
«Я – призванный литератор. С раннего детства я грежу литературой», – писал выпускник Томского государственного педагогического института Семен Иванович Ланцев, участник Великой Отечественной войны и герой нового выпуска проекта «Научный полк» ТГПУ.
Семен Иванович родился в 1909 году в с. Маслянино Новосибирской области в крестьянской семье. С 1914 по 1920 годы семья жила в г. Бийск, а в 1920 году опять приехала в с. Маслянино, где занималась сельским хозяйством. В 1930 году вступила в колхоз. С 1927 по 1931 годы Семен Иванович Ланцев был членом сельского совета, председателем сельского комитета крестьянской взаимопомощи, в колхозе был членом правления и заместителем председателя.
В 1931 году райколхозсоюз командировал С.И. Ланцева учиться на рабфак при Томском мукомольно-элеваторном учебно-научном комбинате. В 1934 году окончил рабфак и поступил на экономический факультет Мукомольно-элеваторного института, однако после одного года учебы и годичного перерыва (работал учителем в школе-семилетке) он перевелся на литературный факультет Томского государственного педагогического института. В вузе Семен Иванович проявил себя как целеустремленный студент и активный общественник. За успешную академическую и общественную работу был премирован. В августе 1940 года С.И. Ланцев с отличием окончил литературный факультет и по путевке Наркомпроса РСФСР был принят в вуз на должность ассистента кафедры русского языка. 1 октября 1940 года он был зачислен слушателем в очную аспирантуру при кафедре русского языка к профессору Г.Т. Чуичу.
В 1941 году из ТГПИ он был призван в ряды Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира отдельной роты учебного батальона 80-й стрелковой дивизии, лейтенант С.И. Ланцев погиб в бою 2 февраля 1943 года, защищая Синявинские высоты в Ленинградской области. Похоронен в братской могиле в д. Гайталово Мгинского района Ленинградской области.
9 июня 2022
Традиционная система школьного образования не будет вытеснена в связи с внедрением цифровых технологий в процесс обучения. Их применение будет дополнять уже существующие эффективные образовательные программы.
Об этом заявил в интервью телеканалу «Россия 24» Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов:
«Мы никогда не откажемся от традиционной системы обучения. Наш принцип – сохранение классического образования, общения учителя и ученика, потому что образование – это еще и воспитание. Воспитание нравственных ценностей, гражданина, патриота нашей страны».
Он отметил, что подключение цифровых технологий к процессу обучения становится вспомогательной мерой, когда школьник не может посещать уроки в связи с болезнью. Эта мера хорошо зарекомендовала себя в период пандемии.
Глава Минпросвещения России также сообщил, что продолжает активно развиваться информационно-коммуникационная платформа «Сферум». Она включает в себя аналоги социальных сетей, возможности видео-конференц-связи и обширную справочную базу. Сергей Кравцов напомнил, что с 1 января следующего года только государственные информационные системы будут использоваться в школах и учреждениях среднего профессионального образования. С 2023 года во всех школах страны будет применяться ФГИС «Моя школа».
Как рассказал министр просвещения, задача школьного образования – дать ценностные ориентиры школьникам, привить им уважение к старшим, любовь к своей Родине, доброту и отзывчивость, желание помогать ближним. В 2020 году принято решение вернуть систему воспитания в школы. С этой целью для них была разработана единая программа воспитательной работы. В частности, в школах появилась должность советника директора по воспитательной работе, а до конца 2024 года в каждом учебном заведении будут созданы театр и спортивная секция.
С нового учебного года начнется реализация еще одной важной просветительской инициативы, напомнил глава ведомства. В каждой школе учебная неделя будет начинаться с поднятия российского флага и исполнения гимна. Вместе с проведением церемонии школьникам разъяснят значение и историю государственных символов. В школах будут проводиться также уроки «Разговоры о важном», где школьники смогут обсудить с учителями волнующие их темы.
Сергей Кравцов акцентировал, что важно этот диалог выстроить, и тогда у нас будут счастливые дети, которые будут знать и понимать нашу историю, уважать старшее поколение, ценить, что они живут в прекрасной стране – России. Это непростая задача, но в планах министерства – решить ее совместно с учителями, родителями и самими школьниками.
