
Третьему трудовому семестру СПО «Данко» ТГПУ быть!

Несмотря на эпидемиологическую обстановку в России, вожатые студенческих педагогических отрядов плодотворно готовились к открытию летнего сезона в детских лагерях. Интересные программы смен, новые игры и мероприятия для отдыха детей были разработаны и бойцами СПО «Данко» ТГПУ. Однако возможности выехать в любимые лагеря вожатые все-таки не получили, но студенты ТГПУ не отчаялись и решили попробовать себя в совершенно иной и новой сфере деятельности.
На данный момент бойцы трудятся на благо родного Томска в составе сводного городского студенческого отряда: в сквере «Ветеранов» проводится подготовка земли и посадка нового газона. «В первую очередь, это возможность попробовать себя в другой сфере деятельности и заодно понять, что вожатым хочется быть больше», – делится Анастасия Курлыпо, студентка БХФ.
В первые дни работа оказалась довольно тяжелой. Из-за отсутствия привычки трудиться физически ребята сильно уставали: «Все тело болит, но времяпрепровождение с отрядом оправдывает любые сложности».
Облагораживая скверы и парки города Томска, студенты ТГПУ не забывают и отдыхать: в перерывах они знакомятся с отрядами из других вузов, которые работают с ними на одном объекте, обсуждают дальнейшее развитие СПО «Данко», придумывают различные мероприятия на следующий год.
Такой альтернативе бойцы ТГПУ рады и верят, что этот сезон пройдет ничуть не хуже. Работа в СГСО уже дарит позитивные эмоции, новые навыки и знакомства. А когда пандемия отступит, наши вожатые смогут вернуться в свои лагеря, где продолжат радовать детей!
4 августа 2020
Минобрнауки России увеличило количество бюджетных мест ТГПУ для приема абитуриентов в следующем году

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило результаты конкурса на выделение контрольных цифр приема (КЦП) по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2021 году.
В Томском государственном педагогическом университете в следующем учебном году число бюджетных мест вырастет на 22% по сравнению с 2020 годом. Дополнительно вуз сможет принять 213 студентов и аспирантов на бюджетные места по программам бакалавриата – 142, программам специалитета – 15, программам магистратуры – 49 и программам аспирантуры – 12.
Ранее Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что увеличение КПЦ в региональных вузах станет регулярным: «Уже с 2021 года, причем ежегодно, мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы. И прежде всего, конечно, в такие регионы, которые нуждаются в современных молодых перспективных кадрах». А Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что приоритет при распределении количества бюджетных мест будет отдан направлениям, отвечающим запросам регионов, среди лидеров которых – кадры для педагогической сферы.
4 августа 2020
Детей нужно будет учить всегда!

Я поступила на физико-математический факультет ТГПУ и была счастлива! Студенческие годы пролетели быстро и интересно, появилось много друзей и знакомых. Не забывала и земляков с далекого города Кедрового в Томской области: мы встречались, справляли праздники, выручали друг друга в трудных ситуациях.
Долгожданные дипломы в руках, распределение. Казалось бы, все, о чем мы так мечтали, сбылось. Но все оказалось не так просто: в школе моего маленького родного города места для меня не нашлось. В ходе реорганизации учебного заведения сократились класс-комплекты, нагрузки для меня не осталось. На поиск работы и ожидание свободных мест ушли годы, проведенные за другим дело...
4 августа 2020
ВОЛОНТЕРЫ ТГПУ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ ЭКО-ДЕЛ

