
Поздравление Министра просвещения Сергея Кравцова с Международным днём родного языка
Дорогие друзья!
Любовь к своей большой и малой родине начинается с уважения к одному из главных богатств – языку. Именно поэтому Международный день родного языка касается каждого. Родной язык – это часть культурного кода. Он связывает историю и современность, традиции и инновации.
В нашей большой многонациональной стране живут представители разных народов, которые бережно хранят свою языковую культуру, передают знания из поколения в поколение.
Более 70 родных языков изучаются сегодня в российских школах. Для этого разработаны специальные программы, пособия и методические материалы. Все возможности для профессионального развития есть и у преподавателей родных языков.
Мы стремимся не просто сохранять языковое многообразие нашей страны, но и развивать искренний интерес ребят к изучению языков, использовать современные подходы. Для этого на федеральном и региональном уровне проходят всероссийские открытые уроки, олимпиады и конкурсы, этнодиктанты, флешмобы и акции для участников всех возрастов.
Желаю всем восхищаться родным языком, с уважением относиться к традициям других народов и постоянно расширять свой кругозор!
Министр просвещения Сергей Кравцов
21 февраля 2022
В ТГПУ студенты из Японии научатся говорить по-русски и готовить блины
В Томском Педагогическом стартовала работа XI школы русского языка и культуры для обучающихся из партнерских университетов Японии, которая ежегодно реализуется силами сотрудников Управления международного сотрудничества и историко-филологического факультета ТГПУ.
В этом году к обучению приступили студенты Хиросимского университета (г. Хиросима) и Университета Очаномидзу (г. Токио). Занятия по русскому языку и культуре проводят Савенко Анастасия Сергеевна, доцент кафедры русского языка ИФФ, Квирам Маргарита Анатольевна, заместитель начальника Управления международного сотрудничества, и Бабенко Иннеса Игоревна, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ.
«Уже второй год мы проводим нашу Школу в онлайн-формате. С одной стороны, это легче, однако требует больших усилий, чтобы сделать обучение более занимательным, интересным, – говорит Маргарита Анатольевна. – Чтобы познакомить студентов с нашим городом, мы решили добавить новый элемент в программу и организовать серию виртуальных экскурсий, которую проведет научный сотрудник нашего университета Таката Хироюки. Первая экскурсия будет посвящена презентации ТГПУ, затем – прогулка на трамвае по старой части города, также запланировано посещение Музея истории города Томска. В очном формате финальным событием Школы всегда было театрализованное и музыкальное представление. В этом году мы добавили интерактивные игры».
В течение двух недель слушателей Школы ждут ежедневные занятия по русскому языку как иностранному, презентации русских праздников, семинары по русской культуре и мастер-классы по приготовлению блюд русской кухни (блины, драники и др.). Новым в организации Школы станет использование платформы, популярной в Японии, «Slack». Корпоративный мессенджер послужит дополнительным источником информации, а также инструментом общения вне уроков.
Реализация Школы, несмотря на все препятствия, связанные со сложившейся эпидемиологической обстановкой, является важнейшим решением в рамках программы многолетнего сотрудничества ТГПУ и университетов Японии. Уже два годы вузы-партнеры взаимодействуют онлайн, укрепляя контакты и расширяя их тематический вектор. Впереди студентов Томского Педагогического также ждет дистанционное участие в мероприятиях японских университетов.
21 февраля 2022
Благодарность ректору ТГПУ от Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
В адрес ректора ТГПУ Макаренко Андрея Николаевича пришло благодарственное письмо от начальника Сибирского ГУ Банка России Морева Николая Валерьевича за оказание содействия в проведении открытого регионального конкурса работ по теме «История кредитной кооперации в Сибири» среди обучающихся высших учебных заведений Сибирского федерального округа, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Технолого-экономический факультет ТГПУ является одним из поставщиков высококвалифицированных кадров для финансовых организаций в рамках 38 группы направлений подготовки экономики и менеджмента. Для повышения качества образовательных результатов выпускников в соответствии с современными требованиями работодателя выпускающая кафедра экономической теории ТЭФ активно взаимодействует с профильными финансовыми организациями как г. Томска, так и за его пределами.