9 июня 2022
Томский педуниверситет включен в перечень образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта Минпросвещения России и Минобрнауки России «Университетские профильные образовательные смены» для детей и подростков из Донецкой и Луганской народных республик. В ТГПУ будет реализовано три смены под общим названием «Свидание с Россией: Новые горизонты. Томскими маршрутами», они пройдут с 1 июля по 24 августа.
Проект «Университетские смены» направлен на обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и предусматривает проведение лекций по истории и культуре народов России, образовательные интенсивы и просветительские акции, мастер-классы, посещение объектов культурного наследия и многое другое.
В Томске программа будет носить название «Свидание с Россией: Новые горизонты. Томскими маршрутами». В ее рамках 1 июля в ТГПУ стартует первая из трех смен для 60 детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР. В течение 10 дней участники пройдут комплекс мероприятий на знакомство и сплочение, образовательный и культурно-просветительский маршруты, познакомятся с Томском в ходе реализации трех треков «Томск-исторический», «Томск-научно-образовательный», «Томск-студенческий».
«Программа образовательных смен выстроена таким образом, что, наряду с традиционной отрядной работой по сплочению коллектива, участники смены посетят объекты культурного наследия Томска, реализуют свои профессиональные пробы в Технопарке универсальных педагогических компетенций ТГПУ, поработают в интерактивной форме в направлении патриотического воспитания», – делится руководитель проекта, директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Косовских.
Еще две смены пройдут в ТГПУ с 11 по 20 июля и с 15 по 24 августа с общим планируемым охватом 180 детей. В психолого-педагогический корпус войдут специалисты Центра ВР и МП, профессорско-преподавательский состав вуза и выпускники ТГПУ, работающие по профессии.
9 июня 2022
Отправка гуманитарной помощи из региона жителям ДНР, ЛНР и других освобожденных территорий Украины осуществляется в девятый раз. Сбор средств проводится во всех муниципалитетах, на базах различных организаций, в том числе пункт открыт в Томском педуниверситете. Новую партию гуманитарной помощи проводил исполняющий обязанности губернатора Томской области Владимир Владимирович Мазур. К процессу присоединились студенты ТГПУ во главе с проректором по воспитательной и молодежной политике Дмитрием Борисовичем Насоновым, который также рассказал о реализации представителями вуза образовательно-просветительской миссии с беженцами и создании документального фильма «Непотерянное детство».
В наборы гуманитарной помощи вошли продукты (растительное масло, мясные и рыбные консервы, крупы, макароны, чай, печенье, сгущенное молоко), средства гигиены, бытовая химия, полотенца, постельные принадлежности. Давая старт отправке, В.В. Мазур поблагодарил горожан за включенность, неравнодушие и отзывчивость:
«Томичи, жители городов и районов нашей области – люди неравнодушные, одними из первых откликнулись на призыв о помощи. Каждый день несут в пункты приема самое необходимое тем, кто пережил горе. Сегодня мы отправляем уже девятую партию гуманитарного груза. И, конечно, продолжаем сбор, будем и дальше помогать нуждающимся».
Пункты сбора в любой организации региона работают на прием всего необходимого для закрытия базовых потребностей. Однако в Томский педагогический университет томичи чаще приносят канцелярские товары и книги, необходимые для организации образовательной деятельности детей. В процесс поддержки активно включены и будущие педагоги, которые стали инициаторами встречи с эвакуированными в Россию с мест спецоперации.
«Помимо гуманитарной помощи, которую собирают вузы Большого университета Томска, команда Педагогического приняла решение оказать жителям ДНР и ЛНР и психологическую поддержку, – рассказал на встрече Д.Б. Насонов. – Для реализации миссии вместе со студентами ТГПУ мы отправились в пункты временного пребывания беженцев в Липецк и Воронеж. Туда мы привезли авторскую методику доцента ТГПУ Ады Казимировны Бернатоните «Алгоритм анализа фильма для детей», а в процессе работы и общения с эвакуированными создали фильм «Непотерянное детство», просмотр которого способен развеять все сомнения о необходимости проведения спецоперации».
