RSS

Студент + школьник: совместный исследовательский опыт

Обучающиеся четвертого курса историко-филологического факультета ТГПУ и ученики МАОУ СОШ №14 имени А.Ф. Лебедева объединились для работы над научными проектами и представили их результаты на школьной научно-исследовательской конференции.

Подробнее

29 декабря 2021

В ТГПУ подвели итоги детской конференции «Я изучаю природу»

На базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ прошло традиционное научное событие – Научно-практическая конференция школьников «Я изучаю природу», в рамках которого дети из образовательных учреждений Томска и Томской области представили проектно-исследовательские изыскания.

Подробнее

28 декабря 2021

Новости Минпросвещения РФ: новый выпуск журнала «Вестник образования» посвящен итогам Года науки и технологий в образовании

Декабрьский номер электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящен подведению итогов уходящего года, объявленного по инициативе Президента России Годом науки и технологий.

В своем вступительном слове Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что трансформация образовательной среды в стране идет в ногу с переменами, связанными с использованием современных технологий, которые стали привычной реальностью для ребят.

«Для современных школьников вполне привычны уроки с использованием цифровых лабораторий, оборудования для демонстрационных опытов, образовательных конструкторов. Многие ребята и после уроков активно пополняют багаж своих знаний в «Кванториумах», «IT-кубах», «Точках роста». Школьники не только приобретают ценный опыт в области проектной деятельности и командной работы, примеряют на себя разные профессии, готовятся к выпускным экзаменам и поступлению в вузы, но и становятся настоящими изобретателями», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.

Министр просвещения рассказал о работе по развитию цифровой образовательной среды, обратив внимание на то, что приоритет отдается очному обучению. При этом цифровые ресурсы и технологии помогают сделать уроки интереснее и разнообразнее, расширяют возможности учеников, педагогов и родителей.

«Мы хотим показать ребятам, где бы они ни жили, что при желании они могут очень многого добиться. Мы хотим дать им всевозможные инструменты для успешной самореализации. Наша цель в том, чтобы каждый ребенок получил доступ к качественным знаниям, реализовал свои идеи, нашел то, что приносит ему настоящую радость, и в дальнейшем состоялся в любимом деле и внес свой вклад в развитие нашей страны», – подчеркнул глава Минпросвещения России.

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин рассказал о переменах, которые произошли в сфере среднего профессионального образования в Год науки и технологий, и о том, что ждет эту сферу в дальнейшем. В частности, он коснулся проекта «Профессионалитет», направленного на построение новой модели подготовки квалифицированных кадров, в рамках которого в колледжах – участниках проекта формируются новая управленческая структура и педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. Он также отметил, что благодаря обновлению программ обучения и материальной базы колледжей последних лет популярность системы СПО достигла беспрецедентного уровня.

«Чтобы максимально соответствовать потребностям экономики, система среднего профобразования должна быть гибкой и ориентироваться на запросы предприятий», – подчеркнул он.

В рубрике «Главная тема» журнала «Вестник образования» Минпросвещения России также представлены интервью с Виктором Садовничим, академиком РАН, ректором МГУ им. М.В. Ломоносова, инициатором Фестиваля науки Nauka 0+, и Татьяной Тихомировой, членом-корреспондентом Российской академии образования, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2021 год. Эксперты рассказали о влиянии Года науки и технологий на научную жизнь российской молодежи, развитии интереса к науке и вовлечении ребят разных возрастов в связанные с ней интересные проекты.

В рубрике «Точка зрения» эксперты поделились своими мнениями о возможностях и перспективах приобщения российских школьников к науке и современным технологиям, в том числе в рамках проектной деятельности и взаимодействия с вузами.

Новыми материалами пополнились разделы «Методика», «Документы» и «Календарь событий». Рубрика «Новости» обновляется в журнале «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее значимых событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.

Подробнее

28 декабря 2021

ТГПУ – многодетной семье: цифровые технологии в организации культурного досуга

В Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ прошла заключительная в этом году встреча грантового проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи». Специалисты вуза познакомили участников с различными ресурсами в рамках темы «Цифровые технологии в организации культурного досуга», раскрывающей возможности проведения предстоящей череды праздничных дней с пользой для каждого члена семьи.

Подробнее

28 декабря 2021

Как участники инклюзивного проекта «Дети одного солнца» ТГПУ Новый год спасали

Гостями праздничных мероприятий Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» по традиции стали не только воспитанники Центра «Ресурс-Плюс»: спасти Новый год от сказочных злодеев спешили и участники проекта «Дети одного солнца», который реализуется нашими добровольцами с целью помочь в решении проблемы социальной изолированности ребят с ОВЗ.

