RSS

COVID-19: ситуация стабильно улучшается!

Эксперты ТАСС подвели ежемесячную статистику распространения коронавирусной инфекции в мире и зафиксировали в апреле снижение заболеваемости COVID-19 в два раза в сравнении с ситуацией в марте. Также отмечается, что процент смертности стал вдвое меньше и оказался на самом низком уровне с весны 2020 года.

Самый высокий уровень заболеваемости наблюдается в Южной Корее, Германии и Франции, а заметное снижение в Японии, Австралии, Таиланде и России:

«В России число подтвержденных случаев заражения коронавирусом в апреле оказалось примерно в четыре раза меньше, чем в марте. При этом сейчас число выявляемых в сутки инфицированных снизилось до уровня сентября 2020 года», – говорится в сообщении.

Однако по проценту смертности Россия занимает второе место после США: за месяц в стране зафиксировано более 7 000 смертей, что все же на 58% ниже, чем было в марте.

Специалисты прогнозируют скачок заболеваемости после майских праздников: уровень личной ответственности граждан определяется низким показателем, так как в течение первой части выходных многие россияне принимали участие в массовых мероприятиях, не соблюдая правила безопасности. Несмотря на это, эксперты считают, что резкий подъем возможен только при проявлении нового штамма, а сейчас болезнь может вновь возникнуть у тех, кто перенес вирус в начале года.

«У людей, которые перенесли коронавирус в январе-феврале, начинает снижаться иммунитет, а «Омикроном», который у нас циркулирует, можно болеть несколько раз. Поэтому повторный подъем заболеваемости среди тех людей, кто уже болел, возможен», – считает врач-инфекционист Евгений Тимаков.

Он также акцентировал внимание на том, что подъем не будет губительным для россиян, так как уже разработано достаточное количество вакцин и методов борьбы с постковидным синдромом, но пренебрегать самозащитой все же не стоит: необходимо продолжать носить маску, держать дистанцию и вовремя проходить процедуру ревакцинации.

Подробнее

4 мая 2022

Первого мая говорим о профсоюзе

История возникновения праздника связана с ростом самосознания рабочего класса и активизацией деятельности профсоюзов.

В советской России 1 мая отмечался праздничным шествием с флагами и транспарантами, на которых читались лозунги:

Да здравствует 1 Мая – День международной солидарности трудящихся!

Мир! Труд! Май!

Слава человеку труда!

Солидарность народов в борьбе за свои права – основа мира на Земле!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

После распада СССР сменился идеологический (больше политизированный) концепт Первомая: теперь это День весны и труда. Праздничные шествия стали не так многочисленны. Однако, несмотря на это, сохранилась одна из ключевых идей 1 мая – приоритет коллективного над личным и ценность единения людей. Идея, которая и в ситуации современного релятивизма ценностей, является базовой и определяет уровень цивилизационной позиции современного общества и человека.

Героями проекта «История ТГПУ в людях», посвященного праздничному дню, стали профсоюзные деятели университета.

В официальной группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте» 1 мая будем говорить о том, как вышеуказанная ценность раскрывается через деятельность Первичной профсоюзной организации студентов ТГПУ; почему профсоюз для молодежи – это модно; что такое команда Михаила Пронькина; почему быть активистом студенческого профкома – это быть неравнодушным и максимально готовым к новым реалиям.

А сегодня, в преддверии праздника, раскрываем тему важности профсоюзного движения через биографию и личность профсоюзного лидера сотрудников Томского Педагогического, человека, для которого профсоюз стал неотъемлемой частью жизни, – председателя ПК сотрудников ТГПУ Геннадия Николаевича Попова.

Подробнее

30 апреля 2022

Аналитическое ток-шоу «Особое мнение» ТГПУ: об уникальном методе В.Ф. Шаталова – к 95-летию педагога

1 мая исполняется 95 лет со дня рождения Виктора Федоровича Шаталова, известного советского и российского педагога, который вошел в историю как создатель авторской педагогической концепции «система Шаталова».

Одной из ключевых в авторской системе стала методика опорных конспектов. Суть ее – в структурировании информации и представлении в виде схемы, состоящей из опорных сигналов/знаков. Система Шаталова на практике приводила к невероятным успехам: позволяла осваивать за 7-8 лет курс десятилетнего обучения, годовой курс геометрии за полтора часа, а из двоечников и троечников сделать отличников. Неслучайно одна из книг педагога называется «Куда и как исчезли тройки».

