RSS

Студенты ТГПУ: межвузовский кампус Томска – с опорой на интернациональную атмосферу города

В Томске завершил работу Международный форум университетских городов «Кампус и город: фокусы взаимодействия» и вместе с ним студенческая площадка «UNI4CITY». Обучающиеся вузов города презентовали проекты, идеи которых могут лечь в основу нового межуниверситетского кампуса. Команда Педагогического презентовала разработку, спроектированную с учетом интернационального характера Сибирских Афин.

В течение трех дней студенческие команды вузов посещали экспертные мастер-классы и тренинги, а также вели работу по одной из кейсовых задач: «Кампус как полигон для разработки новых технологий», «Кампус как площадка для межкультурных коммуникаций и взаимодействия с обществом», «Кампус как центр притяжения человеческого капитала».

Томск – город университетов, в который для получения образования приезжают абитуриенты со всего мира. Языковой барьер часто становится причиной отстранения иностранных студентов от активной студенческой жизни, зацикленности на сообществе своих сограждан и страха диалога с местными коллегами. Именно с этой проблемой решили бороться студенты ТГПУ, выбрав кейс «Кампус как площадка для межкультурных коммуникаций и взаимодействия с обществом».

В первый день, чтобы лучше понять приезжих студентов, Команда Педагогического занялась исследованием мнений: ребята создали гугл-форму с опросом о трудностях, с которыми иностудентам пришлось столкнуться в России. Респондентами стали 108 иностранных обучающихся города, в своих ответах они отмечали языковой барьер и непонятную систему оценки знаний, небольшие аудитории и большие расстояния между корпусами, недостаточность отопления комнат общежитий, отсутствие мест для сбора компанией студентов для разработки проектов и общения и другие.

«Пока мы получали ответы, также думали сами, какие неудобства может испытывать человек из другой страны, находясь в любом кампусе, включая ТГПУ, – рассказывает Таисия Шутова, студентка ИИЯМС. – Уже на этом этапе мы решили сформировать общую цель, которая решит проблемы, и проанализировав все данные, мы пришли к идее разделения кампуса на зоны, ориентированные на межкультурную коммуникацию».

s07 03 2На тесной связи с участниками находились кураторы, которые ежедневно анализировали проделанную командами работу, зафиксированную в итоговых слайдах дня, отписывали рекомендации и давали советы. Так, в начале второго дня студенты получили пожелание от организаторов продумать конкретные места для организации коммуникации внутри кампуса. Середина форума открыла участникам возможность посетить мастер-классы, тренинги и круглые столы от держателей кейсов и приглашенных экспертов, в том числе зарубежных, с которыми студенты ТГПУ смогли попрактиковать иностранные языки и реализовать ту самую безбарьерную коммуникацию.

«Консультации были очень полезны для решения проблем проекта нашей команды, – говорит Елена Ошлакова, студентка ИФФ. – Для себя я отметила, что стоит рассматривать кейсы не только с нашей точки зрения, но еще и со стороны власти, уделять внимание не только кампусу в целом, но и отдельным мероприятиям в нем, учитывать межкультурные особенности в рамках реализации проекта «Большой университет», разделять этапы проекта на тактические и стратегические. Сегодня на конференции нашей команде удалось послушать экспертов из Франции и Америки. Их пожелания и мнения были важными для нас и мы их учли: важно перенимать положительный опыт из-за рубежа».

На круглом столе «Кампус как площадка адаптаций и межкультурных коммуникаций в университетском городе» наши ребята смогли проконсультироваться у Натали Лоррейн, эксперта по формированию кампусов из Франции, по вопросам организации межкультурной зоны для обмена интересами. Итогом второго дня работы команды ТГПУ стала разработка наполнения трех центров, деятельность каждого из которых направлена на реализацию успешной коммуникации между представителями разных стран: языковой, досуговый и центр помощи.

Третий день прошел в доработке проектов, а точнее внесении последних штрихов и репетиции презентационной речи. Команды поочередно представляли свои проекты экспертам площадки и друг другу, получали обратную связи и могли зафиксировать новые услышанные идеи.

«Это прекрасная практика: необходимо и на других площадках поднимать проблематику взаимодействия университетов с городом, в том числе с городским сообществом, – отметил на церемонии закрытия форума Коренев Владимир Иннокентьевич, кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов РФ, Почетный архитектор РФ. – Для архитектурных факультетов сформировался настоящий пул задач, которые можно прорабатывать в ходе курсовых или даже дипломных работ: проекты многих участников площадки по содержанию уже похожи на техническое задание».

Проекты межуниверситетского кампуса, созданные томскими студентами, будут рассмотрены представителями администраций. В дальнейшем планируется реализовать лучшие молодежные предложения в процессе создания томского кампуса.

 

 

 

Подробнее

7 декабря 2021

Языковые знания из Америки – в Томск

Заседание клуба разговорного английского языка Института иностранных языков и международного сотрудничества прошло при участии гостя из Америки, директора одготовительной школы Фэрфилд Колледж (Fairfield College) в Коннектикуте, магистранта ТЭФ Томаса Смиски.