Подробнее

27 декабря 2021

Как отзовется русское слово: иностранные студенты ТГПУ демонстрируют высокий уровень знаний русского языка

На базе НИ ТПУ прошла XVII Декада русского языка и культуры «Мои приоритеты», в рамках которой был организован конкурс выразительного чтения стихотворений на русском языке. В нем приняли участие иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, из Китая, Намибии, Монголии, Индонезии, Узбекистана, Туркменистана, Египта, Индии, Эквадора, Республики Кения, Ливана, Ирана, Афганистана и Республики Кот-д'Ивуар, в том числе студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, которые заняли призовые места.

Под руководством заместителя директора ИИЯМС Веры Валериевны Голубевой студентка Института из Туркменистана Айгул Акмырадова выступила со стихотворением Роберта Рождественского «Человеку надо мало...».

«Мне понравилось стихотворение Роберта Рождественского своим смыслом, поэтому я выбрала его. В нем речь идет о том, что человеку для счастья нужно то, что не купишь: друг для поддержки, враг для стимула. Однако и этого человеку бывает мало, ведь самое главное в жизни – это семья, дом, близкие люди», – делится девушка.

Изучением русского языка Айгул занимается с раннего детства. В этом ей всегда помогали родители, которые прививали интерес и любовь к русской культуре. Сейчас девушка обучается на пятом курсе ИИЯМС и продолжает изучение иностранного языка, в том числе через участие в подобных конкурсах. Читая выбранные стихотворения, она старается просто получать удовольствие от процесса, от общения и приближения к русской культуре через ее достояние. Благодаря усердной подготовке студентке ИИЯМС удалось удивить членов жюри, которые присудили девушке второе место конкурса.

«Для начала нужно было подобрать стихотворение, которое подходило бы не только под заявленную тему «Мои приоритеты», но и по характеру Айгул. Одной из главных трудностей чтения стихотворений на русском языке для иностранных студентов является ударение и ритмика русского языка, именно этому аспекту было уделено основное внимание при подготовке», – рассказывает Вера Валериевна Голубева, заместитель директора Института.

Также Вера Валериевна помогла с подготовкой к конкурсу студенту ТГПУ из Китая Су Тэнфэй, который участвовал со стихотворением Р. Гамзатова «Берегите друзей». Выступил в конкурсе и Чэнь Бинчжэнь (Китай), вместе с руководителем, доцентом кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС Ириной Александровной Васильевой они выбрали произведение К. Симонова «Жди меня».

По отзывам наших участников, это была отличная возможность попрактиковаться в одном из самых сложных аспектов изучения языка – интонационно-ритмической организации художественного произведения, а также продемонстрировать достойное знание иностранного языка, с чем они успешно справились.

Подробнее

27 декабря 2021

«Омикрон»: чем и для кого опасен новый штамм

В конце ноября мир заговорил о новом варианте коронавирусной инфекции – штамме «Омикрон», который выявили в Южной Африке. На сегодняшний день установлено, что «Омикрон» распространяется с уверенной скоростью и уже поразил жителей 110 стран. Новый штамм представляет опасность для всего населения, не исключая вакцинированных и переболевших COVID-19 граждан.

Несмотря на то, что в сообщениях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается меньшая тяжесть «Омикрона» (в сравнении со штаммом «Дельта»), эксперты не исключают возможности перенести вирус после вакцины против COVID-19. Это объясняется природой нового штамма: в его геноме насчитывается около 50 мутаций, каждая из которых может повлиять на набор производимых белков и, как следствие, на свойства вируса.

«На сегодняшний день имеются ограниченные данные и нет подтвержденных доказательств эффективности вакцин против «Омикрона». Предварительные данные и значительно измененный антигенный профиль белка штамма «Омикрон» позволяют предположить снижение эффективности вакцины против инфекции и передачи варианта», – говорится в сообщении ВОЗ.

Распространение нового штамма происходит значительно быстрее в носоглотке и бронхах – местах, где он менее опасен, и замедляется, попадая в легкие, что облегчаем переносимость этого варианта вируса. Среди симптомов «Омикрона» ученые выделяют очень похожие на те, что наблюдаются и при «Дельте»: от усталости до головной боли и ломоты в теле.

Для того, чтобы обезопасить себя от возможности заражения, в том числе новым штаммом, необходимо продолжать соблюдать меры предосторожности: сохранять социальную дистанцию; носить маску в любом скоплении людей; тщательно и регулярно обрабатывать руки; проветривать помещение, в котором приходится находиться долгое время (например, рабочий офис); не игнорировать вакцинацию (через полгода после второй прививки рекомендуется поставить третью, которая, по доказательству ученых, способна существенно повысить иммунную защиту).

