RSS

Лаборатория проектной и исследовательской деятельности ИРПО – для студентов и педагогов

В декабре в рамках работы Научно-исследовательской лаборатории проектной и исследовательской деятельности Института развития педагогического образования ТГПУ прошла серия мероприятий для студентов и специалистов педагогического профиля. 
 
Первым стала программа по включению студентов в практико-ориентированную деятельность по направлению работы лаборатории. Так, 37 студентов Института детства и артпедагогики ТГПУ приняли участие в Областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проведенной на базе экспериментальной площадки ТГПУ – МАОУ гимназия №29. Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных и многопрофильных секциях конференции, к которой готовились с сентября. Подготовку – ознакомление с основами проектной и исследовательской деятельности в школе – реализовали сотрудники лаборатории Н.А. Семёнова и А.В. Егорова. 

Кроме того, успешно прошла Вторая региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». В работе приняли участие более 70 человек – представители администрации образовательных учреждений (директора школы, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты.

В рамках конференции были открыты две секции: «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: ресурсы, технологии, перспективы» и «Организация исследовательской и проектной деятельности детей дошкольного возраста: опыт и перспективы». Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении, вопрос о создании проектно-творческой группы или ассоциации заинтересованных педагогов, которые могут представлять свой опыт или целую систему своей образовательной организации, стать наставниками для студентов, вести свои исследования.

Пленарное заседание и первая секция Вторая секция

Подробнее

21 декабря 2021

Дни молодежной науки на технолого-экономическом факультете с участием иностранных студентов томских вузов

В рамках XI Всероссийской с международным участием научно-практической веб-конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения» на ТЭФ прошли Дни молодежной науки. Целью мероприятий стала мотивация и вовлечение студентов факультета в активную научную и проектно-исследовательскую деятельность.

Подробнее

21 декабря 2021

Региональные, российские и мировые практики подготовки педагога СПО, включая профессионалитет: научный диалог в ТГПУ

В рамках программных мероприятий XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения», организованной ТГПУ совместно с Департаментом профессионального образования Томской области, состоялась работа онлайн-площадки «Генерация идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт)». Модератором секции выступила Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, курирующая реализацию образовательных программ вуза профессиональной направленности.
 
К работе секции подключились более 200 слушателей. Приглашенными спикерами выступали научные работники вузов, директора, методисты, педагоги СПО, учителя средних общеобразовательных школ из Томска, Калуги, Германии, США, Казахстана. Было обсуждено 10 докладов, концептуальной тематикой которых стали: опережающая подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования в рамках целевых проектов «Образование 2030»; иннопрактики профориентационной работы; современные технологии и эффективные практики профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики.
 
Проблемное поле профессионального образования в контексте ценностно-смысловой направленности и стратегических инициатив в своем видеодокладе осветила Савотина Наталья Анатольевна, академик МАНПО, профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Наталья Анатольевна акцентировала актуальность проблем профессионального образования разных регионов России: практически отсутствие педагогических кадров для работы с детьми ОВЗ; нехватка специалистов в отрослях экономики, по которым вузы и колледжи не ведут подготовку; неготовность профессионального образования экстренно удовлетворить спрос и одновременно обеспечить качество образования; неоправданно высокие сроки подготовки по некоторым рабочим профессиям и специальностям СПО; отсутствие педагогических навыков у мастеров производственного обучения и другие. По результатам аналитического исследования Натальи Анатольевны стратегическими ориентирами изменения ситуации должны стать центры карьеры при вузах и ссузах с ориентиром на нужды региона или компаний с государственным участием; существенная трансформация существующих центров занятости; ранняя профилизация в школе; развитие модели колледжей-заводов в рамках профессионалитета; переход к гибкому конструкту компетенций, востребованных работодателями, в том числе формирование надпрофессиональных навыков; готовность педагога к работе с разными категориями обучающихся, к классному руководству и вожатской деятельности; владение цифровыми технологиями; расширение форматов наставничества в рамках педагогической практики, включая постдипломное сопровождение молодого педагога. На примере Германии Наталья Анатольевна сделала акцент на ориентацию вузов в контексте научно-теоретического обучения, что составляет 70% по сравнению с практикой – 30%, а среди передовых технологий обучения главенствующую роль занимают цифровые технологии, STEM-образование, дуальное обучение.
 
«Проблемы общие для всей системы образования, найти пути решения мы должны все вместе. Качество профессионального образования, как бы мы ни старались его изменить, напрямую связано с качеством профессионализма педагога. Необходимо сохранить главенство академических функций преподавателя. Расширение функций «новых» экспертов подчеркивает важность усиления социального статуса преподавателя в образовательном процессе. Библиотекари, информационные менеджеры играют важную роль в доставке «продуктов» академической деятельности, но только преподаватель, специалист в определенной области научных знаний, способен дать оценку качества доставляемой информации, помочь сделать правильный выбор в пользу добротных научных знаний, а не научно-популярной и публицистической информации, на основании которой будет формироваться мышление студента, его ум и культура», – в заключении отметила Наталья Анатольевна.
 
Йоханнес Центнер, профессор, член совета директоров Института прогрессивных разработок в машиностроении, декан факультета инженерных наук, заведующий кафедрой конструирования Лейпцигского университета прикладных наук, на примере подготовки студентов машиностроительных направлений подтвердил значимость научно-ориентированного обучения при получении высшего образования в Германии. Срок двухуровневой подготовки составляет 5 лет, из них 6 семестров – бакалавриат, 4 семестра – магистратура. Конструкция образовательных программ бакалавриата включает реализацию четырех модулей с постепенным наращиванием компетенций из семестра в семестр по каждому модулю. В каждом модуле предусмотрена базовая часть дисциплин, вариативная часть дисциплин и часть дисциплин по выбору студента, формирующая надпрофессиональные компетенции. Обязательная базовая часть включает фундаментальную подготовку (базовые науки), цифровую подготовку (в т. ч. информатика, электроника, мехатроника, САПР, 3D-технологии и др.), фундаментальные технические науки (теоретическая механика, динамика, машиноведение и др.), инженерно-технологическую подготовку (детали машин, теорию машин и механизмов, конструирование и технологию изделий машиностроения). Конструкция магистерских программ в качестве базовой части, обязательной для изучения, включает 3-4 дисциплины, в том числе проектно-исследовательскую деятельность и численные методы обработки результатов. Часть вариативных дисциплин и курсов по выбору выбирается персонально каждым студентом, исходя из темы исследования. Помощь студентам при проектировании индивидуально направленных модулей оказывает менеджер образовательных программ. Теоретическая подготовка осуществляется в высоко-технологично оборудованных лабораториях университета. Практическая подготовка  ведётся на предприятиях в реальной среде.
 
 
В свою очередь, Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, отметила близкую схожесть европейской и российской модели в части конструктивных особенностей бакалаврской подготовки студентов, особенно при реализации технологических профилей профессиональной направленности. Между тем отличительной особенностью российской модели подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям), особенно для нового уровня «Профессионалитет», является не дуальный подход, а триальное взаимодействие вуза, СПО и предприятий отрасли.
 
«Сегодня для решения выпускниками педагогических вузов современных практических задач подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики необходимо создание условий, предусматривающих непосредственное участие студентов вуза как в реальной среде на базе организаций СПО, так и непосредственное их участие в реальных производственных условиях отраслевых предприятий. Создание таких условий возможно в рамках развития образовательно-производственных кластеров, включающих педагогические вузы как необходимое звено профессиональной «кузницы» педагогических кадров и являющихся частью системы кадрового обеспечения региональной экономики», – подвела итог Елена Владимировна.
 
В своем докладе Ягодкина Оксана Викторовна, начальник методического отдела Томского политехнический техникума, также акцентировала, что непрерывное повышение профессиональной компетентности преподавателей профессиональных образовательных организаций является одним из важных факторов реализации национального проекта «Образование». Особую роль Оксана Викторовна отводит постоянному совершенствованию и обновлению педагогических навыков на основе передовых технологий обучения, воспитания и развития обучающихся особенно в условиях инклюзивной экономики.
Никитина Елена Сергеевна, учитель начальных классов КГУ №34 г, г. Павлодар, Республика Казахстан, поделилась опытом внедрения интегральной технологии «StepbyStep» в образовательном процессе коммунального государственного учреждения и также отметила важность непрерывного наращивания профессиональных компетенций педагога для реализации успешных международных практик.
 
