RSS

Шаг вперед: «Театр танца ТГПУ» занял первое место на международном конкурсе

Творческое объединение «Театр танца ТГПУ» вновь завоевывает награды: новый год студенты начали с победы на Международном фестивале-конкурсе искусств «Возрождение» (гг. Москва, Санкт-Петербург).

Подробнее

24 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ пройдет при участии министра просвещения России

26-27 января состоится XVIII Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере реализации права ребенка на образование: приоритетные цели, задачи и перспективы их решения». Мероприятие пройдет в онлайн-формате. Министр просвещения России Сергей Кравцов примет участие в пленарном заседании 26 января в 14.30 часов (по московскому времени).

Съезд будет посвящен актуальным вопросам реализации и совершенствования государственной политики в сфере защиты права ребенка на образование, в том числе на дополнительное образование, проблемам обучения и воспитания детей с особенностями развития, подростков, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, а также вопросам организации образовательного процесса в условиях пандемии и иным вопросам.

В работе съезда примут участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители Федерального Собрания, профильных федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, а также эксперты и специалисты в области образования.

Подробнее

24 января 2022

День студента 2022 в ТГПУ и в городе

25 января каждого года в нашей стране широко отмечается День российского студенчества или Татьянин день: для обучающихся вузов России проходят различные мероприятия образовательного, культурного, спортивного и развлекательного характера. В Томском педагогическом университете и в Томске в целом на этот день запланирована интенсивная программа очных и онлайн-событий.

Торжественная церемония награждения активистов из числа обучающихся ТГПУ состоится в праздничный день: ректор вуза Андрей Николаевич Макаренко вручит памятные нагрудные знаки «За заслуги в сфере молодежной политики и воспитательной работы» студентам, отличившимся при разработке и реализации социально значимых и иных мероприятий университета на разных уровнях.

Со страниц всех официальных веб-ресурсов ТГПУ (сайт, группы вуза в ВК, Facebook, Instagram, Telegram и другие) студентов поздравят министр просвещения РФ С.С. Кравцов, министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, представители «Большого университета Томска» и другие. Также на официальных ресурсах вуза и представительствах факультетов, Институтов, структур в сети будут реализованы различные акции, розыгрыши и познавательные мероприятия.

В социальных сетях ТГПУ пройдет акция «Особенности национального Дня студента» – о празднике расскажут иностранные студенты и преподаватели университета; в группе ТГПУ в ВК и в Телеграм-канале студентам помогут выбрать направление ежедневной деятельности, которому для очевидного результата можно уделять не больше 20 минут в день, а также расскажут о пользе трекер-листа, научат его составлять и поделятся авторским трекингом Команды Педагогического. В Инстаграм-аккаунте вуза пройдет игра «Верю – не верю». Кроме того, в ВК будет запущен конкурс на мерч Педагогического: включайте уведомления группы!

В Инстаграме историко-филологического факультета ТГПУ пройдет акция «Студент ИФФ – это...», по итогам которой будет создан Кодекс студента ИФФ. На физико-математическом факультете запустят акцию «Я на ФМФ», рассказывающую историю факультета и выдающихся личностей, также будет организована викторина про факультет. От Клуба интеллектуальных игр ТГПУ студентов ждет ликбез по истории высшего образования и студенчества мира и России, а зачем викторина на эту тему. В Профсоюзной организации студентов ТГПУ запустят розыгрыш призов к Татьяниному дню.

Много интересных событий, а также акционных предложений ждут студентов от городских организаций:

  • Кинотеатр «Гудвин Синема» предлагает с 10.00 до 23.00 часов билеты по 100₽ на все фильмы (кроме залов INvision, Action и VIP).
  • Кофейня «Территория кофе» приглашает на бесплатную чашку кофе студентов-посетителей одной из 26 муниципальных библиотек Томска (купон можно получить в библиотеке при посещении).
  • Каток в Городском саду дарит всем студентам бесплатный прокат коньков с 14.00 до 22.00 часов на целый час активного отдыха.
  • Магазины «SPAR», «F-City», «Хороший выбор», «Абрикос» дарят единовременную скидку 15% на весь ассортимент с 24 января по 28 февраля (необходимо в Телеграм-канал направить фото студенческого билета и адрес эл. почты).
  • Ресторан «Шашлыкoff» всем студентам предоставляет скидку 20% на весь ассортимент.
  • На катке Мавлюкеевского озера запланирована спортивно-игровая программа с участием студентов и жителей города, викторины, студенческие соревнования по кёрлингу и мини-футболу. Также на площадке будут действовать интерактивные зоны, за участие в которых можно будет заработать специальные жетоны и обменять их в Центре выдачи призов или купить лотерейный билет. Позже его можно будет опустить в лототрон и поучаствовать в розыгрыше призов от партнеров и спонсоров (сертификаты в спортзал, бассейн и др.).
  • На акции «Закаляйся, студент!» пройдет массовое обливание холодной водой для популяризации здорового образа жизни.

