
Задача приоритетная: в Томске обсудили подготовку кадров для отрасли «Образование»
29 ноября 2021 года состоялось совещание по подготовке кадров для отрасли «Образование» в Томской области. В нем приняли участие ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Борисовна Грабцевич, начальник Департамента профессионального образования Томской области Юрий Владимирович Калинюк.
В ходе обсуждения Андрей Николаевич акцентировал внимание на процессе подготовки педагогических кадров для работы в образовательных учреждениях региона, в том числе механизмах усиления кадрового потенциала. Ирина Борисовна подчеркнула важность влияния городских органов управления образованием на процесс количественного определения контрольных цифр приема посредством формирования заказа на целевое обучение. Юрий Владимирович рассказал о процессе подготовки педагогических кадров в системе СПО.
По итогам совещания было принято решение объединить усилия организаций, ответственных за обеспечение кадрами образовательные учреждения области, и выработать способы эффективного взаимодействия для решения оперативных и стратегических задач, связанных с развитием кадрового потенциала.
29 ноября 2021
ТГПУ – многодетной семье: online-образовательные платформы в помощь учебному процессу
В Научной библиотеке ТГПУ продолжается реализация грантового проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи». В минувшие выходные родители посетили вуз с целью принять участие во встрече «Семья и школа: online-образовательные платформы в помощь учебному процессу».
29 ноября 2021
«Школа студенческих инициатив» – новый проект ТГПУ для модернизации традиционных программ
Предложить свои идеи и обменяться опытом обучающиеся ТГПУ отправились в Центр «Солнечный», на базе которого впервые прошла внутривузовская «Школа студенческих инициатив». Мероприятие организовано Центром воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ с целью содействия в приобретении новыми активистами вуза опыта реализации традиционных проектов, а также разработки и модернизации плана студенческих мероприятий на 2022 год.
29 ноября 2021
Безопасность жизнедеятельности: изучать с перспективой помогать
На базе Института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета в дистанционном формате состоялась VI Региональная открытая олимпиада по безопасности жизнедеятельности среди студентов высших учебных заведений. В профильном испытании приняли участие 17 команд, абсолютным победителем Олимпиады стала команда технолого-экономического факультета ТГПУ.
Томский Педагогический на Олимпиаде представили студенты первого-пятого курсов ТЭФ Злата Гайворонская, Евгений Пономарёв, Ульяна Токуреева, Фаина Новикова, Елизавета Муливенко, Софья Ломовская, Агелина Дрямова. Руководителем команды выступила Синогина Елена Станиславовна, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности.
Онлайн-олимпиада имела комплексный характер и состояла из шести этапов:
- Представление команд «Визитная карточка» – подготовка короткого видеоролика (3 мин.) обо всех членах команды, с названием команды, девизом, эмблемой, выражением жизненной позиции и цели участия в Олимпиаде.
- Теоретический тур – индивидуальное онлайн-тестирование, в рамках которого каждый участник должен был решить тест по теоретическим основам БЖД, здоровому образу жизни, первой помощи, туризму и автономному выживанию, чрезвычайным ситуациям, психологии безопасности, экологической безопасности, гражданской обороне.
- Теоретический тур – групповой онлайн-квиз – игра, которая состояла из 39 вопросов в формате текста, аудио или видео по тематике Олимпиады.
- Практический тур – решение кейса из нескольких последовательных заданий с подготовкой ответов в формате видео по блокам «Опасности природного и биологического характера», «Гражданская оборона», «Первая помощь», «Опасности социального характера».
- Домашнее задание – создание плаката на тему «СоцПросвет (предупреждение опасностей социального характера)».
- Бонус-тур – составление кроссворда по теме «Осторожно, пожар!», а также решение подобного кроссворда от другой команды.
«Теоретический тур включал в себя вопросы из разных тем: гражданская защита, чрезвычайные ситуации социального характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, основы экстремальной медицины и первой помощи, безопасный отдых и туризм, – рассказывает Елизавета Муливенко. – Однако, на мой взгляд, самым сложным оказался этап квиза: времени на ответы давалось мало, да и сам формат стал новым для многих участников».
Елизавета также отметила, что добиться высоких результатов команде ТЭФ помогли сплоченная работа, четкое представление каждого члена команды своей роли и обязанностей.