Несмотря на результативность системы Шаталова, критики считали ее больше репродуктивной. Сегодня же авторская разработка Виктора Федоровича продолжает реализовываться в педагогической деятельности Школы-студии Шаталова, используется отдельными учителями. Что она из себя представляет для современных учителей, есть ли у нее будущее в мире цифровых педагогических технологий – в разговоре с экспертами проекта ТГПУ «Особое мнение».

Эксперты:

  1. Виктор Викторович Лобанов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Института развития педагогического образования ТГПУ, председатель Муниципального общественного совета по развитию общего образования и дополнительного образования детей в городе Томске.
  2. Нэля Вениаминовна Фетисова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ.
  3. Елена Юрьевна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и географии биолого-химического факультета ТГПУ, учитель географии МАОУ СОШ №50 г. Томска.

Журналист: Анна Якунина, специалист по связям с общественностью Управления стратегических коммуникаций и информационной политики ТГПУ.

Подробнее

30 апреля 2022

Юные дарования выступили на Областном конкурсе модельеров «Креативный дизайн» в ТГПУ

На технолого-экономическом факультете прошел ежегодный Областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн». Школьники и студенты региона представили свои эксклюзивные разработки на сцене Томского Педагогического.

Подробнее

29 апреля 2022

В ТГПУ состоялась IV областная историко-патриотическая конференция «Мы помним!»

В Научной библиотеке ТГПУ сотрудники факультета физической культуры и спорта совместно с представителями  регионального Союза ветеранов спорта провели Областную историко-патриотическую конференцию «Мы помним!», посвященную 77-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подробнее

29 апреля 2022

Медиаинтенсив от Команды Педагогического прошел для будущих педагогов

В течение двух дней на площадках воспитательного пространства Технопарка ТГПУ проходил «Практический медиаинтенсив» для студентов ТГПУ от лидеров структур студенческого самоуправления вуза и приглашенных спикеров.

Подробнее

29 апреля 2022

Возможности ТГПУ презентованы студентам Муданьцзянского педагогического университета (Китай)

Сотрудники Томского государственного педагогического университета встретились со студентами Муданьцзянского педагогического университета (Китай), чтобы рассказать об образовательных возможностях, достижениях и пути иностранного обучающегося в ТГПУ.

К онлайн-диалогу присоединились около 120 студентов из Китая. Открыл беседу начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов, который рассказал об образовательных программах ТГПУ, международной деятельности и достижениях вуза, отмеченных в различных рейтингах.

«Муданьцзянский педагогический университет – наш партнер со стажем: из этого университета к нам приезжают студенты по обмену, в течение нескольких лет профессор историко-филологического факультета ТГПУ О.В. Орлова преподает там русский язык, также в МПУ около 200 китайских студентов прошли обучение русскому как иностранному на базе электронной информационно-образовательной среды ТГПУ, – рассказывает Вадим Юрьевич. – Сейчас мы предлагаем студентам-бакалаврам Муданьцзянского университета поступать на обучение в магистратуру ТГПУ. Программа «Русский язык как иностранный» является самым популярным направлением среди китайских магистрантов. Это связано с тем, что в последние годы российско-китайские отношения – и политические, и экономические – развиваются и расширяются, поэтому наши выпускники всегда востребованы на рынке труда в Китае».

Подробнее магистерскую программу «Русский язык как иностранный» представила зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ Анна Владимировна Курьянович. Она отметила, что сотрудники кафедры уже долгое время активно вовлечены в международную деятельность: с 2015 года осуществляется учебно-методическое сопровождение и набор в магистратуру по РКИ, также с 2015 года 45 китайских магистрантов успешно защитили магистерские диссертации; китайский аспирант Ван Синхуа защитил кандидатскую диссертацию, по результатам защиты издана монография и словарь в двух томах; еще две китайские аспирантки заканчивают обучение в аспирантуре.

Педагоги кафедры проводят занятия на курсах русского как неродного (РКН) и РКИ на подготовительном отделении, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, курируют участие иностранных студентов в международных конкурсах, конференциях, помогают иностранным студентам в подготовке публикаций статей. Раз в два года кафедра организует и проводит учебно-методический семинар по вопросам РКИ (в партнерстве с Китаем и Польшей). Также реализует мастер-классы по русской культуре для иностранных слушателей, участвует в проведении Школы по РКИ для студентов из Японии (Университет Очаномидзу, Хиросимский университет), в ежегодном Международном фестивале-конкурсе детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир» (Томск, ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»).

«Китайским студентам непросто изучать русский язык, но они знают, что когда у них будет диплом специалиста, который окончил российский университет, они всегда смогут найти работу на Родине, – говорит выпускник аспирантуры ТГПУ, сотрудник вуза Ван Синхуа. – Они могут работать переводчиками, преподавателями русского языка, специалистами в коммерческих фирмах, которые сотрудничают с Россией».