Документальный фильм «Непотерянное детство» доступен для просмотра на открытых ресурсах вуза. Для всех, кто хочет помочь жителям Донбасса, по-прежнему работают пункты сбора гуманитарной помощи. В ТГПУ оставить наборы можно в Первичной профсоюзной организации студентов (пр. Комсомольский, 75).
9 июня 2022
Стартап-проекты обучающихся физико-математического факультета и Института детства и артпедагогики ТГПУ представлены на конкурс «Студенческий стартап», заявочная кампания которого продолжается. Для всех, кто хочет присоединиться к конкурсу, в ТГПУ была проведена онлайн-встреча с обсуждением процесса подачи заявок и разбора типовых ошибок при их подготовке.
9 июня 2022
В рамках программы мероприятий профильной смены «Школа педагогического чудотворчества» и Школы-интенсива «Свет. Театр. Педагог» в ТГПУ прошла встреча школьников с создателями студенческого спектакля «Волков». В событии приняли участие обучающиеся четырех муниципалитетов: Томск, Северск, Кожевниковский и Бакчарский районы.
8 июня 2022
Студенты ТГПУ заняли призовые места в Межрегиональном конкурсе «Я. Финансы. Мир»
В Томской области завершился V Межрегиональный конкурс исследовательских, литературных, журналистских и семейных работ «Я. Финансы. Мир», проведенный в рамках региональной программы повышения финансовой грамотности населения Томской области и плана мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы в образовательных организациях региона. В число призеров конкурса вошли студенты историко-филологического факультета ТГПУ.
8 июня 2022
Студенты ИФФ разработали проект для школьников по теме «Дисабилити»
Студентами четвертого курса ИФФ ТГПУ был разработан просветительский проект для школьников «Дисабилити», который направлен на профилактику буллинга в подростковой среде. В качестве эксперимента первыми в тематической квест-игре приняли участие первокурсники факультета.
Буллинг – систематическая агрессивная травля группой лиц человека, который по их мнению отличается от установленных обществом поведенческих или внешних данных. Это одна из самых распространенных проблем современного общества, зафиксированная в том числе и в сетевом пространстве. В статистике, приведенной Членом координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Еленой Ивановной Суторминой, сообщается:
«Показатели третьего квартала 2021 года на 43% выше суммарного количества эпизодов онлайн-травли, выявленных за весь 2020 год».
Для профилактики буллинга среди подростков и молодежи студенты историко-филологического факультета ТГПУ Евгения Дементьева и Юлия Ранцева разработали просветительский квестовый проект «Дисабилити». Работали будущие педагоги под руководством доцента кафедры русской литературы ТГПУ Марины Леонидовны Левченко в рамках дисциплины «Методика обучения литературе».
Идея реализации проекта связана не только с актуальностью проблемы буллинга среди молодежи, но и с профессиональной потребностью студентов Томского педагогического университета: так как сегодня практически в каждой школе Томска и Томской области обучаются дети с ОВЗ, будущему учителю для организации эффективной работы необходимо владеть соответствующими компетенциями, иметь представление о специфике нормативных документов, регулирующих образовательный процесс, и обладать умением обеспечить комфортную учебную среду для каждого ученика.
«Первое и, мне кажется, самое важное, чем мы можем помочь как студенты, – привлечь общественное внимание к проблеме «особенных» людей, – говорит одна из разработчиков проекта Евгения Дементьева. – В свете новой инклюзивной формы обучения, вводимой в российских школах, эта проблема кажется еще более животрепещущей и актуальной, потому как хотя бы из показателей ответов участников квеста следует, что буллинг обучающихся с различными видами нарушений очень распространен».
В качестве пилотного варианта квест был проведен для первокурсников ИФФ, которые смогли расширить свои знания о проблемах людей с ОВЗ, в том числе социальных. Игра состояла из нескольких станций: решение кейсов, кроссвордов, вопросов Джеффа; изучение языка жестов; работа с текстом; рефлексия по фильму и мозговой штурм. Финальным этапом стало создание скетч-страницы «Дисабилити».
