
Названы победители и призеры вузовского конкурса «Танцуй за факультет'22»
В воспитательном пространстве Технопарка ТГПУ завершился сезон 2022 вузовского конкурса «Танцуй за факультет». В финале встретились команды ИФФ, ИИЯМС, ФПСО, ФКИ (ИДиА), ФДиНО (ИДиА), успешно прошедшие первый тур, и 300 зрителей, которые поддерживали участников из зала.
19 мая 2022
Как родителям готовить детей к школе? Рассказывает эксперт ТГПУ
Общенациональный родительский форум Ассоциации развития педагогического образования продолжает свою работу на базе ТГПУ. 18 мая участники смогли посетить мастер-класс «Как родителям готовить детей к школе», который провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТГПУ Галия Хамитовна Вахитова.
Сегодня цифровизация занимает большую часть жизни человека. Современный ребенок имеет непрерывную и очень прочную связь с виртуальным миром и отличается непривычными взглядами на жизнь, формирующимися под воздействием новой реальности.
В ходе МК педагог отметила, что многие родители прибегают к программам раннего обучения дошколят, которые основаны на развитии навыков чтения и письма. Однако упор именно на эти навыки бесполезен: они абсолютно не влияют на личностный рост и мотивацию ребенка к обучению в школе. Не наигравшиеся дети, родители которых прибегают к усиленному оттачивания мастерства письма и чтения, зачастую быстро теряют интерес к получению знаний. Пробелы в обучении можно закрыть, а вот изменить уже сформировавшиеся личностные качества не так-то просто.
Формирование личности, установка моральных и нравственных качеств ребенка происходит в период от 5 до 7 лет, то есть до обучения в школе, что является прекрасным временем для налаживания доверительных отношений с миром, позитивного взгляда на жизнь и расширения кругозора.
Эксперт советует играть с детьми в различного рода игры: подвижные, словесные, игры на ходу, развивающие, логические, игры-соревнования, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и компьютерные. Последним стоит уделять не более 30 минут ежедневно. Игровой формат взаимодействия с ребенком позволяет развивать у него воображения, а также умения адекватно воспринимать поражения и быть терпеливым, принимать и оказывать помощь, контактировать с людьми и адаптироваться к работе в коллективе.
Г.Х. Вахитова привела в пример такие последствия дефицита игр у детей, как нервное и умственное истощение, замедление когнитивного развития, депрессия в подростковом возрасте, сложность в адаптации к новым условиям, сложности в отношениях со сверстниками. Родителям, готовящим своего ребенка к вступлению в ряды школьников, необходимо следовать природе ребенка, развивать его через совместное творчество, проявлять интерес к его талантам и делать акцент на психологическом благополучии.
19 мая 2022
Томский Педагогический отправляется на Всероссийскую студенческую весну
18 мая стартует одно из самых масштабных событий для молодежи страны – Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», который в этот раз проходит в рамках Года культурного наследия народов России в Самаре. Команда Томского государственного педагогического университета, успешно прошедшая региональный этап, станет одной из самых больших по численности: вуз представят 29 талантливых студентов и сотрудников.
В национальном финале встретятся студенты-победители региональных конкурсов из 85 регионов страны. Участниками Студвесны станут 3,5 тысячи студентов, 200 тысяч зрителей приедут в Самару в качестве болельщиков.
«Российская студенческая весна в этом году празднует 30-летие. Это ежегодный яркий праздник, объединяющих молодежь нашей страны. Знаковым является то, что наша Команда Педагогического именно в юбилейный год представлена большим числом участников, среди которых конкурсанты, группа поддержки и даже организаторы», – говорит директор Центра ВР и МП Наталья Михайловна Косовских.
Готовиться к фестивалю в Самаре начали больше чем за месяц, особое внимание при подготовке было уделено выступлениям и конкурсным мероприятиям на открытых площадках.
«Самарская область – один из лидеров по научно-технологическому развитию. Уверен, что проведение «Российской студенческой весны» в регионе создаст дополнительный стимул для привлечения студенческой молодежи в науку, а большой опыт Самарской области в организации всероссийских и международных мероприятий позволит провести фестиваль на высоком международном уровне», – прокомментировал министр науки и высшего образования России Валерий Николаевич Фальков.
Команда ТГПУ в финале творческого конкурса будет представлена танцевальным коллективом «KHITRITSY», который исполнит победный номер регионального этапа «Проклятие русалок». Танцовщики выступят в номинации «Хореография: большие составы. Эстрадный танец». А также студентка ФПСО Ксения Алтухова исполнит авторскую песню в вокальном направлении.
«Я впервые еду на фестиваль, думаю, эта поездка запомнится мне надолго, – делится ожиданиями Диана Янутова, студентка ФКИ. – Считаю, что это отличная возможность показать себя, свои возможности и посмотреть на таланты других ребят. Ожидаю не только прокачки профессиональных умений, но и много положительных эмоций, ярких впечатлений, общения с интересными людьми».