Так, сотрудничество кафедры экономической теории ТЭФ с региональными отделениями Сибирского главного управления Центрального Банка России осуществлялось в течение всего предыдущего года в различных совместных проектах и мероприятиях: телемост ПАО Сбербанк «Пара со Сбером: инвестирую в финансы, инвестирую в себя»; онлайн-семинары по финансовой грамотности (грамотный инвестор, всероссийский зачет, прибыль слов), организованные ЦБ РФ и АРФГ; открытая лекция с элементами мастер-класса, посвященная вопросам денежно-кредитной политики; региональная олимпиада по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов и другие.
Студенты под руководством преподавателей-наставников как со стороны факультета, так и со стороны представителей банка, активно включаются в конкурсные интеллектуальные состязания. С сентября по декабрь 2021 года обучающиеся технолого-экономического факультета Коновалова Виктория и Борисевич Никита оттачивали профессиональные компетенции в открытом региональном конкурсе «История кредитной кооперации в Сибири», целью которого являлось формирование правильных представлений о кредитной кооперации как механизме финансовой взаимопомощи между членами кооператива, ее основополагающих принципах посредством изучения исторического опыта и творческой деятельности.
В конкурсе приняли участие более 50 студентов из 11 вузов и 7 регионов Сибири (Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия). Участники представили 31 конкурсную работу: 6 – по теме «Портрет кооператора», 15 – по теме «Истории о кредитной кооперации», 10 – по теме «Истории кредитных коопераций». Студентами ТЭФ была выполнена и представлена на суд компетентного жюри конкурсная работа на тему «Истории о кредитной кооперации».
«Конкурс, организованный авторитетным партнером ТГПУ – Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации, способствовал творческой самореализации, самоопределению, раскрытию и росту профессионального потенциала студентов, осваивающих образовательную программу «Экономика» с профильной направленностью «Финансы и кредит», – прокомментировала Копытова Анастасия Игоревна, зав. кафедрой экономической теории ТЭФ.
В перспективе 2022 года намечены плановые мероприятия в сотрудничестве ТЭФ и ЦБ РФ, в данный момент уже реализуется образовательный интенсив «Лично ориентированный подход к финансовой деятельности» в формате интерактивного диалога.
21 февраля 2022
День родного языка 2022: неделя тематических мероприятий в ТГПУ
21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка, который в 2000 году установлен ЮНЕСКО с целью поддержания мирового языкового и культурного разнообразия.
Дата празднования выбрана неслучайно: в этот день 1952 года в Дакке студенты вышли на улицы столицы Бангладеш бороться за право использовать родной язык бенгали. У демонстрантов было одно требование – уравнять их язык с государственным языком страны. Теперь же день отмечают различными мероприятиями: лингвистическими фестивалями, научными конференциями, посвященными разнообразию языков мира, концертными программами.
Дни с 21 по 26 февраля 2022 года в Томском Педагогическом объявлены неделей родных языков. В программе мероприятий – встречи с носителями народных языков Сибири, онлайн-экскурсия, викторина и многое другое.
21 февраля 2022 года
12.00 часов – творческое приветствие участников Недели от селькупского народа;
14.00 часов – встреча с представителями ТРОО «Союз коренных малочисленных народов Сибири», урок селькупского языка, культурная программа и старт онлайн-викторины «Языки и культуры народов Сибири».
22 февраля 2022 года
12.00 часов – творческое приветствие участников Недели от чулымского народа;
14.00 часов – онлайн-экскурсия «Многогранность профессора А.П. Дульзона», посвященная деятельности известного лингвиста, этнографа и археолога, профессора ТГПУ и основателя на базе вуза уникальной Томской лингвистической школы по изучению исчезающих языков Сибири.
24 февраля 2022 года
12.00 часов – творческое приветствие участников Недели от телеутского народа;
14.00 часов – видеопрезентация «История и современность кафедры языков народов Сибири. Часть первая».
