляция в группе ТГПУ во «ВКонтакте»

Подробнее

9 февраля 2022

Поздравление главы Минобрнауки России Валерия Фалькова с Днём российской науки

Дорогие друзья!

Хочу искренне поздравить ученых и всех, кто имеет отношение к сфере исследований и разработок, с Днём российской науки!

Спасибо вам за энергию и мудрость, за смелость научного поиска, за веру в своё призвание. А в первую очередь за результаты, которых вы добиваетесь.

Мы по праву гордимся уникальными открытиями российских ученых. Наши соотечественники во многом перевернули представления о мире и Вселенной, создав периодическую систему химических элементов, построив первый атомный реактор, открыв закон сохранения массы вещества. Мы совершили первый полёт человека в космос, первыми вывели искусственный спутник на околоземную орбиту.

Для нашей страны наука всегда была чем-то большим, чем сфера деятельности. Для России наука – это национальная гордость, наша общая культура, состояние души. Наука – это любовь к жизни в ее лучших проявлениях, любовь к истине.

Минувший год мы прожили под знаменем Года науки и технологий. Уверен, что за это время наука стала ближе к каждому жителю страны, дошла до каждого населенного пункта. И это особенно важно, потому что развитие российских регионов возможно только вместе с наукой.

Наращивание инновационного потенциала российских регионов – одно из ключевых условий благополучия, высокого качества жизни людей на всей территории нашей страны. Наука не должна быть сосредоточена в столицах. У молодых людей должна быть возможность реализовать свой научный талант на родине.

Наши молодые ученые смело шагают в неизведанное, потому что у них есть крепкая опора – лучшие традиции российской научной школы и мудрые наставники.

Всегда помните, что вы потомки целой плеяды учёных, имена которых знает и помнит весь мир. И каждый из вас способен дать науке намного больше, чем вам кажется! Вы меняете настоящее и строите будущее. Мы в вас верим!

Желаю всем, кто предан науке или просто интересуется ею, жизненной энергии, здоровья и вдохновения на новые значимые свершения!

Подробнее

8 февраля 2022

В День российской науки – об открытиях молодых ученых

Одной из самых сильных сторон российской науки всегда была педагогика. Сегодня фундамент работы школ создают ведущие коллективы Российской академии образования и педагогических университетов. Вузовская педагогическая наука обогащается всесторонними исследованиями юных ученых.

Почему молодежь выбирает научную сферу? Что ищет и находит в ней? Какие открытия совершает? На эти вопросы отвечают студенты и школьники, рассказывая о своих научных достижениях. Среди них студент физико-математического факультета ТГПУ Андрей Коробко, который разрабатывает «Систему управления документацией в организациях дополнительного образования детей».

Фото: Городской портал Tomsk.ru

Подробнее

8 февраля 2022

Поздравление ректора ТГПУ А.Н. Макаренко с Днем российской науки

Уважаемые коллеги!

8 февраля мы празднуем День российской науки. Это праздник всех, кто причастен к созданию интеллектуального потенциала нашей страны, праздник исследователей и открывателей нового знания.

Традиция, заложенная Петром I, развивать в России академическую науку переросла в синтез академической и университетской науки. Сегодня мы на себе ощущаем необходимость развития университетской науки. Открытие в педагогических университетах технопарков универсальных педагогических компетенций и педагогических кванториумов, уверен, приведет к новому росту научных исследований и реализации научных проектов как в предметных областях, так и в области педагогики.

Наука высшей школы – это мощный инновационный ресурс всей системы образования и экономики страны. Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на развитие фундаментальных знаний и прикладных инноваций. Поэтому сегодня в числе первостепенных задач – поддержка фундаментальной науки и университетского образования.

Хочу обратиться к студентам и молодым ученым. Наука – самая творческая область мысли и деятельности человечества, способная соединять высоту интеллектуальной мысли и широкие горизонты творческого поиска.

Желаю новых научных открытий и твердости духа в поисках новых знаний!

Подробнее

8 февраля 2022

Поздравление губернатора и спикера с Днем Российской науки

Уважаемые ученые, дорогие ветераны!

Университетская и академическая наука – один из главных драйверов экономики Томской области, в которой научно-образовательный комплекс является системообразующим.

2021 год, объявленный президентом Годом науки и технологий, подтвердил высокий потенциал и значимость исследований и разработок, сделанных в Томске. Нынешний 2022-й Организация объединенных наций объявила Годом фундаментальных наук, в которых мы также конкурентоспособны.

Нам с вами предстоит реализовать сотни проектов в рамках «Большого университета Томска», Российской академии наук совместно с индустриальными партнерами и в формате обширного международного сотрудничества.