Команда «Green Teachers» волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» в течение двух недель выполняла задания наставников и спикеров проекта «Марафон эко-дел», который является идеей Клуба ЭКО осознанности «Новая эра» ТГУ. Каждый день участников ждали новые испытания, направленные на воспитание в себе разумного экологического поведения и эко-привычек. Их выполнение сопровождалось фотоотчетом от команд, который они размещали в социальных сетях с соответствующими хештегами.
«Я считаю, что проведение подобных мероприятий необходимо. Если не получается что-то изменить, то лучшее, что можно сделать – распространить информацию, – делится мыслями представитель команды «Green Teachers» Анастасия Павлюченко. – Участие же помогает доказать прежде всего себе, что нам важно будущее планеты».
Первое задание для участников подготовил наставник проекта Евгений Каверзин, руководитель компании «Чистый мир». Волонтеры должны были рассортировать мусор, а также проанализировать возможные пути сокращения количества ежедневных отходов. Чтобы облегчить задачу командам, Евгений поделился правилами раздельного сбора отходов в Томске и списком категорий мусора, которые подвергаются или не подвергаются переработке. Попробовать отказаться от одноразовых упаковок в магазине Евгений предложил в рамках упражнения «Пакет? Спасибо, нет!». Команды должны были отправиться за покупками со своими сумками-шопперами, фруктовками и холщовыми мешочками, которые являются альтернативой привычным целлофановым пакетам. И к этому испытанию были прикреплены важные примечания о том, как покупать продукты без лишней упаковки и что делать, если нечем заменить одноразовую тару в магазине. Помимо Евгения, своими советами поделилась Елизавета Чернова, томский зировейстер – приверженец повторного использования и идеи сокращенного потребления. Девушка рассказала об уникальных местах в Томске, где можно купить продукты без упаковки.
Евгений Лукьянчук, томский эко-активист, основатель молодежного движения «Сделаем Томск чистым», предложил участникам убрать мусор на любой территории, сделать фотоотчет «до и после» и рассортировать собранное. Но у команд была и альтернатива: они могли присоединиться к Евгению на эко-рейд для уборки Киевской-Ушайки. «Уборка территории – это вообще самое масштабное, что я делала для экологии. Наведение чистоты в парке стало тем, что я от души сделала для всех его посетителей, и этим горжусь», – делится впечатлениями Анастасия.
Четвертое испытание марафона, тоже подготовленное томским «Чистоменом» Евгением Лукьянчуком, было творческим, но по-прежнему связанным с эко-движением, – «Музыка против мусора». Суть задания заключалась в составлении подборки музыкальных композиций и публикации музыкального клипа на экологическую тему с написанием впоследствии на него отзыва. Наставник проекта уверен, что через творчество можно влиять на эко-осознанность людей, обращать их внимание на глобальные проблемы окружающей среды. В качестве примера Евгением была приведена музыкальная композиция Майкла Джексона «Earth Song».
Задание под номером пять от Евгения Работкина, руководителя благотворительного салона Пространство «Особая мода», подразумевало посещение участниками точек секонд-хендов и покупку там интересных вещей. Кроме того, ребята могли сдать в салоны свои предметы гардероба, которые уже не пользуются популярностью хозяев. По мнению наставника эко-марафона, если дать вещам вторую жизнь, то можно сэкономить огромное количество ресурсов, которые уже были затрачены на ее производство ранее. А еще, если принести свои вещи в салон, можно помочь нуждающимся людям, ведь «Особая мода» – это прежде всего благотворительный проект.
Игорь Лютаев, эколог, директор «Центра организации работ и услуг природоохранного значения», снова поставил перед участниками задачу проявить себя творчески, придумав мем, рекламный постер, мотиватор или демотиватор, коллаж или комикс, посвященный экологическим проблемам. Цель задания – популяризация эко-осознанности и правильного экологического поведения населения. По заданию эколога «Эко против эго» участники сняли минутный видеоролик, в котором рассказали о своей эко-рутине. Наставник пришел на помощь и представил список наиболее легких в реализации, но не менее важных привычек.
В завершение марафон от активиста движения «Защитим Томскую тайгу» Дениса Литвинова поступило предложение посмотреть документальный фильм «Зеленая планета» и прочитать любое произведение М. Пришвина, написав впоследствии на них отзывы. Самой глобальной эко-проблемой Денис считает именно незнание, поэтому цель данного испытания сугубо просветительская.
По итогам интенсивного двухнедельного марафона команда ТГПУ «Green Teachers» не только весело и полезно провела время, но и набралась опыта для реализации будущих эко-проектов в стенах ТГПУ, которые волонтеры проведут после снятия ограничительных мер.
3 августа 2020
ТГПУ получил дополнительные бюджетные места в новом учебном году

