
Команда Педагогического выступила в числе организаторов Первого муниципального фестиваля детства
В День защиты детей Управлением образования Томского района был организован Первый муниципальный фестиваль детства, который прошел для детей 21 детского сада и 35 школ Томского района в сельском парке «Околица» (с. Зоркальцево). Команда Педагогического во главе с ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко посетила праздник. Студенты-активисты вуза выступили волонтерами и организаторами игровых площадок.
2 июня 2022
Праздник лета – в гостях у Педагогического
Первый летний день стены Томского педуниверситета наполнил детский смех: праздники для маленьких томичей в их праздник проходили с утра до вечера и включали культурную, образовательную и развлекательную программы. Сначала Институт детства и артпедагогики пригласил ребят пройти квест «Достопримечательности России», а затем, заручившись поддержкой других факультетов, встретил гостей в Учительском сквере на мероприятии «В гостях у Педагогического».
2 июня 2022
На ТЭФ подвели итоги Областного конкурса-выставки «Отходы – в доходы»
На технолого-экономическом факультете ТГПУ состоялся Областной конкурс-выставка «Отходы – в доходы», реализованный с целью приобщения детей и взрослых к экологическим проблемам образования и утилизации отходов с точки зрения предпринимательства. Победители конкурса были определены в трех номинациях: «Научно-исследовательская работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья», «Проектная работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья» и «Арт-объект из вторичного сырья».
2 июня 2022
В День защиты детей юные томичи познакомились с достопримечательностями России в ТГПУ
Ежегодно более чем в 30 странах мира 1 июня отмечается один из старейших праздников – Международный день защиты детей. Поздравить юных томичей поспешил Институт детства и артпедагогики ТГПУ и пригласил их вместе с родителями и педагогами пройти квест «Достопримечательности России».
2 июня 2022
Поздравление В.М. Кресса к 70-летнему юбилею В.В. Обухова
Уважаемый Валерий Владимирович!
Сердечно поздравляю Вас с 70-летием со дня рождения!
К этому знаменательному рубежу в Вашей жизни Вы подошли, имея большой багаж достижений, весомых результатов как в научной деятельности, так и в деле организации образовательного процесса. В свое время я, как губернатор, поддержал Вашу кандидатуру на должность ректора Томского государственного педагогического университета и нисколько не прогадал. В Вашем лице Томск получил достойного продолжателя самых лучших традиций Томского научно-образовательного сообщества. В том, что Вы стали одним из рекордсменов по длительности пребывания на ректорском кафедре в Томске (почти двадцать лет!) – нет никакой случайности. Своим трудом, энергией, неутомимостью Вы вывели на совершенно новый уровень ТГПУ, существенно укрепив его исследовательский, педагогический, кадровый потенциал, материальную базу. Новые учебные корпуса, восстановление исторического главного корпуса, бывшего Учительского института, новые научно-образовательные центры, лаборатории – все это плоды Ваших повседневных усилий и забот. Значителен Ваш вклад и в целом – в развитие Томского НОК, в реализацию проекта «ИНО Томск». Рад нашему длительному деятельному сотрудничеству, которое продолжается и по сей день, и, несомненно, будет продолжаться и в дальнейшем!
Желаю Вам новых успехов и открытий, крепкого здоровья, благополучия!
С уважением,
Виктор Кресс, заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, губернатор Томской области в 1991-2012 годах
1 июня 2022
К берегам педагогической мечты: для выпускников ИФФ прозвучал последний звонок
Студенты выпускных курсов историко-филологического факультета ТГПУ завершили пятилетнее плавание по океану знаний и приблизились к гавани защиты дипломных работ: праздник последнего звонка на ИФФ прошел по мотивам повести А. Грина «Алые паруса».
1 июня 2022
Поздравляем с юбилеем Валерия Владимировича Обухова!
1 июня 2022 года отмечает 70-летний юбилей Валерий Владимирович Обухов, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института научных исследований и разработок Томского государственного педагогического университета, ректор ТГПУ с 2000 по 2019 годы.