Желаем вам новых открытий, энергичных команд, успешных учеников, счастья, здоровья и всего самого доброго!

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин

Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская

Подробнее

8 февраля 2022

«Марафон науки» стартует в Томском Педагогическом

В День российской науки, который отмечается по всей стране сегодня, 8 февраля, в Томском педагогическом университете стартует традиционный «Марафон науки».

В течение четырех дней, с 8 по 11 февраля, на Интернет-ресурсах университета пройдут круглые столы, вебинары, мастер-классы и научно-популярные лекции от ведущих лекторов и преподавателей вуза, а также приглашенных спикеров. Ежедневная программа мероприятий с активными ссылками на подключение будет доступна на сайте и в социальных сетях ТГПУ.

«Марафон науки» в Томском Педагогическом. День первый:

Институт иностранных языков и международного сотрудничества

14.00 часов:

Круглый стол-лекторий «Культурное наследие народов Сибири и Севера: речевой этикет».
Модератор: Лемская Валерия Михайловна, зам. директора по науке и развитию ИИЯМС.

Физико-математический факультет

14.00-14.45 часов:

Лекторий «NBIC-конвергенция в науке и образовании».
Лектор: Червонный Михаил Александрович, д.пед.н., профессор ТГПУ.

Подключиться

Историко-филологический факультет

12.25-14.00 часов:

Научно-популярная лекция «Лингвистика и IT – союз науки и технологии в информационную эпоху».
Спикер: Бабенко Иннеса Игоревна, к.филол.н., доцент ТГПУ.

Подключиться

Институт детства и артпедагогики

12.00 часов:

Лекция «Традиционный женский костюм в его региональном многообразии».
Спикер: Тимошенко Лариса Григорьевна, к.пед.н., зав. кафедрой МХКиХ ИДиА ТГПУ.

Подключиться

14.00 часов:

Вебинар «Soft-компетенции современного педагога дошкольного образования».
Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент кафедры ДО ИДиА ТГПУ.

Подключиться

Факультет психологии и специального образования

12.00 часов:

Лекция «Профессия – педагог: как получить профессию».
Лектор: В.Н. Куровский, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ФПСО.

Подключиться

14.00 часов:

Лекция «Актуальные направления исследований в дефектологии».
Спикер: Мёдова Наталия Анатольевна, к.пед.н., доцент ТГПУ.

Подключиться

Институт развития педагогического образования

16.00 часов:

Семинар «Место педагогических исследований в современной науке».
Модератор: Нерадовская Ольга Рамазановна, к.пед.н., зам. директора ИРПО.

Доклад «Особенности современных научно-педагогических исследований».
Спикер: Поздеева Светлана Ивановна, д.пед.н., профессор ТГПУ.

Доклад «Представление результатов педагогических исследований аспирантов в научных журналах».
Спикер: Ревякина Валентина Ивановна, д.пед.н., профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ТГПУ.

Подключиться

Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, 66)

14.00 часов:

Вебинар «Возможности eLIBRARY.RU для автора и читателя».
Спикер: Готовцева Елена Владимировна, зав. сектором НБ ТГПУ.

Подключиться

10.00-17.00 часов (8-25 февраля 2022):

1. Выставка-просмотр «Наука для образования».
2. Выставка-портрет «Андрей Петрович Дульзон: личность вне времени».
Формат проведения: индивидуальное посещение по предварительной записи. Тел.: 311-271.

Дни науки Большого томского университета

Подробнее

7 февраля 2022

Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днём российской науки

Сегодня мы отмечаем День российской науки – праздник, который объединяет наше настоящее и будущее.

Наука давно вышла за пределы исследовательских институтов, перестала быть исключительно «взрослой работой», она молодеет день ото дня.

Её развитие – дело не только серьёзных учёных, но и их юных помощников, современных школьников и студентов. Мы видим, какой интерес ребята проявляют к научной деятельности, как они совершают первые, но очень важные открытия, как стремятся учиться и развивать свои знания.

Всё это происходит и благодаря фундаментальной российской научной школе, и благодаря тем перспективам, которые сегодня открываются перед молодыми людьми.

В их распоряжении современные детские технопарки, центры «IT-куб» и «Точка роста». Школьники из отдалённых районов получают возможность заниматься в мобильных «Кванториумах», их обучение курируют ведущие специалисты технопарков.

Достижения разных наук позволяют использовать передовые технологии и на уроках. Цифровая образовательная среда расширяет границы образовательного процесса: наглядные интерактивные занятия, видеоматериалы, электронные библиотеки – всё это есть в арсенале современных педагогов и школьников.