Подробнее

7 декабря 2021

Патриотическое воспитание на практике

В Томске проходит Военно-спортивная игра «Взвод», в которой принимают участие команды школ, вузов и ссузов города. Сборная ТГПУ присоединилась к мероприятию в рамках реализации практик патриотического воспитания и уже прошла несколько этапов, показав наивысшие результаты.

ТГПУ участвует во «Взводе» с момента основания игры, то есть уже в третий раз выходит посоревноваться в силе, эрудиции, выносливости и смекалке. Все прошлые игры команда Томского Педагогического показывала достойный уровень подготовки и занимала призовые места.

«Взвод» организует допризывную подготовку на прикладных видах состязаний, а также развивает надпрофессиональные компетенции, например, критическое мышление, так как необходимы неординарные решения для некоторых задач, повышает общий уровень эрудиции для прохождения викторин, учит работать в команде и коммуницировать, договариваться», – говорит эксперт Отдела патриотического воспитания ТГПУ Глеб Балабаев.

Чтобы принять участие во «Взводе», необходимо было собрать команду из восьми человек, включив в состав как минимум двух девушек. Игра состоит из нескольких очных и онлайн этапов, по результатам прохождения которых будет подсчитан общий балл и определен победитель. Среди них интеллектуальная игра «По стопам войны», военно-спортивное онлайн-соревнование «Навык солдата», военно-спортивная игра «Учебный центр», военизированная командно-тактическая игра «Штурм».

Первым этапом стала интеллектуальная игра «По стопам войны», содержащая вопросы о событиях, персоналиях и ключевых понятиях ВОВ: какую задачу ставили при нападении на Ленинград, что можно считать исходом боя 16-30 декабря 1942 года, о чем был приказ №270, какова последовательность этапов Сталинградской битвы, какого числа был подписан акт о капитуляции Германии и другие.

s07 01 1Следом участников ждала военно-спортивная игра «Учебный центр». Здесь ребята соревновались во владении навыком стрельбы из пневматической винтовки, неполной разборке и сборке автомата АК-47, знакомились с правилами оказания первой медицинской помощи. Также для команд было проведено три боя пять на пять в тактическом лазертаге. Здесь команда ТГПУ показала максимальный результат и возглавила турнирную таблицу.

Третьим туром было онлайн-соревнование «Навык солдата»: участникам необходимо было выполнить три тематических задания, снять процесс на видео и выложить в социальные сети.

Строевая подготовка стала первым заданием. Каждой команде необходимо было выполнить набор элементов: повороты на месте и в движении, воинское приветствие, строевой шаг с изменением темпа движения, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него.

«Каждый элемент будет оцениваться от 0 до 5 баллов, – объясняют организаторы. –Оценка в 5 баллов присуждается команде, выполнившей все элементы согласно Строевому Уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от 11 марта 2006 г. № 111».

Два других задания соревнования «Навык солдата» организаторами пока не раскрываются, зато известно, в каком формате пройдет завершающий этап – им станет командно-тактическая игра «Штурм», где студентам предстоит штурм здания с поражением боевиков и спасением заложников.

«У нас сборная команда, состоящая из обучающихся разных факультетов и Институтов ТГПУ, все мы имеем разные интересы, в том числе и профессиональные, однако эти соревнования показали нашу общность, сплотили и сблизили нас. Единение хорошо помогает в прохождении этапов, потому что преодолеть их может только дружная команда. Легче всего нам даются этапы, где необходимо действовать, так как у нас много практики, мы большое количество времени отводим тренировкам», – делится капитан команды ТГПУ Станислав Мешков.

Результаты наших ребят уже впечатляют: студенты возглавляют турнирную таблицу на каждом этапе. Не станет серьезным испытанием и игра «Штурм»: активисты ТГПУ традиционно проходят ее в рамках деятельности Отдела патриотического воспитания ТГПУ. А за ходом выполнения заданий соревнования «Навык солдата» вы можете смотреть в нашем Инстаграм-аккаунте, где мы уже разместили видео строевой подготовки.

Подробнее

7 декабря 2021

Итоги Дней открытых дверей в Томском Педагогическом

В Томском Педагогическом прошли Дни открытых дверей в онлайн-формате. В программе встречи: новые правила приема 2022 года, возможности поступления в вуз без ЕГЭ, а также знакомство с факультетами и Институтами.

Подробнее

6 декабря 2021

Новости Министерства просвещения РФ: опубликован новый выпуск журнала «Вестник образования»

Вышел ноябрьский номер электронного журнала «Вестник образования» Министерства просвещения России. В этом месяце его темой стало «Дополнительное образование детей: векторы развития».

В своем вступительном слове Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что дополнительное образование играет особую роль в успешной самореализации каждого члена общества, пробуждает стремление к получению новых знаний, к творчеству, профессиональному и личностному самоопределению:

«Мы стараемся выстроить такую систему, которая помогла бы любому ребенку в любой точке страны без каких-либо препятствий изучать самые современные и качественные программы по любым направлениям, будь то наука, творчество или спорт. И важно, чтобы в этом был задействован максимум возможностей всех образовательных организаций, а школа служила таким входным окном ко всем направлениям развития талантов».