Для участия в городских мероприятиях не забудьте взять с собой студенческий билет: его необходимо будет предъявлять для получения скидок и бесплатных продуктов. До встречи на празднике, студенты!

Подробнее

24 января 2022

День аспиранта в России

День аспиранта в России отмечается сегодня, 21 января. Дата празднования связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР 1925 года, регламентирующих систему подготовки научных работников. Учрежден праздник в 2008 году.

Праздник чествования научных сотрудников носит неофициальный характер, однако активно распространяется среди представителей сферы образования, как и желание молодежи получать научную степень. Так, сегодня в ТГПУ обучается 71 аспирант по пяти направлениям подготовки 11 профилей.

С праздником, уважаемые аспиранты, желаем защитить кандидатские диссертации и не бояться трудностей! Новых открытий, интересных тем и признания!

Подробнее

21 января 2022

Новый проект НБ ТГПУ «История газетной строкой»

В этом году Томскому государственному педагогическому университету исполняется 120 лет: 1 июля 1902 года по высочайшему повелению Государя Императора Николая II был учрежден Томский учительский институт.К круглой дате будет приурочено множество тематических мероприятий и проектов, один из них уже запущен в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ.

Подробнее

21 января 2022

Новости МинпросвещенияРФ: «Учителя года» открыли школу для педагогов России

В России стартует онлайн-проект для педагогов со всей страны «Высшая лига». Победители, призёры, лауреаты, финалисты и участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» проводят открытые занятия с педагогами и делятся секретами мастерства. Встречи организует Фонд новых форм развития образования при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Партнёрами проекта стали Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», сетевое издание «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования, Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года».

Занятия проводятся два раза в месяц, начиная с 19 января. В этом году состоятся онлайн-встречи с абсолютными победителями конкурса разных лет. Обладатели «Большого Хрустального пеликана» проведут мастер-классы и ответят на вопросы слушателей.

«Фонд новых форм развития образования в 2021 году стал оператором ведущих конкурсов профессионального мастерства для педагогов и воспитателей, одним из которых был «Учитель года России». Чтобы помочь будущим конкурсантам правильно подготовиться к этому соревнованию, мы открываем «Высшую лигу» – школу тех, кто уже получил своего «Хрустального пеликана», для тех, кто только вступает на этот путь. Это уникальный проект, в котором учителя смогут познакомиться с методиками и интересными находками участников и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России», – рассказала генеральный директор Фонда новых форм развития образования Юлия Пономарёва.

Темами проекта «Высшая лига» в первом полугодии станут «Метапредметность как основа современного урока», «Три кита педагогики учителя XXI века», «История учительского успеха».

«Проект «Высшая лига» – это своего рода обмен опытом внутри педагогического сообщества. Те, кто получил оценку педагогического сообщества, зарекомендовал себя как высококлассный специалист не только в преподавании своего предмета, но и в решении задач современного образования, на примере личных кейсов будут рассказывать о профессиональных победах. Мы приглашаем присоединиться к проекту всех желающих: и опытных учителей, и студентов педагогических вузов, и школьников, которые хотят связать свою жизнь с педагогикой: каждый участник почерпнет для себя полезную и нужную информацию», – отмечает Артур Заруба, координатор проекта, учитель музыки, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1992», кандидат педагогических наук.

Участие в проекте бесплатное. Все материалы курса будут доступны на сайте Методического центра «Россия – Моя история». Занятия будут транслироваться на YouTube-канале проекта, а записи размещаться на сайте. Со списком преподавателей школы и расписанием занятий можно ознакомиться по ссылке.

Подробнее

20 января 2022

Корпус общественных наблюдателей – для чистоты эксперимента

На протяжении нескольких лет ТГПУ является основной площадкой для подготовки наблюдателей в Томской области. С началом нового года студенты университета уже приступили к работе на региональных этапах олимпиад школьников.

Федеральный проект, реализуемый Российским союзом молодежи и Рособрнадзором, продолжает работу при активном участии студентов ТГПУ. В этом году в Корпусе более 70 ребят, заинтересованных в том, чтобы олимпиады и выпускные экзамены проходили с соблюдением регламентированных мер проведения.

«В прошлом году численность нашего Корпуса общественных наблюдателей составила 70 человек. Это хороший показатель, который помог добиться нам высоких результатов по количеству выходов на пункты проведения ОГЭ и ЕГЭ. Также в прошлом году на базе нашего университета было организовано онлайн-наблюдение за проведением ГИА в других регионах. В этом году наш корпус растет, и это радует. Чем больше студентов будет заинтересовано в честных экзаменах, тем больше талантливых абитуриентов получат шанс на обучение в вузе своей мечты», – комментирует региональный координатор КОН, студентка ИФФ ТГПУ Карина Пеньдяк.