Кейсы были представлены ситуациями, в которых людям с ОВЗ может понадобиться помощь посторонних. Например: «Вы увидели человека в инвалидной коляске, который из-за высокого бордюра не может перейти дорогу по пешеходному переходу, каковы будут ваши действия?». По задумке организаторов, они нацелены на проверку студентов на пример этики. Подобные задачи, как говорит Евгения, студенты решали довольно быстро. Станция с кроссвордами включала различные вопросы на сообразительность: назвать загаданные нарушения здоровья, дать ответы о правилах поведения с людьми с разными видами ограничений. Вопросы Джеффа задавали разные провокационные ситуации, например: я разделяю людей с ОВЗ и здоровых. Студентам необходимо было ответить «Да», «Нет», «Не знаю» и аргументировать выбранную позицию. Две станции «Рефлексия по фильму» и «Работа с текстом» преследовали одну и ту же цель – проверку умения анализировать и понимать. В качестве материала были выбраны отрывок из фильма «Моя левая нога», стихотворение С. Козлова «Буллинг», произведения «Класс коррекции» Е. Мурашовой, «Я не тормоз» Н. Дашевской, «Зефирный Жора» Т. Шипулиной, фильмы «1+1» и «Виноваты звезды», где главными героями являются люди с ОВЗ. Участники проекта рассуждали о показанных проблемах, фиксировали, как буллинг сказывается на личностях людей, а также рассказывали истории, свидетелями которых они являлись, когда были школьниками.
Особо интересным студенты отметили изучение языка жестов. На практике ребята не только учились искусству жестикуляции, но и пробовали поговорить друг с другом и даже спели несколько песен. Заключительным штрихом, закрепляющим пройденный материал, стало создание скетч-страницы по теме проекта. Студенты проявили недюжинную креативность и заложили в свои произведения идеи по интеграции людей с ОВЗ в социум.
«Привить людям понимание того, что с людьми с ОВЗ необходимо общаться на равных и относиться к ним с уважением, – очень непростой процесс, но именно неравнодушный педагог, который владеет соответствующими знаниями и компетенциями, способен стать медиатором таких конфликтов, «буфером» процесса буллинга, – говорит научный руководитель проекта Марина Леонидовна Левченко. – Конечно, реальная школьная жизнь порой оказывается далека от шаблонов и схем, но задача наших студентов, а в будущем учителей состоит в том, чтобы обеспечить таким ребятам доступную среду и комфортное обучение».
В процессе прохождения квеста первокурсники проявили свою начитанность и насмотренность по теме, показали человечность, чуткость и развитый эмоциональный интеллект, дали понять, что современная молодежь готова обсуждать этот социально важный вопрос. Кроме теории, у студентов Томского Педагогического есть уникальная возможность применять полученные знания на практике, например, через участие в деятельности Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения», который сотрудничает с организацией для ментальных инвалидов «Ресурс+», Фондом Алёны Петровой и другими специализированными учреждениями, а также на базе вуза реализует проекты для детей и взрослых с ОВЗ («Дети одного солнца» и др.).
По итогу работы над проектом студентами ИФФ были созданы методические брошюры и чек-листы, которые могут служить рабочим подспорьем будущим педагогам, а разработанный и апробированный квест уже можно вводить в работу по социальному воспитанию школьников.
8 июня 2022
Томский Педагогический всегда славился талантливыми студентами. Пример тому – обучающийся факультета русского языка и литературы ТГПИ Георгий Владимирович Корытко (1933–1939 гг.), который уже в студенческие годы был известен своими писательскими трудами, а позже ушел на фронт, где показал смелость солдата.
Георгий Владимирович родился в 1914 году в с. Демьяновское Бородинского района Омского округа Сибирской губернии в семье учителя. В 1933 году он окончил курс Боготольского рабфака Томского электромеханического института инженеров транспорта и поступил на факультет русского языка и литературы Томского государственного педагогического института. Он был лучшим студентом в литературной группе института, даже писал роман «Студенты». Его произведения печатались не только в вузовской, но и в областной газетах, а также в журнале «Сибирские огни». Г.В. Корытко окончил вуз в 1937 году, но без сдачи двух экзаменов, так как был отозван на сборы командиров запаса в г. Новосибирск. С сентября 1937 года работал преподавателем русского языка и литературы в Горно-Алтайском педагогическом училище, где пользовался большим уважением студентов и коллег. В октябре 1939 года он сдал оставшиеся экзамены и получил диплом ТГПИ.