Профессиональная жизнь Валерия Владимировича на протяжении почти 30 лет связана с Томским педуниверситетом: в 1992 году он избран по конкурсу на должность профессора кафедры теоретической физики ТГПИ, в 1996 назначен проректором по научной работе ТГПУ, а в 2000 избран на должность ректора университета.
1 июня 2022
Выпуск аналитического ток-шоу «Особое мнение» ТГПУ, посвященный Дню защиты детей
1 июня, в Международный день защиты детей, серия аналитического ток-шоу «Особое мнение» ТГПУ посвящена проблеме понимания родителями «вселенной» своего ребенка.
В гостях у редакции – кандидат психологических наук, психолог по проблемам семьи, преподаватель психологии, дипломированный консультант-психогенетик, руководитель научно-практического центра «Психологии развития детей и взрослых», ученица профессора ТГПУ Г.С. Корытовой и выпускница вуза Юлия Анатольевна Ерёмина.
В диалоге с экспертом обсуждаем, как среда влияет на формирование личности ребенка, какая наука изучает взаимодействие генетического и социального, как навязывание детям нереализованных родительских желаний сказывается в будущем и почему же ребенок – это особая вселенная.
1 июня 2022
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днем защиты детей
Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем защиты детей.
У этого замечательного праздника – высокая, благородная миссия. Он обращает нас к вопросам охраны детства, обеспечения равных возможностей для учебы и самосовершенствования, для полноценного развития детей, подчеркивает всю важность защиты прав и интересов подрастающего поколения.
Отмечу, что в нашей стране проживают десятки миллионов детей. За этой цифрой поистине огромный созидательный потенциал, который обязательно раскроется, если для этого будут все необходимые условия в детских садах, школах, колледжах и домах. В этом безусловный приоритет нашей работы, наша главная цель.
И, конечно, этот день напоминает нам о том, как важно окружить теплом и заботой ребят, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, поддержать каждого в стремлении учиться и осваивать новое.
Желаю всем, кто вовлечен в работу с детьми, в востребованную благотворительную и просветительскую деятельность, успехов и всего наилучшего. С праздником!
Министр просвещения Сергей Кравцов
1 июня 2022
В новом выпуске проекта «Научный полк» ТГПУ вспоминаем биографию Сергея Гавриловича Чердынцева, который не только участвовал в военных действиях, но и отдал более 15 лет жизни учебе и работе в Томском государственном педагогическом институте.
Сергей Гаврилович родился 11 августа 1926 года в с. Батурино Кожевниковского района Томской области в крестьянской семье. После окончания средней школы в годы Великой Отечественной войны (1942–1943 гг.) работал в колхозе, а 17 октября 1943 года был призван в ряды военно-морских сил Красной Армии. В качестве матроса участвовал в войне с Японией в 1945 году. После окончания войны прошел службу от младшего боцмана до старшего боцмана, был курсантом (1947–1948 гг.).
В 1950–1954 годы С.Г. Чердынцев учился на факультете физвоспитания и спорта Томского государственного педагогического института. После учебы был оставлен в вузе в качестве ассистента кафедры анатомии и физиологии человека. 17 декабря 1958 года С.Г. Чердынцев был назначен деканом факультета физвоспитания и спорта ТГПИ, а 25 января 1960 года утвержден в этой должности приказом по Главному управлению высших учебных заведений. В 1959 году команды факультета физвоспитания и спорта приняли участие в первых Всесоюзных студенческих играх Министерства просвещения в городах Горький, Красноярск и Иркутск, а летом 1959 года студенты факультета с энтузиазмом работали на целинных землях Казахстана, показав образцы трудовой доблести. Сергей Гаврилович работал деканом факультета физвоспитания и спорта до 20 июля 1964 года.