Наблюдатели открыли трудовой год выходами на региональные этапы олимпиад школьников по химии. Перед тем, как проводить наблюдение на пунктах, студенты проходят специальную подготовку, состоящую из интерактивных лекций и практических заданий. Для выхода на олимпиаду специальное обучение не требуется, так как каждый студент ТГПУ, прошедший обучение по основным блокам, владеет всеми навыками, позволяющими осуществлять наблюдение и на региональных этапах предметных конкурсов.

«Наблюдение на олимпиадах, на мой взгляд, кардинально не отличается от наблюдения на ГИА. В обоих случаях главная наша цель – помочь сделать процесс качественным и объективным, потому что каждый ребенок имеет право на равные, честные условия. Всероссийская олимпиада школьников отличается, во-первых, разнообразием предметов (например, физическая культура, технология, ОБЖ), по которым не проводится итоговая аттестация, а во-вторых, наличием практических туров по этим же предметам», – говорит Карина.

Среди членов КОН, вышедших на проведение испытаний, были как опытные наблюдатели, так и те, для кого такой опыт стал первым.

«Наблюдать на олимпиаду я выхожу второй раз: в прошлом году участвовал в городском этапе по обществознанию. Также в 2020 году я работал наблюдателем в своем регионе, ходил на ЕГЭ, – делится студент ИФФ ТГПУ Максим Гончаров. – Считаю, что эта деятельность дает возможность погрузиться в педагогическую среду, увидеть «кухню» изнутри».

Для некоторых обучающихся ТГПУ примерка роли наблюдателя стала первой, например, для студентки пятого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Дарьи Байгуловой:

«Захотелось попробовать, чтобы набраться опыта, узнать, что значит оказаться на олимпиаде школьников в совершенно незнакомой роли, стать более осведомленной в правовой стороне вопроса. Благодаря наблюдателям школьники могут чувствовать себя защищенными от фальсификации и нечестного начисления баллов».

Не менее важно, наряду с отслеживанием соблюдения чистоты проведения испытаний на олимпиадах и выпускных экзаменах, повышать престиж работы наблюдателя, ведь это квалифицированные специалисты, которые с помощью своей деятельности помогают сделать процедуру прозрачной и честной для всех.

Действия членов КОН строго регламентированы протоколами и положениями, поэтому не стоит сомневаться в независимости и беспристрастности позиции наблюдателей.

Впереди у наших ребят работа на олимпиадах по ОБЖ, физике, физической культуре и иностранным языкам. И студенты ТГПУ, конечно, уже готовы выполнять свою благородную миссию.

Подробнее

20 января 2022

Целевое обучение: полная инструкция к применению

Для абитуриентов ТГПУ состоялся вебинар, посвященный вопросам целевого обучения в Томском Педагогическом в 2022 году.

Провели онлайн-встречу Печенкина Татьяна Иннокентьевна, начальник Управления профессиональной ориентации и карьерного развития ТГПУ, и Садиева Марина Станиславовна, председатель Комитета организационно-кадровой и правовой работы Департамента общего образования Томской области. На старте диалога Татьяна Иннокентьевна выступила перед абитуриентами с объяснением, что подразумевает целевое обучение:

«Целевое обучение – это такая форма поступления, которая гарантирует выпускнику трудоустройство. Если говорить о поступлении в вуз на бюджетные места, то организация, с которой заключается договор, обязательно должна быть бюджетной: детские сады, школы, организации дополнительного образования. Если вы ориентированы на ФФКиС, то это могут быть детско-юношеские спортивные школы или общеобразовательные школы».

В ТГПУ практически на все направления выделены целевые бюджетные места. Как правило, это 20% от общего числа бюджетных мест. Выпускники, поступающие по целевому направлению, проходят по отдельному конкурсу. По договору студент должен освоить образовательную программу и отработать в образовательной организации не менее трех лет, а заказчик выполняет свое обязательство – трудоустраивает выпускника.

В университете реализуются программы подготовки с двумя профилями. Например, на историко-филологическом факультете два направления – русский язык и литература, история и обществознание. На некоторых направлениях подготовки у выпускников школ есть выбор предметов, с которыми можно поступать: так, помимо обязательных предметов – русский язык и обществознание – на биолого-химический факультет можно сдавать в зависимости от выбранного профиля биологию или химию; биологию или географию.

«Если студент оканчивает обучение по направлению с двумя профилями подготовки, то в школе он может иметь достаточную содержательную компетенцию, чтобы отрабатывать обе предметные области. То есть таким выпускникам не понадобятся курсы повышения квалификации в содержательном блоке. Конечно, обучение и совершенствование профессионального мастерства продолжается после окончания вуза. Сейчас множество важных направлений вводится в содержание образования, поэтому учителя часто проходят курсы в части сопровождения детей с ОВЗ или дистанционных форм работы», – говорит Марина Станиславовна.

Преимущества целевого обучения для студента, помимо гарантированного трудоустройства, разнообразны: организация-заказчик может оказывать студенту любую помощь, в том числе и методическую, а также стать базой, на которой обучающийся будет создавать свои выпускные квалификационные работы или проходить производственную практику.