В 1939 году Георгий Владимирович как командир запаса был призван на военную службу и оставался кадровым военным (начальником штаба батальона, командиром батальона) до 1941 года. 9 июня 1941 года он был демобилизован, однако через месяц вновь призван на службу и воевал на фронтах Великой Отечественной войны. 13 марта 1942 года под г. Ржев на Калининском фронте Г.В. Корытко был ранен в бою. Пуля пробила правое легкое. После двухмесячного лечения в госпитале в июне 1942 года его направили на курсы военной переподготовки в г. Уфа, после чего он вернулся в действующую армию. Как свидетельствует извещение, он погиб 24 октября 1942 года под Сталинградом и похоронен в балке Буковой Дубовского района Сталинградской области.
7 июня 2022
Новости Минпросвещения РФ: система «Моя школа» станет ядром будущей цифровой образовательной среды
Внедрение в российские школы цифровой образовательной среды происходит с опорой на инфраструктуру, программное обеспечение и контент. Центральным звеном формирующегося цифрового образовательного пространства станет федеральная государственная информационная система «Моя школа».
Об этом сообщил директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец на VII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР-2022»).
«В прошлом году и в начале этого года Минпросвещения уже много сделало для перехода на цифровые платформы и создания цифровых сервисов. Конечно, это ФГИС «Моя школа», внедрением которой мы активно занимаемся и которую продолжим развивать в последующие годы. Она станет ядром нашей информационной среды», – сказал он.
Как отметил Андрей Горобец, формирование цифровой среды основывается на трех составляющих. Во-первых, необходимо создать удобную инфраструктуру, сервисы, понятные любому учителю и родителю. Они должны уметь пользоваться ими самостоятельно и учить этому учеников. Второй аспект – программное обеспечение, включающее в себя весь необходимый функционал. И наконец, ни одна система в образовании не может существовать без контента. Сервисы должны содержать точные образовательные и просветительские материалы.
По словам директора Департамента цифровой трансформации и больших данных, изучением цифровой среды должны заниматься как дети, так и их родители. С этой целью реализуется образовательный проект «Урок цифры». Андрей Горобец обратил внимание, что родители, вовлекаясь в процесс изучения, получают знания, которыми могут заинтересовать своих детей.
«Нашу стратегию цифровой трансформации мы разделили на несколько основных блоков. Это и контент библиотек, и вопросы, связанные с технологиями и программным обеспечением. Важнейшим элементом этого процесса стал сервис «Сферум», который позволяет обеспечить горизонтальное взаимодействие между учителями, обучающимся и родителями», – пояснил Андрей Горобец.
Он также подчеркнул, что процесс цифровизации происходит в постоянном взаимодействии с регионами, проводится работа по подробному разъяснению того, как устроены системы и сервисы.
ФГИС «Моя школа» призвана обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории страны, предоставить возможность реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и применением единого портала.
Единый доступ к материалам информационной системы заработает с 1 сентября 2022 года. Уже сегодня тестирование функционала платформы проходит в 15 пилотных регионах Российской Федерации. В систему будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента с курсами, а также система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников.
7 июня 2022
«Здравствуй, лето!» − слышалось радостное приветствие из залов Научной библиотеки ТГПУ, где активисты Волонтерского отряда вуза «Точка зрения» встречали подопечных Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-Плюс» на ежегодном празднике старта теплого сезона.
7 июня 2022
Уровень смертности от COVID-19 стремительно падает, однако ревакцинация остается необходимостью
Показатель смертности от новой коронавирусной инфекции COVID-19 находится сейчас на минимальном уровне с начала весны 2020 года. Однако, по утверждению министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, пандемия еще не отступила, а потому рекомендуется серьезнее отнестись к вопросам ревакцинации.