Подробнее

27 декабря 2021

Особенный новый год: Министр просвещения РФ и волонтеры отряда ТГПУ «Точка зрения» подарили сказку детям с ОВЗ

Знакомство с волшебством является важным составляющим в процессе гармоничного развития ребенка, а особенно для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья: оно влияет на формирование мышления, речи, творческого потенциала через фантазию, восприятие, ощущения. Ежегодно в России проводится множество предновогодних мероприятий для детей с ОВЗ, а также семей с инвалидами. Так, например, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов присоединился к участию в акции «Ёлка добра», а активисты Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» устроили в вузе настоящий праздник для особенных гостей.

Уже второй год в Санкт-Петербурге проводится акция «Ёлка добра» – сбор подарков для детей из разных социальных учреждений. В этом году Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов исполнил желания троих ребят, чьи открытки с описанием желаемых подарков снял с праздничного дерева. В рамках акции исполнялись желания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных и многодетных семей, которые числятся в различных социальных учреждениях: четырехлетняя Полина из Центрального района Санкт-Петербурга получила от главы министерства куклу – принцессу Амелию; девятилетняя Лидия из Петроградского района – набор робототехники; шестилетняя Кира из Красносельского района – кукольный дом.

«Пусть в новом году каждый ребенок будет счастлив. Я желаю, чтобы исполнилось то, что вы загадаете в новогоднюю ночь, и воплотились в жизнь самые смелые мечты. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы это было возможным. С наступающим Новым годом!» – сказал Министр просвещения России С.С. Кравцов.

Традиционный праздник встречи нового года для подопечных Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-Плюс» организовали студенты ТГПУ, активисты Волонтерского отряда «Точка зрения». Для семей, в которых проживают дети и взрослые-инвалиды с ментальными нарушениями, волонтеры подготовили интерактивное представление с песнями, танцами и играми. Сюжет новогодней сказки оказался необычным: в роли главной злодейки, как и всегда, – Баба Яга со своей лесной свитой, однако в этот раз она решила стать предпринимателем, открыть свое туристическое агентство и отправить всех в самые опасные уголки Земли, чтобы сорвать Новый год. Гости праздника, конечно, должны были помешать злодейке, пройдя серию творческих и спортивных испытаний.

«Подбирая игры и задания, мы отталкивались от особенностей наших гостей: за долгое время сотрудничества с Центром мы поняли, что им интереснее. «Ресурс-Плюс» очень активные, они любят побегать, попрыгать, шумно и весело провести время. Поэтому в подготовке праздничного концерта мы сделали упор на подвижные игры, и ребята остались довольны», – рассказал руководитель Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» Дмитрий Кузнецов.

Финал у сказки, конечно, хороший: праздник спасен. А в благодарность за проведенное мероприятие воспитанники «Ресурс-Плюс» представили свои номера: одни исполнили песню «Три белых коня» под аккордеон, другие продемонстрировали навыки владения музыкальным инструментом, а также вместе с преподавателями представили свою интерпретацию любимого мультфильма «Простоквашино».

«Ребята очень любят театр. Они каждый день ждут занятия, хотя у нас есть возможность заниматься этим только раз в неделю. Благодаря сцене они учатся общаться друг с другом, принимают на себя новые роли и даже учатся принимать отказ: почему эту роль получил кто-то другой, а не я. Для них театральная деятельность очень терапевтична», – отмечает Надежда Германовна Фалендыш, член Правления Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-Плюс».

Завершилась праздничная программа подарками от Деда Мороза и Снегурочки, чаепитием за добрыми диалогами и веселой дискотекой с волонтерами отряда ТГПУ «Точка зрения».

«Студенты ТГПУ всегда с теплом и добротой относятся к нашим воспитанникам, при этом люди на улице иногда могут быть настроены даже враждебно. Поэтому мы всегда с радостью откликаемся на приглашение наших давних друзей-волонтеров и посещаем мероприятия, которые они устраивают в университете. Для наших ребят это большое счастье!» – делится Надежда Германовна.

Благодаря деятельности Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» каждый из подопечных «Ресурс-Плюс» вновь почувствовал волшебную атмосферу праздника, смог пофантазировать на тему Нового года, пообщаться с друзьями и студентами ТГПУ и поверить в волшебство этого зимнего периода.

Подробнее

27 декабря 2021

Ректоры педвузов страны и представители Минпросвещения РФ обсудили повышение качества и уровня единства педагогического образования

На базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа) прошли мероприятия Всероссийского семинара-совещания «Повышение качества подготовки педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования «колледж – вуз». Участие в обсуждении актуальных вопросов педагогического образования принял ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.