Чтобы выбрать потенциального заказчика, абитуриенты могут зайти на сайт Департамента общего образования Томской области, где в разделе, посвященном целевому обучению, есть информация обо всех организациях, готовых заключить договор с выпускником.

На сайте Абитуриента ТГПУ представлен перечень нормативных документов, необходимых для поступления на данную форму обучения. Предоставить договор можно в сроки подачи документов. Для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, есть время с 20 июня по 25 июля. Если на выбранном направлении необходимо прохождение дополнительных испытаний творческой или профессиональной направленности, то срок составляет период с 20 июня по 14 июля. Проекты своих договоров выпускники могут отправлять уже сейчас специалистам приемной комиссии ТГПУ по почте (pktspu@tspu.ru) или предоставить в университет (ул. Киевская, 60, каб. 209).

На онлайн-встрече абитуриенты и их родители получили ответы на интересующие вопросы о пакете документов, необходимых для поступления, условиях исполнения договора обеими сторонами, преимуществах обучения по целевой форме обучения и другие. Подробное выступление экспертов смотрите в записи вебинара.

Подробнее

19 января 2022

Журналы ТГПУ включены в обновленный перечень ВАК

На сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации размещен новый Перечень рецензируемых научных изданий, в который вошли журналы ТГПУ «Вестник Томского государственного педагогического университета», «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review» и «Томский журнал лингвистических и антропологических исследований».

В изданиях, вошедших в перечень, должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (по состоянию на 21.12.2021 года). Научные издания ТГПУ подтвердили свой высокий научный статус и получили дополнительные специальности по новой номенклатуре.

Журнал «Вестник ТГПУ» включен в международную базу данных периодических и продолжающихся изданий «Ulrich's Periodicals Directory», в базы данных «ERIH PLUS» и «DOAJ», «EBSCO», а также в РИНЦ. К сотрудничеству приглашаются авторы, активно интересующиеся современным состоянием педагогической науки и практики, а также перспективами ее развития.

Журнал принимает научные материалы по следующим научным специальностям:

  • 10.01.01 – Русская литература (филологические науки);
  • 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы) (филологические науки);
  • 10.01.08 – Теория литературы. Текстология (филологические науки);
  • 10.02.01 – Русский язык (филологические науки);
  • 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи) (филологические науки);
  • 10.02.04 – Германские языки (филологические науки);
  • 10.02.20 – Сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание (филологические науки);
  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
  • 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки);
  • 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки);
  • 5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки);
  • 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки);
  • 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) (филологические науки);
  • 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).

Журнал «Научно-педагогическое обозрение» приглашает к сотрудничеству авторов, работающих в области философии образования, педагогики и психологии, методики обучения и преподавания. Издание публикует как обзорные, так и специальные работы теоретического, экспериментального и практико-ориентированного характера. Журнал включен в международную базу данных периодических и продолжающихся изданий «Ulrich's Periodicals Directory», в базы данных «DOAJ», «EBSCO» и в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Для публикации принимаются статьи по следующим научным специальностям:

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки);
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);
  • 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).

«Томский журнал лингвистических и антропологических исследований» приглашает к публикации специалистов, занимающихся актуальными исследованиями в областях лингвистики и антропологии (с особым приоритетом исследований Сибири):

  • описание, документация и сохранение исчезающих языков;
  • ареальные, типологические и сравнительно-исторические исследования языков;
  • теория языка и проблемы современной лингвистики;
  • социолингвистика и региональная лингвистика;
  • социальная и культурная антропология: археология, этнология, этнография, физическая антропология и этногенетика.

Выпуски журналов, а также подробная информация об изданиях размещены на официальных сайтах:

Журнал «Вестник ТГПУ»

Журнал «Научно-педагогическое обозрение»

«Томский журнал лингвистических и антропологических исследований»

12

Подробнее

19 января 2022

Традиции семейного чтения с ТГПУ

В Томском Педагогическом впервые прошел конкурс творческих работ «Традиции семейного чтения», организованный Сибирским научно-образовательным центром изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ при поддержке кафедры русской литературы ИФФ.

Главная задача конкурса – популяризация книжной культуры чтения среди детей и подростков и развитие творческого потенциала каждого читателя.

«В современном социокультурном пространстве, где digital-технологии и медиаресурсы все активнее внедряются в зону досуга и образования, важно уделить особое внимание книге, сохраняющей знания, традиции, обеспечивающей связь поколений. Именно эти непростые вопросы стоят перед каждым учителем-словесником. Однако отметим, что в конкурсе могли принять участие не только школьники, студенты, но и все желающие, неравнодушные к книге», – говорит М.Л. Левченко, преподаватель ИФФ, организатор конкурса.