По заявлению М. Мурашко, сегодня в России почти 100 тыс. пациентов находится под наблюдением, в том числе 2,5 тыс. – в тяжелом состоянии.
«В этот период, когда все-таки достаточно высокий уровень заболеваемости еще сохраняется, рекомендуем проходить ревакцинацию раз в шесть месяцев», – сказал глава ведомства.
Несмотря на положительную динамику в России, во многих других странах инфекция не отступает, а в некоторых даже наступает с новой силой, что дает экспертам предполагать возможность появления новых штаммов.
«Трудно предсказать, как именно будет эволюционировать коронавирус, но тенденция такова, что новые штаммы должны быть более заразными, иначе они просто не вытеснят предыдущие варианты», – прокомментировал глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус.
Необходимость в конце лета привиться и от коронавируса, и от гриппа озвучила глава Роспотребнадзора Анна Попова. До этого времени рекомендуется внимательно относиться к мерам самозащиты и не пренебрегать ношением маски и удержкой социальной дистанции.
7 июня 2022
Почти 70 регионов стали участниками мероприятий ТГПУ в рамках Общенационального родительского форума
Завершился IV Общенациональный родительский форум «Современная школа глазами ребенка, родителя, учителя», организованный Ассоциацией развития педагогического образования. В работе форума, который длился с 10 мая по 2 июня, приняли участие педагогические вузы России, одним из которых стал Томский Педагогический.
6 июня 2022
Выпускники ИИЯМС – за кадром последнего звонка
Годы учебы студентов Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ пролетели незаметно. О том, как выпускники жили все это время, чем увлекались и как сдавали последнюю сессию, рассказал спецкор Института на вечере последнего звонка, пригласив в эфир, конечно, главных гостей – выпускников и педагогов ИИЯМС.
6 июня 2022
Опубликован новый выпуск журнала «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review»
На официальном сайте издания опубликован третий выпуск научного журнала ТГПУ «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review».
В нем представлена актуальная тематика в сфере воспитания, обучения и подготовки специалистов. Описан опыт уникального образовательного учреждения в Томской области, известного во всей России, – Губернаторского Светленского лицея, в котором реализуется концепция эмоционального образования А.Г. Сайбединова, народного учителя Российской Федерации, директора лицея и руководителя Научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования ТГПУ.
«В концепции эмоционального образования принципиально изменено содержание образования, в учебный план введено 20% предметов художественно-эстетического цикла. Изменение содержания − сознательный выбор современных педагогов, стремящихся к эффективной деятельности не только на уровне обучения, но и воспитания», − отмечает автор.
В номере представлены научные исследования развития музыкального вкуса у подростков, формирования у них традиционных ценностей. По-прежнему актуальны публикации по проблемам цифровизации и электронного обучения. Например, в статье К.И. Яковлевой изучены барьеры и дефициты в распространении электронного обучения:
«Организационные дефициты связаны с неготовностью преподавателей использовать новые технологии, с дефицитом знаний, умений по включению новых инструментов в реализацию образовательных курсов, с недостаточной поддержкой преподавателей, недостаточностью педагогических знаний у преподавателей непедагогических вузов, чрезмерной учебной нагрузкой».
Цифровизация обострила внимание к вопросам самоменеджмента (в том числе управления временем), саморегуляции, самоопределения, персонализированного подхода по отношению к студентам и специалистам:
«Целью технологии управления временем является углубление понимания структуры временной организации и взаимосвязи между темпоральными особенностями и самоорганизацией студентов для успешной ориентации в пространстве вуза. Повышенное чувство академической самоэффективности в этом случае мобилизует положительные эмоциональные реакции, настойчивость и затраты усилий, что приводит к улучшению результатов обучения и успеваемости», − О.Н. Асютина, Т.А. Костюкова.
В разделе «История педагогики и образования» представлен материал профессора ТГПУ В.И. Ревякиной о деятельности педагогических классов в советский период 1920−1970 гг. и обзор Т.В. Галкиной, декана ИФФ ТГПУ, про иллюстративное пространство сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». В разделе «Психология» можно ознакомиться с исследованиями жизнестойкости студентов разного возраста в период пандемии, зависимости психологически неблагополучных студентов от смартфонов и др.