Подробнее

24 декабря 2021

История одного вожатого: от школьной скамьи до всероссийского конкурса

Вузовский штаб студенческих отрядов ТГПУ открывает возможности для молодежи университета в разных направлениях деятельности: сервисном, археологическом, сельскохозяйственном и, конечно, педагогическом. Однако в вузе обучаются и те, кто со школьных времен посвятил себя вожатству, зарекомендовался в лагерном деле и продолжает его студентом в отрядах других учебных организаций. Например, Екатерина Ильяшенко, студентка Института детства и артпедагогики, которая вместе с коллегой Анастасией Курлыпо (БХФ) представила вуз в финале Всероссийского проекта «Лига вожатых».

В вожатский отряд «Истоки» в родной школе Екатерина вступила в 8 классе: ребята создавали праздники для учеников и педагогов, проводили уроки для детей и работали в пришкольном лагере. В 11 классе будущий студент ТГПУ окончила школу вожатых «Чудо» и после выпускного впервые уехала работать на две смены в Детский оздоровительный лагерь «Восход» (г. Северск, Томская область). Уже в студенчестве Екатерина попробовала вожатскую работу в лагерях, расположенных далеко от родного региона: в этом году студентка трудилась в Санатории «Вита» (г. Анапа, Краснодарский край).

«На первом курсе я была очень активной студенткой, участвовала во всех мероприятиях. Думаю, именно вожатство помогло раскрасить мои студенческие годы! А точнее год, потому что уже на втором курсе меня пригласили работать старшей вожатой в мою «Зональненскую СОШ» и, к сожалению, на университетскую активистскую жизнь уже времени не осталось», – рассказывает Екатерина.

Уже третий год студентка является руководителем педагогического отряда в своей школе и не сомневается, что выбрала верный путь, ведь дело для души стало делом всей жизни. В этом году к вожатской деятельности подключилась и учительская практика: теперь Екатерина является не только старшей вожатой, но и учителем первого класса:

«В работе классного руководителя мне, бесспорно, помогает вожатский опыт: я с легкостью организую досуг детей на переменах и после уроков, потому что у меня огромный багаж знаний в этом деле».

В проекте «Лига вожатых» студентка участвует второй раз. Первый опыт состоялся в 2019 году, однако тогда конкурс проходил в заочном формате, поэтому прочувствовать атмосферу в полной мере не удалось. «Лига» стала первым в жизни Кати индивидуальным испытанием: ранее она участвовала в подобных мероприятиях в составе команды или со своими воспитанниками. Два года назад студентка случайно увидела новость о «Лиге» в социальных сетях и решила попробовать свои силы, а теперь участие в конкурсе стало доброй профессиональной традицией.

«Благодаря своей первой «Лиге вожатых» я познакомилась с прекрасными людьми, с которыми сотрудничаю до сих пор. В этом году подавала заявку еще раз, потому что хотела посмотреть, как проходит это мероприятие в очном формате, вживую. И снова получилось пройти!» – делится Екатерина.

s24 02 2Как и всем участникам, для прохождения в финал девушке пришлось выполнить несколько заочных заданий: пройти викторину по истории вожатства, решить педагогическую ситуацию и подготовить мотивационную лекцию на тему дружбы. Успешно преодолев заочный этап, Екатерина отправилась на финал. Первое задание – самопрезентация на основе цитаты, подобранной организаторами. Нашей студентке досталась фраза «Ребенок – зеркало. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается воспитание». Здесь девушка рассказала о своем богатом педагогическом опыте. Второй этап – деловая игра. В этом задании вожатые в формате настольной игры решали различные педагогические задачи, которые обычно встречаются в работе в пришкольном лагере. Следующим тактом была разработка мероприятия или события. Екатерина собрала команду из своих коллег, чтобы создать уникальную лагерную смену. Специфика ситуации была в том, что вожатым не нужно было проводить интерактивы на знакомство, так как все дети – друзья и знакомые. В результате разработанная смена «Королевские гонки» заключалась в том, что на протяжении всего времени пребывания в лагере дети создавали свои гоночные автомобили, а затем участвовали в импровизированных соревнованиях. На этапе геймификации участникам предстояло преобразовать обычные базовые действия в игру. Екатерине и ее команде досталась проблема тайм-менеджмента. Ребята придумали назначать «будильников» – то есть детей, которые будут следить за временем на построениях, подъеме и отбое.

«На каждой смене есть режимы дня, однако дети не всегда следят за временем и вовремя приходят в столовую, на зарядку, на мероприятия. Поэтому мы решили назначить ответственного за время человека, который отвечал за то, чтобы другие дети приходили вовремя. То есть нашему «будильнику» нужно было понимать, в какое время необходимо поднять товарищей, в какое они должны выйти, чтобы прийти в столовую вовремя», – рассказывает Екатерина.

Благодаря участию в «Лиге вожатых» девушка смогла обнаружить свои точки роста, поняла, что есть к чему стремиться, увидела, как может себя вести в стрессовых ситуациях. А образовательные программы помогли обозначить, чему еще Катя хочет посвятить себя, помимо педагогической практики и вожатской деятельности.