Формат конкурсных работ (видеоролик / интерактивная презентация) позволил максимально нешаблонно подойти к выполнению творческой задачи. Несмотря на сжатые сроки приема, конкурс собрал более тридцати креативных трудов, посвященных традициям семейного чтения. Участниками были выбраны разные тексты: от знаменитого советского рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (Оксана Федотова, Л.Т. Медитдинова, МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района) до нашумевшей в свете последней экранизации «Саги о ведьмаке» Анджея Сапковского (Михаил Пустовалов, Л.П. Семченко, МАОУ СОШ №41 г. Томска). Трижды была упомянута сказочная повесть выпускника нашего вуза (Учительского института) А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», традиция приобщения к которому объединяет поколения (Ангелина Степаненко, МОУ СОШ №15 им. Е. Николаевой; Ирина Пешкичева, ТГПУ; Семен Шадрин, ТГПУ). Студентка 2 курса ИФФ ТГПУ Крючкова Кристина уделила внимание теоретическому вопросу и постаралась обобщить традиции своей семьи, представив свод рекомендаций, как книга может стать частью семейной истории каждого.

Участники конкурса щедро делились семейными фото, а также иллюстрациями любимых печатных изданий. Работы не оставили сомнений: чтение – по-прежнему один из самых семейных, уютных видов домашнего досуга.

Однако, как ни разнообразны были выбранные конкурсантами художественные произведения и стратегии подачи материала, объединила все конкурсные работы мысль о важнейшей роли близкого взрослого (мамы, папы, бабушки, сестер и братьев) в процессе читательского становления. Это еще раз подчеркивает ключевую роль семьи, примера читающих взрослых в приобщении ребенка к миру книги.

Работы конкурсантов оценивались по многим критериям, среди которых социальная значимость идеи, креативность, эстетичность, логичность, качество оформления материала, его смотрибельность и другие.

По итогам коллегиальной оценки жюри:

1 место присуждено Новак Ульяне, студентке ИФФ ТГПУ, с видеороликом «Новогоднее семейное чтение» – за редкое сочетание безупречной технической / визуальной стороны и передачу неповторимой атмосферы рождественского семейного чтения Чарльза Диккенса.

2 места удостоена Фальтина Мария Владимировна, ученица МАОУ СОШ №40, с презентацией «Наша любимая семейная книга» – рассказом о том, как роман Элинор Поттер «Полианна» стал не только любимой художественной историей, но и способствовал зарождению добрых семейных традиций.

3 место заняла Федотова Оксана Сергеевна, ученица МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района, с презентацией «Книга, которую мне подарила бабушка» – за смелость перед камерой и трогательный рассказ о подаренной бабушкой книге советского писателя Аркадия Гайдара.

Всех победителей ждут дипломы и памятные сувениры от Томского Педагогического, участники и их руководители получат сертификаты, подтверждающие участие в конкурсе.

Подробнее

18 января 2022

«Омикрон» распространился по России: новый штамм – новые симптомы

Коронавирусная инфекция с новой силой наступает на Россию, заболеваемость COVID-19 растет – причиной тому эксперты называют новый штамм «Омикрон», скорость распространения которого по миру намного быстрее, чем «Дельты».

Первыми россиянами, заразившимися новым штаммом, стали туристы, вернувшиеся на Родину из Южной Африки. Это случилось 6 декабря 2021 года, однако уже 12 января 2022 года вице-премьер Татьяна Голикова озвучила трехзначную цифру: число заразившихся в России составило 698 человек. Общая численность заболеваемости COVID-19 в России на 17 января 2022 года составила 30726 случаев. Как отмечают эксперты, «Омикрон» опасен даже для привитых граждан, однако все же наблюдается его меньшая сила в сравнении с ранее выявленными штаммами:

«Есть сейчас доказательства, что «Омикрон» менее серьезный, чем предыдущие штаммы, но это не значит, что он несерьезный. Коронавирус дает очень серьезные заболевания», – говорит Мелита Вуйнович, представитель Всемирной организации здравоохранения в России.

Обнаружены и новые симптомы «Омикрона»: к высокой температуре, одышке, потере обоняния, боли в мышцах и теле и другим уже знакомым симптомам прибавились диарея или рвота, на которые жалуются заболевшие с обнаруженным новым штаммом.

Эксперты прогнозируют, что уже к февралю 2022 года число заболевших в стране может увеличиться более чем в два раза и достигнуть отметки в 65 тысяч. Необходимо продолжать соблюдать меры предосторожности, своевременно проходить вакцинацию, обеспечивать себя средствами индивидуальной защиты, соблюдать дистанцию и по возможности меньше находиться в многолюдных местах.

Подробнее

18 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: наша важнейшая задача – помочь каждому ребёнку развиваться

Минпросвещения России продолжит работу по поддержке талантов детей. Об этом сообщил Министр просвещения России Сергей Кравцов, выступая на Гайдаровском форуме.