Сергей Кравцов сообщил, что государство уделяет особое внимание совершенствованию инфраструктуры и популяризации допобразования, поддержке педагогов, их профессиональному росту. Также новым вектором развития этой сферы станет усиление воспитательного компонента в системе образования.

«Экономика нашей страны как никогда нуждается в современных и ответственных специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, готовностью работать и творить на благо общества. Поэтому все бюджетные затраты на дополнительное образование – это прежде всего инвестиции в будущее, дальнейшее развитие российского общества, его интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного потенциала», – подытожил Сергей Кравцов.

В интервью журналу «Вестник образования» Минпросвещения России директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталия Наумова рассказала о главных направлениях развития дополнительного образования, отметив, что в 2022 году планируется реализовать комплексный мониторинг его доступности в каждом муниципальном образовании субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рубрике «Главная тема» журнала представлены эксклюзивное интервью с абсолютным победителем конкурса профмастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2021» Кириллом Пахмутовым, а также комментарии и интервью с экспертами в сфере дополнительного образования. Материалы журнала в том числе посвящены роли допобразования в государственной образовательной политике и воспитании детей, формированию инструментов мониторинга и аналитики для более эффективного управления в этой сфере, развитию детских школ искусств, созданию в стране сети школьных театров и единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В рубрике «Точка зрения» эксперты рассказали о создании новых мест дополнительного образования по всей стране, важности школьных спортивных клубов, работе различных организаций по популяризации школьного спорта и формированию навыков здорового образа жизни среди детей и молодежи, развитию олимпиадного движения, выявлению и поддержке талантливых детей. Также они поделились успешным опытом создания экосистемы допобразования на уровне региона, включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования, вовлечения школьников в деятельность школьных театральных кружков. Новыми материалами пополнились разделы «Методика», «Документы» и «Календарь событий». Рубрика «Новости» обновляется в журнале «Вестник образования» ежедневно и включает обзор наиболее значимых событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.

Источник: Минпросвещения РФ

 

Подробнее

6 декабря 2021

Команды ТГПУ выступят на городском фестивале самодеятельного творчества «Молодёжный формат»

6-10 декабря в Томске пройдут мероприятия полуфинала и финала фестиваля самодеятельного творчества студентов и работающей молодежи города «Молодежный формат». Томский Педагогический на конкурсе представят коллективы ИФФ, ФПСО, ИИЯМС и ИДиА (ФКИ).

Подробнее

6 декабря 2021

Первый студенческий археологический отряд Томской области открылся в ТГПУ

Вузовский штаб студенческих отрядов ТГПУ пополнился новой структурой: свои двери для обучающихся университета открыл Студенческий археологический отряд «Экскалибур».

Подробнее

6 декабря 2021

Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ

3 декабря завершилась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху». В рамках мероприятия прошла работа шести секций, круглого стола, а также творческая встреча с детским писателем Т.Ф. Мейко.

Свои доклады на конференцию представили 125 участников из Томска, Новосибирска, Красноярска, Омска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Саха, Саранска, Перми, Курска, Челябинска, Воронежа, а также городов Казахстана (Усть-Каменогорск, Талдыкорган). В качестве докладчиков выступили представители вузов и образовательных организаций, библиотек, музеев, НКО и др.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская книга в цифровую эпоху» была организована Томским государственным педагогическим университетом (историко-филологический факультет, Институт детства и артпедагогики, факультет психологии и специального образования, Институт развития педагогического образования, Управление стратегических коммуникаций и информационной политики, Научная библиотека им. А.М. Волкова, Музейный комплекс ТГПУ; техническая поддержка: Управление по развитию информационных систем и документооборота, сервисный отдел) и представляет мероприятие в серии юбилейных событий, приуроченных к 130-летию А.М. Волкова, автора известной сказочной повести «Волшебник Изумрудного города», выпускника Томского учительского института.

В рамках пленарного заседания были подняты актуальные вопросы детского чтения и динамики уровня интереса у детей и подростков, необходимости поисков новых форматов издания детских книг, педагогических методик приобщения к чтению в цифровую эпоху.

В ходе мероприятия участники обсудили актуальные проблемы влияния творчества А.М. Волкова на современную литературу, выявили интертекстуальные аллюзии в книгах известного сказочника. Определили специфику современной детской книги, роль иллюстрации в донесении смыслов книги, а также рецепцию различной категории читателя классических иллюстраций книг А.М. Волкова. Особо были рассмотрены вопросы использования художественной литературы в инклюзивной работе, определены эффективные технологии чтения книг и чтения с «особыми» детьми. Не менее важными стали аспекты рассмотрения роли музеев (музейной педагогики) и библиотеки в формировании читательской культуры и компетенции у современных детей, а также культуры семейного чтения.

По итогам работы конференции была принята резолюция. Также в открытом доступе будут размещены все материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху».