Студентов ТГПУ ждет неделя, которая, кроме конкурсных туров, включит культурную программу, встречи со спикерами, карнавальное шествие, спортивное мероприятие «Рекорды России», общение с участниками в рамках «Фестивального городка» и многое другое.
Помимо конкурсантов, в Самару отправляется и команда болельщиков ТГПУ. Ребята вошли в число победителей специального конкурса, организованного в рамках программы «Больше, чем путешествие». На три дня они станут частью яркого открытия юбилейной «Российской студенческой весны», а также посетят культурные места г. Самара и г. Тольятти. А сотрудники Центра воспитательной работы и молодежной политики Роман Романов, Максим Хусаинов и Екатерина Бобкова окажутся в сердце события и станут его организаторами, представив дирекцию фестиваля.
18 мая 2022
В ТГПУ стартовала Всероссийская неделя родительской компетентности, реализуемая в рамках IV Общенационального родительского форума «Современная школа глазами ребенка, родителя, учителя» Ассоциации развития педагогического образования. Открыл программу ТГПУ мастер-класс доцента кафедры дефектологии ФПСО Евгении Владимировны Дергачевой «Мальчик или девочка, любовь или значимость? Как позитивно воспитать способных и успешных детей».
В выступлении психолог раскрыла основные правила успешного родительства, сделав акцент на важности внимания родителей к интересам и потребностям ребенка; отказе от применения грубых методов воспитания через наказание и их замене на диалог на взрослом языке; направления талантов в нужное русло для положительной динамики их развития; укрепления детской воли посредством поддержки интересов; самовоспитания родителей.
«Современные дети очень нежные, к ним нужен особенный, деликатный подход, ведь угроза наказания настраивает их против родителей и побуждает к бунту, – говорит Евгения Владимировна. – Используя наказание, родитель становится ребенку врагом, от которого нужно таиться и скрываться, а не просить помощи и делиться своими ценными тайнами».
По мнению спикера, родителям девочки необходимо давать ребенку заботу, внимание и не запрещать хотеть от жизни лучшего и большего, ведь при грамотном подходе это желание помогает правильно ставить цели и достигать их. Мальчику же нужна умеренная свобода и независимость, чтобы с раннего возраста он учился самостоятельности и собственноручному прохождению жизненного пути. Когда мальчики в раннем возрасте подвергаются гиперопеке со стороны родителей, они становятся подвержены риску невроза и депрессии во взрослом возрасте из-за ощущения отсутствия собственной значимости и самостоятельности.
Важным уточнением эксперта стало то, что родителям необходимо учиться проживать эмоции вместе с ребенком, помогать ему отстаивать собственные границы. Их долг состоит в том, чтобы проявлять преданность и любовь по отношению к своим детям. Подробно мастер-класс доступен в записи.
18 мая 2022
В проекте «Научный полк» ТГПУ сегодня рассказываем о научном работнике ТГПИ Владимире Васильевиче Осокине, который не только прошел войну, но и стал первым выпускником института, получившим ученое звание доктора педагогических наук. Он автор более 60 научных работ, среди которых три монографии, а также учебных пособий для учителей и филологов.
Владимир Васильевич родился в 1918 году в д. Погореловская в бедной крестьянской семье. В 1924 году его родители переехали в Сибирь, в Томский район Новосибирской области. Первоначальное образование в объеме первых трех классов начальной школы В. Осокин получил под руководством старшего брата Алексея, работавшего учителем в сельской школе. Позже окончил 4-7 классы в разных школах, а в 1936 году, пройдя 8-месячные подготовительные курсы при Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ), поступил в Томский учительский институт, который окончил в 1938 году.
Владимир Васильевич преподавал русский язык и литературу в 6-9 классах в Кожевниковской средней школе. Одновременно учился заочно на факультете русского языка и литературы в ТГПИ. Экстерном сдал экзамены за III и IV курсы, а в июле 1940 года выдержал государственные экзамены. Ему была присвоена квалификация и звание учителя средней школы.
Позже в этом же году В.В. Осокин был призван в армию: сначала в Омск рядовым 332 легко-артиллерийского полка. Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны он был направлен во Второе Томское артиллерийское училище. После 6-месячной подготовки в звании младшего лейтенанта был направлен в 63 морскую стрелковую бригаду Уральского военного округа и назначен заместителем командира артиллерийской батареи 57 мм пушек. В марте 1942 года он был направлен в 1031 артиллерийский полк 100 стрелковой дивизии, где около года был командиром транспортного взвода, затем заместителем командира батареи ОИПТД 100 стрелковой дивизии на Воронежском фронте. 12 июня 1942 года 1031 артиллерийский полк начал боевые действия под Воронежем. В мае 1943 года В.В. Осокин вместе с группой офицеров был отозван в резерв 1-го Украинского фронта, где был слушателем учебного полка резерва офицерского состава артиллерии (УПРОСА). Затем командовал батареей в 22-ой противотанковой бригаде 4-го Украинского фронта, позже снова был в резерве около четырех месяцев.