25 февраля 2022 года
12.00 часов – творческое приветствие участников Недели от хантыйского народа;
14.00 часов – видеопрезентация «История и современность кафедры языков народов Сибири. Часть вторая».
26 февраля 2022 года
12.00 часов – закрытие Недели родного языка в ТГПУ: уроки по чулымско-тюркскому, телеутскому, хантыйскому и кетскому языкам, подведение итогов онлайн-викторины.
Трансляция всех мероприятий недели будет доступна в официальной группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте».
19 февраля 2022
В минувший четверг сотрудники кафедры экономической теории ТЭФ ТГПУ в сотрудничестве с Банком России дали старт образовательному курсу «Лично ориентированный подход к финансовой деятельности». Первой из трёх встреч стала онлайн-сессия «Место гражданина РФ в финансовом мире».
18 февраля 2022
Профилактика девиантного поведения: от проблем – к решениям на конференции в ТГПУ
Центральный день конференции в Томском педагогическом университете, посвященной развитию системы профилактики девиантного поведения, после пленарной встречи продолжился работой трех тематических заседаний.
17 февраля 2022
Буллинг, суицид и другие опасные формы поведения молодежи обсуждают на конференции ТГПУ
Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» продолжает свою работу в стенах ТГПУ пленарным и секционными заседаниями.
17 февраля 2022
Онлайн-программа «Образовательная среда» о родных языках прошла при участии эксперта ТГПУ
В России проживают представители более 190 национальностей, используются более 200 языков и диалектов. На уроках и факультативах школьники осваивают программы по 74 родным языкам. С какими проблемами сталкиваются преподаватели родных языков и как их решают? Кто создает современные учебники и где готовят учителей? Об этом в преддверии Международного дня родного языка поговорили участники еженедельной онлайн-программы «Образовательная среда» Минпросвещения РФ.
Экспертами онлайн-диалога выступили представители разных вузов и специализированных организаций страны:
- Денис Токмашев, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ;
- Лариса Маршева, и.о. директора Федерального института родных языков народов России;
- Янина Чиговская-Назарова, ректор Глазовского пединститута им. В.Г. Короленко, Удмуртия;
- Софья Унру, зам. директора Института народов Севера Российского педуниверситета им. А.И. Герцена по связям с регионами, Санкт-Петербург;
- Фаина Леханова, руководитель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Якутия.
Модератором программы стал Александр Милкус, зав. лабораторией медиакоммуникаций в образовании Высшей школы экономики, обозреватель «Комсомольской правды».
17 февраля 2022
В Общественной палате России прошло общественное обсуждение реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». В дискуссии принял участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов.
Он отметил, что в 2021 году завершена разработка примерных рабочих программ воспитания для образовательных организаций всех уровней. Их общим стержнем являются традиционные ценности, такие как Родина, семья, дружба. Совместно с заинтересованными органами власти и некоммерческими организациями разработан примерный календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год.
«По состоянию на 1 января 2022 года рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы разработаны в 97,5% образовательных организаций России», – сообщил заместитель Министра просвещения.
Основные направления реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» – это внедрение рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, проведение Всероссийского конкурса школьников «Большая перемена», поддержка Российского движения школьников и других юношеских организаций.
Справочно
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведётся работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
К концу 2024 года не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания.
17 февраля 2022
Разбудить внутреннего ребенка: старт всероссийской конференции в ТГПУ
Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» начала работу на базе факультета психологии и специального образования Томского государственного педагогического университета. В течение трех дней спикеры и эксперты проведут онлайн-встречи в поисках новых путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди представителей нового поколения.
16 февраля 2022
Новые последствия нового штамма, или что поможет в борьбе с «Омикроном»
В России и в Томской области в частности продолжается распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, при этом в региональном оперативном штабе по противодействию распространению вируса отмечают, что у 70% заболевших выявлен штамм «Омикрон».
Несмотря на ранее озвученные отличия нового штамма от «Дельты» (сниженная скорость распространения в лёгких, ослабленное действие и др.), сегодня экспертами в качестве последствий зафиксированы тяжелые поражения нервной системы у переболевших и регулярные воспаления у детей.