Завершая презентацию, стороны выразили единогласную радость от продолжения сотрудничества и намеченных перспектив расширения образовательных и научных связей, отметили надежду на то, что эпидемиологическая ситуация позволит студентам из Китая в следующем году приехать в Россию и очно изучать русский язык и русскую культуру.

Подробнее

29 апреля 2022

Сила Архимеда: школьники Томской области приняли участие в Х региональной олимпиаде по физике в ТГПУ

Ученики 7 и 8 классов школ города Томска и Томской области приняли участие в олимпиаде по физике «Сила Архимеда», проведенной сотрудниками Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций вуза.

Подробнее

29 апреля 2022

Магистрант ТГПУ одержал вторую победу на Чемпионате России по тяжелой атлетике

В Екатеринбурге завершился XXVII чемпионат России по тяжелой атлетике среди старших возрастных групп. Томск и ТГПУ на соревнованиях представил магистрант факультета физической культуры и спорта Дмитрий Стрига, который выступил в весовой категории до 81 кг и одержал вторую подряд победу в данном состязании.

Свой путь чемпиона обучающийся ФФКиС начал в 1998 году в возрасте 10 лет. Простое желание стать сильнее побудило его начать упорные тренировки, которые уже через четыре года принесли значимые результаты: он получил звание мастера спорта, стал призером первенства Европы и попал в сборную России.

Вот неполный список заслуг Дмитрия:

  • 2002 г. – серебряный призер России и Европы;
  • 2003 и 2004 гг. – бронзовый призер России;
  • 2008 г. – чемпион Азии;
  • 2013 г. – серебряный призер России;
  • 2014 г. – бронзовый призер России;
  • 2016 и 2017 гг. – чемпион России;
  • 2018 и 2019 гг. – бронзовый призер России;
  • 2021 и 2022 гг. – чемпион РФ среди старших возрастных групп.

s28 3 1Попасть на чемпионат, как и в прошлом году, Дмитрию помогли представители администрации факультета, оказав финансовую поддержку. В столице Урала встретились 193 спортсмена из разных регионов страны. Все они – старше 30 лет. Магистрант ТГПУ выступил в возрастной категории 30-34 года и одолел 19 соперников: подняв в сумме двоеборья 281 кг, он стал абсолютным чемпионом.

«Каждый год я проверяю свой организм на прочность и выжимаю из него максимум. Выражаю благодарность ТГПУ, в частности декану ФФКиС Анатолию Николаевичу Вакурину, за очередную поддержку и помощь в организации поездки на данный чемпионат, – комментирует Дмитрий. – Сейчас я заканчиваю обучение в магистратуре ФФКиС и планирую работать в педагогической сфере: осуществлять преподавательскую и тренерскую деятельность по своему виду спорта, быть полезным обществу и передавать знания следующим поколениям спортсменов».

Несмотря на то, что уже 20 лет Дмитрий является спортсменом высокого класса, об остановке спортивной карьеры речи не идет: после новой победы он планирует продолжить усердные тренировки, ставить новые цели и добиваться их.

 

 

Подробнее

28 апреля 2022

Новости Минпросвещения РФ: об импортозамещении в сфере общего и среднего профессионального образования

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов принял участие во II Всероссийской акции «Поделись своим Знанием. Новые горизонты» и прочитал лекцию о новых возможностях школы и цифровой образовательной среды. Просветительскую акцию проводят Российское общество «Знание» совместно с Минпросвещения России.

Подробнее

28 апреля 2022

Федеральный форум «Новые горизонты» Российского общества «Знание» стартовал на площадке Томского Педагогического

Более 200 обучающихся, преподавателей и руководителей молодежных структур ТГПУ стали участниками большого трека «Новые горизонты», реализуемого в 33 педагогических вузах страны Российским обществом «Знание» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации. Мероприятие прошло в воспитательном пространстве Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ.

Подробнее

28 апреля 2022

«Научный полк» ТГПУ

Продолжая участие в патриотическом проекте Министерства науки и высшего образования России «Научный полк», расскажем историю Федора Григорьевича Пересыпкина, выпускника физико-математического факультета Томского государственного педагогического института, педагога.

Федор Григорьевич родился в 1911 году в с. Самарка Восточно-Казахстанской области в семье фельдшера. Окончил среднюю школу в г. Усть-Каменогорск и сразу после три года работал учителем начальных классов сельских школ и год в семилетке г. Семипалатинск – учителем физики 5-7 классов.