«Разноплановые задания позволили студентам проявить не только сформированные знания по БЖД, но и умение действовать в чрезвычайных ситуациях, высокий уровень морально-психологического состояния и физического воспитания, навыки работы с видеофайлами и ресурсами, способность творчески подходить к выполнению заданий и креативность, умение эффективно устанавливать дружеские контакты и работать в команде, – считает руководитель команды. – Результаты Олимпиады – показатель успешности студентов ТГПУ в учебной деятельности».
По итогам Олимпиады команда ТГПУ награждена Дипломом I степени в номинации «Квиз», а также на этапах «Домашнее задание» и «Кроссворд», Дипломом II степени в номинации «Личное первенство», Дипломом III степени в номинации «Практический тур». По результатам выполнения всех заданий команда ТЭФ признана абсолютным победителем Олимпиады.
29 ноября 2021
День открытых дверей ТГПУ: встреча вторая
В Томском Педагогическом завершились мероприятия в рамках Дней открытых дверей. На первой встрече абитуриенты познакомились с новыми правилами приема в ТГПУ и возможностями поступления в вуз без ЕГЭ, посетили презентации биолого-химического, физико-математического, технолого-экономического факультетов и факультета физической культуры и спорта. Сегодня, 26 ноября, с гостями встретились представители еще четырех факультетов и Институтов вуза, а также ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ, которая ответила на актуальные вопросы.
Первыми встретили гостей студенты-активисты ТГПУ, которые приветствовали подключившихся и напомнили о конкурсе, организованном на Днях открытых дверей в партнерстве университета с Фабрикой мороженого «Ангария».
Презентации образовательных структур провели представители администраций и профессорско-преподавательских составов факультета психологии и специального образования (ФПСО), Института детства и артпедагогики (ИДиА), историко-филологического факультета (ИФФ) и Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС). Специалисты подробно рассказали о направлениях подготовки, преимуществах обучения на каждом из них и профессиональных возможностях, которые открываются после окончания вуза и даже во время учебы, например, в рамках обязательно организованной практики.
На актуальные вопросы о поступлении и обучении в ТГПУ в прямом эфире ответила ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ Татьяна Иннокентьевна Печенкина. Абитуриентов интересовало, необходим ли профильный экзамен по математике для поступления; как проходит собеседование на направление «Логопедия»; как дистанционно подать документы и другое.
- по телефону: 8 (3822) 311 411;
- по эл. почте: pktspu@tspu.ru;
- через группу Абитуриента ТГПУ в ВК.
26 ноября 2021
Студенты ТГПУ: свободно по-китайски
Китайский язык набирает популярность по всему миру, изучить его для будущей профессиональной занятости стремятся все больше студентов России. Такая возможность есть и у обучающихся Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, а для всех студентов вуза, которые увлекаются этим непростым языком, работает языковой клуб, где можно подтянуть навыки диалога, пообщаться с носителем и обрести уверенность в ведении иностранной коммуникации.
Организацией и модерированием работы клуба разговорного китайского языка ИИЯМС занимается носитель языка – лаборант Института Ли Бин. Специалист приехала на обучение в ТГПУ из города Чунцин, окончив аспирантуру вуза по направлению «Теория и методика профессионального образования», Ли Бин приняла решение продолжить обучение по программе «Лингвокультурология» магистратуры, параллельно работать и помогать российским студентам в изучении китайского языка.
«Сейчас, когда идет процесс углубления китайско-российского сотрудничества, владение китайским языком станет мощной конкурентной силой и поможет найти работу с высокой зарплатой, – считает Ли Бин. – Занимаясь в клубе, студенты и преподаватели не только могут практиковаться в говорении по-китайски, но и укреплять знания, полученные в ходе уроков по программе».
Работа в клубе разговорного китайского, как и в клубе английского, ведется в рамках заранее определенной темы, которая выбирается на основе интересов студентов и их уровня владения языком. Важно, отмечает Ли Бин, чтобы студенты могли больше говорить в процессе участия, а интересные им самим темы помогают повысить интерес и к китайскому языку. На первом заседании клуба были пройдены темы «О себе» и «О родном городе», далее планируется изучение китайской культуры («Китайский новый год», «Китайские города», «Праздник фонарей», «Китайская песня», «Китайская кухня» и другие). Язык и культура тесно связаны, считает модератор: знания о китайской культуре могут помочь студентам понять китайский язык, узнать о правилах поведения и привычках в Китае.