Подробнее

24 декабря 2021

Финансовую грамотность школьников области проверили в ТГПУ

Сотрудники кафедры экономической теории технолого-экономического факультета ТГПУ А.И. Копытова, О.А. Нестерова, Т.А. Петрова и О.В. Санфирова организовали и провели Региональную олимпиаду по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области.

Олимпиада прошла в онлайн-формате при организационной и информационной поддержке Департамента финансов Томской области, Департамента общего образования Томской области, Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Регионального центра финансовой грамотности Томской области, Некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры «Финансы. Коммуникации. Информация».

«Финансовое образование способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски, тем самым повышая финансовую безопасность молодежи, – отмечают специалисты ТЭФ. – Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам. Чтобы этого избежать, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в раннем возрасте».

К участию присоединились более 200 учащихся из школ г. Томска и Томской области. Олимпиада проводилась в виде электронного тестирования по блокам: личные финансы; банки и небанковские профессиональные организации и взаимодействие населения с ними; фондовый и валютные рынки; финансовые инструменты; страхование; взаимоотношения населения и государства; предпринимательство, финансовая безопасность и ответственное финансовое поведение.

В качестве эксперта был приглашен ведущий инженер отдела безопасности Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации В.В. Генрих.

По итогам работы жюри определились победитель и призеры:

1 место – Безгодова Евгения Олеговна, ученица 10А класса МКОУ «Открытая сменная Общеобразовательная школа», г. Колпашево, Томская область.

2 место разделили Захарова Александра Олеговна и Сологуб Яна Дмитриевна, ученицы 11 класса МАОУ «Копыловская СОШ», поселок Копылово.

3 место – Херман Илья Сергеевич, ученик 10А класса МАОУ СОШ 14 имени А.Ф. Лебедева, г. Томск.

Победителю и призерам Олимпиады будут вручены дипломы I, II и III степени.

Подробнее

23 декабря 2021

Почему особенным детям особенно важно верить в Деда Мороза? Диалог с экспертом ТГПУ – в студенческой рубрике «Давай обсудим»

Новый год всегда ассоциируется с чем-то добрым и сказочным. Все дети в преддверие праздника ждут подарков от Дедушки Мороза, волшебных превращений и сказочных приключений. Очевидно, что вера в «волшебное» очень важна для гармоничного развития ребенка, а особенно для развития детей с РАС. О том, как воспринимает реальный и ирреальный мир ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разбираемся вместе с Еленой Анатольевной Филимоновой, старшим преподавателем кафедры дефектологии ТГПУ, учителем-дефектологом, педагогом-реабилитологом.

Одним из сильнейших рефлексов является любознательный, основанный на процессах непосредственного отражения действительности, – ощущениях, восприятии, воображении и фантазиях. Так оно и происходит, если ребенок здоров.

Иначе развиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, эмоций и поведения). Данные проблемы не проходят с возрастом, не преодолеваются без специального погружения в особую коррекционно-развивающую среду.

У ребенка с нарушениями в развитии базовые высшие психические функции, отвечающие за возможности «увидеть», «почувствовать», «представить», формируются на патологической основе. Задача специалистов педагогического, психологического, дефектологического, логопедического, медицинского профилей – помочь ребенку с особыми образовательными потребностями правильно познавать и чувствовать окружающий мир.

Исключительную роль в этом процессе играет семья. К сожалению, не все родители, воспитывающие особенных детей, занятые, главным образом, их лечением и обучением, придают детским фантазиям большое значение.

В связи с тем, что у детей с РАС отмечаются нарушения эмоциональной сферы (избегание взгляда в глаза другого человека, диффузная тревога и напряженность, немотивированные колебания настроения, гиперсензитивность (суперчувствительность) к окружающему миру, страхи, чувствительность к речевым интонациям, коллективная утомляемость и др.), можно столкнуться с психолого-педагогическими трудностями во взаимодействии с ними.

s23 03«Дети с РАС демонстрируют негативное поведение как патологический способ реагирования на социальные ситуации. Вне зависимости от того, в праздничных или будничных условиях находится ребенок, следует коррегировать все его особенности, препятствующие адаптации к детскому коллективу. В дефектологической практике встречаются дети, в поведении которых трудно распознать страхи, испуг из-за их систематического полевого неадекватного поведения, но мы помним, что они находятся в постоянном эмоциональном дискомфорте», – говорит Елена Анатольевна.

Для многих детей с РАС знакомство с чудом состоится в более позднем возрасте и только на фоне сформированного элементарного восприятия и любознательности. Самостоятельно, без помощи взрослого, детям с тяжелыми формами аутизма не удается распознавать сенсорные сигналы из внешнего мира и внутренней среды, а следовательно, понимать, что такое чудо и волшебство.