В 1960 году С.Г. Чердынцев защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом биологических наук. Позже включился в работу по проблеме «Растительные стимуляторы и эндокринная система», которой руководил профессор Томского медицинского института А.С. Саратиков. В 1964 году С.Г. Чердынцеву было присвоено ученое звание доцента. В ТГПИ до 1966 года он руководил теоретическим семинаром по философским проблемам естествознания, умело сочетал педагогическую, научную и общественную деятельность.
Награды: медаль «За победу над Японией» (1945), медаль Ушакова, медаль «30 лет армии и флоту СССР».
31 мая 2022
Новости Минпросвещения РФ: в конкурсе «Воспитатель года России» появится методический совет
В Министерстве просвещения России прошло заседание оргкомитета Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».
На нем утвердили порядок проведения конкурса в 2022 году, а также Положение о создании научно-методического совета.
«Воспитатель года России» за двенадцать лет своего существования наряду с конкурсом «Учитель года России» стал наиболее значимым и авторитетным профессиональным педагогическим конкурсом, через который только на федеральном этапе прошло уже более восьмисот работников дошкольного образования. Конкурс растет, развивается, вовлекая в свою орбиту все больше специалистов дошкольного образования: воспитателей и учителей-логопедов, педагогов-психологов и инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования», – сказал первый заместитель Министра просвещения Александр Бугаев.
Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по просвещению Лариса Тутова отметила, что комитет поддерживает конкурс. Она подчеркнула, что профессиональное состязание важно педагогам для самоанализа и развития. Победитель конкурса «Воспитатель года России – 2021» Ольга Хитрова обратила внимание на то, что конкурс год от года меняется и дает конкурсантам возможность развиваться.
«Конкурс «Воспитатель года России» – это замечательный праздник профессионального мастерства. В этом году у нашего региона появились новые возможности для общения единомышленников и знакомства с новыми авторскими методиками. Это уникальная площадка для развития педагога», – сказала она.
Заместитель председателя Общероссийский Профсоюза образования Татьяна Куприянова указала на значение проведения конкурса в Ярославской области:
«Мы действительно очень рады, что благодаря победителю из Ярославской области мы сможем провести конкурс на древнейшей русской земле, где зародились уникальные педагогические традиции, благодаря которым мы сейчас имеем возможность участвовать в развитии российской психолого-педагогической олимпиады, которая начала и будет вносить все больший вклад в работу по ранней профессионализации педагога».
По ее словам, психолого-педагогическая олимпиада, а также развитие психолого-педагогических классов будут способствовать тому, чтобы подготовка педагога начиналась с раннего возраста.
На заседании оргкомитета были утверждены Положение о методическом совете Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» и состав методического совета Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Наталья Костюк отметила, что появление методического совета позволит не только посмотреть на то, как идет подготовка к проведению заключительного этапа конкурса, но и даст толчок для развития экспертного сообщества.
«Система дошкольного образования – это первый уровень, дающий основы и базовые составляющие для ребенка, который в дальнейшем станет составной частью образовательной системы. К созданию методического совета конкурса мы шли давно и постепенно. Мы всегда говорили о необходимости формирования экспертного сообщества. Это будет первый шаг, а в дальнейшем сообщество будет расти. В состав методического совета вошли сегодня те люди, которые прожили этот конкурс от «А» до «Я» и понимают что важно учесть на всех этапах реализации мероприятия», – отметила она.
В этом году в системе конкурса появится категория «призеры», которые будут выбраны из лауреатов по итогам второго очного тура. Пятерка призеров примет участие в финальном испытании «Педагогические дебаты», в результате него определится один победитель.
Заключительный этап XIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» пройдет с 23 по 27 сентября 2022 года в Ярославской области. На сегодня победители региональных этапов известны уже в 79 регионах.
Справочно
Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» проводится с 2010 года. Учредители – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования. Победителем Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021» стала Ольга Хитрова, учитель-логопед детского сада №93 (Ярославская область).
31 мая 2022
Третья Международная историческая школа завершилась в Туле. Томский Педагогический представили Айдана Ерлан, студентка ИФФ из Монголии, и Урбаньски Войцех Михал, магистрант ИРПО из Польши, при организационной поддержке Управления международного сотрудничества вуза.