«Я выбрала китайский язык по нескольким причинам. Во-первых, считаю, что этот язык становится все более востребованным на международной арене, отношения России и Китая крепчают, значит и потребность в специалистах, знающих китайский и русский языки, растет. Во-вторых, меня всегда привлекала его «экзотичность», нравились загадочные иероглифы, – делится студентка ИИЯМС Дарья Полежаева. – Занятия в клубе позволяют пообщаться непосредственно с носителем языка. Для китайского это особенно важно, так как произношение очень сложное, необходимо учиться говорить как носители, чтобы тебя поняли. Кроме того, во время общения ты запоминаешь и усваиваешь материал быстрее, перенимаешь манеру и тон. Главное, смело говорить и не бояться допустить ошибку».
Встречи клуба организуются на регулярной основе, чтобы стать участником, необходимо вступить в группу клуба в мессенджере WhatsApp.
26 ноября 2021
В Томске была организована образовательная площадка для обмена идеями и опытом реализации волонтерских, социальных и благотворительных инициатив молодежи города – образовательный форум «About my experience». В нем приняли участие волонтеры отряда ТГПУ «Точка зрения».
«About my experience» проводился в шестой раз, однако в этом году был представлен организаторами совершенно в новом формате.
«На мероприятиях собрались те ребята, которые уже имели немалый волонтерский опыт и желали дальше развиваться в этой сфере. Цель форума – обмен опытом и передача знаний и умений между волонтерами, выстраивание стратегии развития данного направления в будущем, информирование о тех возможностях, которые существуют у волонтеров на сегодняшний день», – рассказывает активист отряда «Точка зрения» Татьяна Першина.
Участниками Форума стали эксперты в сферах волонтерской, социальной и благотворительной деятельности, лидеры общественных организаций, руководители волонтерских, социальных и просветительских проектов, студенты и школьники. Заявок было подано так много, что организаторам пришлось производить отбор среди волонтеров. Значим был опыт в добровольческой деятельности: те ребята, которые уже давно в волонтерстве, могли свободно участвовать в дискуссиях и предлагать свои идеи в разных направлениях, в том числе в развивающемся международном волонтерстве.
В течение двух дней участники проходили семинары, лекции, трегинги, кейс-сессии от некоммерческих организаций города. Волонтерам удалось пообщаться не только с лидерами движения Томска и области, но и со спикерами из Уфы и Краснодара.
На Форуме действовали три площадки с семинарами на разные темы. Добровольцы ТГПУ выбрали семинар «Ради чего все это? О мотивации волонтеров по-честному», проведенный Анжеликой Емельяновой, руководителем ресурсного центра развития добровольчества «Бумеранг добра». Здесь студентки обсуждали свою личную мотивацию к волонтерству, рассматривали виды мотивации и пытались вычленить их в видеороликах, которые демонстрировал спикер. Самая важная часть занятия – честный ответ волонтеров на вопрос о том, какой вид мотивации движет их деятельностью.
«Я узнала точное определение того, какая мотивация у меня: я всецело за альтруизм. Это вид мотивации, в котором ты делаешь что-то, помогаешь другим только из-за чувства внутреннего морального долга, чаще всего это помощь уязвимым слоям населения и животным», – делится Олеся Цыганкова, студентка ТГПУ.
Помимо площадки, выбранной нашими волонтерами, действовали две другие: «Волонтерство, ковид и постковид. Что изменилось и что будет дальше» и «Волонтерство в XXI веке: каким оно должно быть? Ценности и принципы волонтерской деятельности».
Участники также посетили выступления опытных волонтеров, которые делились своими уникальными историями. Таким стал рассказ одной из студенток ТГУ Алины Смакотиной о ее опыте работы на одном из крупнейших международных мероприятий «Euro 2021» (футбольное событие в г. Санкт-Петербург). Присутствующие узнали о работе волонтера в условиях пандемии, о взаимодействии с большим количеством людей, языковом барьере и событийном или «event» волонтерстве в целом.
На другом обсуждении участники слушали о международном волонтерстве: о существующих в России и за рубежом волонтерских программах по обмену, например, о ESC. Благодаря такому проекту многие волонтеры получают шанс посетить одну из стран Европы и принять участие в международных программах: экологических, по работе с детьми и молодежью, по защите прав и других.
«Даже во время пандемии российские волонтеры выигрывают гранты и едут работать за границу. В 2020 году они чаще всего ездили в Эстонию, Данию и Австрию. Для участия в краткосрочных проектах уезжали в Турцию: страна была открыта, а самолеты летали напрямую. Я тружусь в сфере международных волонтерских проектов уже 10 лет и много раз была волонтером за рубежом. Так я погружалась в культуру других стран, путешествовала, заводила друзей и приобретала новые навыки», – рассказала куратор проектов молодежного движения «Сфера» Ирина Никулина.