В продолжении темы о новой компетентностной модели педагога СПО в условиях экосистемных цифровых трансформаций выступили научные сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ Синогина Елена Станиславовна, заведующий кафедрой, Ахмеджанов Рафик Равильевич, профессор кафедры, и Федотов Андрей Сергеевич, доцент кафедры. Группа профессионалов задала целевые ориентиры формирования компетенций педагога в области безопасности жизнедеятельности с применением интерактивных средств. Елена Станиславовна сделала акцент на значимости навыков кибербезопасности, Рафик Равильевич отметил важность формирования навыков оказания первой помощи, Андрей Сергеевич акцентировал внимание на формировании навыков волонтерской помощи, подчеркивая значимость психологической коммуникации с разновозрастными группами, включая лиц с ОВЗ. В своем выступлении Елена Станиславовна презентовала новое содержание магистерской программы «Безопасность жизнедеятельности» с учетом обеспечения личной безопасности в условиях скулшутинга и профилактики кибербуллинга в молодежной среде.
 
Сафронова Анна Юрьевна, преподаватель физики, математики, астрономии Томского экономико-промышленного колледжа, уделила внимание созданию условий, способствующих формированию цифровых компетенций преподавателя СПО. Анна Юрьевна продемонстрировала фото-коллаж дизайна современной цифровой образовательной среды колледжа и подчеркнула важность цифровых навыков педагога СПО при профессиональной подготовке кадров для цифровой экономики.
 
Елисеев Владимир Анатольевич, директор Томского индустриального техникума, в констатировал, что образовательная среда колледжей и техникумов, в частности Томской области, сильно модернизировалась и требует технологическо-цифровой компетентности педагога СПО на уровне мировых стандартов Worldskills. 
 
«Современный педагог должен быть примером для обучающихся, а значит непрерывно самосовершенствоваться в плане личностного и профессионального развития, проявлять готовность работать интенсивно, самостоятельно осваивать новые компетенции, участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Современное оснащение инфраструктуры мастерских Техникума и разноплановые образовательные программы способствуют реализации программ ранней профориентации школьников и позволяют осуществлять не только плановый набор на бюджетные места, но и обеспечить конкурсный отбор лучших абитуриентов на платной основе. В связи с чем компетенции в области классного руководства, профориентационной деятельности также очень важны современному педагогу СПО», – подытожил Владимир Анатольевич.
 
Особую роль формирования научно-исследовательских и проектных навыков для личностного и профессионального развития будущего педагога в аспекте междисциплинарных исследований озвучили в своем докладе «Разработка структуры и принципов реализации магистерских программ» Куровский Василий Николаевич, профессор кафедры социальной педагогики, профессор кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ, в соавторстве с Михальцовой Любовью Филиповной, заведующим российско-американской научно-исследовательской лаборатории международного общества сравнительного изучения цивилизаций (ISCSC), г. Каламазо, штат Мичиган, США.
 
Подытожил работу секции видео-доклад «К новым высотам в общественно-исторических и педагогических науках» Алалыкина-Извекова Владимира Николаевича, вице-президента по координации научных исследований в Европе, России и Евразии международного общества сравнительного изучения цивилизаций (ISCSC), члена совета директоров ISCSC, старшего редактора научного рецензируемого журнала ComparativeCivilizationsReview (CCR), представителя фонда Питирима А. Сорокина, США. Главный акцент в развитии профессионального образования Владимир Николаевич сделал на кросс-культурную коммуникацию в условиях глобализации всех процессов новой социокультурной системы мира. Спикер отметил, что в 
стремительно меняющемся современном мире представители различных цивилизаций должны научиться понимать друг друга, а также общаться и сотрудничать гораздо более эффективно и оперативно, чем десяток лет тому назад. Образование было всегда одним из главных инструментов открытия новых горизонтов и улучшения понимания других, а в процессе – самих себя, поэтому очень важно идентифицировать, а также создавать новые научно обоснованные пути разрешения проблем стремительно глобализирующегося мира, включая проблемы глобального образования. Сегодня вузы России обладают совершенно уникальным потенциалом идей, теорий, специалистов, которые способны вывести мир на новый эконоосферный путь развития, предложить чрезвычайно эффективные и скоростные и в то же время гуманные и высоко индивидуализированные методы обучения.

Подробнее

20 декабря 2021

На площадках ТГПУ обсудили проблемы инклюзивной экономики и практики инклюзивного образования

На площадках ТГПУ обсудили проблемы инклюзивной экономики и практики инклюзивного образования
На онлайн-площадке технолого-экономического факультета ТГПУ прошла работа секции «Практики инклюзивного образования» в рамках программных мероприятий XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения», организованной ТГПУ совместно с Департаментом профессионального образования Томской области.
 
Модератором секции выступала Лойко Ольга Тимофеевна, доктор философских наук, профессор, профессор отделения социально-гуманитарных наук школы базовой инженерной подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор кафедры экономической теории ТГПУ.
 
К работе секции подключились более 190 человек из Томска, Северска, Санкт-Петербурга, Минска (Республика Беларусь). Было обсуждено 12 докладов научных работников вузов, педагогов, методистов и руководителей профессиональных образовательных организаций, учителей школ, работающих в сфере инклюзивного образования, представителей работодателей.
 
Началом обсуждения повестки секции послужил коллективный доклад Шабанова Льва Викторовича, профессора кафедры общей и прикладной психологии (Санкт-Петербургский ордена Г.К. Жукова, военный институт Национальной гвардии России, г. Санкт-Петербург), Марихина Сергея Васильевича, профессора кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) и Чванкина Вадима Аркадьевича, доцента кафедры криминалистических экспертиз следственно-экспертного факультета учреждения образования, «Академия Министерства внутренних дел» (г. Минск, Республика Беларусь). В ходе доклада исследователи обосновали тезис о том, что понятие «инклюзивная экономика» в мировой повестке образования 2030 является новой социальной парадигмой, в следствии чего отметили значимость формирования профессиональной идентичности студентов в зависимости от их способностей и коммуникативно-личностных качеств.
 
Формированием первичных профессиональных способностей должна стать общеобразовательная школа – акцентировали в докладе на тему «Доброшкола – территория, где зарождаются профессии обучающихся с ОВЗ» учителя технологии МБОУ ООШ №39 г. Томск Кудинова Елена Владимировна, Трегубов Руслан Владимирович и преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ, Самолюк Надежда Геннадьевна. Спикеры поделились опытом работы успешной реализации на протяжении ряда лет профориентационного проекта с «особыми» детьми, на площадке школы. 
 
«Именно трудовое обучение, ведущее к первичному освоению профессии, составляет основу становления успешной личности», – убеждена Кудинова Елена Владимировна.
 
Спецификой доклада Берсенева Максима Валерьевича, доцента кафедры истории и социальной работы Томского университета систем управления и радиоэлектроники, являлось сравнение практик инклюзивного образования в университетах Томска – ТГПУ и ТУСУРа. Основные идеи, высказанные доцентом М.В. Берсеневым, вызвали научный интерес у спикеров секции и желание присоединиться к совместным исследованиям с целью обмена результатами сравнительного изучения вузовских практик региона, России и мира в рамках инклюзивного образования.
 
Слободская Ольга Сергеевна, советник заместителя мэра Города Томска по социальной политике, магистрант ТГПУ, в своем выступлении, отметила особую роль тьюторского сопровождения студента в моменте его адаптации к профессиональной практической деятельности в условиях инклюзивной экономики.
 
Особый интерес вызвала плеяда докладов представителей Томского техникума социальных технологий – базовой региональной площадки инклюзивного профессионального образования, которые традиционно являются активными спикерами профильных научных конференций ТГПУ. Костюк Ксения Богдановна, заместитель директора по воспитательной работе, говорила о роли службы психолого-педагогического сопровождения в развитии инклюзивного профессионального образования. Фоминых Инна Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе, актуализировала роль наставничества как эффективного инструмента подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования. Инновационная мысль о роли наставничества была высказана Каричевой Региной Викторовной, преподавателем техникума: 
 
«В процессе адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования наиболее успешно наставничество реализуется в том случае, когда обучающийся и обучаемый являются личностями, имеющими опыт преодоления трудных жизненных ситуаций».
 