«Семейное включение в новогоднюю сказку, новогодние украшения в доме, елка с игрушками, вызывают у детей с РАС интенсивный эмоциональный резонанс, активизируют речевое развитие, мобилизуют альтернативную коммуникацию, развивают детские фантазии», – уверена специалист.

Включение аутичного ребенка в коррекционную деятельность уже представляет собой волшебство в виде сенсорной интеграции, в процессе которой ребенок учится воспринимать, обрабатывать и анализировать сенсорную информацию, поступающую от зрительного, тактильного, слухового, вестибулярного, проприоцептивного каналов, и превращать ее в сенсорный опыт.

Студенты Томского государственного педагогического университета, обучающиеся на факультете психологии и специального образования и Институте детства и артпедагогики, отрабатывают на практических занятиях методы коррекции аутистических расстройств, используя специальный диагностический и развивающий инструментарий.

Почему так важно развивать и поддерживать веру в чудо у особенных детей? Именно в этом процессе у ребенка с РАС развиваются ощущения, восприятие, воображение, фантазии, мышление, речь, творчество. Из этой цепочки взаимодополняющих процессов не только складывается интересное детство ребенка, но и формируется его личность.

В Студенческой рубрике «Давай обсудим» в Инстаграм-аккаунте ТГПУ рассуждаем о том, почему всем детям в мире важно верить в волшебство.

Подробнее

23 декабря 2021

Новости Минпросвещения РФ: Минпросвещения России разрабатывает дорожную карту по изучению русского языка в Сирии

Преподавание русского языка в Сирии обсудили на международном форуме «Продвижение изучения русского языка в образовательных организациях Сирийской Арабской Республики (САР)».

Мероприятие прошло в университете Дамаска при поддержке Минпросвещения России.

«На основе анализа ситуации Министерством просвещения России будут выработаны предложения по совершенствованию преподавания русского языка в системе общего образования Сирийской Арабской Республики и сформирована концепция национально ориентированного учебно-методического комплекса для преподавания русского языка как иностранного», – сказал директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов на пленарном заседании форума.

Минпросвещения России в рамках двустороннего сотрудничества с Сирией проводит масштабную деятельность, в том числе по гуманитарному направлению. На системной основе поощряются победители олимпиад и конкурсов по русскому языку, они направляются на обучение в Международный детский центр «Артек».

Летом текущего года 17 сирийских школьников – победителей и призеров Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» и конкурса «Читаем А.С. Пушкина» прошли обучение в «Артеке». Кроме того, со 2 декабря в «Артеке» 20 сирийских школьников – победителей олимпиады по русского языку в течение 20 дней проходят обучение во время 14-й смены.

Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой в городе Иваново принял на трехмесячное обучение 14 сирийских школьников. Для них организована насыщенная образовательная и культурная программа, в ходе которой открывается возможность практиковать русский язык, найти друзей и познакомиться с культурой и историей России.

Подробнее

23 декабря 2021

Педагогический Технопарк – в каждый педагогический вуз!

22 декабря в рамках рабочего совещания под председательством Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова о реализации проекта по созданию Технопарков универсальных педагогических компетенций в педвузах страны были обсуждены роль педагогических технопарков, новые условия и возможности повышения качества подготовки педагогических кадров и ряд других вопросов.

Подробнее

23 декабря 2021

«Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического»: детская робототехника

На финишной прямой – строительство Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ – пространства, которое позволит студентам и педагогам вуза работать в актуальных направлениях педагогической деятельности.

Сегодня по Технопарку вас проведет Протасова Мария Евгеньевна, директор Детского центра образовательной робототехники ТГПУ, которая расскажет о программах для детей и оборудовании Центра.

Подробнее

22 декабря 2021

Банк России и ТЭФ продолжают сотрудничество

В рамках партнерского взаимодействия Банка России и кафедры экономической теории технолого-экономического факультета ТГПУ (А.И. Копытова, О.А. Нестерова и О.В. Санфирова) для студентов ТЭФ представителем Томского отделения Густап Еленой Владимировной была прочитана лекция с элементами мастер-класса, посвященная вопросам денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика нацелена на обеспечение ценовой стабильности – закрепление инфляции на уровне 4%. В ходе встречи подробно рассматривались монетарные и немонетарные факторы. Студенты участвовали в дискуссии и выдвигали предложения о том, как достичь снижения инфляции. Было выяснено, что для стабилизации инфляции необходимо учитывать огромное количество факторов: совокупный спрос (aggregate demand), совокупное предложение (aggregate supply), валютный курс, инфляционные ожидания, структуру рынка, тарифы, рынок труда, эффективность производства и производительность труда.