Также в ходе работы ребятам предстояло решение кейсов НКО – «Сибирский кедр», «Центр развития городской среды» и центр «Просто деньги». Наши активистки выбрали проблему вандализма, предложенную «Центром развития городской среды»: волонтерам необходимо было разработать план борьбы с вандализмом без привлечения силовых структур. Предполагался вандализм в отношение малых форм архитектуры, растений, высаженных для благоустройства территорий, граффити и владельцев собак, выгуливающих своих любимцев на благоустроенных территориях. Участники представили свои идеи и защитили получившийся мини-проект перед спикерами Центра. Некоторые способы борьбы с вандализмом эксперты возьмут в работу и попробуют с их помощью улучшить жизнь в городе.
На Форуме наши волонтеры не только переняли опыт коллег-добровольцев из других университетов и некоммерческих благотворительных организаций, но и продемонстрировали свои идеи, которые могут быть реализованы на уровне Томска, в том числе силами Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения».
26 ноября 2021
День открытых дверей ТГПУ: встреча первая
25-26 ноября 2021 года в Томском государственном педагогическом университете в онлайн-формате проходят Дни открытых дверей: встречи с представителями факультетов и Институтов, а также активистами молодежного движения вуза помогут абитуриентам определиться с будущим направлением подготовки, узнать необходимую информацию о поступлении и учебе в ТГПУ и уже сегодня влиться в студенческую жизнь.
Открыл работу первого дня ректор ТГПУ Макаренко Андрей Николаевич, обратившись к участникам – будущим абитуриентами и их родителям:
«Приветствую вас в одном из старейших педагогических вузов в России – Томском государственном педагогическом университете, которому в следующем году исполняется 120 лет. Сегодня ТГПУ – один из ведущих вузов в масштабах России и мира: он занимает лидирующие позиции в российских и международных рейтингах. Томск – город-университет, он уникальный в своем роде: в нем существуют шесть университетов, которые являются лидерами в своих профильных нишах. И они объединились, чтобы стать Большим университетом. Поступая в Томский Педагогический, каждый из вас будет иметь уникальную возможность развиваться в научной, образовательной траектории, не только связанной с профилем выбранной специальности. Приглашаю вас учиться в Томск, который представляет место особой силы притяжения талантливой и амбициозной молодежи. Я приглашаю вас учиться в Томский Педагогический университет!»
На самый, пожалуй, важный вопрос каждого абитуриента ответила Печенкина Татьяна Иннокентьевна, ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ, рассказав о правилах приема и изменениях в них в 2022 году: даты приема, способы подачи документов в ТГПУ, вступительные испытания, учет индивидуальных достижений, возможность абитуриента самостоятельно выбирать экзамен для поступления, особенности целевого набора и другие.
Уникальная возможность поступить в университет без подачи результатов ЕГЭ есть у каждого абитуриента. Подробнее об этом рассказала кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики ФПСО Титова Галина Юрьевна, представив олимпиады, победители и призеры которых могут претендовать на место в вузе:
- Герценовская олимпиада школьников по географии;
- Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам;
- Полный перечень олимпиад Минобрнауки РФ;
- Всесибирская олимпиада школьников по физике и математике.
Продолжилась программа первого дня встречами абитуриентов с деканами и специалистами факультетов Томского Педагогического: биолого-химического, физико-математического, технолого-экономического и физической культуры и спорта. Специалисты вуза рассказали об особенностях обучения и ведения научной деятельности на факультетах; презентовали образовательные программы, доступные для поступления в 2022 году; познакомили с профессорско-преподавательскими составами и озвучили стипендиальные возможности, а также образовательные перспективы, которые ждут всех студентов ТГПУ с открытием в декабре 2021 года Технопарка универсальных педагогических компетенций.
В процессе открытого диалога абитуриенты и их родители смогли задать интересующие вопросы и получить оперативные ответы от сотрудников приемной комиссии ТГПУ. Завтра абитуриентов ждет встреча с деканами и директорами факультета психологии и специального образования (ФПСО), Института детства и артпедагогики (ИДиА), историко-филологического факультета (ИФФ) и Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС). Для участия необходимо пройти регистрацию.