В 1933 году он поступил на физико-математический факультет Томского государственного педагогического института, который окончил весной 1938 года. В институте на военной кафедре прошел Высшую вневойсковую подготовку (ВВП) и получил звание командира взвода, позже был переаттестован и получил звание младшего лейтенанта запаса. После окончания вуза поступил на работу в Семипалатинский геологоразведочный техникум на должность преподавателя физики и электроники.

В июле 1941 года Ф.Г. Пересыпкин был призван в ряды Красной Армии. Три месяца он командовал стрелковым взводом в сформированной в г. Семипалатинск 238 стрелковой дивизии. Позже Семипалатинский облвоенкомат направил его в г. Ташкент на курсы «Выстрел» при академии им. М.В. Фрунзе, после окончания которых ему было присвоено звание лейтенанта. В составе роты штабных офицеров Федор Григорьевич был направлен в Москву в распоряжение ГУК НКО, где получил назначение в отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. В июне 1942 года он воевал на Юго-Западном фронте, а потом участвовал в Сталинградской битве и получил назначение на должность помощника начальника оперативного отдела штаба 19 стрелкового корпуса. В войсках корпуса участвовал в боях на Курской дуге, на Белорусском, I Белорусском и Прибалтийском фронтах. В августе 1945 года был переведен в штаб Первой Ударной армии на должность помощника начальника оперативного отдела штаба армии. В конце сентября 1945 года всех офицеров штаба армии перевели в штаб Туркестанского военного округа, Ф.Г. Пересыпкин стал старшим помощником начальника отдела Всеобуч, который руководил военной подготовкой учащихся школ, техникумов и студентов вузов.

В мае 1946 года выпускник ТГПИ был демобилизован и вернулся на работу в Семипалатинский геологоразведочный техникум преподавателем электротехники. С 1957 года заведовал заочным отделением техникума и преподавал электротехнику. В мае 1973 года вышел на пенсию, проработав в техникуме 30 лет. Находясь на пенсии, Ф.Г. Пересыпкин вел активную общественную работу: 11 лет был председателем Совета ветеранов гражданской войны и Великой Отечественной войны, 15 лет создавал и руководил Семипалатинским областным музеем боевой славы (открыт в 1985 году). В 2001 году ветеран войны и труда, майор в отставке Ф.Г. Пересыпкин отметил свое 90-летие.

Награды: орден Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда» и др.

Подробнее

27 апреля 2022

Высокотехнологичное оборудование – не только для физиков, но и для лириков: опыт ИИЯМС

Студенческое научное объединение Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ развивает научные исследования в следующих направлениях: методика преподавания иностранных языков, языковые картины мира (сопоставительные исследования, исследования тюркских языков Южной Сибири).

Некоторые студенты – билингвы, то есть с детства они говорят на двух языках. В Институте они изучают два иностранных языка и часто замечают, что слова в родном, втором и иностранных языках могут совпадать по форме: могут иметь близкое написание, однако произноситься они должны по-разному, иначе может возникнуть акцент, который приведет к непониманию.

Обучающиеся ИИЯМС решили выяснить, почему произношение родного, второго и иностранного языков различается. С целью снижения степени субъективного восприятия было привлечено высокотехнологичное оборудование, работающее по принципу функциональной диагностики, – мобильный аппарат Articulate Assistant Micro, разработанный для экспериментально-фонетических исследований, который может произвести ультразвуковую визуализацию языка от кончика до корня.

Кураторами проекта выступили заместитель директора ИИЯМС по науке и развитию Валерия Михайловна Лемская и доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Денис Михайлович Токмашев. Участники рабочей группы – студенты 1-4 курсов ИИЯМС: Дарый Соян, Сахаяна Калдар, Долзат Оюн, Алдынай Монгуш, Амилия Хертек, Алина Кузьмина.

«Ультразвуковое исследование произношения показывает изменения положения подвижных органов речи в динамике – работает ли в момент произнесения язык, какая его часть, отодвигается ли он назад, напряжен ли, двигается ли мягкое нёбо. При записи видно, какая именно часть языка работает в тот или иной момент произнесения звука», – поясняет Д.М. Токмашев.

s27 3 1В ходе эксперимента со студентами-билингвами из Тувы установлено, что русские, английские и тувинские слова, имеющие одинаковую форму, не произносятся одинаково. Так, тувинское произношение отличается большей степенью напряженности языка, гортани и мягкого нёба. В русском языке этого нет. В английском произношении напряженным может быть язык, но не гортань. Кроме того, тувинские долгие гласные отличаются задержкой напряжения языка при удлинении произнесения гласного.