Подробнее

3 декабря 2021

Библиотечные практики: мотивации к чтению?

Завершающим научное обсуждение мероприятием Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ стал круглый стол «Чтение и сопутствующие ему социокультурные практики в пространстве современной библиотеки», организованный специалистами Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.

Заместитель директора Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ, модератор диалога Козлова Ольга Викторовна встретила коллег из городских и областных библиотек, в том числе находящихся в структурах вузов, музеев, а также представителя Свято-Троицкой церкви.

За круглым столом поднимались темы знакомства детей с книгой, мотивации ребенка к чтению, продвижения книги и чтения, организации семейного чтения в онлайн-формате, актуальности православной книги и другие.

«Библиотека – это не просто источник ценной и актуальной информации. Задача библиотеки заключается в культурно-просветительской деятельности своих читателей, направленной на повышение уровня образования, культурное и интеллектуальное развитие общества, – отмечается директор НБ ТГПУ Наталья Анатольевна Семененко. – Библиотека – место для интеллектуального и нравственного развития человека, культурное и общественно значимое пространство для читателей. Какими методами библиотека достигает такого статуса? Каждая библиотека вправе выбирать наиболее подходящий для себя формат мероприятий».

С новыми форматами продвижения книги и чтения на примере практики Томской областной детско-юношеской библиотеки коллег познакомила главный библиограф Еремеева Елена Геннадьевна. Спикер озвучила такие формы работы, как ежегодные конкурсы на лучшую читающую семью в Томской области «Читаем всей семьей» и «Читатель года», социокультурный проект «Читаем вместе! Читаем вслух!», различные литературные фестивали и конкурсы и «Онлайн мастерская литературного творчества «Я – писатель».

«Томская областная детско-юношеская библиотека продолжает работу в мультимедийном пространстве, проводя онлайн-трансляции бесед, лекций и мастер-классов от приглашенных специалистов, писателей и сотрудников. Благодаря такому формату мероприятия могут посещать все интернет-пользователи, проживающие не только в Томской области, но и разных уголках страны. Виртуальный формат нисколько не помешал общению участников: комментарии, лайки, репосты. И конечно, новые подписчики, а значит, и новые читатели», – уверена Елена Геннадьевна.

Заведующая библиотекой Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова Бубнова Светлана Валерьевна также рассказала о формах работы с посетителями.

Актуальные технологии в процессе семейного чтения и в качестве мотивации к чтению детей рассмотрели Тухватуллина Валерия Борисовна, библиограф МАУ «Муниципальная информационная библиотечная система», и сотрудники НБ ТГПУ Степаненко Эльвира Зуфаровна, главный библиотекарь, и Кадомец Екатерина Григорьевна, заведующая сектором.

Деятельность библиографического информационного центра НБ ТГПУ по привлечению к чтению через раскрытие литературного творчества сотрудников и студентов ТГПУ легла в основу выступления ведущего библиотекаря НБ ТГПУ Амосовой Татьяны Павловны.

Нестандартную идею по обучению детей чтению во дворе раскрыла Кремянская Алёна Дмитриевна, заведующий библиотекой МАУ «Муниципальная информационная библиотечная система». Гаджет, по мнению спикера, должен стать инструментом, который будет помогать в исследовании мира. «Библиотека во дворе» была придумана в разгар пандемии, когда библиотека «заскучала» о своих читателях. Проект стал площадкой для создания нового открытого пространства для активного взаимодействия детей и сотрудников библиотеки.

Заведующая отделом основного фонда НБ ТГУ Ивановская Екатерина Викторовна предложила варианты, как рассказать детям о книге и познакомить с ее историей. Спикер предлагает проведение тематических занятий и экскурсий по авторам и произведениям, при этом, Екатерина Викторовна делает упор на тактильность и интерактивность экспозиций: ребенок должен рукой ощущать книгу, иметь возможность прикоснуться к ней.

О современности православной книги рассуждал Шитиков Сергей Михайлович, священник Свято-Троицкая церковь. Сергей Михайлович привез участникам обсуждения книги, которые читает со своими детьми дома. Для эксперта встречи православная книга – это та, которую читает православный христианин. Однако спикер предлагает к прочтению не только религиозные тексты, но и, например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Обмен мнениями и опытом между специалистами библиотек стал ценной возможностью зафиксировать идеи для дальнейшей реализации в своих учреждениях.

Закроет работу Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ церемония подведения итогов, где модераторы представят результаты работы, проделанной на каждой секции, и подведут общие итоги научного события.

Подробнее

3 декабря 2021

Музейная педагогика, приобщение к чтению и литература в коррекционно-развивающей работе: в ТГПУ продолжает работу международная конференция

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ в начале второго дня предложила исследователям представить результаты своих научных изысканий в трех актуальных направлениях: «Музейная педагогика и музейные форматы организации семейного и детского чтения», «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху», «Детская художественная литература в коррекционно-развивающей работе».