Масловская Ирина Валерьевна, мастер производственного обучения, сделала акцент на то, что студенты с особенностями развития имеют проблемы с включением в активную социальную деятельность. По ее убеждению, использование методики активного обучения при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями наиболее полно реализует поставленную проблему.
 
«Современный образовательный процесс невозможен без использования электронных учебных пособий как интерактивного средства для саморазвития профессиональных компетенций», – убедительно доказала в своем выступлении Подгорбунских Татьяна Михайловна, мастер производственного обучения Техникума социальных технологий.
 
Половков Дмитрий Иванович, преподаватель истории Техникума социальных технологий, поделился успешным опытом преподавания истории с использованием рабочих тетрадей, специально разработанных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
 
О частных методиках обучения английскому языку студентов с нарушением слуха рассказала Балабан Елена Георгиевна, преподаватель иностранного языка Техникума социальных технологий.
Оригинальную технологию обучения при реализации персонализированного подхода в инклюзивном образовании посредством визуализации текста на уроках литературы, русского языка и биологии представили учителя МАОУ гимназия №18 Чиркова Светлана Евгеньевна и Безрукова Ирина Андреевна. 
 
Завершая работу секции, Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики ТГПУ, с целью мультипликации лучшего опыта высказал следующие предложения: рассмотреть спикерам возможность совместного участия в проектировании вариативного модуля «Инклюзивная экономика» в рамках магистерских программ педагогической направленности; наладить механизмы взаимного сотрудничества для обобщения опыта научных исследований по изучению результативных российских и мировых практик инклюзивного многоуровневого образования; создать рабочую группу по разработке рекомендаций информативно-организационного сопровождения открытых мастер-классов по трансляции лучших практик инклюзивного образования в рамках профильных научно-практических событий вузов и колледжей.

Подробнее

20 декабря 2021

Патриотическое воспитание – на уровне: команда ТГПУ заняла призовое место в Военно-спортивной игре «Взвод»

В Томске завершилась городская Военно-спортивная игра «Взвод» среди команд школ, ссузов и вузов. Сборная ТГПУ показала высокие результаты на всех этапах и заняла второе место.

Команды участников прошли несколько сложных очных и онлайн-этапов. Первое испытание – интеллектуальный турнир «По стопам войны». Викторина содержала вопросы о событиях ВОВ. Затем студентам необходимо было показать свои силы в практическом соревновании – военно-спортивной игре «Учебный центр». Ребята демонстрировали навыки стрельбы из пневматической винтовки, а также соревновались в неполной разборке и сборке автомата АК-47. Третьим этапом стало онлайн-соревнование «Навык солдата»: участникам нужно было выполнить три тематических задания, снять исполнение на видео и выложить в социальные сети с хештегом «Взвод2021». Первое задание – строевая подготовка. Каждой команде необходимо было выполнить набор элементов: повороты на месте и в движении, воинское приветствие, строевой шаг с изменением темпа движения, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него. Второе – мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи. В своем видеоуроке студенты ТГПУ предлагали теоретическую основу ПМП, которая поможет спасти жизнь человеку. Третий ролик от команды ТГПУ – исполнение песни в строю с сохранением ритма строевого шага. Видео исполнения заданий этапа размещены в группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте» и в аккаунте вуза в Инстаграм. 

Финальным и одним из самых сложных испытаний за весь месяц, что длилась игра, был этап «Штурм». Ребят делили на заложников, которых захватили террористы, и бойцов-освободителей. Участникам пришлось бороться за своих товарищей с ветеранами спецназа, которые точно стали сильными врагами.

«Наша основная задача – научить детей действовать в стрессовой ситуации. В каждое испытание закладывается педагогическая часть, где ребята получают позитивный выхлоп», – отмечает организатор игры «Взвод».

Подготовка к этому этапу была особенно усердной: члены Томской региональной спортивно-патриотической общественной  организации «Сыны Отечества» провели для наших ребят мастер-классы о том, как правильно заходить в здание, как обезвредить врага. Также урок для всех команд провели и организаторы «Взвода», чтобы познакомить с оборудованием, с которым предстояло работать. Вооружившись штурмовым щитом и пейнтбольным набором, студенты ТГПУ освободили членов своей команды, показав завидную скорость.

«Этап «Штурм» прошел, на мой взгляд, хорошо, потому что мы как минимум получили заряд положительных эмоций. Ничего не ожидали и не загадывали, просто усердно готовились к финальной игре. У нас был мастер-класс, на котором нас многому научили, так как опыта в подобном было немного. Я примерно понимал тактику боя, но только этого было мало для успешного прохождения испытания. Кстати, один из выступавших против нас в роли террориста отметил, что наша команда двигалась максимально технично и правильно. Думаю, уроки и тренировки даром не прошли», – уверен Станислав Мешков, капитан команды ТГПУ.

По итогам всех испытаний сборная ТГПУ заняла второе место среди организаций высшего образования Томска, уступив только команде ТГУ. Однако студенты нашего университета уверены: главное, что они получили новые знания, которые точно пригодятся в жизни.

Подробнее

20 декабря 2021

Новый опыт со всей страны: ТГПУ на Всероссийском форуме педвузов

На базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета прошел Всероссийский студенческий форум педагогических вузов – 2021. Студенты ТГПУ вошли в число более тысячи участников из 32 педагогических университетов России.

С приветственным словом на открытии онлайн-форума перед участниками выступил Вадим Николаевич Дудин, заместитель председателя общероссийского профсоюза образования:

«ВГСПУ уже не первый год проводит этот форум. Конечно, очень приятно, что подобное мероприятие вызывает такой отклик и интерес как со стороны студентов, так и со стороны профессорско-преподавательского состава. Форум становится уникальной площадкой для общения и обмена опытом, обсуждения проблем педагогического образования, развития студенческого самоуправления»

После официального открытия форума прошли презентации масштабных всероссийских молодежных проектов: конкурсов «ТопБЛОГ», «Флагманы образования. Студенты», «Твой ход», арт-кластера «Таврида». Руководители и представители проектов знакомили слушателей с правилами подачи заявок на конкурсы, сроками проведения и спецификой профессиональных состязаний.

Работа форума была организована на нескольких тематических площадках: «Лидеры мнений», «Волонтеры Победы», «СКС Профсоюза», «Молодые педагоги», «РСО», «Русский язык», «АССК России». В рамках каждого образовательный день был насыщен различными воркшопами, мастер-классами, встречами и дискуссиями.

Сначала прошли установочные конференции, на которых участники получили краткие анонсы того, что будет содержать образовательный день.

На площадке «Лидеры мнений» участники посещали мастер-классы и лекции о медиапространстве и инструментах взаимодействия в нем с людьми. Например, на лекции «Инстаграм. Быстрый старт», который провела Беспалова Мария Викторовна, SMM-эксперт отдела сопровождения проектов по развитию педагогических вузов ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», слушатели познакомились с основами ведения Инстаграм, показателями использования социальных сетей в России, методами продвижения и оценкой конкурентоспособности в информационном пространстве. Приятным бонусом для участников стала консультация специалиста об оформлении и содержании личных блогов. С помощью примеров спикера они смогли проанализировать свои аккаунты и сделать их более актуальными.

На тренинге «Я то, что я смотрю. Формирование смыслов через медиаконтент» от Сидоренко Михаила Германовича, руководителя  «7-ой мастерской» Института журналистики, коммуникации и медиаобразования, студенты углубились в специфику создания видеоконтента, познакомились с основами его формирования, обсудили содержание, эмоциональный окрас и информативность новостных сводок.

На волонтерском направлении также прошли интересные встречи: Осокина Лидия Андреевна, руководитель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», презентовала деятельность движения. Спикер рассказала о его истоках, ценностях и миссии, а также о планах развития добровольчества в России. Одним из эффективных инструментов, которым пользуются Волонтеры Победы для знакомства населения с темой, является истерический квест. О том, как создавать такие мероприятия, ребята обсудили с Лидией Андреевной на практической встрече.

Для представителей профсоюзного движения образовательный блок начался с лекции о специфике стипендиального обеспечения педагогических вузов. О профессиональной занятости говорили участники направления «Молодые педагоги».