Поддержка и развитие талантов – один из приоритетов нашей работы. Мы гордимся каждым достижением юных учёных и исследователей, видим, какую поддержку оказывают им взрослые коллеги.

Многое зависит и от вас, дорогие педагоги. Вы не только даёте знания, но и вдохновляете ребят, помогаете им раскрыть свои способности, поддерживаете их во всех начинаниях.

Желаю всем вам новых открытий и успехов!

Министр просвещения Сергей Кравцов

Подробнее

7 февраля 2022

Новости Минпросвещения РФ: промежуточные итоги Нацпроекта «Образование»

Беспрецедентный по масштабу национальный проект, реализуемый Министерством просвещения России, решительно меняет внешний вид и внутреннее содержание российских школ, колледжей и педвузов.

Новый облик зданий, оснащение передовым оборудованием, обновление содержания обучения, подготовка педагогов в вузах и колледжах, возможности допобразования и развития талантов – всё это лишь часть работы, которая усиленно ведётся в стране с 2019 года.

Одна из целей нацпроекта – сделать всё для того, чтобы каждый ребёнок, независимо от места проживания, получал качественное образование. В инфографике, представленной Минпросвещения РФ, – некоторые промежуточные итоги этой работы.

Подробнее

7 февраля 2022

Стипендии для студентов и аспирантов – на одном сайте

Платформа «Стипендиат России» создана Департаментом координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования России с целью информирования студентов и аспирантов о возможностях выиграть стипендии Президента РФ и Правительства РФ, в том числе по приоритетным направлениям, именные стипендии и стипендии для обучения за рубежом.

Сайт содержит полный перечень стипендий Президента и Правительства Российской Федерации, анонсы старта приема заявок, а также всю необходимую информацию об условиях их получения, оформлении документов на участие в конкурсах и многое другое.

«Студенческие годы, пожалуй, – самый интересный, веселый и в то же время ответственный период жизни, – обращается к обучающимся В.Н. Фальков, министр науки и высшего образования РФ. – Это время формирования характера и становления личности. Не бойтесь трудностей, всегда ищите возможность преодолеть их, тогда вы, безусловно, будете успешными и счастливыми людьми».

На сайте также представлены истории успеха стипендиатов, знакомство с которыми мотивирует на участие в конкурсах и поможет выбрать путь дальнейшего развития.

Как стать стипендиатом России

Подробнее

7 февраля 2022

Краса образования: студентка ТГПУ – в финале городского конкурса

Представительницы образовательной сферы города участвуют в IV открытом конкурсе «Краса образования – Томск 2022». Позади остались два заочных этапа, которые с успехом прошла Валерия Налимова, студентка заочной формы обучения Института детства и артпедагогики ТГПУ, воспитатель МАДОУ №15 г. Томска. Теперь конкурсанткам предстоит встретиться в очных этапах финала.

Конкурс организован Томской городской организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации и Департаментом образования Администрации г. Томска.

«Конкурс призван содействовать эффективному профессиональному развитию работников образовательных учреждений, формированию в обществе правильного восприятия образа женской красоты работников образования, в котором гармонично сочетаются внешняя привлекательность, интеллект, целеустремленность, женственность и профессионализм», – отмечают организаторы.

s07 01 1На участие зарегистрировались 34 сотрудницы образовательных организаций города, показать мастерство на новом уровне решилась и Валерия Налимова. Сегодня студентка заочной формы обучения ИДиА, Валерия много лет, еще обучаясь в Томском педагогическом колледже, являлась активисткой Студенческого педагогического отряда «Данко» ТГПУ и вместе с другими студентами-бойцами разрабатывала отрядные смены, работала вожатой в лагерях. Как признается педагог, участие в конкурсе предполагало соперничество с более опытными коллегами, что, конечно, не могло не повлечь за собой излишнего волнения и сомнений:

«Чтобы стать участником финала, необходимо было преодолеть два заочных этапа, – рассказывает Валерия. – На первом члены жюри анализировали присланные нами характеристики-рекомендации от образовательных учреждений, портфолио с фотографиями, в том числе отражающими красоту педагога, CV-данные, представляющие всесторонний опыт работы в системе образования, и другие материалы. Когда я увидела всех участниц, подумала, что дальше, наверное, не пройду: у всех уже есть большой опыт (от 5 лет и больше). Однако через месяц подвели итоги, и я увидела, что вошла в топ-20 участниц второго этапа».

Второй задачей участниц было снять видеопрезентацию. За неделю Валерия написала сценарий, заручилась поддержкой видеографа и в творческом представлении рассказала о том, как сделала выбор в пользу педагогической профессии, показала, как проводит рабочие будни с маленькими воспитанниками, раскрыла и другие свои интересы, среди которых работа в СПО «Данко» ТГПУ и волонтерство. По результатам тура были отобраны шесть кандидаток на победу, которые встретятся в финале конкурса. Валерия вошла в их число.