Томский государственный педагогический университет вошел в перечень университетов Российской Федерации, которым выделены дополнительные бюджетные места для обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в новом учебном году.
Постановление об особенностях распределения дополнительных контрольных цифр приема подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Оно предусматривает, что при распределении этих мест будет учитываться рейтинг вузов, сформированный по итогам ранее проведенного Министерством науки и высшего образования РФ конкурса.
В число востребованных направлений подготовки в регионах входят образовательные программы педагогического цикла. ТГПУ является одним из лидеров среди педагогических университетов России, организующих качественную подготовку современных специалистов для обеспечения высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения Томской области и страны:
- 1 место среди педагогических вузов России в «Рейтинге университетов QS: Развивающаяся Европа и Центральная Азия 2020» (QS University Rankings: EECA);
- 1 место среди педагогических и одно из десяти мест среди сильнейших вузов России в международном многомерном рейтинге университетов U-Multirank-2020;
- 1 место среди педагогических университетов Европы, стран BRICS и России в рейтинге Ranking Web of Universities (Webometrics 2020);
- 2 место в Национальном рейтинге университетов «Интерфакс» 2020;
- единственный педагогический университет Российской Федерации и один из 24 лучших университетов России в международном рейтинге Best Global Universities;
- входит в топ-100 высших учебных заведений Российской Федерации в международном рейтинге высших учебных заведений Academic Ranking of World Universities-European Standard ARES-2020 и другие.
3 августа 2020
новости Министерства науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования РФ завершило процесс распределения контрольных цифр приема (бюджетных мест) на 2021/22 учебный год. Соответствующий приказ подписал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. На 2021/22 учебный год общее число установленных бюджетных мест составило 576,4 тысячи, из которых 33,7 тысячи – дополнительные бюджетные места по программам бакалавриата и специалитета, выделенные во исполнение послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию от 15 января 2020 года. Начиная с этого года, фокус при распределении бюджетных мест смещается на региональные вузы.
Ранее на расширенном заседании президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию Владимир Путин отметил важность сохранения доступности высшего образования в субъектах Российской Федерации.
«Уже с 2021 года, причём ежегодно, мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы. И прежде всего, конечно, в такие регионы, которые нуждаются в современных молодых перспективных кадрах», – заявил Президент.
По мнению Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, увеличение числа бюджетных мест в 2021 году будет способствовать тому, что число специалистов, востребованных на рынке труда, увеличится.
Комментируя итоги распределения бюджетных мест, Валерий Фальков заявил: «В целом по стране произойдёт увеличение бюджетных мест в 2021 году на 9%. Это значит, что больше бюджетных мест будет в большинстве субъектов и во многих университетах. Приоритетом являются кадры для цифровой экономики, поэтому самый большой рост – 18% – по сравнению с 2020 годом по IT-специальностям. На втором месте, согласно запросам регионов, больше всего рост по педагогическим направлениям». Глава ведомства также добавил, что увеличение бюджетных мест будет происходить ежегодно вплоть до 2024 года.
1 августа 2020
Студенты и выпускники ТГПУ – победители областного конкурса «Спортивная элита»

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области подвел итоги областного конкурса «Спортивная элита», в числе победителей которого студенты факультета физической культуры и спорта ТГПУ.
Конкурс «Спортивная элита» проводится в Томской области ежегодно с 1993 года и направлен на содействие развитию спорта высших достижений. В 2020 году конкурсная комиссия определила 44 лучших спортсмена и тренера, а также одну сборную команду, которые достигли высоких результатов и внесли значительный вклад в развитие физической культуры и спорта в регионе в период с 1 июля 2019 по 30 июня 2020 года.
Высоко были оценены спортивные заслуги перед областью студентов ФФКиС – мастера спорта международного класса по самбо, серебряного призера Чемпионата Европы и победителя Чемпионата и первенства России Валерии Анисимовой и мастера спорта по дзюдо, чемпионки первенства Европы Александры Аскаровой. Спортсменки стали победителями в номинациях «Лучший спортсмен по неолимпийским видам спорта» и «Олимпийская надежда» соответственно.
Кроме того, в номинации «Лучший спортсмен по неолимпийским видам спорта» отличились выпускники ТГПУ Илья Афонин и Тургай Мамедов (кикбоксинг). В номинации «Лучший спортсмен по адаптивным видам спорта» – выпускники ФФКиС Светлана Орлова и Владимир Ульянов (керлинг). Среди «Лучших тренеров» – выпускники ТГПУ Кирилл Базаев (кикбоксинг) и Константин Шерстобитов (керлинг).
В число победителей конкурса также вошли абитуриенты ТГПУ 2020 года, Чемпионы Европы по керлингу среди спортсменов с нарушениями слуха Хорошков Олег, Анищенко Андрей и Серебренников Роман. Ребята отличились в номинации «Лучший спортсмен по адаптивным видам спорта».
Всего в 2020 году на конкурс было подано более 80 заявок. Комиссия определила победителей в номинациях: «Лучший спортсмен по олимпийским видам спорта», «Олимпийская надежда», «Лучший спортсмен по неолимпийским видам спорта», «Спортивная надежда», «Лучшая спортивная команда», «Лучший тренер» и других.
31 июля 2020
INSIDEGAME-2020: семейный день с ТГПУ