Когда начались бои на участке 1-го Украинского фронта, он был направлен на усиление штаба артиллерии 101 стрелкового корпуса, а в ноябре 1944 года назначен начальником штаба артиллерийского дивизиона 623 артполка 183 стрелковой дивизии. В марте 1945 года В.В. Осокин был тяжело ранен в Польше под г. Трумень и два месяца находился в эвакогоспитале №1236 в г. Славута Украинской ССР. По окончании войны был начальником штаба отдельного учебного артиллерийского дивизиона в составе 260 артбригады 183 стрелковой дивизии, затем начальником штаба 85 механизированного полка 23 механизированной дивизии Прикарпатского военного округа. В августе 1946 года был демобилизован.
За смелость и героизм, проявленные в боях за Родину, В.В. Осокин был награжден двумя орденами и медалями. С 25 октября 1946 года Владимир Васильевич был принят штатным ассистентом в ТГПИ. 22 июня 1955 года в Научно-исследовательском институте методов обучения АПН РСФСР В.В. Осокин успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Выразительное чтение учителя на уроках литературы в V-VII классах». Позже доцент В.В. Осокин был назначен заведующим кафедрой русского языка института и проработал в этой должности более 20 лет (до 1985 года).
Как специалист в области русского языка, В.В. Осокин плодотворно работал в плане международного сотрудничества: в Китае, Чехословакии, Германии. В 1972 году в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина В.В. Осокин защитил докторскую диссертацию на тему «Изучение средств и способов актуализации речи в школе». Он стал первым из выпускников вуза, получившим ученое звание доктора педагогических наук. Для учителей и студентов-филологов им написаны учебные пособия «Изучение логического ударения в школе», «Изучение средств и способов актуализации речи в школе», «Формы общения». Плодотворным явилось его сотрудничество с московским Научно-исследовательским институтом преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР, результатом которого был выход совместных учебных пособий «Выразительное чтение», «Культура речи», программ по «Основам культуры речи», «Основам лекторского искусства». Им опубликовано более 60 научных работ, среди которых три монографии. В.В. Осокин скончался 27 декабря 1985 года в Томске.
Награды: ордена Отечественной войны II степени (1945), Отечественной войны I степени (1981) и «Знак Почета» (1982), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965.), «Советско-китайская дружба» (1959), «50 лет Вооруженных сил СССР» (1969), «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1970), «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1976), «60 лет Вооруженных сил» (1979), «35 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1980), «Ветеран труда» (1982 г.), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985), «Фонд мира» (1985), знак «Отличник просвещения СССР» (1980).
17 мая 2022
Дистанционная встреча вошла в программу ХХХII Кирилло-Мефодиевских чтений, к ней подключились более 70 человек. Организатором выступила Анастасия Игоревна Копытова, доцент, и.о. заведующего кафедрой экономики и предпринимательства технолого-экономического факультета ТГПУ.
К участию были приглашены специальные гости: Виталий Александрович Коллантай, иерей, заведующий сектором заочного обучения Томской духовной семинарии Томской епархии Русской православной церкви; Андрей Юрьевич Труш, руководитель отдела по работе с молодежью Томской епархии; Татьяна Анатольевна Чухно, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. К презентации докладов присоединились педагоги и студенты ТЭФ, а также школьники города.
«В переходный период, когда одни ценностно-смысловые доминанты сменяются другими, всегда есть возможность вернуться в отчий дом, напитаться и обогреться отечественной системой ценностей, – вводя присутствующих в тему встречи, отметила Анастасия Игоревна. – Именно ценности дарят нам ощущение свободы, безопасности, надежды. Они являются фундаментальной скрептой экономической безопасности, которая входит в приоритетное направление нашего правительства. Данный семинар включен в научно-методическую работу кафедры и раскрывает экономические вопросы с позиции традиционных отечественных ценностей».
В рамках работы семинара были подняты вопросы богатства и бедности в экономической безопасности; ментального подхода как аспекта экономической безопасности; коммуникативной, ценностно-смысловой структуры бренда; православного взгляда на современные вопросы и вызовы в экономике; управления личными финансами в молодежной среде; значимости экономической безопасности в школе; инвестиционной привлекательности организаций в современных реалиях и другие.
«Действительно, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, – считает студентка 781 группы ТЭФ Тамара Кузьмина. – Если не обсуждать подобные вопросы, не ставить их во главу угла, то результатом может быть примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего».