Особый интерес представляли инфляционные ожидания – управляемая составляющая, которая зависит от той информации, которая активно преподносится на рынке. Лектор уделила внимание трансмиссионному механизму денежно-кредитной политики, а именно роли и значению ключевой ставки, которая для простых обывателей достаточно инертна. Интересным аспектом, который волновал аудиторию, являлся поведенческий фактор в экономике.

Студенты познакомились с мягкой и жесткой денежно-кредитной политикой. Помимо товаров-маркеров, которые активно влияют на все инфляционные процессы, были продемонстрированы и другие позиции, что существенно расширяет кругозор. Так, снижение кредитной активности и получение более высоких депозитов повлечет изменение потребительского поведения. Общение студентов с гостем способствовало не только развитию грамотного безопасного экономического поведения, но и выработке стратегических решений.

«Банковская деятельность сегодня – это сфера поведенческой экономики, ей присущ символизм. Особым значением для Банка России является использование символов, например, кто победит: голубь или ястреб – символы, которые активно распространены в финансово-экономическом спектре, – рассказывает специалист. – Э.И. Набиуллина, председатель Банка России, всегда на лацканы пиджака (после так называемой «Недели тишины») прикалывает стратегический символ банковской политики – дом, как символ изоляции, или голубь, как символ мягкой кредитной политики... Сейчас на лацканах появилось изображение Щелкунчика. Эксперты спорят, что он может означать, и куда будет направлена стратегия денежно-кредитной политики».

После посещения лекции студенты ТЭФ отмечали актуальность темы, уточняли ежедневное присутствие финансов в жизни каждого человека, важность умения распоряжаться финансами, пользу мастер-класса и качественную прокачку финансовой компетенции. В процессе диалога обучающиеся получили возможность пообщаться с практиками профессионалов, повысить уровень soft и hard skills, увидеть основные финансовые стратегии, которые управляют многими процессами в поведенческой экономике.

Подробнее

22 декабря 2021

Я вожатый, ты вожатый! Активистка ТГПУ представила вуз на всероссийском конкурсе

В Москве завершились конкурсные испытания финала Всероссийского проекта «Лига вожатых», где более трехсот бойцов студенческих отрядов из 72 регионов преодолели череду профильных заданий. За победу в конкурсе боролась студентка ТГПУ, боец Студенческого педагогического отряда «Данко» Анастасия Курлыпо.

Подробнее

22 декабря 2021

Быстрее всех: студенты ТГПУ забрали первые места на областных беговых соревнованиях

В Северске прошли Открытые региональные соревнования по легкой атлетике памяти А.А. Лисицына, в которых приняли участие более 200 спортсменов. Среди них студенты факультета физической культуры и спорта ТГПУ Колосов Денис, Абрамова Александра, Евсеева Антонина, Александра Фомкина. Бегуны тренируются в ТГПУ под руководством старшего преподавателя ФФКиС Миловановой Анны Васильевны.

Подробнее

22 декабря 2021

Новости Минпросвещения РФ: более 10 тысяч человек подали заявки на участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Студенты»

Продолжается прием заявок на Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Студенты» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей», который проводится при поддержке Минпросвещения.

На сегодняшний день число участников превысило 10 тысяч человек, зарегистрироваться на официальном сайте можно до 15 января 2022 года.

«Студенческие коллективы всегда отличались своей активной жизненной позицией и стремлением проявить себя и в конкурсах, и в соревнованиях, и в любых других активностях, которые прекрасно раскрывают и талант, и мастерство. Поэтому мы стараемся сделать все для того, чтобы таких возможностей у ребят было как можно больше. Теперь свой масштабный Всероссийский конкурс получили и все те, кто стремится вырасти и реализовать себя настоящим педагогом, тем, кому уже в самое ближайшее время предстоит не только открывать школьникам двери в образование, в предметные знания, но и формировать личность ребенка. Я приветствую всех участников – это ваш первый большой конкурсный этап – и желаю каждому из вас пройти его максимально ярко», – прокомментировал первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

Конкурсантам предстоит пройти дистанционное тестирование (функциональная грамотность, общекультурный и предметный тесты). В очные окружные полуфиналы в федеральных округах пройдут молодые люди, продемонстрировавшие лучшие результаты. Победители встретятся в финале.

Призеры смогут пройти образовательные программы и стажировки в Международном детском центре «Артек» и Всероссийском детском центре «Смена», а также получат подарки от партнеров конкурса.

Победителей ждет постпроектное сопровождение. По итогам конкурса будет сформировано сообщество из числа победителей, финалистов и полуфиналистов. Члены сообщества получат возможность поработать с наставниками из числа победителей и экспертов конкурса «Флагманы образования. Школы». Лауреаты также смогут бесплатно отправиться в туристические проекты по России в рамках проекта «Больше, чем путешествие».