Форум состоялся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

«У нас в стране развита система бесплатного дополнительного образования, которая позволяет учитывать и развивать сильные стороны детей, их интересы. И это наше большое достижение, которое, несомненно, нужно укреплять и развивать. Но здесь еще важно заботиться не только о тех школьниках, которые хотят учиться и проявляют определенные способности, но и о тех, кто испытывает трудности в обучении. Эти дети тоже могут быть успешными в жизни, проявлять активность, развивать экономику, быть руководителями. Наша задача – помочь им», – сказал Сергей Кравцов на сессии «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании» в рамках Гайдаровского форума.

Он отметил необходимость своевременной диагностики пробелов в знаниях ребенка для оказания адресной помощи. Поэтому Минпросвещения России ведет активную работу по повышению квалификации педагогов. Кроме того, по мнению Министра просвещения, важно, чтобы родители общались с ребенком, настраивали его на обучение и развитие.

«Сегодня задача, в том числе Минпросвещения России, заключается в оказании помощи практически каждому ребенку. Это цель сложная, потому что у нас 18 млн обучающихся, 39 тысяч школ. Но мы шаг за шагом идем к ее достижению», – добавил Сергей Кравцов.

В России хорошо развита система поддержки одаренных детей в таких образовательных центрах как «Сириус», региональных центрах по модели «Сириуса», «Кванториумах», «Точках роста», «IT-кубах».

«Экономика неразрывно связана с системой образования. И то, какое будущее ждет страну, во многом зависит от образования. Важно, чтобы человек имел прочные базовые знания и умел использовать их на практике. Чтобы, окончив школу, молодой человек был подготовлен к жизни в этом развивающемся, непростом мире», – добавил Министр.

Сергей Кравцов напомнил, что, согласно указу Президента, Россия должна войти в десятку стран – лидеров по уровню школьного образования. Согласно статистике, с 2016 по 2020 год Россия поднялась с 14 места до 13.

Подробнее

18 января 2022

Первые шаги реставратора в Научной библиотеке ТГПУ

 

В Научной библиотеке ТГПУ хранятся редкие и ценные издания, создающие комплекс книжного печатного наследия университета. Такие книги требуют больше внимания, ведь некоторым из них уже более сотни лет. С целью сохранения фонда сотрудником НБ ТГПУ было принято решение о прохождении курсов повышения квалификации: теперь в штате НБ трудится специалист-реставратор.

Наталия Владимировна Пичугина, заведующий сектором НБ ТГПУ, прошла курсы повышения квалификации «Основы реставрации книг и листовых материалов». Программа была реализована специалистами Российской национальной библиотеки и Научной библиотеки ТГУ. Эти курсы стали для Наталии Владимировны первыми пробами в деле реставратора:

«Сейчас я работаю над переписью фонда, чтобы понять, какие издания нуждаются в реставрации. При переписи я делаю себе пометки, в чем нуждается книга: в замене переплета, в реставрации страниц, восстановлении текста».

Наличие в библиотеке специалиста-реставратора очень важно, ведь если книгу некому сохранить и восстановить, то редкое, ценное издание может быть безвозвратно утеряно.

Начинающий реставратор тренируется на создании обычных тетрадей и блокнотов с нуля. Лишь после отработки навыка таким образом он приступает к работе над реальными изданиями. Конечно, необходимо и владение особыми материалами и инструментами. Например, для восстановления страниц используется японская бумага. На степень сохранности книги влияет не только время, но и материал, из которого она была создана. Нередко окисляющаяся бумага может сама «уничтожить» издание, потому что при его создании степень окисления не была учтена.

«Изначально бумага создавалась из растительного материала на основе определенных трав. А в России начали использовать древесный материал, который не всегда был хорошего качества. Необходимо соблюдение состава материала, чтобы книга прослужила дольше: если достаточно большой процесс бумажной массы, то книга начинает разрушаться. Такой книжный лист недолговечен, здесь соблюдение условий хранения может не спасти», – рассказывает Наталия Владимировна.

Иногда в книгах можно заметить пятна и загрязнения от времени или неаккуратного чтения. Однако и эту проблему можно исправить и привести издание к первозданному виду. Для этого специалисты используют дистиллированную воду, которая помогает без труда удалить любые пятна. Но не всегда они становятся следствием внешних факторов: иногда проблема кроется в качестве бумаги, поэтому удаление пятен может стать регулярным занятием, ведь они будут появляться снова и снова.

«Книга приобретает сейчас все большее значение, несмотря на развитие клипового мышления у молодежи. Коллектив нашей библиотеки всегда старается помочь студентам подобрать чуть более широкий список литературы для различных работ», – делится реставратор.

Сейчас в Фонде редких изданий Научной библиотеки ТГПУ хранятся различные книги, история которых насчитывает более века. Особенно коллектив гордится личной библиотекой профессора Андрея Петровича Дульзона, в которую входят и многотомные издания братьев Гримм, и личный карманный русско-немецкий словарь. Этим книгам больше ста лет, но они по-прежнему могут радовать читателя, ведь хорошо сохранились. Помимо библиотеки Дульзона, в фонде хранятся и «Потерянный рай» Мильтона 1893 года, и издание 1895 года «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая II».