Участников первой секции «Музейная педагогика и музейные форматы организации семейного и детского чтения» к научному диалогу пригласила Наталья Викторовна Сайнакова, кандидат исторических наук, директор Музейного комплекса ТГПУ. Коллеги обсуждали оригинальные форматы выставок и других музейных мероприятий, говорили о месте книги в музее и даже об использовании AR/VR технологий в музейном деле.

Большая часть докладов секции была посвящена творческой деятельности и личности писателя Александра Мелентьевича Волкова: спикеры рассматривали потенциал книжного фонда мемориальной коллекции А.М. Волкова (Татьяна Васильевна Галкина, декан ИФФ ТГПУ), разработку викторин и игр по книгам автора (студенты ИФФ), организацию семейного чтения книг писателя (Чаповская Екатерина Владимировна, ТОНБФ «БлаговестЪ», член Правления) и формы диалога с посетителем Детского музея «Волшебная страна» им. А.М. Волкова ТГПУ (Н.В. Сайнакова).

«Для живого диалога с посетителями мы проводим обзорные тематические экскурсии для жителей и гостей города. Каждая экскурсия уникальна. Помимо знакомства с экспозицией музея, мы организуем и викторины на знание произведений и биографии А.М. Волкова. Уникальность музея в том, что его материалы можно адаптировать под любые темы и запросы. Например, для изучения английского языка», – рассказывает Н.В. Сайнакова, директор музейного комплекса ТГПУ.

Оригинальные форматы работы представили сотрудники музеев. О сказочном театре «Доступные сказки» в Первом музее славянской мифологии как средстве вовлечения детей в активный творческий досуг рассказали Рынкова Дарья Константиновна, художественный руководитель проекта «Доступные сказки», и Питателев Михаил Васильевич, методист музея. Спикер из Екатеринбурга, экскурсовод Мартынова Елена Константиновна поделилась опытом организации выставки «Метель в Дании» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», которая проходит в Музее кукол и детской книги «Страна чудес».

«Сегодня музей является особой образовательной средой, которая формирует у ребенка целостное представление о мире, развивает мышление, логику, воспитывает нравственность и патриотизм. Музей как культурно-образовательный центр создает условия для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. При этом, значимым направлением деятельности музея становится именно образование, поэтому на стыке музееведения и педагогики появляется такая научная дисциплина, как музейная педагогика», – уверена Кирпищикова Анна Константиновна, педагог начального образования и дополнительного, специалист УрГПУ.

Современные проблемы чтения и не менее современные их решения обсудили исследователи второй секции «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху» под руководством Курышевой Маргариты Викторовны, кандидата филологических наук, доцента кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.

Эксперты предлагали различные способы заинтересовать современных детей чтением через библиотечные проекты, создание буктрейлеров и аудиокниги, реализацию внеклассного чтения, проведение исследовательских проектов и создание книжного уголка.

«Организация проектной деятельности обучающихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Это связано с изменениями в системе образования: произошла переориентация на компетентностный подход. Это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности. Для того, чтобы сформировать какую-либо компетенцию, сначала ребенок должен получить опыт самостоятельной практической деятельности», – отмечает Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент ИДиА ТГПУ.

Остро внимание спикеров акцентировал на себе вопрос цифровизации и ее влияния на культуру чтения. Исследователи изучали сказку в цифровой реальности как способ развития социокультурной компетенции (Короткова Мария Андреевна, студентка МПГУ, Москва), организацию детского чтения в эпоху цифровых технологий (Томилова Светлана Дмитриевна, доцент УрГПУ, Екатеринбург), инновационные формы развития культуры чтения в ходе цифровой трансформации общества (Яньшева Виктория Михайловна, студент МГПУ им. М.Е. Евсевьева, Саранск).
Отдельной темой, объединившей ряд работ спикеров, стала национальная литература.

Изучением русских и монгольских сказок как средства формирования лингвокультурологической и языковой компетенции монгольских учащихся занимались Леонтьев Эдуард Петрович (к.филол.н., доцент, Международный центр образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой, Иваново) и Жигжидсүрэн Баяртогтох (учитель Общеобразовательной школы №1, Арвайхээр, Монголия). Английская аутентичная сказка легла в основу научных трудов Примак Марии Александровны, магистранта МПГУ (Москва).

На третьей секции «Детская художественная литература в коррекционно-развивающей работе» вместе с куратором, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ Обносовой Галиной Петровной участники осветили проблемы детского здоровья и роль чтения в их решении, в том числе на примере произведений конкретных авторов.

Несколько докладов были посвящены проблеме расстройства аутистического спектра (РАС). Магистранты ФПСО ТГПУ Таращук Татьяна Юрьевна и Агафонова Татьяна Алексеевна рассмотрели рассказы В. Осеевой как средство развития эмоционального интеллекта у детей с РАС. Директор Центра сопровождения семьи «Школа развития «Умничка» Сваровская Юлия Геннадьевна проанализировала роль детской художественной литературы в развитии интравербальных навыков у детей с РАС.