Семейный день регионального проекта технологического online-образования INSIDEGAME-2020 российские школьники встретили в Томском Педагогическом. Вместе со специалистами и выпускниками ТГПУ ребята провели несколько полезных часов в тематическом ключе «Технологии личного успеха: как превратить свое хобби в личную историю достижений».
Основным спикером и модератором дня выступила Михайловская Наталья Михайловна, директор центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ. Наталья Михайловна провела интерактивную беседу о шаблонности восприятия хобби как несерьезного занятия и раскрытии потенциала увлечений как основы будущего личного успеха. Также были рассмотрены инструменты, которые могут помочь человеку реализоваться в выбранном направлении, развить необходимые компетенции для продвижения и реализации своего дела.
Историей своего успеха поделились и выпускники ТГПУ.
Полянц Александра рассказала о том, как увлечение туризмом и вожатской деятельностью позволили еще в студенчестве стать организатором значимых городских мероприятий, а позже – руководителем структурного подразделения Центра «Кедровый». Черенков Константин поделился опытом реализации авторских исторических и патриотических проектов в г. Томске, а также дал старт челленджу дня, в котором школьникам выпала уникальная возможность войти в историю города и стать участниками проекта по выполнению граффити на свободных стенах Томска.
В рамках прямого эфира с родителями выступила Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор. В беседе «Родители, дети и домашнее чтение» были даны рекомендации и развернутые ответы на важнейшие вопросы: как сохранить чтение, как сделать совместное семейное чтение увлекательным, как подружить ребенка с книгой.
Куратором программы от вуза выступила Семенова Наталия Альбертовна, и.о директора Института развития педагогического образования ТГПУ. Активное участие в разработке тематического дня приняла выпускница ТГПУ, молодой педагог Чубыкина Ольга.
По итогам работы была достигнута главная цель – школьниками найдено понимание того, что каждый человек имеет потенциал, который часто проявляется в увлечениях, интересах, хобби. Того, как важно направить этот внутренний ресурс в правильное русло и реализовать его, ведь хобби можно сделать делом своей жизни и преуспеть.
30 июля 2020
ТГПУ улучшил позиции в Национальном рейтинге университетов

Информационным агентством «Интерфакс» опубликован новый Национальный рейтинг университетов, по результатам которого Томский государственный педагогический университет улучшил позиции по основным показателям.
Среди педагогических вузов России ТГПУ сохранил 2 место и поднялся на 62-63 строчку в общем рейтинге университетов страны, который представлен более чем 330 учреждениями.
В соответствии с проведенным исследованием ТГПУ улучшил позиции в общем рейтинге вузов по следующим параметрам:
- «Исследования» – спектр реализуемых образовательных программ (ОП) 2 и 3 уровней подготовки исследовательских кадров высшей квалификации; вклад в формирование научно-образовательной элиты страны; научная продуктивность авторов университета по данным международной наукометрии и другие – 55-56 место;
- «Социализация» – средняя зарплата НПР университета; непрерывное образование; качество кампуса; участие университета в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, региона, города; развитие социальной сферы университета (социальные программы) – 74 место;
- «Бренд» – совокупность ценностей института (ценностей академической и корпоративной культуры), которые транслируются целевым аудиториям в соответствии с миссией университета – 29-30 место.
Справка.
Целями ежегодного исследования «Национальный рейтинг университетов» является оценка деятельности современного университета, отвечающего лучшим мировым образцам; развитие канала коммуникаций между академическим сообществом и массовыми аудиториями; поиски новых методов и технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного развития, социального развития.
30 июля 2020
Студенты ТГПУ: о работе в приемной комиссии и помощи абитуриентам в поступлении

Масштабная приемная кампания ТГПУ не снижает оборотов: тысячи абитуриентов уже подали свои документы на поступление, а у многих все еще впереди. На всех этапах приема будущим студентам помогают специалисты приемной комиссии, среди которых сотрудники и преподаватели вуза.
Не отстают и студенты ТГПУ: некоторые из них из года в год посвящают свое лето новому набору. «В приемной комиссии я уже третий год и это ценная возможность получить опыт работы с людьми и с документацией, который особенно важен для будущих педагогов», — делится мнением Дарья Щербакова.
А вот Ольга Захарова, еще один студент-сотрудник, впервые в этом году открыла для себя необычную сферу профессиональной деятельности: «Конечно, это та работа, к которой надо относиться серьезно, но она очень затягивает и разбавляет скучные будни, так как требует постоянной включенности и концентрации. К тому же, думаю, это будет для меня хорошим жизненными опытом».
В этом году все мероприятия по приему документов и зачислению абитуриентов в вузах страны перенесены в дистанционный формат. Студенты-сотрудники отмечают, что отсутствие такого важного в работе фактора, как живое общение, конечно, по-своему сказывается на эффективности рабочего процесса. Однако ребята не унывают: высокий уровень владения ПК, уверенность в организации информационно-коммуникационного интернет-пространства помогают всегда быть на связи и оперативно осуществлять деятельность, помогать в решении сложных вопросов.
В ТГПУ можно подать документы несколькими способами: через личный кабинет, с помощью операторов почтовой связи общего пользования или по электронной почте, где с абитуриентами общаются и взаимодействуют работники приемной комиссии ТГПУ факультетов, устраняя возникающие трудности и давая ответы на любые вопросы. Кроме того, среди рабочих функций студентов — обработка заявок от абитуриентов, регистрация их в общей базе ТГПУ и создание личного дела.
Несмотря на кропотливость и сложность работы в приемной комиссии, она под силу каждому, кто желает попробовать себя в новом виде деятельности: «С этим сможет справиться каждый студент: первое время с ним будет наставник, который объяснит правила оформления документов, расскажет о тонкостях работы и передаст свой собственный опыт», — отметила студентка ТГПУ Вера Плотникова.
Изо дня в день находясь на связи с абитуриентами и их родителями, отвечая на самые сложные вопросы и помогая с заполнением документов, специалисты приемной комиссии ТГПУ успешно реализуют новый формат работы ПК. Для удобства поступающих на сайте Абитуриента ТГПУ представлена вся необходимая информация, структурированная и систематизированная. Консультации по поступлению ведутся и в социальных сетях вуза: для вопросов открыты беседы в официальных сообществах, специальные темы обсуждений и личные страницы сотрудников ПК.
29 июля 2020
В ТГПУ будут учиться Чемпионы Европы по керлингу и призер Герценовской олимпиады по педагогике

