Дискуссия об инновационно-образовательном ландшафте Томской области: третий день форума «Педагогика XXI века» ТГПУ
Ключевым событием третьего дня форума стало обсуждение в формате дискуссионной площадки инновационно-образовательного ландшафта Томской области. Участие в мероприятии приняли Высшая школа экономики, ТГПУ, управленцы общеобразовательных организаций Томска.
ТГПУ и ВШЭ ведут научно-исследовательскую работу, где важной прикладной задачей является определение критериев и индикаторов мониторинга развития инновационно-образовательной системы с разработкой возможных сценариев и рекомендаций для образовательной политики на основе описания и прогноза институционального дизайна и регионального ландшафта. Томский регион интересен как пространство развитых и разнообразных исследовательских инновационных образовательных практик и инновационных площадок.
По мнению дискутантов, можно констатировать огромное разнообразие инновационных практик и наличие исторических школ в инноватике региона, уникальность его образовательного ландшафта. В то же время есть проблема отсутствия связности и налаженных коммуникаций между различными ступенями образования (в том числе системой ОО и вузами) и необходимость выстраивать взаимовыгодные отношения. Не менее значимой проблемой является формирование критериев определения: что такое инновации, по каким параметрам устанавливать инновационные образовательные организации.
В свете вышесказанного участники площадки высказали мнение о необходимости создать карту инновационно-образовательного ландшафта Томской области, отметив при этом необходимость учета ряда важных моментов.
Л.Г. Смышляева, директор НОМЦ педагогических технологий развития человеческого потенциала ТГПУ, доктор педагогических наук:
«Разработка ментальной карты инновационных образовательных практик региона могла бы стать инструментом прежде всего интеграции образовательного пространства и усиления коммуникаций между отдельными игроками».
Н.А. Семенова, директор ИРПО ТГПУ, кандидат педагогических наук:
«Картирования образовательной экосистемы станет вариантом решения задачи ориентирования и образовательной маршрутизации для образовательных работников, молодых педагогов и студентов педагогического вуза в разнообразии инновационных школ и практик региона. ТГПУ в целом и Институт развития педагогического образования через картирующий дизайн образовательного пространства региона могли бы взять на себя функции такого маршрутизатора, интегратора и координатора инновационной образовательной деятельности региона».
А.П. Глухов, зав. лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, кандидат философских наук:
«Цифровые инструменты и платформизация могут повысить связность регионального образовательного пространства, а вхождение в образовательное пространство EdTech-компаний будет способствовать усилению здоровой конкуренции и привнесению бизнес-стандартов клиентоориентированности, адаптивности и эффективности в образовательное поле, что позволит преодолеть его некоторый консерватизм и академичность».
Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века» сегодня продолжится секционными заседаниями конференции студентов, аспирантов, молодых ученых
«Наука и образование», а также открытием X Всероссийского фестиваля-конкурса образовательных практик «Инновационные педагогические практики в дополнительном образовании».