«За два этапа закрепила умения договариваться и создавать команду, – делится студентка. – Считаю, что этот конкурс позволяет открыть человека для дальнейших перспектив: возможна новая работа или предложение сотрудничества».

Финал конкурса состоится 17 февраля и пройдет в очном формате. Участницам предстоит представить личную визитную карточку, пройти интеллектуальный тур, ответив на вопросы детей, родителей и коллег, а также продемонстрировать способности в любом виде творчества.

Подробнее

6 февраля 2022

«Марафон науки» в Томском Педагогическом

8 февраля, в День российской науки, в Томском государственном педагогическом университете будет дан старт уже ставшему традиционным «Марафону науки», который в связи со сложившейся в регионе эпидемиологической обстановкой пройдет преимущественно в дистанционном формате.

Откроет череду научных мероприятий ректор Томского Педагогического Андрей Николаевич Макаренко. В течение четырех дней, с 8 по 11 февраля, на различных онлайн-платформах пройдут выставки, научно-популярные лекции, консультации, мастер-классы от специалистов факультетов, институтов, Музейного комплекса, НОЦ, Научной библиотеки и других структур ТГПУ, а также приглашенных экспертов из Москвы. 

Запланировать посещение научных мероприятий ТГПУ можно уже сегодня, познакомившись с программой «Марафона науки». Ссылки на подключение ко встречам будут размещены в день события.

8 февраля 2022

Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, 66)

10.00-17.00 часов (8-25 февраля 2022):

1. Выставка-просмотр «Наука для образования».
2. Выставка-портрет «Андрей Петрович Дульзон: личность вне времени».
Формат проведения: индивидуальное посещение по предварительной записи. Тел.: 311-271.

12.00 часов:

Лекция «Профессия – педагог: как получить профессию».
Лектор: В.Н. Куровский, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ФПСО.

14.00 часов:

Вебинар «Возможности eLIBRARY.RU для автора и читателя».
Спикер: Готовцева Елена Владимировна, зав. сектором НБ ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Физико-математический факультет

Лекторий «NBIC-конвергенция в науке и образовании».
Лектор: Червонный Михаил Александрович, д.пед.н., профессор ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Гуманитарный научно-образовательный центр

12.00 часов:

Консультационные занятия «Час открытых дверей Гуманитарного научно-образовательного центра».
Лектор: Куликов Сергей Борисович, директор Гуманитарного научно-образовательного центра, д.филос.н., доцент ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Институт детства и артпедагогики

12.00 часов:

Лекция «Традиционный женский костюм в его региональном многообразии».
Спикер: Тимошенко Лариса Григорьевна, к.пед.н., зав. кафедрой МХКиХ ИДиА ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

14.00 часов:

Вебинар «Soft-компетенции современного педагога дошкольного образования».
Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент кафедры ДО ИДиА ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Историко-филологический факультет

12.25-14.00 часов:

Научно-популярная лекция «Лингвистика и IT – союз науки и технологии в информационную эпоху».
Спикер: Бабенко Инесса Игоревна, к.филол.н., доцент ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Факультет психологии и специального образования

14.00 часов:

Лекция «Актуальные направления исследований в дефектологии».
Спикер: Мёдова Наталия Анатольевна, к.пед.н., доцент ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Институт иностранных языков и международного сотрудничества.

14.00 часов:

Круглый стол-лекторий «Культурное наследие народов Сибири и Севера: речевой этикет».
Модератор: Лемская Валерия Михайловна, зам. директора по науке и развитию ИИЯМС.
Формат проведения: дистанционный.

Институт развития педагогического образования

16.00 часов:

Семинар «Место педагогических исследований в современной науке».
Модератор: Нерадовская Ольга Рамазановна, к.пед.н., зам. директора ИРПО.

Доклад «Особенности современных научно-педагогических исследований».
Спикер: Поздеева Светлана Ивановна, д.пед.н., профессор ТГПУ.

Доклад «Представление результатов педагогических исследований аспирантов в научных журналах».
Спикер: Ревякина Валентина Ивановна, д.пед.н., профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ТГПУ.

9 февраля 2022

Музейный комплекс ТГПУ

12.00-16.00 часов:

Онлайн-встреча «День русской культуры» с историками, филологами и специалистами по декоративно-прикладному творчеству:

1. Экскурсия по этнолингвистическому музею «Русская изба в Сибири».
Спикер: Сайнакова Наталья Викторовна, к.истор.н., директор Музейного комплекса ТГПУ.