Томский государственный педагогический университет в качестве Alma Mater выбрали Чемпионы Европы по керлингу среди спортсменов с нарушениями слуха и призер Межвузовской олимпиады школьников по педагогике «Первый успех» (этапа Герценовской олимпиады школьников по педагогике).
Команда победителей II Чемпионата Европы по сурдлимпийскому керлингу, в составе которой Серебренников Роман, Анищенко Андрей и Хорошков Олег, претендуют на места заочной формы обучения по направлению Педагогическое образование, профиль «Физическая культура».
Ульяна Новак, занявшая второе место в престижной Олимпиаде школьников, выбрала для профессионального развития факультет дошкольного и начального образования. Будущий учитель всегда видела себя в педагогике и решила начать движение по этому благородному пути вместе с ТГПУ.
28 июля 2020

Абитуриенты из разных городов нашей страны и зарубежья стремятся попасть в Томский государственный педагогический университет: ребята готовы уехать далеко от родного дома, чтобы учиться в лучшем педагогическом России, а непоколебимое желание стать частью томского студенческого сообщества берет верх над страхом и неизвестностью.
Выбирать будущее дело жизни – процесс не из простых: разнообразие вузов и направлений дает возможность попробовать свои силы в разных сферах. Однако будущие студенты утверждают, что выбирают вуз исходя из насыщенности образовательных программ предметами, качества получаемого образования и развитости уровня студенческой жизни.
– Насколько мне известно, среди остальных вузов города Томска в ТГПУ – сильнейший факультетов иностранных языков, поэтому мой выбор остановился на этом университете, – поделился мнением Николай Архипов из города Горно-Алтайск, Республики Алтай.
Разнообразие факультетов и направлений в ТГПУ открывает перед будущими студентам множество профессиональных путей.
– Я приняла решение около полугода назад. Факультет выбрала спонтанно: просматривала, какие направления есть в вузе, на факультете психолого-педагогического и специального образования увидела олигофренопедагогику. Меня так заинтересовала эта профессия, что я решила поступать в ТГПУ, – рассказала Александра Богатырева из Кировской области.
Новый этап в жизни предполагает новые ожидания и желания. Абитуриенты убеждены, что Томский государственный педагогический университет предоставит возможность реализовать себя в профессиональной деятельности и при этом подарит незабываемое студенчество.
– В ТГПУ есть направление, которое пригодится мне в будущем. Еще в школе моим любимым предметом была физкультура, а теперь я в шаге от факультета физической культуры и спорта! Кроме того, я бы очень хотел попасть в баскетбольную команду ТГПУ и играть за честь университета, – предвкушает Артем Стогниев из города Асино.
В связи с ситуацией пандемии абитуриенты подают документы в вузы дистанционно. Такой формат оказался вполне удобным для будущих студентов, находящихся за пределами Томска.
– Вопросов при подаче документов было много, но мне быстро отвечали по почте и помогали разобраться, что и где нужно заполнить. За это отдельное спасибо, – рассказала Виктория Мамаева из города Северск.
Когда документы поданы, а ЕГЭ сданы, остается ждать результатов зачисления. Волнение одолевает ребят, они с нетерпением обновляют сайт, просматривая свой рейтинг среди других абитуриентов.
– Испытываю чувство неизвестности и чувство предвкушения этой неизвестности! Новый этап в жизни, мне интересно, какой он будет, – ожидает Виктория Мамаева.
Стать не просто студентом, а тем, от кого зависит будущее страны, может каждый абитуриент! Томский государственный педагогический университет открывает свои двери для энергичных и креативных ребят, которые хотят связать свою жизнь с преподаванием. Усердный подход к получению знаний и активная жизненная позиция помогут в достижении успеха!
28 июля 2020