«Задача площадки «Молодые педагоги» – это сформировать представление о том, что существует система сопровождения и поддержки молодых учителей. Наша главная задача – превратить проблему дефицита педагогических кадров в задачу», – отметила Кочергина Лариса Львовна, председатель Волгоградской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Участники с экспертами обсуждали вопросы трудоустройства молодых педагогов и помощи в их деятельности со стороны наставников и старших коллег, а также вопрос о создании единой федеральной системы научно-методического сопровождения будущих учителей, которая позволит облегчить период адаптации.

«В первый день нам рассказывали о том, какие мероприятия и проекты проходят сегодня, где каждый студент, в том числе и студент педагогического вуза, может поучаствовать, тем самым реализовав свой потенциал как профессионала и личности Например, «Твой ход», «Флагманы образования», «ТопБлог» и другие», – делится Татьяна Першина, студентка ТГПУ.

Самое крупное молодежное движение страны «Российские студенческие отряды» также было организовано в отдельное направление на форуме. Студенты обсуждали актуальные направления РСО, например, трудовые отряды подростков, а также возможные форматы их организации.

На мастер-классе «Использование современных технологий в работе вожатого/педагога» от Зубко Алексея Дмитриевича, директора АНО ДПО «РСО-ОБРАЗОВАНИЕ», бойцы узнали о различных программах и сайтах, которые помогут будущим и практикующим вожатым и педагогам заинтересовать детей на совместную деятельность. Среди таких эксперт назвал программы «figma», «miro», «кахут» и другие.

«Особенно запомнился мастер-класс по конфликтологии, потому что это очень важная часть деятельности вожатого. Мы узнали о том, почему важно не переступать личные границы ребенка, как создать идеальный микроклимат внутри детского коллектива и сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Это важно в первую очередь для педагогов, так как от психологического состояния ребенка зависит эффективность процесса обучения и воспитания», – говорит Татьяна Чащина, студентка ТГПУ. 

Актуальные проблемы родного языка студенты-филологи обсуждали на площадке «Русский язык». Для участников прошел круглый стол «Новые направления междисциплинарных исследований с русским языковым компонентом».

Кроме того, студенты посетили лекцию доктора филологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Мокиенко Валерия Михайловича по теме «Русский язык коронавирусной эпохи: лексикология и лексикография». Спикер представил результаты проведенных исследований, а именно составленный словарь коронавирусной эпохи более чем на 600 страниц, куда вошли слова и выражения, появившиеся в современных реалиях.

В ходе образовательного блока направления Ассоциации студенческих спортивных клубов были определены перспективы развития ССК на следующий год. Участники совместно со спикерами и экспертами площадки разработали проект организации выездной образовательной программы «Спортивное наставничество» для повышения качества знаний и навыков активистов студенческих спортивных клубов педагогических вузов, а также обсудили проведение благотворительного забега «Движение вперед: России!», с целью привлечения студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для наших студентов три дня на всероссийском форуме стали продуктивными и эффективными: теперь ребята готовы применить весь полученный опыт в стенах родного Томского Педагогического.

Подробнее

20 декабря 2021

Знать об онкологии, не бояться, быть рядом: проект сотрудника ТГПУ – в топ-10 по оценке экспертов федерального конкурса «Гражданская инициатива»

В театре «Новая Опера» имени Е.В. Колобова» (г. Москва) состоялась торжественная церемония награждения участников Национальной премии «Гражданская инициатива». По итогам 2020-2021 года проект «Розовая лента», руководителем которого выступает Татьяна Дмитриевна Подкладова, программный директор АНО Ресурсный центр «Согласие», сотрудник Научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала ТГПУ, вошел в топ-10 лучших и стал номинантом федерального конкурса.

Проект «Розовая лента» направлен на повышение качества жизни женщин с раком молочной железы (РМЖ), находящихся в процессе лечения или в процессе восстановления, а также профилактику онкологических заболеваний.

«С 2016 года АНО Ресурсный центр «Согласие» осуществляет поддержку и реабилитацию женщин в период и после лечения рака молочной железы (РМЖ) в Томской области, – говорит Татьяна Дмитриевна. – Основные направления проекта: физическая, социально-психологическая реабилитация и поддержка женщин, просветительская деятельность в области онкопрофилактики и ЗОЖ, создание и развитие помогающих сообществ, развитие сотрудничества между пациентским и медицинским сообществами».

В настоящий момент сообщество проекта «Розовая лента» объединяет более 1200 человек. 250 женщин от 30 до 80 лет с диагнозом РМЖ получили и получают помощь на регулярной основе. В мероприятиях проекта периодически участвуют женщины из других регионов, проходящие лечение в Томске.

В 2020 году проект стал победителем регионального этапа VIII конкурса гражданских инициатив, нацеленных на повышение качества общественной жизни в России, в номинации «Сохрани жизнь». В 2021 году в ходе награждения участников Национальной премии «Гражданская инициатива» программа поддержки женщин (номинант конкурса) была высоко оценена федеральными экспертами и вошла в десятку лучших проектов страны за год.

Председателем большого жюри Премии выступил Алексей Кудрин, руководитель Счетной палаты РФ:

«За восемь лет существования конкурса в нем приняли участие сотни инициатив со всей страны. Из этих капель – символа региональных этапов Премии – и складывается море добрых дел».

Работа проекта «Розовая лента» осуществляется на средства Фонда президентских грантов, а также за счет поддержки волонтеров и благотворителей. Общая сумма привлеченных АНО РЦ «Согласие» средств на решение данных задач за четыре года составила 8,3 млн. рублей. К сотрудничеству в рамках проекта приглашаются желающие как студенты, так и профессионалы (волонтерская помощь в ходе пациентских школ, занятий и другая поддержка). Узнать больше о проекте можно в группе «Розовая лента» в социальной сети «ВКонтакте». Связаться с организаторами и стать частью инициативной команды:

• e-mail: soglasie-tomsk@mail.ru (с пометкой «Розовая лента»);
• телефон: +7 (952) 162-32-38.

Подробнее

20 декабря 2021

Инновационные идеи – российскому образованию: в ТГПУ наградили победителей конкурса «Идеи для Новой школы»

В ТГПУ наградили победителей Общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы».

В пятницу, 17 декабря, состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров Общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы», который проходил в ТГПУ при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

На конкурс поступила 101 работа от 442 обучающихся вузов по педагогическим направлениям подготовки. По условиям в конкурсе принимали участие команды из 5 участников во главе с лидером. Командное участие позволило усилить мягкие навыки обучающихся, в частности коммуникативность, умение работать в команде. В конкурсе приняли участие обучающиеся из 28 университетов из 25 субъектов Российской Федерации. 78 преподавателей вузов выступили наставниками команд-участниц. 

В состав жюри вошли 13 преподавателей вузов из шести регионов Российской Федерации. В конкурсе «Идеи для Новой школы» применялась тройная слепая экспертиза присланных работ. Это означает, что каждую работу оценивали три эксперта. Проверяющий не видел заявок участников, где прописаны фамилии студентов, и наименование вуза, а значит экспертиза была абсолютно объективной. Экспертам были предоставлены для оценивания только описания конкурсных работ.

Больше всего работ было представлено в номинации «Образовательные мероприятия во внеурочной и досуговой деятельности»: эксперты получили порядка 44 заявок. Меньше всего конкурсных работ было в номинации «Образовательные стартапы». Как отмечают эксперты, эта номинация была одной из самых сложных, поскольку требовала не только педагогического базиса, но и навыков бизнес-аналитики.

Задача огласить список победителей в предметной области «Естественные науки» (биология, химия, экология, география) выпала Фатееву Александру Владимировичу, кандидату химических наук, декану биолого-химического факультета ТГПУ:

«Хотелось бы поблагодарить участников и их наставников за истинное наслаждение от оценки их конкурсных работ. Когда места распределились, было очень жаль, что многие из работ, близких по уровню исполнения, не попали в призы, поскольку призовой фонд был ограничен, экспертам предстояло выбрать действительно лучших».

Диплом II степени забрал Образовательный проект «ЭКОдетки» от команды Московского педагогического государственного университета и Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

В номинации «Образовательные мероприятия во внеурочной и досуговой деятельности» диплом II степени получил проект «Чело-лего – собери и ты своего человека», подготовленный командой Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Также этот университет отличился и дипломом III степени в этой номинации с образовательным мероприятием «Интерактивные экологические олимпиады для младших школьников как ресурс эффективной внеурочной деятельности в условиях смешанного обучения». «Квест БИО-ЛОГика» из Нижнетагильского государственного социально-педагогического института также завоевал диплом III степени.