2. Мастер-класс «Азы генеалогии».
Спикер: Татьяна Юрьевна Назаренко, к.истор.н., ст. научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова.

3. Мини-лекция «Истоки русской традиционной культуры: праздник Рождества в художественной литературе».
Спикер: Сафонова Екатерина Анатольевна, к.филол.н., доцент ИФФ ТГПУ.

Формат проведения: дистанционный.

Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ

14.00 часов:

Библиографический интенсив «Нормы библиографического описания – краса научного этикета».
Спикер: Бетмакаева Марина Павловна, зав. отделом НБ ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Институт детства и артпедагогики

16.00 часов:

1. Мастер-класс по акварельной живописи «Акварельная живопись: традиции и новаторство».
Спикер: Вагин Николай Николаевич, доцент кафедры МиХО ИДиА.
Формат проведения: дистанционный.

2. Вебинар «Педагог-исследователь».
Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент ИДиА ТГПУ.

10 февраля 2022

Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ

14.00 часов:

Онлайн-консультация «100 и 1 вопрос по РИНЦ».
Спикер: Готовцева Елена Владимировна, зав. сектором НБ ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

Институт детства и артпедагогики

16.00 часов:

Мастер-класс «Базовые принципы построения формы. Рисунок».
Спикер: Соснина Евгения Викторовна, ассистент кафедры МиХО ИДиА ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

11 ФЕВРАЛЯ 2022

15.00 часов:

1. Встреча «Образовательные решения при реализации технологии «Мягкая среда».
Спикер: Кожевникова Виктория Витальевна, к.п.н., ст. научный сотрудник лаборатории социально-педагогических исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва.
Формат проведения: дистанционный.

2. Встреча «Концептуальные основания технологии «Мягкая среда».
Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.псих.н., доцент каф. дошкольного образования ИДиА ТГПУ.
Формат проведения: дистанционный.

16.00 часов:

1. Встреча «Сенсорно-тактильные пособия «ТАФИ» как элементы технологии «Мягкая среда» в деятельности педагогов дошкольного образования».
Спикер: Понгольская Кристина Викторовна, зам. руководителя компании «ТАФИ», г. Томск.
Формат проведения: дистанционный. 

2. Научный доклад «Великие имена в педагогике и психологии».
Спикер: Никольская Ольга Лазаревна, к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО ИДиА.
Формат проведения: дистанционный.

3. Доклад «Модель развития взаимоотношений педагога с детьми в социокультурной образовательной среде».
Спикер: Лыкова Ирина Александровна, д.п.н., зам. директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», академик Международной академии наук педагогического образования, г. Москва.
Формат проведения: дистанционный. 

Завершится «Марафон науки» в Томском Педагогическом празднованием международного Дня женщин и девушек в науке, программа которого будет размещена на ресурсах ТГПУ позже.

Подробнее

4 февраля 2022

Новости Минпросвещения РФ: в планах – организация курсов повышения квалификации для ответственных за вопросы питания в школах

Бесплатным горячим питанием сегодня в России обеспечены порядка 7 миллионов 500 тысяч учащихся начальной школы.

Об этом сообщил Министр просвещения России Сергей Кравцов на совещании с заместителем Председателя Правительства Татьяной Голиковой.

«С 1 сентября 2020 года поэтапно реализуются мероприятия по обеспечению бесплатным горячим питанием обучающихся начальных классов. В 2020–2021 годах размер субсидий составил 76 млрд рублей. Это позволило обеспечить горячим питанием порядка 7,7 млн учащихся почти в 39,6 тысячах школ. В текущем году на эти цели выделено уже 63,2 млрд рублей», – сказала Татьяна Голикова.

Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что в настоящее время бесплатное здоровое горячее питание организовано для всех российских школьников младших классов. На это предусмотрены существенные средства, финансирование поступает в регионы вовремя и бесперебойно.

«Мы продолжаем общий мониторинг работы школ в части качества питания. Такой мониторинг позволяет в онлайн-режиме отслеживать не просто наличие меню, но и массу блюд по приемам пищи в среднем по регионам, а также калорийность завтраков и их отклонение от нормы. Он осуществляется на базе специально созданной цифровой платформы автоматизированного мониторинга питания, в которой уже зарегистрировано более 35 тысяч образовательных организаций, мы видим практически ежедневную динамику», – отметил Сергей Кравцов.

Он добавил, что публикация меню на сайтах школ – это одна из возможностей для родителей контролировать качество питания их детей, поэтому важна 100-процентная доступность всей необходимой информации.