Немаловажное значение было уделено фактору личной успешности в современном мире. Этому было посвящено выступление «Богатство и бедность в вопросах экономической безопасности» Ольги Тимофеевны Лойко, профессора кафедры экономики и предпринимательства ТЭФ, которое было обозначено студентами как «технология личной перезагрузки».
Смысл поиска связи между пониманием экономической безопасности как глобального социокультурного явления и как локального озвучил студент ТЭФ Федор Суховеров в докладе «Инвестиционная привлекательность организаций в современных реалиях». Спикер поднял тему того, как стать инвестиционно-привлекательным сегодня, и предложил подробную классификацию глобальной и региональной инвестиционной привлекательности, которая состоит из территориальной, инновационной, кадровой привлекательности, а также привлекательности продукции и корпоративной культуры.
Обсуждалась на вебинаре и так называемая «new real» – новая реальность.
«Мы переживаем стадию технологического цикла, вступили в новую экономику – это реальность, а не далекое будущее, это ближайшие четыре года. В новой реальности признанные законы перестают действовать, начинают действовать новые. Главное, что сейчас закладывается фундамент новой эйкумены – нового дома, который не должен быть построен на песке, а для этого необходим духовно-нравственный фундамент, основанный на традиционной системе отечественных ценностей, социокод – православный», – прокомментировал Александр Иванович Шалыгин, доцент ИЭМ ТГУ, доцент Томской духовной семинарии.
Особый интерес и дискуссию вызвал вопрос фондовых рынков. Выступая с сообщением «Школьники на рынке инвестиций», Константин Санфиров, ученик школы №51, акцентировал внимание на том, что фондовые рынки не всегда выстроены в соответствии с моральными принципами, однако и там есть место патриотическим чувствам. Выбирая отечественные компании для активизации своей деятельности на фондовых рынках, каждый может внести немаловажный вклад в общее большое патриотическое дело. Спикер также отвел немаловажную роль в своей риторике педагогу по обществознанию Галине Алексеевне Кузиной, которая учит школьников воспринимать экономические вопросы через нравственные принципы.
Представляя доклад «Проблемы современной молодежи в управлении личными финансами», Галина Владиславовна Арышева, доцент кафедры экономики и предпринимательства ТЭФ ТГПУ, отметила, что в системе очередного экономического шока необходимо воспринять реальность как новые возможности, не вводить смуту, а подготовиться к некоторым экономическим трудностям. Спикер считает, что необходимо осуществлять личные инвестиции, получать и повышать уровни навыков, которые могут выстроить личный экономически безопасный маршрут. Педагог также выразила предположение, что далее, возможно, будет реализована Иранская санкционная модель, поэтому важно настроиться на мирное и оптимистическое решение проблем.
Завершая диалог, выступающие и слушатели единогласно определили важность массового освещения подобных вопросов, описания реальности с разных сторон и ее предупреждения.
17 мая 2022
Новости Минпросвещения РФ: более 2000 школьных учебников вошли в федеральный перечень
Подготовлен федеральный перечень школьных учебников, которые одобрены для использования в школах по всей стране. Список учебников пополнился изданиями по родным языкам и учебниками для детей с ОВЗ. Проект документа размещен на портале проектов нормативных правовых актов.
В обновленный перечень включены более двух тысяч наименований, среди них есть специальные учебники, которые могут быть использованы в адаптированных образовательных программах. Срок действия экспертного заключения для части учебников – 25 сентября 2025 года, для другой – до 25 июня 2026 года.
В январе состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам, по итогам которого для включения в федеральный перечень были одобрены 95 учебников. Подавляющее большинство составили учебники по родным языкам. Также в этот список вошли учебники по финансовой грамотности, кибербезопасности, обществознанию и другим предметам.
17 мая 2022
Наблюдается рост распространения COVID-19 в мире!
С конца марта, в течение семи недель, во всем мире наблюдалось снижение уровня распространения новой коронавирусной инфекции. Но последняя неделя вновь показала его рост: по информации ТАСС, за указанный период зарегистрировано около 3,4 млн заражений, что примерно на 0,2 млн превышает показатель за прошлый аналогичный отрезок времени.
Высокая активность вируса наблюдается в странах Азии. Так, в Японии вновь зафиксировано свыше 40 тыс. инфицированных за один день; в Таиланде отмечают по 7-8 тысяч новых случаев в сутки; стало известно о первых заразившихся в КНДР.
Ситуация усложнилась и в Америке: ежедневно там регистрируют свыше 80 тыс. случаев. Из европейских стран самой сложной считается обстановка в Испании. При этом на основе данных федерального оперативного штаба по борьбе с инфекцией отмечается, что показатель заражения COVID-19 в России за последнюю неделю минимальный с апреля 2020 года. Число заразившихся почти на 15% ниже, чем за предыдущие семь дней.