В номинации «Образовательные курсы в дополнительном образовании» диплом III степени завоевал проект «Вселенная здоровья» от НГПУ. А команда студентов ТГПУ получила диплом I степени в номинации «Образовательные курсы во внеурочной и досуговой деятельности» с проектом «Путешествие по бескрайним просторам нашей Земли по мотивам игры Minecraft». Команда Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского представила на конкурс проект «Академия Health literacy (основы медицинской грамотности – образовательная программа игровой модели тематической лагерной смены)», который удостоился диплома III степени.

В предметных областях математика и естественные науки (физика, астрономия) результаты конкурса представил Червонный Михаил Александрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры развития физического образования ФМФ, директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования.

В номинации «Образовательные мероприятия в дополнительном образовании» диплом III степени получил проект «Планеты солнечной системы», созданный в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В.М. Шукшина.

Дипломом I степени в номинации «Образовательные мероприятия во внеурочной и досуговой деятельности» эксперты наградили проект Уральского государственного педагогического университета «Destroy-экспериментариум или «Вижу, но не верю, а давай проверю!». Такой же награды удостоилось образовательное мероприятие «Виртуальная экскурсия «Удивительные путешествия с выдающимися российскими математиками» Оренбургского государственного педагогического университета.

Романова Людмила Анатольевна, и.о. начальника Отдела непрерывного дополнительного образования Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина, федеральный эксперт в сфере дополнительного образования, подвела итоги в предметных областях «Компьютерные науки» и «Техническое творчество».

В номинации «Образовательные мероприятия в дополнительном образовании» диплом I степени – у проекта «Мобильная школа 3D-моделирования», который подготовила команда Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. В качестве лучшего образовательного мероприятия во внеурочной и досуговой деятельности члены жюри выбрали «Интерактивный фестиваль информационной безопасности» Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. В этой же номинации диплом II степени получил проект студентов ТГПУ «Умная школа».

Лучшим образовательным курсом в дополнительном образовании был назван проект «KidFilm production» – кинопроизводство от идеи до реализации», который разработали студенты ТГПУ.

В номинации «Образовательные курсы во внеурочной и досуговой деятельности» члены жюри выделили Телекоммуникационный проект «Один день из нашей жизни» Омского государственного педагогического университета, который получил диплом II степени.

В двух номинациях по образовательным стартапам итоги подвела Сошенко Инесса Игоревна, кандидат педагогических наук, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ:

«Мне выпала честь огласить результаты в самой сложной номинации конкурса. Были представлены и рассмотрены идеи минимально жизнеспособных продуктов и планов по их развитию. В большинстве своем были представлены проекты для детей младшего школьного и дошкольного возраста».

В номинации «Образовательные стартапы в дополнительном образовании» диплом III степени завоевал стартап «Robolab – школа ранней профориентации» Сургутского государственного педагогического университета.

Диплом II степени в номинации «Образовательные стартапы во внеурочной и досуговой деятельности» получил проект «Эрудит-географ» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

«Студенты проявили свое творчество, получили бесценный опыт участия в конкурсных мероприятиях. Уверен, что эти идеи найдут свое практическое применение в системе общего и дополнительного образования. Я лично взял себе на вооружение несколько таких замечательных идей и постараюсь реализовать их в своей работе», – прокомментировал Семенов Александр Алексеевич, доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой биологии, экологии и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета, эксперт конкурса «Идеи для Новой школы».

Теперь с победителями свяжется оргкомитет конкурса и отправит призы каждому члену команды индивидуально. Также всем участникам конкурса отправят сертификаты участников и благодарственные письма для наставников команд.

Подробнее

18 декабря 2021

Сохранение культуры и языков коренных народов Сибири: интервью экспертов ТГПУ

В преддверии Декады языков коренных народов (2022-2032 гг.) зам. директора Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, кандидат филологических наук Валерия Михайловна Лемская и зав. кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ, кандидат филологических наук Елена Александровна Крюкова ответили на вопросы ведущих программы «Однажды утром» (телеканал «Томское время»).

В интервью экспертов Томского Педагогического – о представителях коренных малочисленных народов Сибири, проживающих на территории Томской области, и их исчезающих языках.

Подробнее

18 декабря 2021

Проект ученых-физиков ТГПУ поддержан Российским научным фондом

Российский научный фонд подвел итоги конкурса малых отдельных научных групп. По результатам экспертной оценки поддержку получили 1822 проекта. Среди них проект Центра математической и компьютерной физики ТГПУ «Классификация и применение в космологии и астрофизике моделей пространства-времени, допускающих интегрирование уравнений девиации геодезических в гравитационно-волновых пространствах Шаповалова».

На конкурс поступило более девяти тысяч заявок из 81 региона России. 1822 поддержанных РНФ разработок получат в 2022 году финансирование Фонда в общей сумме более 2,7 миллиарда рублей.

Руководителем проекта ТГПУ «Классификация и применение в космологии и астрофизике моделей пространства-времени, допускающих интегрирование уравнений девиации геодезических в гравитационно-волновых пространствах Шаповалова» выступает профессор, доктор физико-математических наук Константин Евгеньевич Осетрин. Проект направлен на получение и применение в гравитации и космологии классификации моделей пространства-времени, допускающих аналитическое интегрирование уравнений девиации геодезических в поле гравитационных волн в пространствах Шаповалова – волно-подобных моделях пространства-времени, допускающих разделение переменных в уравнении Гамильтона-Якоби пробных частиц с отделением волновых (изотропных) переменных.

«Актуальность проекта связана с рядом недавних прорывных достижений в космологии и астрофизике и, в том числе, успешной экспериментальной регистрацией гравитационных волн и возникновением нового направления научных исследований – гравитационно-волновой астрономии, – говорит автор в аннотации проекта. – В настоящее время реализуется и проектируется ряд международных научных мега-проектов по регистрации гравитационных волн (США, Италия, Япония, Индия, Австралия) и развитию гравитационно-волновой астрономии, как нового источника информации о Вселенной и ее объектах».

В рамках проекта ожидается разработка и применение нового математического метода интегрирования уравнений девиации геодезических в волно-подобных моделях пространства-времени. Предполагается получение и применение полной классификации моделей пространства-времени, допускающих полные наборы интегралов движения уравнения Гамильтона-Якоби пробных частиц с получением аналитических общих решений уравнений девиации геодезических.

Подробнее о грантовом проекте «Классификация и применение в космологии и астрофизике моделей пространства-времени, допускающих интегрирование уравнений девиации геодезических в гравитационно-волновых пространствах Шаповалова», фундаментальных исследованиях физиков-теоретиков Томского Педагогического и молодежной науке – в интервью руководителя Константина Евгеньевича Осетрина.

Подробнее

17 декабря 2021

ТГПУ и МГОУ: вопросы сотрудничества

В рамках деловой поездки состоялся визит преподавателя кафедры экономической теории ТЭФ ТГПУ Ольги Владиславовны Санфировой в Московский государственный областной университет для обмена опытом и обсуждения вопросов сотрудничества.

Подробнее

17 декабря 2021

Участие ТЭФ в международной выставке InterCHARM 2021 в CROCOUS CITY HALL

Доцент кафедры экономической теории технолого-экономического факультета ТГПУ Ольга Владиславовна Санфирова по приглашению организаторов посетила международную выставку InterCHARM 2021 в Crocus City Hall (Москва). В выставке участвовали более 500 компаний из различных стран мира, которые представили технологии бьюти-индустрий и личного бренда.

Специалист факультета отмечает, что экономика − это мода, которая имеет отношение к концепциям, идеям, стилю, ко всему, что происходит вокруг, на что может быть направлена наша творческая активность и личная инициатива, чтобы личностный маршрут был максимально безопасным и полезным для социума.

С учетом современных трендов экономических преобразований на ТЭФ ТГПУ ежегодно актуализируются и разрабатываются новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры, максимально сконструированные в контексте интеграции педагогического, экономического и технологического знания. Для эффективного воздействия и стимулирования мотивации к высоко результативному обучению студентов преподаватели факультета регулярно наращивают не только профессиональные, но и надпрофессиональные компетенции, в том числе участвуя в событийных мероприятиях разного уровня и направленности.