«Детская художественная литература играет важную роль в развитии детей с раннего возраста: учит эмпатии, развивает речь, делает ее четкой и красивой. Знакомство с книгой начинается с малого возраста: с трех лет мы начинаем читать фольклорные произведения, например, частушки. В три-четыре года детям необходимо слушать сказки и рассказы: рекомендуется не читать, а рассказывать произведения детям. Это развивает память и совершенствует речь малышей, способствует яркому воображению», – говорит Ю.Г. Сваровская.

Работы студентов и магистрантов ТГПУ и ОмГПУ, будущих логопедов, были также обращены на темы коррекции заикания (Кагадий Алина Александровна) и тревожности (Черепанова Екатерина Александровна) у детей, развития зрительного восприятия и речи детей с ДЦП (Филькина Мария Дмитриевна) и развития обучающихся с нарушениями слуха как читателей (Четверикова Татьяна Юрьевна). Литературно-речевое развитие дошкольников с ОВЗ рассмотрели специалисты из Екатеринбурга Привалова Светлана Евгеньевна (доцент УрГПУ) и Баранова Елена Александровна (учитель-логопед).

Как и в первый день, работа каждой секции завершилась подведение итогов, которые будут озвучены на вечерней встрече. Параллельно заседаниям библиотечные работники города встретились за круглым столом «Чтение и сопутствующие ему социокультурные практики в пространстве современной библиотеки», организованном сотрудниками Научной библиотеки ТГПУ.

Подробнее

3 декабря 2021

Доступный мир для всех: об инклюзивном образовании ТГПУ – в Международный день инвалидов

3 декабря по всему миру отмечается Международный день инвалидов. Установленный в 1992 году, он призван объединить общественность для решения вопросов открытости образовательных, творческих, спортивных, досуговых и других активностей для всех без исключения и свободного включения людей с ограниченными возможностями здоровья во все сферы деятельности.

В 2020 году Всемирная организация здравоохранения проинформировала, что более миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности. Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН призывает организации разного профиля к взаимодействию с инвалидами через реализацию специальных мероприятий и интегрированных программ.

В Томском государственном педагогическом университете работа с людьми с ОВЗ разного возраста ведется в различных направлениях. Так, студенческий Волонтерский отряд ТГПУ «Точка зрения» регулярно проводит в стенах вуза образовательно-творческие встречи в рамках проекта «Дети одного солнца», направленного на решение проблемы социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, добровольцы ТГПУ плотно сотрудничают со специализированными организациями города: еженедельно студенты проводят время с воспитанниками Благотворительного фонда им. Алёны Петровой, участвуя в проекте «Прикосновение», направленном на психологическую и эмоциональную помощь родителям тяжелобольных детей. Пока взрослые посещают специалистов, будущие педагоги занимают детей игровыми, образовательными, спортивными занятиями. Организуют волонтеры и специальные мероприятия для подопечных интеграционных мастерских Томской региональной организации социально-психологической поддержки «Ресурс+» – людей с ментальными нарушениями развития.

Образовательные программы вуза открыты для каждого. Люди с ограниченными возможностями здоровья обучаются в ТГПУ как по очной, так и заочной форме. Особенные студенты активно принимают участие в студенческой жизни вуза, выступая, например, на литературных вечерах и представляя свои авторские произведения. Есть среди студентов, имеющих ограниченные возможности, и успешные спортсмены: кёрлингисты (спорт глухих), обучающиеся на ФФКиС, входят в сборную России.

В работу с инвалидами будущих педагогов вовлекают на всех факультетах и в Институтах ТГПУ: интегрированное школьное обучение предполагает усвоение ребенком с отклонениями тех же знаний и умений за те же сроки, за которые справляются здоровые школьники, что требует особой включенности и, конечно, особых знаний учителя. Острое внимание проблеме инвалидности уделяется на факультете психологии и специального образования ТГПУ, где ведется подготовка специалистов-дефектологов и олигофренопедагогов. В подробном интервью, которое вышло в группе Абитуриента ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте», эксперты факультета, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии ФПСО Мёдова Наталия Анатольевна и Обносова Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, расскажут о подготовке педагогов и о сегодняшнем мире, который доступен для всех.

 

Подробнее

3 декабря 2021

О творчестве А.М. Волкова, феномене детской книги и потенциале цифрового чтения – на конференции ТГПУ

Работа первого дня Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» была организована в рамках пленарного заседания, творческой встречи с детской писательницей Татьяной Мейко и трех тематических секций: «Творчество А.М. Волкова в контексте развития детской и YOUNG adult литературы», «Феномен детской книги сегодня», «Психолого-педагогический потенциал чтения в цифровую эпоху».

Подробнее

2 декабря 2021

Как пишутся детские книги: встреча с писателем Т. Мейко

В рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» участники смогли пообщаться на актуальные темы детского чтения с томской писательницей, членом Союза писателей России Татьяной Ефремовной Мейко.

Подробнее

2 декабря 2021

Детская книга в цифровую эпоху: международная конференция ТГПУ к 130-летнему юбилею писателя А.М. Волкова

2 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете начала работу Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху». Научное событие стало продолжением цикла мероприятий ТГПУ, приуроченных к 130-летнему юбилею детского писателя Александра Мелентьевича Волкова, выпускника Томского учительского института.