«В наших планах уже в текущем году максимально увеличить охват участников, а также подготовить и начать проведение курсов повышения квалификации для руководителей и для всех ответственных за вопросы питания в школах», – информировал Министр просвещения.

Он напомнил о существующих каналах обратной связи: специальном сервисе на портале «Госуслуги», горячих линиях Минпросвещения России и Общероссийского народного фронта. Кроме того, такие горячие линии есть и в каждом субъекте Российской Федерации.

По итогам социологического опроса среди 53 тысяч школьников более 77% опрошенных дали положительную оценку качеству школьного питания.

«Хочу также сделать акцент на нашей новой программе, запущенной по прямому поручению Президента. На федеральном уровне Министерством начата реализация программы по капитальному ремонту зданий школ на 2022–2026 годы, которую мы назвали программой модернизации школьных систем образования. При реализации этой программы также будут решаться вопросы ремонта помещений пищеблоков, школьных столовых, оснащение необходимым оборудованием», – добавил Сергей Кравцов.

Система организации горячего питания для школьников требует определенных затрат, в том числе на высокотехнологичное производство и оборудование. Министр просвещения отметил необходимость создания условий для инвестирования в модернизацию пищеблоков.

«В этом вопросе мы полностью поддерживаем инициативу Минэкономразвития России по использованию новых форм государственно-частного партнерства в сфере организации питания обучающихся», – констатировал он.

Справочно

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года, все учащиеся начальных классов (с 1-го по 4-й) должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день.

Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая работа для того, чтобы с 2020/21 учебного года нормы, закрепляющие обеспечение всех младшеклассников бесплатным горячим питанием, распространялись на все регионы страны. Бесплатное горячее питание в настоящее время получают 100 процентов учеников начальных классов российских школ.

Подробнее

3 февраля 2022

Шаги в профессию: бойцы ВШСО ТГПУ проводят профориентационные встречи со школьниками Томска

Каждый старшеклассник в преддверие выпускного по-настоящему серьезно задумывается о том, какую профессию выбрать. И в этом вопросе особенно полезно познакомиться с опытом старших товарищей. Именно с идеей помочь будущим студентам бойцы Вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ проводят регулярные профориентационные встречи.

Подробнее

3 февраля 2022

Разминка перед ЕГЭ: школьники региона посоревновались в математических боях

XV Региональный турнир «Математические бои» завершился в Томской области. Школьники региона состязались в умении представлять решения задач с четким обоснованием и проверять чужие решения, оппонировать. Корректность выполнения заданий проверяли члены жюри, одним из которых ежегодно выступает Арбит Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры развития математического образования ТГПУ, участвующий и в разработке задач к турниру.

Подробнее

2 февраля 2022

«Начитанность должна подкрепляться насмотренностью»: интервью эксперта ТГПУ о кинопедагогике вышло в журнале Минпросвещения РФ «Вестник образования»

В наши дни кино все активнее вторгается в образовательный процесс – появился даже специальный термин «кинопедагогика». О том, что это за явление и какие изменения оно несет учащимся, а также о творческом проекте будущих педагогов, показавших на практике преимущества нового подхода, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Ада Бернатоните, доцент Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидат искусствоведения, заведующий Научно-исследовательской лаборатории кинопедагогики, член правления Союза кинематографистов. 

Ада Казимировна, кинопедагогика – новое явление в отечественной системе образования. Что она из себя представляет? 

Кинопедагогика – одно из самых прогрессивных современных направлений в среднем и даже высшем образовании. Это то, что помогает ребенку в процессе взросления не только выходить на новый уровень анализа, но создавать особый мир и через него понимать самого себя. А это крайне важно в процессе становления человека. Кинопедагогика имеет серьезные, глубокие традиции. Предмета «История мирового кинематография» в нашей школьной программе никогда не было. Но прямо или косвенно в советской школе он все же присутствовал: эту функцию выполняли детские кинотеатры, где по заказу учителей проходили показы фильмов с их последующим обсуждением. Увы, сейчас система детских кинотеатров рухнула. Мы живем в то время, когда возникла необходимость возрождать интерес к детскому кинематографу, прежде всего советскому. Эти фильмы, как правило, были об изгоях – о том, как это сложно, но в целом естественно и даже интересно. А это запускало в детской душе важнейший механизм самопознания. Вообще, с помощью кинематографа можно объяснить очень многое. Он несет мощнейший эстетический, воспитательный, а также психологический заряд: недаром Ленин утверждал, что «важнейшим из искусств является кино» (еще и цирк, но про него уже немногие знают). Именно оно помогает ребенку решать собственные проблемы, что я знаю по собственному опыту. Так что надо с детства учить и учиться всматриваться в фильмы, а не «поедать» кино. Искусство не должно быть «вкусным»: оно призвано побуждать мысль, провоцировать рефлексию. Вот эти задачи и должна решать кинопедагогика.