31 мая 2022
Минимальное количество заболевших COVID-19 за неделю зафиксировано в России с апреля 2020 года
Прошедшая неделя (с 23 по 29 мая) показала минимальный прирост заболевших с конца апреля 2020 года. Об этом говорит ТАСС на основе данных федерального оперативного штаба по борьбе с инфекцией.
Штаб зафиксировал 30 586 заражений, что на 7,75% меньше, чем на прошлой неделе. При этом уровень снижения смертности понизился на 11%. Из плохих новостей – зафиксировали специалисты и снижение числа выздоравливающих: этот показатель уменьшился на 1.9%.
Как отмечают эксперты, спад заболеваемости происходит благодаря мутации вируса, который набирает скорость распространения, однако теряет силу тяжести течения.
«Новые подвиды «Омикрона» в полтора раза заразнее первоначального, причем они поражают и уже им переболевших, – говорит врач и телеведущий Александр Мясников. – Вакцинация также имеет ограниченный эффект. Хорошие новости – новые подвиды «Омикрона» вызывают, как правило, банальное ОРЗ, а то и вовсе протекают бессимптомно».
Несмотря на этот факт, эксперт сделал акцент на том, что людям из группы риска (пожилым и хронически больным) не стоит отказываться от вакцинации. Он также заострил внимание на том, что по эффективности вакцина от коронавируса сегодня сходна с эффективностью вакцины от гриппа и должна стать сезонной. К тому же она способна снизить риски долгих постковидных осложнений.
31 мая 2022
Бал благородных девиц прошел на факультете дошкольного и начального образования ИДиА
На факультете дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ состоялся последний звонок с символичным названием «Бал благородных девиц»: в этом году 58 выпускниц ФДиНО пополнят педагогические ряды региона и страны.
30 мая 2022
В ТГПУ зазвучали последние звонки
В Томском педуниверситете начались праздничные мероприятия для выпускников: череду последних звонков открыл факультет психологии и специального образования, который в этом году окончат 85 студентов. Вечер был наполнен приятными воспоминаниями, яркими выступлениями и искренними пожеланиями.
30 мая 2022
Выпуск проекта «История ТГПУ в людях», посвящённый Дню химика
Ежегодно в последнее воскресенье мая в России отмечается День химика – профессиональный праздник работников химической и нефтехимической промышленности.
К событию приурочен новый выпуск проекта «История ТГПУ в людях», в котором путь развития вуза раскрывается через судьбы заслуженных деятелей науки и образования, культуры и искусств, физической культуры и спорта, ведущих ученых и учителей с большой буквы.
В преддверии Дня химика, который в этом году празднуется 29 мая, гостем проекта стал Олег Хемович Полещук, профессор, доктор химических наук, главный научный сотрудник биолого-химического факультета ТГПУ, автор около 500 научных работ.
28 мая 2022
В преддверии Общероссийского дня библиотек, который отмечается сегодня, 27 мая, в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ состоялась встреча библиотекарей Большого томского университета «Библиотека – Университет: 120 лет вместе». Гости познакомились с историей развития библиотечного дела в Томском педуниверситете, посетили книжные выставки и прошли мастер-класс по каллиграфии.
27 мая 2022
В ТГПУ завершился полугодовой курс «Профессиональное самоопределение педагога»
Воспитательная работа в Томском педуниверситете в этом году вышла на новый уровень: впервые сотрудники Центра воспитательной работы и молодежной политики в рамках учебной деятельности реализовали программу факультатива «Профессиональное самоопределение педагога» и готовы поделиться результатами.
27 мая 2022
Выпуск проекта «Научный полк» ТГПУ сегодня посвящен памяти Николая Федоровича Тюменцева, научного деятеля, который не только прошел годы Великой Отечественной войны, но и заложил основы биолого-химического образования в ТГПУ.