25 ноября 2021
Федеральные инновационные площадки: обмен опытом
Министерством науки и высшего образования РФ проведен семинар для федеральных инновационных площадок «Результаты анализа успешных методик и проектов ФИП. Экспертное обсуждение в целях распространения наиболее эффективных моделей и практик, применяемых ФИП в системе образования в сфере ведения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации». К участию присоединились сотрудники Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ – д.п.н., директор Центра Червонный Михаил Александрович и к.п.н., зам. директора Центра Власова Анна Алексеевна.
В семинаре приняли участие более 300 представителей образовательных организаций из разных регионов России. Специалисты ТГПУ представили доклад по результатам исследований площадки «Педагогическая инициатива как теория и практика подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач».
«Центр является Федеральной инновационной площадкой с реализуемым инновационным образовательным проектом «Педагогическая инициатива» – технология подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности» на 2021-2023 годы, – рассказывает Анна Алексеевна. – Проект направлен на поддержку инициатив будущих педагогов в области дополнительного образования детей, внеурочной и досуговой деятельности школьников. Центру ДФМиЕНО во второй раз присваивается статус федеральной инновационной площадки (ФИП) по результатам конкурсного отбора».
Представленные на семинаре ФИП-площадками проекты оценивались онлайн-голосованием. Сотрудникам Центра ТГПУ показался интересным проект Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, направленный на распространение корпоративной проектной культуры в рамках адаптационного практикума для первокурсников. Результаты оценок федеральных инновационных площадок за 2021 год будут выложены на сайте Информационной системы сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок.
25 ноября 2021
Сказки русские и китайские: исследование студентки ИИЯМС
Студентка Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Середа Наталья Дмитриевна успешно выступила на Международной гуманитарной олимпиаде «Китайский меридиан»: исследование на тему «Образ дракона в китайской и русской сказке», подготовленное под научным руководством к.филол.н., преподавателя кафедры перевода и переводоведения ИИЯМС Краевской Ирины Олеговны, заняло второе место.
Организаторами олимпиады «Китайский меридиан» стали специалисты Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и Юго-Западного университета Китайской Народной Республики. Олимпиада проводилась с целью развития российско-китайского сотрудничества в сфере образования, популяризации китайской культуры и китайского языка, развития творческих способностей, интереса к исследовательской и проектной деятельности у школьников и студентов.
«Изначально участие в олимпиаде предполагало поездку в Ярославль, однако в связи с эпидемиологической ситуацией организаторы приняли решение проводить все в онлайн-формате, – уточняет Ирина Олеговна. – В рамках отборочного заочного этапа необходимо было подготовить видео с устным выступлением, и мы решили дополнить речь максимально информативной презентацией, раскрывающей результаты проведенного анализа».
Наталья Дмитриевна, студентка второго курса Института, презентовала исследовательскую работу «Образ дракона в китайской и русской сказке» на секции «Культура и искусство».
«Работать с китайским языком и культурой на таком уровне для меня было в новинку: раньше я в подобных мероприятиях участия не принимала. Вера в то, что я смогу пройти дальше, у меня была крайне мала на фоне отсутствия опыта. Поэтому я была приятно удивлена, получив письмо с приглашением во второй этап, – делится Наталья. – Уже во втором этапе я ознакомилась с работами других финалистов. Темы даже в пределах одной номинации очень различались. Например, в моей группе работа одного из призеров была посвящена отражению культуры Китая в русской литературе, а победителя – еде в Китае».
По итогам участия Наталье и ее научному руководителю удалось достойно представить ТГПУ на крупном международном конкурсе и показать высокий уровень научных исследований в области языка и культуры Китая. Выступление студентки ИИЯМС было высоко оценено членами жюри и удостоено второго места.
С результатами исследования «Образ дракона в китайской и русской сказке», представленными Натальей в итоговой видеопрезентации, можно ознакомиться в группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте».
25 ноября 2021
Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического»: часть шестая (учебно-лабораторный комплекс)
Видеоэкскурсии по зданию будущего Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ (пр. Комсомольский, 75) продолжаются сегодня на пятом этаже Учебно-лабораторного комплекса.
Именно здесь мы встречаемся с Еленой Георгиевной Пьяных, деканом ФМФ ТГПУ, которая расскажет о будущем кафедр двух факультетов: биолого-химического и физико-математического.
В конце выпуска анонсируем тему следующего сюжета, который откроет серию знакомств с современным оборудованием Технопарка, доступным для пользования преподавателям и студентам вуза.