«Спустя более чем два года от начала пандемии можно сказать, что российская тактика противодействия распространению коронавирусной инфекции, суть которой в постепенном контроле за распространением, без перегрузки медицинской системы и полной остановки экономической жизни, оказалась более правильной, чем жесткая политика «нулевой терпимости» к коронавирусу, когда жизнь фактически полностью замирает в целых городах и областях», – отметил президент РАН Александр Сергеев в интервью ТАСС.
Он также акцентировал внимание на том, что прибегать к ревакцинации необходимо особенно во время появления новых штаммов. В остальных случаях проходить процедуру следует по рекомендации медицинских работников. Однако пренебрегать средствами индивидуальной защиты все же не рекомендуется: продолжайте защищать органы дыхания маской в общественных местах и держать социальную дистанцию.
17 мая 2022
Команда Томского государственного педагогического университета в партнерстве с вузами Большого томского университета , «Молодежной платформой развития» и Студенческим сервисным отрядом «Прогресс» организовала интеллектуальную игру музыкальной направленности «Самый умный: угадай мелодию» для молодежи города.
16 мая 2022
Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России представлены студентам ТГПУ
В дистанционном формате для студентов и сотрудников ТГПУ прошла новая лекция «Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России» от главного экономиста экономического отдела Томского Отделения Банка России Елены Владимировны Густап.
В мероприятии приняли участие студенты университета, объединенные преподавателями кафедры экономики и предпринимательства ТЭФ ТГГПУ. На лекции были освещены вопросы ценовой стабильности как основной функции Банка России, а также инфляционного таргетирования. Обсуждались зеркальные меры санкционной политики, инфляционные ожидания, совокупный спрос, структура рынка, тарифы. Студенты имели возможность услышать из первых уст о трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики и увидеть цепочку взаимозависимых влияний огромного количества факторов.
Чтобы реализовывать аналитическую компетенцию как базовую универсалию экономического образования, необходимо уметь пользоваться технологией воздействия на финансовые возможности на частном личностном уровне. Особо слушателей заинтересовал вопрос решения по ставке от 8 апреля и 29 апреля 2022 года. Лектор также объяснила, почему перестали нарастать риски финансовой и ценовой стабильности и является ли это фактором экономической безопасности; как проинфляционные риски влияют на стабилизацию рубля; как возможен запуск интеграционных цепочек через «серые рынки».
«Технология принятия решений по ключевой ставке, продемонстрированная специалистом Банка России, показала одновременно и сложность, и продуманность всех финансовых решений. Такой многоэтапный прогнозный раунд наглядно показывает, что финансисты проводят сложнейшую стратегическую политику, которая в нестабильных условиях вынуждена часто менять траекторию, но цели и задачи остаются неизменными, результаты достигаются в полном объеме. Нет повода волноваться», – констатировала доцент ТЭФ Оксана Анатольевна Нестерова.
Педагоги ТЭФ также отметили, что специалисты банка отслеживают на глобальном уровне волотильность участников принятия финансовых рыночных решений и корректируют стратегию, давая сигнал, который не является обещанием, хотя и выступает важным элементом коммуникации.
Главный экономист Банка России подробно осветила информационную открытость Мегарегулятора, показала и прокомментировала литературные издания банка с обсуждением публикуемых вопросов.
«Освещение решений и стратегий по ключевой ставке влияет на психологический микроклимат населения и, вне всякого сомнения, регулярная публикация аналитического материала Банка России влияет на фактор доверия и активизацию субъектов на финансовых рынках», – прокомментировала доцент ТЭФ Ольга Владиславовна Санфирова.
В качестве вывода педагоги мотивировали студентов к участию в подобных встречах, которые снимают градус напряжения, позволяют оценить ряд обывательских индексов (индекс курса и др.) и информацию в целом и научиться стратегически мыслить.
16 мая 2022
Опубликован новый выпуск журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета»
На официальном сайте опубликован новый выпуск журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin)», материалы которого посвящены разноаспектному рассмотрению актуальных проблем сравнительного языкознания, русистики и литературоведения.
Статьи раздела «Теоретическая и прикладная лингвистика» знакомят читателей с обзором современной лингвистики: комплексным описанием прецедентных феноменов в текстах новейших дискурсивных практик, включая интернет-коммуникацию диаспоральных сообществ. Изучается национальная картина мира на уровне отдельных ее фрагментов (концепт «смех» в современной русской картине мира), рассматриваются дискурсивные практики разной природы с позиций смыслового подхода на основании фреймового моделирования (на примере анализа смыслового пространства полилоговой коммуникации в рамках речевого жанра ток-шоу).