Подробнее

2 декабря 2021

«Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического»: часть седьмая (новое оборудование)

Технопарк универсальных педагогических компетенций ТГПУ, который совсем скоро откроется в первом корпусе вуза (пр. Комсомольский, 75), станет площадкой не только для получения качественного педагогического образования, но и для реализации смелых профессиональных идей, способных вывести педагогическую науку на новый уровень.

Подробнее

1 декабря 2021

В вуз – без экзаменов: в ТГПУ состоялся отборочный этап Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике

На базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ прошел основной отборочный этап Всесибирской открытой олимпиады школьников (ВООШ) по математике. Организатор ВООШ – Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета. ТГПУ много лет выступает единственной в Томской области официальной площадкой проведения ВООШ по физике и математике, организуя испытания на своей территории.

В этом году в основном отборочном этапе Олимпиады на площадке ТГПУ приняли участие 27 человек из 11 образовательных учреждений г. Томска и г. Северска: лицей при ТПУ, школы №№ 14, 67, лицеи №№ 7, 1, 8, Томский физико-технический, Сибирский, Северский физико-математический, Католическая гимназия, гимназия №56.

Всесибирская открытая олимпиада школьников по математике – олимпиада второго уровня, входящая в перечень Российского совета олимпиад школьников. Включение Олимпиады в перечень РСОШ означает, что ее участники, занявшие по итогам победные и призовые места, могут претендовать на поступление в вузы России на особых основаниях. В этом году Министерство науки и высшего образования РФ утвердило список из 86 олимпиад, дающих такую возможность.

Ежегодно ребята из Томской области становятся победителями и призерами ВООШ как по математике, так и по физике, после чего успешно поступают в университеты страны. Новых участников не пугает возможная сложность заданий или другие тревожные моменты.

«Задания, на мой взгляд, не были сильно сложными, вполне решаемыми, – говорит участник ВООШ в ТГПУ Артем Агафонов. – Самой сложной оказалась последняя, пятая – это задача по геометрии. На нее я потратил больше всего времени, примерно столько же, сколько на остальные задания».

После испытаний школьники делились с сотрудниками Центра планами на будущее, уверенно заявляя, что однозначно решили связать себя с IT-сферой, программированием. Однако пользу Олимпиада приносит не только будущим абитуриентам, но и студентам:

«Традиционно в проведении Олимпиады участвуют студенты разных курсов физико-математического факультета ТГПУ, приобретая новые профессиональные навыки. В этом году тоже участвовали студенты как имеющие постоянную педагогическую практику в Центре, так и вновь пришедшие будущие педагоги», – рассказывает зам. директора Центра Анна Алексеевна Власова.

Теперь работы учащихся отправлены в Новосибирск на проверку. Результаты Олимпиады можно будет узнать после 25 декабря в личном кабинете на сайте ВООШ. Школьники, которые не смогли поучаствовать в основном отборочном этапе ВООШ по математике, смогут принять участие в дополнительном отборочном этапе, который пройдет дистанционно с 25 декабря 2021 года по 15 января 2022 года. После двух отборочных этапов на площадке Центра ДФМиЕНО ТГПУ встретятся участники, прошедшие в заключительный этап Олимпиады (ориентировочно 13 февраля 2022 года).

Подробнее

1 декабря 2021

Студенты ТГПУ и других вузов города создадут межуниверситетский кампус на площадке «UNI4CITY»

1 декабря на базе Томского государственного университета стартовал Международный форум университетских городов «Кампус и город: фокусы взаимодействия», в рамках которого начала работу и студенческая площадка «UNI4CITY». К участию в разработке современного межуниверситетского многофункционального студенческого кампуса присоединилась команда ТГПУ под руководством начальника отдела по молодежной политике Дмитрия Андреевича Буйницкого.

Мероприятия площадки пройдут в течение трех дней в смешанном формате. В программу включены установочная сессия с постановкой задач для команд; тренинг на согласование целей и ценностей участников; мастер-классы, открывающие новые возможности развития университетских городов в эпоху глобальных вызовов и, конечно, проектная работа (решение кейсов по трем направлениям «Кампус как полигон для разработки новых технологий», «Кампус как площадка для межкультурных коммуникаций и взаимодействия с обществом», «Кампус как центр притяжения человеческого капитала», анализ вариантов, экспертные консультации и другое).

Открывая работу, к участникам обратился Каминский Петр Петрович, начальник Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области:

«В этом деле важно не только включение в обсуждение жителей города и академических сообществ, но и студентов, которые уже внесли большой вклад в создание проектов томского кампуса в предыдущие годы. Как представители региональной власти, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с участниками сегодняшнего мероприятия и желаем всем плодотворной работы».