24 ноября 2021
Слушатели курсов повышения квалификации ТГПУ проанализировали изменения в системе образования
На базе Томского государственного педагогического университета прошли проектные сессии со слушателями в рамках курсов повышения квалификации вуза «СПО как ресурс развития человеческого капитала: кластерная политика» и «Управление изменениями в образовательной системе региона: контекст развития человеческого капитала».
24 ноября 2021
Решаем вопросы студенческих общежитий всей Россией
Обучающиеся 65 вузов страны собрались на Всероссийском форуме студенческих советов общежитий в Казанском государственном энергетическом университете (г. Казань), чтобы продемонстрировать знания в сфере нормативно-правовой деятельности органов самоуправления, навыки создания проектов, направленных на улучшение жилищно-бытовых условий, а также перенять опыт работы студенческих советов друг друга. ТГПУ на Форуме представили Арина Андреева (ФПСО), Карина Кнор (ТЭФ) и Анжела Петухова (ФМФ).
23 ноября 2021
76 лет со дня Нюрнбергского процесса
Студенты Томского государственного педагогического университета являются не только участниками научно-практических мероприятий, направленных на осмысление и сохранение знаний о событиях российской истории, но и их активными организаторами. Одним из таких стал исторический квиз, посвященный Нюрнбергскому процессу: 20 ноября со дня начала суда прошло 76 лет.
Нюрнбергский процесс – первый из серии судебных процессов, проходивших во Дворце юстиции Нюрнберга по окончании Второй мировой войны. В ходе него восемь судей Международного военного трибунала предъявили группе бывших руководителей нацистской Германии обвинения в военных преступлениях. В международном праве такие понятия уже давно были известны, но лишь в XX веке, после окончания Второй мировой войны и создания международных военных трибуналов, стала назначаться уголовная ответственность за совершение данного вида преступлений.
«Очень важно изучать Нюрнбергский процесс, потому что это первый прецедент международного осуждения преступлений против мира, человечности и нарушения правил войны. Игровая форма квиза для изучения и повторения таких тем из курса истории позволяет лучше и легче запомнить материал», – уверен эксперт Отдела патриотического воспитания ТГПУ Глеб Балабаев.
Вопросы для квиза организаторы из Отдела патриотического воспитания ТГПУ подготовили разнообразные: среди них были и те, которые проверяли фактологические знания школьной программы, и вопросы на понимание описанных событий. Например, участникам необходимо было выбрать дату начала процесса, назвать страны-обвинители, отметить, где именно в Нюрнберге проходили заседания. Предстояло продемонстрировать и знания персоналий всемирной истории: среди фотографий искали ту, на которой изображены обвиняемые. Включал квиз и необычные вопросы на темы, которые не изучаются в школе: необходимо было определить вид перевода, который был использован в процессе.
По итогам игры победителем стал Николай Смирнов, студент первого курса Института детства и артпедагогики (факультет культуры и искусств):
«Я люблю разного рода викторины, вопросы и тесты, поэтому решил проверить себя в этом квизе. Вопросы были достаточно сложными, хотя эту тему проходят на уроках истории за 11 класс. Некоторые вопросы были хитрыми и требовали точных знаний. Были задания на определение ключевых личностей, имена и лица которых я помню еще со школы. Хотелось бы побольше таких квизов: они помогают узнать что-то новое и освежить в памяти важные исторические события, которые безусловно нужно помнить».
Теперь знатока Нюрнбергского процесса ждет приз – командный сертификат на игру во внеаренный лазертаг. Однако главное, конечно, не победа: к проверке исторических знаний подключились студенты всех факультетов университета, что подтверждает стремление будущих педагогов не забывать историю родной страны.
23 ноября 2021
Опыт работы физико-математического Центра ТГПУ представлен коллегам со всей страны
Сотрудники Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ – д.п.н., доцент кафедры развития физического образования ФМФ, директор Центра Михаил Александрович Червонный и к.п.н., зав. кафедрой развития физического образования ФМФ, зам. директора Центра Анна Алексеевна Власова – представили опыт работы ТГПУ на Всероссийской научно-методической конференции «Цифровая трансформация дополнительного образования детей на региональном уровне».
Научный диалог был организован коллегами из Армавирского государственного педагогического университета. Работа шла в рамках трех тематических секций: «Актуальные вопросы применения интерактивных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования», «Особенности внедрения цифровых технологий в дополнительное образование на региональном уровне» и «Использование цифровых ресурсов в работе педагога дополнительного образования: опыт, проблемы и перспективы».