«Несмотря на более легкое течение «Омикрона», важно понимать: если коронавирус не приводит к пневмонии и ИВЛ, у него могут быть и другие последствия. Перенесенный COVID-19 может привести к тяжелым поражениям нервной системы – нейроковид и лонгковид», – в интервью ТАСС прокомментировал генеральный директор Научного центра молекулярно-генетических исследований «ДНКОМ» Андрей Исаев.
У переболевших в течение долгого времени наблюдаются последствия, среди которых давно известные потеря обоняния и слабость, а также ощущение «тумана в голове» и ухудшение памяти.
Основными силами против заражения остаются меры самозащиты (ношение маски, соблюдение социальной дистанции), а также своевременное прохождение вакцинации или ревакцинации. Студентам и сотрудникам ТГПУ для прохождения процедур в университете необходимо оставить заявку по номеру телефона: 311-384 (внутр. 41-25) для формирования группы. Доступные вакцины: «Гам-КОВИД-Вак», «ЭпиВакКорона», «КовиВак».
О мерах предосторожности напоминает Министерство здравоохранения Российской Федерации:
16 февраля 2022
В ТГПУ обсудят развитие системы профилактики девиантного поведения детей и молодёжи
16 февраля 2022 года на факультете психологии и специального образования ТГПУ начинает работу Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодёжи».
В течение трёх дней, с 16 по 18 февраля, пройдут мастер-классы, тренинги и практикумы от экспертов специализированных организаций из Томска, Томской области и Екатеринбурга. Заседания будут организованы в рамках пленарной встречи и научных диалогов в разрезе следующих тем:
- «Технологии социальной интеграции несовершеннолетних правонарушителей»;
- «Семья как ресурс социально-воспитательной и профилактической работы»;
- «Успешные практики профилактической работы образовательных и социальных организаций».
С докладами выступят специалисты и студенты из Томска и Томской области, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы. Систему социально-педагогической работы с семьями на опыте практики в Германии представит педагогический сотрудник Службы помощи семье Баумхаус (г. Зезен). В рамках второго дня конференции также будут организованы открытая лекция «Социально-психологические особенности современного поколения детей и подростков» и обсуждение фильма «Повелитель мух» (Великобритания, 1963).
Подробная программа конференции размещена по ссылке ниже. Чтобы присоединиться к участию в мероприятиях, необходимо пройти регистрацию и получить адреса для подключения.
16 февраля 2022
В физмат Центре ТГПУ прошел заключительный этап Всесибирской олимпиады школьников по математике
Заключительный этап Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике состоялся на томской площадке – в Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ, который не первый год является соорганизатором состязания. Организатором же олимпиады выступает Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета.
В заключительный этап олимпиады прошли 15 школьников из образовательных учреждений Томска, Томской области и Москвы: лицей при ТПУ, лицеи №№ 1, 7, 8, Томский физико-технический лицей, Сибирский лицей, Католическая гимназия, гимназия №56, Северский физико-математический лицей, Губернаторский Светленский лицей, АНО «Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства» (г. Москва).
«Я учусь в московской школе на заочном отделении. Всегда участвую в олимпиадах по физике и математике. Сегодняшняя олимпиада была легкой и, я думаю, что решил все. Задания могли бы быть и поинтереснее, так как в итоге граница победителя будет оцениваться максимумом баллов, а ниже на один – уже призер», – говорит Акумов Артём, ученик 11 класса Общеобразовательной школы Центра педагогического мастерства.
Мнения участников о сложности олимпиады, конечно, разделились: были и те, кому задания показались достаточно сложными.
«На олимпиаду пошел, потому что мне это интересно, я этим увлекаюсь и очень часто применяю свои знания, – прокомментировал Рибсам Эдуард, ученик 9 класса Губернаторского Светленского лицея (п. Светлый, Томская область). – Для меня олимпиада была очень сложной, но интересной».
ВООШ для участников – прекрасный шанс проверить свои знания в конкретной области, встретить единомышленников. Однако главная возможность для победителей и призеров олимпиады из старших классов – получить право на льготы при зачислении в вузы. Лидеры из числа представителей младших классов приглашаются в Летнюю физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете.