Как это происходит на практике, продемонстрировали Ваши магистранты, победившие на недавнем фестивале «Кинопедагогика» в номинации «За новаторство в кинопедагогике»? Что это был за проект?

Они представили на конкурс работу «Методика патриотического воспитания школьников 6–10-х классов общеобразовательной школы средствами кинематографа на уроках истории и обществознания на основе изучения фильма Эйзенштейна «Александр Невский», подготовленную с использованием созданного мной алгоритма анализа фильмов. Получились очень интересные результаты. До просмотра фильма авторы работы опросили детей: знают ли те, кто такой Александр Невский? что такое патриотизм? любят ли дети Россию? Были заданы, казалось бы, самые банальные вопросы, но дети не смогли ответить ни на один из них. Зато после показа фильма все радикально изменилось: ребята не только узнали, кто такой Александр Невский, но стали понимать, любят ли они Россию, что такое патриотизм. Они стали другими и по-настоящему задумались о том, где они живут и кто герои их страны. Понимая важность кинопедагогики, два года назад Томский государственный педагогический университет открыл магистратуру, готовящую педагогов в области истории кинематографа. У нас есть уникальные программы и разработки, которые в скором времени окажут заметное влияние на кинопедагогику в целом. 

Вы упомянули разработанный Вами алгоритм анализа фильмов. Что это? 

В свое время я закончила ВГИК, защитила там диссертацию и долго занималась итальянским кинематографом, в частности творчеством Пьера Паоло Пазолини. Только защитив диссертацию, я поняла, почему мне так интересна была эта личность. Человек безграничного таланта по многим параметрам является изгоем, смиряется со своим правом им быть, а еще и усугубляет.

Затем, работая в педагогическом вузе и имея также филологическое образование, я поняла, что хочу заниматься проблемами детского кинематографа и детской литературы. Введение истории кино в школы давно витало в воздухе: некогда даже появился список ста лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе, – к слову сказать, крайне неудачный, так как он совершенно не учитывал возрастных и личностных особенностей детей. К созданию авторского алгоритма анализа меня подтолкнуло знакомство с Татьяной Мирошник (сценарист, режиссер, просто очень хороший человек), которая задумалась над тем, как вернуть детям интерес к советскому кинематографу. Эта методразработка дает возможность проводить занятия по тому или иному фильму, помогает педагогу понять, насколько ученик готов к восприятию этого произведения, как сильно его сознание трансформируется после просмотра. Алгоритм «прокачивает» внимание и аналитические способности ребенка и, что самое важное, обеспечивает его вживание в текст фильма. Данными разработками уже пользуются педагоги школ города Томска.

Каких кинопедагогов готовит ТГПУ? 

Отдельного предмета школьной программы «История кино» сейчас не существует, так что пока речь идет о подготовке специалистов дополнительного образования – людей, которые, обладая достаточными компетенциями, могут организовывать киноклубные показы для разновозрастной аудитории, проводить классные часы в школах, делать методические разработки, связанные с анализом определенных аспектов истории кинематографа.   Поэтому закономерно, что большинство наших магистрантов составляют преподаватели киношкол, где учат детей снимать кино. Они прекрасные практики, и мне с ними отлично работается: мы говорим на одном языке, я понимаю их цели и задачи. Но у них недостаточно наработана методическая грамотность, им не хватает насмотренности. Между тем именно с повышением количественного уровня можно прийти к более глубокому, качественному осмыслению увиденного, только так и можно понять, как при работе с детьми в процессе съемок можно сохранить магию кино. Думаю, что именно заочное отделение будет у нас знаковым и продвинутым. 

Сейчас в Институте детства и артпедагогики организовалась кинолаборатория, где мы занимаемся методическими разработками, которые в дальнейшем помогут нам создать линейку учебников для средней школы по истории детского советского кинематографа. Но сначала моим замечательным лаборантам Татьяне Сергеевне Алексеенко и Анне Олеговне Агафонниковой нужно защитить кандидатские диссертации (пожелайте им удачи!), а мне – докторскую. У меня, кстати, очень интересная тема диссертации – «Мир детства в мировом кинематографе», и третья глава в ней будет посвящена моей методике. Убеждена, что процесс работы над докторской будет способствовать разработке методической основы учебника.

Вы планируете заняться учебниками для школы, значит, рассчитываете со временем на пришествие кинопедагогики не только в дополнительное, но и в основное образование. В каком виде, на Ваш взгляд, это возможно и в каких предметных областях? Скажем, с историей все ясно: прошли ребята Ледовое побоище и тут же посмотрели отрывок из фильма Эйзенштейна «Александр Невский» – благо, «Российская электронная школа» такую возможность предоставляет без проблем. А можно ли использовать кинематограф, к примеру, на уроках математики? 