Приглашаем авторов к публикации статей по проблемам развития педагогической и психологической науки, а также образовательной практики.
6 июня 2022
3 июня в Ростове-на-Дону стартовал первый всероссийский форум образовательных организаций России, ЛНР и ДНР, который продлится до 5 июня включительно. В форуме приняли участие министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, губернатор Ростовской области Василий Голубев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию Александр Мажуга, министр образования и науки ЛНР Андрей Лустенко, министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков, президент Российской академии образования Ольга Васильева. Также участниками форума стали первые лица и представители российских университетов, один из которых ректор ТГПУ А.Н. Макаренко.
Основная цель форума – интеграции вузов Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики в образовательное пространство Российской Федерации. Участники обсудят аспекты взаимодействия вузов России, ЛНР и ДНР: внедрение совместных образовательных программ, прием студентов и организацию академического обмена, а также развитие волонтерской, воспитательной и патриотической работы.
В рамках форума состоится подписание меморандумов между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики о сотрудничестве в сфере высшего образования. Также планируется торжественная встреча организаций-партнеров России, ЛНР и ДНР, в которой примут участие ректоры вузов.
Для руководителей университетских пресс-служб и медиацентров будет организован студенческий медиафорум «Россия – Донбасс». В программе предусмотрены мастер-классы, интенсивы, а также презентация лучших практик информационной деятельности и медиапроектов вузов России, ДНР и ЛНР.
На фото: Н.Ю. Склярова, проректор МПГУ, А.В. Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ, А.В. Лубков, ректор МПГУ, А.Н. Макаренко, ректор ТГПУ, Ж.В. Марфина, ректор ЛГПУ.
3 июня 2022
Проект «История ТГПУ в людях» – к юбилею профессора К.Е. Осетрина
4 июня празднует 60-летний юбилей доктор физико-математических наук, профессор ТГПУ, директор Центра математической и компьютерной физики Константин Евгеньевич Осетрин. Событию посвящен новый выпуск проекта «История ТГПУ в людях».
В программе путь развития университета раскрывается через судьбы заслуженных деятелей науки и образования, культуры и искусств, физической культуры и спорта, ведущих ученых и учителей с большой буквы.
3 июня 2022
Студенты ТЭФ отправляются во «взрослую жизнь»
75 выпускников технолого-экономического факультета ТГПУ в своих альбомах воспоминаний почти закрыли страницу под названием «Университет» и готовятся открыть новую под названием «Взрослая жизнь». Праздник последнего звонка, прошедший в стенах актового зала Технопарка ТГПУ, был посвящен совместным моментам студентов и преподавателей, которые они пережили за годы обучения.
3 июня 2022
Выпуск патриотического проекта «Научный полк» ТГПУ сегодня посвящен личности Героя Советского Союза и студента ТГПИ Алексея Ильича Бельского.
Алексей Ильич родился в 1914 году на ст. Голышманово Омской железной дороги. В 1930 годы он преподавал в школе с. Лягуши Купинского района Новосибирской области и заочно учился на историческом факультете Томского государственного педагогического института. В конце 1930 годов А.И. Бельский был назначен директором этой школы.
В 1940 году Алексея Ильича призвали в армию и направили в Минское военно-политическое училище. С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, политрук А.И. Бельский был назначен в 160 стрелковую дивизию комиссаром отдельной зенитной батареи, а затем комиссаром стрелкового батальона. Под его командованием батальон 89 Белгородско-Харьковской гвардейской дивизии 23 августа 1944 года освободил столицу Молдавии – г. Кишинев. За подвиг в Висло-Одерской операции на территории Польши Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года командиру 2 стрелкового батальона 273 гвардейского стрелкового Кишиневского полка 89 гвардейской стрелковой Белгородско-Харьковской Краснознаменной дивизии А.И. Бельскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Капитан А.И. Бельский принимал участие в штурме Берлина, был назначен комендантом немецкого городка Варнемюнде.