По традиции в организации и проведении олимпиады на базе ТГПУ сотрудникам Центра помогали студенты физико-математического факультета: Грачёв Роман, Имаева Злата, Кривошеева Евгения, Герасимова Екатерина. Теперь школьникам предстоит дождаться результатов и узнать об открывшихся им возможностях. Другую группу ребят, которые интересуются физикой, 13 марта ждет заключительный этап ВООШ по предмету.
15 февраля 2022
Педагогическое образование вошло в тройку лидирующих направлений, которые выбирают абитуриенты. Данные об итогах приема представлены в исследовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В 2021 году самыми востребованными направлениями стали «Здравоохранение», «Информатика и вычислительная техника», «Педагогическое образование», «Юриспруденция» и «Экономика». Впервые количество потенциальных педагогов превысило число тех, кто поступал на юридические направления подготовки. Только за последние два года прием по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на 10 тысяч человек (в 2020 году – 66 587; в 2021 году – 75 677; в 2022 году – 75 788 человек).
«Мы видим, что слово «педагог» у нынешней молодежи все больше ассоциируется со словом «престиж». И нам важно, чтобы все ребята, кто выбирает этот путь, были уверены в своем завтрашнем дне, в своем месте работы, чтобы у них был комфортный вход в профессию. И все наши инициативы и программы поддержки педагогов и педагогического образования направлены на это, – отметил Министр просвещения России Сергей Кравцов. – Немаловажно, что вслед за ростом популярности растет и качество приема».
Особую роль популярности направления «Педагогическое образование» отметил и руководитель мониторинга Ярослав Кузьминов:
«Работодатели должны знать, что отличники теперь идут в медицину и информационные технологии; экономисты и юристы – это в основном люди, учившиеся на хорошую, устойчивую четверку. Эти группы по качеству абитуриентов такие же, как будущие учителя. Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие десять лет – это одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда».
В рамках проекта Минпросвещения России «Учитель будущего поколения России» осуществляется модернизация педагогических вузов с точки зрения как условий, так и программ подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, что позволяет значительно повысить качество подготовки педагогов, которые в ближайшем будущем придут работать в школы. На эти цели в 2021 году направлено почти 5 миллиардов рублей.
15 февраля 2022
Реконструкция – для воспитания патриотизма: в ТГПУ начала работу новая экспериментальная площадка
На базе Томского Педагогического открылась экспериментальная площадка «Самоорганизация молодежи на основе коллективной деятельности в области исторической реконструкции», руководителем которой стал Балабаев Глеб Игоревич, эксперт Отдела патриотического воспитания молодежи.
15 февраля 2022
На пути профессионального самоопределения: в ТГПУ реализуется авторский факультатив
Период адаптации для первокурсников – один из самых сложных этапов обучения в университете. Чтобы помочь будущим педагогам, сотрудники Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ запустили уникальный образовательный курс «Профессиональное самоопределение педагога», призванный не только мотивировать обучающихся включиться в студенческую жизнь, но и посодействовать в определении траектории профессионального развития.
Факультатив реализуется в рамках рабочей программы воспитания в такте «Развитие творческих способностей». Занятия в роли преподавателей ведут начальники и руководители структур Центра.
«Факультатив – это продолжение такта «Адаптация», главный упор делается на совершенствовании универсальных компетенций будущего педагога. В рамках факультатива предусмотрены различные формы работы: интерактивы в сети Интернет, методики критического мышления, тренинги по самоопределению, чек-листы, встречи с выпускниками ТГПУ, работающими по профессии, и другие», – отмечает Наталья Михайловна Косовских, директор Центра ВР и МП.
Планируется, что обучение поможет студентам понять правильность своего выбора, покажет перспективы работы педагога и замотивирует их на самореализацию в этой профессии. В течение обучения студентам предстоит познакомиться с универсальными компетенциями, закрепленными ФГОС наряду с общепрофессиональными: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности.