Честно говоря, мне очень не хочется, чтобы кинематограф стал нянькой, обслуживающей другие предметы: история кино должна стать самостоятельной дисциплиной. Сейчас многие работают в русле метапедагогики, выстраивая межпредметные связи. Однако тот же пример с «Невским» подтверждает: не все средства здесь хороши. Во-первых, от просмотра эпизода у ребенка не родится целостного представления о фильме как о произведении искусства. Во-вторых, нельзя изучать историю по фильмам: учителя истории уже жалуются, что в одном из учебников об Александре Невском рассказывается не по историческим источникам, а по этому самому фильму Эйзенштейна. Это принципиально неправильный подход и к кинематографу, и к истории. Учитель должен сначала подготовить ребенка до нужного уровня и лишь затем предложить ему посмотреть фильм, а по итогам поставить лишнюю оценку. Причем сам педагог обязательно должен понимать, что в этом фильме правда, а что нет. 

Не подорвет ли пришествие кино в школу серьезности образовательного процесса? 

А кто сказал, что кинематограф – это несерьезно? Или что в школе все должно быть предельно серьезно, как в Академии наук?

Вы говорили, что для повышения эффективности кинопедагогики надо наращивать насмотренность. Но не обернется ли повышение уровня  насмотренности падением уровня начитанности?

Такой риск несет другая идея – высказанная недавно инициатива экранизировать всю литературу, изучаемую в рамках школьной программы. Вот это точно понизило бы уровень начитанности, тем более что сейчас экранизировать литературу практически разучились! Хочу подчеркнуть, что при анализе экранизации нет смысла искать буквальное совпадение литературного и кинематографического текста. Литература должна кинематографу предоставить текст, а кинематограф, в зависимости от авторской позиции всей съемочной группы, должен этот текст интерпретировать. Но по большому счету ни один вид искусства ничего не обязан другому – каждый живет в собственной системе координат. И тут все определяет не буквальное следование тексту экранизируемого литературного произведения, а глубина и оригинальность отношения режиссера к этому тексту. Неслучайно, что самые дословные экранизации обычно самые слабые. Лучшие образцы экранизаций не следуют логике литературы.

Безумно интересной, например, оказалась экранизация романа «Золотой теленок» режиссера Михаила Швейцера. Это пример того, как замысел рождается в процессе коммуникации.  На роль Паниковского был утвержден Ролан Быков, а на роль Шуры Балаганова – Вячеслав Невинный. Но Швейцер пригласил на съемочную площадку Зиновия Герда, некогда лично знавшего Ильфа и Петрова, посмотреть, насколько существующий концепт фильма соответствует духу романа. И когда режиссер услышал и увидел рассказ Герда, он понял, что перед ним готовый Паниковский. Но Герд сказал: если я буду играть Паниковского, то Шура должен быть не преступником, а ребенком. И настоял, чтобы эта роль досталась Куравлеву.

Ну прямо волшебная сила искусства!

Вспоминая свое детство, могу сказать: очень многие литературные произведения я прочитала благодаря кинематографу – обратная связь тут существует. Занимаясь детской литературой и кинематографом, я знаю, что 99% советских детских фильмов были сняты на основе литературных произведений. Поэтому, когда на фестивалях и конференциях заходит разговор о возрождении детского кино, я всегда говорю: мы не возродим детское кино до тех пор, пока либо не возродим детскую литературу, либо не вернемся к ее лучшим образцам.

Кстати, волшебная сила искусства проявляется и в другом плане. Одна моя магистрантка занимается темой «Образ врача в кинематографе и влияние кино на выбор профессии медика». Это же целый пласт влияния кинематографа на ребенка! Я, например, всегда была гуманитарием до мозга костей. Но, посмотрев в детстве экранизацию «Открытой книги» Каверина, захотела стать микробиологом. Сейчас многие дети потерялись, и только кинематограф может им помочь найти себя.&nbsp

Незабвенный Кирилл Разлогов в последние годы жизни предсказывал мощный всплеск киноклубного движения, возрождение киноклубов, объединяющих людей разных возрастов – от детского до совсем преклонного. Киноклуб – это также форма, несущая просветительскую функцию. Но учить кинограмотности надо начиная со школы.

Источник: https://vestnik.edu.ru/

Подробнее

2 февраля 2022


Новости 1741 - 1760 из 8441
Начало | Пред. | 86 87 88 89 90 | След. | Конец