И основная цель рестовратора теперь – сохранить наследие, а для этого – закончить описание фонда, понять, какие книги особенно нуждаются в восстановлении, и применить новые знания на практике реставрации библиотечных изданий.

 

 

 

 

 

Подробнее

18 января 2022

Полярный экспресс по миру компетенций

На зимних лагерных сменах области традиционно трудятся не только студенты, но и сотрудники Томского Педагогического. В этом году в лагерях «Зеленый мыс» и «Берёзка» дети весело проводили время и развивали полезные навыки под руководством представителей ТГПУ. Начальником зимней смены в ДОЛ «Зеленый мыс» выступил эксперт Отдела патриотического воспитания ТГПУ Глеб Балабаев, который вместе с вожатыми трудился над разработкой программ смен для обоих лагерей и их реализацией.

Подробнее

17 января 2022

От фанфика – к классике в российской школе

В онлайн-формате прошла VII Всероссийская научная олимпиада «Золотые страницы отечественной методики», на которой Томский Педагогический представила студентка четвертого курса историко-филологического факультета Анастасия Степанова, занявшая третье место.

В этом году тема научной олимпиады предполагала обсуждение русской классической литературы в отечественной школе в аспекте опыта постижения и решения современных проблем. Подготовка к олимпиаде предусматривала углубленное знакомство с наследием ученых, внесших значительный вклад в методику изучения русской классической литературы, анализ педагогического опыта, в том числе собственного, если такой был. В первую очередь предполагалось обращение к традициям изучения жизни и творчества писателей-юбиляров 2021 года: Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, М.А. Булгакова.

Олимпиада проводилась в три этапа. Первый, заочный, предполагал подачу заявки, анализ методических работ/разработок ученых и эссе. На втором туре жюри оценивали присланные работы, давали обратную связь, а на заключительном прошел круглый стол «Изучение русской литературной классики в школе: поучительный опыт прошлого и современные подходы».

В процессе анализа методических работ было необходимо осветить несколько вопросов: в чем своеобразие/оригинальность обоснованной системы работы по изучению жизни и творчества писателя; какие методические идеи ученого об организации чтения, анализе и интерпретации литературных произведений участники считают наиболее интересными; какие идеи перспективны для современной образовательной практики и другие.

Для работы Анастасия выбрала личность Федора Михайловича Достоевского и пыталась объяснить, как преподавать в школе такого сложного для детского восприятия и сознания писателя. Написание работы потребовало исследования, в каком объеме и как представлен Достоевский в современных учебниках по литературе. В эссе студентка рассуждала о том, насколько значимо чтение классики в школе, как привить детям интерес к «вечным произведениям» и стоит ли вообще это делать. Для выступления на круглом столе по вопросам изучения классических произведений в школе Анастасия также использовала свои разработки по творчеству Ф.М. Достоевского.

«Про Достоевского мы много говорили на предыдущем курсе, поэтому я решила взять его. Эссе писала от души, эмоционально, о наболевшем. Но так как работы создавались в рамках конкурса, я пыталась писать по делу, по теме и что-то стоящее, приносящее пользу. Конечно, две работы в мою копилку, которые были высоко оценены, – это здорово. Опыт интересный, хоть и не самый простой», – делится студентка.

Участие в Олимпиаде позволило Анастасии не только повысить профессиональный уровень и поделиться опытом, познакомиться с интересными разработками своих коллег, которые помогут в будущей профессии, но и получить признание экспертов, которые удостоили труды студентки ТГПУ третьим призовым местом всероссийского научного события.

Подробнее

17 января 2022

О развитии школьных театров и роли театральной педагогики в обучении будущих учителей в ТГПУ

Студенты и сотрудники Томского Педагогического продолжают готовить театральную постановку под рабочим названием «Волков. И чё?», посвященную 130-летию писателя, выпускника Томского учительского института Александра Мелентьевича Волкова. Спектакль, который расскажет о многогранной личности автора, разрабатывается в сотрудничестве с Театром юного зрителя, руководит процессом Катерина Костина, актриса и режиссер ТЮЗа.

Принципы работы на сцене студенты ТГПУ осваивают в ходе получения педагогического образования: так, в Институте детства и артпедагогики ТГПУ в программу подготовки будущих учителей включены дисциплины «Театральная педагогика» и «Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации». Кроме того, попробовать себя в роли актера, режиссера, костюмера обучающиеся могут на ежегодном театральном конкурсе ТГПУ «Студенческая весна», где ставят постановки по мотивам известных литературных произведений.

О важности развития школьных театров в России, роли театральной педагогики в обучении будущих учителей и ходе работы над уникальной театральной постановкой – в сегодняшнем сюжете.