«Важно начать проводить такую работу именно на первом курсе: здесь мы говорим об универсальных компетенциях, которые студентам предстоит осваивать в течение всего обучения в вузе. Данный факультатив значим как старт к освоению необходимых для будущего педагога навыков, а именно в начале обучения ребята ставят для себя определенные цели и задачи, анализируют, какие компетенции требуют более детальной проработки», – уверен Глеб Балабаев, эксперт Отдела патриотического воспитания молодежи ТГПУ, преподаватель факультатива.
Обучающимся предстоит пройти курс из 15 занятий, для закрепления ученики будут выполнять задания по пройденным темам на ресурсе Открытой образовательной среды ТГПУ. Результатом работы в семестре станет проект воспитательного события, которое впоследствии студенты проведут на своих факультетах. Первые занятия в рамках факультатива уже состоялись в дистанционном формате.
«Занятия на факультативе отличаются от других пар в расписании тем, что преподаватель встает на один уровень со студентами. Интересные формы коммуникаций мы встречаем на многих практических парах, но на «Профессиональном самоопределении педагога» чувствуется определенный комфорт благодаря постоянному взаимодействию. На первом же занятии нас начали знакомить с новыми формами работы. Например, формат «Три вопроса – три ответа», реализуемый в начале и в конце занятия, для меня был абсолютно новым, он помогает систематизировать полученные знания в конце и осмыслить, зачем я тут нахожусь, – в начале», – делится студентка ФПСО Дарья Чепова.
На первой встрече участники познакомились с понятиями самоопределения и саморазвития, научились отличать их друг от друга. Позже узнали о тех универсальных компетенциях, которые им предстоит сформировать в ходе факультатива, а затем развить в течение всего обучения в вузе. Знакомились с универсальными компетенциями с помощью метода «Колесо жизненного баланса»: в каждом углу семиугольника были обозначены необходимые всем специалистам УК, а также шкала оценивания от нуля до пяти для каждой из них. Студенты пытались оценить, насколько та или иная компетенция развита конкретно у них на данном этапе обучения. С помощью такого метода первокурсники смогли провести самоанализ и наметить траектории профессионального развития. Занятия продолжились освоением двух форматов для планирования: SCRUM и стандартный планировщик. По первой системе прописывается бэклог, то есть ожидаемый результат, затем то, что нужно сделать, чтобы его добиться, далее – действия, которые предпринимает человек, и проверка собственных усилий.
В ходе реализации такта первокурсников ждет множество интересных встреч с экспертами и работа в различных актуальных направлениях, итогом станет определение необходимых для прокачки компетенций и работа над повышением личного уровня УК каждого студента.
14 февраля 2022
Тимуровцы XXI века: в ТГПУ идет подготовка регионального конкурса «Лучшая студенческая дружина»
18 февраля в ТГПУ стартует масштабный конкурс «Лучшая студенческая дружина», который в этом году выйдет на новый уровень – региональный. Первые подготовительные этапы проходят прямо сейчас, основным из них стала «Школа кураторов».
С участниками конкурса – студентами вузов и ссузов региона – на протяжении всего соревновательного пути будут работать наставники, которые сегодня проходят специальную «Школу кураторов» от старших коллег и погружаются в суть конкурсного состязания.
«Это очень хороший проект, он принесет пользу обществу на уровне города. Например, мы с нашими дружинниками будем помогать пожилым людям с расчисткой территорий от снега, чтобы облегчить передвижение: наш проект входит в акцию «Снежная вахта», которая как раз и проводит такую работу в городе. Так, наши ребята смогут стать частью большого доброго дела. Среди дружинников есть и те, кто не состоит пока в отрядах, так что этот проект поможет не только принести пользу горожанам, но и найти хороших друзей, найти себя, определиться с тем, что интересно», – делится участница Татьяна Сухорослова, боец СПО «Данко» ТГПУ.
Обучение в «Школе кураторов» включило два этапа. Для бойцов организовали мастер-классы по способам управления коллективом и взаимодействия с подопечными. Также было необходимо определить, каким должен быть куратор и как создать образ наставника, который сможет замотивировать команду и повести за собой.