Так, преподавателем ТЭФ О.В. Санфировой при поддержке зав. кафедрой экономической теории А.И. Копытовой и декана ТЭФ Е.В. Колесниковой была совершена поездка на основе полученного приглашения на международную выставку InterCHARM 2021 (Москва).

s17 03 2Личный бренд – это визитная карточка, которая активизируется не только в индустрии моды и красоты, это визуализация той ценности, которую культивировал в себе субъект. Термин «личный бренд» все чаще слышится в педагогической сфере. Это синоним личной уникальности, личной значимости и ценности на рынке труда. Он помогает понять еще и самого себя, раскрыть свою энергетику посредством многочисленных приемов: символов, смыслов, ценностей, форм и цветовой тематической палитры.

В цифровых реалиях необходима такая технология продвижения самого себя, которая бы была понятна и в виртуальном пространстве. Задуматься о личном бренде, выразить свою индивидуальность, продемонстрировать свои компетенции и начать зарабатывать на своем имени и педагогическом мастерстве – тенденция, которая требует внимания. Уметь создавать лайфхаки в любом тематическом модуле, раскрывать серьезные информационные контентны неформально и инновационно, говорить на том языке, на котором общается поколение Z, – задачи, которые важны для современных педагогов. В рамках такого подхода важно быть в курсе мировых трендов, технологий, инноваций, постоянно накапливать «насмотренность», подпитываясь информацией из любой сферы.

«Данная выставка − это иллюстрация слияния цивилизаций востока и запада в глобальном рыночном пространстве, где важно реализовать свою творческую предпринимательскую идею, используя все возможные средства выражения», − говорит О.В. Санфирова.

Специалист ТГПУ отмечает, что наиболее интересной для ТЭФ была аналитическая бизнес-конференция: как вернуть покупателей в офлайн, как соответствовать повышенным требованиям потребителей, какие изменения появились в законодательстве в 2021 году, вопросы продвижения с минимальным бюджетом (например, как стать узнаваемым) и другие. Получить такую информационную поддержку, которая раскрывает экономическую предпринимательскую реальность, хорошая и полезная возможность для профильного педагога.

Подробнее

17 декабря 2021

Ученики ФМФ Центра ТГПУ покоряют олимпиадные пьедесталы

Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ 11 лет работает в области олимпиадной подготовки учащихся Томской области. Воспитанники Центра регулярно демонстрируют высокий уровень знаний и входят в лидеры олимпиад от городского до международного уровня.

Подробнее

17 декабря 2021

Студенты ТГПУ участвуют в финале Всероссийского конкурса «Лига вожатых»

Сегодня, 17 декабря, в Москве стартовали испытания финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых». ТГПУ на конкурсе представляют студенты Курлыпо Анастасия (БХФ) и Ильяшенко Екатерина (ИДиА).

Подробнее

17 декабря 2021

Всероссийская с международным участием конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» открылась в ТГПУ

16 декабря 2021 года на базе технолого-экономического факультета Томского государственного педагогического университета начала работу XI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения».

Обсуждение актуальных вопросов профессионального образования организовано с целью обмена опытом, поиска новых продуктивных способов консолидации потенциала научно-педагогического и бизнес-сообществ на пути к ключевым установкам развития профессионального образования – 2030 (региональный, российский и мировой опыт). В течение двух дней работы в нем примут участие специалисты из России (Братск, Калуга, Кемерово, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Северск, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ) и зарубежья (США, Германия, Япония, Китай, Индия, Колумбия, Индонезия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан).

Конференция открылась пленарным заседанием, модератором которого выступила Елена Владимировна Колесникова, кандидат биологических наук, доцент, декан технолого-экономического факультета ТГПУ. Спикер обозначила тему первой встречи – «Развитие сетевого взаимодействия и кластерной политики в контексте преобразования СПО, включая его региональные сценарии».

Первым приветствовал участников ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, который выделил два основополагающих аспекта научного события:

«Важно, что конференция проводится в стенах Педагогического университета, так как именно роль высшего учебного заведения – выступать концентратором, собирателем экосистемности: здесь сегодня присутствуют представители всех уровней образования и даже работодатели, – отметил глава вуза. – Второе, не менее важное, – это разговор о профессиональном образовании, понимание ценности которого у молодежи растет, как и понимание необходимости непрерывности образовательного процесса, так как невозможно, единожды получив образование, оставаться востребованным».

Андрей Николаевич отметил, что в процессе постоянных изменений условий труда, возможностей, технологий, инструментов именно профессиональное образование становится драйвером экономики.

В напутственном слове к докладчикам Ирина Сергеевна Багдасарьян, проректор по образовательной деятельности ТГПУ, отметила, что более 200 присутствующих на конференции участников подтверждает важность реализованного Томским государственным педагогическим университетом научного диалога. Проректор сделала акцент на том, что сегодня, в условиях постоянных перемен, требования к компетенциям выпускника изменяются и становятся все более актуальными к процессам цифровизации деятельности. Сегодня выпускник университета весьма самостоятелен, активен, и мы находимся в ситуации, когда не только рынок труда предъявляет свои требования к нему, но и наоборот, выпускник имеет свое мнение о том, где и с каким руководителем он хотел бы работать.

Ивонина Елена Владимировна, представитель Департамента профессионального образования Томской области, приветствовала присутствующих от имени начальника Департамента Калинюка Юрия Владимировича:

«Вопросы подготовки педагогических кадров актуальны как в контексте реализации национального проекта «Образование», так и в контексте тех мер, которые принимает сегодня Министерство просвещения России, в том числе в выстраивании системы повышения педагогического мастерства. В Томской области для развития задач кадрового потенциала складывается хорошая практика взаимодействия между органами исполнительной власти – Департамент общего образования, Департамент профессионального образования Томской области – и Томским государственным педагогическим университетом».

Елена Владимировна отметила, что такое взаимодействие позволяет не только оперативно решать текущие задачи по подготовке педагогических кадров и повышению их мастерства, но и настраивать систему образования региона на решение стратегических задач. Для этого подписана программа взаимодействия, которая работает на создание единого образовательного пространства региона, на реализацию кластерной политики в сфере образования и на объединение ресурсов для обеспечение качественной подготовки педагогических кадров.

На пленарном заседании были заслушаны первые доклады специалистов из России, Казахстана и Японии. Лариса Германовна Смышляева, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ, подняла тему «Образовательно-отраслевой кластер как пространство профессионального развития педагогических кадров СПО региона».

Основной акцент выступления Ларисы Германовны был направлен на преподавателя СПО как субъекта взаимодействия образовательно-отраслевых кластеров, новые черты его профессиональной идентичности, новые функции:

«На уровне фокус-групп, в состав которых входили и преподаватели нашего университета, и руководство и преподаватели системы профессионального образования, и представители Большого томского университета, были определены изменения функционала преподавателя тогда, когда он становится субъектом образовательно-отраслевого кластера. Функционал преподавателя преобразовывается в плане дизайна профессионально-образовательной коммуникации, планирования, когда он начинает проектировать содержание образовательных программ, начинает простраивать содержание преподаваемой дисциплины, начинают меняться подходы к проектированию деятельностных моментов практик, меняются форматы профориентации, возникает необходимость работать в кластере так, чтобы можно было решать задачи инклюзивной экономики».

В процессе изменений преподаватель оказывается в ситуации оценки собственных компетенций и анализа того, какие профессиональные навыки и умения необходимо дополнительно проработать. В помощь преподавателям образовательные организации региона, в том числе Томский государственный педагогический университет, реализовали программы курсов повышения квалификации, например, «СПО как ресурс развития человеческого потенциала региона: кластерная политика», «Педагогическая деятельность преподавателя СПО в системе ООК» и другие.

Рассуждение о необходимости дополнительной работы над повышением навыков продолжил Михеев Василий Владимирович, учитель в MEES International School (Токио, Япония), магистр ФПСО ТГПУ, поднимая вопрос о компетенциях выпускника российского вуза для обеспечения профессиональной мобильности на международном уровне.