Разнообразие профессий, в которых находят себя выпускники ТГПУ, не знает границ. Однако каждый из них уверен: во-первых, я – учитель! Или педагог? Вокруг этого вопроса ходит много споров: учитель, объясняют, преподает школьный предмет, а педагог, кроме прочего, – воспитывает, учит жить и помогает освоить выбранный путь.
Находя себя вне школьных стен, выпускники Педагогического остаются педагогами, помогая адаптироваться в сложном мире профессий вновь прибывшим коллегам. Таким опытом и поделилась гостья нового выпуска еженедельной рубрики «Записки учителя».
Мое студенчество в ТГПУ началось с истории декабристки: стать педагогом было моей целью, но где получить эту профессию – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске или Томске – подсказало сердце.
Студенческие годы на биолого-химическом факультете ТГПУ подарили множество возможностей: от освоения педагогического мастерства и прокачки профессиональных компетенций до реализации своих талантов на различных мероприятиях уровня города, области, страны. Это время было и бесконечно душевным: новые друзья и въевшиеся в память запах цветов и жужжание насекомых на первой полевой практике. Это было время творчества и новых открытий: невероятный фестиваль «Стартус», знакомство со студенческим отрядом «Клевер» и проба себя в профессии виноградаря, сборщика фруктов на просторах морского Крыма, первая школьная практика, а ты – впервые учитель биологии и химии. И ты уже знаешь про фиолетовый картофель (а вы, кстати, знаете?), уже можешь ответить на почти любые вопросы из разделов биогеографии, а также об эволюции, генетике...
Диплом. А с ним осознание: ты – специалист, а хочешь быть профессионалом – делай свое дело хорошо независимо от того, где находишься: с указкой у доски в классе или с пробиркой у центрифуги в лаборатории. Твои ученики найдут тебя везде.
Так произошло и со мной: реализоваться и как биолог, и как педагог мне посчастливилось в ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» – одном из крупнейших вирусологических и биотехнологических центров России. Моя работа связана с вирусологией, которая по части биологических наук сейчас в авангарде и совмещает в себе молекулярную генетику, информатику, биохимию и многие другие области знаний, которые мне удалось углубить благодаря старательной учебе на БХФ ТГПУ. Опытом я щедро делюсь с младшими коллегами, используя все свои знания педагогики, психологии, методики обучения биологии и химии.
Из последних новостей: я – не просто педагог, я – участник разработки псевдотипированной вакцины против COVID-19, а кроме того, занимаюсь получением генетических конструкций вируса кори, что тоже немаловажно и очень интересно.
У современных педагогов так много перспектив! Необходимо понять свой вектор развития: будет это проектная деятельность или подготовка 100-балльников, а может, работа с детьми с ОВЗ, преподавание в сельской школе или суворовском училище... Определите траекторию профессионального движения уже сейчас, а педагогика поможет вам стать грамотным наставником в любой сфере реализации ваших знаний!
Татьяна Сульгина, выпускница БХФ ТГПУ, лаборант-исследовать ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор».
28 июля 2020
Вышли сборники научных конференций ФДиНО

На факультете дошкольного и начального образования ТГПУ вышли сборники материалов по итогам Международной научно-практической конференции «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» и по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Содержание современного предшкольного образования: баланс инноваций и традиций».
В материалах первого сборника рассматривается широкий спектр статей, раскрывающих различные направления дошкольного образования: содержательное и технологическое обеспечение педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, проблемы подготовки специалистов и вопросы организации деятельности дошкольных образовательных учреждений, психологическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Материалы второго сборника содержат анализ современного состояния психолого-педагогического и методического содержания предшкольного образования, реализующегося в различных российских образовательных учреждениях. В трудах раскрываются особенности организации обучения и воспитания старших дошкольников, в том числе с различными ресурсными возможностями, на этапе подготовки к систематическому обучению в школе.
27 июля 2020
«Мини-футбол – в вузы»: как команда ТГПУ готовится к соревнованиям в условиях пандемии

В марте из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки был прерван спортивный сезон 2019-2020 года. В Томске были запрещены массовые спортивные мероприятия и командные тренировки, из-за чего все спортсмены, а в частности сборная ТГПУ по мини-футболу, оказались в затруднительном положении. Но ребята-игроки не отчаиваются: осенью, если будут полностью сняты карантинные ограничения, они попадут на финал Общероссийского проекта «Мини-футбол – в вузы», за 12 лет существования которого сборная ТГПУ впервые получила такую возможность.
«Тренировочного процесса нет: сейчас все на вынужденных каникулах. Спорт в Томской области пока под запретом. Ждем сентября – на этот месяц запланированы все сборы. Вузы России сейчас находятся в одинаковых условиях, никакой подготовки не ведется, но я уже занимаюсь организационной работой: заказываю форму, составляю смету на поездку», – делится директор спортивного клуба ТГПУ А.Н. Трунтягин.
Несмотря на то, что командные тренировки и спортивные сборы временно перестали осуществляться, игроки команды ТГПУ по мини-футболу не прерывали занятий спортом – они усиленно готовятся к важным для их команды соревнованиям. «Ближе к началу турнира, надеюсь, возможность собраться и потренироваться вместе появится. А пока не снимут запрет, все тренируются индивидуально. Пристально следить за тренировками нет надобности, потому что все парни серьезные и понимают, что физическую форму надо поддерживать», – говорит капитан команды ТГПУ по мини-футболу (футзалу) Максим Рыков.
Проведение финала Всероссийских соревнований по футзалу в рамках проекта «Мини-футбол – в вузы»: запланировано на конец сентября 2020 года. Место проведения – Нижегородская область. Все сотрудники и студенты ТГПУ верят в команду вуза и желают ребятам удачи!
27 июля 2020
Итоги месяца приемной кампании ТГПУ