«Работа с дружинниками, конечно, отличается от работы с детским коллективом в лагере. Здесь куратор не взаимодействует со своей дружиной постоянно, круглые сутки: в течение месяца они плотно сотрудничают как отдельный отряд. Логика смен отличается и тем, что считается она не по дням, а по сборам, на которых идет активная работа над сплочением образовавшегося коллектива, чтобы сделать действительно командой», – рассказывает Анастасия Степанова, старший куратор по комиссарской деятельности.
Для своих учеников организаторы «Школы кураторов» разрабатывали игры самостоятельно, перерабатывая старые формы. Например, для знакомства ребят в микрогруппе через игру «Снежный ком» были использованы различные виды визуализации и реквизит. В результате первого этапа работы будущие кураторы самостоятельно разработали несколько игр и пополнили свою игротеку новыми мероприятиями, получив методические комментарии и рекомендации организаторов.
Кроме того, опытные коллеги показали воспитанникам возможные варианты первого сбора с дружиной, на котором необходимо будет придумать название команды, ее девиз и выбрать особенные «фишки», отличающие одну дружину от остальных. В игровой форме с помощью мозгового штурма студенты сами придумали название: сначала предложили три существительных по тематике конкурса, а затем три прилагательных. С помощью этих слов ребята составляли различные комбинации до тех пор, пока не получилась самая удачная.
«Благодаря опыту работы в лагерях многое, что давали на «Школе», было мне знакомо. Однако и пополнить свою методическую копилку тоже удалось: например, выбор названия и девиза команды с помощью мозгового штурма. Эту разработку я взяла на заметку и планирую использовать в своей работе как в лагерях, так и с дружинниками», – говорит Татьяна.
На втором этапе обучения предстояло познать основы личностного роста, научиться работать в команде с напарником. Для ребят провели также лекцию по логике смены и развитию временного детского и студенческого коллектива. Вместе с организаторами будущие кураторы разбирали подробную план-сетку дружин: знакомились с событиями, которые пройдут для дружинников; разрабатывали способы взаимодействия с подопечными в зависимости от периода смены; разобрали критические точки, с которыми могут столкнуться. Например, усталость от однообразия дружинных сборов, различные форматы которых были потом проработаны на «Школе».
Завершилось обучение демонстрацией учениками умения создать творческую визитку. В ней должна была содержаться подробная информация о человеке: о его опыте, интересах, предпочтениях и вкусах. Один из фактов обязательно должен был быть ложным, который затем пытались найти другие кураторы.
«Перед наставниками на протяжении всего проекта стоит непростая задача: из людей разного возраста, с разными интересами создать сплоченную команду, которая сможет прийти к победе путем совместных усилий. Для достижения этой цели каждую неделю есть лимит обязательной работы, которую они должны провести с дружинниками», – объясняет комиссар ВШСО ТГПУ Ольга Рудченко.
До старта конкурса «Лучшая студенческая дружина» ТГПУ дружинники и их кураторы встретятся на очных сборах, где придумают названия своих команд. Сейчас наставники активно взаимодействуют со своими подопечными в чатах и мессенджерах, придумывая визитку, которую представят на открытии проекта во второй половине февраля.
14 февраля 2022
Миру нужна наука, а науке нужны женщины
11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке, который в 2015 году учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи. Мир знает тысячи имен исследовательниц, которые внесли огромный вклад в различные сферы научного достояния человечества. Его важность подтверждается мировыми изменениями, а дополнительно подчеркивается различными премиями.
«Миру нужна наука, а науке нужны женщины», – уверены эксперты Фонда L'Oréal и ЮНЕСКО, которые объединили силы для продвижения женщин в сфере исследовательской работы. Благодаря их деятельности труды женщин-ученых становятся более заметными мировому сообществу, что помогает специалистам раскрыть свои таланты и вдохновить других женщин на самореализацию в научной сфере.
Для этих целей была запущена программа «Для женщин в науке» и учреждена одноименная премия, ставшая первой научной наградой, которая разбивает сложившийся стереотип о том, что исследовательская работа и выдающиеся ее результаты подвластны только мужчинам.