Что касается диалектных различий родного языка, в ходе эксперимента было установлено, что некоторые слова тувинского языка носители произносят по-разному. В одних случаях гласные произносятся кратко, а в других происходит их удлинение, причем это сопровождается изменением положения языка и степени его подъема. Специалистами Института также отмечена сглаженность артикуляции у некоторых носителей, «приподнятость» подвижных органов речи, прежде всего – языка. Все эти наблюдения стали возможны именно при использовании высокотехнологичного оборудования ультразвуковой визуализации.

«В обществе давно сложился стереотип, что высокотехнологичное оборудование используется только в исследованиях технических наук. ИИЯМС ломает стереотипы и демонстрирует, что в век индустрии 4.0 высокотехнологичное оборудование должно использоваться и в гуманитарных науках, в частности в процессе исследования языков и обучения иностранным языкам. Помимо прочего, применение такого оборудования стимулирует интерес обучающихся к участию в научно-исследовательской деятельности», – отмечает директор ИИЯМС Анна Геннадьевна Богданова.

Промежуточные результаты эксперимента были оформлены в два видеоролика и поданы на всероссийский конкурс, проводимый Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС». А студенческое научное объединение ИИЯМС выразило намерение продолжать свои исследования.

Подробнее

27 апреля 2022

Молодые и опытные ученые обсудили вопросы цифровизации образования на Научной школе педагога-исследователя ИРПО

В Институте развития педагогического образования ТГПУ прошел семинар-исследование «Цифровизация в образовании как потенциал профессионального развития педагога-исследователя». Перед участниками – молодыми и опытными исследователями – особенно остро стоял вопрос значимости потенциала цифровизации в образовании и педагогической науке.

Подробнее

27 апреля 2022

10 недель без COVID-19

10 недель – такое количество времени сотрудники Роспотребнадзора наблюдают снижение заболеваемости коронавирусом в стране.

Из них только за последний месяц уровень фиксации заразившихся снизился почти на 33%. При этом, у заболевших за последнюю неделю в 93% случаев продолжают выявлять штамм «Омикрон», что на 4% меньше, чем на предыдущей.

Эксперты по-прежнему отмечают важность самозащиты для избежания ситуации заражения: необходимо продолжать носить маску, держать дистанцию, обрабатывать руки и вовремя проходить вакцинацию.

Параллельно замедлившемуся ходу распространения инфекции медицинские работники прогнозируют, как и куда может исчезнуть COVID-19. Так, например, специалист по особо опасным инфекциям, врач-иммунолог Владислав Жемчугов считает, что коронавирус может стать сезонным или найти «нового хозяина» в животном мире:

«Куда денется вирус, как закончится пандемия? Два варианта: первый – он станет сезонной инфекцией, как грипп, переходя из одного полушария в другое (из южного в северное, потом наоборот при смене времен года), второй – он найдет нового хозяина в природе и станет еще одной новой природно-очаговой инфекцией. Собственно, такие заболевания, как Эбола, чума, существуют на хозяевах или в природных резервуарах».

Такое положение дел, по мнению В. Жемчугова, не будет опасно для человека, так как является обычным процессом. Поддержка иммунитета позволит эффективно защититься от возможности заразиться коронавирусом от животных.

Подробнее

27 апреля 2022

Студенты ТГПУ – участники и призеры региональных чемпионатов для людей с ОВЗ «Абилимпикс»

В Томской области завершился этап VII Чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». В нем приняли участие более 200 томичей, среди них студентка первого курса факультета психологии и специального образования ТГПУ Оксана Фисенко.

Основная цель конкурсов «Абилимпикс» – обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. В ТГПУ люди с ОВЗ получают высшее педагогическое образование на разных факультетах и институтах. В вузе создана инклюзивная образовательная среда, позволяющая студентам с особенностями здоровья не только наравне с группой усваивать необходимые профессиональные знания и развивать навыки, но и совершенствовать надпрофессиональные компетенции через активное участие в культурно-воспитательных внеурочных мероприятиях.

В этом году томичи могли принять участие в конкурсе, выступая в одной из 25 компетенций: «Адаптивная физическая культура», «Веб-дизайн», «Веб-разработка (Программирование)», «Выпечка хлебобулочных изделий», «Дошкольное воспитание», «Ландшафтный дизайн», «Медицинский и социальный уход», «Художественный дизайн», «Экономика и бухгалтерский учет» и других.

«За годы проведения чемпионата количество участников увеличилось в пять раз, а число компетенций – почти в три раза. За успехами участников с интересом следят потенциальные работодатели. Подобные соревнования – отличный стимул для профессионального развития и дальнейшего трудоустройства участников», – отметил начальник областного Департамента профессионального образования Юрий Калинюк.