Команду Томского Педагогического на площадке представляют Таисия Шутова (ИИЯМС), Анна Капатская (ТЭФ), Карина Кнор (ТЭФ), Алина Разумова (ИДиА), Анастасия Чайковская (ИДиА), Роман Коновалов (БХФ), Дмитрий Кузнецов (ИФФ), Юлия Цой (ФМФ), Елена Ошлакова (ИФФ). Руководителем выступает Дмитрий Андреевич Буйницкий, начальник отдела по молодежной политике Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ.

«Думаю, важно понимать, что интересно прежде всего студентам, для которых и разрабатывается проект кампуса, поэтому привлечение молодежи в работу форума первостепенно, – отмечает Дмитрий. – Чем благоприятнее будут условия проживания, условия реализации студенческих идей, тем комфортнее будет проходить и образовательный процесс».

Известно, что Томск – город-университет, отсюда и главная цель площадки – проработать стратегические направления развития университетских городов, выявить наиболее перспективные идеи и проекты. Для этого, отмечают организаторы, в работе будут использованы инструменты включения молодых людей в обсуждение градостроительных вопросов, создания городских пространств, проектирования университетских кампусов совместно с экспертами, представителями власти, академическими и профессиональными сообществами, а также изучение моделей европейских «умных городов» и приобретение знаний о «человеко-ориентированном умном городе».

Подробнее

1 декабря 2021

Финал Всероссийского конкурса «Твой Ход»: опыт студента ТГПУ

В Сочи на федеральной территории «Сириус» завершились испытания финала Всероссийского конкурса «Твой Ход» президентской платформы «Россия ― страна возможностей». За победу боролись 1000 студентов, среди них обучающийся историко-филологического факультета ТГПУ Дмитрий Кузнецов.

Подробнее

1 декабря 2021

Абсолютные лидеры: команда ФПСО одержала всероссийскую победу на профессиональной олимпиаде

Всероссийская олимпиада «ПсихоЛогос» по психологии для студентов 2-3 курсов образовательных организаций высшего образования завершилась победой команды факультета психологии и специального образования ТГПУ.

Олимпиада была организована Государственным социально-гуманитарным университетом при поддержке Министерства образования Московской области с целью повышения профессиональной психолого-педагогической компетенции студентов, содействия в реализации их творческого потенциала, а также росту престижа службы практической психологии в системе образования. В ней приняли участие 48 команд из 23 вузов России. За победу от ТГПУ боролись Григорьева Анастасия, Дурова Елизавета, Корнющенко Лидия, Мысливцева Анастасия и Тенякшева Анна. Подготовила команду вуза ассистент кафедры социальной педагогики ФПСО, старший лаборант Алена Павловна Головина.

Олимпиадные задания были разделены на три этапа. В ходе первого команды решали тест, где были представлены вопросы из области педагогики, психологии и девиантологии. На втором туре студенты защищали презентацию на тему: «Знакомьтесь: современный ребенок» в формате «Печа-куча», участницы от ТГПУ представили периодизацию возрастного развития современных детей, особенности развития и социализации в обществе, а также нестандартные для нашего поколения проблемы, с которыми сталкиваются дети, и возможные способы их решений. Анализ кейсового задания стал завершающим испытанием Олимпиады. Студентам предстояло разрешить ситуацию буллинга в отношении школьника, когда законные представители не видели в этом проблемы. Обучающиеся ТГПУ разработали план действий для классного руководителя, который может помочь выйти из сложившегося положения и укрепить детско-родительские отношения в семье.

«Мы заранее готовили информацию по теме презентации (второй этап) и создавали ее в строгих рамках Олимпиады (всего 20 слайдов по 25 секунд, обязательно самостоятельно переключающихся). Соответственно, материал мы должны были успеть представить за это время, – делится Анастасия Григорьева. – В целом выступление занимало около восьми минут. Было сложно успеть поделиться всем, чем хотелось, поэтому мы должны были говорить быстро и четко. Наша команда долго тренировала свое выступление. И я считаю именно это задание самым сложным, потому что было легко сбиться, не успеть, однако мы со всем успешно справились».

По результатам пройденных испытаний команда факультета психологии и специального образования ТГПУ стала абсолютным победителем, заняв первое место.

«Студентам очень важно принимать участие в такого рода мероприятиях, это первый опыт представления себя и проверки своих возможностей. Хотя участницы и являются студентками только второго курса, они смогли показать высокий уровень профессиональной подготовки», – говорит А.П. Головина.

Как отметили студенты, одержать победу удалось не только благодаря успевшей накопиться базе знаний: грамотная координация со стороны руководителя и слаженная работа команды, в которой каждым поддерживалась атмосфера единства, стали важнейшими факторами в процессе работы над решением профессиональных задач.

Подробнее

30 ноября 2021

Кульминация трудового года ВШСО ТГПУ

В Вузовском штабе студенческих отрядов ТГПУ прошло закрытие Третьего трудового семестра, на котором были отмечены самые активные бойцы в отрядах вуза, а также определен победитель в номинации «Лучший отряд ВШСО ТГПУ 2021».

Подробнее

30 ноября 2021


Новости 1881 - 1900 из 8441
Начало | Пред. | 93 94 95 96 97 | След. | Конец