Исследования рубрики «Сопоставительная лингвистика» поднимают вопросы лингвокультурных коннотаций хроматических цветообозначений у британцев и славян, отражают ретроспективное изучение истории взаимоотношений татского и кумыкского языков. Статьи, размещенные в блоке «Германские языки», дают представление о специфике editorial как речевого жанра, милитарных коллокациях, ограниченных сферой функционирования военного и военно-политического дискурсов.
По словам доктора филологических наук, профессора ИФФ ТГПУ Н.С. Болотновой, в разделе «Русский язык» читатель может найти описание лексики женских записок из старообрядческой коллекции и размышления о тезаурусе современной молодежи на основе изучения прецедентных феноменов лирики Н.А. Некрасова по данным анкетирования. Исследования концепта «жизнь» в повести Г.И. Климовской «Онка» и воплощение ситуаций эмоционального состояния героев рассказов Л. Петрушевской представлены в статьях по стилистике текста.
Публикации по литературоведению посвящены анализу отечественной литературы XIX века (на материалах произведений В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, А. Полежаева) и детско-юношеской литературы середины ХХ века (роман А.М. Волкова «Зодчие») и начала ХХI века (цикл Л. Горалик о Венисане).
16 мая 2022
В ТГПУ наградили победителей и призеров ежегодной Спартакиады студентов
В актовом зале Технопарка ТГПУ прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров ежегодной Спартакиады ТГПУ, прошедшей среди первокурсников и сборных команд факультетов и институтов.
13 мая 2022
Студентка ТГПУ завоевала медаль на Международных соревнованиях по карате
Белорусская федерация карате провела Международные соревнования «Кубок дружбы», приуроченные к празднованию Дня Победы, где среди более чем 300 единоборцев из России, Казахстана и Белоруссии выступила и завоевала медаль студентка пятого курса Института детства и артпедагогики ТГПУ Анна Скворцова.
Когда девушке было 17 лет, в ее жизни появилось новое увлечение – карате, которое в скором времени переросло в жизненное призвание. С тех пор Анна занимается в МАУ ДО ДЮСШ единоборств с главным тренером Томской области по карате Русланом Мурадалиевичем Апаевым. Именно он разглядел в спортсменке потенциал и настроил на путь побед. Позже спортивный путь неспроста пересекся с педагогическим: уже сегодня студентка работает с детьми и передает воспитанникам навыки каратиста, в чем, конечно, помогают знания и практики взаимодействия, полученные в ходе обучения в ТГПУ.
Участие в международных соревнованиях в Минске не было запланировано: Анна готовилась лететь в Каир на престижное в спортивном мире состязание – Премьер-лигу по карате. По причине непростой сложившейся ситуации в мире доступ к мероприятию для российских спортсменов были вынуждены закрыть. В связи с этим Белорусская федерация карате приняла решение провести Международные соревнования «Кубок дружбы» между единоборцами из России, Казахстана и Белоруссии разных возрастных категорий на своей территории.
Турнир длился два дня. Для Анны это было первое участие в международных соревнованиях и первый выезд за пределы Российской Федерации:
«Турнир был организован на достаточно высоком уровне, чувствовалось, что это серьезное мероприятие, – делится воспоминаниями студентка. – Присутствовали судьи и тренеры международных категорий, было волнительно выступать перед ними».
В первом поединке девушка сошлась с представительницей Национальной сборной Белоруссии, а во втором, финальном поединке, – с первым номером сборной России. По итогам соревнований Анна завоевала серебряную медаль в весовой категории 50 кг (раздел «кумитэ»):
«Хоть я и уступила в финале первому номеру России, своим выступлением осталась довольна. Мне повезло встретиться с такими сильными соперницами, в борьбе с которыми требуется выложиться полностью и показать все, чему научилась за эти годы. Уверена, этот опыт положительно скажется на моей будущей спортивной карьере».
Вот уже более трех лет Анна самостоятельно тренирует подрастающее поколение, что позволяет ей расти не только как спортсмену, но и наращивать педагогический опыт и развивать навыки общения с детьми. Сегодня спортсменка является мастером спорта и тренером Карате-клуба «Сибирь» и точно не собирается останавливаться на достигнутом как в спорте, так и в педагогической деятельности.
13 мая 2022
Практика пробного действия, или как студенты ИДиА готовятся стать педагогами
Студенты второго и третьего курсов факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ представили на нескучной конференции «Педагогические удивления» итоговые отчеты по практике пробного действия, где для получения ценного педагогического опыта они трудились на протяжении месяца.
13 мая 2022
Эксперты России обсудили психологическое пространство личности на конференции в ТГПУ
На базе кафедры психологии развития личности факультета психологии и специального образования ТГПУ завершила работу II Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое пространство личности», где своим профессиональным опытом и результатами проведенных исследований поделились эксперты из Томска, Северска, Ярославля, Воронежа и Иркутска.