«Конференция организуется в рамках реализации проекта «Научно-методическое сопровождение цифровой трансформации практик (системы) дополнительного образования детей на региональном уровне», – отметили организаторы. – Проект осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации».
В рамках работы третьей секции специалисты ТГПУ выступили с докладом «Экосистема профессиональной практики студентов-педагогов в дополнительном образовании детей». Эксперты представили модель, обеспечивающую последовательное личностное включение студентов в профессиональную деятельность, озвучили ключевые характеристики интегрированной образовательной среды, этапы практики студентов и регуляторы субъектных действий, а также результаты студенческих работ.
«В докладе изложен опыт организации работы со студентами ТГПУ на базе Центра ДФМиЕНО в условиях нарастающей цифровизации образования. Студенты, погружаясь в профессиональные пробы, практики, имеют возможность проектировать новые формы работы с детьми в условиях дистанционного обучения, – рассказала А.А. Власова. – Также был представлен опыт проведения авторского конкурса студенческих разработок «Педагогическая инициатива», на котором студенты представляли разработанные ресурсы, мероприятия, технологии цифрового характера».
По словам сотрудников ТГПУ, доклад был высоко оценен представителями системы дополнительного образования и университетов. Кроме того, в рамках заседания секции произошел ценный обмен опытом между коллегами из учреждений дополнительного и высшего образования страны.
23 ноября 2021
По-английски и не только: клубы разговорных иностранных языков работают в ТГПУ
В Институте иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ начали работу разговорные клубы. Преподаватели ИИЯМС учат коммуницировать, помогают почувствовать себя увереннее в иноязычном диалоге не только студентам Института, но и обучающимся других факультетов университета.
Сегодня в Институте работают три разговорных клуба: английский для будущих профессионалов (студентов и выпускников ИИЯМС), английский для всего вуза и китайский. Деятельность первого организует заместитель директора по воспитательной работе, старший преподаватель Голубева Вера Валериевна:
«Иностранные языки отличаются от других предметов тем, что нужна постоянная практика: невозможно выучить язык за 2-3 дня. Основная цель клубов – создание дополнительной иноязычной среды, где студенты могут практиковаться в разговоре на изучаемом языке».
Общение в клубе организовано в свободной форме, однако на заранее заданную тему. Так, первая встреча была установочной: участники обсудили английскую культуру, различные языковедческие явления и актуальные лингвистические вопросы (грамматика немецкого, интонации в китайском, возрождение мертвых и создание искусственных языков). Задача педагога-модератора клуба заключается в том, чтобы направить беседу и расширить диалог, помочь участникам, которые чувствуют себя скованно и отвечают на вопросы только «да» или «нет», развить возможности говорения и обрести уверенность в процессе диалога.
«Конечно, модератор будет готовить основной топик для разговоров, однако никто не будет знать, на какие темы он еще сменится, чем встреча закончится. Все в наших устах, так сказать», – отмечает Вера Валериевна.
Следующую встречу клуба для студентов ИИЯМС планируется провести в обсуждении процесса глокализации (Global+Local), а именно того, как международные организации (например, «Макдоналдс») учитывают культурные особенности регионов, в которых работают. Присоединиться к участию в работе клуба могут желающие студенты Института.
Основное отличие разговорного клуба для студентов ИИЯМС заключается в формате проведения: работа ориентирована на выступление участников с презентациями по теме и организацию дискуссионных площадок. Второй клуб разговорного английского языка функционирует для всех желающих студентов вуза в более развлекательных форматах (дебаты, квизы, настольные и другие игры и даже караоке). Модератором клуба выступает к.филол.н., доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС Токмашев Денис Михайлович. Для выбора темы встречи педагог ориентируется на ключевые события месяца: октябрь – Хэллоуин, март – Международный женский день и т.д. Чтобы вступить в клуб, необходимо присоединиться к чату в мессенджере WhatsApp.
В этом году в Институте также начал работу клуб китайского языка. О преподавателе клуба (носителе языка), взаимодействии на встречах, поднимаемых темах и многом другом расскажем в большом материале, который также выйдет на сайте ТГПУ.
23 ноября 2021
Американская медиакомпания U.S. News World Report опубликовала обновленный предметный рейтинг Best Global Universities. В области «Физика» в рейтинг включены 750 сильнейших университетов мира и 20 университетов России. Томский государственный педагогический университет – единственный педагогический вуз, вошедший в двадцатку российских университетов.