Подробнее

14 января 2022

Технопарк ТГПУ готовится к открытию

В Томском государственном педагогическом университете готовится к открытию Технопарк универсальных педагогических компетенций – междисциплинарный пространственно-технологический интегратор новых образовательных треков, коммуникаций, продуктов и компетенций, цель которого – повышение качества педагогического образования.

Подробнее

14 января 2022

Проблемы и перспективы иноязычного образования обсудили в ИИЯМС

В Институте иностранных языков и международного сотрудничества состоялась конференция «Иноязычное образование: проблемы и перспективы», которую подготовили и провели Ирина Константиновна Забродина, заместитель директора Института по учебной работе, к.пед.наук, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, и Галина Ивановна Уткина, модератор конференции, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам. В конференции приняли участие школьные учителя, учителя техникумов и вузовские преподаватели иностранных языков, преподаватели русского языка как иностранного из Томска, Новосибирска, Калининграда, Вроцлава (Польша).

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Г.И. Уткина, сделав краткий обзор этапов развития иноязычного образования в России до 1917 года, в послереволюционный период и в наши дни, для которых характерна вариативность путей изучения иностранных языков в обычной образовательной школе. Это и пропедевтический курс в первом классе на базе факультативных и кружковых занятий, обязательное изучение иностранного языка со второго класса (2 часа в неделю), изучение иностранного языка с пятого по одиннадцатый класс (3 часа в неделю), изучение иностранного языка в десятом и одиннадцатом классах на профильном уровне (5 часов в неделю), новые типы школ: Вальдорфская, Европейская.

«Педагогическая общественность определяет термин «иноязычное образование» на современном этапе развития школы и педагогических наук как целенаправленное систематическое обучение и воспитание обучаемых в образовательных организациях средствами иностранного языка с целью формирования иноязычной коммуникативной и общекультурной компетентности всех возрастных групп обучаемых, – говорит Галина Ивановна. – Следовательно содержание иноязычного образования включает в себя такие понятия как «иностранный язык», «иноязычная культура», «коммуникативная компетентность».

Необходимость такого подхода к проблеме иноязычного образования была отражена практически во всех докладах участников конференции. Спикеры осветили также роль и место в учебно-воспитательном процессе современных цифровых технологий, использование социальной сети «TikTok» и других Интернет- и компьютерных технологий. На конференции шла речь и о проблемах в области иноязычного образования, в том числе в обучении иностранному языку детей с расстройствами аутистического спектра и детей с ОВЗ.

Подробнее

13 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: более полутора тысяч человек сразятся в очных полуфиналах Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Школа»

Очные полуфиналы конкурса «Флагманы образования. Школа» пройдут с 21 января по 13 марта в восьми городах России. Конкурс является совместным проектом Минпросвещения России и президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Первый полуфинал состоится в Нижнем Новгороде для команд Приволжского федерального округа. По итогам восьми полуфиналов 100 команд станут участниками заключительного этапа конкурса. В полуфиналах примут участие 1608 человек, которые были определены в конце декабря 2021 года по результатам онлайн-тестирования.

Во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Школа» участвуют команды в составе четырех сотрудников одной общеобразовательной организации: руководителей первого и второго уровня, классных руководителей, учителей-предметников. Всего заявки на участие в конкурсе подали 36 758 человек из всех регионов России.

Заявочная кампания продлилась с 7 октября по 10 декабря прошлого года. Команды, которые успешно зарегистрировались на сайте конкурса, получили возможность пройти восьмидневное дистанционное тестирование на проверку общей, функциональной и управленческой грамотности. Рейтинги полуфиналистов в каждом федеральном округе формировались исходя из суммарных баллов всех участников одной команды.

Лидерами по итогам этого конкурсного этапа стали Санкт-Петербург, Свердловская область, Ставропольский край, Москва, Краснодарский край, Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Ростовская и Тюменская области. 18% полуфиналистов представляют сельские районы и удаленные территории страны.

Большинство полуфиналистов конкурса – это педагоги и руководители образовательных организаций в возрасте от 40 до 50 лет (38%), полуфиналистов в возрасте от 25 до 35 лет – 27%, более 50 человек моложе 25 лет, более 40 участников старше 60 лет.

Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Студенты».

Параллельно конкурсу для сотрудников образовательных организаций продолжается прием заявок от обучающихся вузов для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Студенты». Традиционно в масштабном профессиональном состязании примут участие студенты Томского государственного педагогического университета: на сегодняшний день от обучающихся ТГПУ уже подано 312 заявок. Прием заявок продлится до 15 января включительно.

Подробнее

13 января 2022

«Queen gambit» по-студенчески: как в ТГПУ прошел блицтурнир по шахматам

Традиционно в стенах ТГПУ проходят соревнования по шахматам. Участие в них могут принять все желающие шахматисты любого уровня, однако особенно важны турниры для будущих педагогов, которым предстоит обучить игре своих воспитанников.

Подробнее

13 января 2022


Новости 1781 - 1800 из 8441
Начало | Пред. | 88 89 90 91 92 | След. | Конец