Николай Федорович родился в 1902 году в с. Катон-Карагай Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области в семье потомственного казака. Н.Ф. Тюменцев вырос в станице Алтайской в Восточном Казахстане. Отец, Федор Ильич (ок. 1876-1920 гг.), как политически неблагонадежный, не имел постоянной работы: служил то писарем, то ветфельдшером, то занимался сельским хозяйством. Мать, Анна Яковлевна (1879 г.р.), занималась воспитанием шестерых детей.
Образование Н. Тюменцев получил в начальной казачьей школе в родной станице и городском училище в г. Усть-Каменогорск. Затем он продолжил образование в реальном училище, но не смог окончить его из-за материальных трудностей. Николай вместе с младшими братьями работал в хозяйстве родителей, а после гибели отца во время гражданской войны в 1920 году все работы по хозяйству легли на его плечи. Он трудился и секретарем сельсовета, и продавцом в лавке, и делопроизводителем в волисполкоме. С 1924 по 1926 гг. он отбывал военную службу как красноармеец 36 артиллерийского полка в г. Чита. После демобилизации работал секретарем биржи труда, позже счетоводом центрального рабочего кооператива в г. Семипалатинск, был помощником бухгалтера транспортного потребительского общества Туркестано-Сибирской железной дороги. Однако всё это время его не оставляло желание продолжить свое образование: он готовился к поступлению в вуз и заканчивал вечернюю школу.
В 1929 году Н.Ф. Тюменцев попытался поступить в Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова в Москве, но не прошел по конкурсу. Он вернулся в г. Семипалатинск и продолжил работу на Турксибе. Участвуя в проведении коллективизации в Семипалатинской области, проявил себя как активный общественник. По направлению профсоюзной организации был принят на биологический факультет Томского государственного университета (ТГУ). В 1936 году он окончил геолого-почвенно-географический факультет по специальности «почвовед». Еще студентов он был принят младшим научным сотрудником на Томскую зональную станцию зернового хозяйства, где и остался работать после окончания вуза. Позже Н.Ф. Тюменцев работал в качестве почвоведа-агрохимика в химической лаборатории Томского опытного поля, был старшим научным сотрудником, заведующим секцией химизации Томской зональной станции зернового хозяйства. В 1940 году Н.Ф. Тюменцев участвовал в работе Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Пройдя в университете курс военной подготовки, Н.Ф. Тюменцев получил звание лейтенанта и был аттестован на командира взвода артиллерии.
В 1939 году он был призван в армию в связи с инцидентом на Халкин-Голе. С началом Великой Отечественной войны он был вновь призван в армию. С 1943 по 1945 гг. Н.Ф. Тюменцев принимал участие во многих сражениях в составе 754 гаубичного артиллерийского полка на Ленинградском, 1-ом Прибалтийском, 2-ом Белорусском фронтах в должностях начальника штаба дивизиона и помощника начальника штаба полка. Воевал на территории Польши и Германии. За героизм и отвагу он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и тремя медалями. Н.Ф. Тюменцев демобилизовался в 1946 году в звании капитана.
С 1 августа 1946 года он устроился старшим научным сотрудником и заведующим отделом химизации на Томскую зональную льноводную опытную станцию. Позже перешел работать в ТГУ, сначала ассистентом кафедры почвоведения, потом старшим преподавателем кафедры агрономии. Позже Н.Ф. Тюменцев был начальником почвенного отряда Томского областного управления сельского хозяйства. А в 1951 году Тюменцев поступил в аспирантуру ТГУ к профессору В.Т. Макарову. В Совете ТГУ он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль удобрений в земледелии нечерноземной полосы Приобья» (официальные оппоненты – профессор М.М. Окунцов и доцент Г.Н. Блинков). В январе 1954 года Н.Ф. Тюменцев был утвержден в ученом звании доцента по кафедре агрономии, а в 1955 году – заведующим кафедрой агрономии ТГУ.