12 мая 2022
Аспирант ИФФ дал открытую лекцию в проекте Министерства просвещения РФ
Министерство просвещения России запустило проект «Лекторий», где спикеры из университетов страны выступают с открытыми лекциями о Великой Отечественной войне и ее последствиях. Экспертом новой встречи со зрителями стал аспирант историко-филологического факультета ТГПУ, председатель Совета регионального отделения Всероссийского поискового движения Максим Елезов.
Максим Анатольевич выступил с докладом на тему «Без срока давности: итоги работы томских поисковиков в 2021 году», в котором рассказал об опыте и результатах поисковых работ. К открытой лекции подключились студенты, школьники и педагоги из Томска и Томской области, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Краснодара, Саратова, Орла, Нижнего Новгорода, Тольятти и других городов и субъектов России.
Запись трансляции открытой лекции – в свободном доступе для всех желающих.
12 мая 2022
В новом выпуске проекта «Научный полк» ТГПУ отдаем дань памяти профессору кафедры педагогики и методики начального обучения ТГПИ Константину Макаровичу Браславцу, который не только прошел всю Великую Отечественную войну, но и, несмотря на этот сложнейший период жизни, не остановился в повышении профессионального уровня и состоялся как исследователь. Ему принадлежит первое фундаментальное описание русских диалектов Камчатки, книга «История в названиях на карте Сахалинской области», а также более 70 научных трудов.
Константин Макарович родился в 1924 году в с. Шестеринцы Лысянского района Киевской области Украинской ССР в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, он окончил 9 классов и стал работать в колхозе. Позже продолжил учебу в 10 классе, окончил среднюю школу №2 им. Толстого в г. Петропавловск-Камчатский, а в октябре 1942 года был призван в действующую армию.
К.М. Браславец прошел всю войну. В 1945 году он участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов в качестве командира минометного расчета и комсорга батальона. За успешную комсомольскую работу сразу после войны был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1947 году он демобилизовался в звании майора.
В сентябре 1947 года К.М. Браславец начал учиться на факультете русского языка и литературы Томского государственного педагогического института. Позже перевелся на историко-филологический факультет Томского государственного университета, который окончил. Два года проработал преподавателем русского языка, литературы, логики и психологии в средней школе №43 Томской железной дороги, работал и в Южно-Сахалинском педагогическом институте в должностях ассистента, старшего преподавателя, заведующего кафедрой русского языка, декана факультета русского языка и литературы, проректора по учебной и научной работе.
Еще в студенчестве К.М. Браславец проявил интерес к изучению сибирской диалектологии. Собранные им экспедиционные материалы послужили основой для кандидатской диссертации «Фонетика старожильческих русских говоров по старому водному пути с Иртыша на Енисей», защищенной в Москве в 1959 году. Позже в г. Ленинград он защитил докторскую диссертацию на тему «Диалектологический очерк Камчатки (фонетика, формы)». Эта работа была первым фундаментальным описанием русских диалектов Камчатки. В 1977 году Константину Макаровичу была присуждена ученая степень доктора филологических наук.
Ученый активно занимался исследованием топонимии о. Сахалин и Курильских островов. Результатом этой работы стала книга «История в названиях на карте Сахалинской области». Перу К.М. Браславца принадлежат около 70 научных и научно-популярных работ.
С августа 1983 года К.М. Браславец работал в Томском государственном педагогическом институте, состоял профессором кафедры педагогики и методики начального обучения ТГПИ. Он читал курс «Современный русский язык» на школьном отделении факультета начальных классов. Скончался 8 апреля 1995 года в г. Томск.
Награды: орден Трудового Красного Знамени (1976), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), знаки «Отличник народного просвещения» (1975), «За отличные успехи в работе» (1978), знак Советского комитета ветеранов Великой Отечественной войны (1980).
12 мая 2022
В Москве прошло Всероссийское совещание «Развитие методической службы в Российской Федерации», организаторами которого выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России. К очному участию в обсуждении и трансляции опыта присоединились проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева, директор Института развития педагогического образования Наталия Альбертовна Семенова и руководитель Парка ИОП и директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская.
В мероприятии приняли участие 450 представителей из 84 регионов России: руководители региональных органов управления образованием, организаций дополнительного профессионального педагогического образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, региональные методисты.
Актуальность вопроса адресного научно-методического сопровождения учителя актуализировал министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов:
«Рядом с педагогом должен быть человек, способный помочь разобраться в возникающих вопросах. Важно отметить, что никогда ранее такая задача перед методическими службами не ставилась. Работа методических служб была ориентирована в лучшем случае на группу педагогов, имеющих сходные методические проблемы. Теперь основной акцент в деятельности методической службы смещается в сторону учителя. Причем неважно, будет ли это обычная школа в городе или малокомплектная сельская школа, где педагог не всегда может оперативно получить квалифицированную помощь на рабочем месте».