Будущий логопед, студентка ФПСО Оксана Фисенко попробовала свои возможности в компетенции «Дошкольное воспитание». В качестве испытаний участникам было предложено пройти на время два задания: провести урок с использованием интерактивной доски и игольчатого конструктора и образовательное занятие с прозрачным мольбертом.

«Первое конкурсное испытание проводилось на тему «Человек – техника». Я реализовала урок в формате шоу про профессию строителя. Игровая форма интересна для ребенка и является более эффективной для запоминания материала. В конце занятия необходимо было построить замок из игольчатого конструктора, – рассказывает Оксана. – На втором туре необходимо было провести речевое занятие по теме «Космос» с использованием прозрачного мольберта. Мы учились переносить изображение на мольберт, параллельно осуществляя разные голосовые разминки».

Как отметила студентка ТГПУ, для нее это были новые формы проведения занятий, которые открыли еще один путь к самосовершенствованию, возможность научиться использовать получаемые в вузе знания в связке с новейшими технологиями в педагогической практике. Также Оксана акцентировала внимание на том, что участие в конкурсах типа «Абилимпикс» полезно для каждого педагога, имеющего особенности здоровья: они показывают людям с ОВЗ, что всё в мире доступно для них, дают возможность почувствовать себя свободнее и делать то, что нравится, а также мотивируют работодателя не бояться брать на работу людей с инвалидностью.

Справка

Томский Педагогический принимает участие в чемпионатах с 2018 года, когда по поручению Президента России В.В. Путина Правительством Российской Федерации было издано распоряжение от 26 февраля № 312-р о ежегодном проведении конкурсов «Абилимпикс» в РФ. В этом же году магистрант факультета дошкольного и начального образования была удостоена третьего места в номинации «Социальная работа». Сегодня конкурс «Абилимпикс» стал частью президентской платформы «Россия – страна возможностей».

 

Подробнее

26 апреля 2022

«Светает. Пером и кистью»: ректор ТГПУ принял участие в открытии выставки выпускника Томского Педагогического Александра Сайбединова

В Томской областной государственной филармонии состоялось торжественное открытие художественной выставки работ народного учителя России, директора Губернаторского Светленского лицея, поэта, художника, писателя и выпускника Томского педагогического университета Александра Геннадьевича Сайбединова. В торжественном событии приняли участие ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, советник при ректорате ТГПУ Лариса Германовна Смышляева и директор ИРПО ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова.

Почетным гостем мероприятия стал губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин, который помог перерезать ленту во время церемонии открытия и выразил слова благодарности Александру Геннадьевичу за его талант и огромный труд.

«Светает...» – какое необычное и глубокое название выставки. Человек по жизни должен идти под лозунгом «светает», стремясь вверх, к свету, и ни в коем случае не думать о закате, – сказал глава региона. – Все картины, представленные в этом зале, поистине светлые и чистые, как и сам автор, который несет этот самый свет не только на полотна, но и в жизни своих учеников».

Губернатор подчеркнул, что для Томска открытие этой выставки очень значимо: ранее работы Александра Геннадьевича были выставлены только в Москве, а теперь каждый желающий томич может своими глазами увидеть их и получить удовольствие от просмотра.

Автор лично провел обзорную экскурсию для гостей выставки и поведал историю создания своих любимых картин: «Наедине», «Светает», «Лето. Гурзуф», «Россия», «Крик совы». Особое внимание было уделено работе «Утро», на которой изображен берег Томи и малая родина художника – деревня Эушта в рассветных лучах солнца. Александром Геннадьевичем было принято решение преподнести это полотно в дар Администрации Томской области, где оно займет почетное место.

«Все эти картины написаны о жизни, о красоте российской природы, о нашей прекрасной Томской земле. Когда я беру в руки кисть и начинаю писать, то через картины я делюсь тем, что чувствую к жизни в этом прекрасном мире, желая, чтобы эти чувства передались многим из вас, – говорит Александр Геннадьевич Сайбединов. – Для меня волнительно и трепетно открывать эту выставку на своей Родине, для моих земляков, но я благодарен каждому, кто пришел сегодня сюда ради искусства, благодарен за ваше внимание к моему творчеству».

Поддержать и разделить торжественный момент в жизни Александра Геннадьевича прибыли представители ТГПУ – ректор А.Н. Макаренко, советник при ректорате Л.Г. Смышляева и директор ИРПО Н.А. Семенова.

«Мы гордимся тем, что выпускник именно нашего университета является таким талантливым и разносторонним человеком, который известен по всей России не только своими прекрасными картинами с природой Томской области, но и как Заслуженный учитель школы Российской Федерации», – отметил Андрей Николаевич.