Предметные рейтинги основаны на оценке академической научно-исследовательской деятельности в определенных предметных областях. В них используются различные библиометрические индикаторы, в том числе количество публикаций и цитирований, а также индикаторы глобальной и региональной репутации в рассматриваемой предметной области. При составлении рейтинга, опубликованного в этом году, были проанализированы статьи, выпущенные в период с 2015 по 2019 год. Библиометрические индикаторы основаны на данных из базы данных Web of Science.
В рейтинг Best Global Universities for Physics вошли 750 сильнейших университетов мира, среди которых 20 российских вузов. По индикатору «Physics international collaboration – relative to country» ТГПУ входит в топ-125 лучших вузов мира, по индикатору «Physics regional research reputation» – в топ-250 лучших вузов мира (124 и 242 места соответственно). Среди 20 российских университетов в области «Физика» ТГПУ – единственный педагогический.
«Каждый предметный рейтинг составляется по определенной методике, но единым принципом является анализ научных исследований. Устанавливается минимальное пороговое значение по количеству статей для ранжирования университетов, а также число учебных заведений, которые войдут в рейтинг и его публикуемую часть, – комментирует начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов. – ТГПУ уже не первый год входит в U.S. News Best Global Universities Subject Rankings в области физики. По ряду индикаторов наш университет попадает в топовые списки мировых университетов. Это еще раз подтверждает, что в ТГПУ работают ученые с мировой известностью и признанием».
Вадим Юрьевич также отмечает, что сегодня абитуриенты и их родители при выборе вуза обращают внимание, в том числе на позиции университета в национальных и глобальных рейтингах. Лидирующая позиция ТГПУ среди педагогических университетов России в престижном международном рейтинге повысит привлекательность вуза для потенциальных студентов и возможных партнеров.
U.S. News World Report – американская медиакомпания, известная своей системой ранжирования и ежегодными отчетами об университетах. Рейтинги, публикуемые U.S. News World Report, считаются одними из самых авторитетных в мире и характеризуются жесткими критериями отбора. Помимо мирового рейтинга университетов, U.S. News World Report публикует предметные рейтинги, а также региональные и страновые. Количество университетов, ранжируемых как в глобальном, так и предметных рейтингах, постоянно растет.
22 ноября 2021
Российская дефектологическая наука: перспективы развития
В Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов, где специалисты со всей страны подводили итоги года, обсуждали профессиональные успехи и намечали траектории развития дефектологического образования в России. Томская область была представлена только двумя педагогами, один из которых – выпускница магистратуры ФПСО ТГПУ 2020 года Гончар Татьяна.
22 ноября 2021
Какова роль библиотеки в деятельности педвуза?
В общероссийском научно-педагогическом журнале «Высшее образование в России» (№10, 2021) опубликована статья авторов Томского государственного педагогического университета «Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета», посвященная деятельности Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.
Тема трансформации вузовских библиотек обсуждается много лет. Традиционный формат претерпевает изменения, и каждая из библиотек ищет свой путь развития. В статье приведены результаты исследования «Какая библиотека нужна педагогическому университету», выявлена новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета.
«На основе проведенного исследования выявлены новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета. Креативная роль определяет варианты взаимодействия библиотеки с научными и учебными подразделениями вуза. В образовательной среде библиотека становится «третьим местом» между домом и учебной аудиторией», – отмечается в аннотации.
Статья «Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета» написана коллективом авторов, в который вошли Французская Евгения Олеговна, начальник информационно-аналитического управления, ст. преподаватель, Семененко Наталья Анатольевна, директор Научной библиотеки им. А.М. Волкова, Мёдова Наталия Анатольевна, к.пед.н, доцент, зав. Научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования, Гордеева Екатерина Алексеевна, мл. науч. сотрудник Научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования.
Авторы уверены, что «перезагрузка» деятельности библиотеки происходит с учетом мнения сотрудников и студентов вуза: важно знать, насколько тренды, определяемые библиотекой, соответствуют ожиданиям пользователей.
«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.
21 ноября 2021
Ректоры вузов и НИИ Томска подписали хартию Большого университета
19 ноября состоялось заседание Томского консорциума научно-образовательных организаций, в ходе которого ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, главы вузов, исследовательских институтов и МИФИ Томска подписали хартию Большого университета.
19 ноября 2021
Новости 1901 - 1920 из 8441
Начало | Пред. | 94 95 96 97 98 | След. | Конец