Министр также обратил внимание, что поддержка педагогу требуется вне зависимости от его опыта и профессионального успеха, в частности важно своевременно осваивать новые технологии и пространства для обмена опытом. В этом ключе, по словам С.С. Кравцова, один из приоритетов связан с созданием типовых моделей, единых подходов конструирования имеющихся в регионе методических структур, организацией их в единую систему и установкой реального контакта между ними.
Пример взаимодействия структур университета с образовательными организациями представили сотрудники ТГПУ в рамках работы секции совещания «Федеральные научно-методические центры в системе методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов».
В докладе «Организация совместной проектной и исследовательской деятельности педагогического вуза и образовательных организаций для реализации непрерывного профессионального развития педагога» была презентована модель взаимодействия ТГПУ с образовательными организациями, реализуемая в ходе деятельности Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования:
«Функционально модель включает в себя реализацию сетевых проектов, исследований и научно-методических разработок. В лабораториях Парка ИОП анализируется и систематизируется уникальный практический опыт педагогов, создаются и апробируются инновационные разработки. Научные сотрудники помогают педагогам проанализировать их практический опыт и донести его до студентов, аспирантов, учителей и исследователей через публикации в журналах и открытые мероприятия», – рассказала Лариса Валерьевна Куровская.
По мнению представителей ТГПУ, в сетевом взаимодействии особую значимость приобретает совместная проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет педагогам в рамках своего непрерывного профессионального развития являться и субъектами исследования, и авторами проектов, и наставниками для студентов и других педагогов.
В ходе диалога представителей образовательного сообщества также были подняты вопросы трансформации методической службы в условиях создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, роли общественно-профессиональных объединений и сетевого наставничества в профессиональном развитии педагогов.
12 мая 2022
Новые победы: студенты ТГПУ стали чемпионами и призерами Томской области 2022 по игре в шахматы
В спортивном комплексе ТПУ завершились Чемпионаты области 2022 года по шахматной композиции, быстрым шахматам и блицу. В соревнованиях приняли участие 130 шахматистов из шести муниципальных образований Томской области, среди них студентки историко-филологического факультета Диана Акямсова и Института детства и артпедагогики Любовь Кузнецова, которые заняли победные и призовые места.
В течение трех дней на специально подготовленной площадке спортсмены встречались друг с другом в шахматных поединках. Первым стал Чемпионат по шахматной композиции. Игроки решали шахматные задачи и этюды, составленные для них организаторами. Хоть композиции и не связаны с шахматами напрямую, так как подобных позиций фигур невозможно достичь в обычной игре, шахматные построения раскрывают красоту комбинаций и представляют возможность участникам и зрителям насладиться многогранностью шахматного творчества. Второе место в состязании завоевала студентка ИДиА Любовь Кузнецова.
Следующим этапом стала игра в быстрые шахматы или, говоря профессиональным языком, – рапид, где два игрока делят поле, получают более 10 минут, но менее часа на обдумывание и начинают делать ходы, стараясь обойти соперника, сместив все его фигуры с игровой доски. В последний день спортсмены встретились на соревнованиях по блицу – молниеносной игре. Отличает блиц от рапида то, что на обдумывание ходов каждый игрок получает по три минуты, в короткий промежуток времени делая ходы, убирая игровые фигуры соперника. Бронзовым призером по блицу и чемпионом 2022 года по быстрым шахматам стала студентка ИФФ Диана Акямсова.
«Я занимаюсь шахматами с 8 лет. Попробовала в детстве для общего развития, понравилось и стала играть. К сожалению, сейчас у меня нет достаточного количества времени, чтобы уделять игре должное внимание, так что использую навыки из детства, – говорит Диана. – Кто бы что ни говорил, шахматы – это спорт. Во-первых, игра изначально идет на один из двух результатов – победил или проиграл. Во-вторых, тут есть определенные правила, которые необходимо соблюдать в процессе всей игры. В-третьих, шахматы – это игра с открытой информацией: все участники и зрители могут наблюдать за ходом соревнования и мыслительным процессом шахматиста».
Игра в шахматы является хорошим упражнением для развития умственных способностей, критического мышления, интуиции, концентрации и стратегического планирования. Это важнейшие навыки не только для будущего педагога, но и для каждого человека, которые необходимо развивать и мотивировать на это своих детей или воспитанников, например, посредством шахмат.
11 мая 2022
Центр воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ выступил куратором участия студентов вуза в событиях, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и реализованных в рамках направлений патриотического воспитания. Обучающиеся подключились как к университетским, там и городским и всероссийским мероприятиям.
11 мая 2022
Новости 1521 - 1540 из 8441
Начало | Пред. | 75 76 77 78 79 | След. | Конец