В завершении мероприятия гостям предоставили возможность подойти к философскому дереву жизни, сделанному Александром Геннадьевичем, и выбрать на память по одному яблоку мудрости с цитатами, написанными самим автором: «Искусство – это не род деятельности, это ее результат», «Тот, кто стоит первым, тот стоит и крайним», «Художник начинается не тогда, когда он получил знания, а тогда, когда он от них освободился» и другими.

Справка

А.Г. Сайбединов в 1990 году окончил Томский государственный педагогический институт. В 1993 году назначен директором Светленской районной общеобразовательной школы – художественного лицея, который в 2000 году был переименован в Губернаторский Светленский лицей. Александр Геннадьевич является членом Федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Министерстве образования и науки РФ, членом рабочей группы Министерства образования и науки РФ по разработке концепции образовательной области «Искусство», членом правления Ассоциации Лучших школ России, лауреатом премии правительства Российской Федерации в области образования (15.11.2012). Также имеет почетное звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» (29.12.1994) и почетное звание «Народный учитель России» (04.06.2009).

Является автором педагогической концепции «Эмоциональное образование», руководителем научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ с 2021 года. 

Подробнее

26 апреля 2022

«Научный полк» ТГПУ

Томский государственный педагогический университет присоединился к участию в проекте «Научный полк», организованном Министерством науки и высшего образования России. На ресурсах университета, в том числе Научной библиотеки ТГПУ, будут размещены реальные истории о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также вкладе научных коллективов в нашу Победу.

Для сохранения памяти о студентах и преподавателях университета – участниках Великой Отечественной войны на историко-филологическом факультете ТГПУ была создана «Книга памяти», которая содержит биографии погибших и победивших в этой войне представителей вуза. Издание служит образцом почитания и преклонения перед солдатами и офицерами ВОВ, отстоявшими свою Родину, а также нацелена на патриотическое воспитание молодежи.

На страницах «Книги памяти» зафиксировано имя Павла Ивановича Лукина, старшего преподавателя, позже – зав. кафедрой гимнастики, спорта и спортивных игр, а далее – декана факультета физического воспитания и спорта ТГПИ.

Родился Павел Иванович в д. Шмолы Петровского района Карело-Финской республики в семье крестьянина. Окончил 7 классов Кашинской средней школы, а также среднюю школу в г. Новгород. Поступил и успешно завершил обучение на физико-математическом факультете Карело-Финского государственного учительского института, а в августе 1941 года был призван в Красную Армию.

Он прошел всю Великую Отечественную войну, сражаясь на Ленинградском и 1 Украинском фронтах и занимая должности командира взвода, командира минометной роты, старшего адъютанта штурмового батальона. Демобилизовался в декабре 1945 года. После поступил на работу военруком и учителем физкультуры в среднюю школу №445 г. Ленинград. Продолжил получать образование на факультете физического воспитания и спорта Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. А после окончания института по состоянию здоровья (4 боевых ранения, одно – тяжелое: пуля осталась в легких) он нуждался в отъезде из Ленинграда и был направлен в Томский государственный педагогический институт.

1 сентября 1950 года Павел Иванович был зачислен старшим преподавателем кафедры гимнастики, спорта и спортивных игр. Новый педагог имел второй спортивный разряд по гимнастике и мотоспорту, третий спортивный разряд по лыжному спорту, туризму и баскетболу. Уже 27 ноября этого же года он был утвержден в должности заведующего кафедрой гимнастики, спорта и спортивных игр. С первого дня работы в вузе П.И. Лукин принял активное участие в организации нового приема на факультет физического воспитания и спорта. Позже ему было поручено руководство факультетом: с 1950-1951 гг. и 1952-1956 гг. Павел Иванович занимал должность декана факультета физического воспитания и спорта. А в 1958 году он работал заведующим кафедрой теории и гимнастики. Входил в сборную команду Томской области по спортивной гимнастике, принимал участие в соревнованиях в Москве. В 1958 году он был командирован от Томска для повышения квалификации на первенство мира по спортивной гимнастике в Москву. Квалифицированный педагог и тренер П.И. Лукин имел заслуженный авторитет в ТГПИ.

В 1959 году в связи с избранием его по конкурсу на должность заведующего кафедрой физического воспитания Карельского педагогического института Павел Иванович перевелся на Родину, в Карелию.

Награды: орден Красной Звезды (1942), орден Отечественной войны II степени (1943), орден Отечественной войны I степени (1945), орден Александра Невского (1944); медали «За отвагу» (1941), «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

Подробнее

26 апреля 2022

Новости Минпросвещения РФ: Президент объявил 2022–2031 годы в России Десятилетием науки и технологий

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022–2031 годы в России Десятилетием науки и технологий.

Соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в РФ Года науки и технологий, постановляю объявить 2022–2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий», – отмечено в указе.

В документе определены основные задачи на ближайшие десять лет, в том числе привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России.

План мероприятий Десятилетия науки и технологий будет утвержден в трехмесячный срок.

Региональным органам государственной власти предписано принять участие в реализации этого плана, а также разработать и утвердить свои программы мероприятий.

Сопредседателями Координационного комитета проведения Десятилетия науки и технологий стали помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко и вице-премьер Правительства Дмитрий Чернышенко.

 

Подробнее

26 апреля 2022

Результаты Всесибирской олимпиады школьников по физике и математике, прошедшей в ТГПУ

В Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ на базе Технопарка ТГПУ прошла Всесибирская открытая олимпиада школьников (ВООШ) по физике и математике.

Физмат Центр ТГПУ выступает единственной в Томской области официальной площадкой проведения ВООШ по физике и математике с 2015 года. Ее организатор – Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета. Мероприятие входит в перечень олимпиад школьников и их уровней, результаты которых засчитываются при поступлении в вузы.

Каждый из участников ежегодно проводит большую работу по решению олимпиадных задач. Для них подготовка к олимпиадам – неотъемлемая часть жизни, а сама олимпиада – финальное соревнование, которое показывает, насколько каждый усердно тренировался.

«Я начал заниматься с конца 8 класса самостоятельно по пятитомнику Мякишева. Трудно было только поначалу. Если занимаешься чем-то постоянно, постепенно все лучше понимаешь логику вещей, начинаешь видеть аналогии и следствия», – делится Никита Айвазов, ученик 11 класса Лицея при ТПУ.

AuQFtA8HQxkcm6cZv kYFSf1r62ZdJXFZf0vRbuPkMun7 jYPh9NdrJl7Yti7uj37OPsgfVcj VaKhfWj0d1zstDОсобенно важен в процессе подготовки к олимпиадам правильный выбор тренера, педагога, учителя, который поведет от простого уровня к самому сложному и поможет постепенно освоить материал. Ребята с теплом отзываются о своих наставниках.

«Важен наставник, который поможет разобраться в сложных моментах. Изначально таким был для меня мой учитель Анатолий Анатольевич Найдин. Он привил любовь к физике с 5 класса, так как его уроки всегда были очень интересными, а методика преподавания и оценивания – особой, – рассказывает Владислав Жарчинский, ученик 11 класса ТФТЛ. – Еще одна важная черта нашего педагога – требовательность, он всегда говорил всем ученикам: «Участвуйте в олимпиадах!», заинтересовывал и настаивал. За это я ему очень благодарен».

Участники ВООШ также передали слова благодарности за время, проведенное в подготовке, Александру Николаевичу Аполонскому, учителю физики Бийского лицея-интерната, члену жюри заключительного этапа ВсОШ по физике, старшему научному сотруднику Центра ДФМиЕНО ТГПУ; Сергею Владимировичу Абдрашитову, старшему преподавателю кафедры общей и экспериментальной физики физического факультета НИ ТГУ, младшему научному сотруднику Центра ДФМиЕНО.  

Благодаря качественной подготовке в этом году отмечено много призеров и победителей заключительного этапа ВООШ:

ФИ

Кл.

Школа

Статус

Математика

1

Лисок Никита

7

Лицей №1 им. А.С. Пушкина

Победитель

2

Лисок Артём

7

Лицей №1 им. А.С. Пушкина

Победитель

3

Дробот Нина

8

Томский физико-технический лицей

Победитель

4

Забейворота Кирилл

11

Томский физико-технический лицей

Победитель

5

Акулов Артём

11

Общеобразовательная школа «Центр педагогического мастерства»

Победитель

Физика

1

Жарчинский Владислав

11

Томский физико-технический лицей

Победитель

2

Айвазов Никита

11

Лицей при ТПУ

Победитель

3

Акулов Артём

11

Общеобразовательная школа «Центра педагогического мастерства»

Победитель

4

Акулов Егор

11

Общеобразовательная школа «Центра педагогического мастерства»

Победитель

5

Моховиков Денис

11

Лицей города Юрга

Призер

6

Макаров Данил

11

Томский физико-технический лицей

Призер

7

Лунин Игорь

7

Томский физико-технический лицей

Призер

А уже сегодня, 26 апреля, Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ откроет X региональную олимпиаду по физике «Сила Архимеда». Два дня в решении задач по физике будут соревноваться учащиеся 7-8 классов школ г. Томска и Томской области.

Подробнее

26 апреля 2022


Новости 1561 - 1580 из 8441
Начало | Пред. | 77 78 79 80 81 | След. | Конец