«Предоставление женщинам возможностей для участия в научной деятельности имеет важное значение для обеспечения равенства, которое приносит пользу всему человечеству, как это продемонстрировали лауреаты Премии L'Oréal-ЮНЕСКО «Для женщин в науке». Их пример побуждает девушек и женщин во всем мире к построению научной карьеры», – говорит Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО.
Ежегодно награду получают пять женщин из пяти регионов мира за выдающуюся новаторскую деятельность. В России программа стартовала в 2007 году и стала частью международного проекта L'Oreal-UNESCO «For Women in Science». К ее реализации подключились Российская академия наук, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Москве. К участию могут присоединиться женщины-ученые до 35 лет, которые заняты научной деятельностью в НИИ и вузах по направлениям: физика, химия, медицина и биология. С начала работы программы в нашей стране премию получили уже 125 исследовательниц. И этот шанс есть у каждой!
Женщинам в науке открыты все дороги, а за трудолюбие, интерес к исследовательской работе и желание разрешить ряд актуальных мировых задач назначаются различные награды, подтверждающие важность научного вклада в мировую повестку. Сегодня, в Международный день женщин и девочек в науке, вдохновиться на выбор исследовательской деятельности помогут истории женщин-ученых ТГПУ, которые уже имеют серьезный опыт научной работы или уверенно стоят на старте научной карьеры.
Интервью с исследовательницами из ТГПУ смотрите в 14.00 и в 17.00 часов в официальных группах ТГПУ в ВК и Facebook, а также в Instagram-аккаунте вуза.
11 февраля 2022
Вопросы РИНЦ и творческая мастерская: неделя науки продолжается в ТГПУ
В третий день «Марафона науки» в ТГПУ полезные мероприятия для всех увлеченных подготовили эксперты Научной библиотеки им. А.М. Волкова и Института детства и артпедагогики.
10 февраля 2022
«Марафон науки»: программа четвертого дня
«Марафон науки» в ТГПУ, который проходит с 8 по 11 февраля, завершат встречи с педагогами ТГПУ и приглашенными спикерами из Москвы. Эксперты расскажут о технологии «Мягкая среда» и ее реализации, познакомят с сенсорно-тактильными пособиями «ТАФИ», вспомнят имена великих психологов и педагогов и поднимут вопрос о взаимодействии с детьми в социокультурной образовательной среде.
15.00 часов:
1. Лекция «Образовательные решения при реализации технологии «Мягкая среда».
Спикер: Кожевникова Виктория Витальевна, к.п.н., ст. научный сотрудник лаборатории социально-педагогических исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва.
Трансляция в официальной группе ТГПУ в ВК
2. Лекция «Концептуальные основания технологии «Мягкая среда».
Спикер: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.псих.н., доцент кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, доцент кафедры теории и методики Института детства НГПУ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка по Томской области, г. Томск.
Трансляция в официальной группе ТГПУ в Facebook
16.00 часов:
1. Лекция «Сенсорно-тактильные пособия «ТАФИ» как элементы технологии «Мягкая среда» в деятельности педагогов дошкольного образования».
Спикер: Понгольская Кристина Викторовна, зам. руководителя компании «ТАФИ», г. Томск.
Трансляция в официальной группе ТГПУ в ВК
2. Научный доклад «Великие имена в педагогике и психологии».
Спикер: Никольская Ольга Лазаревна, к.пед.н., доцент Института детства и артпедагогики.
3. Лекция «Модель развития взаимоотношений педагога с детьми в социокультурной образовательной среде».
Спикер: Лыкова Ирина Александровна, д.п.н., зам. директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», академик Международной академии наук педагогического образования, г. Москва.
Трансляция на официальном YouTube-канале ТГПУ
Череду научных мероприятий ТГПУ заключит празднование Международного дня женщин и девочек в науке: интервью с представительницами Томского государственного педагогического университета с разным опытом научной деятельности, выбравших совершенно разные исследовательские направления, смотрите в официальных соцсетях вуза.
10 февраля 2022
Новости 1721 - 1740 из 8441
Начало | Пред. | 85 86 87 88 89 | След. | Конец