С 1 сентября 1959 года Н.Ф. Тюменцев был принят доцентом и исполняющим обязанности заведующего кафедрой основ сельского хозяйства в Томский государственный педагогический институт в порядке перевода из ТГУ. Под руководством Н.Ф. Тюменцева была создана материальная база кафедры основ сельского хозяйства: кабинеты почвоведения, растениеводства, животноводства, механизации сельского хозяйства. На кафедре начались первые в педагогическом институте хоздоговорные работы по темам «Организация агрохимической службы в совхозе» и «Районирование поймы р. Оби». За годы работы в институте Н.Ф. Тюменцевым было опубликовано большое количество научных статей и монографии «Удобрения и урожай» (1959 г.), «Качественная оценка почв» (1962 г.). Многолетние исследования Н.Ф. Тюменцева стали основой докторской диссертации на тему «Роль удобрений в полеводстве нечерноземной полосы в Западной Сибири», которую он защитил в ноябре 1962 года. Н.Ф. Тюменцев работал в Томском государственном педагогическом институте около 10 лет (до 7 июля 1969 года), оказав решающее значение на подготовку педагогических кадров в вузе по данной специальности. Он скончался в 1976 году в Томске.
Награды: ордена Отечественной войны II степени (1944), Красной звезды (1944), Трудового Красного знамени (1966); медали «За оборону Ленинграда» (1943), «За взятие Кенигсберга» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 ГГ.» (1965), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).
26 мая 2022
В Томском педуниверситете реализован Всероссийский конкурс методических рекомендаций, разработок воспитательных событий, оператором которого выступил Центр воспитательной работы и молодежной политики.
Конкурс прошел в рамках перечня общественно значимых мероприятий, проводимых в 2022 году образовательными организациями высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Минпросвещения России, в сфере воспитательной работы, молодежной политики, просветительской деятельности и волонтерского движения.
«Воспитание – одна из приоритетных задач в образовании на сегодняшний день. Ежегодно система воспитания изменяется, выстраивая качественно новые ресурсные основания для внедрения в образовательный процесс», – комментирует руководитель конкурса, член экспертной комиссии, директор Центра ВР и МП Наталья Михайловна Косовских.
Основной целью конкурса стала поддержка в развитии и совершенствовании воспитательной работы в педагогических вузах, школах. Участники разделились на три категории: обучающиеся, молодые педагоги, штатные педагогические работники педагогических университетов. В качестве конкурсных материалов было принято 28 работ по направлениям воспитательной работы от конкурсантов из восьми педагогических вузов. К оценке привлечено семь экспертов из Томского государственного педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского.
«Работа в жюри была очень интересной с точки зрения тех проектов, которые предоставили молодые педагоги: они затрагивали очень востребованные направления, – поделился Иван Александрович Попп, член экспертной комиссии, проректор по проектной деятельности и молодежной политике УрГПУ. – Было видно, что участники, подавшие материалы на конкурс, серьезно относятся к работе. Отдельно отмечу качественно прописанную методологию».
Активно присоединились к участию в конкурсе педагоги и студенты ТГПУ, работы которых были высоко оценены членами жюри и получили призовые и победные места. Так, в категории «Обучающиеся» лауреатом 1 степени стала Юлия Цой (ФМФ) с методической разработкой воспитательного мероприятия «Компетентностная игра «Школа»; лауреатом 2 степени – Анастасия Доманина (ФПСО) с «Воспитательным мероприятием «Медиакорпорация».
В категории «Штатные педагогические работники педагогических университетов» представлены проекты сотрудников ТГПУ: «Физический театр» (авторы: А.Р. Аржаник, Ю.О. Любова, ФМФ) и «Национальные мотивы народных праздников в Сибири» (автор: Н.Г. Самолюк, ТЭФ), которые разделили 2 место.
По итогам конкурса будет создан сборник методических рекомендаций и направлен в педагогические вузы страны.
26 мая 2022
Новости 1481 - 1500 из 8441
Начало | Пред. | 73 74 75 76 77 | След. | Конец