Приемная кампания, стартовавшая 20 июня, проходит в ТГПУ, как и в других российских вузах, дистанционно, путем подачи абитуриентами электронных заявлений через личный кабинет поступающего. Пакеты документов принимают и обрабатывают специалисты университета. Об итогах первого месяца работы приемной комиссии рассказала ответственный секретарь ПК ТГПУ Татьяна Печенкина:
«В Томский государственный педагогический университет за месяц работы приемной кампании подано 1700 заявлений. В тройку лидеров, наиболее популярных по количеству поданных заявлений, вошли направления подготовки: Лингвистика, "Перевод и переводоведение", Специальное (дефектологическое) образование, "Логопедия" и Педагогическое образование, "История" и "Обществознание".
Средний конкурс в ТГПУ составляет на сегодня 3,18 заявления на одно бюджетное место. На это есть объективная причина: объявлены не все результаты ЕГЭ. Выпускники в этом году имеют право подавать документы в вузы, не дожидаясь результатов экзаменов. Психологический настрой абитуриентов заставляет сначала все же дождаться баллов и соизмерить свои силы. Поэтому основная волна поступающих прогнозируется в начале августа, сразу после того, как будут подведены и объявлены итоги единого государственного экзамена. Советую абитуриентам сразу рассмотреть и платную основу обучения: в случае, если не поступят на бюджет, они смогут все равно пойти в университет и учиться, не теряя год».
Среди программ бакалавриата заочной формы обучения безоговорочными лидерами являются направления подготовки Педагогическое образование, «Музыка и Мировая художественная культура», где конкурс составляет 2,4; Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия» – 2,17; Педагогическое образование, «Дошкольное образование» – 1,93.
На очную форму обучения в магистратуре количество поступающих заявлений заметно увеличилось после того, как бакалаврам-выпускникам были вручены дипломы. Прием на заочную магистратуру, по словам Татьяны Иннокентьевны, на некоторых направлениях демонстрирует очень хорошие результаты даже по сравнению с прошлым годом, когда подача документов проходила в привычных для всех условиях. Среди лидеров по направлениям подготовки – Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия»; «Педагогика и психология инклюзивного образования».
Поступают заявления и на целевые места, здесь свои лидеры. Это программы Педагогическое образование, «Физическая культура» и «Дополнительное образование» и Педагогическое образование, «Начальное образование» и «Дошкольное образование».
Консультирование абитуриентов по телефону, электронной почте и в социальных сетях вуза идет активно: у поступающих всегда много вопросов.
Следующий важный этап кампании, который начнется 28 июля, – сдача творческих и спортивных испытаний вуза. В этом году на вступительные испытания для поступающих на программы бакалавриата отведено 13 дней. Проходить они будут преимущественно дистанционно. Абитуриенты уже получают логины и пароли для доступа в систему проведения вступительных онлайн-испытаний. Сами тесты станут доступны в момент начала экзамена.
24 июля 2020
Ответственный секретарь ПК ТГПУ – гость студии телеканала «Томское время»

В эфире программы «Однажды утром» региональной телекомпании «Томское время» Татьяна Иннокентьевна Печенкина, ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ, рассказала об особенностях приема документов от абитуриентов в 2020 году, учете баллов ЕГЭ, популярных образовательных направлениях и новых перспективных образовательных треках магистратуры ТГПУ.
В ходе беседы с ведущими поговорили и о планах проведения творческих и спортивных испытаний вуза. Подробнее об этом и многом другом – в сюжете программы:
24 июля 2020

В этом году на базе Томского государственного педагогического университета был проведен тур по предмету «Физическая культура» регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В работе экспертной комиссии приняли участие преподаватели и ученые вуза.
С надеждой на дальнейшее сотрудничество благодарность на имя ректора ТГПУ А.Н. Макаренко за участие специалистов вуза в мероприятии и предоставлении современного вузовского оборудования направили начальник Департамента общего образования Томской области И.Б. Грабцевич и директор ОГБУ «РЦРО» Н.П. Лыжина.
24 июля 2020
Боец СПО «Данко» – вожатый Всероссийского детского центра «Орлёнок»