«Говоря о профессиональной мобильности, стоит отметить, что ключом успеха является особое сочетание мягких навыков и метакомпетенций. Ядро компетенций профессиональной мобильности составят способность к быстрой адаптации, приспособление к новым условиям, готовность к непрерывному образованию и переносу имеющихся знаний на новые объекты и явления, коммуникация, способность решать конфликты, умение убеждать и работать в команде. Отдельно важны профессиональные навыки и знание иностранных языков».

Для прокачки компетенций Василий Владимирович порекомендовал активно пользоваться ресурсами для образования, например, Coursera, платформой МГПУ «Софт-завод», Aiesec, European Solidarity Corps. Отвечая на вопросы слушателей о повышении уровня говорения на иностранным языке, спикер рекомендовал по возможности больше путешествовать или общаться на платформах с носителями изучаемого языка.

В докладе «Кластерный подход к решению вопросов трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томской области» Гудожникова Ольга Борисовна, директор ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий», рассказала о проекте создания социального кластера по вопросам образования и трудоустройства лиц с инвалидностью.

«Проект призван объединять программы, направленные на достижение общей цели, – повышение доступности образования, уровня трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области».

Ольга Борисовна акцентировала внимание коллег на цифрах: из 10 500 работоспособных инвалидов в Томской области имеют рабочие места только 2 500 человек. Для увеличения данного показателя инициаторы проекта налаживают сотрудничество параллельно с работодателями, партнерами и лицами с ОВЗ, планирующими выход на работу. При этом создана модель профориентации и трудоустройства инвалидов в системе СПО, которая включает четыре этапа: ранняя профориентация, оказание индивидуальной профессионально-ориентированной услуги, профориентация при получении профессии и сопровождаемое трудоустройство.

Работа в ключе инклюзивного образования активно ведется на факультете психологии и специального образования ТГПУ. В ходе выступления спикера была озвучена идея реализации магистратуры по инклюзивной экономике, которую поддержали сотрудники ТЭФ, выразив желание открыть на факультете площадку для развития инклюзивной экономики и способствовать получению обучающимися с инвалидностью профессиональных навыков на высоком уровне.

Специалист из Казахстана Рахымбеков Айтбай Жапарович, ассоциированный профессор кафедры агрономии и технических дисциплин, Жетысуский университет им. И. Жансугурова, рассказал о работе системы «школа – колледж – вуз».

«Вопросу профориентации у нас уделяется первоочередное внимание: мы открыли специальные кафедры в 18 школах нашего города, два раза в неделю представители нашего вуза участвуют в практических, теоретических занятиях выпускных классов. В районах образованы специальные профориентационные центры, откуда организуются регулярные видеовещания, непрерывные консультации. При университете также существует колледж, который занимается набором абитуриентов по 22 специальностям, в том числе и по профессиональному обучению».

Завершилось пленарное заседание выступлением модератора, декана ТЭФ ТГПУ Елены Владимировны Колесниковой с докладом «Вузовская подготовка педагога нового уровня «Профессионалитет» под запросы региона». Спикер уделила внимание перспективам реализации федерального проекта «Профессионалитет», в экспертную оценку которого входили представители ТГПУ. Проект потребует реструктуризации системы профессионального образования, включающей создание образовательно-производственных центров. Работодатель станет не только заказчиком, но и непосредственным участников подготовки профессиональных кадров. Отраслевые партнеры станут инвесторами для создания новых мастерских на базе колледжей.

Ключевым звеном реализации проекта является введение новой квалификации – мастер-педагог, который должен обладать как общепедагогическими, цифровыми, так и производственными навыками. С целью подготовки педагогов для нового уровня «Профессионалитет» ТГПУ предлагает ряд образовательных программ в рамках магистратуры, бакалавриата и дополнительных образовательных программ повышения квалификации – управление в сфере образования; управление человеческими ресурсами; практическая психология и консультирование в образовании; профориентация и карьерное консультирование; проектирование воспитательного пространства детства и другие.

Работа конференции продолжится в течение двух дней и будет вестись в рамках тематических секционных заседаний, на которых участники обсудят генерацию идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт), практики инклюзивного образования, проектно-исследовательскую деятельность молодых талантов. Ссылки на подключение к секциям в качестве слушателей размещены в программе конференции.

Подробнее

16 декабря 2021

Новости Минпросвещения РФ: Министерство просвещения при поддержке педагогического сообщества разработает единые подходы к формированию зарплат учителей

Выработка новых единообразных подходов к формированию заработных плат в системе образования и снижение отчетной нагрузки на учителей стали самыми обсуждаемыми вопросами на очередном заседании Всероссийского экспертного педагогического совета (ВЭПС), созданного при Министерстве просвещения Российской Федерации, под председательством Министра просвещения Сергея Кравцова.

Подводя итоги уходящего года, Сергей Кравцов поблагодарил членов ВЭПС за проделанную работу и призвал их и дальше быть максимально активными в своих регионах, не бояться высказывать свои предложения, общаться с коллегами и делиться с Министерством проблемами, которые волнуют всех.

«Нам важна обратная связь, объективная информация, и мы будем и дальше приглашать членов ВЭПС на всероссийские мероприятия, организовывать очные встречи с ними в ходе поездок в регионы. Ещё раз хочу подчеркнуть, что профессия учителя – самая нужная, самая важная, самая ответственная и именно от неё зависит будущее всей страны», – резюмировал он.

Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милёхин рассказал об основных итогах мониторинга формирования заработных плат в разных субъектах Российской Федерации.

Андрей Милёхин представил ключевые предложения по выработке единых подходов к формированию заработных плат педагогов, что позволит усовершенствовать систему оплаты труда. Это дифференциация размеров ставки с учетом сложности труда и в зависимости от квалификационных уровней, определение унифицированных перечней компенсационных и стимулирующих выплат на уровне Правительства Российской Федерации, на которые может рассчитывать каждый учитель. Рассматриваются механизмы повышения размеров ставок заработных плат педагогических работников.

Сергей Кравцов подчеркнул, что озвученные предложения будут вынесены на обсуждение членов ВЭПС и тщательно проработаны.

«Мы видим, что нужны единые принципы начисления заработных плат, когда есть фиксированная база и понятно, за что выплачиваются стимулирующие. Уверен, что путём обсуждения и голосования мы придём к оптимальной модели», – сказал Министр.

Педагоги поделились своими мнениями по поводу совершенствования системы оплаты труда и подняли вопросы, связанные с поддержкой учителей и повышением престижа профессии.

Комментируя выступления членов Совета, Сергей Кравцов отметил, что ключевая задача школы – обучение и воспитание, поэтому Минпросвещения России, в частности, проанализирует вопросы, связанные с дополнительной нагрузкой на педагогов и формированием штатного расписания.

Также во время заседания подвели итоги пятого Всероссийского съезда учителей сельских школ, участия членов ВЭПС в стратегической сессии «Как мы учим наших детей?», которая прошла во Владивостоке 13 ноября, и представили региональный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.

Справочно

Всероссийский экспертный педагогический совет был создан по инициативе Министра просвещения России. Набор в состав Совета проходил путём открытого всенародного голосования в 2020 году. Всего от учителей из всех регионов страны поступило 1779 заявок. В итоге в новую структуру вошли 168 педагогов. Члены Совета из числа педагогических работников избираются сроком на два года. Совет призван расширить участие педагогов в обсуждении необходимых мер по развитию системы образования и воспитания.

Подробнее

16 декабря 2021

Лыжники ТГПУ продолжают удерживать региональное лидерство

В городе прошла серия состязаний по лыжным гонкам, собравшая на одной лыжне сильнейших спортсменов региона. Студентки факультета физической культуры и спорта ТГПУ принесли вузу победные и призовые места.

На лыжной базе «Янтарь» ДЮСШ им. Л. Егоровой в рамках второго дня программы Открытых региональных соревнований по лыжным гонкам памяти Заслуженного мастера спорта СССР Ивана Утробина прошли эстафеты среди женских и мужских команд.

В состав каждой из команд входило по четыре участника, которым поочередно предстояло преодолеть этап протяженностью в три километра. В сборную ТГПУ вошли лыжницы с многолетним стажем, студентки четвертого курса факультета физической культуры и спорта Валерия Шинкевич, Екатерина Симакова, Дарья Холбутаева и Елизавета Колчеданцева.

