«Учитель томских учителей»: итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова
6 октября, в рамках Учительской недели, в ТГПУ прошел круглый стол «Образовательное пространство Сибири: исторические уроки и перспективы развития». Событие посвящено 125-летию со дня рождения профессора Ф.Ф. Шамахова. Организаторами стали Институт развития педагогического образования (далее ИРПО) и Научная библиотека им. А.М. Волкова (далее НБ), модератором встречи выступила главный библиотекарь НБ Ольга Козлова. Круглый стол собрал преподавателей, студентов ТГПУ и представителей томского учительского сообщества.
В докладе «Феодосий Феодосьевич Шамахов – учёный, педагог, наставник» заведующей сектором НБ Екатерина Кадомец были представлены основные вехи жизни ученого: от сельского мальчика из Костромской области до руководителя Томского педагогического института, одного из ведущих педагогических институтов страны. Особое внимание было уделено томскому периоду Ф.Ф. Шамахова: в 1923 году он приехал в Томск и начал преподавательскую деятельность в школе и техникуме. С 1931 года работа в институте и защита двух диссертаций – кандидатской «Средняя школа Сибири в период первой русской революции 1905–1907 годов» (1941 г.) и докторской «Общеобразовательная школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.» (1958 г.). За годы деятельности Шамахову удалось сформировать научное направление по истории педагогики.
Выступление главного библиотекаря НБ Эльвиры Степаненко было посвящено годам директорства Ф.Ф. Шамахова. Он возглавил институт в критический момент, когда вуз неоднократно находился на грани ликвидации. Основным принципом деятельности директора стало заявление: «Мы в любых условиях будем жить и работать. Мы не распустимся, не ликвидируемся!».
Шамахову удалось не только сохранить образовательный процесс, но и наладить научно-исследовательскую деятельность. Важнейшим достижением директора института стала грамотная кадровая политика, позволившая использовать потенциал ученых, эвакуированных в Томск из Москвы и других научных центров. Студенты ТПИ получили уникальную возможность учиться у ведущих специалистов страны. Результаты не заставили себя ждать: если за все довоенные годы в институте было защищено всего 4 кандидатских диссертации, то за первые три года войны – 11. Проводились археологические экспедиции, которые возглавлял профессор кафедры немецкой филологии Андрей Петрович Дульзон.
В 1944 году, продолжая руководить институтом, Феодосий Феодосьевич Шамахов был избран заведующим кафедрой педагогики, её возглавлял более 20 лет. Ему удалось собрать преданных делу подготовки педагогических кадров коллектив единомышленников, которые наделили его неофициальным почетным званием «Учитель томских учителей».
Наталья Пичугина, заведующая сектором редких и ценных изданий НБ, рассказала о фонде Шамахова, хранящемся в ТГПУ. В вузе находится личная библиотека ученого, переданная им в дар. Опубликовано 130 статей и 24 книги. С научными трудами ученого можно познакомиться на выставке в течение Учительской недели.
Доктор педагогических наук, профессор ИРПО Валентина Ревякина выделила два направления в научных изысканиях Ф.Ф. Шамахова. Первое связано с ревизией и местами критикой советской педологии, активно развивавшейся в 20-30-х гг. Второе направление – это изучение истории создания и развития педагогических классов, а также педагогического образования в Сибири. Особое внимание В. Ревякина обратила на человеческие качества ученого, который в 1938 году сам находился под следствием из-за ложного доноса, а позже, выйдя из заключения, сохранял отношения со своим учеником, оказавшегося в похожей ситуации. Это, как сказала В. Ревякина, свидетельствует о смелости и высокой морали Ф.Ф. Шамахова.
Виктор Лобанов, кандидат исторических наук ИРПО, в начале своего выступления предложил утвердить именную стипендию или нагрудный знак Ф.Ф. Шамахова. Далее он отметил актуальность педагогических мыслей ученого сегодня. Одна из них– необходимость сочетания образовательной деятельности с научными интересами преподавателя. Потому что качественная лекция – результат многолетней образовательной и научной деятельности педагога, именно педагог задает высокий уровень качества образования в вузе, и о важности создания условий в вузе для этого. В завершение В. Лобанов предложил разработать ежегодный конкурс среди вузовских преподавателей на лучшую лекцию или лучших лекторов.
Директор ИРПО Наталия Семенова поблагодарила выступающих и участников круглого стола. Она согласилась с необходимостью обсуждения запуска именных стипендий, одна из которых будет носить имя Ф.Ф. Шамахова. Также она отметила важность круглых столов, подобных сегодняшнему, которые посвящены ученым и педагогам, внесших значительный вклад в развитие вуза. Это возможность не только знать историю Альма-матер, но и воспитываться на ценностях, которыми руководствовались деятели вуза, подытожила Н. Семенова.
8 октября 2025