После окончания Великой Отечественной он продолжал службу в должности военного комиссара на Западной Украине. В 1962 году в чине гвардии полковника А.И. Бельский был уволен в запас, а в 1964 году был удостоен звания почетного гражданина города Кишинев. Герой Советского Союза А.И. Бельский скончался в 1970 году в Кишиневе. Его именем названа одна из улиц Кишинева.
Награды: звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (1945); орден Боевого Красного Знамени (1943), орден Отечественной войны I степени (1944).
3 июня 2022
Новости Минпросвещения РФ: при ведомстве будет создан Совет учителей-блогеров
Общественный совет при Министерстве просвещения Российской Федерации одобрил инициативу по созданию при ведомстве Совета учителей-блогеров, в который войдут практикующие педагоги, активно ведущие аккаунты в социальных сетях и имеющие в них обширную аудиторию. Такое решение было принято в ходе заседания совета.
Предполагается, что новое объединение усилит взаимодействие министерства с экспертным педагогическим сообществом и будет способствовать обеспечению единого образовательного пространства, в частности через распространение информации в социальных сетях о решениях в сфере образования.
В состав совета войдут порядка 20 блогеров, имеющих аудиторию от 1 тысячи человек в социальных сетях («ВКонтакте», «Яндекс. Дзен», «Телеграм», «Яндекс. Кью», «Одноклассники» и другие), а также хорошо разбирающихся в образовательной тематике.
Помимо информационной поддержки Минпросвещения России, Совет блогеров будет принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов, касающихся системы образования, а также предлагать мероприятия и инициативы, направленные на повышение престижа педагогической профессии.
«Сегодня фокус потребления информации и доверия к ней активно смещается в сторону социальных сетей. Мы в своей работе активно взаимодействуем с лидерами мнений в разных сферах и хотели предложить закрепить это взаимодействие в формате Совета блогеров. На сегодняшний день он почти сформирован, в него вошли действующие педагоги, которые активно ведут коммуникации в социальных сетях. Инициатива шла от них, они хотели быть на связи с министерством, у них есть свое видение по разным вопросам, прежде всего связанным с педагогической деятельностью», – отметили в Минпросвещения России.
В ходе заседания Общественного совета директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова рассказала об основных направлениях развития воспитательной работы в образовательных организациях.
Она напомнила, что ведомство разработало три воспитательные программы – для школ, организаций среднего профессионального образования и педагогических вузов. Завершившийся недавно учебный год стал первым, когда в рамках воспитательной работы применялся единый календарный план, включающий в себя государственные праздники и юбилейные даты.
Как отметила Наталия Наумова, важнейшая часть воспитательной работы – патриотическое просвещение. В рамках этого направления в течение трех лет 33 тысячи российских школ будут обеспечены единым комплектом геральдических символов, будут также проводиться занятия по изучению отечественной символики. По ее словам, воспитательная работа рассматривается министерством как непрерывный процесс, поэтому мероприятия единого календарного плана будут также поддержаны организациями летнего отдыха и оздоровления.
Директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха добавила, что сегодня детские лагеря предоставляют не только возможности для отдыха, но и для личностного развития ребенка, что делает эти организации невероятно востребованными родителями. На данный момент Минпросвещения России планирует провести работы по капитальному ремонту и обновлению материально-технической базы в ряде учреждений, а также расширить линейку палаточных лагерей.
В свою очередь директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская представила результаты работы ведомства по повышению качества жизни и благополучия детей, нуждающихся в особой заботе государства. Она рассказала, что в школах формируются специальные условия получения образования с учетом специфики особых потребностей каждой категории.
В частности, создаются адаптированные программы. Так, в марте этого года была поддержана специальная программа, разработанная для обучающихся начальной школы. Лариса Фальковская добавила, что существует дефицит учителей, специализирующихся на работе с детьми с ОВЗ, тем не менее ведется активная работа по повышению квалификации специалистов в этой сфере.
3 июня 2022
Новости 1461 - 1480 из 8441
Начало | Пред. | 72 73 74 75 76 | След. | Конец