Среди вузов по количеству заявок на сегодняшний день лидирует Уральский государственный педагогический университет, также в пятерку вошли Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Волгоградский государственный медицинский университет, Московский городской педагогический университет и Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого. В топ-5 организаций среднего профессионального образования входят Педагогический колледж №8, Педагогический колледж №1 имени Н.А. Некрасова и Педагогический колледж №4 из Санкт-Петербурга, Каменский химико-механический техникум из Ростовской области и Калужский технический колледж.

Справочно
 
Профессиональный Всероссийский конкурс «Флагманы образования. Студенты» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Подробнее

21 декабря 2021

Студенты ТГПУ выступили на Национальной премии «Студент года»

Студенты страны завершили участие в Российской национальной премии «Студент года», где честь Томского Педагогического в номинации «Студенческое медиа года» защитили активисты структуры ТВ ТГПУ Сергеева Елена, Гончаров Максим и Веригин Мирон. 

Премия «Студент года» – уникальный конкурсный и образовательный проект для обучающихся образовательных организаций России. В этом году финал прошел онлайн посредством платформы ZOOM. 

«Для студенческой столицы России – Томской области – это особая гордость и ответственность. Вместе с Министерством просвещения, некоммерческой организацией «Россия – страна возможностей» и Российским Союзом Молодежи при поддержке национального проекта «Образование» мы назовем лучших студентов страны.  Мы уверены, что эксперты премии определят тех ярких звездочек, которые гордо будут носить звание «Студент года», – прокомментировала заместитель губернатора Томской области по социальной политике Алена Левко.

Оценивать профессиональные навыки участников довелось экспертам премии. Ими стали общественные, политические и научные деятели, спортсмены, деятели культуры и искусства, журналисты и медийные личности. Как и всегда, испытания премии прошли в несколько этапов. 

Первый – региональный. Он включал в себя конкурсные состязания в коллективных и индивидуальных номинациях. Участникам было необходимо представить структуру через видеоролик, фотоотчет и статью, посвященную премии в прошлом году.

Затем следовал заочный этап, на котором эксперты и члены жюри оценивали резюме участников премии. Победители второго этапа получали шанс поучаствовать в финале.

В число финальных испытаний в номинации «Студенческое медиа года» вошли  «Самопрезентация», «Материал», «Защита проекта» и «Собеседование». На «Самопрезентации» студенты представляли визитку, где в течение трех минут должны были рассказать о структуре, направлениях ее деятельности, об успешно реализованных проектах.

Второй тур – «Защита проекта»: ребята представляли проект, который уже реализовали в структуре. ТВ ТГПУ  презентовали онлайн-проект «Без шпор» – викторину в прямом эфире в Инстаграм-аккаунте ТВ ТГПУ, где активисты провели суммарно 25 прямых эфиров. Такой формат родился в разгар пандемии и самоизоляции. С его помощью организаторы оставались на связи со студентами вуза.

«Легко было, думаю, защищать проект, потому что мы его отыграли уже очень много раз, формат создан нами, апробирован был еще на карантине весной 2020 года в викторине «Вечерний Студь. Пока все дома». Это говорит о том, что у проекта есть реальные результаты, которые можно оценить и проанализировать», – отмечает активист ТВ ТГПУ Максим Гончаров.

Тур «Материал» включал в себя создание видеоролика, статьи или фоторепортажа на тему, случайным образом определенную для команды организаторами. На выполнение этого задания было отвечено всего  48 часов. Нашим ребятам досталась тема «Я – профессионал». Активисты решили представить на суд членам жюри свой видеоролик с набора в структуру «Поймай наш вайб».

Последнее испытание финала – «Собеседование», который впервые был введен в этом году. Лидер структуры встречался с членами жюри и отвечал на их вопросы. Для такой ответственной миссии команда выбрала Сергееву Елену. Эксперты хотели узнать, как организована работа в структуре, какие направления реализуются и как выбирается руководство по направлениям. 

«Нам немного не хватило времени, модераторам пришлось прерывать интервью, но члены жюри хотели пообщаться еще. После собеседования эксперты отметили, что у нас очень классная структура. В целом все прошло отлично. В любом случае для нас общение с другими участниками и с членами жюри оказалось очень приятным», – поделилась Елена.

Как отмечают активисты ТВ ТГПУ, участие в финале премии стало хорошим профессиональным испытанием, которое не только подарило массу полезных знаний и опыта, но и возможность познакомиться с интересными людьми, профессионалами в сфере медиа.

Подробнее

21 декабря 2021


Новости 1821 - 1840 из 8441
Начало | Пред. | 90 91 92 93 94 | След. | Конец