Планы рабочих и досуговых летних дел студентов ТГПУ не раз подвергались изменениям в связи со сложившейся ситуацией в стране и мире. Несмотря на возникшие трудности, вожатые студенческого педагогического отряда «Данко» ТГПУ хранят надежду на долгожданную встречу с воспитанниками в детских оздоровительных лагерях Томской области, отправляя некоторых своих бойцов работать в другие города нашей страны, где эпидобстановка позволяет налаживать привычный ритм жизни. Счастливую путевку в летний лагерный сезон Всероссийского детского центра «Орлёнок» (Краснодарский край) получила вожатая СПО «Данко», студентка ИФФ Анастасия Волошко.
Попасть в лагерь с богатой 60-летней историей не так просто: «Чтобы поехать в "Орлёнок" в роли вожатого, необходимо преодолеть несколько сложных этапов: пройти три психологических теста, составить и отправить резюме, успешно пройти онлайн-собеседование, а также по приезде в лагерь пройти инструктив для повышения своих профессиональных навыков, – рассказывает Анастасия. – Сессию же сдавать лучше досрочно – я убедилась на своем опыте. В этом году я пробовала совместить сдачу экзаменов и работу: дистанционный формат обучения, казалось бы, должен был сделать этот процесс проще, но не все оказалось так легко, как ожидалось».
Работа вожатым – это всегда большая ответственность: он – наставник и лучший друг своих воспитанников. А когда вожатый один на весь отряд, он становится еще ближе к детям. В этом году Роспотребнадзор выдвинул особое требование для реализации рабочего сезона: на один отряд – по одному вожатому. Не обошло оно и «Орлёнок», в котором трудится наша студентка. Приходится непросто, однако имеющийся вожатский опыт помогает: бойцы СПО «Данко» закалены трудностями и пройденными сезонами. За плечами Анастасии – седьмая смена, которая стала особенной: «Изменилось многое по сравнению с прошлым годом: нам нельзя взаимодействовать с другими лагерями, не проводится никаких крупных мероприятий и встреч. Не приезжают специалисты с "Большой Земли". Но каждый из нас верит в лучшее и надеется, что в скором времени все стабилизируется».
Вопреки сложности условий, ни один ребенок не уедет домой без новых знаний и впечатлений: в лагере – интереснейшие программы смен, в ходе которых ребята знакомятся с различными направлениями технической деятельности, укрепляют свое здоровье спортивной, танцевальной и игровой деятельностью, а также учатся грамотно выстраивать коммуникацию и развивают навыки публичных выступлений.
23 июля 2020

В ТГПУ завершились защиты магистерских диссертаций обучающихся факультета технологии и предпринимательства, прошедшие в удаленном режиме на платформе BigBlueButton в формате видеоконференций.
Научные работы магистрантов обладали актуальностью, практической значимостью, элементами научной новизны, масштабностью исследуемых педагогических проблем в условиях глобализации, интернационализации и цифровизации образования и были высоко оценены представителями государственной экзаменационной комиссии. Эксперты отметили актуальность и соответствие содержания заявленным темам исследования, наличие в работах количественного и качественного анализа рассматриваемых проблем исследования на основе научных методов, принципах опережающего образования и личного профессионального опыта.
Основным результатом защит выпускных квалификационных работ стали программно-методические и учебно-диагностирующие материалы авторских курсов, готовых к применению в системе общего, профессионального и дополнительного образования:
• обучение работе с компьютерной графикой на примере реализации дизайн-проектирования предметов интерьера жилой комнаты в среде трехмерного компьютерного моделирования Blender;
• обучение дизайн-проектированию одежды в бурятском, монгольском, алтайском стилях с учетом этнических традиций тувинской культуры;
• обучение проектной деятельности в области технического творчества и компьютерного моделирования детских роботизированных игрушек;
• обучение на основе интерактивных технологий (кейс-технологии, игровые технологии, технологии проектирования, ИКТ-технологии, технологии-Worldskills) профориентационному самоопределению и построению профессионального маршрута в сфере ресторанного бизнеса;
• обучение профилактическим мерам и способам предотвращения негативных последствий от киберзависимости;
• обучение проектно-исследовательской деятельности при изучении основ безопасности жизнедеятельности;
• обучение культуре здорового образа жизни в условиях спортивной школы;
• интерактивное обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
По итогам отличных защит государственная экзаменационная комиссия определила высокую степень готовности магистров к профессиональной деятельности в новых условиях развития образования, а также высокий профессиональный уровень авторских разработок, значимость их внедрения в практику работы современных образовательных организаций разного уровня.
23 июля 2020
Новости 2561 - 2580 из 8441
Начало | Пред. | 127 128 129 130 131 | След. | Конец