«Мы часто представляем родной университет на городских соревнованиях: Кубок вуза, турниры по беговым и лыжным дисциплинам. Поэтому мы точно решили, что выступим на региональных лыжных гонках. Это очень почетно – защищать честь вуза на соревнованиях регионального уровня», – делится Екатерина Симакова.

Девушки усердно готовились к эстафете: в числе учебных дисциплин у каждой из спортсменок есть «Курс спортивного совершенствования», где студенты ФФКиС оттачивают свои профессиональные навыки в определенном виде спорта. Каждый обучающийся должен посещать по три тренировки в неделю для поддержания физической формы. По итогам курса тренер отслеживает посещение и ставит результат в зачетную книжку, поэтому студенты не прогуливают такие пары.

Серьезно подойдя к подготовке, девушки достойно выступили на областном турнире: женская сборная ТГПУ заняла на соревнованиях второе место.

s16 01 2Отличились наши спортсменки и на Чемпионате и Первенстве Томской области по лыжным гонкам в дисциплине «Спринт свободным стилем». На этом турнире ТГПУ представили Екатерина Симакова и Дарья Холбутаева. Студентки выступали в группе «Женщины 18 лет и старше».

Соревнуясь в «свободном стиле», спортсмен может сам выбирать способ передвижения по дистанции. Турнир в этом году провели в одном из новых форматов соревнований: забег начали с квалификации, которая проводилась в формате раздельного старта лыжников в зависимости от рейтинга, включающего количество очков, набранных спортсменом. После квалификации лидирующие спортсмены соревновались в финальной части спринта, проходившей в виде забегов на выбывание – спринтерских. По его итогам Екатерина заняла первое место, Дарья же забрала серебро.

«Соперники были достойные, мы с ними с самого старта оторвались от остальных спортсменов и соревновались между собой. Здорово, когда есть конкуренты, мотивирующие выкладываться на все сто, иначе не было бы стимула стараться», – рассказала Дарья.

Студенты факультета физической культуры и спорта ТГПУ традиционно показывают лучшие результаты на всех уровнях соревнований в разных видах спорта, и лыжный спорт – не исключение.

Подробнее

15 декабря 2021

«Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического»: часть девятая (оборудование биолого-химического факультета)

Технопарк универсальных педагогических компетенций ТГПУ начнет работу уже этой зимой. Пространство для студентов и сотрудников университета откроет возможность работы в научных лабораториях и проектных кабинетах по модулям. Для реализации этой деятельности, направленной на повышение качества педагогического образования, в вуз продолжает поступать новое современное оборудование.

В сегодняшнем выпуске видеоэкскурсий «Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического» вместе с деканом БХФ ТГПУ Александром Владимировичем Фатеевым посмотрим, что заготовлено в Технопарке ТГПУ для всех, кто интересуется естественно-научным направлением.

Подробнее

15 декабря 2021

Студенты ТГПУ представят университет на Всероссийском студенческом форуме педагогических вузов

15 декабря 2021 года на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета в онлайн-формате стартует Всероссийский студенческий форум педагогических вузов. 33 студента Томского государственного педагогического университета присоединятся к участию в масштабном профессиональном событии.

Суммарно на площадках форума встретятся более 1000 представителей педагогического сообщества из 32 педагогических вузов России. В трехдневной программе форума – панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, презентации, которые пройдут на тематических площадках: «СКС Профсоюза», «Молодые педагоги», «Волонтеры Победы», «РСО», «АССК России», «Русский язык», «Лидеры мнений». Участников ждут мастер-классы от экспертов на актуальные темы: «Структура медиаконтента. Текст как проект», «Инстаграм. Быстрый старт», «Ораторское искусство», участие в ток-шоу «Лидер в цифровом пространстве», прохождение тренинга «Я то, что я смотрю».

На форуме также состоятся презентации проекта «ТопБЛОГ», Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты», Всероссийского студенческого конкурса «Твой ход», арт-кластера «Таврида», лекция «Ключевые аспекты Всероссийского конкурса молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи» и различные образовательные мероприятия.

По итогам форума будут презентованы сетевые проекты площадок, разработанные совместно с участниками форума, составлен совместный план работы педагогических вузов на 2022 год, а также создана площадка по интеграции и обмену опытом между представителями педагогических вузов России.

Подробнее

15 декабря 2021

Финал Областного детского телепроекта «Будь готов!» состоялся в ТГПУ

В спортивном комплексе Томского государственного педагогического университета прошел финал пятого Областного детского телепроекта «Будь готов!». За победу в спортивном состязании боролись команды из Томска, Бакчара и Верхнекетского района.

Телепроект «Будь готов!» популяризирует всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО» и вовлекает молодое поколение в системные занятия физкультурой и спортом. Уже 5 лет испытания полуфиналов и финалов проходят на базе СОК ТГПУ. Разрабатывают и проводят соревнования ежегодно сотрудники факультета физической культуры и спорта ТГПУ, в организации помогают студенты вуза. Состязания не повторяются из года в год. Оценивают выступления участников ведущие спортсмены и специалисты Регионального центра тестирования комплекса ГТО в Томской области. Телеформат состязаний обеспечивают специалисты Телерадиокомпании ГТРК «Томск».

«Важно, чтобы состязания получились интересные и в то же время, чтобы они были связаны с ГТО. Мы взяли состязания на скорость, челночный бег, а также прыжки, отжимания... Если какое-то задание вызывает сомнения, мы сначала сами со студентами пробуем его выполнить. Стараемся, чтобы это было зрелищно, интересно, ново для детей», – говорит Инесса Владимировна Золотавина, старший преподаватель ФФКиС ТГПУ, разработчик соревнований.

В проекте 2021 года, который стартовал в октябре, приняли участие дети из 28 школ Томской области. Чтобы попасть на телевизионные полуфиналы, школьники прошли череду испытаний: сначала соревновались классами внутри одной школы, затем в районах среди школ, выполняя упражнения, основанные на включенных в комплекс ГТО, – отжимания, прыжки в длину, метание мяча, бег на 60 и 1500 метров, гибкость. По итогам отборочных этапов были определены шесть школ, представители которых встретились уже в телевизионных полуфинальных состязаниях, – это образовательные учреждения Томска, Каргасокского, Бакчарского, Верхнекетского, Асиновского, Томского и Колпашевского районов. В полуфиналах участники преодолели испытания на силу, выносливость, выдержку и командный дух.

«Здоровый ребенок – это счастье в семье, успех в будущем. Проект поддерживают и муниципальные органы управления образования. Главы муниципальных образований также с большой заинтересованностью реализуют проект на местах, радуются успехам детей, – отметила на втором полуфинале заместитель начальника департамента общего образования Томской области Елена Вениаминовна Вторина. – Но основная победа – это укрепление здоровья. Все старты носят мотивирующий характер, это привлечение детей к спорту, к здоровому образу жизни. Мы за то, чтобы данный проект жил и развивался».

По результатам определились три команды-финалиста из Томска, села Бакчар и Верхнекетского района. На заключительном этапе участники прошли восемь этапов, содержащих элементы нормативов ГТО и подготовленных специалистами ФФКиС ТГПУ. Каждый тур финала – командный: школьники выступали в командах и учились побеждать вместе.

Поддержал участников масштабного проекта во время финала ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, который отметил важность реализации спортивных состязаний:

«Сегодняшние спортивные соревнования научили ребят здоровой конкуренции. Томский государственный педагогический университет, на базе которого проходит финал, готов всячески в будущем поддерживать такие проекты, привлекать к их организации наших студентов и преподавателей».

Глава вуза уточнил, что в перспективе проект может расширить географию участников, однако его идея – дать школьникам возможность спортивного развития – останется неизменной. Важным ректор ТГПУ считает проект и для студентов вуза, так как в процессе проведения будущие педагоги занимаются деятельностью, которая ждет их спустя несколько лет, когда они окончат университет и придут работать в школу.

Несмотря на ответственную подготовку каждой команды, финальные испытания определили победителя и призеров проекта «Будь ГоТОв!» 2021 года. Первое место заняла команда из Белого Яра (Вехнекетский район), второе – у ребята из села Бакчар, а третье – у школьников из Томска.

Подробнее

15 декабря 2021


Новости 1841 - 1860 из 8441
Начало | Пред. | 91 92 93 94 95 | След. | Конец